г. Москва |
|
19 ноября 2014 г. |
Дело N А40-23513/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 ноября 2014 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кораблевой М.С.,
судей Савенкова О.В., Левиной Т.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Петуховой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента городского имущества г. Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от "31" июля 2014 г. по делу N А40-23513/2012, принятое судьей Козловым В.Ф. (53-214), по иску Открытого акционерного общества "РЖД" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) к 1) Департаменту городского имущества г. Москвы (ИНН 7705031674, ОГРН 1037739510423); 2) Государственному казенному учреждению г. Москвы "Администратор Московского парковочного пространства" третьи лица: 1) Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, 2) Управление государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании права собственности отсутствующим, истребовании имущества при участии в судебном заседании:
от истца: Сазонова Ю.В. по доверенности от 06.10.2014;
от ответчиков: 1) Стогова А.А. по доверенности от 27.12.2013, 2) Халецкая Д. И. по доверенности от 05.11.2014;
от третьих лиц: не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Государственному унитарному предприятию города Москвы "Мосавтотранс" (далее - ответчик) с иском об истребовании из незаконного владения одноэтажного деревянного здания диспетчерской общей площадью 202,4 кв. м. по адресу: г. Москва, ул. Сущевский Вал, д. 75, стр. 2., ссылаясь на ст.301 Гражданского кодекса РФ.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве.
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 24.12.2012 по делу N А40-79059/12 с делом N А40-23513/12 объединено дело по иску ОАО "РЖД" к ответчику Департаменту имущества города Москвы о признании отсутствующим права собственности города Москвы на спорное имущество.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31 мая 2013 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда 20 сентября 2013 года, иск удовлетворен в полном объеме: суд признал отсутствующим право собственности города Москвы на здание общей площадью 160,4 кв. м по адресу: г. Москва, ул. Сущевский Вал, д. 75, стр. 2 (условный номер 264233), истребовал из владения ответчика одноэтажное деревянное здание диспетчерской общей площадью 202,4 кв. м по адресу: г. Москва, ул. Сущевский Вал, д. 75, стр. 2, обязав передать его в освобожденном виде ОАО "РЖД" и предоставив истцу право осуществить действия по освобождению здания диспетчерской от имущества ответчика с отнесением необходимых расходов на ответчика.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 28 января 2014 г. судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд. г. Москвы.
При новом рассмотрении истец отказался от иска к ГУП "Мосавтотранс" об истребовании имущества из чужого незаконного владения и привлек по указанному требованию в качестве ответчика ГКУ города Москвы "Администратор Московского парковочного пространства".
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 31.07.2014 иск к Департаменту о признании права собственности отсутствующим удовлетворен. В удовлетворении иска к государственному казенному учреждению города Москвы "Администратор Московского парковочного пространства" об истребовании из незаконного владения одноэтажного деревянного здания диспетчерской общей площадью 202,4 кв.м по адресу: г. Москва, ул. Сущевский Вал, д. 75, стр. 2 с предоставлением истцу права осуществить действия по освобождению здания диспетчерской с отнесением необходимых расходов на ответчика отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Департамент обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
Как указал истец в апелляционной жалобе, спорное здание не является объектом железнодорожного транспорта, им фактически владеет и распоряжается город Москва.
ОАО "РЖД" представлен отзыв на апелляционную жалобу.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить оспариваемое решение.
Представитель истца возражал против доводов жалобы, просил оставить определение без изменения.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.
Законность и обоснованность определения проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 23.09.2003 в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта создано ОАО "РЖД". ОАО "РЖД" принадлежит на праве собственности имущественный комплекс - сооружение производственно технологического комплекса Московско-Рижской дистанции пути протяженностью 156 км, по адресу: Москва, проспект Мира, дом 79/1 корпус 1, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись от 23.03.2004 N 77-01/30-908/2003-539 и выдано свидетельство о государственной регистрации права от 12.12.2007 N 77 АА 004827.
В составе названного имущественного комплекса имеется здание диспетчерской, что подтверждается составом сложной вещи - приложением к свидетельству о государственной регистрации права от 12.12.2007 N 77 АА 004827, где спорный объект обозначен за N 113 и литером 52 (N 137 в выписке из ЕГРП от 28.11.2007 N 01/005/2007-206, находящейся в деле правоустанавливающих документов N 3071521, и в ранее выданном свидетельстве о государственной регистрации права от 28.11.2007 АА N 004806). Нахождение спорного объекта в составе имущественного комплекса подтверждается также справкой ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" в деле правоустанавливающих документов N 3071521.
Согласно Справки ГУП МосгорБТИ от 11.09.2007 N 4063 объект, обозначенный в технической документации на сооружение - производственно-технологический комплекс Московско-Рижской дистанции пути, выполненной ФГУП "Ростехинвентаризация", литерой 52, имеет адрес: Москва, улица Сущевский Вал, дом 75, строение 2, имеет на дату обследования 30.08.2007, площадь 202,4 кв. м и за итогом 18,2 кв. м. По данным ФГУП "Ростехинвентаризация" на дату составления паспорта 16.01.2004 площадь строения указана 120,0 кв. м.
На здание площадью 160,4 кв. м (согласно техническому паспорту ГУП МосгорБТИ по состоянию на 07.10.1993) по адресу: Москва, улица Сущевский Вал, дом 75, строение 2, зарегистрировано право собственности города Москвы, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 11.05.2004 77 АБ 614494, и право хозяйственного ведения ГУП города Москвы "Мосавтотранс", возникшее на основании договора о закреплении государственного имущества на праве хозяйственного ведения, заключенного 22.11.1995 между Комитетом по управлению имуществом города Москвы и правопредшественником ГУП города Москвы "Мосавтотранс" - государственным предприятием "Автомобильно-экспедиционный комбинат N 4", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14.10.2004 77 АВ 056187.
Изменение площади с 149,5 кв. м (+ 10,9 за итогом) до 202,4 кв. м произошло в результате реконструкции здания - пристройки к нему помещений IV, V, г, д, что усматривается из поэтажного плана БТИ по состоянию на 30.08.2007 в сравнении с поэтажным планом по состоянию на 12.01.2004.
В ходе рассмотрения дела распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 25.11.2013 N 11331 объекты нежилого фонда, в т.ч. площадью 149,5 кв.м по адресу: г. Москва, ул. Сущевский Вал, д. 75, стр. 2, изъяты из хозяйственного ведения ГУП "Мосавтотранс" и закреплены на праве оперативного управления за ГКУ города Москвы "Администратор Московского парковочного пространства".
На основании обращения ГУП "Мосавтотранс" в государственный реестр прав внесены записи о прекращении прав хозяйственного ведения, что подтверждается уведомлением Управления Росреестра по г. Москве от 14.03.2014 N 12/007/2014-743,752,757.
Из акта комиссионного обследования имущества от 25 марта 2014 г. следует, что внутри строения на дату обследования располагалось рабочее место коммерческого агента Московской механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций. Охрана строения осуществляется по договору от 29.12.2012 N Д-2154ДМ, заключенному между ОАО "РЖД" и ООО ЧОП "Легион", расходы на энергообеспечение здания несет ОАО "РЖД", водоснабжение и отопление строения не осуществляется.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об удовлетворении иска ОАО "РЖД" о признании отсутствующим права собственности города Москвы на спорное здание.
В пункте 52 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Предприятия и объекты железнодорожного транспорта независимо от того, на чьем балансе они находятся и от ведомственной подчиненности предприятий, на основании пункта 4 раздела IV приложения 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" отнесены исключительно к федеральной собственности.
ОАО "Российские железные дороги" создано 23 сентября 2003 г. в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта в порядке, определенном Федеральным законом от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта".
Совместным распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации и Министерства путей сообщения Российской Федерации от 30.09.2003 N 4557-р/6-р/884р утвержден Сводный передаточный акт на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставной капитал ОАО "РЖД".
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 30.06.2003 N 882-р "Об утверждении Перечня организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых предлагается к внесению в уставный капитал единого
хозяйствующего субъекта на железнодорожном транспорте", внесению в уставный капитал ОАО "РЖД" подлежало в т.ч. имущество ФГУП "Московская железная дорога МПС России".
В составе имущественного комплекса ФГУП "Московская железная дорога", в уставный капитал ОАО "РЖД" было внесено здание - объединенный диспетчерский пункт экспедиции. Указанное здание диспетчерской в составе сооружения - производственно-технологического комплекса Московско-Рижской дистанции пути МЖД было внесено в уставный капитал ОАО "РЖД" на основании сводного передаточного акта, утвержденного распоряжением Минимущества России, ФЭК России и МПС России от 30.09.2003 N 4557-р/6-р/884р, а затем зарегистрировано на праве собственности ОАО "РЖД", о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 23 марта 2004 сделана запись регистрации N 77-01/30-908/2003-539.
Распоряжением МПС России от 27.06.2002 N 327р "О закреплении объектов недвижимости в хозяйственном ведении за ФГУП Московская железная дорога согласно прилагаемым перечням закреплены объекты недвижимости, переданные Московско-Савеловской дистанции гражданских сооружений.
В Перечне объектов недвижимости, закрепляемых в хозяйственном ведении за федеральным государственным унитарным предприятием "Московская железная дорога" Министерства путей сообщения Российской Федерации (Московско-Савеловская дистанция гражданских сооружений) под пунктом 24 значится объединенный диспетчерский пункт экспедиции, расположенный в полосе отвода железной дороги по адресу: г. Москва СВАО ст. Москва-Рижская переданный по акту приема-передачи от 17.04.2001 балансодержателю ФГУП "Московская железная дорога".
Следовательно, спорное здание было передано ОАО "РЖД" в порядке приватизации уполномоченным государственным органом по передаточному акту.
На момент передачи спорного объекта правопредшественнику ГУП "Мосавтотранс" - ГУП "Автомобильно-экспедиционный комбинат N 4" в хозяйственное ведение по договору от 22.11.1995 действовал Закон СССР от 15.04.1991 N2104-1 "О железнодорожном транспорте", ст. 5 которого было установлено, что землями железнодорожного транспорта (к которым в т.ч. относится полоса отвода) являются земли, предоставленные в его пользование в соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о земле.
Согласно п. 15 Положению о землях транспорта, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 08.01.1981 N 24 "Об утверждении положения о землях транспорта", к землям железнодорожного транспорта в т.ч. относились земли, занятые станциями со всеми зданиями, сооружениями энергетического, локомотивного, вагонного, путевого и грузового хозяйств, водоснабжения и канализации, защитными и укрепительными насаждениями, служебными, жилыми и культурно-бытовыми помещениями и иными сооружениями, имеющими специальное назначение по обслуживанию железнодорожного транспорта.
Пунктом 2 Положения было установлено, что размеры земельных участков, предоставляемых для указанных целей, определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами или проектно-технической документацией.
Как установлено судом первой инстанции, спорное здание расположено на земельном участке, расположенном в полосе отвода железной дороги.
В силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 25.08.1995 N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте", на земли железнодорожного транспорта закреплено право федеральной собственности. Согласно указанной норме закона землями железнодорожного транспорта признавались земли федерального значения, предоставляемые безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач.
Положением о порядке использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог был определен порядок передачи земельных участков полосы отвода в срочное пользование, а также порядок использования земель полосы отвода железной дороги.
Согласно статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, признанные таковыми федеральными законами.
В соответствии п. 3 ст. 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, т.е. земельные участки полосы отвода железной дороги, являются федеральной собственностью.
Спорный земельный участок занят объектами недвижимости железнодорожного транспорта, ограниченными в обороте на основании п.1 ст. 8 ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" и является полосой отвода железной дороги. Указанные объекты входят в состав сооружения - производственно-технологического комплекса Московско-Рижской дистанции пути МЖД, на который зарегистрировано право собственности ОАО "РЖД".
В соответствии с п. 2 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью) осуществляет Российская Федерация.
В соответствии с ч. 1 статьи 5 Федерального закона от 25.08.1995 N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" землями железнодорожного транспорта признавались земли федерального значения, предоставляемые безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач. К землям железнодорожного транспорта закон относил земли, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), а также под защитные и укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом перспективы их развития.
В силу пункта 3 статьи 4 и статьи 8 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" земли полосы отвода железной дороги также являются федеральной собственностью. При этом пунктом 3 статьи 4 указанного Федерального закона установлено, что порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, (земельными участками полосы отвода железной дороги) устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу Правил пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "РЖД" пользование земельными участками полосы отвода железной дороги осуществляется на основании договора аренды земельного участка, заключаемого Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (его территориальным органом) с ОАО "РЖД".
Между ОАО "РЖД" и ТУ Росимущества по г. Москве был заключен договор N Д-3 0-123-земельного участка полосы отвода железной дороги по адресу: г. Москва проспект Мира вл. 79/9 корп.1 площадью 11,6258 га, к.н. 77:02:0021016:1000 для железнодорожных грузоперевозок и эксплуатации Рижского грузового двора на срок 49 лет
Следовательно, земельный участок с кадастровым номером 77:02:0021016:1000 на котором расположено спорное строение, принадлежит Российской Федерации на праве собственности в силу закона и является участком, ограниченным в обороте, так как представляет собой полосу отвода железной дороги.
Из Перечня объектов недвижимости, закрепляемых в хозяйственном ведении за федеральным государственным унитарным предприятием "Московская железная дорога" Министерства путей сообщения Российской Федерации (Московско-Савеловская дистанция гражданских сооружений), следует, что в спорном здании был размещен объединенный диспетчерский пункт экспедиции железной дороги, т.е. в здании находились диспетчерские службы автотранспортного предприятия и железной дороги.
Как правильно указал суд первой инстанции, нахождение диспетчерских служб транспортных организаций в одном здании было вызвано целесообразностью приблизить автомобильный транспорт к железнодорожному, а не необходимостью такого решения.
В настоящее время такая необходимость отпала, и строение с целью организации перевозок поступающих от истца грузов автомобильным транспортом ответчика, не используется. Цель создания и сфера деятельности ГКУ города Москвы "Администратор Московского парковочного пространства" не имеет отношения к железной дороге.
Спорный объект расположен внутри огороженной и охраняемой территории товарной станции, сам объект и земельный участок, непосредственно на котором он расположен, не обособлен, и не может эксплуатироваться, не затрагивая интересов имущественного комплекса железной дороги.
Признание приоритета интересов города Москвы перед интересами железной дороги приведет к необходимости формирования и выделения земельного участка из состава земель, находящихся в федеральной собственности, изменения границ имущественного комплекса.
Вместе с тем, размер земельного участка, его размещение, определены необходимостью эксплуатации железной дороги и регламентированы соответствующими нормами: СН 468-74 "Нормы отвода земель для железных дорог", утв. постановлением Госстроя СССР от 19.12.1974 N 247, ОСН 3.02.01-97 "Нормы и правила проектирования отвода земель для железных дорог".
Доказательств выделения установленным порядком производственному объединению "Главмосавтотранс" Мосгорисполкома земельного участка из полосы отвода железной дороги для строительства спорного здания у суда не имеется.
В отношении требования об истребовании из незаконного владения спорного здания суд обоснованно отказал в иске.
Согласно ст. 301 Гражданского кодекса собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении. Иск об истребовании имущества, предъявленный к лицу, в незаконном владении которого это имущество находилось, но у которого оно к моменту рассмотрения дела в суде отсутствует, не может быть удовлетворен. Из представленного акта осмотра следует, что имущество во владении ГКУ города Москвы "Администратор Московского парковочного пространства" не находится, на день вынесения решения государственная регистрация права оперативного управления ответчика не завершена, сведения об ином суду не предоставлены.
Кроме того, в заседание суда апелляционной инстанции представлен Акт осмотра нежилых помещений от 28.10.2014 N 00-09866/14, согласно которому отдельно стоящее здание по адресу: ул. Сущевский Вал, д. 75, стр. 2 демонтировано. Указанное обстоятельство подтверждено представленным в суд Актом комиссионного осмотра земельного участка на станции Москва-Рижская.
Таким образом, апелляционная жалоба направлена на переоценку выводов суда первой инстанции, доводов на наличие в деле существенных обстоятельств, имеющих значение для дела, которые не были исследованы судом первой инстанции, не содержит. Нормы материального и нормы процессуального права применены судом правильно.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам жалобы, а также безусловных, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от "31" июля 2014 г. по делу N А40-23513/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
М.С. Кораблева |
Судьи |
О.В. Савенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-23513/2012
Истец: ОАО "Российские железные дороги" филиал Московская железная дорога, ОАО РЖД
Ответчик: ГУП АВТОМОБИЛЬНО-ЭКСПЕДИЦИОННЫЙ КОМБИНАТ N4, ГУП г. Москвы "МОСАВТОТРАНС", Департамент городского имущества города Москвы, Департамент имущества города Москвы
Третье лицо: ГУП "МОСАВТОТРАНС", ДИГМ, ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве, Управление государственной регистрации прав на предприятия как имущ.комплексы и линейные сооружения Росреестра, Управление Росреестра по г. Москве, Управление росреестра по Москве, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по г. Москве, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество)
Хронология рассмотрения дела:
19.11.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-40430/14
31.07.2014 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-23513/12
28.01.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-16920/13
20.09.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-24724/13
31.05.2013 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-23513/12