г. Санкт-Петербург |
|
01 декабря 2014 г. |
Дело N А56-12284/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Жуковой Т.В., Несмияной С.И.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Ершовой Е.И.,
при участии:
от истца Кудряшов С.В. по доверенности от 26.12.2013,
от ответчика: 1. Ружникова Ю.Г. по доверенности от 13.03.2014, 2 - Шишков С.М. по доверенности от 07.10.2014,
от 3-го лица: 2 - Сальников А.С. по доверенности от 04.06.2014, 1,3,4 - не явились, извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-22761/2014, 13АП-22759/2014) ОАО "Оленегорский горно-обогатительный комбинат" и Камаловой Ирины Викторовны на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.07.2014 по делу N А56-12284/2012 (судья Радынов С.в.), принятое
по иску ОАО "Российские железные дороги"
к 1. ОАО "Оленегорский горно-обогатительный комбинат", 2. ООО "РВД-Сервис"
3-и лица: 1. Камалова Ирина Викторовна, 2. Васильев Сергей Михайлович, 3. Пашкевичус Виктор Васильевич, 4. Соловьев Е.Б.
о взыскании
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", место нахождения: 107174, Москва, Новая Басманная улица, дом 2, ОГРН 1037739877295 (далее - ОАО "РЖД"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу "Оленегорский горно-обогатительный комбинат", место нахождения: 184533, Мурманская область, город Оленегорск, Ленинградский проспект, дом 2, ОГРН 1025100675610 (далее - ОАО "Олкон"), и обществу с ограниченной ответственностью "РВД-Сервис", место нахождения: 193036, Санкт-Петербург, 7-я Советская улица, дом 20-22, ОГРН 1027810259168 (далее - ООО "РВД-Сервис"), о взыскании солидарно 699 874,12 рублей ущерба.
Решением суда первой инстанции от 13.08.2012, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2013, с ОАО "Олкон" в пользу ОАО "РЖД" взыскано 647 201,39 рублей ущерба, в остальной части в иске отказано; в иске к ООО "РВД-Сервис" отказано.
Постановлением Федерального Арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.11.2013 вышеуказанные судебные акты отменены.
При новом рассмотрении Арбитражным судом Санкт-Петербурга и Ленинградской области к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Камалова И.В., Васильев С.М., Пашкевичус В.В., Соловьев Е.Б.
В ходе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчиков 647 201,39 рублей ущерба.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.07.2014 с ОАО "Олкон" в пользу ОАО "РЖД" взыскано 647 201,39 рублей ущерба, в иске к ООО "РВД-Сервис" отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, полагая его принятым с нарушением норм материального права, ОАО "Олкон" и Камалова И.В. обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение отменить, в иске ОАО "РЖД" отказать.
Доводы апелляционных жалоб сводятся к тому, что размер подтвержденных убытков составляет 122 377,87 рублей, увеличению вреда содействовали действия сотрудников ОАО "РЖД"; доказательств того, что Камалова И.В. давала разрешение отправиться до границы станции, соответственно, совершила противоправные деяния, материалы дела не содержат; причиной столкновения составов, вопреки позиции суда, явились нарушения, допущенные локомотивной бригадой ООО "РВД-Сервис",
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "РВД-Сервис", указывая на правомерность выводов, изложенных в решении, просит решение оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
ОАО "РЖД" также полагает доводы подателей жалоб необоснованными, подлежащими отклонению.
В судебном заседании вышеуказанные позиции поддержаны.
Камалова И.В., Пашкевичус В.В., Соловьев Е.Б., извещенные о времени и месте судебного заседания в соответствии со статьей 123, абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ с учетом пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", в судебное заседание не явились. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 28.02.2009 в 2 часа 47 минут на 1 км пк 3 железнодорожного пути необщего пользования "Высокий", владельцем которого является воинская часть 06797, произошло столкновение маневрового состава весом 2030 тонн, 15 вагонов, груженых рудой, локомотив ТЭМ-2 N 6664 принадлежности ОАО "Олкон", под управлением локомотивной бригады ООО "РВД-Сервис" в составе машиниста С.М. Васильева и помощника машиниста А.В. Матвеева, подталкивающий локомотив ТЭМ-2УМ N 423 принадлежности ОАО "Олкон" под управлением машиниста ООО "РВД-Сервис" В.В. Пашкевичуса, следовавшего с железнодорожного пути необщего пользования "Карьер "Комсомольский рудник" (владелец пути - ОАО "Олкон"), с хвостовой частью прибывающего с железнодорожного пути необщего пользования "Высокий" на станцию Оленегорск маневрового состава весом 600 тонн, 28 вагонов (7 порожних цистерн, 1 крытый вагон-теплушка, 20 вагонов, груженых военной техникой, платформ), локомотив ТЭМ-2 N 7680 принадлежности локомотивного депо Мурманск, под управлением машиниста Н.Н. Кельсина.
В результате столкновения был допущен сход вагона N 42592923 всеми колесными парами с разворотом и перекрытием главного пути N 1 и негабаритом к пути N 2 станции Оленегорск Октябрьской ж.д. на 1334 км ПК 6 участка Апатиты-Оленегорск, а также сход вагона N 42994939 одной колесной парой. Вагоны NN 42592923, 42994939 были повреждены до степени капитального ремонта, вагон N 44134575 был поврежден до степени текущего отцепочного ремонта.
Ссылаясь на то, что сходом вагонов на железнодорожном пути необщего пользования "Высокий" Обществу причинен вред в размере 647 201,39 рублей, включающий в себя стоимость аварийно-восстановительных работ, произведенных восстановительным поездом N 3017 Мурманск (205 036,80 рублей), стоимость аварийно-восстановительных работ, произведенных восстановительным поездом N 3013 Кандалакша (150 660,37 рублей); а также стоимость ремонта вагонов: N 42592923, N 42994939, N 44134575, ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с настоящими исковыми требованиями.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Пунктом 1 статьи 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
Статьей 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела, обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков (реального ущерба, упущенной выгоды).
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для наступления деликтной ответственности необходимо наличие юридического состава, включающего в себя совокупность следующих элементов: наступление вреда; противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между вторым и первым элементами; вину причинителя вреда. Лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков, должно доказать факт нарушения ответчиком обязательств, наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у истца убытками, а также размер вменяемых убытков по каждому из их элементов.
Материалами дела подтверждено, что назначенной комиссией Северо-Западного управления государственного железнодорожного надзора по факту спорного происшествия составлено техническое заключение от 03.03.2009 о транспортном происшествии на железнодорожном пути необщего пользования "Высокий", примыкающего к станции Оленегорск Мурманского отделения Октябрьской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (далее Техническое заключение).
В соответствии с Техническим заключением по транспортному происшествию на железнодорожном пути необщего пользования "Высокий", примыкающего к станции Оленегорск Мурманского отделения Октябрьской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", транспортное происшествие, произошедшее 28.02.2009 на железнодорожном пути необщего пользования "Высокий", классифицировано как авария, виновником аварии признано ОАО "Олкон" (т.1.л.д.34-37).
Из содержания Технического заключения следует, что причиной допущенного транспортного происшествия явились нарушения дежурным стрелочного поста "Комсомольский рудник" И. В. Камаловой, работником ОАО "Олкон", требований пункта 2.9 Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования карьера "Комсомольский рудник" и пункта 1.3 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации.
Данному происшествию способствовали нарушения локомотивной бригадой ООО "РВД-Сервис" пунктов 1.2, 1.6, 2.2 Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования карьера "Комсомольский рудник".
Из Технического заключения, Инструкции от 07.08.2006 о порядке обслуживания и организации движения на подъездном пути карьера "Комсомольский рудник" ОАО "Олкон" примыкающем к подъездному пути "Высокий", акта общей формы N 2/ДС от 06.03.2009, стенограммы регистратора переговоров следует, что причиной транспортного происшествия, произошедшего 28.02.2009 на железнодорожном пути необщего пользования "Высокий" явились действия дежурного стрелочного поста "Комсомольский рудник" Камаловой И.В., работника ОАО "Олкон", которая после получения от дежурного по станции Оленегорск команды на подготовку маршрута, открыла стрелку 1А по направлению стрелки 2, стрелку 2 по направлению стрелки 1А, что вывело из задействования сооружения и устройства, предохраняющие несанкционированный выход подвижного состава на путь "Высокий", передала по радиосвязи машинисту локомотива ТЭМ-2 N 6664 команду о готовности маршрута, закрытии переезда, разрешении отправиться до границы станции, что явилось следствием нарушения дежурным стрелочного поста "Комсомольский рудник" требований пунктов 2.9., 2.13 Инструкции от 07.08.2006.
Инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования карьера "Комсомольский рудник" в соответствии с пунктом 4 статьи 16 Федерального Закона от 10 01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" была разработана владельцем железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Олкон" и согласована с начальником Мурманского отделения Октябрьской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" и владельцем железнодорожного пути необщего пользования "Высокий" (воинская часть N 32141), владельцем инфраструктуры (ОАО "РЖД"), перевозчиком (ООО "РВД-Сервис"), осуществляющим транспортировку грузов по железнодорожным путям общего пользования.
Кроме того, из стенограммы регистратора переговоров следует, что дежурный по станции Оленегорск не давал указания па отправление состава, следовавшего с пути необщего пользования ОАО "Олкон" на ходовой путь железнодорожного пути необщего пользования "Высокий", а лишь дал задание дежурному стрелочного поста "Комсомольский рудник" па приготовление маршрута. Дежурный стрелочного поста, выполнив распоряжение дежурного по станции о приготовлении маршрута, не доложила последнему о выполненных действиях.
Из пунктов 15.15, 16.16. 16.17 ПТЭ, пунктов 9.19, 11.24 ИДП следует, что приготовление маршрута должно предшествовать отправлению поезда, но само по себе указание на приготовление маршрута не может быть воспринято как приказ поезду начать движение.
Результаты технического заключения не оспаривались ОАО "Олкон".
Определением Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 14.11.2011 N ВАС-14685/11 подтверждается факт отсутствия вины ОАО "РЖД" в произошедшем 28.02.2009 транспортном происшествии.
Преюдициальное значение для настоящего спора имеют также и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2014 по делу N А42-1428/2012, содержащее вывод о том, что причиной транспортного происшествия явились действия дежурного стрелочного поста г-жи Камаловой, работника ОАО "Олкон".
Таким образом, вопреки позиции подателей жалоб, совокупность представленных в материалы дела доказательств, в том числе объяснительных Васильева С.М., Матвеева А.В., а также самой Камаловой И.В., подтверждает тот факт, что именно Камалова И.В., работник ОАО "Олкон", дала разрешительную команду машинисту локомотива на отправление до границы станции, соответственно, именно ее действия привели к причинению вреда ОАО "РЖД".
Поскольку согласно положениям статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых обязанностей, суд первой инстанции пришел к мотивированному выводу о наличии процессуальных оснований для удовлетворения иска к ОАО "ОЛКОН".
Общий размер подлежащего возмещению вреда, вызванного сходом вагонов на железнодорожном пути необщего пользования "Высокий" состоит из затрат на работу по ликвидации последствий транспортного происшествия 28.02.2009 года, восстановительного поезда N 3017 Мурманск в сумме 205 036,80 рублей; восстановительного поезда N 3013 Кандалакша в сумме 150 660,37 рублей. Стоимости ремонта вагонов: вагона N 42592923 - 92 289,18 рублей; вагона N 42994939 - 147 098,33 рублей; вагона N 44134575 - 52 116,71 рублей.
В силу части 1 статьи 64 и статей 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых он руководствуется статьями 67 и 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об относимости и допустимости доказательств.
Согласно положениям статей 9, 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебной оценке подлежат все имеющиеся в деле доказательства, входящие в предмет доказывания по данному делу. В то же время в силу части 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Надлежащие доказательства, подтверждающие размер причиненного ущерба, представлены в материалы дела, таковыми являются акт общей формы N 2/ДС от 06.03.2009, справка о выезде восстановительных поездов, справки о выполненных подрядно-договорных работах, их стоимости. Акт проверки вагонов от 28.02.2009, акт общей формы 2/60 от 28.02.2009, акты о повреждении вагонов N 42592923, N 42994939,N 44134575, технические паспорта вагонов, дефектные ведомости, уведомления на ремонт вагонов, уведомления на приемку вагонов, калькуляции стоимости ремонта вагонов. Аварийно-восстановительные работы выполнены, доказательств иного ответчиком суду не представлено.
Доводы подателей жалоб о нарушении скоростного режима локомотивной бригадой ООО "РВД-Сервис" носят необоснованный характер и противоречат выводам, сделанным в экспертном заключении от 03.04.2009, в котором установлено что допустимая скорость - 25 км/ч не превышена, кроме того, указано, что столкновение было бы неизбежно и при скорости состава 15 км/ч.
Ссылки на то, что грубая неосторожность работников ОАО "РЖД" содействовала возникновению/увеличению вреда, также подлежат отклонению, поскольку согласно Техническому заключению фактов нарушения работниками ОАО "РЖД" требований законодательства и нормативных документов, послуживших причинами допущенной аварии, не установлено. Доказательств того, что указанное Техническому заключению оспорено истцом или ОАО "Олкон" в материалы дела, не представлено.
Доводы подателей апелляционных жалоб не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, исходя из требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а также учитывая конкретные обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции считает, что заявители не доказали доводов апелляционных жалоб.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.07.2014 по делу N А56-12284/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-12284/2012
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ОАО "Оленегорский горно-обогатительный комбинат", ООО "РВД-Сервис"
Хронология рассмотрения дела:
23.04.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2595/13
01.12.2014 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-22761/14
25.07.2014 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-12284/12
11.03.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2020/14
14.02.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2020/14
13.02.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2020/14
07.11.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2595/13
11.07.2013 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2595/13
11.02.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-23466/12
17.10.2012 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-20036/12
13.08.2012 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-12284/12