Возможно ли распространение условий государственного контракта на отношения, возникшие до его заключения?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Фактическое установление договорных отношений до формального подписания контракта может быть расценено как неправомерное размещение заказа, в том числе в случае, если заказ был фактически размещен в квартале, в котором были заказаны одноименные товары, работы, услуги на сумму, превышающую установленную законом сумму.
Обоснование позиции:
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Контракт заключается в порядке, предусмотренном ГК РФ и иными федеральными законами с учетом положений Закона N 94-ФЗ (часть 2 статьи 9 Закона N 94-ФЗ). Соответственно, контракт является гражданско-правовым договором и к нему применяются нормы ГК РФ, поскольку иное не предусмотрено Законом N 94-ФЗ.
Согласно пункту 2 статьи 425 ГК РФ стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора. В свою очередь, Закон N 94-ФЗ не содержит запрета на возможность применения условий контракта к отношениям, возникшим до его заключения. Таким образом, формально стороны контракта вправе распространить его условия на отношения, возникшие до заключения контракта.
Однако необходимо также учитывать следующее. Исходя из части 3 статьи 10 Закона N 94-ФЗ решение о способе размещения заказа должно приниматься заказчиком (уполномоченным органом) в соответствии с положениями данного Закона. Отсюда следует, что в рамках размещения заказа заключению контракта всегда должно предшествовать соблюдение процедур, предусмотренных Законом N 94-ФЗ или ГК РФ. Причем за принятие должностным лицом заказчика (уполномоченного органа) решения о способе размещения заказа с нарушением требований, установленных законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, предусмотрена административная ответственность (часть 1 статьи 7.29 КоАП РФ).
В силу статьи 5 Закона N 94-ФЗ под размещением заказов на выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в предусмотренном данным Законом порядке действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона N 94-ФЗ, - в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме (далее также - контракты). Поэтому заказ признается размещенным со дня заключения контракта (часть 4 статьи 9 Закона N 94-ФЗ).
Следовательно, говоря о размещении заказа, Закон N 94-ФЗ всегда имеет в виду заключение контракта. При этом из статей 158, 420, 431 ГК РФ можно сделать вывод, что под договором в ГК РФ понимается прежде всего не письменный документ, а соглашение, выражение сторонами общей воли, направленной на возникновение обязательств, то есть отношений, в силу которых одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п. - либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (пункт 1 статьи 307 ГК РФ) даже и без соблюдения письменной формы. Отсюда следует, что при оказании (и принятии) услуг до заключения контракта можно говорить о фактическом возникновении между сторонами договорных отношений, заключении договора.
Таким образом, если обязательства между будущими сторонами контракта начинают исполняться (например начинают оказываться транспортные услуги) до подписания контракта, это может быть истолковано как размещение заказа без соблюдения предусмотренных Законом N 94-ФЗ процедур, то есть с нарушением закона. Данный вывод находит свое подтверждение и в судебной практике. Так, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд указал на то, что заключению государственного или муниципального контракта предшествует выбор исполнителя в порядке, определенном Закон N 94-ФЗ, в связи с чем пункт 2 статьи 425 ГК РФ к муниципальному контракту не применим, так как названые отношения имеют специальное правовое регулирование (постановление от 16.08.2011 N 15АП-5107/11). Такое нарушение необязательно влечет признание контракта недействительным.
В судебной практике есть примеры, когда арбитражные суды признавали правомерность распространения действия государственного контракта на отношения, возникшие до его заключения. Например, ФАС Дальневосточного округа в постановлении от 28.11.2008 N Ф03-5237/2008, установив, что муниципальный контракт содержит положение, согласно которому его условия распространяются на отношения сторон, возникшие между ними до дня заключения договора, указал, что это не противоречит пункту 2 статьи 425 ГК РФ. Не был признан недействительным контракт и в случае, описанном в постановлении ФАС Московского округа от 25.01.2007 N КГ-А40/13573-06, хотя надо отметить, что в данном случае фактически имело место только нарушение сроков подписания договоров, заключаемых по результатам конкурса, но сам порядок размещения заказа в целом, проведение соответствующих процедур, предусмотренных законом (в данном случае - конкурса), были соблюдены.
Тем не менее, если, например, суд сочтет, что заказ был размещен на основании пункта 14 части 2 статьи 55 Закона N 94-ФЗ с даты фактического начала оказания услуг при том, что стоимость одноименных товаров, работ, услуг, заказанных в данном квартале, превышает установленный этим пунктом лимит, соответствующий контракт, формально подписанный позже, может быть признан недействительным. Кроме того, если это не исключает предъявления претензий со стороны контролирующих органов и возможности привлечения к дисциплинарной и (или) административной ответственности.
И. Котыло,
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
1 ноября 2011 г.
"В курсе правового дела", N 21, ноябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "В курсе правового дела"
Практический журнал для бухгалтера, кадровика, юриста, руководителя. В нем вы найдете новости законодательства, обзор арбитражно-налоговой практики, разъяснения специалистов министерств и ведомств, статьи экспертов-практиков и другие интересные материалы. Качество и актуальность информации выгодно отличают журнал "В курсе правового дела" от других профессиональных изданий.
Учредитель: ООО "Специализированный Центр Правовой Информации ПРАВОВЕСТ"