Реорганизация ООО
Реорганизация ООО регулируется ст.ст. 57-60.2 ГК РФ, а также ст.ст. 51-56 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО). Государственная регистрация обществ при реорганизации осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о госрегистрации).
ООО может быть реорганизовано как добровольно по решению его участников, так и по иным основаниям, предусмотренным ГК РФ и другими законами (п. 1 ст. 92 ГК РФ). Добровольная реорганизация осуществляется в порядке, предусмотренном Законом об ООО. Другие основания и порядок реорганизации общества определяются ГК РФ и иными федеральными законами (см, например, ст. 38 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), п. 2 ст. 57 ГК РФ).
Реорганизация ООО может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.
С 1 сентября 2014 года в связи с вступлением в силу Федерального закона N 99-ФЗ от 05.05.2014 (далее - Закона N 99-ФЗ) допускается реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если ГК РФ или другим законом предусмотрена возможность преобразования юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой из таких организационно-правовых форм (абзацы второй, третий п. 1 ст. 57 ГК РФ).
Согласно п. 3 ст. 57 ГК РФ в случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов (см, например, ст. 27 Закона о защите конкуренции, предусматривающую случаи необходимости получения предварительного согласия на реорганизацию антимонопольного органа).
Решение о реорганизации общества относится к исключительной компетенции общего собрания его участников (или единственного участника общества) и должно быть принято единогласно (пп. 11 п. 2 ст. 33, п. 8 ст. 37, ст. 39 Закона об ООО).
После принятия решения о реорганизации общества, участвующие в реорганизации, в порядке, предусмотренном ст. 13.1 Закона о госрегистрации, по общему правилу, обязаны:
- в течение трех рабочих дней со дня принятия решения ООО обязано письменно сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации указанием формы реорганизации и с приложением решения (п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 1 ст. 13.1 Закона о госрегистрации);
- в течение пяти рабочих дней после направления уведомления в регистрирующий орган письменно уведомить о начале реорганизации всех кредиторов;
- после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц от имени всех участвующих в реорганизации обществ поместить в журнале "Вестник государственной регистрации" уведомление о реорганизации (абзац второй п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 1 приказа ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@). Государственная регистрация осуществляется только при представлении доказательств двух публикаций уведомлений о реорганизации.
Кредитор, если его права требования возникли до опубликования первого уведомления о реорганизации общества, вправе в течение 30 дней с даты последнего опубликования сообщения о реорганизации потребовать в судебном порядке досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения - прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом или соглашением кредитора с реорганизуемым обществом. Правом такого требования не обладает кредитор, уже имеющий достаточное обеспечение (п.п. 2, 4 ст. 60 ГК РФ, п. 5 ст. 51 Закона об ООО).
При реорганизации ООО в форме преобразования не нужно совершать ряд действий, связанных с уведомлением кредиторов. К отношениям, возникающим при реорганизации юридического лица в форме преобразования, правила ст. 60 ГК РФ не применяются (п. 5 ст. 58 ГК РФ). Исключением из этого правила является положение п. 1 ст. 60 ГК РФ об обязанности в течение 3 рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации уведомить уполномоченный государственный орган о начале реорганизации (п. 27 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ").
Если передаточный акт не позволяет определить правопреемника по обязательству общества, а также если из передаточного акта или иных обстоятельств следует, что при реорганизации недобросовестно распределены активы и обязательства реорганизуемых юридических лиц, что привело к существенному нарушению интересов кредиторов, реорганизованное общество и созданные в результате реорганизации юридические лица несут солидарную ответственность по такому обязательству (п. 5 ст. 60 ГК РФ).
История вопроса
До вступления в силу Закона N 99-ФЗ (01.09.2014) ст. 60 ГК РФ не устанавливала правовых последствий недобросовестного распределения активов и обязательств реорганизуемых юридических лиц. Однако судебная практика придерживалась аналогичной правовой позиции (о возложении солидарной ответственности на юридические лица, созданные в результате реорганизации) в случаях, когда при утверждении разделительного баланса было допущено нарушение принципа справедливого распределения активов и обязательств реорганизуемого общества между его правопреемниками, приводящее к явному ущемлению интересов кредиторов этого общества (п. 22 постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 N 19).
Правила ст. 60 ГК РФ, устанавливающие гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица, не применяются к реорганизации общества в форме преобразования (п. 5 ст. 58 ГК РФ).
До 01.09.2014 правила ст. 58 ГК РФ предусматривали, что при реорганизации в форме разделения или выделения права и обязанности реорганизованного юридического лица переходят к правопреемнику (правопреемникам) в соответствии с разделительным балансом, а при реорганизации в форме слияния, присоединения или преобразования - в соответствии с передаточным актом.
Действующей редакцией статей 58 ГК РФ определено, что при реорганизации в форме разделения и выделения вместо разделительного баланса составляется передаточный акт.
С 01.09.2014 после вступления в силу Закона N 99-ФЗ от 05.05.2014 остается недостаточно урегулированным вопрос о необходимости составлять передаточный акт при реорганизации ООО в форме присоединения, слияния и преобразования. В соответствии с этим федеральным законом из ст. 58 ГК РФ исключено упоминание о передаточном акте как основании перехода прав и обязанностей реорганизуемого в данных формах юридического лица к его правопреемнику. Однако ст. 59 ГК РФ указывает на необходимость составления этого документа независимо от формы реорганизации.
Указание на необходимость подготовки, утверждения и представления в регистрирующий орган передаточного акта осталось и в других федеральных законах:
- п.п. 2, 5 ст. 52, п. 4 ст. 53, п.п. 2, 4 ст. 56 Закона об ООО;
- пп. "д" п. 1 ст. 14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о госрегистрации).
Как разъяснил Верховный Суд РФ по смыслу положений ст. 58 ГК РФ составление передаточного акта не требуется при реорганизации в форме слияния и присоединения (см. п. 26 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25), однако вопрос о передаточном акте при реорганизации в форме преобразования остался без внимания.
Общество считается реорганизованным с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации, а в случае реорганизации в форме присоединения - с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного общества (п. 4 ст. 57 ГК РФ).
Документы на государственную регистрацию могут быть направлены в регистрирующий орган в электронной форме через нотариуса (ст. 86.3 Основ законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993 N 4462-I, абз. третий п. 1 ст. 9 Закона о госрегистрации).
Нотариус получает документы, выданные регистрирующим органом в электронной форме, и по просьбе заявителя выдаёт ему данные документы также в электронной форме либо на бумажных носителях с удостоверением их равнозначности электронным документам (п. 3 ст. 11 Закона о госрегистрации).
Государственная регистрация ООО может быть приостановлена сроком на 1 месяц, если у регистрирующего органа имеются основания для проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ в связи с реорганизацией (п. 4.4 ст. 9 Закона о госрегистрации).
В государственной регистрации при реорганизации юридического лица может быть отказано по основаниям, указанным в п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации, в том числе:
- несоблюдение установленного законодательством РФ порядка проведения реорганизации юридического лица (пп. "х" п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации);
- внесение в ЕГРЮЛ сведений об учредителе (участнике) юридического лица либо о лице, имеющем право без доверенности действовать от его имени, в отношении ряда перечисленных в законе лиц, например, в случае содержания в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений или нарушения решения суда о принудительной ликвидации (пп. "ф" п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации).
В случаях прекращения ООО в результате реорганизации снятие его с учета в налоговых органах осуществляется налоговым органом самостоятельно, без участия налогоплательщика, на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 84 НК РФ).
Темы
Общество с ограниченной ответственностью
Реорганизация юридического лица
См. также
Реорганизация ООО в форме слияния
Реорганизация ООО в форме присоединения
Реорганизация ООО в форме разделения
Реорганизация ООО в форме выделения
Реорганизация ООО в форме преобразования
Защита прав кредиторов при реорганизации ООО
Государственная регистрация при реорганизации
Передаточный акт при реорганизации ООО
Уставный капитал правопреемников при реорганизации ООО
Энциклопедия судебной практики
Формы документов
Уведомление кредиторов о реорганизации предприятия
Уведомление работника о реорганизации предприятия
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Корпоративное право" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам организации деятельности юридических лиц (АО и ООО)
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Корпоративное право
При подготовке "Энциклопедии решений. Корпоративное право" использованы авторские материалы, предоставленные Л. Барковой, С. Борисовой, Е. Дмитриевой, П. Ериным, О. Ефимовой, А. Кузьминой, В. Павленко, В. Пенкиным, И. Разумовой, Е. Титовой, В. Тихонравовой, С. Широковым и др.
См. информацию об авторах