г. Томск |
|
19 октября 2011 г. |
Дело N А67-1599/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 19 октября 2011 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ждановой Л. И.
судей Кулеш Т. А., Скачковой О. А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ломиворотовым Л. М.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Тарханов Е. В. по доверенности от 20.10.2010 года (сроком на 3 года)
от заинтересованного лица: Ченцова Е. С. по доверенности от 27.04.2011 года (сроком до 31.12.2011 года)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ганнота Владимира Львовича, г. Томск
на решение Арбитражного суда Томской области
от 30 июня 2011 года по делу N А67-1599/2011 (судья Гелбутовский В. И.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Ганнота Владимира Львовича, г. Томск (ИНН 702000200161, ОГРН 308701736100041)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску, г. Томск (ИНН 7021022569, ОГРН 1047000302436)
о признании частично недействительным решения N 20/157В от 31.12.2010 года,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Ганнота Владимир Львович (далее по тексту - заявитель, налогоплательщик, ИП Ганнота В. Л., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Томской области с заявлением, уточенным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску (далее по тексту - Инспекция, налоговый орган, заинтересованное лицо) о признании недействительным (незаконным) решение N 20/157В "о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" от 31.12.2010 года в части начисления суммы налоговых санкций по статье 119 Налогового кодекса РФ за непредставление налоговой декларации по земельному налогу за 2009 год в размере 6 000 руб. (п/п.2 п.1 Решения); по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неуплату земельного налога за 2009 год в размере 4 000 руб. (п/п.6 п.1 Решения); начисления пени по земельному налогу в размере 28 525,25 руб. (п/п.4 п.2 Решения), а также в части предложения уплатить недоимку по земельному налогу за 2009 год в сумме 213 596 руб. (п/п. 4 п. 3 Решения).
Решением Арбитражного суда Томской области от 30 июня 2011 года в удовлетворении заявленных требования отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налогоплательщик обратился в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Томской области от 30 июня 2011 года отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, так как оспариваемое решение налогового органа в части не соответствует требованиям действующего налогового законодательства и нарушает права и законные интересы налогоплательщика.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу, в дополнениях к отзыву и ее представитель в судебном заседании, возражали против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу заявителя - не подлежащей удовлетворению, так как на 01 января 2009 года кадастровая стоимость, необходимая для определения налоговой базы по земельному налогу, была определена в установленном порядке соответствующим органом власти, следовательно, в этом налоговом периоде необходимо было применять кадастровую стоимость земельных участков, сведения о которой представлены до 01 марта 2009 года (по состоянию на 01 января 2009 года), содержащимися в постановлении Администрации Томской области от 24.12.2008 года N 62.
Письменный отзыв и дополнения к нему заинтересованного лица приобщены к материалам дела.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Томской области от 30 июня 2011 года не подлежащим отмене по следующим основаниям
Как следует из материалов дела, в период с 13.11.2010 года по 02.12.2010 года Инспекцией, на основании решения заместителя руководителя налогового органа от 13 ноября 2010 года N 20/130В, проведена выездная налоговая проверка ИП Ганноты В. Л. по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты в бюджет: налога на доходы физических лиц, налога на добавленную стоимость, земельного налога, единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, за период с 01 января 2009 года по 31 декабря 2009 года, а также по вопросам правильности исчисления и своевременности удержания, перечисления налоговым агентом налога на доходы физических лиц, за период с 01 января 2009 года по 13 ноября 2010 года, по результатам которой составлен Акт N 20/137В выездной налоговой проверки от 03.12.2010 года.
Руководитель налогового органа, рассмотрев Акт выездной налоговой проверки N 20/137В от 03.12.2010 года и иные материалы проверки, 31.12.2010 года вынес решение N 20/157В "о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", согласно которому предприниматель привлечен к налоговой ответственности по статье 119 Налогового кодекса РФ за непредставление налоговой декларации по земельному налогу за 2009 год в размере 6 000 руб., по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неуплату земельного налога за 2009 год в размере 4 000 руб.
Этим же решением заявителю начислены пени по земельному налогу в размере 28 525,25 руб. и предложено уплатить недоимку по земельному налогу за 2009 год в сумме 213 596 руб. (применительно предмета заявленных требований).
Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Томской области N 56 от 25.02.2011 года решение Инспекции N20/157В "о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" от 31.12.2010 года оставлено без изменения, а жалоба налогоплательщика без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения налогоплательщика в Арбитражный суд Томской области с настоящим требованием.
Отказывая в удовлетворении заявленных предпринимателем требований, суд первой инстанции по существу принял правильное решение.
Согласно пункту 1 статьи 387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с данными законами и нормативными правовыми актами, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Статьей 390 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 391 Налогового кодекса РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно статье 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно подпункт 14 статьи 396 Налогового кодекса РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 года N 216-ФЗ)
В соответствии с пунктами 1.1 и 1.2 статьи 36 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, которая не может превышать их кадастровую стоимость и до установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка устанавливается в размере его кадастровой стоимости.
Согласно статье 2 Налогового кодекса РФ, законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Следовательно, как правомерно отмечено арбитражным судом, в силу прямого указания статьи 390 Налогового кодекса РФ нормативные правовые акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости земельного участка, а также утверждающие результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, в том числе, постановление Администрации Томской области от 24.12.2008 года N 262а "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области", относятся к земельному законодательству Российской Федерации, поскольку утвержденная указанными нормативными правовыми актами кадастровая стоимость земель используется не только налогоплательщиками и налоговыми органами в целях исчисления земельного налога, но и применяется также при определении цены земельного участка, при решении вопроса о продаже земельных участков собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках.
Таким образом, указанные нормативные правовые акты не регулируют правоотношения, указанные в статье 2 Налогового кодекса РФ, в связи с чем, к последним не могут быть применены положения, закрепляющие порядок и сроки вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, установленные статье 5 Налогового кодекса РФ.
Доказательств обратного заявителем в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ в материалы дела представлено не было.
Кроме того, сроки доведения до сведения налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков, установленные статьей 396 Налогового кодекса РФ, отличаются от сроков, установленных статье 5 Налогового кодекса РФ, что также свидетельствует о том, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утверждающие кадастровую стоимость земельных участков, не относятся к актам законодательства о налогах и сборам, и не регулируют налоговые отношения.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Администрация Томской области, руководствуясь положениями Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года N 316, на основании представления Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Томской области за N01-29/1623 от 23.12.2008 года и протокола заседания комиссии по государственной кадастровой оценке земель Томской области от 02.12.2008 года, в соответствии со статьей 66 Земельного кодекса РФ, приняла постановление от 24.12.2008 года N 262а "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области", которым утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Томской области, а также средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. метра населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) Томской области по видам разрешенного пользования.
Указанное постановление Администрации Томской области N 262а от 24.12.2008 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области", опубликовано в "Собрании законодательства Томской области " 31.12.2008 года.
Таким образом, результаты кадастровой оценки земель, позволяющие определить кадастровую стоимость каждого отдельного взятого земельного участка в зависимости от его расположения (квартала) и вида разрешенного пользования, в том числе и земельного участка, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Блок пост, 3 (кадастровый номер участка 70:21:010004:0108), принадлежащего ИП Ганноте В. Л. на праве собственности, утверждены Администрацией Томской области 24.12.2008 года, то есть, до начала налогового периода по земельному налогу - за 2009 год. Данное обстоятельство налогоплательщиком по существу не оспаривается.
В соответствии со статьей 396 Налогового кодекса РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года (редакция, вступившая в силу с 01.01.2008 года).
В целях реализации положений пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса РФ Правительство Российской Федерации путем принятия постановления от 07.02.2008 года N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" установило, что территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 НК РФ, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
При этом до 01.03.2008 года указанные сведения предоставляются в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона "О государственном земельном кадастре". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
При таких обстоятельствах, заявитель, руководствуясь пунктом 3 статьи 391 Налогового кодекса РФ, имел реальную возможность и обязан был самостоятельно определить свои налоговые обязательства, исходя из кадастровой стоимости земель, установленной Постановлением N 262а, а не на основании кадастровой стоимости, установленной постановлением Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 29.11.2002 года N352 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений области".
Данная правовая позиция изложена в постановлении N 15932/10 от 19.04.2011 года Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, а также отвечает сложившейся судебной практики (постановления ФАС Западно-Сибирского округа: от 21.02.2011 года по делу N А46-4738/2010, от 31.03.2011 года по делу NА46-4552/2010, от 03.06.2011 года по делу NА46-17431/2009, от 17.06.2011 года по делу NА46-13656/2010 и др.).
Поскольку ИП Ганнота В. Л. земельный налог за 2009 год исчислил с кадастровой стоимости, не соответствующей кадастровой стоимости, установленной постановлением Администрации Томской области N 262а от 24.12.2008 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области", сумму земельного налога за 2009 года, подлежащую уплате в бюджет не уплатил, налоговую декларацию по земельному налогу за 2009 год в налоговый орган не представил, Инспекцией правомерно вынесено решение N 20/157В "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" от 31.12.2010 года в оспариваемой заявителем части.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил как несостоятельные доводы заявителя о незаконности оспариваемого решения налогового органа в связи с приостановлением в период с 01.01.2009 года по 30.06.2009 года, действия постановления Администрации Томской области N 262а от 24.12.2008 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области", постановлением Администрации Томской области от 10.04.2009 года г. N 68а "О приостановлении действия постановления Администрации Томской области от 24.12.2008 N 262а".
Так, в соответствии со статьей 34 Закона Томской области от 07.03.2002 года N 9-03 "О нормативных правовых актах Томской области" действие нормативного правового акта области или его отдельных положений может быть приостановлено на определенный срок или до наступления определенного события.
Приостановление действия постановления Администрации Томской области означает временное неприменение положений приостановленного нормативного правового акта во временном периоде его приостановления, в то время, как последующая отмена постановления о приостановлении действия нормативного правового акта влечет и отмену установленного им требования о неприменении его положений к соответствующим отношениям.
Следовательно, отмена постановлением Администрации Томской области от 22.06.2009 года N 107а, постановления от 10.04.2009 года N 68а "О приостановлении действия постановления от 24.12.2008 N 262а" приводит к тому, что нормы постановления Администрации Томской области от 24.12.2008 года N262а вновь подлежат применению к регулируемым им отношениям с определенного данным нормативным правовым актом временного периода - с 01.01.2009 года.
Факт приостановления действия постановления Администрации Томской области от 24.12.2008 года N 262а "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области" не влияет на применение указанного нормативного акта при определении налоговых обязательств по итогам налогового периода - за 2009 год, и не препятствует налогоплательщику определить налоговую базу и исчислить земельный налог за 2009 год, с учетом, установленной данным нормативным правовым актом кадастровой стоимости земельного участка, поскольку сведения о кадастровой стоимости земельного участка на начало налогового периода имелись, правомерность внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в судебном порядке не оспаривалась, незаконность как сведений, так и самого Постановления N262а от 24.12.2008 года, в судебном порядке установлена не была.
Ссылка налогоплательщика на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 года N 165-О-О судом апелляционной инстанции отклоняется в связи с тем, что она была предметом полного и всестороннего исследования в суде первой инстанции, ей дана надлежащая правовая оценка и сделаны соответствующие выводы.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в определении N 165-О-О указал, что выбор правовых норм, подлежащих применению в конкретном деле, и оценка порядка их действия во времени, исходя из общеправовых и конституционных принципов и правовых подходов, изложенных в данном определении, является прерогативой судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, доводы сторон были всесторонне и полно исследованы арбитражным судом, и им была дана в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ надлежащая правовая оценка; выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки апелляционная инстанция не имеет; нарушений норм материального и процессуального права не установлено; оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ для отмены решения, а также для принятия доводов апелляционной жалобы, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по оплате государственной пошлины относятся на подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Томской области от 30 июня 2011 года по делу N А67-1599/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Жданова Л. И. |
Судьи |
Кулеш Т. А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-1599/2011
Истец: Ганнота В Л, Ганнота Владимир Львович
Ответчик: ИФНС России по г. Томску