Обособленные подразделения: взаимоотношения с налоговой
Организация решила создать обособленное подразделение. Для этого она арендовала или приобрела в собственность помещение, наняла работников, закупила мебель и оборудование и, конечно же, встала на учет в налоговой инспекции.
Как отразить расходы на создание обособленного подразделения? Какие документы следует подать в налоговый орган и, главное, по чьему месту нахождения - головной организации или обособленного подразделения? Каким образом налоговые органы осуществляют проверки налогоплательщиков, имеющих обособленные подразделения?
Обособленные подразделения в ГК РФ и НК РФ
Понятие "обособленное подразделение" в гражданском и налоговом законодательстве имеет разное значение.
В Гражданском кодексе речь идет о филиалах и представительствах, определение которых дано в его ст. 55:
- представительство - обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (п. 1);
- филиал - обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (п. 2).
Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом, действуют на основании утвержденных им положений и должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица (п. 3 ст. 55 ГК РФ). Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.
Таким образом, в ГК РФ закреплены два признака обособленного подразделения:
- территориальная обособленность;
- наличие полномочия представлять интересы юридического лица.
Обратите внимание! В Налоговом кодексе понятие обособленного подразделения используется в более широком значении, чем в ГК РФ.
Согласно ст. 11 НК РФ признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. Обособленное подразделение организации - это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.
При этом и Минфин, и ФНС, и некоторые арбитры считают, что речь о создании обособленного подразделения будет идти, даже если создается хотя бы одно стационарное рабочее место*(1).
Филиалы, представительства (по ГК РФ) | Обособленные подразделения (по НК РФ) |
Обязательное отражение в учредительных документах | Признаются таковыми независимо от того, отражены они или нет в учредительных документах |
Действуют на основании специально утвержденного положения о них | Действуют на основании локальных нормативных актов организаций |
Приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы | Признаются таковыми по истечении одного месяца с момента создания стационарного рабочего места |
Руководитель действует на основании доверенности | Руководитель действует на основании должностной инструкции |
Стационарное рабочее место
Согласно ст. 209 ТК РФ рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (п. 2 ст. 11 НК РФ). Если организация не создает оборудованные рабочие места для своих сотрудников или продолжительность работ в одном населенном пункте длится не более месяца, деятельность организации в таких условиях не ведет к созданию обособленных подразделений (Письмо Минфина России от 10.07.2008 N 03-02-07/1-271).
На практике возможны ситуации, когда работник организации для выполнения обязательств по договорам направляется в командировку сроком более одного месяца в другие регионы РФ. Работник имеет все необходимое для проживания, а организация не несет никаких дополнительных расходов, связанных с обеспечением его проживания в другом регионе. Работник, используя свой личный транспорт (или транспорт организации по доверенности), посещает предприятия, с которыми у организации заключены договоры. Офис организации в другом регионе РФ не открывается, стационарное рабочее место работнику не предоставляется. Подлежит ли организация постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения работника, если тот выполняет свою трудовую функцию в другом регионе при указанных обстоятельствах? Свое мнение по данному вопросу выразил Минфин в Письме от 10.04.2009 N 03-02-07/1-176*(2), отметив, что под оборудованностью стационарного рабочего места подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей. Форма организации работ (вахтовый метод или командировка), срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на учет юридического лица по месту нахождения его обособленного подразделения.
Если организация направляет своих сотрудников в служебную командировку для выполнения работ без создания стационарных рабочих мест, то обязанность по постановке на учет в налоговых органах по месту выполнения таких работ не возникает.
Отсутствует такая обязанность и в случае, если работа выполняется надомником. По этому поводу Минфин в Письме от 21.07.2005 N 03-01-10/6-334 указал: рабочим местом может признаваться место, где работник выполняет или должен выполнять свою работу в общем процессе труда, прямо или косвенно находящееся под контролем работодателя (включая представителей его администрации или непосредственных руководителей работ). В связи с этим вступление организации в трудовые отношения с физическим лицом, осуществляющим свою деятельность на дому, без оборудования этому лицу стационарного рабочего места не означает возникновение обособленного подразделения (независимо от проживания физического лица в том же или другом регионе).
К сведению. В случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом (п. 9 ст. 83 НК РФ).
Место нахождения обособленного подразделения российской организации - это место осуществления данной организацией деятельности через свое обособленное подразделение (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Одним из идентифицирующих признаков обособленного подразделения организации, не являющегося филиалом или представительством, в правоприменительной практике признается адрес, по которому эта организация осуществляет деятельность, отличающийся от адреса (места нахождения) самой организации (Письмо Минфина России от 11.07.2008 N 03-02-07/1-275).
Итак, принято решение о создании обособленного подразделения. Первые вопросы, с которыми сталкивается налогоплательщик, - можно ли учесть в расходах для целей исчисления налога на прибыль затраты, понесенные в процессе образования подразделения, но до его регистрации в налоговой инспекции, и с какого момента подразделение считается созданным (ведь от этой даты отсчитывается срок, в течение которого оно должно быть поставлено на учет в налоговом органе).
Расходы до постановки на учет
При проведении организационных работ налогоплательщик несет определенные расходы. Не всегда налоговые органы соглашаются включить такие расходы в расчет облагаемой базы по налогу на прибыль. Именно в такой ситуации оказалась организация в деле, которое рассматривал ФАС МО в Постановлении от 09.12.2010 N КА-А40/15060-10.
Суть дела заключалась в следующем. Головная организация, зарегистрированная в г. Москве, создавала обособленное подразделение в г. Санкт-Петербурге. Налоговый орган отказал в признании обоснованности расходов по данному подразделению в сумме 815 721 руб., поскольку его постановка на налоговый учет по месту нахождения осуществлена только 18.04.2006, тогда как суммы расходов приняты к учету за 2005 год.
Признавая такое решение налоговиков недействительным, судьи пришли к выводу, что налогоплательщик правомерно включил в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, указанные затраты. Требование постановки на налоговый учет подразделения для признания расходов по нему не предусмотрено НК РФ.
Применив ст. 288 НК РФ, в которой установлены особенности налогообложения обособленного подразделения, судьи исходили из того, что возникновение обязанности по исчислению и уплате налога по итогам деятельности обособленного подразделения данной нормой предусмотрено и не установлено ограничений по признанию расходов, связанных с содержанием и созданием такого подразделения. Общество представило в инспекцию документы, подтверждающие несение расходов по созданию подразделения в г. Санкт-Петербурге, при этом инспекция не заявила возражений по существу представленных документов.
День создания обособленного подразделения
Вполне очевидно, что для организации рабочих мест требуется время и средства. Полагаем, что начало подготовительных работ нельзя считать моментом создания обособленного подразделения. Целесообразно издать приказ о мерах по подготовке к формированию такого подразделения (поиск помещения, подбор персонала и т.п.). А когда все будет готово, факт создания подразделения необходимо зафиксировать - издать распорядительный документ.
Как следует из определения обособленного подразделения, данного в п. 2 ст. 11 НК РФ, его признание таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации. Причем Налоговым кодексом не установлено, какой день считать днем создания обособленного подразделения.
Из официальных разъяснений автору удалось обнаружить Письмо УМНС по Московской области от 05.06.2002 N 21-08/4084, где говорится следующее.
Если создание обособленного подразделения не отражено в организационно-распорядительных документах, то днем его образования можно считать день, в течение которого имел место какой-либо факт осуществления этим подразделением производственной или иной хозяйственной деятельности (производство партии товара, оказание услуги, первый выбитый чек ККМ, первый рабочий день сотрудников организации, работающих в этом подразделении, и т.п.).
Если же образование нового обособленного подразделения отражено в соответствующем организационно-распорядительном документе (приказе), то дата издания такого документа и будет датой образования обособленного подразделения. Однако при этом организация не должна вести деятельность через обособленное подразделение до даты, указанной в данном документе. В противном случае дата начала ведения деятельности будет признана датой создания обособленного подразделения.
Что касается арбитражной практики, по мнению некоторых судов, обособленное подразделение можно считать созданным с того момента, когда оборудовано стационарное рабочее место (постановления ФАС МО от 10.04.2008 N КА-А40/2751-08, ФАС ДВО от 13.10.2009 N Ф03-5338/2009, ФАС УО от 07.02.2008 N Ф09-141/08-С2, от 10.01.2007 N Ф09-11609/06-С3). Данный момент можно подтвердить, например, приказом о принятии на работу руководителя обособленного подразделения (Постановление ФАС СЗО от 05.02.2010 N А56-10280/2008), приказом о создании рабочих мест (Постановление ФАС ДВО от 06.08.2008 N Ф03-А24/08-2/2535), подписанным договором аренды помещения, в котором будет располагаться рабочее место (Постановление ФАС ДВО от 06.08.2008 N Ф03-А24/08-2/2535).
Постановка на учет
Отметим, что порядок постановки на учет несколько изменился со 2 сентября 2010 года (дня вступления в силу Федерального закона N 229-ФЗ*(3)).
Согласно ранее действовавшему порядку организация была обязана в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения письменно сообщить об этом в инспекцию по месту своего нахождения (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). В этот же срок она должна была подать заявление о постановке на учет в инспекцию по месту нахождения созданного подразделения, если сама не состояла на налоговом учете в том же муниципальном образовании (п. 4 ст. 83 НК РФ). К заявлению должны были прилагаться копии свидетельства о постановке на учет по месту нахождения организации и документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (п. 1 ст. 84 НК РФ). После получения необходимых документов инспекция в течение пяти дней ставила организацию на налоговый учет по месту нахождения такого подразделения. Указанные правила детально были прописаны и в Порядке постановки на учет*(4).
Федеральным законом N 229-ФЗ данная процедура упрощена. Начнем с того, что законодатель разделил постановку организации на учет по месту нахождения филиалов и представительств и иных обособленных подразделений (не являющихся филиалами, представительствами).
Учет филиалов и представительств российских организаций
Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет российской организации по месту нахождения ее филиала, представительства на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, в течение пяти дней со дня получения от этой организации заявления о постановке на учет и всех необходимых документов и в тот же срок выдать российской организации соответственно уведомление и свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (п. 2 ст. 84 НК РФ).
Изменения в сведениях о российских организациях подлежат учету налоговым органом соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее филиала, представительства на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 84). В случаях изменения места нахождения филиала или представительства их снимает с учета налоговый орган, в котором организация состояла на учете, по месту нахождения филиала, представительства на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (п. 4 ст. 84). Если организация закрыла филиал или представительство, снятие ее с учета налоговым органом по месту нахождения этого филиала (представительства) осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, но не ранее окончания выездной налоговой проверки в случае ее проведения (п. 5 ст. 84).
Учет обособленных подразделений, не являющихся филиалами и представительствами
Налогоплательщики-организации обязаны сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств), а также об изменениях, внесенных в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких подразделениях:
- в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации;
- в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения о подразделении (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ).
Согласно п. 4 ст. 83 НК РФ постановка на учет российской организации в налоговых органах по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ.
Если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно. Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении, представляемом (направляемом) ею в налоговый орган по месту ее нахождения.
Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет российской организации по месту нахождения ее обособленного подразделения (за исключением филиала, представительства) в течение пяти дней со дня получения сообщения от этой организации в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ (п. 2 ст. 84 НК РФ).
В случае прекращения деятельности (закрытия) иного обособленного подразделения российской организации снятие ее с учета налоговым органом по месту нахождения этого подразделения осуществляется на основании полученного налоговым органом сообщения российской организации в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ в течение десяти дней со дня получения этого сообщения (заявления), но не ранее окончания выездной налоговой проверки организации в случае ее проведения (п. 5 ст. 84).
Изменения в сведениях об обособленных подразделениях (за исключением филиалов и представительств) российских организаций подлежат учету налоговыми органами по месту нахождения таких подразделений на основании сообщений, представляемых (направляемых) российской организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ (п. 3 ст. 84).
При изменении места нахождения обособленного подразделения снятие его с учета осуществляется налоговым органом, в котором организация состояла на учете. Российскую организацию снимают с учета по месту нахождения ее иного обособленного подразделения (за исключением филиалов и представительств) в течение пяти дней со дня получения налоговиками сообщения, представляемого (направляемого) российской организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ (п. 4 ст. 84).
Таким образом, решена проблема, с которой сталкивались организации при изменении места нахождения обособленного подразделения. Ранее в такой ситуации инспекции требовали от налогоплательщиков закрыть подразделение по старому адресу, открыть по новому и затем уже вставать на налоговый учет (см. письма Минфина России от 18.06.2010 N 03-02-07/1-282, от 14.07.2008 N 03-02-07/1-278, ФНС России от 21.08.2009 N 3-6-03/345).
Документы, необходимые для постановки на учет по месту нахождения обособленного подразделения
Приказом ФНС России от 19.06.2011 N ММВ-7-6/362@ (вступил в силу с 30 июля 2011 года) утверждены формы и форматы сообщений, предусмотренных п. 2 и 3 ст. 23 НК РФ, а также порядок заполнения форм сообщений и представления сообщений в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Утверждены новые формы сообщений, направляемых в налоговые органы налогоплательщиками. В отличие от ранее действовавших форм сообщений, утвержденных Приказом ФНС России от 21.04.2009 N ММ-7-6/252@ (признан утратившим силу), новые формы содержат, в частности, строки для сообщения e-mail налогоплательщика, а также для указания наименования документа, подтверждающего полномочия представителя.
В связи с тем, что со 2 сентября 2010 года больше не нужно сообщать в инспекцию об открытии филиалов и представительств, об изменении сведений о них, в порядок представления сведений об обособленных подразделениях внесены и другие поправки. Например, для сообщения о создании или закрытии обособленного подразделения ранее была предназначена форма С-09-3. Теперь вместо нее появились две формы:
- С-09-3-1 "Сообщение о создании на территории РФ обособленных подразделений (за исключением филиалов и представительств) российской организации и об изменениях в ранее сообщенные сведения о таких обособленных подразделениях";
- С-09-3-2 "Сообщение об обособленных подразделениях российской организации на территории РФ, через которые прекращается деятельность организации (которые закрываются организацией)".
Налоговые проверки организаций, имеющих обособленные подразделения
Налоговые проверки являются основным методом налогового контроля. НК РФ предусмотрено два вида проверок - камеральные и выездные.
Проверка организаций, у которых есть обособленные подразделения, имеет свои особенности. Так, если декларации по налогу на прибыль (расчеты авансовых платежей) представляются по месту нахождения обособленных подразделений, то и камеральная проверка проводится налоговым органом по месту нахождения подразделения. В связи с тем, что налогоплательщиком является юридическое лицо (головная организация), все требования налогового органа, возникающие в ходе проверки, направляются организации.
Камеральная проверка
Порядок проведения камеральных проверок установлен ст. 88 НК РФ.
Если при такой проверке выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, несоответствие сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).
Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после этого либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ.
При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти льготы.
Если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщик представил уточненную налоговую декларацию (расчет) в порядке, предусмотренном ст. 81 НК РФ, камеральная проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая проверка на основе "уточненки". Прекращение камеральной проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.
В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной проверки должностные лица налогового органа, ее проводящие, должны составить акт налоговой проверки по установленной форме в течение десяти дней после ее окончания.
Выездная проверка
Основные положения и правила проведения выездной налоговой проверки установлены ст. 89 НК РФ. Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения (п. 2 ст. 89). Кроме того, в п. 7 ст. 89 говорится, что в рамках выездной проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика.
Налоговый орган, проводящий самостоятельную выездную проверку филиалов и представительств, не вправе проводить в отношении филиала или представительства: две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период; более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года.
При проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проверки не может превышать один месяц.
В подпункте 4 п. 3 приложения 2 к Приказу ФНС России N САЭ-3-06/892@*(5) предусмотрено, что основанием продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки до четырех и (или) шести месяцев может являться проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, а именно:
- четыре и более обособленных подразделений - до четырех месяцев;
- менее четырех обособленных подразделений - до четырех месяцев, если доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на данные подразделения, составляет не менее 50% от общей суммы налогов, уплачиваемых организацией, и (или) удельный вес имущества на балансе обособленных подразделений составляет не менее 50% от общей стоимости имущества организации;
- десять и более обособленных подразделений - до шести месяцев.
К сведению. Налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов (абз. 2 п. 7 ст. 89 НК РФ). Таким образом, проверить правильность исчисления и своевременность уплаты федеральных налогов (к которым согласно ст. 13 НК РФ относится и налог на прибыль) в рамках самостоятельной проверки обособленных подразделений налоговики не вправе. Статус налога как федерального не зависит от того, в какой бюджет он зачисляется. Проверка федеральных налогов может производиться только в составе проверки головной организации. Следовательно, налоговый орган по месту нахождения филиала не вправе проводить такую проверку (см., например, постановления ФАС СЗО от 27.04.2009 N А56-27517/2008, от 24.12.2008 N А56-11379/2008).
Если организация имеет в своем составе одно или несколько обособленных подразделений, которые не обладают статусом филиала или представительства, то налоговики не вправе проводить самостоятельные выездные проверки таких обособленных подразделений. Это прямо следует из п. 2 и 7 ст. 89 НК РФ. Такое мнение высказывает и Минфин (Письмо от 31.07.2008 N 03-02-07/1-327).
Тем не менее существует арбитражная практика, где высказывается противоположное мнение - самостоятельная выездная проверка обособленных подразделений организации, которые не являются ни филиалами, ни представительствами, допустима (постановления ФАС СКО от 11.08.2008 N Ф08-4572/2008, ФАС СЗО от 10.08.2007 N А42-12847/2005).
Результаты проверки оформляются в соответствии со ст. 100 НК РФ: в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченные должностные лица налоговых органов обязаны составить в установленной форме акт налоговой проверки. Форма указанного акта и требования к его составлению приведены соответственно в приложениях 2 и 6 к Приказу ФНС России N САЭ-3-06/892@.
Представление налоговых деклараций
Приказом ФНС России от 15.12.2010 N ММВ-7-3/730@ утверждены форма и формат налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядок ее заполнения.
Согласно этому приказу организация, в состав которой входят обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного и налогового периода представляет в налоговый орган по месту своего нахождения декларацию, составленную в целом по организации с распределением прибыли по обособленным подразделениям (ст. 289 НК РФ) или по обособленным подразделениям, находящимся на территории одного субъекта РФ, при уплате налога на прибыль в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 288 НК РФ.
В налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения организации представляют декларацию, включающую в себя титульный лист (лист 01), подразд. 1.1 разд. 1 и подразд. 1.2 разд. 1 (при уплате в течение отчетных (налогового) периодов ежемесячных авансовых платежей), а также расчет суммы налога (приложение 5 к листу 02), подлежащей уплате по месту нахождения данного обособленного подразделения. При расчете налога на прибыль по группе обособленных подразделений, находящихся на территории одного субъекта РФ, декларация в указанном объеме представляется в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения, через которое осуществляется уплата налога на прибыль в бюджет этого субъекта РФ.
Обратите внимание! В соответствии с п. 3 ст. 80 НК РФ налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 чел., представляют налоговые декларации в налоговый орган по установленным форматам в электронном виде.
На практике возможны ситуации, когда численность работников организации превышает 100 чел., но в отдельных обособленных подразделениях среднесписочная численность меньше этой величины (напомним, что речь об образовании обособленного подразделения идет и в случае, когда оборудовано всего лишь одно стационарное рабочее место). Предположим, декларация по налогу на прибыль направляется в электронном виде по электронному каналу связи в налоговый орган по месту нахождения головной организации. Обязана ли она представлять декларации в электронном виде и в налоговые органы по месту нахождения филиалов?
По мнению Минфина (Письмо от 09.08.2011 N 03-03-06/1/464), декларации в электронном виде должны представляться в налоговые органы по месту нахождения и организации, и обособленного подразделения.
Уведомление налоговых органов о порядке уплаты налога через обособленные подразделения
Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения, отражены в ст. 288 НК РФ, согласно которой налогоплательщики - российские организации, имеющие обособленные подразделения, расчет и уплату сумм авансовых платежей, налога по итогам налогового периода производят следующим образом:
- в федеральный бюджет - по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям (п. 1 ст. 288);
- в доходную часть бюджетов субъектов РФ - по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти подразделения (п. 2 ст. 288).
Обратим внимание на следующие нюансы. Во-первых, это распределение производится независимо от того, имеет обособленное подразделение самостоятельный баланс или нет. Во-вторых, распределяется налоговая база, а не сумма налога, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ. С чем это связано? Дело в том, что согласно п. 1 ст. 284 НК РФ ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ и составляющая 18%, законами субъектов РФ может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5%. В соответствии с абз. 6 п. 2 ст. 288 НК РФ суммы авансовых платежей, а также суммы налога, подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ, исчисляются по ставкам налога, действующим на территориях, где расположены организация и ее обособленные подразделения. Поэтому сначала распределяется налоговая база, а затем рассчитывается сумма налога.
Если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта РФ, возможны два варианта:
1. Прибыль распределяется по всем обособленным подразделениям.
2. Прибыль не распределяется по каждому из подразделений. Высчитывается доля прибыли, приходящаяся на все подразделения, и налог уплачивается через одно из них. Причем налогоплательщик сам выбирает обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет данного субъекта РФ, и уведомляет о принятом решении налоговые органы, в которых эти подразделения поставлены на учет.
Если организация и ее обособленные подразделения находятся на территории одного субъекта РФ, налогоплательщик вправе принять решение об уплате налога на прибыль в бюджет этого субъекта РФ за все свои обособленные подразделения (Письмо Минфина России от 24.11.2005 N 03-03-02/132).
Таким образом, если организация и все ее обособленные подразделения находятся на территории одного субъекта РФ и принято решение об уплате ею налога в бюджет этого субъекта РФ за все свои обособленные подразделения, то не нужно составлять отдельную налоговую декларацию по группе обособленных подразделений (в которую входит головная организация) и включать в декларацию в целом по организации приложение 5 по этой группе подразделений - во избежание дублирования информации о налоговой базе и сумме налога (Письмо ФНС России от 26.01.2011 N КЕ-4-3/935@).
Пункт 2 ст. 288 НК РФ предусматривает обязанность налогоплательщика уведомлять налоговые органы о выборе того обособленного подразделения, через которое будет производиться уплата налога. Сделать это необходимо до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду.
Письмом ФНС России от 30.12.2008 N ШС-6-3/986 утверждены две рекомендуемые формы уведомлений:
- уведомление N 1 - направляется в налоговый орган, через который будет производиться уплата налога в бюджет субъекта РФ (второй экземпляр уведомления направляется в налоговый орган по месту учета головной организации);
- уведомление N 2 - направляется в налоговый орган, через который уплата налога в бюджет субъекта РФ производиться не будет.
Уведомления представляются в налоговый орган в случае, если налогоплательщик изменил порядок уплаты налога, изменилось количество структурных подразделений на территории субъекта РФ или произошли другие изменения, влияющие на порядок уплаты налога (абз. 2 п. 2 ст. 288 НК РФ).
Схема направления уведомлений при изменении порядка уплаты налога на прибыль организаций в бюджеты субъектов РФ
Основания для направления уведомления | Место представления уведомления - налоговый орган по месту нахождения... | Рекомендуемая форма уведомления |
При переходе налогоплательщика на уплату налога на прибыль организаций в бюджет субъекта РФ по месту нахождения ответственного ОП | ...ответственных ОП | |
...других ОП | ||
...организации | Копия уведомления N 1 | |
При возврате налогоплательщика на уплату налога на прибыль организаций в бюджет субъекта РФ по месту нахождения каждого ОП | ...организации | Уведомление N 1 |
...каждого ОП (включая ответственные) | Уведомление N 1 |
Если налогоплательщик в текущем году уплачивает налог на прибыль через определенное обособленное подразделение и на следующий год не собирается его менять, то представлять в налоговые органы уведомления, подтверждающие применение этого порядка в новом налоговом периоде, не требуется (Письмо ФНС России от 12.12.2006 N 18-5-09/000462).
В случае создания новых или ликвидации обособленных подразделений в текущем налоговом периоде налогоплательщик в течение 10 дней после окончания отчетного периода обязан уведомить налоговые органы на территории того субъекта РФ, в котором созданы новые или ликвидированы обособленные подразделения, о выборе того подразделения, через которое будет уплачиваться налог в бюджет этого субъекта РФ (абз. 7 п. 2 ст. 288 НК РФ). Уплата налога осуществляется в сроки, установленные НК РФ, начиная с отчетного (налогового) периода, следующего за отчетным (налоговым) периодом, в котором такое обособленное подразделение было создано или ликвидировано.
Схема направления уведомлений при изменении количества структурных подразделений налогоплательщика на территории субъекта РФ
Основания для направления уведомления | Место представления уведомления - налоговый орган по месту нахождения... | Рекомендуемая форма уведомления |
При создании нового ОП в субъекте РФ, в котором уже имеется ответственное ОП | ...нового ОП | |
...ответственного ОП | Уведомление N 2 | |
...организации | Сообщение по форме С-09-3-1* | |
При создании нового (новых) ОП и выборе ответственного ОП в субъекте РФ, в котором ранее имелось только одно (или не имелось) ОП | ...выбранного ответственного ОП | |
...организации | Копия уведомления N 1 | |
...других ОП | Уведомление N 2 | |
При закрытии ОП, через которое уплата налога не производилась | ...ответственного ОП | Уведомление по произвольной форме |
...организации | Сообщение по форме С-09-3-2* | |
При закрытии (замене) ответственного ОП и выборе нового ответственного ОП | ...нового ответственного ОП | |
...организации | Копия уведомления N 1 | |
...других ОП (включая закрытое или прежнее ответственное ОП) | ||
При закрытии всех ОП на территории субъекта РФ | ...ответственного ОП | Уведомление по произвольной форме |
...организации | Сообщение по форме С-09-3-2 | |
* Формы С-09-3-1 и С-09-3-2 утверждены Приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@. |
Расчет доли прибыли, приходящейся на обособленное подразделение
Доля прибыли, которая приходится на обособленное подразделение организации, определяется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной согласно п. 1 ст. 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику.
Расчет доли прибыли, приходящейся на подразделение, можно выразить в виде формулы:
, где:
П подр - доля прибыли, приходящаяся на подразделение;
- удельный вес трудового показателя (среднесписочной численности работников или оплаты труда) обособленного подразделения в целом по налогоплательщику;
- удельный вес амортизируемого имущества обособленного подразделения в целом по налогоплательщику.
Удельный вес трудового показателя можно также выразить в виде формулы:
или
, где:
С подр, С орг - среднесписочная численность работников подразделения, организации в целом за отчетный (налоговый) период;
ОТ подр, ОТ орг - расходы на оплату труда подразделения, организации в целом за отчетный (налоговый) период.
Обратите внимание! Налогоплательщики самостоятельно определяют, какой из показателей должен применяться - среднесписочная численность работников или сумма расходов на оплату труда. Выбранный показатель должен быть неизменным в течение налогового периода.
Предположим, налогоплательщик выбрал показатель "среднесписочная численность". Порядок его расчета Налоговый кодекс не устанавливает. Как следует из разъяснений московских налоговиков (Письмо от 18.02.2010 N 16-15/017667), учитывая положения п. 1 ст. 11 НК РФ, среднесписочная численность работников для целей налогообложения исчисляется аналогично порядку ее определения, установленному Росстатом для заполнения форм федерального статистического наблюдения о численности и заработной плате работников (в частности, формы П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников").
В Указаниях *(6) по заполнению этой формы говорится следующее.
Для начала исчисляется среднесписочная численность работников за месяц (п. 81 Указаний) путем суммирования списочной численности работников за каждый календарный день месяца - с 1-го по 30-е или 31-е число (для февраля - по 28-е или 29-е число), включая праздничные (нерабочие) и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней месяца.
Численность работников списочного состава за выходной или праздничный (нерабочий) день принимается равной списочной численности за предшествующий рабочий день. Численность таких работников за каждый день должна соответствовать данным табеля учета рабочего времени, на основании которого устанавливается количество явившихся и не явившихся на работу. При этом нужно учитывать издаваемые приказы о приеме, переводе работников на другую работу и прекращении трудовых договоров.
Среднесписочная численность работников рассчитывается на основании списочной численности, которая приводится на определенную дату, например, на последнее число отчетного периода (п. 82 Указаний).
В списочную численность включаются наемные работники, работавшие по трудовому договору и выполнявшие постоянную, временную или сезонную работу один день и более, а также работавшие собственники организаций, получавшие зарплату в данной организации.
В списочной численности работников за каждый календарный день учитываются как фактически работающие, так и отсутствующие на работе по каким-либо причинам. Исходя из этого, в списочную численность целыми единицами включаются, в частности, работники: фактически явившиеся на работу; находившиеся в служебных командировках; не явившиеся на работу по болезни, в связи с выполнением государственных или общественных обязанностей; и т.д.
Среднесписочная численность работников за квартал определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы работы организации в квартале и деления полученной суммы на три (п. 84.5 Указаний).
Среднесписочная численность работников за период с начала года по отчетный месяц включительно определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы, истекшие за период с начала года по отчетный месяц включительно, и деления полученной суммы на число месяцев работы организации за период с начала года, то есть соответственно на 2, 3, 4 и т.д. (п. 84.6 Указаний).
Среднесписочная численность работников за год определяется путем суммирования среднесписочной численности за все месяцы отчетного года и деления полученной суммы на 12 (п. 84.7 Указаний).
Итак, среднесписочная численность работников обособленного подразделения и организации в целом будет рассчитываться в следующем порядке.
Пример 1
Организация, зарегистрированная и осуществляющая деятельность в г. Москве, с 15 августа создала в г. Нижнем Новгороде (другом субъекте РФ) обособленное подразделение, которое, как и головное предприятие, работает по графику пятидневной рабочей недели.
Рассчитаем среднесписочную численность работников за август в целом по организации и по обособленному подразделению на основании данных, приведенных в таблице, где ГО - головная организация, ОП - обособленное подразделение, ГО + ОП - в целом по организации.
Число | Списочная численность | Число | Списочная численность | ||||
месяца | ГО | ОП | ГО + ОП | месяца | ГО | ОП | ГО + ОП |
1 | 425 | 0 | 425 | 17 | 437 | 14 | 451 |
2 | 430 | 0 | 430 | 18 | 439 | 14 | 453 |
3 | 430 | 0 | 430 | 19 | 436 | 15 | 451 |
4 | 430 | 0 | 430 | 20 (сб.) | 436 | 15 | 451 |
5 | 432 | 0 | 432 | 21 (вс.) | 436 | 15 | 451 |
6 (сб.) | 432 | 0 | 432 | 22 | 442 | 21 | 463 |
7 (вс.) | 432 | 0 | 432 | 23 | 442 | 21 | 463 |
8 | 433 | 0 | 433 | 24 | 445 | 21 | 466 |
9 | 433 | 0 | 433 | 25 | 445 | 21 | 466 |
10 | 433 | 0 | 433 | 26 | 445 | 21 | 466 |
11 | 433 | 0 | 433 | 27 (сб.) | 445 | 21 | 466 |
12 | 440 | 0 | 440 | 28 (вс.) | 445 | 21 | 466 |
13 (сб.) | 440 | 0 | 440 | 29 | 439 | 21 | 460 |
14 (вс.) | 440 | 0 | 440 | 30 | 439 | 21 | 460 |
15 | 440 | 14 | 454 | 31 | 444 | 21 | 465 |
16 | 438 | 14 | 452 | - | - | - | - |
Итого | 13 556 | 311 | 13 867 |
В данном примере сумма численности работников списочного состава за все дни месяца, подлежащих включению в среднесписочную численность, составляет: по ГО - 13 556 чел., по ОП - 311 чел., в целом по организации - 13 867 чел. Календарное число дней в августе - 31.
Среднесписочная численность работников за месяц в этом случае составит:
- по ГО - 437 чел. (13 556 / 31);
- по ОП - 10 чел. (311 / 31);
- в целом по организации - 447 чел. (13 867 / 31).
Аналогичным образом рассчитывается среднесписочная численность за каждый месяц, а затем определяется за отчетный период.
Пример 2
Воспользуемся данными примера 1 и предположим, что отчетными периодами по налогу на прибыль организации являются квартал, полугодие, девять месяцев.
Рассчитаем среднесписочную численность за девять месяцев (обособленное подразделение создано в этот отчетный период) и за год.
Месяц | Среднесписочная численность за месяц | |||||
Расчет за девять месяцев | Расчет за год | |||||
ГО | ОП | ГО + ОП | ГО | ОП | ГО + ОП | |
Январь | 402 | 0 | 402 | 402 | 0 | 402 |
Февраль | 408 | 0 | 408 | 408 | 0 | 408 |
Март | 410 | 0 | 410 | 410 | 0 | 410 |
Апрель | 422 | 0 | 422 | 422 | 0 | 422 |
Май | 418 | 0 | 418 | 418 | 0 | 418 |
Июнь | 425 | 0 | 425 | 425 | 0 | 425 |
Июль | 431 | 0 | 431 | 431 | 0 | 431 |
Август | 437 | 10 | 447 | 437 | 10 | 447 |
Сентябрь | 440 | 26 | 466 | 440 | 26 | 466 |
Октябрь | - | - | - | 442 | 26 | 468 |
Ноябрь | - | - | - | 438 | 26 | 464 |
Декабрь | - | - | - | 436 | 26 | 462 |
Итого за все месяцы периода | 3 793 | 36 | 3 829 | 5 109 | 114 | 5 223 |
Количество месяцев в периоде | 9 | 12 | ||||
Среднесписочная за период | 421 | 4 | 425 | 426 | 10 | 435 |
Удельный вес среднесписочной численности обособленного подразделения в среднесписочной численности в целом по организации составит:
- за девять месяцев - 0,0094 (4 / 425);
- за год - 0,023 (10 / 435).
При определении доли прибыли, приходящейся на обособленное подразделение, вместо показателя среднесписочной численности налогоплательщик может производить расчет исходя из такого показателя, как расходы на оплату труда. Следует иметь в виду, что сумма расходов на оплату труда определяется исходя из перечня, установленного ст. 255 НК РФ, куда помимо заработной платы включаются также начисления стимулирующего, компенсационного характера, вознаграждения, надбавки, единовременные поощрительные начисления и др. Таким образом, перечень расходов, предусмотренный данной статьей НК РФ, шире, чем отражаемый в бухгалтерском учете по счету 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда".
Кроме того, для налогоплательщиков с сезонным циклом работы либо иными особенностями деятельности, предполагающими сезонность привлечения работников, предусмотрена возможность вместо среднесписочной численности работников применять показатель "удельный вес расходов на оплату труда", определяемый в соответствии со ст. 255 НК РФ. При этом определяется удельный вес расходов на оплату труда каждого обособленного подразделения в общих расходах налогоплательщика на оплату труда. Замена показателя должна быть согласована с налоговым органом.
Расчет удельного веса амортизируемого имущества
В расчете доли прибыли, приходящейся на обособленное подразделение, участвует и такой показатель, как удельный вес амортизируемого имущества. Он определяется следующим образом:
, где:
ОС подр, ОС орг - средняя остаточная стоимость ОС обособленного подразделения, организации в целом за отчетный (налоговый) период.
Как следует из абз. 3 п. 2 ст. 288 НК РФ, удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества определяется исходя из фактических показателей остаточной стоимости основных средств организации и ее обособленных подразделений за отчетный (налоговый) период.
В связи с тем, что более подробного порядка определения этого показателя в НК РФ нет, обратимся к разъяснениям контролирующих органов.
1. В расчете доли прибыли участвует остаточная стоимость основных средств, числящихся в составе амортизируемого имущества, определенная по данным налогового учета (кроме случаев, предусмотренных в последнем абзаце п. 2 ст. 288 НК РФ, согласно которому организации, перешедшие на начисление амортизации нелинейным методом в составе амортизационных групп, вправе определять остаточную стоимость амортизируемого имущества по данным бухгалтерского учета) (Письмо УФНС по г. Москве от 18.02.2010 N 16-15/017667).
2. Согласно п. 1 ст. 257 НК РФ под основными средствами в целях налогообложения прибыли понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией, первоначальной стоимостью более 40 000 руб.
Таким образом, при определении удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества для целей применения ст. 288 НК РФ учитывается только остаточная стоимость основных средств налогоплательщика. Остаточная стоимость иного амортизируемого имущества (капитальных вложений в форме неотделимых улучшений в арендованное имущество) при определении указанного показателя не учитывается (Письмо Минфина России от 20.04.2011 N 03-03-06/2/66).
3. В расчете учитывается амортизируемое имущество, используемое обособленным подразделением для осуществления деятельности и находящееся в собственности организации (Письмо Минфина России от 10.05.2011 N 03-03-06/2/77).
4. Остаточная стоимость основных средств, исключенных из состава амортизируемого имущества по основаниям, перечисленным в п. 3 ст. 256 НК РФ, и основных средств, не относящихся к такому имуществу, в расчете удельного веса остаточной стоимости этого имущества не участвует (Письмо Минфина России от 01.04.2011 N 03-03-06/1/201).
5. Амортизируемое имущество учитывается при определении удельного веса остаточной стоимости такого имущества обособленного подразделения, в котором это имущество фактически используется для получения дохода, вне зависимости от того, на балансе какого подразделения оно учитывается (Письмо ФНС России от 14.04.2010 N 3-2-10/11).
6. В случае отсутствия у обособленного подразделения амортизируемого имущества, определяемого по данным налогового учета, при расчете доли прибыли остаточная стоимость основных средств подразделения принимается равной нулю (Письмо Минфина России от 27.06.2011 N 03-03-06/1/381).
7. Средняя (среднегодовая) остаточная стоимость основных средств за отчетный (налоговый) период определяется аналогично порядку, изложенному в п. 4 ст. 376 НК РФ (Письмо Минфина России от 10.05.2011 N 03-03-06/2/77): как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.
Среднегодовая стоимость имущества за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.
Следовательно, средняя (среднегодовая) остаточная стоимость амортизируемых средств рассчитывается в целом по налогоплательщику и отдельно по обособленному подразделению. На основании этих данных определяется удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества обособленного подразделения.
Пример 3
Продолжим примеры 1 и 2. Организация, зарегистрированная и осуществляющая деятельность в г. Москве, с 15 августа 2011 года создала в г. Н. Новгороде (другом субъекте РФ) обособленное подразделение.
Рассчитаем удельный вес амортизируемого имущества на основе показателей, представленных в таблице, и показатели средней остаточной стоимости на 1 октября 2011 г. и 1 января 2012 года.
Даты | Остаточная стоимость ОС на 1-е число месяца | |||||
Расчет за девять месяцев | Расчет за год | |||||
ГО | ОП | ГО + ОП | ГО | ОП | ГО + ОП | |
На 01.01.2011 | 1 800 | 0 | 1 800 | 1 800 | 0 | 1 800 |
На 01.02.2011 | 1 750 | 0 | 1 750 | 1 750 | 0 | 1 750 |
На 01.03.2011 | 1 700 | 0 | 1 700 | 1 700 | 0 | 1 700 |
На 01.04.2011 | 1 650 | 0 | 1 650 | 1 650 | 0 | 1 650 |
На 01.05.2011 | 1 600 | 0 | 1 600 | 1 600 | 0 | 1 600 |
На 01.06.2011 | 1 550 | 0 | 1 550 | 1 550 | 0 | 1 550 |
На 01.07.2011 | 3 500 | 0 | 3 500 | 3 500 | 0 | 3 500 |
На 01.08.2011 | 3 350 | 0 | 3 350 | 3 350 | 0 | 3 350 |
На 01.09.2011 | 3 200 | 102 | 3 300 | 3 200 | 102 | 3 302 |
На 01.10.2011 | 3 050 | 98 | 3 145 | 3 050 | 98 | 3 148 |
На 01.11.2011 | - | - | - | 2 900 | 94 | 2 994 |
На 01.12.2011 | - | - | - | 2 750 | 90 | 2 840 |
На 01.01.2012 | - | - | - | 3 545 | 86 | 3 631 |
Итого сумма за все месяцы периода | 23 150 | 200 | 23 350 | 32 345 | 470 | 32 815 |
Количество месяцев в периоде + 1 месяц | 10 | 13 | ||||
Средняя остаточная стоимость ОС за период | 2 315 | 20 | 2 335 | 2 488,08 | 36,15 | 2 524,23 |
Удельный вес остаточной стоимости ОС обособленного подразделения в остаточной стоимости ОС в целом по организации составит:
- за девять месяцев - 0,0086 (20 / 2 335);
- за год - 0,0143 (36,2 / 2 524,3).
Налог на прибыль, подлежащий уплате в бюджет субъекта РФ, где находится обособленное подразделение
Согласно п. 3 ст. 288 НК РФ суммы авансовых платежей по налогу, а также суммы налога, подлежащие внесению в бюджеты субъектов РФ по месту нахождения обособленных подразделений, налогоплательщик исчисляет самостоятельно. Он сообщает сведения о суммах авансовых платежей по налогу, а также суммах налога, исчисленных по итогам налогового периода:
- своим обособленным подразделениям;
- налоговым органам по месту нахождения обособленных подразделений не позднее установленного срока для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период.
В пункте 4 ст. 288 НК РФ установлены сроки уплаты налогоплательщиком сумм авансовых платежей и сумм налога, исчисленного по итогам налогового периода, в бюджеты субъектов РФ по месту нахождения обособленных подразделений. Эти сроки совпадают с предусмотренными п. 1 ст. 287 НК РФ сроками уплаты налога и авансовых платежей в отношении самого налогоплательщика:
- суммы авансовых платежей уплачиваются не позднее установленного срока для подачи налоговой декларации за соответствующий отчетный период, то есть не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода;
- суммы налога, исчисленного по итогам налогового периода, уплачиваются не позднее установленного срока для подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период, то есть не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Пример 4
Продолжим предыдущие примеры. Налогооблагаемая прибыль в целом по организации составила:
- за девять месяцев 2011 г. - 20 000 000 руб.;
- за 2011 г. - 27 000 000 руб.
Удельный вес среднесписочной численности обособленного подразделения в среднесписочной численности в целом по организации составляет (пример 2): за девять месяцев - 0,0094; за год - 0,023.
Удельный вес остаточной стоимости ОС обособленного подразделения в остаточной стоимости ОС в целом по организации составляет (пример 3): за девять месяцев - 0,0086; за год - 0,0143.
1. Налог на прибыль, подлежащий уплате в федеральный бюджет:
- за девять месяцев - 400 000 руб. (20 000 000 руб. х 2%);
- за год - 540 000 руб. (27 000 000 руб. х 2%).
2. Рассчитаем долю прибыли, приходящуюся на обособленное подразделение. Она составит:
- за девять месяцев - 0,009 ((0,0094 + 0,0086) / 2);
- за год - 0,0187 ((0,023 + 0,0143) / 2).
Сумма прибыли, приходящейся на обособленное подразделение:
- за девять месяцев - 180 000 руб. (20 000 000 руб. х 0,009);
- за год - 504 900 руб. (27 000 000 руб. х 0,0187).
Налог на прибыль, подлежащий перечислению в бюджет Нижегородской области, равен:
- за девять месяцев - 32 400 руб. (180 000 руб. х 18%);
- за год - 90 882 руб. (504 900 руб. х 18%).
3. Рассчитаем сумму прибыли, приходящуюся на головную организацию. Она составит:
- за девять месяцев - 19 820 000 руб. (20 000 000 - 180 000);
- за год - 26 495 100 руб. (27 000 000 - 180 000).
Налог на прибыль, подлежащий перечислению в бюджет г. Москвы, равен:
- за девять месяцев - 3 567 600 руб. (19 820 000 руб. х 18%);
- за год - 4 769 118 руб. (26 495 100 руб. х 18%).
Ю.А. Белецкая,
эксперт журнала "Налог на прибыль: учет доходов и расходов"
"Налог на прибыль: учет доходов и расходов", N 9, 10, сентябрь, октябрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Письма Минфина России от 02.06.2006 N 03-02-07/1-132, МНС России от 29.04.2004 N 09-3-02/1912, постановления ФАС МО от 23.01.2003 N КА-А41/9052-02, от 10.10.2002 N КА-А40/6733-02.
*(2) В данном документе финансисты сослались на решения арбитражных судов, в частности, на постановления ФАС МО от 30.07.2004 N КА-А41/6389-04, ФАС СКО от 21.09.2006 N Ф08-4234/2006-1814А, от 29.11.2006 N Ф08-6161/2006-2552А. Такое же мнение высказано и в Постановлении ФАС ВВО от 27.04.2006 N А29-7451/2005А.
*(3) Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования".
*(4) Порядок постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц - граждан РФ, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, утв. Приказом Минфина России от 05.11.2009 N 114н.
*(5) Приказ от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ "Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки".
*(6) Утверждены Приказом Росстата от 12.11.2008 N 278.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"