город Воронеж |
|
11 сентября 2014 г. |
N А14-1818/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 4 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 сентября 2014 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Протасова А.И.,
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Малыгиной Е.Г.,
при участии:
от Воронежской городской детской общественной организации "Танцевально-спортивный клуб "Пантера": адвокат Аветисов Г.С., по доверенности от 11.03.2014, удостоверение;
от администрации городского округа город Воронеж: Товарева С.В., по доверенности N 20 от 13.08.2014; Кобяшев А.В., по доверенности N 04 от 14.10.2014;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Воронежской городской детской общественной организации "Танцевально-спортивный клуб "Пантера" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 24.06.2014 по делу N А14-1818/2014 (судья Пименова Т.В.) по заявлению Воронежской городской детской общественной организации "Танцевально-спортивный клуб "Пантера" (ОГРН 1113600001360) к администрации городского округа город Воронеж (ОГРН 1023601575733) в лице Управления имущественных и земельных с участием третьих лиц, Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (ОГРН 1033600046908), МБОУ СОШ N 43 (ОГРН 1033600012555) о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Воронежская городская детская общественная Организация "Танцевально-спортивный клуб "Пантера" (далее - Организация, заявитель, ВГДОО "Танцевально-спортивный клуб "Пантера") обратилась в арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Администрации городского округа город Воронеж (далее - Администрация) в лице Управления имущественных и земельных отношений (далее - Управление) (с учетом уточнения) о признании незаконным отказа Управления от 25.11.2013 N 1607048 в согласовании договора аренды нежилого помещения площадью 123,7 кв.м., расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Лизюкова, д. 26, между МБОУ СОШ N 43 и ВГДОО "Танцевальный спортивный клуб "Пантера".
Решением от 24.06.2014 в удовлетворении заявленного требования отказано. Принимая указанное решение, суд исходил из отсутствия оснований, предусмотренных статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Не согласившись с указанным решением, Организация обратилась с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Полагает, что соответствует критериям, названным в законе, необходимым для получения преимущественного права на заключение договора аренды без торгов.
Считает, что у Администрации не имелось оснований для отказа в согласовании договора аренды указанного нежилого помещения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Организации доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, принять новый судебный акт.
Представитель Администрации считает решение законным и обоснованным, апелляционную жалобу - неподлежащей удовлетворению.
УФАС явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечило. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данного лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие его представителей в порядке статей 156 и 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Между заявителем и МБОУ СОШ N 43 13.08.2013 подписан договор N 1 аренды нежилого помещения для использования под танцевальный зал площадью 123,7 кв.м., расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Лизюкова, д. 26.
Директор МБОУ СОШ N 43, в оперативном управлении которого находится спорное помещение, 13.08.2013 обратился в Управление с заявлением о разрешении сдачи в аренду указанно нежилого помещения заявителю, ВГДОО "Танцевально-спортивный клуб "Пантера".
Письмом от 08.10.2013 N 1388343 директору МБОУ СОШ N 43 отказано в согласовании сдачи в аренду указанного помещения по причине несоответствия ВГДОО "Танцевально-спортивный клуб "Пантера" социальным ориентированным некоммерческим организациям, для которых исключается обязанность проведения аукциона (конкурса) на право заключения договора аренды.
ВГДОО "Танцевально-спортивный клуб "Пантера" 24.10.2013 обратилась с заявлением в Управление, в котором привела доводы, подтверждающие его соответствие социальным ориентированным организациям, имеющим право в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 17.1 Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на заключение договора аренды без проведения торгов.
Письмом N 1607048 25.11.2013 Управление отказало заявителю в согласовании договора аренды со ссылкой на отсутствие оснований отнесения его деятельности к социально ориентированной и направленной на решение социальных проблем.
УФАС письмом от 05.12.2013 N 05-156/3897 согласовало предоставление указанного имущества в аренду Организации.
Не согласившись с указанным отказом Администрации, заявитель обратился в арбитражный суд с указанными требованиями.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом ненормативные правовые акты могут быть признаны недействительными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу положений пункта 4 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество, в том числе, некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
Согласно части 3.2 названного закона заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования в отношении государственного или муниципального имущества государственных или муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется без проведения конкурсов или аукционов в случае заключения этих договоров, в частности, с физкультурно-спортивными организациями для создания условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 23.06.2014) "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" вид спорта - часть спорта, которая признана в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона обособленной сферой общественных отношений, имеющей соответствующие правила, утвержденные в установленном настоящим Федеральным законом порядке, среду занятий, используемый спортивный инвентарь (без учета защитных средств) и оборудование;
массовый спорт - часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическое развитие граждан посредством проведения организованных и (или) самостоятельных занятий, а также участия в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных мероприятиях;
спорт - сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним;
физическое воспитание - процесс, направленный на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры;
физическая культура - часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития;
физическая подготовка - процесс, направленный на развитие физических качеств, способностей (в том числе навыков и умений) человека с учетом вида его деятельности и социально-демографических характеристик;
физкультурные мероприятия - организованные занятия граждан физической культурой;
физкультурно-спортивная организация - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность физкультурно-спортивных организаций, применяются соответственно к индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности;
школьный спорт - часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическую подготовку обучающихся в общеобразовательных организациях, их подготовку к участию и участие в физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, в том числе в официальных физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях.
Согласно статье 3 названного закона законодательство о физической культуре и спорте основывается, в том числе, на следующих принципах:
- обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения;
- содействие развитию всех видов и составных частей спорта, в том числе детско-юношеского спорта, школьного спорта и студенческого спорта, с учетом уникальности спорта.
В силу статьи 5 указанного закона к субъектам физической культуры и спорта в Российской Федерации относятся:
1) физкультурно-спортивные организации, в том числе физкультурно-спортивные общества, спортивно-технические общества, спортивные клубы, центры спортивной подготовки, студенческие спортивные лиги, а также общественно-государственные организации, организующие соревнования по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта;
2) образовательные организации, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта.
К полномочиям субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, в соответствии со статьей 8 указанного закона, относится, в том числе, оказание содействия субъектам физической культуры и спорта, осуществляющим свою деятельность на территориях субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 28 названного закона организация физического воспитания и образования в образовательных организациях включает в себя, в том числе:
- проведение обязательных занятий физической культурой и спортом в пределах основных образовательных программ, а также дополнительных (факультативных) занятий физической культурой и спортом в пределах дополнительных общеобразовательных программ;
- содействие организации и проведению спортивных мероприятий с участием обучающихся.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 15.08.2011 N 916н утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта".
Должность хореографа относится к должностям работников физической культуры и спорта.
При этом хореограф осуществляет обучение танцам, постановку и создание танцев с участием танцевальных коллективов. Проводит работу по постановке новых и возобновлению ранее поставленных представлений, концертных программ, подготовке и проведению конкурсов. Осуществляет хореографические постановки, в том числе индивидуальные и коллективные, в соответствии с правилами проведения спортивных соревнований.
Для занятия данной должности требуется дополнительное профессиональное образование в области физической культуры и спорта или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Хореографическое искусство" и дополнительное профессиональное образование в области физической культуры и спорта.
Таким образом, проведение танцевальных занятий относится к деятельности в области физкультуры и спорта.
Согласно Уставу Воронежской городской детской общественной организации "Танцевально-спортивный клуб "Пантера" является некоммерческим общественным объединением.
Предметом деятельности Организации является пропаганда и развитие искусства спортивных бальных танцев, широкое вовлечение всех слоев населения в массовое танцевальное обучение в целях культурного, спортивного развития личности.
Организация создана в целях, в том числе, объединения исполнителей бальной и спортивной хореографии, повышения индивидуального мастерства, пропаганды и развития искусства бальных и спортивных танцев среди населения; эстетического и нравственного воспитания средствами хореографии, организации досуга, содействие в выявлении у подростков и детей спортивных способностей, всесторонне их развитие, содействие в вовлечение всех слоев населения в массовое танцевальное обучение, пропаганде и развитии искусства спортивных бальных танцев, содействие в установлении творческих и деловых связей с зарубежными подобными организациями, специалистами и школами спортивных бальных танцев.
Согласно отчету, поданному ГДОО "Танцевально-спортивный клуб "Пантера", как социально ориентированной некоммерческой организацией в Федеральное статистическое наблюдение и принятому, Организация осуществляла в отчетном 2013 году деятельность в области физической культуры и спорта, а также содействие такой деятельности.
Организация получала целевые поступления (включая пожертвования, гранты).
Указанное также следует из письма Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области от 14.04.2014.
Из письма МБОУ СОШ N 43 от 23.05.2014 следует, что с ГДОО "Танцевально-спортивный клуб "Пантера" регулярно заключались договоры аренды помещений, каких-либо вопросов о несоответствии ГДОО "Танцевально-спортивный клуб "Пантера" социально ориентированным некоммерческим организациям у Управления имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж не возникало.
Из письма МБОУ СОШ N 43 от 27.09.2013 N 82 в Управление следует, что ГДОО "Танцевально-спортивный клуб "Пантера" оказывает бесплатные услуги в виде посещения спортивно-оздоровительных занятий для учеников и преподавателей школы, оказывает благотворительную помощь МБОУ СОШ N 43.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что ГДОО "Танцевально-спортивный клуб "Пантера" является социально ориентированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на решение социальных проблем.
ГДОО "Танцевально-спортивный клуб "Пантера" является физкультурно-спортивной организацией и фактически осуществляет деятельность в области физкультуры и спорта, создает условия для занятия обучающимися физической культурой и спортом.
Таким образом, ВГДОО "Танцевально-спортивный клуб "Пантера" соответствует критериям, названным в законе, необходимым для получения преимущественного права на заключение договора аренды без торгов.
Суд первой инстанции правомерно при вынесении решения руководствовался нормами статьи 296, пункта 3 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, и пришел к выводу о необходимости согласия собственника имущества на заключение договора аренды МБОУ СОШ N 43, у которой это имущество находится на праве оперативного управления.
В судебном заседании судом апелляционной инстанции из пояснений участников процесса установлено, что других претендентов на аренду данного помещения не имелось, Администрация не возражала против передачи помещения в пользование, однако считает, что заключение с Организацией договора аренды возможно только с проведением торгов.
Из письма УФАС от 05.12.2013 N 05-156/3897 (л.д. 18) следует, что УФАС также согласовало предоставление указанного имущества в аренду Организации.
С учетом изложенного, у Управления имелись основания для согласования договора аренды спорного нежилого помещения с Организацией без проведения торгов.
Вместе с тем, апелляционный суд, учитывает, что договор аренды от 13.08.2013, о согласовании которого, просит заявитель, заключен на срок до 31.05.2014.
В связи с чем, в рамках настоящего дела права заявителя не могут быть восстановлены путем согласования договора аренды со сроком действия, который на момент рассмотрения спора истек.
В данном случае, заявителем избран ненадлежащий способ защиты прав.
В связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции апелляционная коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относится на заявителя апелляционной жалобы.
Излишне уплаченная платежным поручением N 2 от 23.07.2014 госпошлина в сумме 1 000 рублей подлежит возвращению Организации.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 24.06.2014 по делу N А14-1818/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок согласно части 1 статьи 275 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-1818/2014
Истец: Воронежская городская детская общественная организация "Танцевально-спортивный клуб "Пантера"
Ответчик: Администрация ГО г. Воронеж ВО Управление имущественных и земельных отношений
Третье лицо: МБОУ "СОШ N43, УФАС по ВО, УФАС по Воронежской области
Хронология рассмотрения дела:
24.05.2016 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4832/14
24.12.2015 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4336/14
03.09.2015 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4832/14
23.06.2015 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-1818/14
17.03.2015 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4336/14
10.11.2014 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4336/14
11.09.2014 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4832/14
24.06.2014 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-1818/14