Плата за негативное воздействие на окружающую среду
В процессе хозяйственной деятельности предприятий общественного питания образуются некоторые виды отходов (например, пищевые, канцелярские). Если на балансе у них имеются автотранспортные средства, тут уже следует говорить о загрязнении атмосферного воздуха. При этом законодательством РФ установлено, что за негативное воздействие на окружающую среду нужно платить. Рассмотрим основные положения нормативных актов, регламентирующих порядок расчета такой платы.
Общие положения
В силу ст. 1 Федерального закона N 7-ФЗ*(1) негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. К видам такого воздействия относятся (ст. 16 указанного закона):
- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ от стационарных и передвижных источников;
- сбросы загрязняющих, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные, подземные водные объекты и на водосборные площади;
- загрязнение недр, почв;
- размещение отходов производства и потребления;
- загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитным, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
- иные виды.
За загрязнение атмосферного воздуха физические и юридические лица платят в соответствии со ст. 28 Федерального закона N 96-ФЗ*(2), а за размещение отходов - в соответствии со ст. 23 Федерального закона N 89-ФЗ*(3). Загрязнение атмосферы происходит, если у организации имеется, например, собственная котельная (стационарный источник) и используются в деятельности транспортные средства (передвижной источник). В качестве отходов могут выступать пищевые отходы, бумага, упаковка, лампы, расходные материалы для оргтехники и др.
В силу ст. 4.1 Федерального закона N 89-ФЗ все отходы делятся на пять классов: I - чрезвычайно опасные, II - высокоопасные, III - умеренно опасные, IV - малоопасные, V - практически неопасные. В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом МПР РФ от 02.12.2002 N 786, пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные (код 91201001 00 00 5) относятся к V классу опасности*(4).
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632. Согласно п. 1 данного документа он распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием. Этим документом (п. 2-4) установлено два вида нормативов:
- в пределах допустимых нормативов;
- в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
За сверхлимитное загрязнение окружающей среды плата вносится в пятикратном размере от ставок в пределах установленных лимитов (п. 5 Постановления Правительства РФ N 632). Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления определяются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344.
Заметим, что в отношении транспортных средств вместо предельно допустимых нормативов устанавливаются технические нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и при их превышении повышающий коэффициент (5) не применяется, поскольку эксплуатация такого транспортного средства запрещена (ст. 17, п. 2 ст. 19 Федерального закона N 96-ФЗ, Письмо Ростехнадзора от 04.09.2007 N 04-09/1242).
Учет загрязнений
Организации и предприниматели, обязанные вносить плату за загрязнение окружающей среды, должны вести учет фактической массы (объема) выбросов, сбросов, размещения отходов, а также проводить производственный контроль за ними (ст. 30 Федерального закона N 96-ФЗ, ст. 19, 26 Федерального закона N 89-ФЗ, пп. 5 п. 2 ст. 39 ВК РФ).
Массы загрязнений, поступающих в атмосферу и водные объекты, определяются в соответствии с п. 5.6, 5.7 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды*(5). Учет в области обращения с отходами (образовавшимися, использованными, обезвреженными, переданными другим лицам или полученными от других лиц, размещенными) организуется в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Минприроды РФ от 01.09.2011 N 721. Данные учета отходов оформляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в письменном и (или) электронном виде по прилагаемому к названному порядку образцу (приложения 1-4). Таблицы данных учета и учетные документы должны храниться в течение пяти лет (п. 21 Приказа Минприроды РФ N 721).
Нормативы отходов и отчетность в уведомительном порядке
Согласно ст. 11 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны:
- соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей среды и здоровья человека;
- разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;
- предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;
- соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации и др.
Исходя из этого, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной деятельности которых образуются отходы, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ст. 18 Федерального закона N 89-ФЗ). При этом субъекты малого предпринимательства представляют отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов в уведомительном порядке.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден Приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 N 50. Субъекты малого и среднего предпринимательства такую отчетность представляют в соответствии с Приказом Минприроды РФ от 16.02.2010 N 30. Для них лимитами на размещение отходов является количество отходов, фактически направленных на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности). Плата за текущий год взимается с субъектов малого и среднего предпринимательства по факту без пятикратного коэффициента (Письмо Росприроднадзора от 07.12.2011 N ОД-06-01-32/15903).
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение
Проекты нормативов разрабатываются предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг (п. 4 Приказа Минприроды РФ N 50). Такие нормативы служат для определения ожидаемого количества образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.
Проект разрабатывается в соответствии с Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными Приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 N 703, а затем утверждается территориальным органом Росприроднадзора (п. 5 Приказа Минприроды РФ N 50). Заявление об утверждении нормативов и лимитов и документы принимаются Росприроднадзором по описи, копия которой с отметкой о дате приема направляется (вручается) предпринимателям (юридическим лицам) (п. 7, 9 Приказа Минприроды РФ N 50). Решение об утверждении нормативов и лимитов (либо об отказе в их утверждении) должно быть принято в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты приема документов (п. 10 данного приказа). Отказать в приеме документов могут по причине наличия в представленных документах недостоверной информации.
К сведению. Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или ином вредном воздействии на окружающую среду и природные ресурсы влечет наложение штрафа на должностных лиц от 1 000 до 2 000 руб., на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб. (ст. 8.5 КоАП РФ).
Утверждаются нормативы сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения предпринимателем и юридическим лицом неизменности производственного процесса и используемого сырья, представляемого в Росприроднадзор в виде технического отчета (п. 11 Приказа Минприроды РФ N 50). Представить технический отчет необходимо в течение 10 рабочих дней с момента окончания очередного года с даты утверждения лимитов (Письмо Росприроднадзора от 17.05.2011 N КТ-08-03-36/6068). Если он будет представлен позже указанной даты, расчет платы за размещение отходов с момента истечения этого срока (10 рабочих дней) до момента представления отчета производится как за сверхлимитное размещение.
Если изменяются сведения, указанные в заявлении (например, вносятся изменения в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ), документ об утверждении нормативов и лимитов должен быть переоформлен (п. 14, 15 Приказа Минприроды РФ N 50).
В соответствии с Приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 N 703, если хозяйствующий субъект выступает в качестве арендодателя части производственных территорий, помещений или оборудования и предоставляет арендатору право размещать отходы на собственных объектах, то отходы арендатора должны быть включены в проект нормативов и лимитов арендодателя. Если же арендатор самостоятельно обращается с отходами, к проекту прилагаются документы, подтверждающие эти обязательства арендатора.
Постановлением Правительства РФ N 344 по транспортным средствам установлены нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух, которые зависят не от объема выброса загрязняющих веществ, а от вида и объема используемого топлива (Письмо Ростехнадзора от 02.08.2007 N 04-09/1037). Количество израсходованного топлива подтверждается первичными документами бухгалтерского учета.
Отчетность субъектов малого и среднего предпринимательства
Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, утвержденный Приказом Минприроды РФ N 30, предназначен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, образующих в результате хозяйственной деятельности отходы и в соответствии с Федеральным законом N 209-ФЗ*(6) относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Такие субъекты отчетность представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту своей деятельности в уведомительном порядке (п. 3, 4 Приказа Минприроды РФ N 30). Отчетным периодом для них является календарный год, а если деятельность началась в течение отчетного года - с даты государственной регистрации юридического лица или предпринимателя. Представляется отчетность до 15 января года (п. 5, 6 данного приказа).
Отчетность включает в себя (п. 8-12 Приказа Минприроды РФ N 30):
- общие сведения об отчитывающемся субъекте (полное и сокращенное наименование юридического лица (Ф.И.О. предпринимателя), место нахождения (жительства), телефон, ОКАТО и др.);
- баланс масс (в тоннах) образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, размещенных отходов за отчетный год. Указывается по каждому виду отходов с указанием его наименования, кода по Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом МПР РФ N 786;
- сведения о юридических лицах и предпринимателях, которым в отчетном периоде были переданы отходы (например, наименование юридических лиц (Ф.И.О. предпринимателей), место нахождения (место жительства) дата выдачи и номер документа, подтверждающего наличие лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности);
- приложения. В качестве приложений могут выступать копии договоров на передачу отходов другим юридическим лицам и предпринимателям за отчетный период, копии актов приема-передачи отходов по указанным договорам.
Отчетность должна быть пронумерована, прошита, скреплена печатью и подписью руководителя субъекта малого и среднего предпринимательства (индивидуального предпринимателя) (п. 13-16 Приказа Минприроды РФ N 30). Она либо представляется непосредственно в Росприроднадзор, либо направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении. Также на сайте Росприроднадзора (http://rpn.gov.ru/) размещена для свободного и бесплатного доступа электронная версия оформления отчетности и программное обеспечение для ее формирования.
Если субъекты малого и среднего предпринимательства не представляют отчетность в установленный срок, к ним может применяться административная ответственность, предусмотренная ст. 8.2 КоАП РФ (Письмо Росприроднадзора N ОД-06-01-32/15903).
К сведению. Согласно ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении,использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами грозит штрафом: должностным лицам - от 10 000 до 30 000 руб., предпринимателям - от 30 000 до 50 000 руб., юридическим лицам - от 100 000 до 250 000 руб. В качестве альтернативы штрафу для предпринимателей и юридических лиц может быть применено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Заполняем расчет
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, порядок его заполнения и представления утверждены Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204. Плательщики представляют его в Росприроднадзор*(7) по месту нахождения каждой производственной территории, передвижного объекта негативного воздействия, объекта размещения отходов или по местонахождению плательщика в случае, если разрешительная документация выдана в целом на хозяйствующий субъект, не позднее 20-го числа, следующего за истекшим отчетным кварталом.
Если на территории РФ у плательщика более одной производственной территории, более одного передвижного объекта негативного воздействия или объекта размещения отходов, то расчет платы по ним включается в единый расчет. В отчетность включаются только те разделы, которые необходимы. Расчет, представляемый в бумажном виде, должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью. Если сумма платежа в отчетном периоде составляет 50 000 руб. и более, необходимо представить расчет в электронном виде (на магнитном носителе или по телекоммуникационным каналам связи в формате XML).
Перечисление средств
Перечислить средства за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащие уплате по итогам отчетного периода, в силу Приказа Ростехнадзора N 557*(8) необходимо не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом) (п. 9 Постановления Правительства РФ N 632).
Исчисление и внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду плательщик производит отдельно по месту нахождения производственных территорий и объектов размещения отходов по соответствующим муниципальным образованиям (п. 19, 20 Приказа Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204). По передвижным объектам (транспортным средствам), зарегистрированным на территории муниципального образования, плата также вносится отдельно.
За невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду ст. 8.41 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде штрафа для должностных лиц в размере от 3 000 до 6 000 руб., для юридических лиц - от 50 000 до 100 000 руб.
Бухгалтерский учет и налогообложение
Согласно п. 7 Постановления Правительства РФ N 632 платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, уровни вредного воздействия осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за их превышение - за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя.
Данная норма соотносится с пп. 7 п. 1 ст. 254 и п. 4 ст. 270 НК РФ: платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы относятся к материальным расходам, а платежи за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду - к расходам, не учитываемым в целях налогообложения прибыли.
Суд о понятии "размещение отходов"
Заметим, что арбитражная практика по данному вопросу довольно противоречива. Президиум ВАС в Постановлении от 12.07.2011 N 1752/11 отметил, что обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возлагается на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, предусмотренные Федеральным законом N 7-ФЗ. В рассматриваемом случае общество было привлечено к ответственности за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду в результате размещения отходов производства и потребления (в соответствии со ст. 8.41 КоАП РФ).
При этом в силу ст. 1 Федерального закона N 89-ФЗ под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. В свою очередь, хранение отходов определяется как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение - как изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для этого (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и др.).
Статьей 12 Федерального закона N 89-ФЗ установлены особые требования к объектам размещения отходов:
- они создаются на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;
- место строительства таких объектов определяется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы;
- объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, который ведется в порядке, определенном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, и др.
Таким образом, деятельность по размещению отходов имеет специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. Исходя из этого, суд решил, что из материалов дела не следует, что общество занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности Федеральным законом N 89-ФЗ, поэтому привлечение его к административной ответственности в соответствии со ст. 8.41 КоАП РФ незаконно и отменено. Заметим, что общество в рассматриваемом деле занималось приемом, обработкой, упаковкой и отгрузкой грузов.
Аналогичные выводы Президиум ВАС озвучил в Постановлении от 20.07.2010 N 4433/10. При этом общество в целях осуществления своей деятельности арендовало в административном здании нежилое помещение под офис площадью 6 кв. м, в котором работало 3 человека. В результате хозяйственной деятельности общества образовались такие виды отходов, как мусор из бытовых помещений несортированный (исключая крупногабаритный), мусор от уборки помещений, отходы бумаги, картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, а также другие отходы. Контролирующий орган привлек его к ответственности в виде штрафа в размере 50 000 руб. (на основании ст. 8.41 КоАП РФ) за то, что:
- общество не вело учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от них, а также размещенных отходов за период с начала своей деятельности;
- у него отсутствовал паспорт на опасные отходы, образующиеся в результате хозяйственной деятельности;
- плата за негативное воздействие на окружающую среду обществом в установленные сроки не вносилась.
Есть примеры из арбитражной практики, касающиеся предприятий общественного питания, - Постановление ФАС СЗО от 12.09.2011 N А13-1108/2011. Основным видом деятельности общества, участвующего в деле, являлась организация общественного питания, розничная и оптовая торговля пищевыми продуктами. В процессе предпринимательской деятельности образовывался мусор из бытовых помещений несортированный, пищевые отходы, мусор от уборки территорий и другие твердые бытовые отходы IV и V класса опасности. Общество использовало мусорные контейнеры. Также в спорные периоды у него были заключены с тремя организациями договоры на оказание услуг по вывозу и размещению твердых бытовых отходов, на их прием и захоронение.
На том основании, что общество не занималось специализированным размещением отходов в специально оборудованных местах, оно представило в Росприроднадзор заявление о возврате излишне уплаченной суммы за негативное воздействие на окружающую среду за 2007-2009 годы и I-II кварталы 2010 года и попросило принять за указанный период уточненные нулевые расчеты.
Контролирующий орган данное требование оставил без удовлетворения и, в свою очередь, указал на необходимость представления расчета за III квартал 2010 года. Основанием для отказа послужило то, что общество как собственник отходов платило за негативное воздействие на окружающую среду (размещение отходов производства и потребления). При этом в договорах с организациями, оказывающими услуги по вывозу отходов, отсутствовали указания на передачу обществом права собственности на отходы данным организациям. Кроме того, факт оказания негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной деятельности подтверждался наличием у общества утвержденных проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также представленными расчетами и внесенной платой.
Суды всех трех инстанций встали на сторону предприятия, сделав вывод, что Росприроднадзор не доказал, что в спорный период оно занималось размещением отходов производства и потребления в смысле, придаваемом этой деятельности Федеральным законом N 89-ФЗ, и у него возникла обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду. Такая обязанность возлагается на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные Федеральным законом N 7-ФЗ. Доводы арбитры привели те же, что и Президиум ВАС в Постановлении N 1752/11: деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. При таких обстоятельствах арбитры признали действия контролирующего органа не соответствующими законодательству и обязали его возвратить излишне уплаченные платежи за спорные периоды.
В Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2011 N А41-45342/10 судьи со ссылкой на Постановление Президиума ВАС РФ N 1752/11 также пришли к выводу, что, поскольку предприниматель, осуществляющий деятельность по содержанию кафе, не занимался размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона N 89-ФЗ, предписание контролирующего органа нарушает его права и обязанности. Заметим, что в данном случае ИП был привлечен к ответственности на основании ст. 8.2, 8.41 КоАП РФ за отсутствие учета образования и движения отходов, производственного контроля в области обращения с отходами, неосуществление платежей за размещение отходов.
Другой пример - Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2011 N А41-45741/10. Тот же суд двумя месяцами позже принял решение не в пользу предприятия общественного питания. В данном случае в результате проверки было установлено, что предпринимателем, осуществляющим деятельность по содержанию кафе, не соблюдались требования к обращению с опасными отходами: не велся производственный контроль по обращению с отходами, отсутствовал журнал учета движения отходов. В связи с этим он был оштрафован на 30 000 руб. в соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ. У предпринимателя также был заключен договор со сторонней организацией, которая должна была осуществлять вывоз и захоронение отходов.
Заметим, что первая инстанция была на стороне предпринимателя, указав, что он не специализируется на деятельности по обращению с отходами. Апелляционная инстанция пришла к другим выводам. Арбитры отметили, что в силу ст. 51 Федерального закона N 7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.
Согласно определению, содержащемуся в ст. 1 Федерального закона N 89-ФЗ, под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. При этом суд считает, что под обращением с отходами понимается и деятельность, в процессе которой образуются отходы. К отходам производства и потребления относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица в силу ст. 11 Федерального закона N 89-ФЗ при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны в том числе разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами. Право собственности на отходы в силу ст. 4 данного закона принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате которых эти отходы образовались.
Исходя из этих положений, по мнению суда, поскольку предприниматель содержал кафе и у него имелись твердые бытовые отходы, он был правомерно определен контролирующим органом как субъект, в результате деятельности которого образуются и размещаются отходы. Также арбитры сослались на Постановление Президиума ВАС РФ от 12.07.2011 N 709/11, в котором тот пришел к выводу, что субъектный состав правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами. Кроме того, арбитры посчитали, что положения Федерального закона N 89-ФЗ свидетельствуют о том, что предприниматель, в результате производственной деятельности которого образовались отходы, обязан соблюдать требования названного закона, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.
Необходимость учета образовавшихся отходов предпринимателями и юридическими лицами установлена ст. 19 Федерального закона N 89-ФЗ. Субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в Росприроднадзор в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов в соответствии с Приказом Минприроды РФ N 30.
Обязанность по организации и ведению производственного контроля за соблюдением требований законодательства РФ в области обращения с отходами установлена ст. 26 Федерального закона N 89-ФЗ, п. 1 ст. 67 Федерального закона N 7-ФЗ. Доводы предпринимателя о том, что он не специализируется на деятельности по обращению с отходами и что им заключен договор со специализированной организацией на вывоз и размещение твердых бытовых отходов IV-V класса опасности, в связи с чем он не может быть привлечен к ответственности на основании ст. 8.2 КоАП РФ, был признан необоснованным, поскольку наличие в его действиях состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, по мнению арбитров, подтверждается материалами дела.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 20.09.2011 N 5163/11 кафе избежало ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ (не представило расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду и не вносило платежи) только потому, что истек срок давности привлечения к ответственности за данное административное правонарушение. Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства РФ об охране окружающей среды не может быть вынесено по истечении одного года со дня его совершения. Как указал Президиум ВАС, срок давности определяется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем его обнаружения). При совершении нарушения, выразившегося в форме бездействия, срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, выделенного для исполнения соответствующей обязанности.
* * *
Итак, мы рассмотрели основные положения нормативных актов, регламентирующих плату за негативное воздействие на окружающую среду. Большое количество нормативных актов вызывает сложность в расчетах этих платежей и вынуждает предприятия обращаться к специализированным организациям. Арбитражная практика показывает, что некоторым предприятиям общественного питания удалось доказать, что они в результате своей деятельности не оказывают негативного влияния на окружающую среду и, соответственно, не обязаны осуществлять данные платежи. Однако, как мы видели, выводы судей по этому вопросу противоречивы.
В заключение отметим, что 07.10.2011 Государственной Думой в I чтении были рассмотрены два проекта федеральных законов (N 584399-5 и 584587-5).
В первом предполагается, что субъекты РФ будут вправе утверждать порядок приема производителем и (или) продавцом тары, пригодной для многоразового использования, и оплаты ее залоговой стоимости. Планируется устранить несоответствие правовых норм Федерального закона N 89-ФЗ (ст. 6, 11, 18, 19) в отношении приема отчетности, представляемой субъектами малого и среднего предпринимательства в уведомительном порядке. Например, в настоящее время в ст. 11 данного закона, где установлено требование о разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, исключений для субъектов малого и среднего предпринимательства не предусмотрено. Предлагается также освободить хозяйствующих субъектов от платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ими отходов в объектах размещения отходов, обеспечивающих исключение воздействия на окружающую среду.
Во втором проекте предполагается исходя из критериев, устанавливаемых Правительством РФ, определить три категории объектов хозяйственной деятельности: экологически опасные объекты, объекты, оказывающие умеренное воздействие, и объекты, оказывающие незначительное воздействие. Данная система позволяет исключить дополнительные согласования и получение разрешительных документов, снизить административные барьеры для небольших предприятий, одновременно усилить контроль за крупными предприятиями, являющимися основными источниками загрязнения окружающей среды.
Такие нововведения дают основания надеяться, что для предприятий общественного питания соблюдение экологических требований не будет требовать больших физических и финансовых затрат.
О.А. Фролова,
эксперт журнала "Предприятия общественного питания:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
*(2) Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
*(3) Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
*(4) Последняя цифра в номере кода используется для кодирования класса опасности для окружающей природной среды (0 - класс опасности не установлен, 1 - I класс, 2 - II класс и т.д.).
*(5) Утверждены Минприроды РФ от 26.01.1993.
*(6) Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ".
*(7) Полномочия были переданы от Ростехнадзора Указом Президента РФ от 23.06.2010 N 780.
*(8) Приказ Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"