г. Чита |
|
18 апреля 2014 г. |
Дело N А58-3138/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 апреля 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Макарцева А.В.,
судей Капустиной Л.В., Скажутиной Е.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Васильевой О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 09 сентября 2013 года по делу N А58-3138/2012 по иску общества с ограниченной ответственностью "Империал+" (ИНН 1414013253, ОГРН 1071414001284, адрес: Республика Саха (Якутия), Ленский улус, г. Ленск, ул. Первомайская, 26, 12) к Администрации муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1031400599152 ИНН 1414009962, адрес: Республика Саха (Якутия), г. Ленск, ул. Ленина, 65), Администрации муниципального образования "Город Ленск" (ИНН 1414011880 ОГРН 1061414000042 адрес: Республика Саха (Якутия), г. Ленск, ул. Ленина, 63) о взыскании 5 404 731,11 руб. (суд первой инстанции: Федорова М.И.)
при участии в судебном заседании:
от истца - Плотникова А.Н.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Империал+" обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением к Администрации муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия), Администрации Муниципального образования "Город Ленск" о солидарном взыскании с ответчиков задолженности в размере 5 260 147 руб. 20 коп., в том числе основной долг за период с 16 февраля по 31 декабря 2011 года в размере 5 091 560 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами за период 1 января по 29 мая 2012 года в размере 168 587 руб. 20 коп.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 27 июля 2012 года в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 февраля 2013 года решение суда первой инстанции отменено. Иск удовлетворен частично, с администрации города за счет средств его казны взыскано 5 091 560 руб. задолженности и 168 587 руб. 20 коп. процентов. В удовлетворении требований к администрации района отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 мая 2013 года решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 27 июля 2012 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 февраля 2013 года отменены, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 09 сентября 2013 года иск к Администрации Муниципального образования "Город Ленск" удовлетворен, в удовлетворении требований к муниципальному образованию "Ленский район" отказано.
Определением от 19 сентября 2013 года Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) исправил опечатки в решении Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 09 сентября 2013 года по делу N А58-3138/2012. В вводной части решения предмет спора следует читать "о взыскании 5 404 731,11 руб.".
Первый абзац описательной части решения (первая страница) читать в редакции:
"общество с ограниченной ответственностью "Империал+" обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением к Администрации муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия), Администрации Муниципального образования "Город Ленск" о солидарном взыскании с ответчиков задолженности в размере 5 231 510 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами 173 221, 11 руб.".
Четвертый абзац третьей страницы решения читать в редакции:
"Истец, указав, что МО "Город Ленск" не является распорядителем бюджетных средств, у него отсутствуют основания для снижения объемов и размеров субвенций, а у МО "Ленский район" Республики Саха (Якутия) отсутствуют основания не выплаты субвенций, обратился в суд с иском о взыскании долга в размере 5 231 510 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами 173 221, 11 руб.".
В третьем и четвертом абзацах шестой страницы решения вместо суммы "5 231 510 руб." напечатать "5 091 560 руб.".
Не согласившись с решением суда, ответчик Администрация муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. Считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным. Из апелляционной жалобы следует, что ответчиком по делу должен быть распределитель субсидии - муниципальное образование "Ленский район"; выплата субвенций за 2011 года не производилась, так как не был заключен трехсторонний договор между МО "Ленский район", МО "Город Ленск" и ООО "Империал"; фактически объем услуг по вывозу ЖБО не был подтвержден; объем водоотведения со стороны ООО "Империал +" не подтвержден.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу и дополнении к нему ссылается на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу и дополнений к нему, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчики в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Решение пересматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав истца, исследовав материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Предметом иска является требование к Администрации муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия), Администрации муниципального образования "Город Ленск" о солидарном взыскании 5 404 731,11 руб., в том числе основного долга 5 231 510 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами 173 221,11 руб.
Основанием иска общество с ограниченной ответственностью "Империал+" указало, что ответчики не исполняют свои обязательства по выплате субвенций.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные исковые требования за счет ответчика - Администрации муниципального образования "Ленский район".
Апелляционный суд не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, полагая их соответствующими установленным обстоятельствам дела, нормам материального права, ссылка на которые в судебном акте имеется. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта, судом не допущено. Изложенные в апелляционной жалобе доводы подлежат отклонению, поскольку обстоятельства, на которые указывает заявитель жалобы, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на управлении и техническом обслуживании ООО "Империал+" находятся многоквартирные жилые дома, переданные на временное обслуживание до выбора собственниками способа управления домом в сентябре 2009 года распоряжениями Главы МО "Город Ленск". ООО "Империал+" с собственниками жилых помещений заключены договоры управления.
1 января 2010 года между истцом и Администрацией МО "Город Ленск" (Ответчик 2) заключен договор N 05/10-МНЧ передачи жилого фонда в управление управляющей компании или ТСЖ, согласно которого администрация МО "Город Ленек" передает в управление Управляющей компании или ТСЖ, уполномоченной общим собранием собственников, помещения муниципального жилого фонда, а УК в свою очередь обязуется по заданию собственники осуществлять надлежащее содержание и ремонт переданного имуществ и предоставлять услуги лицам, использующим муниципальный жилой фонд на законных основаниях.
Общество заключило с ресурсоснабжающей организацией - ООО "Ленское предприятие тепловых и электрических сетей" договор от 29 октября 2010 года N 13/10 на горячее и холодное водоснабжение и переработку сточных вод, договор теплоснабжения от 29 октября 2010 года N 13/10, договор N 268/11-с от 4 мая 2011 года на переработку сточных вод.
Полагая, что на ответчиков возложена обязанность осуществлять возмещение дотаций, истец направил в адрес ответчиков трехсторонний договор о предоставлении организациям коммунального комплекса, оказывающим коммунальные услуги населению, субвенций на возмещение недополученных ими доходов в связи с государственным регулирование тарифов, указав плановый размер субвенции 5 231 510 руб.
Ответчики договор не подписали, письмом от 4 октября 2011 года N 01-07-001652/11 МО "Город Ленск" направило истцу на согласование план по объемам водоотведения и расчетной суммы субвенции на 2011 год - 3 821 780 руб.
Истец указывает, что обязанность ответчиков осуществлять возмещение дотаций предусмотрена законодательством, подзаконными актами, а также пунктом 2.3.2 договора передачи муниципального жилого фонда, пунктом 7.2 договора N 13/10 от 29 октября 2010 года на горячее и холодное водоснабжение, переработку сточных вод.
Истец, указав, что МО "Город Ленск" не является распорядителем бюджетных средств, у него отсутствуют основания для снижения объемов и размеров субвенций, а у МО "Ленский район" Республики Саха (Якутия) отсутствуют основания для невыплаты субвенций, обратился в суд с иском о взыскании 5 260 147 руб. 20 коп., в том числе основной долг и проценты за пользование чужими денежными (с учетом уточнений).
Правовым основанием заявленных требований указана статья 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 октября 2010 года N 69.
Согласно статье 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные настоящим Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Законом Республики Саха (Якутия) от 18 февраля 2010 года 800-З N 491-IV "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по предоставлению организациям коммунального комплекса, оказывающим коммунальные услуги населению, субсидий на возмещение недополученных ими доходов в связи с государственным регулированием тарифов" установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) наделены отдельными государственными полномочиями по предоставлению организациям коммунального комплекса, оказывающим коммунальные услуги населению, субсидий на возмещение недополученных ими доходов в связи с государственным регулированием тарифов.
Согласно статье 1 вышеуказанного Закона к отдельным государственным полномочиям, передаваемым органам местного самоуправления, относится предоставление организациям коммунального комплекса, оказывающим коммунальные услуги населению, субсидий на возмещение недополученных ими доходов в связи с государственным регулированием тарифов. Размер недополученных доходов определяется как разница между экономически обоснованными тарифами на товары и услуги организаций коммунального комплекса (тепловую энергию, холодную и горячую воду, водоотведение) и тарифами на указанные товары и услуги для населения, утвержденными органами местного самоуправления в соответствии с предельными индексами, установленными органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия).
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 февраля 2010 года N 69 утвержден Порядок расходования и учета субвенций, выделенных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на осуществление государственных полномочий по финансированию организациям недополученных доходов, возникающих в связи с реализацией коммунальных услуг населению по тарифам, не обеспечивающим полное возмещение затрат.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 февраля 2010 года N 69 субвенции выделяются бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) (далее - муниципальные образования), если экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию, услуги централизованного холодного и горячего водоснабжения и водоотведения превышают максимальные тарифы для населения, установленные органами местного самоуправления муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 6 постановления администрации муниципального района и городского округа перечисляют средства, полученные из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), организациям, производящим коммунальные услуги и поставляющим ее для населения (далее - организации) в соответствии с настоящим нормативным правовым актом и заключенными договорами с организациями.
Согласно Порядку расходования и учета субвенций, утвержденного Постановлением Главы МО "Ленский район" от 5 апреля 2010 года N 12-03-000260/10 организации предоставляют в администрацию МО "Ленский район" сведения о фактически оказанных коммунальных услугах населению с актами выполненных услуг, согласованными с главами администраций муниципальных поселений на территории которых предоставлены коммунальные услуги управляющими компаниями. Администрация МО "Ленский район" перечисляет средства из государственного бюджета РС (Я) организациям, производящим коммунальные услуги и поставляющим её для населения в соответствии с настоящим Порядком и заключенными трехсторонними договорами.
Несмотря на то, что трехсторонний договор о предоставлении организациям коммунального комплекса, оказывающим коммунальные услуги населению, субвенций на возмещение недополученных ими доходов в связи с государственным регулирование тарифов сторонами спора не заключен по причине несогласования МО "Город Ленск" объемов услуг и размера субвенций, оказание истцом ООО "Империал+" услуг по водоотведению и вывозу ЖБО для нужд населения на сумму 6 037 490 руб. подтверждено представленными истцом доказательствами: договором на переработку сточных вод N 268/11-с от 4 мая 2011 года, актами о фактическом оказании услуг населению, актами приема-передачи услуг ООО ЛПТЭС", счетами-фактурами ЛПТЭС за переработку ЖБО, платежными поручениями за 2011 год, сведениями о поступлении денежных средств от населения за ЖБО в 2011 году, путевыми листами за 2011 год, пропусками на территорию очистных сооружений в 2011 году, сметой затрат на содержание 2-х КАМАЗов за 2011 год. Предоставление ООО "Империал+" услуг по вывозу ЖБО осуществлено в рамках договоров с ним как с управляющей организацией.
Исследовав представленную в материалы дела переписку сторон по вопросу заключения трехстороннего договора, предоставления субвенций, фактического оказания услуг, а также постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2012 года по делу N А58-4359/2011, материалы проведенной прокурорской проверки, апелляционный суд приходит к выводу о том, что МО "Ленский район" исполнены обязательства перед муниципальным образованием "Город Ленск" по перечислению субсидий в пределах, выделенных Министерством финансов Республики Саха (Якутия) в течение 2011 года. Задолженность у муниципального образования "Город Ленск" перед ООО "Империал+" возникла по вине самого муниципального образования "Город Ленск" вследствие несоблюдения установленного механизма возмещения названных затрат.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для солидарной ответственности ответчиков.
Муниципальным образованием "Город Ленск" Ленского улуса Республики Саха (Якутия) перечисление истцу не осуществлено на сумму 5 091 560 руб., составляющих разницу между реальными расходами последнего на услуги вывоза ЖБО и установленными для населения тарифами.
Суд правомерно пришел к выводу, что некомпенсированная истцу сумма 5 091 560 руб. подлежит взысканию с ответчика Администрации муниципального образования "Город Ленск" за счет средств казны муниципального образования.
В соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
Администрация МО "Город Ленск" признана виновной в несвоевременном исполнении обязательства перед ООО "Империал+", не доказала факта принятия всех мер для его надлежащего исполнения, не доказала факта отсутствия пользования чужими денежными средствами.
Требование истца о взыскании процентов является законным и обоснованным и правомерно удовлетворено. Расчет процентов, приведенный истцом, судом проверен и признан правильным, ответчиком не оспаривался при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 09 сентября 2013 года по делу N А58-3138/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты его принятия.
Председательствующий |
А.В. Макарцев |
Судьи |
Л.В. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-3138/2012
Истец: ООО "Империал +"
Ответчик: Администрация Муниципального образования "Город Ленск", Муниципальное образование "Ленский район" Республики Саха (Якутия) в лице Администрации Муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия)
Хронология рассмотрения дела:
14.04.2015 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1958/15
26.03.2015 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1587/15
16.01.2015 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4300/12
07.10.2014 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-3138/12
05.08.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3293/14
29.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2519/14
18.04.2014 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4300/12
06.11.2013 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4300/12
09.09.2013 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-3138/12
20.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1816/13
11.02.2013 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4300/12
27.07.2012 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-3138/12