Предписание государственного пожарного инспектора
В случае выявления в ходе проведения проверки нарушений требований пожарной безопасности государственный пожарный инспектор одновременно с актом проверки выдает обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений (ч. 3 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, пп. 1 п. 90 Регламента N 644), а также принимает меры по контролю за устранением выявленных нарушений (п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ, пп. 2 п. 90 Регламента N 644).
Предписание является приложением к акту проверки (абз. шестой п. 83 Регламента N 644), следовательно, вручается проверенному лицу вместе с актом проверки и по соответствующей процедуре (п. 84 Регламента N 644). Однако сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с предписанием, о наличии подписей или об отказе от совершения подписи уполномоченных должностных лиц проверенного объекта проставляются также непосредственно в самом предписании, независимо от аналогичных сведений в акте проверки (п. 96 Регламента N 644). Номер предписания состоит из трех чисел, которые указываются через знак дроби: первое число - номер распоряжения о проведении проверки, второе - код вида предписания (1 - об устранении нарушений, 2 - по устранению несоответствия) и третье - порядковый номер предписания, выданного по результатам этой проверки (п. 99 Регламента N644).
Как правило, инспектор ГПН выдает предписание одновременно с актом проверки. Однако предписание по результатам проверки может быть выдано и позже, что не влияет на законность и предписания, и результатов проверки (постановления ФАС Уральского округа от 26.09.2011 N Ф09-5721/11, Третьего ААС от 28.01.2013 N 03АП-5031/12). Закон не требует вручения предписания именно руководителю проверенной организации, поэтому его может получить на руки представитель по обычной доверенности (постановления Второго ААС от 22.08.2014 N 02АП-5533/14, Седьмого ААС от 30.07.2014 N 07АП-5949/14).
В предписании излагаются перечень выявленных нарушений и сроки их устранения с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены. Сроки устранения нарушений устанавливаются инспектором с учетом характера нарушения, а также исходя из организационных и технических условий, влияющих на их устранение; для государственных, муниципальных учреждений учитывается имущественное и финансовое положение (п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ, п. 91 Регламента N 644). Более того, если предписание выдается органу местного самоуправления, то при установлении срока его исполнения ГПН обязан учитывать необходимость соблюдения таким органом требований и процедур, установленных законодательством (ч. 2.9 ст. 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ"). Предписание может не раскрывать конкретные способы устранения нарушений (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 01.04.2014 N Ф04-2569/14).
Если во время проведения проверки выявленные нарушения (или их часть) добровольно устранены проверенным лицом, то инспектор все равно обязан вынести предписание, поскольку нарушения имели место в момент проверки (постановление Тринадцатого ААС от 21.08.2014 N 13АП-13503/14).
Информация о выдаче предписаний вносится в Единый реестр проверок (п. 5 ч. 3 чт. 13.3 Закона N 294-ФЗ, п.п. "е", "ж" п. 13, п. 20 Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415).
Предписание может быть выдано не только в отношении проверенного лица. Если во время проверки инспектор обнаружит на объекте нарушения, которые должно устранять третье лицо, предписание будет выдано непосредственно этому третьему лицу (например, если субъектом проверки выступает собственник объекта, а нарушения допустил арендатор, который формально к проверке не имеет отношения). Суды зачастую считают такие предписания законными (постановление Восьмого ААС от 07.04.2014 N 08АП-1455/14). Противоположная практика также имеется (определение ВАС РФ от 23.06.2014 N ВАС-7736/14, постановления АС Волго-Вятского округа от 08.09.2014 N Ф01-3556/14, АС Уральского округа от 25.08.2014 N Ф09-4472/14, ФАС Волго-Вятского округа от 31.03.2014 N Ф01-564/14).
Требования, содержащиеся в предписании, подлежат исполнению в установленные в нем сроки. В случае, когда выполнить предписание (или его отдельные требования) в указанный инспектором срок не представляется возможным, то в течение 15 дней с даты получения предписания проверенному следует в письменной форме обратиться в орган ГПН, назначивший проверку (или в вышестоящий), с жалобой (заявлением), в т.ч. в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью, на решение инспектора в части срока исполнения предписания и просьбой о его продлении (ч. 12 ст. 16 Закона 294-ФЗ, п.п. 89, 131 Регламента N 644). К такому заявлению целесообразно приложить документы о причинах невозможности исполнения предписания в срок. Жалоба подлежит рассмотрению руководителем органа ГПН, выдавшего распоряжение о проведении проверки, или руководителем вышестоящего органа ГПН в течение 15 рабочих дней, по результатам которого выносится письменное решение и доводится до сведения заинтересованного лица (п. 135, п. 136 Регламента N 644). При рассмотрении жалобы органу ГПН запрещено сокращать сроки устранения нарушений, указанных в обжалуемом предписании (абз. пятый п. 136 Регламента N644). Однако ходатайство о продлении срока для исполнения предписания может быть направлено и позже, чем в 15-дневный срок, вплоть до последнего дня, установленного для исполнения предписания (постановление Тринадцатого ААС от 24.07.2014 N 13АП-12430/14). Главное, чтобы такое ходатайство было мотивированным.
Проверенное лицо не обязано отчитываться об исполнении выданного предписания. Истечение срока исполнения ранее выданного органом ГПН предписания является основанием для проведения внеплановой проверки (пп. 1 ч. 2 ст. 10 Закона 294-ФЗ, пп. 1 п. 67 Регламента N 644). Если действие предписания приостановлено судом на время рассмотрения дела, то проверка его исполнения не может быть проведена (постановление Седьмого ААС от 28.05.2014 N 07АП-3917/14).
По результатам такой внеплановой проверки, в случае установления факта невыполнения предписания в установленный срок, в отношении каждого уполномоченного лица проверяемого объекта выдается новое предписание с новыми сроками (если сроки некоторых предложений не истекли - сроки переносятся из прежнего предписания - п. 93 Регламента N 644, письмо МЧС России от 19.01.2015 N 19-3-1-123, а также составляются протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5. КоАП РФ (в отношении соцобъектов - по ч. 13 той же статьи, при повторном неисполнении предписания - по ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ), и направляются мировому судье (либо в райсуд) для принятия решения о назначении административного наказания (ст.ст. 23.1. и 28.8. КоАП РФ). Санкции могут быть значительными:
Норма КоАП РФ | Для должностных лиц и предпринимателей | Для организаций |
За неисполнение предписания ГПН в срок (ч. 12 ст. 19.5) | Штраф от 3 000 до 4 000 рублей | Штраф от 70 000 до 80 000 рублей |
За неисполнение в срок предписания ГПН, выданного объекту образования, здравоохранения либо соцзащиты (ч. 13 ст. 19.5) | Штраф от 5 000 до 6 000 рублей либо дисквалификация на срок до трех лет | Штраф от 90 000 до 100 000 рублей |
За повторное неисполнение предписания ГПН (ч. 14 ст. 19.5) | Штраф от 15 000 до 20 000 рублей либо дисквалификация на срок до трех лет | Штраф от 150 000 до 200 000 рублей |
При проведении внеплановой проверки с целью контроля выполнения предписания об устранении нарушений пожарный инспектор не вправе выявлять иные нарушения требований пожарной безопасности (ч. 21 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, письмо МЧС России от 19.01.2015 N 19-3-1-123). Положения абз. второго п. 94 Регламента N 644, которые дозволяют инспектору выходить за пределы проверки, не могут применяться, поскольку противоречат акту более высокой юридической силы. Отметим, что до 15.11.2014 пожарные инспектора привлекали виновных лиц к ответственности за новые нарушения, выявленные при проверке предписания и суды, как правило, разрешали это (постановления Третьего ААС от 04.08.2014 N 03АП-3281/14, Одиннадцатого ААС от 28.02.2014 N 11АП-700/14; АС Восточно-Сибирского округа от 22.09.2014 N Ф02-3971/14, ФАС Волго-Вятского округа от 28.02.2014 N Ф01-104/14; ФАС Поволжского округа от 21.01.2014 N Ф06-1619/13; ФАС Уральского округа от 25.12.2013 N Ф09-13747/13; ФАС Поволжского округа от 26.12.2013 N Ф06-10896/13; ФАС Западно-Сибирского округа от 16.04.2013 N Ф04-906/13). Противоположная судебная практика была немногочисленна (постановления Двадцатого ААС от 11.02.2014 N 20АП-8103/13; Восьмого ААС от 30.04.2013 N 08АП-2095/13, ФАС Поволжского округа от 26.03.2013 N Ф06-1472/13, Девятнадцатого ААС от 14.11.2011 N 19АП-3553/11). Однако пожарный инспектор вправе (абз. третий п. 94 Регламента N 644) составить рапорт об обнаружении нарушений, создающих угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу, угрозу возникновения пожара либо влекут причинение такого вреда, и на основании этой информации ГПН вправе провести новую внеплановую проверку, на этот раз по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 5 ст. 6.1 Закона 69-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на сентябрь 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.