Привлечение к административной ответственности после пожарной проверки
Смотрите в этом материале:
- составление протокола об АП: сколько, когда и с кем, как происходит;
- оспаривание протокола об АП;
- рассмотрение дела об АП: где, когда и как;
- какие постановления могут быть вынесены;
Кому бояться штрафа и дисквалификации?
За нарушение требований пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством (ч. 3 ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о ПБ) следующие категории лиц:
- собственники имущества,
- лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций,
- лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности,
- и должностные лица в пределах их компетенции.
Информация о том, что по итогам контрольного (надзорного) мероприятия (далее также - КНМ) виновные лица привлечены к административной ответственности, и к какой именно, вносится в ЕРКНМ (п. 1 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ" (далее - Закон о госконтроле), пп. "ж" п. 5 ПП 604, п. 12-17 раздела IV Приложения к ПП 604).
Чаще всего после пожарных КНМ привлекают за нарушения, предусмотренные ст. 20.4 КоАП РФ (нарушение норм пожарной безопасности) и ч. 12-14 ст. 19.5 КоАП (неисполнение пожарных предписаний). Наказать за неисполнение предписание могут одновременно и организацию, и ее руководителя, причем даже тогда, когда предписание адресовалось одной лишь организации (постановления ВС РФ от 27.10.2020 N 9-АД20-16, от 24.12.2019 N 9-АД19-58, п. 14 Обзора судебной практики Первого КСОЮ, 2020 г.). А вообще к административной ответственности могут быть одновременно привлечены как юридическое лицо, так и виновное должностное лицо (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ, ответ N 13 Доклада правоприменительной практики органов государственного контроля (надзора) МЧС России, утв. 30.07.2017).
Полный перечень административных правонарушений, протоколы по которым могут оформить пожарные инспекторы, смотрите тут.
Составление протокола об административном правонарушении
Если в ходе КНМ были выявлены нарушения требований ПБ, пожарный инспектор обязан не только выдать предписание об устранении нарушения, но и принять меры по привлечению виновных к ответственности, то есть возбудить дело об административном правонарушении (п. 3 ч. 2 ст. 90 Закона о госконтроле).
Возбуждение дела об административном правонарушении начинается с составления протокола об административном правонарушении (пп. 3 ч. 4 ст. 28.1, ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ). Возбуждать дело вне рамок КНМ и до составления акта КНМ пожарный инспектор не вправе (см. примечание к ст. 28.1 КоАП РФ, письмо МЧС России от 19.01.2015 N 19-3-1-123).
В случае возбуждения дел в отношении и организации, и виновного должностного лица составляются два протокола, и вообще по результатам одного КНМ в отношении одного лица может быть составлен как один, так и несколько протоколов (постановление ФАС Уральского округа от 25.06.2014 N Ф09-3985/14).
Право составлять протоколы об административном правонарушении есть только у главных государственных инспекторов по пожнадзору и их заместителей, а также у государственных инспекторов по пожнадзору (см. перечень должностных лиц органов ФГПН, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утв. приказом МЧС России от 05.04.2012 N 176).
Статья 28.5 КоАП РФ требует составлять протокол немедленного после обнаружения совершения административного правонарушения (в течение 2 суток - если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела). Вместе с тем МЧС считает возможным составление в один день и акта КНМ, и протокола об административном правонарушении (ответ N 9 Доклада правоприменительной практики органов государственного контроля (надзора) МЧС России, утв. 30.07.2017). Несоблюдение сроков при составлении протокола не является существенным недостатком такого протокола, поскольку сроки эти - непресекательные (абз. 3 п. 4 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5). В случае, когда еще до оформления акта проверки инспектор применяет временный запрет деятельности проверяемого лица, он составляет об этом специальный протокол (ч. 3 ст. 27.16 КоАП), о чем и уведомляет прокурора в течение 24 часов (примечание к ст. 28.1 КоАП РФ).
В целях составления протокола об административном правонарушении в орган ГПН вызываются законный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель или виновное должностное лицо.
Законными представителями юридического лица являются исключительно его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ). Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение. Сведения о конкретных лицах, являющихся именно законным представителем организации, содержатся в ЕГРЮЛ. Уведомление любых иных лиц о составлении протокола (в том числе ответственных за пожбезопасность, юрисконсультов или обычных представителей) не является уведомлением в смысле КоАП РФ (п. 24 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10), постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 25.02.2014 N Ф04-9762/13, ФАС Дальневосточного округа от 06.02.2014 N Ф03-7302/13). Однако существует и противоположная практика - см. постановления Третьего ААС от 02.10.2014 N 03АП-4265/14, Пятого ААС от 27.06.2014 N 05АП-7323/14, ФАС Московского округа от 20.06.2014 N Ф05-5995/14, АС Дальневосточного округа от 04.09.2014 N Ф03-3591/14, ФАС Волго-Вятского округа от 05.02.2014 N Ф01-13176/13.
Им вручается или высылается процессуальный документ о составлении протокола по делу об административном правонарушении (обычно - определение или уведомление о составлении протокола либо требование о явке), в котором указываются дата, время и место составления протокола. Такое уведомление может быть отправлено и на электронную почту (постановления ФАС Уральского округа от 18.06.2014 N Ф09-2915/14, Одиннадцатого ААС от 23.01.2012 N 11АП-14903/11), факсом (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 05.02.2014 N Ф01-13176/13), лицо может быть вызвано по телефону (постановление Пятнадцатого ААС от 18.04.2013 N 15АП-3975/13). Уведомление о составлении протокола должно указывать конкретный факт нарушения, в связи с которым составляется протокол (абз. 4 п. 10 Постановления N 10, постановления Четвертого ААС от 16.03.2012 N 04АП-156/12, Шестнадцатого ААС от 20.10.2009 N 16АП-2408/09, Семнадцатого ААС от 29.06.2012 N 17АП-4348/12), впрочем, имеется и противоположная практика, см. например, постановление Третьего ААС от 28.01.2013 N 03АП-5464/12.
Отсутствие надлежащего извещения виновных лиц о времени и месте составления протокола является существенным нарушением процедуры, установленной КоАП РФ, и по сути влечет отмену оспариваемого постановления о назначении наказания (постановления ФАС Дальневосточного округа от 06.02.2014 N Ф03-7302/13, ФАС Центрального округа от 14.03.2012 N Ф10-391/12, Семнадцатого ААС от 31.07.2013 N 17АП-7190/13, Десятого ААС от 26.03.2012 N 10АП-376/12).
При явке руководителя (индивидуального предпринимателя) и иных лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, сначала им разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе (ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ).
Далее пожарным инспектором составляется непосредственно сам протокол об административном правонарушении. В настоящее время нет утвержденной формы такого протокола, но МЧС представило рекомендуемые образцы в приложении к Методическим рекомендациям по выявлению, пресечению, документированию административных правонарушений, предусмотренных статьями 8.32 и 20.4 КоАП РФ, и профилактике правонарушений в области пожарной безопасности среди правообладателей земельных участков, граничащих с лесом (утв. МЧС России, 2021 г.). Согласно ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе указываются следующие сведения:
- дата и место его составления;
- должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
- сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
- фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших (если они имеются);
- место, время совершения и событие административного правонарушения
Простое указание в протоколе на факт выявленного правонарушения без описания его объективной стороны не соответствует требованиям КоАП РФ (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 10.08.2012 N Ф08-4398/12; Двенадцатого ААС от 08.04.2014 N 12АП-599/14, Одиннадцатого ААС от 03.12.2012 N 11АП-11326/12).
- статья КоАП РФ, предусматривающая ответственность за административное правонарушение. На практике в протоколе об административном правонарушении пожарный инспектор обычно указывает также ссылки на нормативные правовые акты, устанавливающие требования пожарной безопасности;
- объяснение лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;
- иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, вправе знакомиться с его содержанием. Они могут также внести в протокол свои объяснения, возражения по указанным нарушениям или замечания по содержанию протокола (ч. 2 и ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).
После составления протокола об административном правонарушении он подписывается пожарным инспектором, руководителем организации, предпринимателем или должностным лицом, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении; затем им вручается под расписку копия оформленного протокола (ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ).
Протокол об административном правонарушении является ключевым документом, поскольку именно он содержит сведения о фактических обстоятельствах дела. Чтобы протокол обладал доказательной силой, он должен отвечать требованиям КоАП РФ: либо он составляется в присутствии привлекаемого к ответственности лица непосредственно в момент выявления правонарушения (ст. 28.2 и ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ), либо позже, однако основывается на допустимых доказательствах, которыми являются:
- акт КНМ, по которому не было заявлено возражений либо такие возражения признаны необоснованными,
- либо протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, составленный в порядке, установленном ст. 27.8 КоАП РФ (позиция изложена в постановлениях ФАС Поволжского округа от 04.03.2014 N Ф06-3792/13 и от 24.01.2013 N Ф06-10340/12, решении АС Приморского края от 07.07.2014 по делу N А51-9920/2014).
Затем инспектор:
- выносит определение (п. 1 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ) о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении (если протокол касается нарушений, предусмотренных ст. 20.4 КоАП РФ - см. ст. 23.34 КоАП РФ),
- либо передает протокол и иные материалы дела на рассмотрение мировому судье (если протокол составлен по ч. 12, ч. 13, ч. 14 ст. 19.5, ч. 9 ст. 20.4 КоАП РФ - см. ч. 1 и абз. 6 ч. 3 ст 23.1 КоАП РФ),
- либо передает протокол и иные материалы дела на рассмотрение в районный суд, если протокол составлен по ч. 14 ст. 19.5 или ч. 2.1, ч. 6, ч. 6.1 ст. 20.4 КоАП РФ, и инспектор полагает целесообразным применить в данном случае наказание в виде административного приостановления деятельности (поскольку согласно абзацу 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, за совершение которых предусмотрено административное приостановление деятельности, рассматриваются судьями районных судов);
Административное приостановление деятельности применяется в случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ (угроза жизни или здоровью людей, техногенная катастрофа и прочие, в том числе совершение правонарушения в области общественной безопасности; перечень закрыт). Поэтому в протоколе об административном правонарушении в качестве события административного правонарушения должно быть указано, какие из перечисленных в ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ случаев создают угрозу причинения вреда либо причиняют вред охраняемым общественным правоотношениям. Следовательно, пожарный инспектор, передающий дело в райсуд, обязан мотивировать необходимость административного приостановления деятельности. По собственной инициативе судьи не вправе устанавливать наличие обстоятельств, создающих угрозу причинения вреда охраняемым общественным правоотношениям, и назначать административное наказание в виде административного приостановления деятельности (правовая позиция сформулирована в п. 2 Справки Архангельского областного суда по результатам обобщения практики применения судьями районных судов административного наказания в виде административного приостановления деятельности).
- либо передает протокол и иные материалы дела на рассмотрение в районный суд, если протокол в отношении муниципального или государственного служащего составлен по ч. 13 или ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ, и инспектор полагает целесообразным применить в данном случае наказание в виде дисквалификации (поскольку согласно абзацу 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ эта категория дел рассматривается судьями районных судов).
Как правило, протокол об административном правонарушении составляется в присутствии руководителя организации или ИП, должностного лица, в отношении которых возбуждено дело. Однако если они надлежащим образом извещены о времени и месте составления протокола, но не явились в назначенный срок и не уведомили о причинах неявки, протокол составляется в их отсутствие. В случае неявки, а также в случае отказа указанных лиц от подписания протокола в протоколе делаются соответствующие записи. Копия протокола вместе с копией определения о времени в месте рассмотрения дела об административном правонарушении направляются в течение трех дней по почте (ч. 4.1, ч. 5 ст. 28.2 КоАП РФ).
Важно! По результатам одного КНМ в отношении одного лица могут быть составлены один или несколько протоколов об административном правонарушении, предусмотренном различными частями ст. 20.4 КоАП РФ. Что же касается количества постановлений о наказании (и, соответственно, конечного совокупного размера штрафа), то, как правило, даже при наличии нескольких протоколов в отношении одного лица выносится одно постановление в пределах самой строгой санкции (в соответствии с ч. 2 ст. 4.4 КоАП), см., например, постановления Пятого ААС от 26.08.2014 N 05АП-9327/14, АС Западно-Сибирского округа от 25.09.2014 N Ф04-8838/14, Верховного Суда РФ от 03.03.2015 N 18-АД15-3, Фрунзенского райсуда г. Саратова от 04.05.2017 по делу N 5-153/2017, решения Смоленского облсуда от 17.05.2016 по делу N 21-224/2016, Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 04.02.2016, Центрального райсуда г. Симферополя Республики Крым от 18.05.2017 по делу N 12-74/2017, Приморского краевого суда от 09.04.2014 по делу N 21-292/2014 и от 08.04.2014 по делу N 21-293/2014. Однако существует и противоположная практика - постановления Девятого ААС от 03.10.2014 N 09АП-37005/14 и от 20.08.2014 N 09АП-29078/14. Если было проведено несколько отдельных КНМ в отношении разных объектов одного и того же лица, то по результатам каждого КНМ (то есть по каждому объекту) выносится отдельное постановление (постановление Восемнадцатого ААС от 22.08.2014 N 18АП-8797/14); противоположная позиция - см. решение Железногорского горсуда от 27.09.2016 по делу N 12-132/2016.
Можно ли оспорить протокол об административном правонарушении?
Протокол об административном правонарушении не может быть предметом самостоятельного судебного обжалования, так как содержит лишь описание правонарушения (определение Конституционного Суда РФ от 24.03.2015 N 696-О) и не влечет для заявителя негативных последствий экономического характера, поскольку наличие либо отсутствие нарушения законодательства (состав административного правонарушения) устанавливается непосредственно в ходе рассмотрения дела, по итогам которого административным органом принимается соответствующее решение. В случае обжалования протокола суд прекращает производство на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ (ст. 128 и п. 1 ч. 1 ст. 194 КАС РФ, ст. 220 и п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ), см. например: постановления ФАС Дальневосточного округа от 18.04.2011 N Ф03-1309/11, Четвертого ААС от 27.06.2012 N 04АП-2254/12; определения Пермского краевого суда от 25.10.2017 N 33а-12597/2017, Московского облсуда от 24.07.2017 по делу N 33а-22200/2017, п. 18 Обзора судебной практики Челябинского областного суда за второй квартал 2012 года.
Рассмотрение дела об административном правонарушении
Дело об административном правонарушении должно быть рассмотрено должностным лицом органа ГПН (перечень установлен ч. 2 ст. 23.34 КоАП РФ) или судом в течение 15 дней после, соответственно, составления либо получения протокола (ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ) либо семи суток с момента фактического прекращения деятельности, если применен временный запрет деятельности (ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ).
Если протокол составлен в отношении организации, орган ГПН обязательно уведомляет о времени и месте рассмотрения дела законного представителя этой организации. Законными представителями юридического лица являются исключительно его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ). Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение. Сведения о конкретных лицах, являющихся именно законным представителем организации, содержатся в ЕГРЮЛ. Уведомление любых иных лиц о рассмотрении дела (в том числе обычных представителей) не является надлежащим уведомлением в смысле КоАП РФ (п. 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", далее - Постановление N 10, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 25.02.2014 N Ф04-9762/13, ФАС Дальневосточного округа от 06.02.2014 N Ф03-7302/13; противоположные решения - постановления Пятого ААС от 27.06.2014 N 05АП-7323/14, ФАС Московского округа от 20.06.2014 N Ф05-5995/14, АС Дальневосточного округа от 04.09.2014 N Ф03-3591/14).
Порядок рассмотрения дела регламентирован ст. 29.7 КоАП РФ:
1. Проверяется факт явки лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении. В случае явки защитника или представителя проверяются их полномочия и решается вопрос об их участии в рассмотрении дела. Представлять интересы организации и её руководителя в производстве по делу об административном правонарушении может защитник или представитель, у которого должна быть доверенность на представление интересов организации и её руководителя в органах ГПН, с правом участия в делах об административных правонарушениях (ч.ч. 3, 5 ст. 25.5 КоАП РФ).
Требование органа ГПН о том, чтобы в доверенности защитника или представителя был указан номер рассматриваемого административного дела, незаконно. Согласно п. 17 постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник или иное лицо, действующее на основании доверенности (в том числе общего характера, содержащей полномочия на участие в административных делах), выданной законным представителем юридического лица (см. также постановления Девятнадцатого ААС от 21.06.2016 N 19АП-3122/16, Одиннадцатого ААС от 20.12.2017 N 11АП-13478/17 и др.). Недопуск представителя с доверенностью общего характера расценивается судами как существенное нарушение процедуры привлечения к административной ответственности, влекущее отмену постановления о назначении наказания (постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 2297/11).
Подробнее о доверенности на участие в деле об АП - см. в отдельном материале.
2. Лицам, участвующим в рассмотрении дела, разъясняются их права и обязанности, а также инспектором рассматриваются заявленные отводы и ходатайства (п.п. 2, 3, 5, 6 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ). Зачитывается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения лиц, участвующих в производстве по делу, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение (ч. 2 ст. 29.7 КоАП РФ).
3. По результатам рассмотрения дела выносится постановление до делу об административном правонарушении (ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ), которое немедленно и объявляется (ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ). Копия постановления вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено. В случае неявки указанных лиц копия постановления высылается им по почте заказным почтовым отправлением в течение 3 дней со дня его вынесения (ч. 1, ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ).
Постановления, выносимые по делу об административном правонарушении
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении инспектором может быть вынесено одно из постановлений (ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ):
- постановление о назначении административного наказания;
- постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Одно и то же должностное лицо ГПН вправе и составить протокол об административном правонарушении, и рассмотреть дело, и вынести по нему постановление, поскольку КоАП РФ не содержит запрета на подобные действия (постановления Девятнадцатого ААС от 02.09.2014 N 19АП-4791/14, Тринадцатого ААС от 24.01.2014 N 13АП-23825/13, решения Томского облсуда от 07.02.2018 по делу N 7-53/2018, Сакского райсуда от 12.04.2018 по делу N 12-22/2018).
Постановление о прекращении производства по делу (рекомендуемый образец приведен в Методических рекомендациях по выявлению, пресечению, документированию административных правонарушений, предусмотренных статьями 8.32 и 20.4 КоАП РФ, и профилактике правонарушений в области пожарной безопасности среди правообладателей земельных участков, граничащих с лесом, утв. МЧС России) выносится в случаях, предусмотренных ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ:
- если имеются обстоятельства, исключающие производство по делу об АП (нет состава правонарушения; лицо действовало в состоянии крайней необходимости; издан акта амнистии; отменен закон, установивший административную ответственность; истек срок давности (подробнее о сроках давности см. материал "Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности и неисполнение предписания органа ГПН"); наличие по одному и тому же факту в отношении одного и того же лица вынесенного постановления по делу; смерть лица, в отношении которого ведется производство по делу);
- если производство по делу прекращено, а материалы дела переданы прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания для возбуждения уголовного дела;
- если проступок малозначительный. Законодательство не устанавливает критерии малозначительности за нарушения требований пожарной безопасности. Добровольное устранение нарушителем на момент рассмотрения дела выявленного нарушения, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность нарушения (п. 21 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5). Малозначительность правонарушения может иметь место только в исключительных случаях, при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (п. 18, 18.1 Постановления ВАС РФ от 02.06.2004 N 10). Кроме того, существует мнение, что нарушения в сфере обеспечения пожарной безопасности напрямую представляют угрозу жизни и здоровью людей и потому не могут быть признаны малозначительными (определение ВС РФ от 20.05.2020 N 307-ЭС19-22878). Поэтому на практике прекращение "пожарного" дела об АП в связи с малозначительностью - экзотика.
В остальных случаях выносится постановление о назначении административного наказания (ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ). Образцы постановлений о наказании приведены в приложении к Методическим рекомендация по выявлению, пресечению, документированию административных правонарушений, предусмотренных статьями 8.32 и 20.4 КоАП РФ, и профилактике правонарушений в области пожарной безопасности среди правообладателей земельных участков, граничащих с лесом (утв. МЧС России, 2021 г.).
Копия постановления объявляется сразу после рассмотрения дела и вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено. В случае неявки указанных лиц копия постановления высылается им по почте заказным почтовым отправлением в течение 3 дней со дня его вынесения (ч. 1, ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ).
Постановление органа ГПН о назначении административного наказания может быть обжаловано в течение 10 суток со дня его вручения (получения) вышестоящему инспектору, в вышестоящий орган ГПН либо в суд (п. 3 ч. 1, ч. 3 ст. 30.1, ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ).
Если постановление не было обжаловано или опротестовано, то по истечении указанного срока оно вступает в законную силу (ст. 31.1 КоАП РФ). Далее виновному лицу дается 60 дней на добровольную уплату административного штрафа (ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ). Если по истечении 60 дней штраф не уплачен, то в отношении неплательщика составляется протокол по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ (неуплата административного штрафа в срок) и направляется в суд для принятия решения о назначении административного наказания за неуплату штрафа.
Обжалование постановления о назначении административного наказания
Постановление о назначении административного наказания может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления руководителю органа ГПН, в вышестоящий орган ГПН (если наказание назначено органом ГПН) либо непосредственно в суд (п. 3 ч. 1 ст. 30.1, ч. 3 ст. 30.2, ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ). В случае пропуска срока обжалования он по ходатайству жалобщика может быть восстановлен судьей или должностным лицом, рассматривающим жалобу (ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ). Об удовлетворении или отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления выносится мотивированное определение (ч. 4 ст. 30.3 КоАП РФ).
Согласно КоАП РФ постановление о назначении административного наказания нельзя одновременно обжаловать всеми возможными способами. Если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд, в вышестоящий орган и вышестоящему должностному лицу, то жалобу рассматривает непосредственно суд (ч. 2 ст. 30.1 КоАП РФ).
Информация об успешном обжаловании постановления вносится в ЕРКНМ (п. 4 ч. 1 ст. 19 Закона о госконтроле, п. 17 раздела IV Приложения к ПП 604, пп. "з" п. 5 ПП 604).
Обжалование вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган ГПН
Если постановление о назначении административного наказания обжалуется в порядке подчиненности руководителю или в вышестоящий орган ГПН, то на постановление подается жалоба. Она должна быть рассмотрена в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела (ч. 1 ст. 30.5 КоАП РФ).
Подача жалобы на постановление о назначении административного наказания госпошлиной не облагается (ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ).
Жалоба рассматривается должностным лицом ГПН единолично (ч. 1 ст. 30.6 КоАП РФ).
Процедура рассмотрения такой жалобы детально описана ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ. Дело будет рассмотрено в полном объеме, а не в пределах поданной жалобы (ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ).
По результатам рассмотрения жалобы на постановление последует одно из следующих решений (ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ):
- об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
- об изменении постановления;
- об отмене постановления и о прекращении производства по делу;
- об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение;
- об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если установлено, что постановление было вынесено неправомочным должностным лицом.
Это решение не является окончательным и может быть обжаловано в суд, а принятое по жалобе решение суда - в вышестоящий суд (ч. 1 ст. 30.9, ч. 1 ст. 30.12 КоАП РФ).
Судебное обжалование
Верховный Суд РФ исходит из того, что обжалование постановлений ГПН подведомственно суду общей юрисдикции, поскольку нарушение требований пожарной безопасности совершается юридическим лицом (ИП) не в связи с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности (абз. 2 п. 33 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5, также см. вопрос 10 главы VI Обзора судебной практики ВС РФ от 24.12.2014, постановления ВС РФ от 29.09.2014 N 305-АД14-475, от 17.09.2014 N 304-АД14-291, от 16.09.2014 N 308-АД14-221, от 16.09.2014 N 304-АД14-334).
В настоящее время арбитражные суды практически повсеместно поддерживают данную позицию, и практически все постановления ГПН оспариваются в судах общей юрисдикции.
Рассмотрение таких дел в арбитраже носит, в основном, эпизодический характер (см. постановления Седьмого ААС от 16.09.2016 N 07АП-7847/16, АС Центрального округа от 31.10.2016 N Ф10-3870/16, Семнадцатого ААС от 11.11.2016 N 17АП-14751/16, Шестнадцатого ААС от 07.11.2016 N 16АП-4203/16). В подавляющем большинстве случаев арбитражный суд прекращает производство по такому заявлению в связи с нарушением требований подсудности по п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ (определение Верховного Суда РФ от 02.02.2017 N 303-АД16-10714, постановления Девятнадцатого ААС от 29.03.2018 N 19АП-1186/18, Девятого ААС от 05.03.2018 N 09АП-3208/18, Второго ААС от 17.01.2017 N 02АП-11234/16, АС Поволжского округа от 27.09.2016 N Ф06-12201/16, АС Московского округа от 14.09.2016 N Ф05-14643/16, Тринадцатого ААС от 14.12.2016 N 13АП-30672/16, Одиннадцатого ААС от 14.10.2016 N 11АП-14470/16, Двенадцатого ААС от 22.09.2016 N 12АП-8236/16, Пятнадцатого ААС от 27.09.2016 N 15АП-14826/16) или отказывает в принятии заявления в порядке п. 1 ч. 1 ст. 127.1 АПК РФ (постановления Девятого ААС от 17.04.2018 N 09АП-15168/18 и от 01.11.2017 N 09АП-45232/17, Семнадцатого ААС от 27.03.2018 N 17АП-3241/18).
Если проверка ГПН сопровождалась нарушениями, то есть небольшой шанс обратиться в арбитражный суд с тем, чтобы оспорить там не само постановление органа ГПН, а законность проверки (законность действий и решений органа ГПН) и ее результаты вообще (решения АС Пермского края от 11.12.2015 по делу N А50-21311/2015, АС Хабаровского края от 10.12.2015 по делу N А73-14905/2015, АС Камчатского края от 12.11.2015 по делу N А24-3913/2015). Если нарушения Закона N 294-ФЗ будут доказаны, то суд отменит результаты проверки, в том числе и акт проверки, который является основным доказательством правонарушения и правовым базисом постановления ГПН. Однако многие арбитражные суды прекращают производство и по таким жалобам по разным основаниям: например, потому, что эти результаты выражены актом проверки, который сам по себе никаких обязанностей не возлагает (решение АС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.03.2015 по делу N А56-20307/2014) или потому, что заявляя указанные требования, заявитель фактически не согласен с процедурой привлечения его к административной ответственности, а нарушения в области правил пожарной безопасности не относятся к подведомственности арбитражного суда (определение АС г. Москвы от 30.07.2015 по делу N А40-113151/2015), поскольку обжалование в данном случае не постановления, а выданного по результатам проведенной проверки предписания и действий при осуществлении проверки, не меняет правовой природы обжалуемого акта и действий органа (определение АС Омской области от 08.09.2015 по делу N А46-7293/2015).
Таким образом, для большинства регионов РФ наиболее целесообразным является обращение в суд общей юрисдикции.
Обжалование в суде общей юрисдикции
Процедура рассмотрения в районному суде жалобы на постановление по делу об административном правонарушении детально описана ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ. Жалоба на постановление ГПН подается в срок не позднее 10 суток со дня получения копии обжалуемого постановления (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ). Жалоба подается в районный суд по месту совершения правонарушения (п. 3 ч. 1 ст 30.1 в совокупности с ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ).
Государственную пошлину платить не нужно (ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ).
Дело будет рассмотрено судом в течение двух месяцев со дня поступления жалобы со всеми материалами дела (ч. 1.1 ст. 30.5 КоАП РФ), разбирает дело единолично судья райсуда (ч. 1 ст. 30.6 КоАП РФ).
Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме (ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ).
По результатам рассмотрения жалобы на постановление суд выносит одно из следующих решений (ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ):
- об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
- об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение наказанного лица;
- об отмене постановления и о прекращении производства по делу по мотивам малозначительности проступка (ст. 2.9 КоАП РФ), обстоятельств, при которых производство по делу невозможно (ст. 24.5 КоАП РФ), а также при недоказанности;
- об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение, в ГПН, если ранее по делу была серьезно нарушена процедура, предусмотренная КоАП РФ;
- об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если установлено, что постановление было вынесено неправомочным органом, должностным лицом ГПН (например, назначено наказание по "чужой" статье КоАП РФ).
Указанное решение судьи, в свою очередь, также может быть обжаловано в вышестоящем суде (ч. 1 ст. 30.9 КоАП РФ) в описанном выше порядке (ч. 3 ст. 30.9 КоАП РФ).
Если указанное решение суда и постановление ГПН уже вступили в законную силу, то обжаловать их можно (ст. 30.12 КоАП РФ) только в кассационном суде общей юрисдикции (ч. 1 ст. 30.13 КоАП РФ), где их пересматривают председатели указанных судов и их заместители, либо судьи - по поручению председателя (ч. 2 ст. 30.13 КоАП РФ).
Временный запрет деятельности и административное приостановление деятельности в случае нарушения требований пожарной безопасности
Если в ходе КНМ установлено, что деятельность/эксплуатация объекта контроля (или эксплуатирующих его лиц) представляет непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или что такой вред (ущерб) причинен, то пожарный инспектор обязан незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до запрета эксплуатации (использования) зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и иных подобных объектов (п. 2 ч. 2 ст. 90 Закона о госконтроле). КоАП РФ в качестве такой меры предусматривает временный запрет деятельности (ст. 27.16 КоАП РФ) - с прицелом на административное приостановление деятельности объекта (ст. 3.12 КоАП РФ).
Административное приостановление деятельности - это наказание, предусмотренное КоАП РФ. Оно заключается во временном прекращении деятельности предпринимателей или юридических лиц (их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков), а также прекращении эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг (ст. 3.12 КоАП РФ).
Пожарный инспектор не вправе назначать данный вид наказания, это прерогатива районного суда (абзац 3 ч. 1 ст. 3.12, абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).
Назначение такого наказания возможно, если инспектор выявил правонарушения, предусмотренные ч. 6.1 ст. 20.4 и ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ:
- нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека;
- повторное неисполнение в установленный срок законного предписания органа ГПН.
Пожарный инспектор вправе ограничиться наложением штрафа (по ч. 6.1 ст. 20.4 КоАП РФ он наложит штраф сам, по ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ - направит дело мировому судье). Однако если инспектор посчитает, что штраф как менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели наказания, он передаст дело в районный суд (п. 5 ч. 1 ст. 29.4, ст. 29.12 КоАП РФ), куда и направляет протокол об административном правонарушении и иные материалы.
Административное приостановление деятельности применяется в случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ (угроза жизни или здоровью людей, техногенная катастрофа и прочие, в том числе совершение правонарушения в области общественной безопасности; перечень закрыт). Поэтому в протоколе об административном правонарушении в качестве события административного правонарушения должно быть указано, какие из перечисленных в ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ случаев создают угрозу причинения вреда либо причиняют вред охраняемым общественным правоотношениям. Следовательно, пожарный инспектор, передающий дело в райсуд, обязан мотивировать необходимость административного приостановления деятельности. По собственной инициативе судьи не вправе устанавливать наличие обстоятельств, создающих угрозу причинения вреда охраняемым общественным правоотношениям, и назначать административное наказание в виде административного приостановления деятельности (правовая позиция сформулирована в п. 2 Справки Архангельского облсуда по результатам обобщения практики применения судьями районных судов административного наказания в виде административного приостановления деятельности).
Пожарный инспектор вправе применить в качестве меры обеспечения производства по делу временный запрет деятельности, о чем составляется протокол, в котором указываются основание применения этой меры, дата и место его составления, сведения об инспекторе и виновном лице, объект деятельности, подвергшийся временному запрету деятельности, время фактического прекращения деятельности, объяснения виновных лиц. Копия протокола вручается представителю организации или предпринимателю, после чего пожарный инспектор опечатывает помещения (ст. 27.16 КоАП РФ). Оригинал протокола направляется в суд вместе с иными материалами дела (ч. 4 ст. 28.8 КоАП РФ). Временный запрет деятельности заключается в кратковременном (на срок до рассмотрения дела судом, то есть не более недели - см. ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ) прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности исчисляется с момента фактического прекращения деятельности (ч. 2 ст. 27.17 КоАП РФ).
Если пожарный инспектор применил временный запрет деятельности, дело об административном правонарушении рассматривается в течение семи суток с момента фактического прекращения деятельности (ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ) и в течение 15 дней после составления протокола об административном правонарушении (ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ), если такая мера обеспечения не применялась.
Срок временного запрета, исчисляемый с момента фактического прекращения деятельности, засчитывается в срок административного приостановления деятельности (ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ).
Анализ судебной практики показывает, что судьи применяют наказание в виде административного приостановления деятельности с учетом следующих обстоятельств:
1. Целевое назначение помещений, в которых допущены нарушения, предполагает массовое пребывание людей либо наличие маломобильных групп населения.
2. Характер, степень и количество выявленных нарушений. На практике наиболее реальными нарушениями требований пожарной безопасности, которые могут быть положены в основу при обосновании необходимости административного приостановления деятельности, являются нарушения, напрямую влияющие на безопасность эвакуации, а также те, которые могут привести к пожару с последующим его распространением со скоростью, превышающей расчетное время эвакуации по ГОСТ 12.1.004-91; нарушения, из-за которых возможно обрушение строительных конструкций, увеличение времени воздействия опасных факторов пожара, скрытое распространение огня, невозможность тушения огня в начальной стадии пожара.
3. Учитывается, что ранее уже выявлялись подобные нарушения, ответственные должностные лица привлекались к административной ответственности, однако нарушение не устранено.
4. Предполагаемая возможность своевременного устранения допущенных нарушений.
5. Финансовое положение лица, привлекаемого к административной ответственности, отсутствие у него денежных средств, необходимых для уплаты административного штрафа.
В связи с большим размером административных штрафов, предусмотренных ч. 6.1 ст. 20.4 КоАП РФ, виновные лица могут попытаться оспорить в суде постановление инспектора ГПН о назначении штрафа с целью изменения наказания и назначения вместо штрафа приостановления деятельности. Однако административное приостановление деятельности является более строгим наказанием, чем штраф (абзац 2 ч. 1 ст. 3.12 КоАП), а усиливать наказание при рассмотрении жалоб запрещено (п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ). Поэтому суд, рассматривая подобную жалобу, не вправе изменить решение, назначив лицу наказание в виде административного приостановления деятельности (абз. 4 п. 18.2 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, постановление Президиума ВАС РФ от 27.11.2012 N 8658/12).
Постановление судьи об административном приостановлении деятельности исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения (ч. 1 ст. 32.12). Копия постановления направляется инспектору, составившему протокол, в течение трех дней со дня вынесения (абз. 2 ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ).
Часть 3 ст. 3.12 КоАП РФ предусматривает право судьи на основании ходатайства организации или предпринимателя досрочно прекратить административное приостановление деятельности, если будет установлено, что устранены основания для назначения такого наказания. При этом судья обязательно запрашивает заключение пожарного инспектора в письменной форме с указанием фактов, свидетельствующих об устранении соответствующих обстоятельств (ч. 3 ст. 32.12 КоАП РФ), с приложением всех доказательств (п. 9 письма заместителя Председателя Верховного Суда РФ от 06.03.2006 N 1936-5/общ). Заключение не обязывает судью к принятию положительного решения. Ходатайство рассматривается в пятидневный срок (ч. 3 ст. 32.12 КоАП РФ), о чем судья выносит постановление (ч. 4 ст. 32.12 КоАП РФ).
По истечении срока приостановления деятельности пожарный инспектор проверяет устранение обстоятельств, послуживших основанием для назначения этого наказания. К этой проверке положения Закона о госконтроле не применяются (п. 5 ч. 3 ст. 1 Закона о госконтроле). Если эти обстоятельства не устранены, имеет место новое административное правонарушение, о котором инспектор вправе составить новый протокол об административном правонарушении, вновь применить временный запрет деятельности и направить материал в суд (ч. 5 ст. 32.12 КоАП РФ).
Тема
Пожарные проверки (проверки органами федерального государственного пожарного надзора)
См. также
Доверенность на участие в деле об административном правонарушении
Формы документов
Ходатайство о досрочном прекращении административного приостановления деятельности
Жалоба (заявление) на постановление по делу об административном правонарушении
Ходатайство о досрочном прекращении административного приостановления деятельности
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах