Чтобы зачесть или вернуть налог, нужна "уточненка"?
Чтобы произвести зачет или вернуть из бюджета сумму переплаты, подавать уточненную декларацию компания не обязана. Но в некоторых ситуациях она все-таки не помешает.
На практике очень часто бывает, что организация заплатила в бюджет налог в большей сумме, чем следовало (например, из-за ошибки в расчетах). Возникшую переплату она может зачесть или вернуть в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса.
При этом один из главных вопросов, который возникает у бухгалтера: нужно ли для подтверждения факта перечисления лишних денег в бюджет подавать в инспекцию корректирующую декларацию?
"Уточненка" - обязанность или право?
В Налоговом кодексе*(1) указано, когда подача уточненной декларации является для организации обязательной, а когда - нет.
Если в декларации, поданной в инспекцию, компания обнаружила недостоверные сведения или ошибки, которые не приводят к занижению суммы налога, начисленной к уплате, она вправе (но не обязана) подать "уточненку".
Тем не менее при возникновении у компании переплаты налоговики зачастую требуют от нее "уточненку", чтобы произвести зачет или возврат лишних денег. По мнению контролеров, только так организация может подтвердить факт излишней уплаты налога.
Но, по мнению автора статьи, эти требования не основаны на законе. Налоговый кодекс при зачете или возврате налога не обязывает компанию подавать "уточненку". Необходимо только заявление*(2).
Налоговики могут отказать в возврате суммы переплаты при наличии у организации недоимки по остальным налогам этого же вида (т.е. федеральным, региональным или местным) или задолженности по соответствующим пеням и штрафам. Никаких других условий, которые влекут за собой невозможность проведения зачета или возврата, Налоговый кодекс не устанавливает.
Если переплата нуждается в подтверждении
Однако в судебной практике по этому вопросу встречаются разные мнения. В частности, недавно было опубликовано судебное решение*(3), в котором ФАС Московского округа отказал компании в зачете переплаты по налогу в связи с тем, что она не представила корректирующую декларацию. Правда, в данном случае необходимо сказать несколько слов о том, как образовалась эта переплата.
Излишнее перечисление налога в бюджет явилось результатом неосновательного обогащения, которое возникло у компании-перевозчика после проигранного судебного разбирательства с экспортером (вместо 18-процентной ставки НДС должна была применяться нулевая). После того как решение суда вступило в законную силу, компания-перевозчик обратилась в инспекцию с заявлением о зачете излишне уплаченного НДС, но ей отказали.
ФАС Московского округа, поддерживая позицию инспекции, свое решение аргументировал тем, что положения статьи 78 Налогового кодекса применяются, только если на момент подачи заявления факт излишней уплаты налога уже установлен. Но при рассмотрении спора о неосновательном обогащении этот факт не устанавливался.
Следовательно, вопрос о наличии у компании переплаты остается открытым. Поэтому для подтверждения переплаты в данном случае необходимо подать уточненную декларацию, которая будет подвергнута камеральной проверке.
Тем не менее есть и положительные примеры, когда отказ инспекции вернуть переплату из-за того, что не проведена камеральная проверка, суд признал незаконным*(4). Судьи согласились, что факт излишней уплаты налога нужно подтвердить в ходе камеральной проверки, но вместе с тем указали, что в Налоговом кодексе нет такого основания для отказа в зачете или возврате, как проведение камеральной проверки.
В целом положительной судебной практики все-таки больше*(5). Чаще всего свою позицию судьи аргументируют тем, что из положений статьи 78 Налогового кодекса не следует, что представление уточненной декларации является единственно возможным основанием для получения зачета или возврата излишне уплаченных сумм налогов. Но во избежание спорной ситуации с проверяющими рекомендуем все-таки представить в инспекцию "уточненку" вместе с заявлением о зачете (возврате) переплаченной суммы налога как дополнительное подтверждение переплаты.
Это тем более актуально с учетом того, что недавно позиция об обязательности "уточненки" прозвучала и на уровне ВАС РФ. Передавая дело на пересмотр в Президиум, коллегия судей обосновала необходимость подачи корректирующей декларации при возврате переплаты требованиями статьи 80 Налогового кодекса*(6).
Рецензент этой статьи уже сталкивался с жалобами организаций, которым инспекторы отказывали в возврате переплаты, цитируя именно это определение суда.
Рассмотрев данный спор, Президиум ВАС РФ отказал в возврате налога сразу по нескольким причинам и хотя позицию своих судей прямо не поддержал, но и опровергать не стал (об этом см. на с. 93).
Определение ВАС РФ от 6 мая 2011 г. N ВАС-18180/10
Примечание. В Налоговом кодексе нет такого основания для отказа в зачете или возврате переплаты, как проведение камеральной проверки.
Е. Подлипалина,
аудитор компании "Родина"
Экспертиза статьи:
О. Москвитин,
старший юрист Коллегии адвокатов "Муранов, Черняков и партнеры"
"Актуальная бухгалтерия", N 11, ноябрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) п. 1 ст. 81 НК РФ
*(3) пост. ФАС МО от 03.08.2011 N КА-А40/8151-11
*(4) пост. ФАС СЗО от 25.12.2008 по делу N А26-2386/2008
*(5) пост. ФАС УО от 10.12.2009 N Ф09-9845/09-С3, от 09.09.2009 N Ф09-6768/09-С3, от 02.06.2009 N Ф09-10406/08-С3, ФАС СКО от 25.02.2009 по делу N А53-9020/2008-С5-23, от 24.02.2009 по делу N А53-9015/2008-С5-14
*(6) определение ВАС РФ от 06.05.2011 N ВАС-18180/10
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.