Различия между проверкой, проводимой по Закону 294-ФЗ, и административным расследованием, проводимым Роспотребнадзором
Когда Роспотребнадзор проводит в рамках Закона N 294-ФЗ проверку деятельности организации (ИП), он действует как орган федерального государственного надзора в конкретной сфере, и реализует полномочия, предусмотренные Законами N 52-ФЗ, N 29-ФЗ, ЗЗПП, Положениями NN 322, 412, 318, 476 и 987, а также другими актами в сфере госнадзора.
Когда Роспотребнадзор проводит административное расследование, он действует уже как сторона производства по делу об административном правонарушении (т.е. проводит расследование по делу, устанавливает фактические обстоятельства дела, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ, а по итогам составляет протокол) и руководствуется нормами КоАП РФ.
Фактические действия, которые проводят должностные лица Роспотребнадзора, в обоих случаях очень похожи: и во время проверки, и во время административного расследования они устанавливают, насколько деятельность проверяемого лица соответствует обязательным требованиям, и дают предварительную оценку такому соответствию или несоответствию - в виде акта проверки и протокола об административном правонарушении (если проводилась проверка) или только протокола (если проводилось расследование). Полномочия проверяющих и расследующих, предусмотренные Законом N 294-ФЗ и КоАП РФ, также очень похожи.
Проверка | Административное расследование | ||
Сфера проведения | |||
Роспотребнадзор осуществляет надзор, в том числе (п. 5.1 Положения N 322): - за соблюдением санитарного законодательства; - за соблюдением законов и иных актов в области защиты прав потребителей; - за соблюдением правил продажи отдельных видов товаров; - за соблюдением требований о включении информации о классе энергоэффективности товара (и иной обязательной); - за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при осуществлении закупок для госнужд (либо в госрезерв); - за качеством и безопасностью пищевых продуктов (п. 1 ст. 13 Закона N 29-ФЗ); - за выполнению требований технических регламентов Таможенного союза, государственный контроль за соблюдением требований которых возложен на Роспотребнадзор (п. 5.9. Положения N 322); - за соответствием информационной продукции, реализуемой потребителям, требованиям законодательства в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в части указания знака информационной продукции (в рамках полномочий, предусмотренных КоАП РФ, см. п. 63 ч. 2 ст. 28.3) | Роспотребнадзор может проводить административное расследование, если правонарушение будет выявлено в следующих сферах (ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ): - защита прав потребителей, - техническое регулирование (в части, касающейся деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий), - товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров, - санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, - государственное регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), - производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции | ||
Поводы для проведения | |||
Для плановой проверки - ее включение в ежегодный план проведения Роспотребнадзором плановых проверок (ч. 3 ст. 9 Закона N 294-ФЗ). Для внеплановой (ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ): - истечение срока исполнения предписания об устранении выявленного нарушения; - обращение соискателя лицензии; - распоряжение главного государственного врача о проведении внеплановой проверки, изданное в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора; - выявление индикаторов риска во время мероприятий по контролю без взаимодействия с проверяемыми лицами; - мотивированное представление должностного лица Роспотребнадзора о необходимости проведения внеплановой проверки в связи с изученными либо предварительно проверенными обращениями и заявлениями граждан или юридических лиц, сведениями от органов власти и органов МСУ, из СМИ о следующих фактах: а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены) | Те же, что и для внеплановой проверки, а также дополнительные (ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ): - непосредственное обнаружение административного правонарушения должностными лицами Роспотребнадзора; - материалы, поступившие из правоохранительных и других госорганов, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; - жалобы граждан и организаций, информация в СМИ, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения | ||
Мораторий на проведение проверок в 2016-2018 г.г. | |||
Согласно ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года запрещены плановые проверки в отношении субъектов малого бизнеса, за некоторыми исключениями (проверки в сфере здравоохранения, социальной сфере и иных, предусмотренных ч. 9 ст. 9 Закона N 294-ФЗ, а также если по итогам предыдущей проверки, проведенной менее трех лет назад, субъекты ранее наказывались за грубое нарушение, предусмотренное КоАП РФ, либо подвергались дисквалификации, административному приостановлению деятельности, либо их лицензия была аннулирована или приостановлена) | Мораторий не распространяется на административные расследования (п. 3 ч. 3 ст. 1 Закона N 294-ФЗ) | ||
Можно ли проводить проверку на основе анонимной информации? | |||
Нельзя (ч. 3 ст. 10 Закона N 294-ФЗ): обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Роспотребнадзор, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. Нарушение данного правила является грубым нарушением требований к организации и проведению проверок, и результаты такой проверки подлежат отмене (п. 2 ч. 2 и ч. 1 ст. 20 Закона N 294-ФЗ). Если анонимность обращения установлена во время начавшейся проверки, проверка подлежит прекращению (ч. 3.4 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, информация Роспотребнадзора от 28.07.2017) | КоАП РФ не содержит подобного ограничения. Поэтому проведение такого расследования не противоречит закону. Однако сам Роспотребнадзор стремится к идентификации жалобщиков и признании их в качестве потерпевших, т.е. участников производства по делу об административном правонарушении (письмо Роспотребнадзора от 12.07.2007 N 0100/7062-07-32). Суды признают результаты административного расследования, проведенного по анонимному обращению (решение Соликамского городского суда Пермского края от 20.02.2013 по делу N 2-177/2013, постановление Центрального районного суда г. Кемерово от 17.05.2012 по делу N 5-206/2012), а действия должностных лиц, организующих такое расследование, - законными (решение Чекмагушевского районного суда Республики Башкортостан от 01.06.2012) | ||
Какой документ предъявляет Роспотребнадзор, начиная мероприятие? | |||
Распоряжение (приказ) о проверке, изданное по типовой форме, заверенное печатью и подписанное главным государственным санитарным врачом или его заместителем (ч. 1 ст. 14 Закона N 294-ФЗ) Об этом см. подробнее | Роспотребнадзор выносит определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (п. 4 ч. 4 ст. 28.1, ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ). Вынести такое определение может любое должностное лицо Роспотребнадзора, у которого есть право на составление протоколов об административных правонарушениях (их перечень утвержден приказом Роспотребнадзора от 09.02.2011 N 40). Перечень необходимых реквизитов такого определения установлен ч. 3 ст. 28.7 КоАП РФ | ||
Согласование с прокуратурой | |||
Внеплановые выездные проверки в связи с получением Роспотребнадзором информации о причинении вреда жизни, здоровью граждан, о возникновении природного и техногенного ЧС либо об угрозе причинения такого вреда и возникновения таких ЧС (пп. "а" и "б" п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ) проводятся только после их согласования с соответствующим органом прокуратуры по месту деятельности проверяемых лиц (ч. 5 ст. 10 Закона N 294-ФЗ), за исключением необходимости принятия неотложных мер, см. ч. 12 ст. 10 Закона N 294-ФЗ Об этом см. подробнее | Какого-либо согласования со стороны прокуратуры не требуется (КоАП РФ не содержит такой нормы) | ||
Уведомление о предстоящей проверке | |||
Роспотребнадзор обязан уведомлять: - обо всех плановых проверках в течение трех рабочих дней до её начала (ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ) путем направления копии распоряжения; - о части внеплановых проверок (проверок по исполнению выданного предписания и проверок по поручению Президента РФ, Правительства РФ, прокурора) не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым способом (ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ) Об этом см. подробнее | Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено (ч. 3.1 ст. 28.7 КоАП РФ) | ||
Место проведения | |||
Документарная проверка проводится по месту нахождения органа Роспотребнадзора (ч. 1, ч. 2 ст. 11 Закона N 294-ФЗ). Выездная проверка проводится у проверяемого лица непосредственно в месте нахождения и (или) месте фактического осуществления им деятельности (ч. 2 ст. 12 Закона N 294-ФЗ) | Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения (ч. 4 ст. 28.7 КоАП РФ). Это, однако, не означает обязательного выезда на место, его осмотра и опроса свидетелей. Теоретически можно проводить административное расследование, вызывая к себе для объяснений свидетелей, потерпевшего и лицо, в отношении которого ведется расследование. Впрочем, если суд установит, что административное расследование фактически не проводилось, то дело будет рассматривать не районный суд, а мировой (абз. 4 пп. "а" п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5) | ||
Кто проводит проверку/расследование | |||
Проводить проверку может только то лицо, которое непосредственно указано в распоряжении (приказе) о проведении проверки (ч. 1 ст. 14 Закона N 294-ФЗ) | Вести административное расследование может тот сотрудник Роспотребнадзора, который вынес определение, а может и другой (по решению главного государственного санитарного врача*(1) (ч. 4 ст. 28.7 КоАП РФ) | ||
Частота | |||
Частота проведения плановых проверок - не чаще одного раза в три года, а для некоторых организаций - чаще (ч.ч. 2, 3, 9 ст. 9 Закона N 294-ФЗ). Частота проведения внеплановых проверок не ограничена Законом N 294-ФЗ | Столько раз, сколько будет поводов к возбуждению дел об административном правонарушении | ||
Срок проведения | |||
20 рабочих дней (ч. 1 ст. 13 Закона N 294-ФЗ), кроме выездной плановой проверки малого предприятия и микропредприятия (органам госконтроля и надзора, суммировано, нельзя проверять их более 50 и 15 часов в год, соответственно - см. ч. 2 ст. 13 Закона N 294-ФЗ). В исключительных случаях можно продлить срок (только для плановой выездной проверки!) на 20 рабочих дней, а в отношении малых и микропредприятий, соответственно, не более чем на 50 и 15 часов (ч. 3 ст. 13 Закона N 294-ФЗ). Продлевает срок главный государственный санитарный врач*(1) или его заместитель (кроме проверок малых и микропредприятий - у замов нет таких полномочий, см. абз. 2 п. 20 Регламента N 764) Об этом см. подробнее | Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях этот срок (по письменному ходатайству ведущего дело должностного лица Роспотребнадзора) может быть продлен решением главного государственного санитарного врача*(1) (или его заместителя) - на срок не более одного месяца (п. 1 ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ) | ||
Какими полномочиями обладают должностные лица во время проведения проверок/административных расследований? | |||
Роспотребнадзор вправе: - изучать документы организации, ИП (п. 5 ст. 2 Закона N 294-ФЗ); - посещать и обследовать используемые ИП и организациями производственные объекты (т.е. территории, здания, строения, сооружения, помещения, оборудование, транспортные средства) и перевозимые грузы (п. 4.1, п. 5 ст. 2 Закона N 294-ФЗ); - отбирать образцы продукции, пробы окружающей и производственной среды(п. 5 ст. 2 Закона N 294-ФЗ); - проводить их исследования, испытания, а также по экспертизы и расследования (чтобы установить причинно-следственную связь выявленного нарушения с фактами причинения вреда) (п. 5 ст. 2 Закона N 294-ФЗ); - отбирать объяснения работников, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований (ч. 3 ст. 16 Закона N 294-ФЗ); - посещать с согласия граждан их жилые помещения в целях обследования их жилищных условий (абз. 5 п. 1 ст. 50 Закона N 52-ФЗ); - проводить измерения факторов среды обитания в целях установления соответствия таких факторов санитарным правилам (абз. 9 п. 1 ст. 50 Закона N 52-ФЗ) Об этом см. подробнее | Лицо, ведущее административное расследование, вправе: - делать запросы, истребовать необходимые сведения (ст.ст. 26.9, 26.10 КоАП РФ); - осматривать используемые ИП и организациями помещения, территории и находящиеся там вещи и документы, досматривать транспортные средства (ст. 27.8, 27.9 КоАП РФ); - отбирать пробы и образцы товаров и иных предметов (ст. 26.5 КоАП РФ); - назначать по ним экспертизу (ст. 26.4 КоАП РФ); - отбирать показания специальных техсредств (ст. 26.8 КоАП РФ); - отбирать объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей (ст. 26.3 КоАП РФ), - изымать вещи, явившиеся орудиями совершения или предметами административного правонарушения (ст. 27.10 КоАП РФ) или арестовывать их (ст. 27.14 КоАП РФ) | ||
Запрос документов и информации | |||
При проведении документарной проверки Роспотребнадзор направляет в адрес поверяемого лица мотивированный запрос с требованием представить необходимые для рассмотрения документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения (приказа) о проведении документарной проверки. Документы необходимо отправить в течение 10 рабочих дней в виде заверенных копий (ч.ч. 4-6 ст. 11 Закона N 294-ФЗ). Во время выездной проверки проверяемое лицо должно ознакомить Роспотребнадзор с интересующими его документами, если только этой проверке не предшествовала документарная (ч. 5 ст. 12 Закона N 294-ФЗ). Роспотребнадзор не вправе требовать подлинники документов; документы, не относящиеся к предмету проверки, и документы, которые он может сам получить от иных контролирующих органов (ч. 11 ст. 11, п. 3 ст. 15 Закона N 294-ФЗ): это документы и информация, включенные в перечень, утв. распоряжением Правительства РФ от 19.04.2016 N 724-р (п. 8 ст. 15 Закона N 294-ФЗ) | Роспотребнадзор может затребовать любые сведения, необходимые для разрешения дела. Для этого выносится специальное определение. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения, а если это невозможно - то в этот же срок письменно уведомить (ст. 26.10 КоАП РФ). Роспотребнадзор вправе изъять документы, имеющие значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 27.10 КоАП РФ). В этом случае в изъятых документов делаются заваренные копии (максимум - в течение пяти дней после изъятий), которые отдаются владельцу изъятых подлинников (ч. 5.1 ст. 27.10 КоАП РФ) | ||
Какова ответственность за противодействие? | |||
По ст. 19.4.1 КоАП - за противодействие проверке в целом, по ст. 19.7 КоАП - за непредставление информации и документов, запрошенных в рамках государственного надзора и контроля | За любое неисполнение законных требований лица, ведущего производство по делу об административном правонарушении (в том числе невыполнение требований о предоставлении информации) - по ст. 17.7 КоАП РФ | ||
Можно ли проводить проверку/расследование в отсутствие руководителя? | |||
Запрещено осуществлять выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ (см. п. 2 ст. 15 закона). В то же время такое нарушение не является грубым и не влечет отмены результатов такой проверки (ст. 20 Закона N 294-ФЗ) | Осмотр принадлежащих ИП или организации помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя (ч. 2 ст. 27.8 КоАП РФ). Досмотр транспортного средства осуществляется в присутствии владельца, но в безотлагательных случаях - можно досматривать и в отсутствие владельца (ч. 3 ст. 27.9 КоАП РФ) | ||
Участие понятых/применение видеосъемки | |||
Необязательно (Закон N 294-ФЗ не предусматривает участия понятых либо использование видеосъемки). На практике Роспотребнадзор иногда привлекает понятых к отбору образцов и проб или даже к осмотру помещения | Участие понятых или применение видеосъемки строго обязательно при осуществлении некоторых процессуальных действий и мер принуждения: осмотр помещений, вещей и документов организации и ИП, а также транспорта (ч. 2 ст. 27.8, ч. 2 ст. 27.9 КоАП РФ), изъятие и арест вещей и документов (ч. 1 ст. 27.10, ч. 2 ст. 27.14), взятие проб и образцов (ч. 3 ст. 26.5 и ч. 2 ст. 27.10 КоАП РФ) | ||
Экспертиза | |||
В случае необходимости Роспотребнадзор (как правило, путем предписания в адрес лаборатории или центра) передает отобранные образцы, пробы для проведения исследований и прочих оценок, либо для экспертизы (чтобы установить причинно-следственную связь выявленного нарушения обязательных требований с фактами причинения вреда) (п. 5 ст. 2 Закона N 294-ФЗ). Проверяемое лицо не может задавать свои вопросы экспертам | В случае необходимости Роспотребнадзор выносит определение о назначении экспертизы. До начала экспертизы с этим определением знакомят лицо, против которого ведется производство. Это лицо может ставить эксперту свои вопросы (ч.ч. 1, 4 ст. 26.4 КоАП РФ) | ||
Каким документом оформляется окончание проверки/административного расследования? | |||
По итогам проверки составляется акт проверки по установленной форме (ч. 1 ст. 16 Закона N 294-ФЗ) Об этом см. подробнее | Если событие правонарушения не подтвердилось, то Роспотребнадзор выносит постановление о прекращении дела об административном правонарушении (ч. 6 ст. 28.7 КоАП РФ). Если факт правонарушение подтвердился, Роспотребнадзор составляет протокол(ы) об административном правонарушении (ч. 6 ст. 28.7 КоАП РФ) | ||
Временный запрет деятельности | |||
Осуществляется в соответствии с примечанием к ст. 28.1 КоАП РФ, после оформления акта проверки. До оформления акта наложение запрета возможно с обязательным уведомление прокурора в течение 24 часов | Осуществляется в соответствии со ст. 27.16 КоАП РФ | ||
Выдача предписания | |||
Если были обнаружены нарушения, Роспотребнадзор, дополнительно к акту проверки, выносит предписание об устранении нарушений (п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ) Об этом см. подробнее | Роспотребнадзор вправе выдать предписание и по итогам административного расследования (постановления АС Дальневосточного округа от 20.01.2015 N Ф03-5651/14, ФАС Дальневосточного округа от 31.07.2014 N Ф03-2862/14, ФАС Уральского округа от 27.08.2013 N Ф09-8176/13, Девятого ААС от 27.12.2013 N 09АП-41066/13). Однако появились судебные решения, которые запрещают выдачу предписаний по итогам проверок, не предусмотренных Законом N 294-ФЗ (определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 10.03.2015 N 309-КГ14-7461, постановления АС Центрального округа от 12.02.2015 N Ф10-4983/14, АС Восточно-Сибирского округа от 03.03.2015 N Ф02-46/15, Третьего ААС от 08.08.2014 N 03АП-2532/14, Пятого ААС от 24.09.2014 N 05АП-11292/14) | ||
Оформление протокола об административном правонарушении | |||
После проведения проверки, на основе акта проверки. При этом нельзя использовать как доказательство акт проверки, проведенной с нарушением закона (ч. 3 ст. 26.2, прим. к ст. 28.1 КоАП РФ) | После окончания административного расследования, на основе доказательств, оформленных по правилам КоАП РФ (ч. 1 и ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ) | ||
Можно ли прекратить проверку или расследование? | |||
Закон N 294-ФЗ разрешает прекратить проверку в двух случаях: 1. Если это плановая проверка субъекта малого бизнеса, которая запланирована и начата в нарушение норм о запрете плановых проверок в 2016-2018 г.г., и в момент ее начала должностным лицам Роспотребнадзора предоставлены документы, подтверждающие отнесение проверяемого лица к субъектам малого предпринимательства. В этом случае проверка прекращается, о чем составляется акт (ч. 5 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ). 2. Если во время проверки будет установлена анонимность того обращения в Роспотребнадзор, на основании которого было принято решение о проверке (ч. 3.4 ст. 10 Закона N 294-ФЗ). Всякая иная проверка начавшись, в любом случае будет доведена до конца. Заметим, что Методические рекомендации N 103 (п.п. 3.13 - 3.15) в некоторых случаях разрешают прекращение проверки и даже предполагают издание приказа о ее прекращении; однако данные рекомендации не основаны на нормах Закона N 294-ФЗ | Начатое производство должно быть прекращено при наличии оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ (отсутствие события или состава правонарушения, отмена закона об ответственности, истечение срока давности, крайняя необходимость, смерть лица, в отношении которого велось дело и пр.). В этом случае выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении (ч. 6 ст. 28.7 КоАП РФ) | ||
Кто рассматривает дело об административном правонарушении, выявленном по итогам проверки/административного расследования? | |||
Дело об административном правонарушении будет рассматриваться по существу, в зависимости от обстоятельств, 1. главным государственным санитарным врачом (его заместителем)*(1); 2. мировым судьей, районным судом или арбитражным судом 3. иными органами власти (МВД по ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ и Роскомнадзор по ч. 3 ст. 14.3.1 КоАП РФ, см. соответственно, ч. 1 ст. 23.3 и ч. 1 ст. 23.44 КоАП РФ) Об этом см. подробнее | Дело, по которому проводилось административное расследование, будет рассматриваться по существу, в зависимости от обстоятельств, 1. главным государственным санитарным врачом (его заместителем)*(1); 2. районным судом или арбитражным судом. Мировой судья рассматривать такие дела не вправе (ч. 1 и абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, пп. "а" п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях") | ||
Единый реестр проверок | |||
В единый реестр проверок вносится информация о проверке, включая индивидуальный учетный номер проверки, сведения о ее сроках, результатах, принятых мерах и т.п. (ст. 13.3 Закона N 294-ФЗ) Об этом см. подробнее | сведения не вносятся |
______________________________
*(1) здесь и далее под государственным санитарным врачом понимается руководитель Роспотребнадзора (главный государственный санитарный врач РФ), руководитель управления Роспотребнадзора по субъекту РФ (главный государственный врач по субъекту РФ), руководители территориальных отделов управлений Роспотребнадзора по субъектам РФ в городах, районах и на транспорте (главные государственные санитарные врачи по городам, районам и на транспорте), поскольку указанные лица являются государственными санитарными врачами по должности (п. 3 ст. 46 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ, абз 2 п. 8, п. 9.3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322, пп. "а" п. 5 Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утв. постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 N 476). Под заместителями государственных санитарных врачей понимаются заместители указанных лиц (абз. 5 п. 8 Положения N 322, пп. "а", "в", "г" п. 8 Положения N 476).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на май 2022 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.