Административное расследование, проводимое Роспотребнадзором
Роспотребнадзор может прийти к предпринимателю или в организацию не с такой проверкой, которая организована в рамках Закона N 294-ФЗ, а с проверкой, которая проводится в рамках административного расследования. В этом случае Роспотребнадзор будет проверять не всю деятельность лица, а будет расследовать определенный факт нарушения, по которому, собственно, и было возбуждено дело. Административное расследование - это деятельность, аналогичная следствию, только не по уголовному, а по административному делу, и проводится она по правилам КоАП РФ.
Положения Закона N 294-ФЗ к действиям государственных органов при проведении административного расследования не применяются (п. 3 ч. 3 ст. 1 Закона N 294-ФЗ).
Административное расследование проводится только по делам определенных категорий и только тогда, когда для установления обстоятельств дела необходимо провести экспертизу или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат (ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ).
Роспотребнадзор может проводить административное расследование, если правонарушение будет выявлено в следующих областях:
- в области законодательства о защите прав потребителей,
- в области законодательства о техническом регулировании (в части, касающейся деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий),
- в области законодательства о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров,
- в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения,
- в области государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги),
- в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ).
Каким образом Роспотребнадзор выявляет правонарушения? Согласно ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, это может быть:
- непосредственное обнаружение административного правонарушения должностными лицами Роспотребнадзора;
- материалы, поступившие из правоохранительных и других госорганов, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
- жалобы граждан и организаций, информация в СМИ, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Следовательно, поводом к административному расследованию могут быть любые жалобы в Роспотребнадзор: как те, которые могут быть поводом к внеплановой проверке, так и те жалобы, которые не могут быть основанием для ее проведения. Роспотребнадзор сам решает, проводить ли ему внеплановую проверку или административное расследование.
Чтобы провести расследование, Роспотребнадзор первым делом выносит определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (п. 4 ч. 4 ст. 28.1, ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ). Вынести такое определение может любое должностное лицо Роспотребнадзора, у которого есть право на составление протоколов об административных правонарушениях (их перечень утвержден приказом Роспотребнадзора от 09.02.2011 N 40).
В этом определении указываются (ч. 3 ст. 28.7 КоАП РФ):
- дата и место составления определения,
- должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение,
- повод для возбуждения дела об административном правонарушении,
- данные, указывающие на наличие события административного правонарушения,
- статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение,
- запись о разъяснении физическому лицу или законному представителю организации (а также иным участникам производства) их прав и обязанностей.
Копия определения в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю организации, в отношении которых оно вынесено (ч. 3.1 ст. 28.7 КоАП РФ).
Вести административное расследование может и тот сотрудник Роспотребнадзора, который вынес определение, и другой (по решению главного государственного санитарного врача*(1)) (ч. 4 ст. 28.7 КоАП РФ).
Административное расследование, как правило, укладывается в один месяц с момента вынесения определения (максимум - два месяца, и то в исключительных случаях) (п. 1 ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ).
Во время проведения административного расследования Роспотребнадзор может проводить (и как правило, проводит) следующие действия:
- получать объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей (ст. 26.3 КоАП РФ). Для получения этих объяснений и показаний Роспотребнадзор вправе вызвать соответствующих лиц к себе (повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату, см. ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ). Неявка без уважительных причин по такому вызову грозит наказанием по ст. 17.7 КоАП РФ;
- назначать экспертизу (ст. 26.4 КоАП РФ). О ее назначении выносится определение, с которым обязательно знакомятся потерпевший и лицо, в отношении которого проводится расследование. Они могут формулировать свои вопросы эксперту (ч. 4 ст. 26.4 КоАП РФ);
- отбирать пробы и образцы, необходимые для проведения экспертизы (ст. 26.5 КоАП РФ). О взятии проб и образцов составляется протокол по правилам ст. 27.10 КоАП РФ;
- получать показания специальных технических средств (ст. 26.8 КоАП РФ). Они отражаются в протоколе об административном правонарушении (ч. 2 ст. 26.8 КоАП РФ);
- осматривать принадлежащие организации или ИП помещения, территории и находящиеся там вещи и документы (ст. 27.8 КоАП РФ). Осмотр оформляется протоколом и проводится с участием понятых либо с применением видеозаписи (ч. 2, ч. 4 ст. 27.8 КоАП РФ);
- изымать предметы административного правонарушения (ст. 27.10 КоАП РФ). Изъятие производится в присутствии понятых либо с применением видеозаписи, и о нем составляется протокол (ч.ч. 1, 2, 5, 6 ст. 27.10 КоАП РФ). При этом изъятая алкогольная и спиртосодержащая продукция, если она изъята в соответствии с Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (например, не отвечающая обязательным требованиям стандартов, см. абз. 4 пп. 1 п. 1 ст. 25 упомянутого закона N 171-ФЗ), обязательно вывозится из места изъятия (ч. 13 ст. 27.10 КоАП РФ, п.п 2 - 4 ст. 25 Закона N 171-ФЗ) по правилам, установленным постановлением Правительства РФ от 28.09.2015. N 1027. В деле будут храниться только образцы такой продукции (ч. 13 ст. 27.10 КоАП РФ);
- арестовывать товары и иные вещи - предметы административного правонарушения (ст. 27.14 КоАП РФ). При аресте составляется опись арестованных товаров (иных вещей), а лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения, объявляется о запрете распоряжаться (или даже пользоваться) ими. Арест (вместо изъятия) применяется, если арестованные вещи либо невозможно изъять, либо их сохранность и так может быть обеспечена. Арестованное имущество может быть передано на ответственное хранение иным лицам (ч. 1 ст. 27.14 КоАП РФ).
- направлять в соответствующие территориальные органы запросы и поручения (ст. 26.9 КоАП РФ);
- истребовать разные сведения, необходимые для разрешения дела (ст. 26.10 КоАП РФ).
По окончании административного расследования становится ясно, подтвердились ли сведения, ставшие поводом для расследования. Если событие правонарушения не подтвердилось, то Роспотребнадзор выносит постановление о прекращении дела об административном правонарушении (ч. 6 ст. 28.7 КоАП РФ). В противном случае Роспотребнадзор составляет протокол(ы) об административном правонарушении, для чего обязательно вызывает к себе законного представителя юридического лица (если протокол будет составляться в отношении организации) либо индивидуального предпринимателя или виновное должностное лицо, если протокол будет составляться именно в их отношении (о правилах извещения о составлении протокола об административном правонарушении и самом этом протоколе см. подробнее).
Если протокол об административном правонарушении, составленный по итогам административного расследования, передается в суд, то это дело не может быть рассмотрено мировым судьей (абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, пп. "а" п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"). Его рассматривают районный либо арбитражный суд, в зависимости от конкретной статьи КоАП РФ.
По итогам административного расследования, если факт правонарушения установлен, Роспотребнадзор может вынести в адрес виновного предписание. Такое предписание будет вынесено не по процедуре Закона N 294-ФЗ (то есть без проведения плановой или внеплановой проверки, без составления акта проверки). Тем не менее суд, как правило, признает за Роспотребнадзором право выдавать и такие предписания (постановления АС Восточно-Сибирского округа от 06.06.2016 N Ф02-2803/16, АС Дальневосточного округа от 20.01.2015 N Ф03-5651/14, ФАС Дальневосточного округа от 31.07.2014 N Ф03-2862/14, Семнадцатого ААС от 19.06.2015 N 17АП-6239/15, Двадцатого ААС от 11.09.2014 N 20АП-4454/14).
Однако есть и противоположные решения (определения СК по экономическим спорам ВС РФ от 26.10.2016 N 309-КГ16-14078, от 25.10.2016 N 309-КГ16-14094, от 10.03.2015 N 309-КГ14-7461, постановления АС Уральского округа от 23.05.2017 N Ф09-2199/17, АС Центрального округа от 12.02.2015 N Ф10-4983/14, АС Восточно-Сибирского округа от 03.03.2015 N Ф02-46/15, Третьего ААС от 08.08.2014 N 03АП-2532/14, Пятого ААС от 24.09.2014 N 05АП-11292/14). Признавая подобные предписания недействительными, суды указывали, что предписания при нарушении санитарного законодательства могут выдаваться должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор; при этом к отношениям, связанным с данным надзором, применяются положения Закона N 294-ФЗ; следовательно, выдача предписаний возможна только в порядке, который установлен Законом N 294-ФЗ; поэтому предписание может выдаваться только по результатам проверки, проведенной в соответствии с Законом N 294-ФЗ.
______________________________
*(1) здесь и далее под государственным санитарным врачом понимается руководитель Роспотребнадзора (главный государственный санитарный врач РФ), руководитель управления Роспотребнадзора по субъекту РФ (главный государственный врач по субъекту РФ), руководители территориальных отделов управлений Роспотребнадзора по субъектам РФ в городах, районах и на транспорте (главные государственные санитарные врачи по городам, районам и на транспорте), поскольку указанные лица являются государственными санитарными врачами по должности (п. 3 ст. 46 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ, абз 2 п. 8, п. 9.3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322, пп. "а" п. 5 Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утв. постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 N 476). Под заместителями государственных санитарных врачей понимаются заместители указанных лиц (абз. 5 п. 8 Положения N 322, пп. "а", "в", "г" п. 8 Положения N 476).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах