Уведомление проверяемого лица о проведении проверки органами пожарного надзора
Обязательное уведомление проверяемого лица о предстоящей проверке предусмотрено законодательством при организации любых плановых проверок (ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ), а также при организации внеплановых, за исключением проверок, проводимых в связи с получением информации о фактах нарушений требований пожарной безопасности, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу, угрозу возникновения пожара либо влекут причинение такого вреда, возникновение пожара (ч. 7 ст. 6.1 Закона 69-ФЗ, п.п. 16 и 17 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, п. 59, п. 73 Регламента N 644), а также "повторных" проверок, если предыдущую плановую провести не удалось по вине проверяемого лица (ч. 7 ст. 12 Закона N 294-ФЗ, п. 60 Регламента N 644).
То есть органы ГПН обязательно уведомляют о внеплановой проверке, если она организована:
1. В связи с истечением срока исполнения выданного ранее предписания органа ГПН об устранении выявленного нарушения требований пожарной безопасности.
2. В связи с установлением особого противопожарного режима на соответствующей территории.
3. В связи с поступлением в орган ГПН сведений о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной безопасности.
4. В соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (ч. 7 ст. 6.1 Закона 69-ФЗ, ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, п. 73 Регламента N 644).
Проведение проверки без предварительного уведомления о её проведении, в случае когда такое уведомление обязательно, относится к категории грубых нарушений требований организации и проведения проверки, влекущих за собой отмену результатов такой проверки по заявлению проверяемого лица (п. 1 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ).
Следует помнить, что орган ГПН проверяет не конкретное лицо, а конкретный объект защиты (а именно - соблюдение на нем требований пожбезопасности, см. ч. 1 ст. 6.1 Закона 69-ФЗ). Поэтому при организации проверки такого объекта, которым владеют и пользуются разные лица (например, складской комплекс, площади которого арендуются множеством арендаторов), может возникнуть ситуация, когда о предстоящей проверке будут извещены не все заинтересованные лица. Например, проверка объекта защиты организуется в отношении арендатора - в этом случае о ней не знает собственник, или наоборот. Тем не менее, проверка проведена, и ее материалы могут послужить основанием для выдачи предписания и/или наложения штрафа. Можно ли отменить результаты такой проверки по мотивам неуведомления заинтересованного лица? Судебная практика неоднозначна*(1): есть решения, отменяющие предписания и/или постановления органа ГПН, поскольку неуведомление нарушает не только права лица на присутствие при проверке и дачу объяснений, получение информации по предмету проверки, представление возражений по ходу проверки и по ее результатам, но и лишает объективности полученные доказательства (постановления АС Центрального округа от 02.10.2014 N Ф10-3079/14, АС Уральского округа от 25.08.2014 N Ф09-4472/14, АС Уральского округа от 08.09.2014 N Ф09-5753/14, ФАС Волго-Вятского округа от 31.03.2014 N Ф01-564/14 и от 23.12.2013 N Ф01-12621/13). Противоположные решения исходят из того, что неизвещение о проверке всех пользователей помещений (сведения о которых у органа пожарного надзора могут отсутствовать или не соответствовать скоротечно меняющейся действительности), являющимся объектом проверки, по смыслу норм Закона N 69-ФЗ не может служить препятствием для проведения соответствующей проверки (постановления Второго ААС от 02.09.2014 N 02АП-6857/14 и от 26.03.2014 N 02АП-860/14, Седьмого ААС от 30.07.2014 N 07АП-5949/14).
Кроме того, если внеплановой проверке подвергается лицо - член саморегулируемой организации, то о проведении проверки орган ГПН обязан известить и саму СРО (ч. 18 ст. 10 Закона N 294-ФЗ). Однако неисполнение этой обязанности не относится к числу грубых нарушений, влекущих отмену результатов проверки (постановление Восьмого ААС от 06.08.2014 N 08АП-5541/14).
Сроки уведомления
Согласно ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ о плановой проверке и сроках её проведения должностные лица проверяемого объекта должны быть уведомлены не позднее чем за три рабочих дня до её начала (см. также п. 59 Регламента N 644).
О проведении внеплановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом ГПН не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения (ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, п. 73 Регламента N 644).
Срок для уведомления отсчитывается от фактического начала проверки (то есть она может начаться позже срока, указанного и в распоряжении, и в уведомлении, с тем, чтобы трехдневный период был соблюден) (постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.01.2014 N Ф07-9585/13). Однако издание уведомления после даты начала проверки, указанной в распоряжении, даже если фактически проверка не начата, является грубым нарушением требований Закона N 294-ФЗ (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.12.2013 N Ф04-6749/13).
Форма и способ уведомления
Часть 12 ст. 9 Закона N294-ФЗ предписывает уведомлять о проведении плановой проверки путем направления копии распоряжения или приказа руководителя органа ГПН о начале проведения плановой проверки. Рекомендуется направить такую копию заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или электронным письмом (E-mail), подписанным усиленной квалифицированной электронной подписью и направленным по электронному адресу организации, ИП, если этот адрес содержится в ЕГРЮЛ (ЕРГИП) либо уже ранее представлялся в ФГПН для связи. Можно воспользоваться иным доступным способом (ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ, п. 59 Регламента N 644), например. вручить копию распоряжения непосредственно руководителю (индивидуальному предпринимателю), иному должностному лицу, уполномоченному представителю юридического лица с получением расписки или отметки (штампа) на втором экземпляре копии распоряжения.
Суды признают надлежащими такие способы уведомления о проверке, как:
- заказное почтовое отправление (с уведомлением) по адресу, указанному в ЕГРЮЛ. В этом случае проверяемое лицо не сможет сослаться на неполучение копии распоряжения, поскольку получение поступающей корреспонденции является обязанностью юридического лица и оно несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя (абз. 2 п. 1 постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 N 61, п. 24.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, постановление ФАС Поволжского округа от 29.04.2014 N Ф06-5641/13);
- электронная почта (см. постановления ФАС Дальневосточного округа от 26.03.2014 N Ф03-922/14, ФАС Западно-Сибирского округа от 29.05.2013 N Ф04-2227/13) ). С 2017 года требуется, чтобы используемый адрес электронной почты либо был взят из ЕГРЮЛ (ЕГРИП), либо представлен в надзорный орган ранее самим адресатом (ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ);
- факсограмма (см. постановления ФАС Уральского округа от 19.02.2013 N Ф09-14246/12, Семнадцатого ААС от 02.10.2014 N 17АП-11284/14). Отчет об отправке должен содержать информацию о том, кто именно принял факс (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 02.04.2014 N Ф01-725/14);
- телефонограмма (см. постановления ФАС Северо-Западного округа от 09.08.2011 N Ф07-6375/11; Семнадцатого ААС от 05.11.2009 N 17АП-10029/09). Детализация телефонных разговоров при отсутствии телефонограммы не может служить доказательством извещения (постановления Семнадцатого ААС от 02.10.2014 N 17АП-11284/14, Шестого ААС от 21.08.2012 N 06АП-3296/12);
- телеграмма. Извещение о проведении проверки телеграммой подразумевает направление по телеграфу копии распоряжения о проведении проверки, а не простое информирование о времени начала проверки (постановления ФАС Северо-Западного округа от 23.06.2014 N Ф07-4180/14, Четвертого ААС от 29.03.2011 N 04АП-590/2011);
- доставка и вручение копии распоряжения курьером - в канцелярию, руководителю или представителю лица, подлежащего проверке. Суды по-разному расценивают последствия такого вручения: суд признал надлежащим уведомлением вручение копии распоряжения работнику проверяемого лица (продавцу), чье положение явствовало из обстановки (постановление Двадцатого ААС от 30.08.2013 N 20АП-5176/13, оставлено без изменения кассационной инстанцией, аналогично - постановление Пятого ААС от 26.08.2014 N 05АП-9327/14). Однако встречаются и противоположные случаи - так, надлежащим уведомлением не признано вручение копии даже представителю, действующему на основании общей доверенности, включающей право представлять интересы при проведении мероприятий государственного контроля (надзора), а так же получать корреспонденцию (постановление Двенадцатого ААС от 07.04.2014 N 12АП-1490/14); аналогично о вручении копии главному бухгалтеру (постановление Девятнадцатого ААС от 15.01.2014 N 19АП-6437/13), управляющему филиала (постановление Восьмого ААС от 06.11.2013 N 08АП-9008/13), работнику без специальной доверенности (постановление Восьмого ААС от 19.06.2014 N 08АП-4267/14).
Данные об уведомляемом юридическом лице, индивидуальном предпринимателе орган ГПН должен брать из ЕГРЮЛ или ЕГРИП. В случае необходимости проверяемых идентифицируют, в том числе, по ОГРН и ИНН (постановление ФАС Дальневосточного округа от 10.02.2014 N Ф03-7287/13).
Текст копии распоряжения должен без труда поддаваться прочтению (постановление Восьмого ААС от 19.06.2014 N 08АП-4267/14).
Законодательство не регламентирует форму уведомления о проведении внеплановой выездной проверки. Согласно ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ и п. 59 Регламента N 644 юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются любым доступным способом. На практике пожарный инспектор информирует о внеплановой проверке так же, как и при плановой, то есть посредством направления копии распоряжения о проведении проверки любым доступным способом, позволяющим подтвердить его получение (нарочным, заказным письмом с уведомлением о вручении, факсограммой и т.п.).
Информация об уведомлении проверяемого лица с указанием даты и способа уведомления вносится в Единый реестр проверок (п. 18, пп. "г" п. 13 Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415).
________________________________
*(1) Очень интересны два противоположных решения, вынесенных одним и тем же составом суда в отношении одного лица и по одной проверке: было признано незаконным предписание, выданное в отношении неуведомленного собственника объекта по результатам проверки арендатора (постановление АС Волго-Вятского округа от 08.09.2014 N Ф01-3556/14), одновременно было признано законным постановление об административном штрафе в отношении этого же неуведомленного о проверке собственника (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14.02.2014 N Ф01-13384/13).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на август 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.