Особенности заключения трудового договора с медицинскими работниками
Медицинские работники являются специальным субъектом трудового права ввиду особого характера и условий их деятельности. Это обусловливает необходимость применения дифференцированного подхода к ним при заключении трудового договора. На стадии предварительных переговоров работодатель обязан потребовать от медицинского работника перечень общих документов, указанных в ст. 65 Трудового кодекса РФ, а также некоторые специальные документы. На стадии оформления достигнутого соглашения необходимо до подписания трудового договора ознакомить медицинского работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью, а также с должностными инструкциями, содержащими круг прав и обязанностей по должности, на которую принимается медицинский работник. При указании в трудовом договоре обязательных и дополнительных условий необходимо соблюдение определенных, правил. В результате проведенного социологического исследования были выявлены значительные нарушения при приеме на работу медицинских, работников как государственных, так и частных учреждений здравоохранения.
Общие положения о заключении трудового договора
Основной формой реализации конституционного права на труд, предусмотренного ст. 37 Конституции РФ, является заключение трудового договора. Трудовой договор, с одной стороны, дает возможность каждому выполнять работу, в наибольшей степени соответствующую его интересам, а с другой - учитывает потребности работодателя, который имеет возможность принять на работу наиболее подходящих ему сотрудников.
При заключении трудового договора должны быть учтены основные принципы правового регулирования трудовых отношений, установленные ст. 2 Трудового кодекса РФ: свобода труда, запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда, защита от безработицы и содействие в трудоустройстве, обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, равенство прав и возможностей. В момент заключения трудового договора его стороны - работник и работодатель - взаимнонезависимы, свободны и равноправны. Для работника свобода заключения трудового договора означает полную возможность избрать себе место работы и род работы с учетом собственных интересов, знаний, стремлений.
Правовое регулирование трудовых отношений осуществляется на основе единства и дифференциации. Единство трудового права проявляется в том, что его основу составляют общие нормы, действие которых распространяется на всех субъектов трудовых отношений. Однако единые нормы не позволяют учесть специфику различных субъектов трудового права и различных видов труда. Данная специфика является объективной основой для дифференциации трудового законодательства. Медицинские работники являются специальным субъектом трудового права ввиду особого характера и условий их деятельности. Среди особенностей медицинской деятельности можно выделить: ее рисковый и творческий характер, значительную неопределенность, возможность принятия самостоятельных и независимых решений, властный характер, осуществление надзора за пациентом, наличие доверительных отношений между врачом и пациентом. Данные особенности медицинской деятельности рождают ее особую публичную (конституционную) значимость, на что обратил внимание в своем решении Конституционный Суд РФ.
Далеко не все вышеназванные особенности закреплены в Трудовом кодексе РФ и иных федеральных законах, однако они вытекают из самой природы медицинской деятельности. Это обуславливает необходимость применения дифференцированного подхода к медицинским работникам при регулировании их труда, в том числе и при заключении трудового договора.
Возможность работы по трудовому договору в отношении медицинских работников предусмотрена не только общими нормами Трудового кодекса РФ (ст. 2, 21, 56 и др.), но и нормой п. 2 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (далее - Основы).
В качестве работодателя в трудовых отношениях с медицинским работником может выступать как медицинское учреждение, так и медицинский работник - индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в определенном порядке, получивший лицензию на осуществление медицинской деятельности.
Порядок заключения трудового договора имеет несколько стадий. В рамках первой стороны осуществляют предварительные переговоры об условиях трудового договора, на второй оформляются достигнутые соглашения. Третьей стадии - прохождение испытания - может и не быть, поскольку условие об испытании представляет собой дополнительное (факультативное) условие трудового договора.
Перечень специальных документов, необходимых для заключения трудового договора
На стадии предварительных переговоров работодатель обязан потребовать от медицинского работника перечень общих документов, указанных в ст. 65 Трудового кодекса РФ (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку; страховое свидетельство государственного пенсионного страхования), а также некоторое специальные документы.
Исходя из нормы части первой ст. 54 Основ к таким специальным документам относится прежде всего диплом о высшем или среднем медицинском образовании, в котором указана соответствующая специализация медицинского работника (например, педиатрия или стоматология). Конкретный вид узкой специализации медицинского работника может определяться должностью, на которую он принимается, профилем медицинского учреждения, его структурным подразделением.
Так как получение диплома о высшем медицинском образование еще не дает права заниматься медицинской деятельностью, врачам необходимо пройти один из видов послевузовской подготовки - одногодичную интернатуру или двухгодичную (иногда - трехгодичную) ординатуру. После окончания данных видов послевузовской подготовки врачи получают более узкую специальность (например, врач - акушер- гинеколог, врач - аллерголог-иммунолог). Таким образом, еще одним специальным документом, требуемым при приеме на работу врачей, является удостоверение о прохождении интернатуры или ординатуры.
Специальные знания и определенные практические навыки для занятия узкоспециализированных должностей могут быть получены также в ходе повышении квалификации, если у врача уже имеется базовое послевузовское образование, но по другой специальности. Так, например, для занятия должности врача - анестезиолога-реанимотолога необходимо пройти подготовку в интернатуре или (и) ординатуре по специальности "Анестезиология-реаниматология" либо профессиональную переподготовку по специальности "Анестезиология-реаниматология" при наличии послевузовского профессионального образования по одной из специальностей: "Неонатология" или "Нефрология". В последнем случае для заключения трудового договора врачу кроме вышеназванных удостоверений необходимо будет представить удостоверение (или свидетельство) о повышении квалификации или диплом о профессиональной подготовке (переподготовке).
Средние медицинские работники могут приниматься на узкоспециализирванные должности (например, медицинской сестры по физиотерапии и т.д.) также после прохождения курсов повышения квалификации. Для занятия таких должностей им необходимо будет предъявлять удостоверение (или свидетельство) о повышении квалификации или диплом о профессиональной подготовке (или присвоении квалификации).
Если медицинский работник принимается на должность доцента в высшее или среднее медицинское образовательное учреждение, то при заключении трудового договора необходим диплом кандидата медицинских наук, а для занятия должности профессора - диплом доктора медицинских наук.
Еще одним специальным документом является сертификат специалиста - документ, свидетельствующий об уровне образовательной подготовки и квалификации медицинского работника. Данный документ предусмотрен ст. 54 Основ в качестве обязательного для занятия медицинской деятельностью. Однако в настоящий момент работодатели - медицинские учреждения и медицинские работники - предприниматели не должны требовать его при приеме на работу. Это объясняется следующим. Легальное определение сертификата специалиста, порядок и условия его выдачи в настоящее время нормативно-правовыми актами не установлены. Существовавшие ранее приказ Минздравмедпрома России от 19 декабря 1994 г. N 286 "Об утверждении Положения "О порядке допуска к осуществлению профессиональной медицинской и фармацевтической деятельности" (далее - приказ Минздравмедпрома России N 286), а также приказ Минздравмедпрома России от 17 ноября 1995 г. N 318 "О Положении о квалификационном экзамене на получение сертификата специалиста", регулировавшие данный вопрос, были отменены в 2000 г. в связи с письмом Минюста РФ от 5 ноября 1999 г. N 9168 ЮЧ, а в 2002 г. утратили силу (приказ Минздрава РФ от 18 октября 2002 г. N 316 "Об утверждении перечня нормативных правовых актов Минздрава России и Минздравмедпрома России, утративших силу").
В соответствии с ранее действовавшим приказом Минздравмедпрома России N 286 под сертификатом подразумевается документ единого образца, подтверждающий соответствие подготовки специалиста государственным образовательным стандартам. Сертификат свидетельствует о достижении его обладателем определенного уровня теоретических знаний, практических навыков и умений, достаточных для самостоятельной профессиональной медицинской деятельности.
Действующим законом названы основания выдачи сертификата специалиста (ч. 2 ст. 54 Основ). Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан.
Помимо Основ ряд действующих приказов и писем министерства здравоохранения и иных российских министерств и ведомств (например, письмо Роспотребнадзора от 6 февраля 2007 г. N 0100/1229-07-32 "О допуске специалистов к занятию профессиональной деятельностью на врачебных должностях" и др.) предусматривает обязательное наличие сертификата специалиста для занятия медицинской деятельностью, а также указывает на необходимость продления срока его действия. В обоснование этих требований в данных нормативно-правовых актах делается ссылка на вышеперечисленные утратившие силу приказы министерства и иные недействующие нормативно-правовые акты. Помимо этого необходимость получения сертификата специалиста для занятия медицинской деятельностью предусмотрена различными положениями об организации деятельности медицинских работников определенных специальностей, а также подп. "г" п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 г. N 30, и другими нормативными правовыми актами.
Несмотря на вышеизложенные обстоятельства, нельзя признать сертификат специалиста одним из обязательных документов для занятия медицинской деятельностью, а соответственно, и документом, необходимым для предъявления работодателю при заключении трудового договора.
В связи с тем, что конкретная нормативно-правовая регламентация порядка и условий выдачи сертификата специалиста, а также его легальное определение на законодательном уровне пока отсутствуют, норма ст. 54 Основ, касающаяся сертификата специалиста, фактически не действует и не должна применяться.
Этой точки зрения придерживаются и другие ученые в области медицины и права. Так, например, А.Л. Угольников совершенно верно отмечает, что требование от медицинского работника сертификата специалиста не обеспечено нормативными правовыми актами, противоречит ст. 37 Конституции РФ и нарушает право человека на свободный труд. При этом он указывает две основные причины: во-первых, приказ Минздравмедпрома России N 286, устанавливавший порядок его выдачи, утратил юридическую силу, а во-вторых, правовое регулирование сертификации медицинских работников вообще не отнесено к сфере правового регулирования Министерства здравоохранения и социального развития РФ (постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 321 "Об утверждении положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации"). Ввиду этого незаконны требования работодателей о предъявлении медицинскими работниками сертификата специалиста при устройстве на работу, а также требования о его подтверждении по прошествии пятилетнего срока действия.
Однако ввиду юридической важности сертификата специалиста как документа, определяющего уровень подготовки медицинского работника, необходимо в ближайшее время законодательное оформление порядка и оснований его выдачи. Значимость данного документа подтверждается фактическим применением на практике приказа Минздравмедпрома России N 286 специализированными учреждениями, продолжающими выдавать сертификат специалиста, а также медицинскими учреждениями, требующими в нарушение закона сертификат специалиста при приеме на работу. В этом смысле приказ Минздравмедпрома России N 286 продолжает действовать во времени путем "переживания".
Ввиду изложенного представляется очевидным, что для решения данной проблемы Правительству РФ необходимо разработать и принять постановление "О порядке допуска к осуществлению профессиональной медицинской деятельности", в котором определить порядок и условия выдачи сертификата специалиста. При этом целесообразно подключить к процессу выдачи сертификатов специалистов профессиональных медицинских ассоциаций, тем более что такое право предоставлено им ст. 62 Основ.
Согласно ст. 54 Основ допускается занятие должностей средних медицинских работников студентами высших медицинских учреждений старших курсов (на практике - после окончания третьего или четвертого курса). Для поступления на работу на эти должности таким лицам необходимо представлять диплом о неполном высшем профессиональном образовании или академическую справку. Однако поскольку порядок допуска к работе студентов вузов подзаконным нормативным правовым актом в настоящий момент также не урегулирован, данная норма Основ не может применяться на практике. Ранее такой порядок был утвержден вышеупомянутым приказом Минздравмедпрома России N 286, отмененным в 2000 г. Новый нормативный правовой акт до сих пор не принят. На практике медицинские учреждения для урегулирования данного вопроса издают локальные нормативные акты, распространяющиеся на конкретное лечебное учреждение. Несмотря на это, нельзя признать допуск студентов с незаконченным высшим медицинским образованием на данные должности законным в силу того, что ч. 4 ст. 54 Основ устанавливает обязательное требование об урегулировании данного порядка нормативным правовым актом Минздравсоцразвития России.
Медицинские работники, получившие медицинское образование за пределами Российской Федерации, могут быть приняты на работу в Российской Федерации при предъявлении протокола специального экзамена, подтверждающего эквивалентность образования. Данный документ предоставляется наряду с вышеперечисленными общими и специальными документами.
Поскольку все врачи и средние медицинские работники имеют право удостоверить уровень своей квалификации путем получения второй, первой или высшей категории, еще одним специальным документом может являться удостоверение о получении квалификационной категории. Оно обязательно в том случае, если требование о наличии квалификационной категории для занятия данной должности закреплено в штатном расписании организации и (или) соответствующей должностной инструкции.
Для занятия должностей младшего медицинского персонала (например санитарки) предъявление каких- либо специальных документов не требуется, поскольку эти должности относятся к категории рабочих и не требует специального образования и специальных знаний. В связи с этим, а также основываясь на положениях ст. 54 Основ, нельзя отнести данную группу работников сферы здравоохранения к медицинским работникам. Помимо вышеназванных документов в большинстве случаев работодатель должен потребовать предоставление медицинского заключения о состоянии здоровья конкретного медицинского работника, полученного в результате прохождения им в соответствии с законом обязательного медицинского осмотра (ст. 69, 212, 213 Трудового кодекса РФ, ст. 21 Основ). Это требование может быть обусловлено не только должностью, но и профилем медицинского учреждения, и может касаться не только врачей и средних медицинских работников, но и младшего медицинского персонала. Работодатель обязан обеспечивать прохождение медицинского осмотра за свой счет, поэтому отказ в приеме на работу из-за того, что работник не прошел медицинский осмотр не по своей вине, не допустим (ч. 6 ст. 213 Трудового кодекса РФ).
Еще одним документом, необходимым для предъявления работодателю при заключении трудового договора, является военный билет. Данное требование предусмотрено ст. 65 Трудового кодекса РФ для военнообязанных лиц. На медицинских работников оно распространяется в силу норм Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1998 г. N 1541. В приложении к вышеназванному постановлению указан перечень военно-учетных специальностей, а также профессий и специальностей, при наличии которых граждане женского пола получают военно-учетные специальности и подлежат постановке на воинский учет. Относительно специалистов с высшим медицинским образованием в перечне перечислены, например, такие специальности, как лечебное дело, педиатрия, медико-профилактическое дело, стоматология и т.д. Среди специальностей среднего медицинского образования указаны сестринское дело, лабораторная диагностика, стоматология ортопедическая и др. Таким образом, требование о предъявлении военного билета при приеме на работу в большинстве случаев распространяется и на женщин - медицинских работников.
Классификация документов, необходимых для заключения трудового договора
Учитывая многообразие документов, необходимых для занятия медицинской деятельностью, возможно провести их классификацию. Все документы целесообразно разделить на две группы в зависимости от их влияния на возможность медицинского работника заключить трудовой договор.
К первой группе относятся документы, обязательные для занятия медицинской деятельностью во всех случаях. Получение данных документов является одним из оснований возникновения правового статуса медицинского работника и дает ему право на заключение трудового договора для выполнения работы по основной специальности.
Ко второй группе относятся документы, обязательные для занятия медицинской деятельностью лишь в определенных случаях. Факт получения данных документов является основанием изменения (или поддержания) правового статуса медицинского работника и дает ему право на заключение трудового договора для работы на узкоспециализированных должностях (в зависимости от имеющегося уровня подготовки) в медицинских учреждениях или образовательных высших медицинских учреждениях в качестве педагогического персонала.
К документам первой группы относятся:
1) диплом о высшем медицинском образовании;
2) удостоверение о прохождении интернатуры и (или)
3) удостоверение о прохождении ординатуры;
4) сертификат специалиста (в случае принятия специального нормативного правового акта, регулирующего основания и порядок его выдачи);
5) протокол специального экзамена (в отношении медицинских работников, получивших подготовку в иностранных государствах).
Применительно к средним медицинским работникам для приема на работу по общему правилу обязателен лишь диплом, а протокол специального экзамена и сертификат специалиста - только в определенных случаях.
К документам второй группы относятся:
1) военный билет;
2) удостоверение (или свидетельство) о повышении квалификации или диплом о профессиональной подготовке (переподготовке) либо удостоверение о прохождении ординатуры (или присвоении квалификации) (при желании медицинского работника поступить на работу по специальности, требующей дополнительной подготовки или по новой основной специальности);
3) диплом о присуждении ученой степени кандидата наук или доктора наук или удостоверение о прохождении аспирантуры или адъюнктуры или докторантуры (при желании медицинского работника поступить на соответствующую должность преподавателя в высшее медицинское учебное заведение);
4) удостоверение о получении квалификационной категории (при желании медицинского работника получить (в том числе повысить или подтвердить) квалификационную категорию);
5) диплом о неполном высшем профессиональном образовании или академическая справка (в случае принятия специального нормативного правового акта, регулирующего основания и порядок допуска к работе лиц с незаконченным высшим медицинским образованием);
6) медицинское заключение о состоянии здоровья (см. табл.).
Таблица
Классификация документов, необходимых для занятия медицинской деятельностью
Группа документов | Вид документа | Нормативно-правовые акты, предусматривающие наличие данных документов |
А) Обязательные документы для занятия медицинской деятельностью | 1. Диплом о высшем медицинском образовании | 1) ч. 1 ст. 54, ст. 56, 60 Основ; 2) ст. 6, 7 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"*(1); 3) ст. 27 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании"*(2); 4) приказ Министерства образования РФ от 10 марта 2005 г. N 65 "Об утверждении Инструкции о порядке выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, заполнении и хранении соответствующих бланков доку- ментов"*(3); 5) постановление Государственного комитета по высшему образованию России от 30 ноября 1994 г. N 9...*(4); 6) Инструкция по составлению отчетной формы федерального государственного статистического наблюдения N 17 "Сведения о медицинских и фармацевтических кадрах", утвержденная первым заместителем министра здравоохранения РФ А.И. Вялковым от 22 августа 2001 г. N 02-23/1-14*(5); 7) п. 8 Положения об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, утвержденного приказом Минздрава СССР от 20 января 1982 г. N 44; 8) п. 36, 38 Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 27 марта 1998 г. N 814*(6); 9) п. 13 Положения о клинической ординатуре, утвержденного приказом Минздрава РФ от 17 февраля 1993 г. N 23*(7) и др. |
2. Удостоверение о прохождении интернатуры | 1) ч. 2 ст. 54 Основ; 2) п. 4 ст. 11, п. 1 ст. 18 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ*(8); 3) приказ Минздравсоцразвития России от 11 марта 2008 г. N 112н "О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации"*(9); 4) Положение о клинической ординатуре, утвержденное приказом Минздрава России от 17 февраля 1993 г. N 23*(10); 5) инструкция по составлению отчетной формы федерального государственного статистического наблюдения N 17 "Сведения о медицинских и фармацевтических кадрах", утвержденная первым заместителем министра здравоохранения РФ А.И. Вялковым от 22 августа 2001 г. N 02-23/1-14*(11); 6) приказ Министерства обороны РФ от 5 сентября 2002 г. N 358 "Об утверждении Положения о подготовке специалистов медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации в системе послевузовского и дополнительного профессионального образования в Министерстве обороны Российской Федерации"; 7) раздел 5 Методических рекомендаций по обеспечению лечебно-профилактических учреждений первичного звена здравоохранения медицинскими кадрами, утвержденных заместителем министра здравоохранения и социального развития РФ В.И. Стародубовым от 26 мая 2006 г. N 2813-ВС*(12); 8) письмо Минздравсоцразвития России от 24 мая 2005 г. N 2374-ВС "О подготовке специалистов в интернатуре"*(13); 9) письмо Министерства здравоохранения РФ от 15 января 2007 г. N 156-ВС "О дополнительном профессиональном образовании врачебных и провизорских специальностей" и др. | |
3. Удостоверение о прохождении ординатуры | 1) ч. 1, 2 ст. 54, ст. 56 Основ; 2) п. 40 Положения о клинической ординатуре, утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 17 февраля 1993 г. N 23*(14); 3) приказ Минздравмедпрома России от 17 ноября 1995 г. N 318 "О положении о квалификационном экзамене на получение сертификата специалиста"; 4) письмо Министерства здравоохранения РФ от 8 февраля 2000 г. N 2510/1276-32 "О порядке допуска к медицинской и фармацевтической деятельности лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку"; 5) письмо Министерства здравоохранения РФ от 16 марта 1998 г. N 16-21/235 "О повышении квалификации и сертификации специалистов здравоохранения"*(15); 6) письмо Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ от 6 июня 1995 г. N 16-8/466 "О занятии медицинской и фармацевтической деятельностью"*(16); 7) инструкция по составлению отчетной формы федерального государственного статистического наблюдения N 17 "Сведения о медицинских и фармацевтических кадрах", утвержденная первым заместителем министра здравоохранения РФ А.И. Вялковым от 22 августа 2001 г. N 02-23/1-14*(17); 8) раздел 5 Методических рекомендаций по обеспечению лечебно-профилактических учреждений первичного звена здравоохранения медицинскими кадрами, утвержденных заместителем министра здравоохранения и социального развития РФ В.И. Стародубовым от 26 мая 2006 г. N 2813-ВС*(18); 9) письмо Министерства здравоохранения РФ от 15 января 2007 г. N 156-ВС "О дополнительном профессиональном образовании врачебных и провизорских специальностей" и др. иностранных государствах" | |
4. Сертификат специалиста | 1) ч. 1, 2 ст. 54, ч. 3 ст. 62 Основ; 2) информационное письмо Минздрава РФ от 10 марта 1999 г. N 15-00/02-3 "Разъяснение по допуску к медицинской (фармацевтической) деятельности и сертификации средних медицинских и фармацевтических работников"*(19); 3) письмо Роспотребнадзора от 6 февраля 2007 г. N 0100/1229-07-32 "О допуске специалистов к занятию профессиональной деятельностью на врачебных должностях"; 4) Положение об организации деятельности врача - клинического фармаколога, утвержденное приказом Минздрава РФ от 22 октября 2003 г. N 494; 5) Положение о работе врача-специалиста-эксперта врачебно-летной экспертной комиссии экспериментальной авиации, утвержденное приказом Росавиакосмоса от 15 августа 2003 г. N 164; 6) Положение об организации деятельности медицинской сестры врача общей практики, утвержденное приказом Министерства здравоохранения РФ от 20 ноября 2002 г. N 350*(20); 7) Положение об организации деятельности врача-педиатра участкового, утвержденное приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 18 января 2006 г. N 28; 8) Положение об организации деятельности врача-терапевта участкового, утвержденное приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7 декабря 2005 г. N 765; 9) подп. "г" п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 г. N 30*(21); 10) ч. 9 письма Минздравсоцразвития России от 19 марта 2009 г. N 16-4/10/2-1797 "О направлении приказа от 9 декабря 2008 года N 705н "Об утверждении Порядка совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников"; 11) приказ Росздравнадзора от 26 октября 2007 г. N 3442-Пр/07 "Об организации работы по выдаче сертификатов лицам, получившим медицинскую и фармацевтическим подготовку в иностранных государствах и получившим право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации"*(22); 12) письмо Роспотребнадзора от 31 октября 2007 г. N 01И-746/07 "Об изменениях в процедуру допуска к профессиональной деятельности лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку за рубежом"; 13) письмо Министерства здравоохранения РФ от 8 февраля 2000 г. N 2510/1276-32 "О порядке допуска к медицинской и фармацевтической деятельности лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку"; 14) письмо Минздравсоцразвития России от 15 января 2007 г. N 156-ВС "О дополнительном профессиональном образовании врачебных и провизорских специальностей"; 15) письмо Минздравсоцразвития России от 15 января 2007 г. N 155-ВС "О подготовке специалистов здравоохранения"*(23); 16) письмо Минздравсоцразвития России от 15 января 2007 г. N 154-ВС "О профессиональной деятельности специалистов здравоохранения"*(24); 17) письмо Министерства здравоохранения РФ от 16 марта 1998 г. N 16-21/235 "О повышении квалификации и сертификации специалистов здравоохранения"*(25); 18) письмо Министерства здравоохранения РФ от 6 июня 1995 г. N 16-8/466 "О занятии медицинской и фармацевтической деятельностью"*(26); 19) письмо Министерства здравоохранения РФ от 10 июня 2003 г. N 15-12/267 "О врачах клинической лабораторной диагностики"*(27); 20) письмо Фонда социального страхования РФ от 20 января 2000 г. N 02-18/14-360; 21) письмо Министерства здравоохранения РФ от 7 августа 1995 г. N 15-00*(28); | |
5. Протокол специального экзамена | 22) ч. 7 ст. 54 Основ 23) письмо Роспотребнадзора от 31 октября 2007 г. N 01И-746/07 "Об изменениях в процедуру допуска к профессиональной деятельности лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку за рубежом"; | |
Б) Документы, обязательные для занятия медицинской деятельностью лишь в определенных случаях | 1. Удостоверение (или свидетельство) о повышении квалификации или диплом о профессиональной подготовке(пере- подготовке) или удостоверение о прохождении ординатуры (или присвоении квалификации) | 1) подп. 4 ч. 1 ст. 63 Основ; 2) приказ Министерства здравоохранения РФ от 9 августа 2001 г. N 314 "О порядке получения квалификационных категорий"*(29); 3) письмо Министерства здравоохранения РФ от 5 августа 2002 г. N 2510/8077-02-32 "О работе аттестационных комиссий"*(30); 4) инструкция по составлению отчетной формы федерального государственного статистического наблюдения N 17 "Сведения о медицинских и фармацевтических кадрах", утвержденная первым заместителем министра здравоохранения РФ А.И. Вялковым от 22 августа 2001 г. N 02-23/1-14*(31); 5) письмо Министерства здравоохранения РФ от 15 января 2007 г. N 156-ВС "О дополнительном профессиональном образовании врачебных и провизорских специальностей"; |
3. Диплом о присуждении ученой степени кандидата наук или доктора наук или удостоверение о прохождении аспирантуры или адъюнктуры или докторантуры | 1) подп. 5 ч. 1 ст. 63 Основ; 2) приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 27 марта 1998 г. N 814 "Об утверждении Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации"*(32); 3) Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ*(33); 4) приказ Министерства обороны РФ от 5 сентября 2002 г. N 358 "Об утверждении Положения о подготовке специалистов медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации в системе послевузовского и дополнительного профессионального образования в Министерстве обороны Российской Федерации"; 5) положения и уставы российских медицинских вузов, предусматривающие порядок приема и прохождения аспирантуры (адъюнктуры)*(34); 6) инструкция по составлению отчетной формы федерального государственного статистического наблюдения N 17 "Сведения о медицинских и фармацевтических кадрах", утвержденная первым заместителем министра здравоохранения РФ А.И. Вялковым от 22 августа 2001 г. N 02-23/1-14*(35); 7) письмо Министерства здравоохранения РФ от 15 января 2007 г. N 156-ВС "О дополнительном профессиональном образовании врачебных и провизорских специальностей" и др. | |
4. Удостоверение о получении квалификационной категории | ||
*(1) Собрание законодательства РФ. 1996. N 35 (ст. 4135). *(2) Российская газета. 1992. 31 июля (N 172). *(3) Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 25.04.2005. N 17. *(4) Российские вести. 1996. 11 июля (N 127). *(5) Кадры-2002. М., 2002. *(6) Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 24.08.1998. N 20. *(7) Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации. 1993. N 6. *(8) Собрание законодательства РФ. 1996. N 35 (ст. 4135). *(9) Российская газета. 2008. 26 марта (N 64). *(10) Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации. 1993. N 6. *(11) Кадры-2002. М., 2002. *(12) Бухучет в здравоохранении. 2006. N 10. *(13) Здравоохранение. Журнал для руководителя и главного бухгалтера. 2005. N 10. *(14) Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации. 1993. N 6. *(15) Медико-фармацевтический вестник Приморья. 1998. N 4 (апрель). *(16) Приложение к журналу "Здравоохранение". 1997. N 1. *(17) Кадры-2002. М., 2002. *(18) Бухучет в здравоохранении. 2006. N 10. *(19) Справочник заведующего клинико-диагностической лабораторией. 2000. *(20) Здравоохранение. 2003. N 2. *(21) Российская газета. 2007. N 19 (31 янв.). *(22) URL: http://www.roszdravnadzor.ru/certification/dop от 2 сентября 2009 г. *(23) Здравоохранение. Журнал для руководителя и главного бухгалтера. 2007. N 5. *(24) Официальный сайт Росздравнадзора [Электрон. ресурс]. URL: http://www.roszdravnadzor.ru по сост. на 22 марта 2007 г. *(25) Медико-фармацевтический вестник Приморья. 1998. N 4 (апрель). *(26) Здравоохранение. 1997. N 1. *(27) URL: http://www.webapteka.ru/phdocs/doc9251.html на 15 июля 2009 г. *(28) Здравоохранение. 1996. N 1. *(29) Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2001. N 36 (3 сент.). *(30) Здравоохранение. 2002. N 11. *(31) Кадры-2002. М., 2002. *(32) Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1998. N 20 (24 авг.). *(33) Собрание законодательства РФ. 1996. N 35 (ст. 4135). *(34) См., напр.: Правила приема в аспирантуру Московского государственного медико-стоматологического университета. URL: http//www.msmsu.ru/Default.aspx?rld=1062 от 1 сентября 2008 г. *(35) Кадры-2002. М., 2002. |
Оформление достигнутого соглашения
На стадии оформления достигнутого соглашения согласно ст. 68 Трудового кодекса РФ работодатель до подписания трудового договора обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором. Одним из таких локальных нормативных актов является должностная инструкция, содержащая круг прав и обязанностей по должности, на которую принимается работник. Соблюдение данного правила становится еще более важным, если в трудовом договоре перечислены не все права и обязанности медицинского работника и некоторые из них содержатся лишь в должностных инструкциях. В таком случае необходима ссылка в тексте трудового договора на должностную инструкцию и приобщение ее в качестве его неотъемлемой части.
На третьей стадии заключения трудового договора в соответствии со ст. 70 Трудового кодекса РФ соглашением сторон может быть обусловлено испытание работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе. Устанавливать испытательный срок при приеме на работу необходимо прежде всего врачам, только что окончившим интернатуру и (или) ординатуру, а также медицинским работникам, не работавшим по своей специальности более года. Ввиду этого спорным является мнение А.И. Иванова о том, что испытание при заключении трудового договора с врачами и средними медицинскими работниками, которые отвечают всем условиям (требованиям) допуска к медицинской деятельности, устанавливать не следует. Формальное соответствие врача всем предъявляемым для допуска к медицинской деятельности требованиям не означает наличие у него необходимых практических навыков по данной специальности, и принятие его на работу по определенной должности может поставить под угрозу жизнь и здоровье пациентов. Данный довод подтверждается примерами из практики.
Обязательные условия трудового договора
Содержание трудового договора образуют реквизиты сторон, обязательные и дополнительные условия. ст. 57 Трудового кодекса РФ предусматривает ряд обязательных для включения в трудовой договор условий. Рассмотрим некоторые из них применительно к медицинским работникам. При указании в трудовом договоре места работы медицинского работника необходимо конкретизировать структурное подразделение медицинского учреждения независимо от того, в каком месте оно расположено (в месте расположения самого учреждения или в ином), поскольку от этого зависит объем трудовых прав и обязанностей медицинских работников. Такая конкретизация необходима, если в трудовом договоре прямо не предусмотрено тех трудовых прав и обязанностей, которые будет иметь работник данного структурного подразделения, и одновременно в случае наличия в медицинской организации должностных инструкций работников структурных подразделений с указанием их прав и обязанностей. Обязательная конкретизация структурного подразделения медицинского учреждения связана с особенностями выполняемой медицинским работником трудовой функции и изменениями в условиях труда, которые зависят от вида, профиля структурного подразделения (например, в структурном подразделении лечебно-профилактического учреждения продолжительность рабочего времени, длительность предоставляемого отпуска, оплата труда могут существенно отличаться от тех, которые предоставляются в самом учреждении). Трудовая функция врача определяется одновременно должностью, в наименовании которой содержится указание на профессию и специальность, и, как общее правило, наименованием (по профилю) структурного подразделения учреждения здравоохранения или самого учреждения.
А.И. Иванов кроме вышеназванных признаков трудовой функции медицинских работников указывает дополнительно квалификацию (определяющуюся, как правило, квалификационной категорией медицинского работника), соответствующие профессиональные права и обязанности, в том числе обязанность (применительно к врачам) по осуществлению срочного медицинского вмешательства при оказании первой медицинской помощи гражданам в случаях, не терпящих отлагательства (ст. 60 Основ).
К.Я. Ананьева в своей научной работе также пришла к выводу, что при заключении трудового договора с медицинским работником и указании его трудовой функции в отличие от общего правила явно недостаточно указать только его должность (ординатор, заведующий отделением, главный врач и т.д.). Необходимо также подчеркнуть и его конкретную (узкую) специальность (терапевт, рентгенолог, окулист, хирург и т.д.). Самим фактом указания на должность медицинского работника определяется и круг его обязанностей, в том числе и дополнительных. Однако права и обязанности медицинских работников, как основные, так и дополнительные, должны быть детально прописаны в трудовом договоре. В противном случае они должны быть предусмотрены должностными инструкциями, действующими в данном медицинском учреждении, с которыми работник должен быть ознакомлен под роспись до подписания трудового договора.
Должностные инструкции медицинских работников должны подчеркивать не только их профессиональные обязанности, продиктованные должностью, специальностью и профессией, но также и непосредственные обязанности врачей по оказанию медицинской помощи во всех ситуациях, как во время рабочего времени, так и вне его и вне места работы.
Однако на практике в должностных инструкциях учреждений здравоохранения зачастую не содержится полный перечень должностных обязанностей либо должностные инструкции вообще отсутствуют. В таком случае работодатель утрачивает возможность привлечь медицинского работника к дисциплинарной ответственности за неисполнение им трудовых обязанностей, не включенных в трудовой договор или в должностную инструкцию. Медицинским работникам определенных специальностей в трудовом договоре необходимо указывать характер работы (подвижной, разъездной, в пути и т.д.), поскольку это имеет непосредственное отношение к их трудовой деятельности и влияет на возможность получения льгот со стороны работодателя. Это, например, медицинские работники (врачи, фельдшеры, медицинские сестры), работающие на станциях скорой помощи, медицинские работники санитарно-эпидемиологической службы, травмпунктов и т.д. Данное условие может быть установлено двумя способами. В первом варианте оно является элементом соглашения о трудовой функции. При этом характер работы может конкретизироваться соответствующими инструкцией по должности или тарифно-квалификационными характеристиками профессии (специальности). Во втором варианте, при необходимости индивидуализации характера работы, он фиксируется в тексте трудового договора в качестве условия, составляющего элемент содержания договора. Условие об обязательном социальном страховании приобретает особую важность для медицинских работников, работа которых связана с угрозой жизни и здоровья (работники, работающие с ВИЧ-инфицированными пациентами или с кровью либо биологическими компонентами, содержащими указанную инфекцию, туберкулезными больными, опасными инфекциями и т.д.). Данная категория работников наряду с обязательным социальным страхованием от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний имеет право на обеспечение по обязательному государственному страхованию работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, работа которых связана с угрозой жизни и здоровью, предусмотренное ст. 64 Основ. Стоит констатировать, что в настоящее время механизм реализации данного вида страхования для медицинских, фармацевтических и иных работников этой категории не определен из-за отсутствия специальных подзаконных нормативно-правовых актов. В связи с этим данный вид социального страхования пока не может быть реализован. Однако в трудовом договоре с медицинскими работниками целесообразно и обязательно указывать условие об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, предусмотренном Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и рядом специальных нормативно-правовых актов.
Дополнительные условия трудового договора
В качестве дополнительного условия, включенного в трудовой договор с медицинским работником, может быть включено условие о неразглашении врачебной тайны. Чрезвычайно важным в медицинской среде является не только знание медицинскими работниками о существовании у пациента права на врачебную тайну, но и правильное понимание составляющих этого правового института. Оценивая информированность медицинских работников относительно понятия врачебной тайны, группа ученых-исследователей пришла к выводу, что уровень грамотности врачей в этом вопросе может быть отнесен к низкому. Данная ситуация обусловлена тем, что значительная доля опрошенных во всех группах включала в понятие врачебной тайны информацию только медицинской направленности (53,75% в общей выборке). При этом наблюдались достоверные различия по возрастным группам, свидетельствующие о несколько лучшем представлении об этом понятии у лиц старше 55 лет. Для охраны врачебной тайны и предотвращения увольнений медицинских работников по данному основанию руководителю медицинского учреждения необходимо, как представляется, утверждать своим приказом список медицинских работников учреждения, имеющих доступ к врачебной тайне. При заключении трудового договора с данными медицинскими работниками работодателю необходимо включать в него условие о неразглашении врачебной тайны. Одновременно в организации необходимо разработать и принять специальное положение о врачебной тайне, утвердить примерный перечень сведений, относящихся к ней. В случае соблюдения данных предписаний работодателем процедура доказывания факта разглашения врачебной тайны конкретным медицинским работником будет значительно упрощена. Кроме того, это позволит предотвратить разглашение врачебной тайны другими работниками. По соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений (ч. 5 ст. 57 Трудового кодекса РФ). В данном случае речь идет о тех правах и обязанностях, которые являются для сторон наиболее принципиальными и важными и на которые стороны хотели бы обратить особое внимание. Так, например, возможно фиксировать в трудовом договоре обязанность работодателя предоставлять санитарный автотранспорт медицинскому работнику в случаях срочного оказания медицинской помощи.
Пункт 8 ч. 1 ст. 63 Основ предоставляет медицинским работникам право на беспрепятственное и бесплатное использование средств связи, принадлежащих организациям или гражданам, любого имеющегося вида транспорта для перевозки гражданина в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих его жизни. Специфика труда медицинского работника такова, что исполнение обязанности по предоставлению ему средств связи и транспортных средств возлагается не только на работодателя, но также и на других лиц. Однако за исключением чрезвычайных обстоятельств, когда подключаются соответствующие органы государственной обороны и чрезвычайных ситуаций, стоит признать, что это право медицинского работника не реализуется и его власти недостаточно для использования транспорта и связи даже при необходимости оказания неотложной и скорой медицинской помощи. В связи с недостаточным финансированием мероприятий по ремонту медицинского оборудования, а также транспортных средств медицинских учреждений вовремя предоставить необходимый санитарный транспорт врачу не всегда представляется возможным даже его собственным работодателем. В результате нарушаются не только права медицинских работников, но и пациентов. В практике известен не один случай непредоставления работодателем - медицинским учреждением автотранспорта врачу-педиатру в его рабочее время для выезда к больному ребенку, который повлек неблагоприятные последствия для пациента. Данное право, предусмотренное п. 8 ч. 1 ст. 63 Основ, на практике не исполняется из-за отсутствия законодательного порядка его реализации, ненадлежащего финансирования лечебно-профилактических учреждений, отсутствия у медицинских работников необходимых документов, удостоверяющих их профессиональный статус. В связи с этим необходимо установить на законодательном уровне форму специального удостоверения медицинского работника, а также предоставить медицинским работниками полномочия по фиксации нарушения этого права путем составления соответствующего акта на месте происшествия. Обязанность работодателя предоставлять в необходимых случаях санитарный транспорт, в свою очередь, необходимо закреплять в трудовом договоре.
Отказ от заключения трудового договора
Отказ от заключения трудового договора может происходить на любой стадии. Однако не допускается односторонний отказ в приеме на работу без уважительных причин в соответствии с ч. 1 ст. 64 Трудового кодекса РФ. Проведенное в 2008-2010 гг. социологическое исследование относительно правового регулирования труда медицинских работников государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения позволило выявить значительные нарушения в сфере приема на работу этой категории граждан.
Так, 41% респондентов - медицинских работников указали на необоснованные отказы в приеме на работу. Из этой группы 9% отметили случаи необоснованного отказа в приеме на работу по причине возраста, 7% - по причине национальности, 5% - по причине семейного положения, 3% - по причине социального положения, 3% - в связи с обращением работника с жалобой на бывшего работодателя к вышестоящим должностным лицам или в суд (если это известно данному потенциальному работодателю), 2% - по причине пола, 2% - по причине должностного положения. Медицинским работникам-респондентам предлагалось ответить на вопрос: имели ли место в их учреждении случаи необоснованного отказа медицинским работникам в приеме на работу по причине отсутствия свободных вакансий (о чем им и сообщалось), тогда как на самом деле свободные вакансии в данном учреждении имелись и отказ в приеме на работу был вызван другими причинами. Положительный ответ на данный вопрос дали 38%, респондентов, работающих в государственном учреждении (далее - РГУ), а также примерно столько же респондентов (36%), работающих в частных медицинских учреждениях (далее - РЧУ). В части порядка заключения трудового договора выявлены нарушения: в виде отказа выдачи работнику второго экземпляра трудового договора, подписанного сторонами (26% - РГУ, 36% - РЧУ); в виде требования от работников документов, не предусмотренных трудовым законодательством (19% - РГУ, 36% - РЧУ); в виде отказа ознакомить работника до подписания трудового договора с правилами внутреннего трудового распорядка, действующими в учреждении (11% - РГУ, 18% - РЧУ).
Медицинские работники государственных медицинских учреждений отметили также нарушения в виде необъявления работнику под расписку приказа о принятии на работу (6%) и существенного изменения работодателем правил внутреннего трудового распорядка сразу после начала фактической работы работника в учреждении (2%). Медицинскими работниками частных медицинских учреждений отмечалось нарушение в виде неиздания работодателем приказа о принятии работника на работу (9%). Стоит отметить, что в ряде случаев работодатель обязан отказать работнику в заключении трудового договора в силу предписания закона. Такое предписание обуславливается либо особыми требованиями к качествам лица, выполняющего определенную работу, либо соображениями охраны труда, нравственного и физического здоровья определенных категорий граждан. Применительно к медицинским работникам установлен, например, запрет на допуск к работам с наркотическими средствами и психотропными веществами в случае, если они больны наркоманией, токсикоманией или хроническим алкоголизмом. Медицинских работников, страдающих различного рода расстройствами психики, запрещается принимать на работы, связанные с источником повышенной опасности (например, рентген-аппараты и т.д.). Однако, несмотря на имеющиеся законодательные основания для отказа в принятии на работу в определенных случаях, следует иметь в виду, что незаконный отказ в приеме на работу противоречит ст. 37 Конституции РФ, ст. 64 Трудового кодекса РФ и может являться основанием для привлечения виновного работодателя к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП.
Т.И. Акулина,
ст. преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин и биоэтики Санкт-Петербургской
государственной педиатрической медицинской академии
"Справочник врача общей практики", N 7, июль 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Справочник врача общей практики"
Журнал издается под патронажем Ассоциации врачей общей практики (семейных врачей) России. Свидетельство о регистрации ПИ N 77-18241 от 30 августа 2004 г.
Предназначен для главных врачей и заместителей лечебно-профилактических учреждений, врачей общей практики и работников первичного звена, занимающихся вопросами первичной медико-санитарной помощи населению. В нем можно найти актуальную информацию об организации и перспективах развития общей врачебной практики, о появлении новых подходов к профилактике, диагностике и лечению заболеваний, прочитать о решении трудовых и социальных вопросов.
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru