Учет для охранной организации
Чтобы оказывать охранные услуги, надо пройти не простую процедуру регистрации и получения лицензии. Особенностей учета для ЧОО в законодательстве не предусмотрено. Зато есть требования, которые важно правильно квалифицировать. Ведь в противном случае не удастся организовать правильный учет.
Охранные услуги могут оказывать организации, соответствующие определенным требованиям. Согласно статье 11 Федерального закона от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 2487-1), оказанием охранных услуг занимаются организации, специально учреждаемые для их выполнения и имеющие соответствующую лицензию.
Особые правила. При осуществлении частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности лицензия получается для каждого вида отдельно. Лицензия выдается сроком на пять лет. За предоставление лицензии уплачивается государственная пошлина в размере 2600 рублей.
О начале и окончании оказания охранных услуг ЧОО обязана уведомить ОВД (см. Правила уведомления частной охранной организацией органов внутренних дел о начале и об окончании оказания охранных услуг, изменении состава учредителей (участников), утв. постановлением Правительства РФ от 23 июня 2011 г. N 498).
Частная охранная организация создается только в форме ООО и не может осуществлять иную деятельность. Минимальный размер уставного капитала ЧОО - 100 000 рублей.
Уставный капитал в сумме 250 000 рублей потребуется для учреждения ЧОО, оказывающей услуги по вооруженной охране имущества и охране объектов с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию, перечень которых установлен Правительством РФ.
Половина уставного капитала может быть сформирована неденежными вкладами. А вот использовать кредиты и займы при этом нельзя.
Учредить ЧОО могут только россияне и отечественные компании. Для них "охранный" бизнес должен быть основным.
Филиалы ЧОО создаются только в субъекте РФ, на территории которого зарегистрирована данная организация.
Отдельные требования предъявляются к руководителю охранной организации. Он должен иметь высшее профессиональное образование, удостоверение частного охранника и пройти соответствующие курсы повышения квалификации.
Место работы или подразделение
Охранники ЧОО часто направляются для исполнения своих служебных обязанностей не по месту регистрации самой организации, а к заказчику. Пост охраны бывает оборудован, то есть организуются полноценные рабочие места. А значит, появляется вопрос: возникает ли в данном случае обособленное подразделение? Ведь такие структурные подразделения необходимо отдельно ставить на учет в налоговой.
Особенности деятельности охранных организаций не прописаны в налоговом законодательстве, поэтому ЧОО приходится искать выход, учитывая современные нормы. Одной из проблем является то, что налоговики буквально трактуют статью 11 Налогового кодекса, в которой приведена формулировка понятия "обособленное подразделение".
Согласно указанной норме, обособленным признается любое территориально обособленное подразделение, где оборудованы стационарные рабочие места. Факт упоминания таких структурных единиц в учредительных документах организации никакого значения не имеет. В свою очередь рабочее место считается стационарным, если создается на срок более одного месяца.
В Трудовом кодексе место признается рабочим, если работник должен там находиться для исполнения трудовых обязанностей и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
По этим причинам налоговики часто расценивают пост охраны как "стационарное рабочее место" и признают его обособленным подразделением.
Позиция финансового министерства по этому вопросу изложена в письмах от 4 мая 2007 г. N 03-02-07/1-214, от 19 декабря 2008 г. N 03-02-07/1-522, от 10 апреля 2009 г. N 03-02-07/1-176. По мнению чиновников Минфина России, обязанность постановки на учет возникает только при создании оборудованного стационарного рабочего места. Форма организации работ и срок нахождения конкретного работника на стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на учет. Оборудованным признается стационарное рабочее место, если созданы все условия, необходимые для исполнения трудовых обязанностей. В обоснование своей позиции Минфин приводит решения арбитражных судов: постановления ФАС Московского округа от 30 июля 2004 г. N КА-А41/6389-04, ФАС Северо-Кавказского округа от 21 сентября 2006 г. N 08-4234/2006-1814 и от 29 ноября 2006 г. N ф08-6161/2006/2552А.
Если же организация не сумела самостоятельно решить вопрос о месте нахождения ее "обособленцев", Минфин рекомендует обратиться за помощью в инспекцию.
Мнение налоговиков изложено, в частности, в письме УФНС России по г. Москве от 11 сентября 2007 г. N 18-11/3/086094@. В этом письме налоговое ведомство разъясняет, что посты охраны, обладающие признаками обособленных подразделений, должны быть поставлены на учет. Сделать это необходимо независимо от наличия оборудования на постах охраны, а также от того, установлено это оборудование самой ЧОО или организацией, являющейся объектом охраны.
Судебные инстанции не находят оснований для постановки на учет по месту нахождения рабочих постов. Такая позиция изложена в постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 8 августа 2011 г. N А27-15867/2010 и от 19 июля 2011 г. N А27-15866/2010, ФАС Московского округа от 20 декабря 2010 г., от 2 марта 2009 г. N КА-А40/817-09.
Судьи считают, что признать у ЧОО наличие обособленных подразделений нельзя, ведь у охранной организации отсутствует договор на получение в пользование имущества заказчика (договор аренды). Охранные организации, как правило, заключают с заказчиком только договор на оказание охранных услуг. Следовательно, рабочее место не контролируется работодателем. В целях налогового законодательства рабочее место, как и обособленное подразделение, не создаются. Таким образом, обязанность встать на учет в налоговом органе по месту нахождения заказчика отсутствует.
Форма за счет фирмы
Как правило, охранные организации обеспечивают свой персонал формой. Поскольку речь заходит о передаче сотрудникам ценностей, возникает вопрос обложения их стоимости НДФЛ и страховыми взносами.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ, стоимость форменной одежды и обмундирования не облагается страховыми взносами. Но только той формы, которая выдается работникам в соответствии с законодательством РФ.
Закон N 2487-1 не предусматривает выдачу форменной одежды работникам ЧОО. Следовательно, со стоимости одежды, бесплатно переданной охранникам в постоянное пользование, придется заплатить страховые взносы. Не спасет ситуацию и упоминание о форме для сотрудников в трудовом или коллективном договоре.
Однако в договоре можно прописать, что форма выдается сотруднику на время работы и сдается при увольнении. Если право собственности на форменную одежду не переходит к сотруднику, то объект обложения страховыми взносами не возникает (ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ). Такая же позиция изложена в письме ФСС РФ от 17 ноября 2011 г. N 14-03-11/08-13985.
Аналогичная ситуация с исчислением НДФЛ со стоимости форменной одежды.
Дохода, облагаемого НДФЛ, не возникает, если форменная одежда не переходит в собственность сотрудника и сдается при увольнении (п. 1 ст. 210 НК РФ).
Если форма отдается сотрудникам бесплатно и навсегда, у работника возникает доход, полученный в натуральной форме. В таком случае со стоимости формы необходимо исчислить и удержать НДФЛ (п. 1 ст. 210, п. 1 ст. 211 НК РФ).
Добровольно-принудительное страхование
Статья 19 Закона N 2487-1 обязывает охранные организации страховать сотрудников на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с оказанием ими охранных услуг. Страхование ЧОО осуществляют за свой счет.
Ранее финансовое министерство и налоговые органы указывали, что рассматриваемые расходы не признаются в налоговом учете, поскольку отсутствует федеральный закон о данном виде обязательного страхования (письма Минфина России от 17 октября 1997 г. N 16-00-17-70, УМНС России по г. Москве от 11 июля 2003 г. N 28-11/38625).
В настоящее время Минфин изменил позицию. В письме от 21 марта 2011 г. N 03-11-06/2/35 чиновники указали, что ЧОО вправе учесть сумму взносов по договорам добровольного страхования работников в составе расходов на оплату труда. Финансовое министерство ссылается на пункт 16 статьи 255 Налогового кодекса, согласно которому к расходам на оплату труда относятся, в частности, суммы платежей работодателей по договорам добровольного страхования работников.
Взносы по договорам добровольного личного страхования в случаях смерти и причинения вреда здоровью учитываются в размере, не превышающем 15 000 рублей в год на одного застрахованного работника.
В бухгалтерском учете платежи по добровольному страхованию признаются расходами по обычным видам деятельности (п. 5, 7, 9 ПБУ 10/99 "Расходы организаций", утв. приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н).
Если сумма страховой премии за весь период действия договора перечислена единовременно, то применяется счет 97 "Расходы будущих периодов". Со счета 97 расходы списываются ежемесячно в дебет счета 20 "Основное производство". Целесообразно рассматриваемые расходы признавать равномерно в течение срока действия договора страхования.
Пример 1
ЧОО перечислило 120 000 руб. согласно договору личного страхования своих охранников. Договор заключен в целях обязательного страхования работников-охранников на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с осуществлением ими охранных действий. Срок договора - 12 месяцев.
В рассматриваемом случае расходы по договору добровольного личного страхования признаются в налоговом учете в полном объеме равномерно в течение 12 месяцев.
Для отражения в бухгалтерском учете необходимо сделать следующие проводки:
- 120 000 руб. - уплачены страховые взносы;
- 120 000 руб. - расходы по добровольному личному страхованию учтены в составе расходов будущих периодов;
- 1000 руб. (120 000 руб. : 12 мес.) - списаны расходы по добровольному личному страхованию.
Охранный бизнес на УСН
Расходы на добровольное страхование могут списать и "охранные" организации, применяющие УСН. Если, разумеется, они выбрали в качестве объекта обложения "доходы минус расходы".
Относятся затраты на страхование в состав расходов на оплату труда. Такой вывод следует из письма Минфина России от 21 марта 2011 г. N 03-11-06/2/35. Расходы на оплату труда признаются в порядке, предусмотренном статьей 255 Налогового кодекса. Таким образом, при списании платежей по договорам добровольного личного страхования в случаях смерти и причинения вреда здоровью максимальная сумма страховых взносов, которую можно учесть, составит 15 000 рублей в год на одного работника.
Охрана для иностранца
ЧОО часто оказывают услуги по обеспечению порядка в местах проведения массовых мероприятий: конференций, спортивных соревнований, концертов и форумов. Рассмотрим на примере отражение в учете указанных услуг, если заказчиком является иностранная фирма.
В бухгалтерском учете сумма предоплаты не признается доходом и учитывается в составе кредиторской задолженности обособленно на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". На дату получения предоплаты отражается запись по дебету счета 52 "Валютные счета". Доход в сумме выручки, согласованной сторонами в договоре, ЧОО признает на дату подписания заказчиком акта приемки-сдачи оказанных услуг. Признание выручки отражается записью по дебету счета 62 и кредиту счета 90 "Продажи", субсчет 90-1 "Выручка". Одновременно себестоимость оказанных услуг списывается со счета 20 "Основное производство" в дебет счета 90, субсчет 90-2 "Себестоимость продаж".
Записи сумм по валютным счетам и по операциям, предусмотренным в договоре в иностранной валюте, производятся в рублях и в валюте расчетов и платежей.
Предоплата в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Банка России, действующему на дату поступления денежных средств на валютный счет организации. В последующем сумма предоплаты не пересчитывается.
Охранные организации являются плательщиками НДС. Если ЧОО осуществляют бизнес на территории России, то операции по охране делегации иностранной компании облагаются НДС в общем порядке. При получении предоплаты налог следует исчислить по расчетной ставке 18/118. На дату подписания акта приемки-сдачи оказанных услуг вновь начисляется НДС. Сумма НДС, исчисленная ранее с суммы предоплаты, подлежит вычету.
В налоговом учете выручка от оказания услуг признается доходом на дату подписания акта приемки-сдачи оказанных услуг. Сумма полученной предоплаты доходом не признается, если ЧОО применяет метод начисления.
Предоплата, полученная в иностранной валюте, принимается к учету в сумме, определяемой по курсу Банка России, действующему на дату получения предоплаты. В дальнейшем сумма предоплаты не пересчитывается, следовательно, курсовых разниц не возникает.
Расходы, связанные с оказанием услуг, признаются в периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств. Организации, оказывающие услуги, вправе относить на расходы всю сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном периоде.
Пример 2
ЧОО оказывает услуги по охране иностранной музыкальной группы и обеспечению порядка во время гастролей. Иностранная фирма - организатор гастролей не имеет постоянного представительства в РФ. Согласно условиям договора, получена 100-процентная предоплата в евро за весь период охраны. Стоимость оказанных услуг - 2360 евро (в том числе НДС), фактическая себестоимость оказанных услуг - 60 000 руб. Договор на оказание охранных услуг заключен на месяц. Курс евро, установленный Банком России, на дату получения предоплаты составил (условно) 45,0 руб./евро.
Потребуются такие проводки:
Дебет 52 Кредит 62 "Предоплата"
- 106 200 руб. (2360 руб. х 45 руб./евро) - получена предоплата в счет оказания услуг;
- 16 200 руб. (106 200 руб. х 18 : 118) - исчислен НДС с суммы полученной предоплаты;
- 106 200 руб. - признана выручка от оказания услуг;
Дебет 62 "Предоплата" Кредит 62 "Расчеты с заказчиками"
- 106 200 руб. - зачтена сумма предоплаты;
- 16 200 руб. (106 200 руб. : 118 х 18) - исчислен НДС с выручки;
- 60 000 руб. - списана фактическая себестоимость оказанных услуг;
- 16 200 руб. - принят к вычету НДС, ранее исчисленный с предоплаты.
А.С. Юхневич-Лелива,
налоговый консультант
"Практическая бухгалтерия", N 3, март 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.