Отказ банка удовлетворить требование бенефициара об уплате денежной суммы по банковской гарантии
Смотрите в этом материале:
- в каких случаях банк может отказаться осуществить платеж по гарантии;
В каких случаях банк может отказаться осуществить платеж по гарантии
Получив требование бенефициара об уплате денежной суммы по банковской гарантии, банк проверяет соответствие этого требования условиям гарантии, а также оценивает по внешним признакам приложенные к нему документы (п. 3 ст. 375 ГК РФ). Понятие внешних признаков действующим законодательством не установлено.
В соответствии с п. 1 ст. 376 ГК РФ банк вправе отказать бенефициару в удовлетворении его требования только в одном из следующих случаев:
- требование или приложенные к нему документы не соответствуют условиям гарантии;
- требование или приложенные к нему документы предоставлены банку по окончании определенного в гарантии срока. Срок действия банковской гарантии носит пресекательный характер и не может быть восстановлен судом в случае его пропуска (постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.02.2013 N Ф07-3146/12).
Таким образом, основаниями к отказу в удовлетворении требования бенефициара могут служить обстоятельства, связанные исключительно с несоблюдением условий самой гарантии. Гарант не вправе выдвигать против требования бенефициара возражения, вытекающие из основного обязательства, а также из какого-либо иного обязательства, в том числе из соглашения о выдаче независимой гарантии, и в своих возражениях против требования бенефициара об исполнении независимой гарантии не вправе ссылаться на обстоятельства, не указанные в гарантии (п. 2 ст. 372 ГК РФ).
Оценивая соблюдение условия о соответствии требования бенефициара и приложенных документов условиям гарантии, судебная практика исходит из того, что неполнота или неточность сведений о нарушении принципалом основного обязательства не являются основаниями для отказа банка осуществить платеж по гарантии (см., например, постановления АС Дальневосточного округа от 24.05.2019 N Ф03-1797/19, АС Западно-Сибирского округа от 30.10.2018 N Ф04-4376/18).
Бенефициар обязан приложить к своему требованию все без исключения предусмотренные гарантией документы в форме, определенной в гарантии. Отсутствие любого из предусмотренных банковской гарантией документов либо несоответствие формы даже одного из них является основанием для отказа банка. В частности, если условиями гарантии предусмотрено, что к письменному требованию бенефициара должен быть приложен оригинал гарантии, то предъявление копии гарантии может расцениваться как несоблюдение условий гарантии и являться для гаранта основанием для отказа в удовлетворении требования бенефициара (см., например, определение ВС РФ от 17.07.2015 N 305-ЭС15-8800).
Банк проводит проверку приложенных к требованию бенефициара документов по внешним признакам (п. 3 ст. 375 ГК РФ) и согласно позиции Верховного Суда РФ банк не вправе отказать бенефициару, если документы по внешним признакам соответствуют условиям гарантии (п. 9 Обзора судебной практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о независимой гарантии, утв. Президиумом ВС РФ 05.06.2019). В частности, суд признал неправомерным отказ банка в удовлетворении требования о выплате по гарантии, мотивированный неполнотой расчета суммы убытков, в то время как в самой гарантии содержалось указание на необходимость предоставления банку расчета указанной суммы, но отсутствовали какие-либо положения о порядке выполнения и оформления расчета этой суммы, о содержании расчета.
Приняв решение об отказе, банк обязан уведомить об этом бенефициара в тот же срок, который предусмотрен для произведения банком платежа. По общему правилу, этот срок составляет 5 дней со дня, следующего за днем получения требования с приложенными к нему документами (п. 2 ст. 375 ГК РФ). Условиями гарантии может быть предусмотрен иной срок рассмотрения требования, не превышающий 30 дней. В уведомлении банк должен указать причину своего отказа.
Что может потребовать бенефициар от банка, необоснованно уклонившегося или отказавшегося от выплаты суммы по гарантии
Ответственность банка перед бенефициаром за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательства по гарантии не ограничена суммой, на которую выдана гарантия, если в ней не предусмотрено иное (п. 2 ст. 377 ГК РФ).
Бенефициар вправе требовать от банка, необоснованно уклонившегося или отказавшегося от выплаты суммы по гарантии, выплаты процентов в соответствии со ст. 395 ГК РФ (если только гарантией не предусмотрено иное) (п. 19 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 08.10.1998 N 13/14). Размер процентов, как правило, отражен в тексте гарантии. В противном случае он равен ключевой ставке Банка России. Если убытки, причиненные бенефициару неправомерным отказом банка, превышают указанную сумму процентов, бенефициар вправе требовать от банка возмещения убытков в части, превышающей эту сумму (п. 2 ст. 395 ГК РФ).
На практике бывают ситуации, когда банки включают в текст гарантии условия, ограничивающие ответственность банка за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств по банковской гарантии текущим объемом обязательств по банковской гарантии. Это означает, что убытки, причиненные бенефициару вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения банком своих обязательств по банковской гарантии, возмещению не подлежат. Судебная практика признает такой подход неправомерным, утверждая, что хотя п. 2 ст. 377 ГК РФ позволяет установить иные правила в банковской гарантии, однако условие гарантии об освобождении банка от ответственности за умышленное нарушение им собственных обязательств является ничтожным (п. 21 Обзора судебной практики ВС РФ N 3 (2020), утв. Президиумом ВС РФ 25.11.2020).
Иск бенефициара к банку, отказавшемуся удовлетворить своевременно предъявленное требование о платеже по гарантии, может быть заявлен в пределах общего срока исковой давности (п. 15 Обзора судебной практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о независимой гарантии, утв. Президиумом ВС РФ 05.06.2019). В соответствии со ст. 196 ГК РФ этот срок составляет 3 года.
Гражданско-правовые споры о взыскании денежных средств по требованиям, возникшим из сделок, вследствие неосновательного обогащения, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию (ч. 5 ст. 4 АПК РФ). Верховный Суд РФ разъяснил, что предъявление банку требования по гарантии является достаточной мерой для урегулирования спора во внесудебном порядке, совершать дополнительные действия по досудебному урегулированию спора не требуется (п. 17 Обзора судебной практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о независимой гарантии, утв. Президиумом ВС РФ 05.06.2019).
Тема
Представление требования по банковской гарантии
См. также
Проценты за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ)
Убытки, подлежащие возмещению в случае нарушения обязательства
Энциклопедия судебной практики
Формы документов
Уведомление об отказе гаранта удовлетворить требование бенефициара по независимой гарантии
Исковое заявление о взыскании денежных средств по банковской гарантии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным гражданско-правовым договорам
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Используя материалы этого блока, Вы узнаете, в каких случаях можно заключить тот или иной договор, на что обратить внимание при его составлении и какие нюансы необходимо учитывать при его исполнении. Основное внимание уделено рассмотрению тех вопросов, которые вызывают трудности в практической деятельности
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" использованы авторские материалы, предоставленные А. Александровым, Д. Акимочкиным, Ю. Аносовой, Ю. Бадалян, А. Барсегяном, С. Борисовой, Т. Вяхиревой, Р. Габбасовым, Н. Даниловой, П. Ериным, М. Золотых, Ю. Раченковой, М. Рафиковым, О. Сидоровой, Е. Стародубовой, В. Тихонравовой, А. Черновой и др.
См. информацию об авторах