г. Москва |
|
02 декабря 2014 г. |
Дело N А41-25622/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Игнахиной М.В., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - закрытого акционерного общества "Хотьковское" - Иноземцева В.Н. (представителя по доверенности от 08.04.2014),
от администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области - Фесченко Ю.А. (представителя по доверенности от 27.02.2014 N 12-д),
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы закрытого акционерного общества "Хотьковское", администрации Сергиево-Посадского района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 21.08.2014 по делу N А41-25622/14, принятое судьей Федуловой Л.В.,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Хотьковское" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области (далее - администрация) со следующими требованиями:
1. признать незаконным бездействие администрации, выраженное в не утверждении и не выдаче обществу схемы расположения земельного участка, занятого принадлежащими обществу на праве собственности:
Сооружение: система 422 га Открытая сеть (орошение), протяженностью 1187 м, расположенное по адресу: Московская обл., Сергиево-Посадский муниципальный р-н, с/п Селковское, дер. Толстоухово, д.50/6, кадастровый номер 50:05:0080508:104;
Сооружение: система 422 га Открытая сеть (орошение), протяженностью 2376 м, расположенное по адресу: Московская обл., Сергиево-Посадский муниципальный р-н, с/п Селковское, дер. Толстоухово, д.50/7, кадастровый номер 50:05:0080508:101;
Сооружение: система 422 га Открытая сеть (орошение), протяженностью 1673 м, расположенное по адресу: Московская обл., Сергиево-Посадский муниципальный р-н, с/п Селковское, дер. Толстоухово, д.50/8, кадастровый номер 50:05:0080508:102;
Сооружение: система 422 га Закрытая сеть (орошение), протяженностью 9083 м, расположенное по адресу: Московская обл., Сергиево-Посадский муниципальный р-н, с/п Селковское, дер. Толстоухово, д.50/3, кадастровый номер 50:05:0080508:103;
Сооружение: система 422 га Закрытая сеть (орошение), протяженностью 11764 м, расположенное по адресу: Московская обл., Сергиево-Посадский муниципальный р-н, с/п Селковское, дер. Толстоухово, д.50/5, кадастровый номер 50:05:0080508:105;
Сооружение: система 422 га Закрытая сеть (орошение), протяженностью 12311 м, расположенное по адресу: Московская обл., Сергиево-Посадский муниципальный р-н, с/п Селковское, дер.Толстоухово, д.50/4, кадастровый номер 50:05:0080508:106;
Сооружение: система 327 га Закрытая сеть (орошение), протяженностью 14050 м, расположенное по адресу: Московская обл., Сергиево-Посадский муниципальный р-н, с/п Селковское, дер.Барово, д.45, кадастровый номер 50:05:0090107:140;
Сооружение: система 232 га Открытая сеть (осушение), протяженностью 13641 м, расположенное по адресу: Московская обл., Сергиево-Посадский муниципальный р-н, с/п Селковское, дер.Новая Шурма, д.65, кадастровый номер 50:05:0090415:432;
Сооружение: система 232 га Открытая сеть (осушение), протяженностью 14680 м, расположенное по адресу: Московская обл., Сергиево-Посадский муниципальный р-н, с/п Селковское, дер.Новая Шурма, д.63, кадастровый номер 50:05:0090415:434;
Сооружение: система 232 га Открытая сеть (осушение), протяженностью 6390 м, расположенное по адресу: Московская обл., Сергиево-Посадский муниципальный р-н, с/п Селковское, дер.Новая Шурма, д.61, кадастровый номер 50:05:0090415:433;
Сооружение: площадь 212 га Закрытая сеть (орошение), протяженностью 29136 м, расположенное по адресу: Московская обл., Сергиево-Посадский муниципальный р-н, с/п Селковское, дер.Мергусово, д.50/3, кадастровый номер 50:05:0080604:222;
Сооружение: площадь 212 га Открытая сеть (орошение), протяженностью 9040 м, расположенное по адресу: Московская обл., Сергиево-Посадский муниципальный р-н, с/п Селковское, дер.Мергусово, д.50/4, кадастровый номер 50:05:0080604:223;
Сооружение: система 135 га Закрытая сеть (осушение), протяженностью 62077 м, расположенное по адресу: Московская обл., Сергиево-Посадский муниципальный р-н, с/п Селковское, дер.Мергусово, д.50/1, кадастровый номер 50:05:0080604:224;
Сооружение: система 135 га Закрытая сеть (осушение), протяженностью 45090 м, расположенное по адресу: Московская обл., Сергиево-Посадский муниципальный р-н, с/п Селковское, дер.Мергусово, д.50/2, кадастровый номер 50:05:0080604:221;
Сооружение: система 98 га Открытая сеть (орошение), протяженностью 1625 м, расположенное по адресу: Московская обл., Сергиево-Посадский муниципальный р-н, с/п Селковское, дер.Большие Дубравы, д.70, кадастровый номер 50:05:0090409:182;
Сооружение: система 98 га Закрытая сеть (орошение), протяженностью 2468 м, расположенное по адресу: Московская обл., Сергиево-Посадский муниципальный р-н, с/п Селковское, дер.Большие Дубравы, д.72, кадастровый номер 50:05:0090409:185;
Сооружение: осушительная сеть 73 га, протяженностью 4306 м, расположенное по адресу: Московская обл., Сергиево-Посадский муниципальный р-н, с/п Селковское, дер.Толстоухово, д.50/1, кадастровый номер 50:05:0080508:108;
Сооружение: система 73 га Открытая сеть (осушение), протяженностью 6505 м, расположенное по адресу: Московская обл., Сергиево-Посадский муниципальный р-н, с/п Селковское, дер.Толстоухово, д.50/2, кадастровый номер 50:05:0080508:107;
Сооружение: система 57 га Открытая сеть (осушение), протяженностью 830 м, расположенное по адресу: Московская обл., Сергиево-Посадский муниципальный р-и, с/п Селковское, дер.Большие Дубравы, д.66, кадастровый номер 50:05:0090409:183;
Сооружение: система 57 га Закрытая сеть (осушение), протяженностью 29624 м, расположенное по адресу: Московская обл., Сергиево-Посадский муниципальный р-н, с/п Селковское, дер.Большие Дубравы, д.68, кадастровый номер 50:05:0090409:184;
Сооружение: система 56 га Открытая сеть (осушение), протяженностью 2500 м, расположенное по адресу: Московская обл., Сергиево-Посадский муниципальный р-н, с/п Селковское, дер.Запольское, д.30/2, кадастровый номер 50:05:0080602:200;
Сооружение: система 56 га Закрытая сеть (осушение), протяженностью 15444 м, расположенное по адресу: Московская обл., Сергиево-Посадский муниципальный р-н, с/п Селковское, дер. Запольское, д.30/1, кадастровый номер 50:05:0080602:201;
Сооружение: система 50 га Открытая сеть (орошение), протяженностью 6390 м, расположенное по адресу: Московская обл., Сергиево-Посадский муниципальный р-н, с/п Селковское, дер.Ваулино, д.72, кадастровый номер 50:05:0090403:288;
Сооружение: система 45 га Открытая сеть (осушение), протяженностью 2460 м, расположенное по адресу: Московская обл., Сергиево-Посадский муниципальный р-н, с/п Селковское, дер.Большие Дубравы, д.64, кадастровый номер 50:05:0090409:181;
Сооружение: система 45 га Закрытая сеть (осушение), протяженностью 23402 м, расположенное по адресу: Московская обл., Сергиево-Посадский муниципальный р-н, с/п Селковское, дер.Большие Дубравы, д.62, кадастровый номер 50:05:0090409:180 (далее - объекты недвижимости) и необходимого для их эксплуатации площадью 22 516 723 кв.м.
2. обязать администрацию в месячный срок со дня вступления в законную силу решения по настоящему делу утвердить и выдать обществу схему расположения земельного участка, занятого принадлежащими обществу на праве собственности объектами недвижимости и необходимого для их эксплуатации площадью 22 516 723 кв.м.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21.08.2014 требования удовлетворены частично. Суд первой инстанции признал незаконным бездействие администрации, выраженное в не утверждении и не выдаче обществу схемы расположения земельного участка, занятого принадлежащими обществу на праве собственности объектами недвижимости, а также обязал администрацию в месячный срок со дня вступления в законную силу решения по настоящему делу утвердить и выдать обществу схему расположения земельного участка, занятого принадлежащими обществу на праве собственности объектами недвижимости. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе администрация просит решение суда первой инстанции отменить в той части, в которой требования общества удовлетворены, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Представитель администрации в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы администрации, против доводов апелляционной жалобы общества возражал.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить в той части, в которой в удовлетворении требования общества отказано, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы общества, против доводов апелляционной жалобы администрации возражал.
Изучив апелляционные жалобы, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Обществу на праве собственности принадлежат указанные объекты недвижимости.
Поскольку эти объекты недвижимости расположены на землях, государственная собственность которых не разграничена, общество, письмом от 26.02.2014 N 35 обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка общей площадью 22 516 723 кв.м., а также утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории, занятого объектами недвижимости, принадлежащими обществу на праве собственности.
Общество, считая, что бездействие администрации выразившееся в не утверждении и выдаче схемы расположения спорного земельного участка, нарушает его права, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования общества о признании незаконным бездействия администрации, выраженного в не утверждении и не выдаче обществу схемы расположения земельного участка, занятого принадлежащими обществу на праве собственности объектами недвижимости, а также обязании администрацию в месячный срок со дня вступления в законную силу решения по настоящему делу утвердить и выдать обществу схему расположения земельного участка, занятого принадлежащими обществу на праве собственности объектами недвижимости, суд первой инстанции признал их обоснованными. Отказывая в удовлетворении требования об обязании администрацию в месячный срок со дня вступления в законную силу решения по настоящему делу утвердить и выдать обществу схему расположения земельного участка занятого принадлежащими обществу на праве собственности площадью 22 516 723, 00 кв.м., суд первой инстанции признал его необоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению ввиду следующего.
Статьями 31, 34, 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) на орган местного самоуправления возложена обязанность утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Согласно пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
В соответствии с пункту 3 статьи 33 Земельного кодекса для целей, не указанных в пункте 1 статьи 33 Земельного кодекса, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Согласно статье 11.9 Земельного кодекса образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, федеральными законам.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса.
Процедура предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, установлена в статьей 34 Земельного кодекса.
Согласно положений части 2 статьи 34 Земельного кодекса граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
Из пункта 3 статьи 34 Земельного кодекса следует, что в заявлении о предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
В соответствии с пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 статьи 34 Земельного кодекса заявления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с пукнтом 5 статьи 34 Земельного кодекса исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса, в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 статьи 24 Земельного кодекса, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта земельного участка.
Как правильно установлено судом первой инстанции, общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка, указав цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Заявление общества соответствовало положениям Земельного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, администрация обязана была в установленные сроки утвердить и выдать обществу схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Довод администрации о том, что законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязанность по изготовлению схемы, а орган местного самоуправления обязан лишь утверждать и выдавать схемы, отклоняется апелляционным судом.
В соответствии с пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. На заявителя согласно указанной норме возлагается только обеспечение за его счет выполнения кадастровых работ и обращение с заявлением об обеспечении государственного кадастрового учета земельного участка.
Законодательством какие-либо требования к Заявителю в части подготовки подлежащей утверждению органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или карте не предъявляются.
Кроме того, законодательство также не содержит каких-либо требований, которым должны отвечать схемы расположения земельных участков на кадастровых картах, утверждаемые органами местного самоуправления.
Данная позиция подтверждается в ответах Министерства экономического развития Российской Федерации на вопросы о подготовке схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующей территории (письма от 29.11.2010 N Д23-4862, от 01.11.2010 N Д23-4474, от 12.10.2010 N Д23-4113, от 05.10.2010 N Д23-4010).
Также суд первой инстанции обосновано отказал обществу в удовлетворении требования об обязании администрацию в месячный срок со дня вступления в законную силу решения по настоящему делу утвердить и выдать обществу схему расположения земельного участка занятого принадлежащими обществу на праве собственности площадью 22 516 723, 00 кв.м., поскольку утверждение точной площади земельного участка на стадии утверждения схемы расположения этого земельного участка невозможно, поскольку на данной стадии земельный участок, его расположение и площадь утверждается только примерно (приблизительно), что соответствует судебно-арбитражной практике.
Из доводов апелляционных жалобы, материалов дела оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 21.08.2014 по делу N А41-25622/14 оставить без изменения, апелляционные жалобы закрытого акционерного общества "Хотьковское" и администрации Сергиево-Посадского района Московской области - без удовлетворения.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Хотьковское" с депозитного счета Десятого арбитражного апелляционного суда поступившие на этот счет платежным поручением от 13.11.2014 N 1387 90000 рублей в качестве платы за проведение экспертизы.
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
М.В. Игнахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-25622/2014
Истец: ЗАО "Хотьковское"
Ответчик: Администрация Сергиево-Посадского муниципального района
Третье лицо: Администрация г. Сергиев Посад, Сергиево-Посадского муниципального района Московской области