Представление требования по банковской гарантии
Согласно ст. 374 ГК РФ требование бенефициара об уплате денежной суммы по банковской гарантии должно быть представлено банку в письменной форме с приложением указанных в гарантии документов. В требовании или в приложении к нему бенефициар должен указать обстоятельства, наступление которых влечет выплату по гарантии.
Бенефициар вправе обратиться с требованием об уплате по гарантии в пределах предусмотренного ей срока. В тех случаях, когда требование направляется бенефициаром по почте и гарантией не предусмотрено, что оно должно быть доставлено в пределах срока действия гарантии, требование считается заявленным своевременно, если оно направлено с соблюдением правила п. 2 ст. 194 ГК РФ, то есть сдано в организацию связи до 24 часов последнего дня срока (п. 4 Обзора судебной практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о независимой гарантии, утв. Президиумом ВС РФ 05.06.2019).
По получении требования бенефициара банк должен без промедления уведомить об этом принципала и передать ему копию требования со всеми относящимися к нему документами (ст. 375 ГК РФ). Банк проверяет соответствие требования бенефициара условиям банковской гарантии, а также оценивает по внешним признакам приложенные к нему документы.
Статьей 375.1 ГК РФ установлена ответственность бенефициара перед банком и принципалом за убытки, которые причинены вследствие представления им недостоверных документов или предъявления необоснованного требования.
В соответствии с п. 2 ст. 375 ГК РФ банк должен рассмотреть требование бенефициара и приложенные к нему документы в течение 5 дней со дня, следующего за днем их получения, и, если требование признано им надлежащим, произвести платеж. Условиями гарантии может быть предусмотрен иной срок рассмотрения требования, не превышающий 30 дней.
После того как банк произвел платеж в пользу бенефициара, принципал обязан возместить ему выплаченные в соответствии с условиями гарантии денежные суммы, если соглашением о выдаче гарантии не предусмотрено иное (ст. 379 ГК РФ). В то же время банк не вправе требовать от принципала возмещения денежных сумм, уплаченных бенефициару не в соответствии с условиями банковской гарантии или за нарушение обязательства банка перед бенефициаром, за исключением случаев, если соглашением банка с принципалом предусмотрено иное либо принципал дал согласие на платеж по гарантии.
Обязательства принципала по возмещению банку сумм, уплаченных по банковской гарантии, регулируются посвященными ей специальными нормами и не являются кредитными обязательствами (см., например, постановление Девятого ААС от 29.11.2022 N 09АП-76411/22).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным гражданско-правовым договорам
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Используя материалы этого блока, Вы узнаете, в каких случаях можно заключить тот или иной договор, на что обратить внимание при его составлении и какие нюансы необходимо учитывать при его исполнении. Основное внимание уделено рассмотрению тех вопросов, которые вызывают трудности в практической деятельности
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" использованы авторские материалы, предоставленные А. Александровым, Д. Акимочкиным, Ю. Аносовой, Ю. Бадалян, А. Барсегяном, С. Борисовой, Т. Вяхиревой, Р. Габбасовым, Н. Даниловой, П. Ериным, М. Золотых, Ю. Раченковой, М. Рафиковым, О. Сидоровой, Е. Стародубовой, В. Тихонравовой, А. Черновой и др.
См. информацию об авторах