Административная ответственность за представление недостоверных сведений в ЕГРЮЛ
За предоставление регистрирующему органу (далее - также ФНС России) заведомо недостоверных сведений (а равно за непредставление или несвоевременное представление необходимых для ЕГРЮЛ сведений) предусмотрена административная ответственность (п. 1 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", далее - Закон о госрегистрации, части 3-5 ст. 14.25 КоАП РФ).
Данная ответственность установлена давно и напрямую не связана с изменениями законодательства о государственной регистрации юридических лиц с 01.01.2016 (Федеральный закон от 30.03.2015 N 67-ФЗ). Однако указанные изменения могут повлиять на правоприменительную практику привлечения к административной ответственности.
Представляется, что проверки достоверности сведений ЕГРЮЛ, предусмотренные изменениями законодательства с 01.01.2016, если их итогом стал отказ в регистрации или внесение в ЕГРЮЛ записи о недостоверности, могут повлечь возбуждение дела об административном правонарушении. При этом поводом к возбуждению может быть непосредственное обнаружение регистрирующим органом данных, указывающих на наличие события правонарушения (п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ).
Дело возбуждается по ч.ч. 3, 4 или 5 ст. 14.25 КоАП РФ в зависимости от причины, по которой те сведения, которые вносятся или уже содержатся ЕГРЮЛ, не соответствуют действительности:
Норма КоАП РФ |
Состав правонарушения |
Орган, рассматривающий дело |
Наказание |
часть 3 ст. 14.25 КоАП РФ |
Сведения ЕГРЮЛ недостоверны вследствие несвоевременного представления информации |
Руководители ИФНС, руководитель ФНС России и его заместители (ст. 23.61 КоАП РФ) |
предупреждение или штраф до 5 000 рублей |
часть 4 ст. 14.25 КоАП РФ |
Сведения ЕГРЮЛ недостоверны вследствие того, что лица, обязанные по закону представлять в ФНС информацию: - не представили ее вовсе; - представили неточную информацию (непроверенную, с искажениями, но не заведомо ложную) |
Руководители ИФНС, руководитель ФНС России и его заместители (ст. 23.61 КоАП РФ) |
штраф от 5 000 до 10 000 рублей |
часть 5 ст. 14.25 КоАП РФ |
Сведения ЕГРЮЛ недостоверны вследствие представления заведомо ложных сведений |
Мировой судья (ч. 1, абзац шестой ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ) |
дисквалификация на срок от одного года до трех лет |
Порядок привлечения к административной ответственности
Дело возбуждается в отношении (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ, п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части КоАП"):
- руководителей и иных работников организаций в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций;
- членов советов директоров (наблюдательных советов);
- членов коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций);
- членов счетных комиссий;
- членов ревизионных комиссий;
- членов ликвидационных комиссий (ликвидаторов) юридических лиц;
- руководителей организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций;
- физических лиц, являющихся учредителями (участниками) юридических лиц;
- руководителей организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц.
Срок давности привлечения к ответственности по этим правонарушениям составляет один год со дня совершения (ч. 1 и ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ).
Административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку (в рассматриваемом случае к конкретному сроку представления сведений), не могут быть рассмотрены в качестве длящихся (абзац третий п. 19 постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"). Таким образом, правонарушение по ч.ч. 3, 4 или 5 ст. 14.25 КоАП РФ считается оконченным в последний день срока представления документов (в случае непредставления или его просрочки), либо в день представления недостоверных сведений. Со следующего календарного дня начнет течь срок давности привлечения к ответственности (ч. 1 ст. 4.8 КоАП РФ). Привлекать к ответственности по истечении годичного срока давности ФНС не вправе (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
Возбуждать дело по ч. 3, 4 и 5 ст. 14.25 КоАП РФ правомочны сотрудники ФНС (ч. 1 ст. 28.3 и ч. 1 ст. 23.61, ч. 1 и п. 8 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). Они либо составят протокол об административном правонарушении (п. 3 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ), либо вынесут определение о возбуждении дела и проведении административного расследования, если по делу необходимы экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат (п. 4 ч. 4 ст. 28.1 и ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ).
При составлении протокола об административном правонарушении, сотрудник ФНС обязан вызвать к себе лицо, в отношении которого ведётся дело. Без его уведомления составлять протокол нельзя (ч. 1 ст. 25.1, ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ). Более того, уведомление о составлении протокола должно указывать на конкретный факт нарушения, в связи с которым он составляется (абзац четвёртый п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Привлекают к ответственности (то есть рассматривают протокол и иные материалы, а затем выносят постановления о назначении административного наказания):
- по ч. 3 или ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ- руководители ИФНС, руководитель ФНС России и его заместители (ст. 23.61 КоАП РФ);
- по ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ - только мировой судья (ч. 1, абзац шестой ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).
Дисквалификация
Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять управление юридическим лицом (ч. 1 ст. 3.11 КоАП РФ). Дисквалифицированный руководитель не вправе подписывать отчетность и иные документы юридического лица, включая первичные, выступать от его имени, осуществлять операции по счетам в банках (см. постановления Семнадцатого ААС от 12.09.2014 N 17АП-10392/14, Тринадцатого ААС от 08.04.2014 N 13АП-3158/14).
Немедленно после вступления в законную силу постановления по делу контракты с дисквалифицированным лицом (на управление организацией) прекращаются (ч. 2 ст. 32.11 КоАП РФ). Если организация не внесет изменения в сведения о руководителе, то на период дисквалификации прежнего руководителя она может попасть в категорию "недействующих". Данное обстоятельство может быть использовано регистрирующим органом для ликвидации организации по правилам ст. 21.1 Закона о госрегистрации (см. приказ ФНС России от 20.10.2005 N ЧД-6-09/891@ "О направлении тезисов докладов", доклад "Применение дисквалификации в качестве санкции за нарушение законодательства о государственной регистрации").
Кроме того, ФНС ведет открытый ресурс - Реестр дисквалифицированных лиц (ч. 3 ст. 32.11 КоАП РФ, п. 5.5.13 Положения о ФНС России, утв. постановлением Правительства от 30.09.2004 N 506). При заключении трудового (или иного) договора работодатель (или иное уполномоченное заключить договор лицо) обязан запросить информацию в ФНС России о наличии дисквалификации потенциального работника (абзац второй ч. 2 ст. 32.11 КоАП РФ). Воспользоваться сервисом можно бесплатно на сайте http://www.nalog.ru.
Для целей ведения указанного реестра мировой судья обязан отправить в ФНС копию своего решения о дисквалификации конкретного гражданина (ч. 4 ст. 32.11 КоАП РФ).
Сведения о дисквалификации вносятся в ЕГРЮЛ (см. приказы ФНС России от 08.02.2013 N ММВ-7-6/67@ "О вводе в промышленную эксплуатацию программного обеспечения, реализующего внесение в ЕГРЮЛ сведений о дисквалификации", от 12.01.2017 N ММВ-7-6/8@). Представляется, что информация о дисквалификации должна быть добавлена в сведения обо всех юридических лицах, где дисквалифицированное лицо являлось руководителем или лицом, имеющим право действовать без доверенности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Корпоративное право" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам организации деятельности юридических лиц (АО и ООО)
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на май 2018 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Корпоративное право
При подготовке "Энциклопедии решений. Корпоративное право" использованы авторские материалы, предоставленные Л. Барковой, С. Борисовой, Е. Дмитриевой, П. Ериным, О. Ефимовой, А. Кузьминой, В. Павленко, В. Пенкиным, И. Разумовой, Е. Титовой, В. Тихонравовой, С. Широковым и др.