Налоговая инспекция...направляет электронные требования
Требование об уплате налога инспекторы могут выставлять в бумажной и электронной форме. Для привлечения компаний к электронному документообороту чиновники порекомендовали инспекторам применять несколько бонусов. Выясним, насколько выгодно получать требования по электронке.
Получать безбумажное требование об уплате налогов могут плательщики, которые наладили электронный документооборот с налоговой. Практиковать данный способ стали только в мае 2011 года, когда вступил в силу Порядок направления*(1).
Чтобы избавиться от бумажной волокиты и всех разом перевести на электронный документооборот, специалисты налоговой службы придумали несколько способов воздействия на организации.
Два пути воздействия
Если фирма не использует возможность получения требования по электронке, то при посещении налоговой по любым основаниям инспекторы проверят наличие неурегулированной задолженности. При ее обнаружении тут же выставят документ о выявлении недоимки и требование об уплате налога*(2). И может получиться так, что курьер, посланный отдать декларацию, принесет из налоговой такое "письмо счастья". Поэтому, если вы не хотите переходить на электронный документооборот, но опасаетесь внезапных требований, следует составлять "узкую" доверенность на какое-то одно действие (например, на сдачу отчетности и деклараций). По ней курьеру или бухгалтеру не смогут вручить требование, так как он не уполномочен забирать и подписывать документы.
Помимо внезапных "писем счастья", применяют и бонусную программу. Так, чиновники советовали установить льготный период: в течение 75 календарных дней со дня выявления недоимки должник может уладить и уплатить все задолженности*(3). По прошествии этого срока налоговая выставит требование об уплате, но в любом случае не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки либо в течение 10 дней с даты вступления в силу решения*(4).
Срок исполнения по электронным требованиям рекомендовано установить не менее 20 календарных дней, а физическим лицам, которые не являются индивидуальными предпринимателями, - не менее 30 календарных дней*(5). Учтите, этот срок рекомендательный, законодательно он нигде не закреплен. К обычному требованию налоговики такой лояльности не проявили - уплатить суммы следует в течение 8 рабочих дней, хотя срок его исполнения также может быть продлен*(6).
Скорее всего, это временное послабление, так как электронный оборот призван ускорить процессы уплаты и взимания налогов. Управлениям ФНС России указали довести рекомендации до нижестоящих налоговых органов, но нельзя утверждать, что последние ими воспользуются.
Обратите внимание: вне зависимости от разных сроков исполнения и доставки форма требования не изменяется*(7).
Порядок получения по электронке
С бумажным требованием все просто: оно вручается лично под расписку либо высылается по почте заказным письмом. Срок исполнения начинает течь с даты получения документа. При отправке письмом оно считается полученным по истечении шести дней.
С электронным документооборотом сложнее. При направлении документа в инспекции фиксируется дата его отправки. В случае необходимости ее можно узнать у своего оператора связи. Требование считается принятым налогоплательщиком, если налоговому органу поступила квитанция о приеме, подписанная ЭЦП. Фирма должна ее отправить не позднее следующего рабочего дня после получения требования. Датой получения требования является дата, указанная в квитанции о приеме. Именно с этой даты следует исчислять срок исполнения требования. Подчеркнем, что участники информационного обмена должны не реже одного раза в сутки проверять поступление требований и технологических электронных документов*(8). Если налоговый орган не получил от компании квитанцию о приеме, он направляет требование повторно на бумаге по почте.
В случае обнаружения ошибок в требовании об уплате организация вправе не принять документ. Тогда вместо квитанции о принятии составляется уведомление об отказе в приеме.
Налоговый орган, в свою очередь, устраняет указанные в этом уведомлении ошибки и повторяет процедуру направления.
Примечание. Инспекциям рекомендовано установить срок исполнения электронного требования об уплате налога не 8 рабочих дней, как применяется для бумажного варианта, а не менее 20 календарных дней для фирм и предпринимателей.
Налоговый кодекс Российской Федерации
Причины отказа
Вне зависимости от того, как требование было направлено, в случае несоответствия ряду условий оно может быть признано недействительным по решению суда. Итак документ теряет юридическую силу, если:
- оформлен не по установленной форме;
- пропущен срок для направления требования об уплате налогов;
- не указаны основные реквизиты по образованию недоимки и начислению пеней.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства, которые устанавливают обязанность по его уплате.
Для электронного требования список причин отказа расширен. Отказ возможен в случаях:
- требование ошибочно направлено налогоплательщику;
- требование не соответствует утвержденному формату;
- отсутствует (не соответствует) ЭЦП уполномоченного должностного лица налогового органа*(9).
Если фирма не уплатила суммы по требованию, налоговые инспекторы вправе приостановить операции по счетам, взыскать недоимку с денежных средств на счетах фирмы, наложить арест на имущество и т.д.
Примечание. В случае обнаружения ошибок в требовании об уплате организация вправе не принять документ. Тогда вместо квитанции о принятии составляется уведомление об отказе в приеме.
Путь требования об уплате налога
/-------------------------------------\
/-------------| Требование об уплате налогов |-------------\
| \-------------------------------------/ |
/---------------------------\ /---------------------------\ /---------------------------\
|Передано лично | |Передано почтой | |Передано по электронке |
|- не позднее 3 месяцев | |- не позднее 3 месяцев | |- не ранее 75 дней, не |
|со дня выявления недоимки | |со дня выявления недоимки | |позжнее 3 месяцев со |
|- в течение 10 дней с даты | |- в течение 10 дней с даты | |дня выявления недоимки |
|вступления в силу решения о| |вступления в силу решения о|\ /|- в течение 10 дней с даты |
|привлечении к ответствен- | |привлечении к ответствен- | | ||вступления в силу решения о|
|ности | |ности | | ||привлечении к ответствен- |
| | | | | ||ности |
\---------------------------/ \---------------------------/ | |\---------------------------/
| | | | | |
| | | | | |
|
/---------------------------\ /---------------------------\/--------\/----------------\/----------------\
|Получено с даты подписа- | |Получено по истечении ||Фирма не||Фирма отправляет||Фирма отправляет|
|ния требования | |6 рабочих дней с даты ||отвечает||уведомление об ||квитануию о при-|
| | |отправки || ||отказе в приеме ||еме |
\---------------------------/ \---------------------------/| ||- не позднее ||- не позднее |
| | | ||следующего рабо-||следующего дня |
| | | ||чего дня после ||после получения |
| | | ||получения требо-||требования |
| | | ||вания ||- датой получе- |
| /------------------------/ | || ||чения требования|
| | | || ||является дата, |
| | | || ||указанная в кви-|
| | | || ||танции |
| | \--------/\----------------/\----------------/
/----------------------------------/ |
/-----------------------\ /-----------------------------------------/ |
|Срок уплаты в течение | /--------------------------\/-----------------------------\ |
|8 рабочих дней с даты | |Налоговая устраняет ошибки||Срок уплаты с даты получения | |
|получения | |и отправляет исправленное ||- фирмам и предпринимателям -|-/
\-----------------------/ |требование ||не менее 20 календарных дней |
| ||- гражданам - не менее 30 |
| ||календарных дней |
\--------------------------/\-----------------------------/
Подготовлено с использованием системы ГАРАНТ
Приложение N 5
к Порядку
Код по КНД 1167003
Уведомление об отказе в приеме
Получатель документа: Общество с ограниченной ответственностью
----------------------------------------------------
"Парус 77", ИНН/КПП 7724015246/772401001
-------------------------------------------------------------------------
(наименование организации, ИНН/КПП; Ф.И.О. индивидуального
предпринимателя (физического лица), ИНН (при наличии), наименование и
код налогового органа)
Уведомляет, что отправитель документа:
ИФНС России N 24 по г. Москве
------------------------------------------------------------------------,
(наименование организации, ИНН/КПП; Ф.И.О. индивидуального
предпринимателя (физического лица), ИНН (при наличии), наименование и
код налогового органа)
12.08.2011 в 15.07.35 направил документ (документы) наименование файла
(файлов)
1 2 3 4 5 12082011 7774
------------------------------------------------------------------------,
(наименование и код налогового органа)
через___________________________________________________________________,
для Общества с ограниченной ответственностью "Парус"
---------------------------------------------------------------------
ИНН/КПП 7724025623/772401001
------------------------------------------------------------------------,
(наименование организации, ИНН/КПП; Ф.И.О. индивидуального
предпринимателя (физического лица), ИНН (при наличии)
который поступил 12.08.2011
Данный документ не принят.
Причины отказа: ошибочно направлено требование об уплате налога N 1236
налогоплательщику ООО "Парус77" ИНН/КПП 7724015246/772401001, так как
документ предназначался ООО "Парус" ИНН/КПП 7724025623/772401001
Руководитель организации (индивидуальный предприниматель, физическое
лицо, уполномоченный представитель, должностное лицо налогового органа)
Кропоткин Кропоткин Д.В.
---------------- ----------------
Подпись Ф.И.О.
С. Последовская,
эксперт по финансовому законодательству
Экспертиза статьи:
М. Золотых,
служба Правового консалтинга ГАРАНТ, юрисконсульт
Примечание. За электронные требования
Алексей Пауков, директор компании "Электронный экспресс"
Как показывает практика, многие проблемы и споры возникают из-за неправильного оформления или несвоевременного поступления информации до компании. Электронный документооборот призван решить эти проблемы. Информирование традиционным "почтовым" способом занимает больше времени, и фирма рискует столкнуться с приостановлением операций по счетам либо с принудительным взысканием недоимки.
При электронном взаимодействии программа выведет прямо на рабочий стол бухгалтера сообщение о поступлении документа. Требование проходит через специализированного оператора связи в шифрованном виде. Оно заверено электронной цифровой подписью руководителя инспекции или его заместителя - все быстро и безопасно.
Если фирма по какой-то причине не получила требование, спецоператор может это подтвердить соответствующей справкой. Ведь одной из важных функции спецоператора является фиксация времени отправки как требования об уплате, так и квитанции о ее приеме. Если налоговая получила квитанцию о приеме, требование считается принятым. Если квитанции о приеме нет, то последствия нестрашные - налоговая направит бумажное требование почтой (со всеми сопутствующими рисками).
Наша рекомендация - наладить электронное взаимодействие и следить за поступающими требованиями. Передача требований об уплате налогов через электронку очень удобна как для компаний, так и для налоговой.
Мнение. За игнорирование электронного требования ответственности нет
Константин Сасов, ведущий юрист юридической фирмы "Пепеляев Групп", к.ю.н.
Налоговая инспекция не может привлечь фирму к ответственности в виде приостановления операций по счетам, взыскания денежных средств по счетам и т.д., если она не ответила на поступившее электронное требование.
Срок уплаты по требованию, которое отправлено по электронной почте, начинает течь с даты его получения. При этом требование считается полученным, если налогоплательщик направил в ответ квитанцию о приеме. Как раз в ней и фиксируется дата приема. Поэтому если организация проигнорировала требование, то чиновники через день после электронной отправки распечатывают требование об уплате и отправляют обычной почтой. По истечение 6 дней оно будет считаться доставленным, и с этой даты начинает течь срок его исполнения (п. 6 ст. 69 НК РФ). Срок добровольного исполнения требования налогоплательщиком - не менее 8 дней, но налоговый орган может установить налогоплательщику и более продолжительный срок (п. 4 ст. 69 НК РФ).
Последствия неисполнения требования об уплате налога и сбора предусмотрены в законе и обычно указываются в самом требовании - это бесспорное взыскание налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (ст. 46 НК РФ), а в случае отсутствия денежных средств на счетах - за счет имущества налогоплательщика (ст. 47 НК РФ).
Мнение. Требование вручено неуполномоченному лицу
Константин Сасов, ведущий юрист юридической фирмы "Пепеляев Групп", к.ю.н.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации либо его законному или уполномоченному представителю (п. 6 ст. 69 НК РФ). В случае нарушения условий статьи 69 Налогового кодекса требование может быть признано недействительным (пост. ФАС МО от 25.11.2004 N КА-А40/10773-04, от 27.02.2003 N КА-А40/732-03). Однако нарушения одного условия по вручению требования недостаточно. Согласно позиции, приведенной в пункте 13 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 августа 2004 года N 79, компании обязаны самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (п. 1 ст. 45 НК РФ), поэтому требование может быть признано недействительным, только если оно не соответствует фактической обязанности фирмы по уплате налога или если нарушения требований, предъявляемых к его содержанию, являются существенными (пост. ФАС ЦО от 02.11.2010 N А48-4851/2009).
"Актуальная бухгалтерия", N 9, сентябрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) утв. приказом ФНС России от 09.12.2010 N ММВ-7-8/700@ (далее - Порядок)
*(2) письмо ФНС России от 09.03.2011 N ЯК-4-8/3612@
*(3) письмо ФНС России от 09.03.2011 N ЯК-4-8/3612@
*(5) письмо ФНС России от 09.03.2011 N ЯК-4-8/3612@
*(6) абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ
*(7) приказ ФНС России от 01.1 2.2006 N САЭ-3-19/825@
*(8) п. 7 Порядка
*(9) п. 14 Порядка
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.