город Воронеж |
|
3 сентября 2015 г. |
Дело N А14-1818/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 3 сентября 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Синицыной Е.Г.,
при участии:
от Воронежской городской детской общественной Организации "Танцевально- спортивный клуб "Пантера": Прокофьева А.В., представителя по доверенности от 06.04.2015;
от Администрации городского округа город Воронеж в лице Управления имущественных и земельных отношений: Подкопаева А.Е., представителя по доверенности 3 50 от 30.12.2014;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от МБОУ СОШ N 43: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа город Воронеж (ОГРН 1023601575733 ИНН 3650002882) в лице Управления имущественных и земельных отношений на решение Арбитражного суда Воронежской области от 23.06.2015 по делу N А14-1818/2014 (судья Пименова Т.В.) по заявлению Воронежской городской детской общественной Организации "Танцевально- спортивный клуб "Пантера" (ОГРН 1113600001360 ИНН 3662989159) к Администрации городского округа город Воронеж в лице Управления имущественных и земельных отношений о признании незаконным отказа Управления имущественных и земельных отношений Администрации городского округа город Воронеж в согласовании договора аренды нежилого помещения площадью 123,7 кв.м., расположенного по адресу: г. Воронеж, ул.Лизюкова, д. 26, между МБОУ СОШ N 43 и ВГДОО "Танцевальный спортивный клуб "Пантера", и обязании согласовать указанный договор, с участием третьих лиц, Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (ОГРН 1033600046908 ИНН 3664022568), МБОУ СОШ N 43 (ОГРН 1033600012555),
УСТАНОВИЛ:
Воронежская городская детская общественная Организация "Танцевально- спортивный клуб "Пантера" (далее - ВГДОО "Танцевально-спортивный клуб "Пантера", заявитель) обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Администрации городского округа город Воронеж (далее - Администрация) в лице Управления имущественных и земельных отношений (далее - Управление) о признании незаконным отказа Управления имущественных и земельных отношений Администрации городского округа город Воронеж от 25.11.2013 N 1607048 в согласовании договора аренды спорного нежилого помещения, отказавшись от других требований.
Дело рассматривалось с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - УФАС по Воронежской области), Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 43 (далее - МБОУ СОШ N 43).
Решением суда от 24.06.2014 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 11.09.2014 решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба заявителя - без удовлетворения.
Постановлением кассационной инстанции от 17.03.2015 решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменены на основании п. 3 ч. 1 ст. 287 АПК РФ, и дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением суда от 23.06.2014 заявленные требования удовлетворены. Отказ Управления имущественных и земельных отношений Администрации городского округа город Воронеж от 25.11.2013 N 1607048 в согласовании договора аренды N 1 от 13.08.2013 нежилого помещения площадью 123,7 кв.м., расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Лизюкова, д. 26, между МБОУ СОШ и ВГДОО "Танцевальный спортивный клуб "Пантера", признан незаконным.
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация городского округа город Воронеж в лице Управления имущественных и земельных отношений обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что действия статьи 17.1 Закона о защите конкуренции не распространяются на случаи, когда стороной по договору о передаче имущества, которая получает право владения и (или) пользования государственногоили муниципального имущества, выступают некоммерческие организации, не осуществляющие деятельность, приносящую доход. Следовательно, передача государственного или муниципального имущества некоммерческим организациям, не осуществляющим деятельность, приносящую доход, может осуществляться без проведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом. Спортивно-танцевальный клуб бесплатно проводит занятия только его членам, всем иным гражданам услуги оказываются на платной основе.
В отзыве на жалобу Воронежская городская детская общественная Организация "Танцевально- спортивный клуб "Пантера" указывает, что часть 3.2 Закона о защите конкуренции распространяется на физкультурно-спортивные организации для создания условий для занятий обучающимися физической культурой и спортом.
В судебное заседание Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области и МБОУ СОШ N 43 не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст.ст. 156, 266 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, на основании Распоряжения Комитета по управлению имуществом Администрации г. Воронежа от 24.04.1998 N 158 и договора от 24.04.1998 года в оперативное управление Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 43 (в настоящее время - МБОУ СОШ N 43) передано имущество согласно перечню и акту приема-передачи от 24.04.1998, в том числе спорное.
Впоследствии договор о закреплении имущества на праве оперативного управления продлевался сторонами.
В соответствии с п. 3.1.3 имеющегося в материалах дела договора оперативного управления от 11.02.2003 N 565 Учреждение (Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 43) вправе сдавать в аренду имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, с согласия районного отдела образования.
13.08.2013 между Воронежской городской детской общественной Организацией "Танцевально- спортивный клуб "Пантера" и МБОУ СОШ N 43 подписан договор N 1 аренды нежилого помещения для использования под танцевальный зал площадью 123,7 кв.м, расположенного по адресу: г.Воронеж, ул. Лизюкова, д. 26.
Директор МБОУ СОШ N 43 13.08.2013, в оперативном управлении которого находится спорное помещение, обратился в Управление имущественных и земельных отношений Администрации городского округа город Воронеж с заявлением о разрешении сдачи в аренду указанного нежилого помещения заявителю, ВГДОО "Танце-вальноспортивный клуб "Пантера".
Письмом от 08.10.2013 N 1388343 директору МБОУ СОШ N 43 было отказано в согласовании сдачи в аренду указанного помещения по причине несоответствия ВГДОО "Танцевально-спортивный клуб "Пантера" социально ориентированным некоммерческим организациям, для которых исключается обязанность проведения аукциона (конкурса) на право заключения договора аренды.
ВГДОО "Танцевально-спортивный клуб "Пантера" 24.10.2013 обратилась с заявлением в Управление имущественных и земельных отношений Администрации городского округа город Воронеж, в котором привела доводы, подтверждающие его соответствие социально ориентированным организациям, имеющим право в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 17.1 Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на заключение договора аренды без проведения торгов.
Письмом от 25.11.2013 N 1607048 Управление имущественных и земельных отношений Администрации городского округа город Воронеж отказало заявителю в согласовании договора аренды со ссылкой на отсутствие оснований отнесения его деятельности к социально ориентированной и направленной на решение социальных проблем.
Считая отказ Управления имущественных и земельных отношений Администрации городского округа город Воронеж от 25.11.2013 N 1607048 в согласовании договора аренды N 1 от 13.08.2013 нежилого помещения площадью 123,7 кв.м., расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Лизюкова, д. 26, между МБОУ СОШ и ВГДОО "Танцевальный спортивный клуб "Пантера" незаконным, Воронежская городская детская общественная Организация "Танцевально- спортивный клуб "Пантера" обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования при новом рассмотрении спора, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что отказ Управления имущественных и земельных отношений Администрации городского округа город Воронеж от 25.11.2013 N 1607048 является незаконным.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Исходя из правил статей 296, пункта 3 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение и казенное предприятие, за которым закреплено имущество на праве оперативного управления, владеет и пользуется этим имуществом, при этом бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться объектами недвижимости без согласия собственника.
Следовательно, заключение договора аренды недвижимого имущества с ВГДОО "Танцевально-спортивный клуб "Пантера" требует согласования с собственником имущества, в данном случае с Управлением имущественных и земельных отношений Администрации городского округа город Воронеж.
Как следует из материалов дела, собственник спорного помещения, Управление имущественных и земельных отношений Администрации городского округа город Воронеж, в согласовании договора аренды с ВГДОО "Танцевально-спортивный клуб "Пантера" бюджетному учреждению отказало оспариваемым письмом от 25.11.2013 года N 1607048 по причине отсутствия признаков для его отнесения к лицам, которым право на заключение договора аренды предоставляется без проведения торгов.
Как указано в п. 4 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона (п. 2.1 ст. 2 Закона N 7-ФЗ).
Статьей 31.1 Закона N 7-ФЗ установлены условия, при которых органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям.
Частью 2 названной статьи указано, что для признания некоммерческих организаций социально ориентированными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться наряду с предусмотренными настоящей статьей видами деятельности другие виды деятельности, направленные на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации.
Таким образом, перечень видов деятельности, закрепленный в ч. 1 ст. 31.1 Закона N 7-ФЗ, осуществление которых позволяет отнести организацию, их осуществляющую к социально - ориентированной не является исчерпывающим, поскольку могут устанавливаться и иные виды деятельности, направленные на решение социальных проблем.
В силу ч. 3 ст. 31.1 Закона N 7-ФЗ оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется, в том числе, в следующих видах: финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций.
Оказание имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления путем передачи во владение и (или) в пользование таким некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества. Указанное имущество должно использоваться только по целевому назначению (ч. 6 ст. 31.1 Закона N 7-ФЗ).
К полномочиям субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, в соответствии со статьей 8 указанного закона, относится, в том числе, оказание содействия субъектам физической культуры и спорта, осуществляющим свою деятельность на территориях субъектов Российской Федерации.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 15.08.2011 N 916н утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта".
Должность хореографа относится к должностям работников физической культуры и спорта. При этом хореограф осуществляет обучение танцам, постановку и создание танцев с участием танцевальных коллективов. Проводит работу по постановке новых и возобновлению ранее поставленных представлений, концертных программ, подготовке и проведению конкурсов. Осуществляет хореографические постановки, в том числе индивидуальные и коллективные, в соответствии с правилами проведения спортивных соревнований. Для занятия данной должности требуется дополнительное профессиональное образование в области физической культуры и спорта или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Хореографическое искусство" и дополнительное профессиональное образование в области физической культуры и спорта.
Таким образом, проведение танцевальных занятий относится к деятельности в области физкультуры и спорта.
Согласно Уставу Воронежской городской детской общественной организации "Танцевально-спортивный клуб "Пантера" является некоммерческим общественным объединением.
Предметом деятельности Организации является пропаганда и развитие искусства спортивных бальных танцев, широкое вовлечение всех слоев населения в массовое танцевальное обучение в целях культурного, спортивного развития личности.
Организация создана в том числе в целях объединения исполнителей бальной и спортивной хореографии, повышения индивидуального мастерства, пропаганды и развития искусства бальных и спортивных танцев среди населения; эстетического и нравственного воспитания средствами хореографии, организации досуга, содействие в выявлении у подростков и детей спортивных способностей, всесторонне их развитие, содействие в вовлечение всех слоев населения в массовое танцевальное обучение, пропаганде и развитии искусства спортивных бальных танцев, содействие в установлении творческих и деловых связей с зарубежными подобными организациями, специалистами и школами спортивных бальных танцев.
Согласно отчету, поданному ГДОО "Танцевально-спортивный клуб "Пантера", как социально ориентированной некоммерческой организацией в Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области, Организация осуществляла в отчетном 2013 году деятельность в области физической культуры и спорта, а также содействие такой деятельности.
Организация получала целевые поступления (включая пожертвования, гранты).
Изложенное подтверждается также письмом Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области от 14.04.2014.
Из письма МБОУ СОШ N 43 от 23.05.2014 следует, что с ГДОО "Танцевально-спортивный клуб "Пантера" регулярно заключались договоры аренды помещений, каких-либо вопросов о несоответствии ГДОО "Танцевально-спортивный клуб "Пантера" социально ориентированным некоммерческим организациям у Управления имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж не возникало.
Согласно письму МБОУ СОШ N 43 от 27.09.2013 N 82 ГДОО "Танцевально-спортивный клуб "Пантера" оказывает бесплатные услуги в виде посещения спортивно-оздоровительных занятий для учеников и преподавателей школы, оказывает благотворительную помощь МБОУ СОШ N 43.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что ГДОО "Танцевально-спортивный клуб "Пантера" является социально ориентированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на решение социальных проблем. ГДОО "Танцевально-спортивный клуб "Пантера" является физкультурно-спортивной организацией и фактически осуществляет деятельность в области физкультуры и спорта, создает условия для занятия обучающимися физической культурой и спортом.
Следовательно, ВГДОО "Танцевально-спортивный клуб "Пантера" соответствует критериям, названным в законе, необходимым для получения преимущественного права на заключение договора аренды без торгов.
Кроме того, отменяя решение Арбитражного суда Воронежской области от 24.06.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2014 по делу N А14-1818/2014, суд кассационной инстанции не опроверг выводы суда апелляционной инстанции о том, что проведение танцевальных занятий заявителем относится к деятельности в области физкультуры и спорта, организация является социально ориентированным некоммерческим общественным объединением, осуществляет деятельность, направленную на решение социальных проблем.
В качестве основания отмены решения суда от 24.06.2014 и постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2014 послужили выводы о том, что судами не была осуществлена проверка нарушения прав заявителя на момент принятия оспариваемого отказа Управления.
При новом рассмотрении спора судом первой инстанции было установлено, что других претендентов на аренду данного помещения не имелось.
Согласно письму УФАС от 05.12.2013 N 05-156/3897 (л.д. 18) заключение договора аренды между органом местного самоуправления и общественной организацией на новый срок возможно на основании п. 4 ст.17.1 Закона о защите конкуренции и не будет противоречить антимонопольному законодательству. Оснований для принятия мер антимонопольного регулирования не усматривается.
С учетом изложенного, поскольку заявитель соответствовал требования к организациям, предъявляемым п. 4 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, у Управления имущественных и земельных отношений Администрации городского округа город Воронеж имелись основания для согласования договора аренды спорного нежилого помещения с Организацией-заявителем без проведения торгов.
Поскольку заинтересованным лицом в согласовании договора аренды спорного нежилого помещения с Организацией-заявителем без проведения торгов было отказано при отсутствии законных к тому оснований, права Воронежской городской детской общественной Организации "Танцевально- спортивный клуб "Пантера" на преимущественное заключение договора аренды (без проведения торгов) были нарушены.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку не содержат новых фактов, которые не были исследованы при рассмотрении дела в суде первой инстанции, они не опровергают выводов суда области, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
При названных условиях, арбитражный суд апелляционной инстанции считает верными выводы суда области о незаконности отказа Управления имущественных и земельных отношений Администрации городского округа город Воронеж от 25.11.2013 N 1607048 в согласовании договора аренды ВГДОО "Танцевально-спортивный клуб "Пантера" с бюджетным учреждением, МБОУ СОШ N 43, по причине отсутствия признаков для его отнесения к лицам, которым право на заключение договора аренды предоставляется без проведения торгов, следует признать незаконным, нарушающим права заявителя.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Администрацией на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционная инстанции считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, учитывая изложенное, и руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 23.06.2015 по делу N А14-1818/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-1818/2014
Истец: Воронежская городская детская общественная организация "Танцевально-спортивный клуб "Пантера"
Ответчик: Администрация ГО г. Воронеж ВО Управление имущественных и земельных отношений
Третье лицо: МБОУ "СОШ N43, УФАС по ВО, УФАС по Воронежской области
Хронология рассмотрения дела:
24.05.2016 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4832/14
24.12.2015 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4336/14
03.09.2015 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4832/14
23.06.2015 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-1818/14
17.03.2015 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4336/14
10.11.2014 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4336/14
11.09.2014 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4832/14
24.06.2014 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-1818/14