Процедура пожарного контрольного (надзорного) мероприятия
Смотрите в этом материале:
- решение/задание на проведение КНМ;
- "регистрация" проверки в ЕРКНМ;
- уведомление проверяемого лица о предстоящей проверке: кого и как;
- акт проверки;
- предписание;
Единой, общей для всех пожарных контрольных (надзорных) мероприятий (далее - КНМ), процедуры проверки нет, и не может быть: все они очень разные и предполагают разный объем действий и даже полномочий инспектора. В первую очередь, они делятся на "КНМ с взаимодействием" и "КНМ без взаимодействия".
Второй вид КНМ бывает и "кабинетным": инспектор проводит его, грубо говоря, целиком в виртуальной реальности, просматривая досье, базы данных, фотоматериалы и т.п. (мониторинг безопасности, ст. 74 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ" (далее - Закон о госконтроле); а бывает и выездным: инспектор не просто посещает объект, но и вправе беседовать с посетителями, собирать образцы для исследований и т.п., при этом вступать в официальный контакт с проверяемым лицом ему строго запрещено (выездное обследование, ст. 75 Закона о госконтроле).
"КНМ с взаимодействием" подразумевают активное участие проверяемого: он обязан впустить инспектора, дать ему всё осмотреть, ответить на все вопросы, выдать документы (это КНМ в форме выездной/документарной проверки, инспекционного визита, рейдового осмотра, выборочного контроля, см. пп. 30, 31 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утв. постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 N 290, далее - ПП 290).
Подготовка к проверочному мероприятию
Проведению любого пожарного КНМ должно предшествовать некое событие - наступление даты плановой проверки, жалоба на нарушения, поручение Президента РФ, устойчивое наступление весны, засуха, требование прокурора (который, в свою очередь, тоже откуда-то узнал о нарушениях). Одного факта этого события достаточно для оформления задания на проведение КНМ без взаимодействия (ч. 2 ст. 57 Закона о госконтроле), в некоторых случаях - даже решения о проведении КНМ с взаимодействием (ч. 1 ст.64 Закона о госконтроле).
Однако если проверка нужна из-за сообщения/жалобы на нарушение, которое либо уже причинило вред, либо создало угрозу причинения вреда/ущерба охраняемым законом ценностям, то решение о проведении КНМ с взаимодействием нельзя вынести без предварительной проверки доводов жалобы/сообщения на предмет их достоверности (ст. 58 и 59 Закона о госконтроле, подробнее см. в материале "Основания для пожарных проверок"). По итогам такой предварительной проверки инспектор, согласно ст. 60 Закона о госконтроле, обязан составить мотивированное представление либо о проведении КНМ, либо об объявлении предостережения (в таком случае КНМ не проводится).
Оформление решения /задания о проведении пожарного КНМ
Для проведения КНМ без взаимодействия оформлять Решение не надо - их проводят на основе заданий уполномоченных должностных лиц ФГПН (ч. 3 ст. 64, ч. 2 ст. 57 Закона о госконтроле), а требований к таким заданиями ни Закон о госконтроле, ни ПП 290 не устанавливают.
Для проведения КНМ с взаимодействием - то есть документарной или выездной проверки, рейдового осмотра, выборочного контроля и инспекционного визита, - оформление такого Решения обязательно (ч. 1 ст. 64 Закона о госконтроле). Типовые формы решений о проведении КНМ утверждены приказом Минэкономразвития РФ от 31.03.2021 N 151 (далее - Приказ 151).
В Решении о проведении указываются (ч. 2 ст. 64 Закона о госконтроле):
- когда, где и кем (руководителем или замруководителя какого подразделения ФГПН) оно принято;
- по какому основанию проводится КНМ;
- вид контроля - федеральный государственный пожарный надзор;
- ФИО инспектора (инспекторов), уполномоченного на проведение КНМ, и ФИО привлекаемых специалистов, экспертов или наименование привлекаемой экспертной организации,
- наименование объекта контроля, в отношении которого проводится КНМ, и его адрес, а также места осуществления контролируемым лицом деятельности или адрес нахождения иных объектов контроля (последние два вида сведений, согласно п. 7 ч. 1 ст. 64 Закона о госконтроле, можно не указывать в Решении о проведении рейдового осмотра объектов контроля, в отношении которых проводится рейдовый осмотр);
- ФИО гражданина или наименование и адрес организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), ответственных за соответствие обязательным требованиям объекта контроля, то есть правообладателей (можно не указывать в Решении о проведении рейдового осмотра, см. п. 8 ч. 1 ст. 64 Закона о госконтроле);
- вид КНМ;
- перечень контрольных (надзорных) действий, совершаемых в рамках КНМ;
- предмет КНМ (включает в себя ссылки на НПА и их структурные единицы, содержащие обязательные требования, соблюдение которых является предметом КНМ, либо ссылку на ранее выданное предписание, см., например, п. 1 примечания к п. 10 Типовой формы решения о проведении рейдового осмотра, утв. Приказом N 151);
- дата проведения КНМ, в том числе срок непосредственного взаимодействия с контролируемым лицом (срок непосредственного взаимодействия можно не указывать в Решении о проведении рейдового осмотра, см. п. 13 ч. 1 ст. 64 Закона о госконтроле);
- перечень документов, предоставление которых гражданином, организацией необходимо для оценки соблюдения обязательных требований.
Кроме того, п. 12 ч. 1 ст. 64 Закона о госконтроле просит записывать в Решении реквизиты чек-листов, если их применение является обязательным. В настоящий момент ГПН использует чек-листы, утв. приказом МЧС России от 09.02.2022 N 78, их обязательно используют во время плановой выездной проверки и планового рейдового осмотра, и они могут быть использованы (по желанию инспектора) во время любых других КНМ, кроме тех, что проводятся для проверки исполнения предписания (п. 10, п. 12 постановления Правительства РФ от 27.10.2021 N 1844). При этом во время проведения плановой выездной проверки или планового рейдового осмотра инспектору запрещено выходить "за пределы" чек-листа (п. 11 постановления Правительства РФ от 27.10.2021 N 1844).
На всех документах о КНМ, оформляемых органом пожарного надзора, в том числе и на Решении о проведении КНМ, должен быть специальный куар-код, позволяющий сразу перейти в паспорт КНМ в Едином реестре КНМ (п. 21, примечание 1 к Правилам формирования и ведения ЕРКНМ, утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2021 N 604, далее - ПП 604).
Решение составляется в электронной форме и подписывается УКЭП пожарного инспектора (ч. 1 ст. 21 Закона о госконтроле, п. 16 ПП 604, см. также письмо Минэкономразвития России от 13.04.2021 N 11309-АХ/Д24и), но составлять бумажные Решения о КНМ тоже можно (до 31.12.2023), если Правительством РФ или положением о виде государственного контроля (надзора) не установлено иное (ч. 9.1 ст. 98 Закона о госконтроле), а это "иное" - не установлено.
Проведение КНМ без оформления или предъявления Решения о его проведении - само по себе, при соблюдении иных требований Закона N 248-ФЗ, - не является грубым нарушением требований к организации КНМ (ч. 2 ст. 91 Закона о госконтроле). Однако технически это маловероятно - такая проверка может не "появиться" в ЕРКНМ, а вот это уже - грубое нарушение процедуры (п. 11 ч. 2 ст. 91 Закона о госконтроле).
Заведение проверки в ЕРКНМ
Вся информация о проводимых пожарных "КНМ с взаимодействием" должна отражаться в Едином реестре КНМ (ЕРКНМ) - федеральном государственном ресурсе (proverki.gov.ru), оператором которого является Генеральная прокуратура РФ (ч. 1 и ч. 3 ст. 19 Закона о госконтроле), а проведение КНМ, информации о которых нет в ЕРКНМ на момент начала их проведения, запрещено (ч. 5 ст. 19, ч. 2 ст. 64 Закона о госконтроле). Исключение - случаи неработоспособности самого ЕРКНМ, зафиксированные Генеральной прокуратурой как его оператором и опубликованные в публичной части ЕРКНМ (п. 7 ПП 604).
Поэтому, помимо оформления Решения о проведении КНМ, инспектор обязан "создать" КНМ в ЕРКНМ, то есть занести информацию о проверке, и в этот момент ЕРКНМ сам присвоит ей уникальный учетный номер записи (см. графу "Срок внесения" Приложения к ПП 604). Это учетный номер из 20 цифр (он же - учетный номер электронного паспорта КНМ) присваивается не конкретному документу, а всему КНМ (п. 8 ПП 604). Плановое КНМ "заводится" и получает учетный номер в момент согласования плана проведения плановых КНМ, а внеплановое - в день принятия решения о проведении, но не позднее начала проведения мероприятия (см. графу "Срок внесения" Приложения к ПП 604).
Для публики большинство сведений о КНМ из ЕРКНМ становятся доступны только после окончания "события" - на следующий рабочий день после проведения КНМ (кроме документарной проверки и ряда сведений о выездной, см. графу "Статус отображения в публичном доступе" Приложения к ПП 604). Однако на всякий подлинный документ, оформляемый органом ГПН, в том числе Решение, наносится QR-код, сформированный в ЕРКН, обеспечивающий переход на страницу КНМ, в рамках которого составлен документ, и по этой ссылке информацию о проверке можно увидеть тотчас же (п. 21, примечание 1 к ПП 604).
Проведение КНМ (кроме мониторинга безопасности и выездного обследования), не включенного в ЕРКНМ, является грубым нарушением требований к организации КНМ (п. 11 ч. 2 ст. 91 Закона о госконтроле) и влечет несколько важных последствий:
- принятые по итогам такого незаконного КНМ предписания и иные решения (а к ним п. 3 ч. 2 ст. 90 Закона о госконтроле относит, в том числе, "меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности") должны быть отменены либо самим органом ГПН, который проводил такое КНМ, либо вышестоящим, либо судом, причем этого может требовать и прокурор (ч. 1 ст. 91 Закона о госконтроле);
- если это нарушение выявлено самим ГПН, уполномоченное должностное лицо "провинившегося" органа принимает решение о признании результатов такого КНМ недействительными (ч. 1 ст. 91 Закона о госконтроле);
- повторное КНМ в отношении того же лица, независимо от его вида и основания, обязательно согласовывается с прокурором (ч. 3 ст. 91 Закона о госконтроле);
- должностные лица органа ГПН могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 19.6.1 КоАП РФ (исключительно право привлекать по этой статье есть у прокурора, см. ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ).
Проведение КНМ, информации о которых нет в ЕРКНМ на момент начала их проведения, запрещено (ч. 5 ст.19, ч. 2 ст. 64 Закона о госконтроле), однако нарушение этого требования не относится к числу грубых нарушений требований к организации и осуществлению государственного пожарного надзора (ч. 2 ст. 90 Закона о госконтроле), если, конечно, такая информация все же появится в ЕРКНМ.
Согласование пожарных КНМ в прокуратуре
В некоторых (очень нечастых) случаях проводить внеплановые пожарную выездную проверку, рейдовый осмотр, выборочный контроль и инспекционный визит можно после согласия на это прокурора (ч. 2 ст. 66 Закона о госконтроле):
вид КНМ |
в каком случае нужно его согласовать |
Выборочный контроль (ч. 12 ст. 69 Закона о госконтроле) |
Если основанием такого КНМ является поступление в орган ГПН сведений о причинении вреда /ущерба охраняемым законом ценностям либо об угрозе причинения такого вреда/ущерба (п. 1 ч. 1 ст. 57 Закона о госконтроле). Но если эти сведения говорят о непосредственной угрозе причинения вреда/ущерба, орган ГПН для принятия неотложных мер по ее предотвращению и устранению приступает к проведению внепланового КНМ незамедлительно (в течение 24 часов после получения соответствующих сведений) с извещением об этом органа прокуратуры и без согласования с прокуратурой (ч. 12 ст. 66 Закона о госконтроле, п. 11 Порядка согласования надзорным органом с прокурором проведения внепланового КНМ, утв. приказом Генеральной прокуратуры РФ от 02.06.2021 N 294, далее - Порядок согласования) |
Инспекционный визит (ч. 7 ст. 70 Закона о госконтроле) | |
Рейдовый осмотр (ч. 12 ст. 71 Закона о госконтроле) | |
Выездная проверка (ч. 5 ст. 73 Закона о госконтроле) | |
Любое "повторное" внеплановое КНМ в отношении того же лица |
Если предыдущее аналогичное КНМ проводилось с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного надзора, в связи с чем его результаты были признаны недействительными (ч. 3 ст. 91 Закона о госконтроле) |
Внеплановая документарная проверка - вероятно, кроме случая, указанного в ч. 3 ст. 91 Закона о госконтроле, - проводится без согласования с органами прокуратуры (ч. 9 ст. 72 Закона о госконтроле).
Любое повторное КНМ, если предыдущее "сорвалось" по вине контролируемого лица - не явился, не пустил, прекратил деятельность в месте нахождения и т.п., о чем пожарный инспектор составил Акт о невозможности проведения КНМ с указанием причин, и о чем проинформировал контролируемое лицо, - может проводиться без согласования с прокурором (ч. 11, ч. 10 ст. 65 Закона о госконтроле). А если проверяемое лицо не может присутствовать на проверке, потому что болеет (и есть медицинский документ) либо в связи с форс-мажорными обстоятельствами (подтвержденными документально), то проверка либо проходит без участия такого лица, либо переносится (п. 38 ПП 290, см. также ч. 8 ст. 31 Закона о госконтроле).
В целях согласования орган ГПН - в день подписания решения о проведении КНМ - направляет в орган прокуратуры сведения о планируемом КНМ с приложением копии решения о проведении КНМ и документов, которые содержат сведения, послужившие основанием для проведения КНМ (ч. 5 ст. 66 Закона о госконтроле, п. 4, п. 6 Порядка согласования). Направление и рассмотрение документов происходит внутри ЕРКНМ (п. 3 Порядка согласования, ч. 10 ст. 66 Закона о госконтроле), основания для отказа перечислены в ч. 8 ст. 66 Закона о госконтроле (в том числе - отсутствие оснований для проведения внепланового КНМ). Но изучая документы от ГПН, прокуратура все же не должна подменять собой надзорный орган и проверять наличие обстоятельств, указанных в таких документах (постановление Двенадцатого ААС от 27.09.2021 N 12АП-5835/21). Отметка о согласовании отражается в паспорте КНМ в ЕРКНМ (см. строки 11 в Приложении к ПП 604) и решении о проведении КНМ (см. Приказ N 151).
Согласование КНМ прокурором (как и отказ) можно обжаловать - вышестоящему прокурору или в суд (ч. 11 ст. 66 Закона о госконтроле).
Проведение несогласованного с прокуратурой КНМ (если его надо было согласовать) является грубым нарушением требований к организации КНМ (п. 2 ч. 2 ст. 91 Закона о госконтроле) и влечет несколько важных последствий:
- принятые по итогам такого незаконного КНМ предписания и иные решения (а к ним п. 3 ч. 2 ст. 90 Закона о госконтроле относит, в том числе, "меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности") должны быть отменены - либо самим органом ГПН, который проводил такое КНМ, либо вышестоящим, либо судом, причем этого может требовать и прокурор (ч. 1 ст. 91 Закона о госконтроле);
- если это нарушение выявлено самим ГПН, уполномоченное должностное лицо "провинившегося" органа принимает решение о признании результатов такого КНМ недействительными (ч. 1 ст. 91 Закона о госконтроле);
- должностные лица органа ГПН могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 19.6.1 КоАП РФ (исключительно право привлекать по этой статье есть у прокурора, см. ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ).
Уведомление контролируемого лица о пожарной проверке
О проведении большинства КНМ проверяемое лицо заранее не предупреждают, за исключением выездной проверки (см. таблицу), хотя о плановых можно узнать из ежегодного Плана КНМ (ст. 61 Закона о госконтроле).
вид КНМ |
уведомят заранее или нет? |
плановый / внеплановый инспекционный визит |
проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника производственного объекта (ч. 4 ст. 70 Закона о госконтроле) |
внеплановый выборочный контроль |
о проведении выборочного контроля контролируемые лица не уведомляются (ч. 1 ст. 69 Закона о госконтроле) |
плановое / внеплановое выездное обследование |
выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица (ч. 4 ст.75 Закона о госконтроле) |
плановая выездная проверка |
о проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за 24 часа до ее начала (ч. 6 ст. 73 Закона о госконтроле, см. например, постановление Десятого ААС от 12.05.2022 N 10АП-5426/22) |
внеплановая выездная проверка |
о проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за 24 часа до ее начала (ч. 6 ст. 73 Закона о госконтроле). Однако если основанием для проверки являются сведения о непосредственной угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям, орган ГПН для принятия неотложных мер по ее предотвращению и устранению приступает к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно (в течение 24 часов после получения соответствующих сведений), то уведомление контролируемого лица о проведении выездной проверки может не проводиться (ч. 12 ст. 66 Закона о госконтроле) |
плановый/внеплановый рейдовый осмотр |
существует неопределенность: ст.71 Закона о госконтроле не предписывает, но и не запрещает уведомлять контролируемое лицо заранее |
внеплановая документарная проверка |
о проведении документарной проверки ИП, организация узнает из Требования о представлении документов либо Требования представить необходимые пояснения (ч. 4, ч.5 ст. 72 Закона о госконтроле) |
плановый /внеплановый мониторинг безопасности |
ст.74 Закона о госконтроле не требует уведомления, да оно и не имеет значения в силу природы данного КНМ |
Статья 21 (ч. 4) Закона о госконтроле и абз. 5 п. 42 ПП 290 предусматривают очень разные формы уведомления о проверке (Закон о госконтроле использует термин "информирование"), правоприменительная практика пока отсутствует:
Закон о госконтроле |
ПП 290 |
исключительно "электронный" способ информирования | |
путем заполнения ЕРКНМ и с использованием той цифровой инфраструктуры, которая обслуживает систему электронных госуслуг (ч. 4 ст. 21) |
не упоминает о том, что электронный способ является единственным или предпочтительным |
"бумажное" информирование | |
разрешено только в качестве исключения: - только до 2024 года, - и только по разовому запросу контролируемого лица либо в случае невозможности информирования контролируемого лица в электронной форме (ч. 9 ст. 98) |
предусматривает уведомление о проведении КНМ посредством направления копии распоряжения (решения) о проведении КНМ - в том числе - в форме бумажного документа, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении (абз. 5 п. 42). не вводит никаких условий для этого: ни "заявки на бумажное обслуживание", ни отсутствия Е-mail |
информирование по Е-mail | |
установлено, что контролируемое лицо надлежащим образом проинформировано, если сведения направлены ему на тот E-mail, который: - был предоставлен надзорному органу этим контролируемым лицом, - и внесен в информсистемы, использующиеся при осуществлении надзора или оказания госуслуг. К числу таких случаев отнесен тот E-mail, который представлялся при госрегистрации организации или ИП (п. 1 ч. 5 ст. 21) |
установлено, что контролируемое лицо уведомляется посредством заблаговременного направления электронной копии решения о проведении КНМ, подписанной УКЭП, на тот E-mail, который содержится в ЕГРЮЛ/ЕГРИП либо ранее был представлен в орган ГПН (абз. 5 п. 42) |
информирование через ЛК на Госуслугах | |
установлено, что контролируемое лицо надлежащим образом проинформировано, если: - сведения (в форме электронного документа, подписанного УКЭП) были направлены в ЛК контролируемого лица на ЕПГУ или региональном портале госуслуг, - причем контролируемое лицо имеет полностью заполненный профиль в ЕСИА, - а факт доставки этих сведений подтвержден (п. 2 ч. 5 ст. 21) |
прямо не упоминает такой способ информирования, но и не запрещает: абз. 5 п. 42 разрешает уведомлять "либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование вручения" |
телефонограмма, факсограмма, телеграмма и т.п. | |
не предусмотрено |
эти способы прямо не предусмотрены, но и не запрещены: абз. 5 п. 42 разрешает уведомлять "либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование вручения" |
срок уведомления | |
информирование контролируемых лиц осуществляется в сроки и порядке, установленные настоящим Федеральным законом (ч. 4 ст. 21) |
уведомление о проведении КНМ происходит посредством заблаговременного направления копии распоряжения (решения) о проведении КНМ (абз. 5 п. 42) |
Отметим, что само по себе издание Решения о КНМ в бумажном виде - законно до 31.12.2023 (ч. 9.1 ст. 98 Закона о госконтроле).
Проведение КНМ без уведомления об этом (если его надо было предупреждать заранее) является грубым нарушением требований к организации КНМ (п. 3 ч. 2 ст. 91 Закона о госконтроле) и влечет несколько важных последствий:
- принятые по итогам такого незаконного КНМ предписания и иные решения (а к ним п. 3 ч. 2 ст. 90 Закона о госконтроле относит, в том числе, "меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности") должны быть отменены либо самим органом ГПН, который проводил такое КНМ, либо вышестоящим, либо судом, причем этого может требовать и прокурор (ч. 1 ст. 91 Закона о госконтроле);
- если это нарушение выявлено самим ГПН, уполномоченное должностное лицо "провинившегося" органа принимает решение о признании результатов такого КНМ недействительными (ч. 1 ст. 91 Закона о госконтроле);
- повторное КНМ в отношении того же лица, независимо от его вида и основания, обязательно согласовывается с прокурором (ч. 3 ст. 91 Закона о госконтроле);
- должностные лица органа ГПН могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 19.6.1 КоАП РФ (исключительно право привлекать по этой статье есть у прокурора, см. ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ).
Процедура самой проверки
Порядок и сроки проведения проверки - свои для каждого отдельного вида КНМ. Подробно они описаны в отдельных материалах:
Процедура пожарных документарных проверок;
Процедура пожарных выездных проверок и рейдовых осмотров;
Процедура пожарного выборочного контроля;
Процедура пожарных инспекционных визитов;
Процедура пожарного выездного обследования;
Процедура пожарного мониторинга безопасности;
Процедура профилактического визита ГПН.
Оформление Акта "пожарной" проверки
После окончания любого контрольного (надзорного) мероприятия пожарный инспектор оформляет Акт данного КНМ:
- для КНМ, которые предусматривают взаимодействие с проверяемым лицом, это прямо установлено ч. 2 ст. 87 Закона о госконтроле, при этом оформление акта производится на по месту нахождения органа ГПН, проводившего это КНМ, в день окончания проведения такого мероприятия (ч. 3 ст. 87 Закона о госконтроле, абз. 7 п. 42 ПП 290), акт тут же вручается контролируемому лицу (ч. 1 ст. 88 Закона о госконтроле);
- для КНМ, которые НЕ предусматривают взаимодействие с проверяемым лицом, это вытекает из ч. 2 ст. 88 Закона о госконтроле. Акты этих КНМ, акт документарной проверки, а также акт любого другого КНМ, который можно составить только после получения результатов экспертизы и испытаний, - все эти акты составляются не на месте проведения КНМ, а в органе ГПН. Готовый акт направляется контролируемому лицу в порядке ст. 21 Закона о госконтроле:
а) электронно, путем заполнения ЕРКНМ и с использованием той цифровой инфраструктуры, которая обслуживает систему электронных госуслуг (ч. 4 ст. 21 Закона о госконтроле);
б) электронно, на тот E-mail, который был предоставлен в ГПН этим контролируемым лицом, и внесен в информсистемы, использующиеся при осуществлении надзора или оказания госуслуг, в том числе тот E-mail, который представлялся при госрегистрации организации или ИП (п. 1 ч. 5 ст. 21 Закон о госконтроле);
в) электронно, в ЛК контролируемого лица на ЕПГУ или региональном портале госуслуг, если контролируемое лицо имеет полностью заполненный профиль в ЕСИА, а факт доставки этих сведений подтвержден (п. 2 ч. 5 ст. 21 Закона о госконтроле);
г) в бумажном виде, но это разрешено только до 2024 года, и только по разовому запросу контролируемого лица либо в случае невозможности информирования контролируемого лица в электронной форме (ч. 9 ст. 98 Закона о госконтроле). Отметим, что абз. 5 п. 42 ПП 290 предусматривает уведомление о проведении КНМ посредством направления копии распоряжения (решения) о проведении КНМ, в том числе, в форме бумажного документа, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Можно предположить, что аналогичный способ может применяться для отсылки готового "бумажного" акта КНМ.
Если КНМ согласовывалось у прокурора, то акт этого КНМ отправляется и в прокуратуру через ЕРКНМ (ч. 5 ст. 87 Закона о госконтроле).
Типовые формы актов КНМ с взаимодействием установлены приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151. Типовые формы актов КНМ без взаимодействия (мониторинга безопасности и выездного обследования) не утверждены ни Минэкономразвития России, ни МЧС России (по крайней мере, в распоряжении МЧС России от 03.09.2021 N 777 их нет).
В Акте КНМ обязательно фиксируется:
- нарушение обязательных требований (если оно было выявлено), а конкретно, - какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено. Если это нарушения устранено до окончания КНМ с взаимодействием, в акте указывается факт его устранения (ч. 2 ст. 87 Закона о госконтроле);
- информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и использованных для этих целей технических средствах (абз. 5 п. 39 ПП 290);
- причины несоответствия расчета по оценке пожарного риска предъявляемым требованиям (если не соответствуют) и невыполненные меры, разработанные по результатам расчетов пожарных рисков, подтверждающих выполнение условий соответствия объекта требованиям пожарной безопасности (абз. 5 п. 43 ПП 290),
- невыполненные меры, разработанные по результатам проведенной независимой оценки пожарного риска и (или) расчетов пожарных рисков, подтверждающих выполнение условий соответствия объекта надзора требованиям пожарной безопасности и (или) противопожарного режима, если в ходе КНМ установлен факт нарушений порядка оценки соответствия требованиям пожарной безопасности при проведении независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) (п. 44 ПП 290);
- к акту приобщаются все документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований (ч. 2 ст. 87 Закона о госконтроле),
- к акту прилагаются протоколы отбора проб (абз. 3 п. 37 ПП 290), результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи (абз. 9 п. 39 ПП 290),
- к акту приобщаются заполненные при проведении КНМ проверочные листы (ч. 2 ст. 87 Закона о госконтроле).
Оформление "пожарного" предписания
Если при проведении КНМ (кроме выездного обследования, см. ч. 5 ст. 75 Закона о госконтроле) пожарный инспектор выявил нарушения обязательных требований контролируемым лицом, и зафиксировал эти нарушения, то контролируемому лицу выдается предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (п. 1 ч. 2 ст. 90 Закона о госконтроле).
В 2023 году орган пожарного надзора вправе выдать предписание исключительно по фактам нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения ЧС природного и техногенного характера, ущерба обороне страны и безопасности государства (п. 7.1 постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336, см. также письмо Минэкономразвития России от 22.03.2022 N ОГ-Д24-1889).
Информация о выдаче и исполнении предписаний вносится в ЕРКНМ (п. 2 ч. 1 ст.19 Закона о госконтроле, пп. "б" п. 5 ПП 604, раздел IV Приложения к ПП 604).
Типовая форма "пожарного" предписания установлена Приложением 2 к распоряжению МЧС от 03.09.2021 N 777.
Согласно данному документу, в предписании должны быть перечислены:
- где именно (в каком конкретном месте) установлено нарушение обязательных требований пожарной безопасности;
- каким пунктом, частью, статьей какого именно нормативного правового акта (или нормативного документа) установлено данное (нарушенное) требование пожарной безопасности;
- в какой срок нужно устранить это нарушение.
Закон о госконтроле не устанавливает отдельно, каким образом Предписание об устранении нарушений обязательных требований ПБ выдается/ направляется контролируемому лицу. Очевидно, в данном случае должен применяться общий порядок уведомления контролируемых лиц (ч. 4 ст. 21 Закона о госконтроле).
Предписание обязательно к исполнению в указанный в нем срок (абз. 7 ч. 2 ст. 34 и абз. 2 ч. 2 ст. 37 Закона о пожарной безопасности) под угрозой административного наказания и иных неприятных последствий (повышения категории риска, например).
При этом отмена судом постановления по делу об АП, в том числе в связи с отсутствием состава противоправного деяния, не может рассматриваться как безусловное основание для последующей отмены предписания об устранении допущенных нарушений обязательных требований (в том числе в сфере пожарной безопасности), поскольку данное предписание подразумевает самостоятельное изложение выявленных нарушений, создающих угрозы для неопределенного круга лиц, и тем самым автоматически не предполагает прямой зависимости от наличия или отсутствия в действиях лица, которому оно выдано, состава административного правонарушения (определение КС РФ N 3216-О от 08.12.2022).
Подробнее о пожарном предписании - в материале "Предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности".
Привлечение к административной ответственности
После составления акта - а он является главным доказательством нарушения требований пожарной безопасности, если таковые выявлены, - пожарный инспектор может составить протокол об административном правонарушении, предусмотренном соответствующей частью ст. 20.4 КоАП РФ (ч. 3 и п. 3 ч. 4 ст. 28.1, ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ). Для этого инспектор вызовет в орган ГПН законного представителя организации, лично предпринимателя или виновное должностное лицо. Отсутствие надлежащего извещения виновных лиц о времени и месте составления протокола - это существенное нарушение процедуры, установленной КоАП РФ, оно влечет отмену постановления о назначении наказания (постановления ФАС Дальневосточного округа от 06.02.2014 N Ф03-7302/13, ФАС Центрального округа от 14.03.2012 N Ф10-391/12, Семнадцатого ААС от 31.07.2013 N 17АП-7190/13, Десятого ААС от 26.03.2012 N 10АП-376/12).
Затем - как правило, в присутствии руководителя организации или предпринимателя, должностного лица, в отношении которых возбуждено дело, - составляется протокол об административном правонарушении. Однако если они надлежащим образом извещены о времени и месте составления протокола, но не явились в назначенный срок и не уведомили о причинах неявки, протокол составляется в их отсутствие, а копия протокола вместе с копией определения о времени в месте рассмотрения дела об административном правонарушении направляются в течение трех дней по почте (ч. 4.1, ч. 5 ст. 28.2 КоАП РФ).
Затем в течение 15 дней со дня составления протокола (ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ) дело рассматривается должностным лицом органа ГПН (перечень установлен ч. 2 ст. 23.34 КоАП РФ) или судом (по части составов). По результатам рассмотрения дела выносится постановление до делу об административном правонарушении - о назначении наказания или, реже, о прекращении (ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ), которое немедленно и объявляется (ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ).
Информация о том, что по итогам КНМ виновные лица привлечены к административной ответственности, и к какой именно, вносится в ЕРКНМ (п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона о госконтроле, пп. "ж" п. 5 ПП 604, пп.12-17 раздела IV Приложения к ПП 604).
Подробнее см. в материале "Привлечение к административной ответственности после пожарной проверки".
Обжалование Акта проверки, предписания
Если организация/ИП не согласны с фактами и выводами, изложенными в Акте, либо с предписанием, они вправе направить жалобу в ГПН (ст. 89, ч. 1 ст. 39 и п. 2 ч. 4 ст. 40 Закона о госконтроле, п. 57 ПП 290).
Судебное обжалование результатов любых "пожарных" КНМ - минуя предварительную жалобу в ГПН - запрещено (ч. 13 ст. 98 Закона о госконтроле, п. 1 постановления Правительства РФ от 28.04.2021 N 663, постановление АС Дальневосточного округа от 19.08.2022 N Ф03-4063/22). Однако представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, не относится к документам, поименованным в ч. 4 ст. 40 Закона о госконтроле, и не подлежит обязательному досудебному обжалованию (постановление Семнадцатого ААС от 01.02.2022 N 17АП-646/22).
Жалоба в ГПН, в соответствии с ч. 1 ст. 40 Закона о госконтроле, подается:
- исключительно в электронном виде с использованием ЕПГУ или региональных порталов госуслуг (см. постановление Четвертого ААС от 25.05.2022 N 04АП-2227/22),
- причем подписанная УКЭП (если жалоба подается организацией) или любой электронной подписью (если жалуется гражданин), но с 01.10.2022 по 31.12.2029 жалобу (и организации, и гражданина) можно подписать усиленной неквалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре Портала госуслуг, или простой электронной подписью физического лица, как ИП, так и действующего от имени юрлица (руководителя либо лица, которому делегированы соответствующие полномочия, в том числе с использованием ЕПГУ) (п. 11.2 постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336).
Это, очевидно, касается и тех жалоб, которые содержат в себе сведения, отнесенные к гостайне или иной тайне, охраняемой законом, поскольку иной порядок направления таких "секретных" жалоб должен быть установлен Положением о виде надзора (ч. 1.1 ст. 40 Закона о госконтроле), но ПП 290 специальных правил не предусматривает.
Срок подачи жалобы на акт КНМ пока не определен (см. ч.ч. 5, 6 ст. 40 Закона о госконтроле). По мнению Минэкономразвития, - это 30 дней со дня, когда контролируемое лицо узнало либо должно было узнать о нарушении своих прав (письмо от 08.09.2021 N ОГ-Д24-6965).
Обязательные реквизиты жалобы установлены ст. 41 Закона о госконтроле. Подать жалобу может и представитель лица (ч. 3 ст. 41 Закона о госконтроле). До момента принятия итогового решения жалобу можно многократно дополнять новыми материалами (ч. 4.1 ст. 43 Закона о госконтроле), в том числе по просьбе того, кто эту жалобу рассматривает (ч. 3 ст. 43 Закона о госконтроле).
Срок подачи жалобы на предписание - 10 рабочих дней с момент получения предписания (ч. 6 ст. 40 Закона о госконтроле), его можно восстановить, если он был пропущен по уважительным причинам (ч. 7 ст. 40 Закона о госконтроле).
В рассмотрении жалобы могут отказать по причинам, перечисленным в ст. 42 Закона о госконтроле.
Рассматривают жалобу долго - почти месяц, 20 рабочих дней со дня регистрации. Срок рассмотрения "в исключительных случаях" могут увеличить (ч. 2 ст. 43 Закона о госконтроле).
Жалобу рассматривает руководитель (зам) органа ГПН либо вышестоящее должностное лицо, он не связан доводами и основаниями жалобы и рассматривает ее в полном объеме (абз. 2, абз. 5 п. 57 ПП 290). По результатам рассмотренной жалобы выносится мотивированное решение, которое должно содержать вводную, описательную, мотивировочную и резолютивную части (абз. 6 п. 57 ПП 290), и которое:
- оставляет жалобу без удовлетворения, либо
- отменяет Акт/предписание полностью или частично (ч. 6 ст. 43 Закона о госконтроле).
Решение направляется в личный кабинет контролируемого лица (не представителя!) на портале госуслуг в течение суток после принятия (ч. 7 ст. 43 Закона о госконтроле).
Судебное обжалование акта КНМ, предписания
Если результат обжалования акта (предписания) в ГПН не устроил, можно идти в суд (ч. 2 ст. 189 АПК РФ, ч. 3 ст. 218 КАС РФ).
Важно! Есть риск, что дела об оспаривании акта КНМ арбитражные суды будут просто прекращать на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, поскольку такой акт носит информационный характер, не содержит властно-распорядительных предписаний или запретов и не является ненормативным правовым актом, каким-либо образом нарушающим права проверяемого лица либо налагающим на него обязанности (абз. 2 п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21, определение ВС РФ от 29.07.2019 N 305-ЭС19-11401, постановления АС Московского округа от 26.09.2017 N Ф05-13303/17, Первого ААС от 31.07.2017 N 01АП-2360/17, Второго ААС от 19.12.2016 N 02АП-8320/16, АС Уральского округа от 21.04.2016 N Ф09-2754/16), иной подход сформулирован в ответе на Вопрос 1 Рекомендации N 1/2021 Научно-консультативного совета при АС Западно-Сибирского округа, утв. президиумом АС Западно-Сибирского округа 19.11.2021).
Суды общей юрисдикции относятся к таким делам лояльнее и могут рассмотреть их по существу (определения Пермского краевого суда от 25.10.2017 по делу N 33а-12597/2017, Омского облсуда от 06.07.2016 по делу N 33а-6551/2016, Брянского облсуда от 14.01.2016 по делу N 33а-238/2016, противоположную позицию см. в определении Мосгорсуда от 16.08.2019 по делу N 33а-4609/2019).
Важно! Есть риск прекращения арбитражными судами дел об оспаривании предписания ГПН в связи с неподведомственностью. Мотивы таких решений проистекают из позиции Верховного Суда РФ (абз. 2 п. 33 Постановление Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5) о том, что нарушение требований пожарной безопасности совершается юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) не в связи с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности. Поэтому суды указывают, что предписание выдается заявителю не в связи с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, а как допустившему нарушение участнику правоотношений в сфере пожарной безопасности (определения Верховного Суда РФ от 06.02.2019 N 307-КГ18-25344, от 25.04.2018 N 5-КГ18-23, АС Краснодарского края от 14.06.2018 по делу N А32-19162/2018, АС Московской области от 07.06.2018 по делу N А41-43256/2018, АС Новосибирской области от 11.01.2017 по делу N А45-25200/2016, АС Пензенской области от 27.11.2017 по делу N А49-12683/2017, постановление Семнадцатого ААС от 27.03.2018 N 17АП-3241/18).
С другой стороны, вышеупомянутое Постановление Пленума ВС РФ относится к случаям оспаривания постановлений о привлечении к административной ответственности, а не предписаний административных органов. Исходя из этого, некоторые суды (включая Верховный Суд РФ) не возражают против рассмотрения спора в арбитражном суде или даже указывают, что оспаривание предписания органов пожарного надзора относится к подведомственности арбитражных судов, потому что оно содержит обязательные для исполнения требования, связанные с расходованием средств; при этом неисполнение предписания может повлечь неблагоприятные для последствия, носящие экономический характер, следовательно, предписание является ненормативным правовым актом, возможность оспаривания которого предусмотрена нормами главы 24 АПК РФ (определения Верховного Суда РФ от 30.05.2018 N 305-КГ18-6004 и от 28.11.2014 N 306-КГ14-5138, постановления АС Волго-Вятского округа от 03.05.2017 N Ф01-1487/17, Восьмого ААС от 14.03.2018 N 08АП-52/18, Тринадцатого ААС от 22.01.2018 N 13АП-31674/17, Семнадцатого ААС от 08.09.2017 N 17АП-11109/17, Одиннадцатого ААС от 15.02.2017 N 11АП-1347/17, Двадцать первого ААС от 22.05.2017 N 21АП-873/17, АС Московского округа от 27.05.2016 N Ф05-6580/16, определения Мосгорсуда от 10.07.2017 по делу N 33а-2301/2017, Басманного райсуда г. Москвы от 07.11.2017 по делу N 02а-0122/2017, Мелеузовского райсуда Республики Башкортостан от 22.11.2017 по делу N 2а-1736/2017).
Жалоба в суд на вынесенное пожарным инспектором предписание/ составленный акт подается в течение 3 месяцев со дня получения предписания/акта (но не результата досудебного обжалования!). При пропуске этого срока по уважительным причинам суд может восстановить срок подачи заявления (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Обжалование предписания в административном порядке не является уважительной причиной пропуска срока (постановление Восемнадцатого ААС от 11.12.2012 N 18АП-11671/12), равно как и обжалование постановления об административном наказании, вынесенного по итогам этой же проверки (постановление Семнадцатого ААС от 22.01.2014 N 17АП-15874/13).
При подаче заявления в арбитражный суд об оспаривании предписания органа ГПН уплачивается государственная пошлина в размере 300 рублей - для физических лиц и 3 000 рублей - для организаций (п. 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).
Заявление об оспаривании рассматривается судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу (ч. 1 ст. 200 АПК РФ). При этом подача заявления в суд не означает, что выданное предписание не нужно исполнять. Для приостановления действия предписания следует обратиться в суд с соответствующим ходатайством (ч. 3 ст. 199 АПК РФ).
Органы ГПН обязаны будут доказывать и законность самого предписания/акта, и наличие и состав обстоятельств, послуживших основанием для его принятия (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
В случае признания жалобы обоснованной, суд принимает решение о признании предписания недействительным в части либо в целом (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).
Если предписание (его отдельные пункты) в отношении конкретного лица признано судом незаконным, то незаконна и выдача повторного идентичного предписания (его пунктов) тому же лицу, причем незаконность нового предписания даже не подлежит доказыванию вновь в силу преюдиции. И наоборот, если предыдущие идентичные предписания не обжаловались, то орган ГПН не вправе ссылаться на это обстоятельство в подтверждение законности последнего выданного им предписания (постановление Седьмого ААС от 28.05.2014 N 07АП-3917/14).
Тема
Пожарные проверки (проверки органами федерального государственного пожарного надзора)
См. также
Процедура документарных пожарных проверок
Процедура пожарных выездных проверок и рейдовых осмотров
Процедура пожарного выборочного контроля
Процедура пожарного инспекционного визита
Процедура пожарного выездного обследования
Процедура пожарного профилактического визита
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований в области пожарной безопасности
Привлечение к административной ответственности после пожарной проверки
Предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности
Формы документов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах