город Ростов-на-Дону |
|
09 декабря 2014 г. |
дело N А32-12931/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей О.Ю. Ефимовой, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ООО "Аскона": Галимуллина Камилия Мидхатовна, паспорт, по доверенности от 29.01.2014,
от ГУ МВД по КК: Аргудяев Олег Владимирович, удостоверение, по доверенности от 10.01.2014 N 33,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел по Краснодарскому краю (Отдельный батальон ДПС ГИБДД)
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 16.07.2014 по делу N А32-12931/2014, принятое судьей Колодкиной В.Г.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аскона"
к Главному управлению МВД по Краснодарскому краю (ОБ ДПС ГИБДД)
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Аскона" (далее - ООО "Аскона") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления старшего государственного инспектора дорожного надзора штаба отдельного батальона дорожно-патрульной службы государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления МВД России по Краснодарскому краю от 14.03.2014 о привлечении ООО "Аскона" к административной ответственности, предусмотренной статьей 12.33 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением суда от 16.07.2014 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГУ МВД по Краснодарскому краю обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе управление просит отменить решение суда, ссылаясь на доказанность наличия в действиях общества состава правонарушения и извещения законного представителя общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении.
Представитель ГУ МВД по Краснодарскому краю в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и отказать в удовлетворении требований общества.
Представитель ООО "Аскона" в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 09 час. 10 мин. 04.12.2014. После перерыва судебное заседание продолжено.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, 15.01.2014 в ходе проведения повседневного контроля улиц города Краснодара в области содержания дорог в эксплуатационном состоянии выявлено, что по ул. Комсомольская 11 от ул. Кубанская набережная до переулка Подгорный (в районе размещения бизнес центра "Аскона") установлено, что вдоль проезжей части улицы оборудована парковочная площадка без обозначения соответствующими техническими средствами организации дорожного движения, без согласования с владельцем улично-дорожной сети, с установкой парковочных блокираторов и бетонных блоков, что нарушает п.1.5. ПДД п. 15 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ N 1090 от 23.10.1993 и квалифицируется по ст. 12.33 КоАП РФ.
По данному факту возбуждено дело б административном правонарушении и проведении административного расследования N 23АА104460 от 15.01.2014 по ст. 12.33 КоАП РФ.
В рамках расследования был подготовлен запрос в Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар и получены необходимые документы для установления субъекта правонарушения.
Согласно ответу Департамента было установлено, что ООО "Аскона" обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для размещения объекта движимого имущества (территория благоустройства и парковка) по ул. Комсомольская, 11 в Западном внутригородском округе города Краснодара.
По результатам административного расследования уполномоченным должностным лицом административного органа в отношении ООО "Аскона" составлен протокол об административном правонарушении от 07.03.2014 N 23АА004521 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 12.33 КоАП РФ.
Протокол составлен в отсутствие законного представителя ООО "Аскона".
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении уполномоченным должностным лицом ГУ МВД по Краснодарскому краю вынесено постановление от 14.03.2014 о привлечении ООО "Аскона" к административной ответственности, предусмотренной статьей 12.33 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Постановление вынесено в отсутствие представителя ООО "Аскона".
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, ООО "Аскона" оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 211 АПК РФ определено, что арбитражный суд признает незаконным и отменяет оспариваемое решение административного органа, если это решение или порядок его принятия не соответствует закону либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением полномочий.
Согласно ст. 12.33 КоАП РФ повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо технических средств организации дорожного движения, которое создает угрозу безопасности дорожного движения, а равно умышленное создание помех в дорожном движении, в том числе путем загрязнения дорожного покрытия, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.
Согласно статье 2 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 N 196-ФЗ (далее - Федеральный закон "О безопасности дорожного движения") дорога, это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии; безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности (статья 3 Федерального закона "О безопасности дорожного движения").
В силу пункта 1.2 "Правил дорожного движения Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 (далее - ПДД РФ), дорога - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.
Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Тротуар - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.
Дорожное движение - это совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
Согласно пунктам 1.3, 1.5 ПДД РФ участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда. Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в полицию.
Пунктом 12.1 "Правил дорожного движения" установлено, что остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии - на проезжей части у ее края и в случаях, установленных пунктом 12.2 Правил, - на тротуаре.
Согласно разделу 3 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.
Материалами дела, в том числе актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств дорожного движения от 15.01.2014, протоколом об административном правонарушении, подтверждается нарушение обществом "Аскона" приведенных требований Правил дорожного движения России, выразившееся в создании помехи дорожного движения, путем оборудования парковочной площадки без обозначения соответствующими техническими средствами организации дорожного движения, без согласования с владельцем улично-дорожной сети, с установкой парковочных блокираторов и бетонных блоков.
Таким образом, наличие в действиях общества объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 12.33 КоАП РФ, является доказанным.
ООО "Аскона", будучи лицом, допустившим помехи безопасному дорожному движению, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 12.33 КоАП РФ.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 12.33 КоАП РФ.
Объективных доказательств отсутствия состава административного правонарушения в материалы дела не представлено.
Судом апелляционной инстанции отклоняются поддержанные судом первой инстанции доводы общества о том, что административным органом не было доказано наличие в действиях общества состава административного правонарушения и реальной угрозы участникам дорожного движения.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Совершение обществом правонарушения в виде создания помех в дорожном движении, подтверждается актом от 15.01.2014, протоколом об административном правонарушении от 07.03.2014, а также фотоматериалом, составленными уполномоченными должностными лицами и являющимися надлежащими доказательствами по делу.
Объективную сторону правонарушения по ст. 12.33 КоАП РФ образует умышленное создание помех в дорожном движении. При этом, состав правонарушения является формальным и ответственность наступает независимо от того, привели ли выявленные помехи к реальному вреду участникам дорожного движения.
Из пунктов 1.3, 1.5 Правил дорожного движения РФ следует, что безопасным является движение только на участке дорожного покрытия, на котором отсутствуют какие-либо посторонние предметы. Само по себе, нахождение на дороге посторонних предметов отвлекает участников дорожного движения, является причиной совершения нестандартных для соответствующего участка дороги маневров и соответственно приводит к созданию аварийно-опасной ситуации.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу этой нормы права критерии виновности юридического лица означают необходимость оценки его фактического поведения как коллективного субъекта права, располагающего иными, нежели физическое лицо возможностями и условиями для реализации требований публичного порядка.
Из отзыва ООО "Аскона" на апелляционную жалобу следует, что обществом подтверждено создание на земельном участке по адресу: г. Краснодар, ул. Комсомольская, 11 парковки.
Обществом также подтверждается, что земельный участок был предоставлен ООО "Аскона" постановлением Администрации муниципального образования г. Краснодар N 885 от 17.02.2014 и договора аренды от 21.03.2014, то есть участок был предоставлен после выявления административным органом фактической организации обществом на земельном участке парковки с применением технических средств, не предусмотренных обязательными требованиями.
В нарушение ст. 65 АПК РФ обществом не представлено доказательств принятия всех возможных и необходимых мер к содержанию дорог в надлежащем состоянии. В частности, обществом не представлено доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих недопущению создания помехи на дороге в виде организованной с нарушениями требований закона парковки.
Установленная частью 4 статьи 210 АПК РФ обязанность административного органа по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, не исключает возложенной статьей 65 АПК РФ обязанности каждого участвующего в деле лица представить доказательства, подтверждающие их требования и возражения.
С учетом изложенного, материалами дела подтверждается виновное совершение ООО "Аскона" административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 12.33 КоАП РФ.
Вместе с тем, повторно изучив материал дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о допущении административным органом существенных нарушений процессуальных прав привлекаемого к административной ответственности лица.
Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Пунктом 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ установлено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Таким образом, административным законодательством установлены процессуальные гарантии привлекаемого к ответственности лица при рассмотрении материалов дела об административном правонарушении.
В нарушение приведенных положений КоАП РФ дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие представителя общества. При этом в материалах дела отсутствуют доказательства надлежащего, своевременного уведомления законного представителя общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела, позволявшего обеспечить осуществление предоставленных КоАП РФ процессуальных прав и гарантий на защиту своих интересов при производстве дела об административном правонарушении.
В материалы дела не представлено доказательств получения обществом извещений, направленных по его юридическому адресу посредством почтовой и телеграфной связи (почтовая корреспонденция и телеграммы не доставлены).
В качестве доказательств извещения ООО "Аскона" о времени и месте совершения соответствующих процессуальных действий управлением в материалы дела представлены отчеты об отправке уведомлений посредством факсимильной связи.
Подобное уведомление привлекаемого к административной ответственности лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела нельзя признать надлежащим, поскольку в отчетах не указано, кем был принят факс (не подтверждено принятие факса уполномоченным должностным лицом ООО "Аскона"), на отчете отсутствует графический образ направленного документа (что исключает возможность подтверждения содержания документа, направленного по факсу).
Иных доказательств извещения ООО "Аскона" о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении в материалы дела не представлено.
ООО "Аскона" отрицает факт извещения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
При этом, административным органом не были приняты меры по направлению почтовой корреспонденции (либо нарочной доставке уведомлений) по адресу фактического осуществления деятельности ООО "Аскона" в бизнес-центре, расположенном по адресу: г. Краснодар, ул. Комсомольская, 11.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит императивного указания о способе извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте рассмотрения дела и не предусматривает вручение извещения лично предпринимателю либо его законному представителю.
Вместе с тем, независимо от способа извещения, на момент составления протокола у органа должны быть доказательства, достоверно свидетельствующие о том, что привлекаемое к ответственности лицо заблаговременно (т.е. с учетом наличия разумного срока для обеспечения реализации своего права на участие в составлении протокола и рассмотрении дела) было извещено о времени и месте составления протокола.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что административным органом допущены существенные нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, поскольку законный представитель общества не извещался надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении.
В силу ч. 2 ст. 211 АПК РФ, п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются основанием для признания незаконным и отмены постановления административного органа, поскольку являются существенными и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. Возможность устранения этих недостатков отсутствует.
При таких обстоятельствах, постановление ГУ МВД по Краснодарскому краю от 14.03.2014 о привлечении ООО "Аскона" к административной ответственности, предусмотренной статьей 12.33 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300 000 рублей, является незаконным и подлежит отмене как вынесенное с нарушением положений КоАП РФ, предусматривающих обязательность обеспечения привлекаемому к ответственности лицу возможности участия в рассмотрении материалов дела об административном правонарушении.
Таким образом, ошибочные выводы суда первой инстанции об отсутствии в действиях ООО "Аскона" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 12.33 КоАП РФ не привели к принятию неправильного решения и в силу п. 35 Постановления Пленума ВАС РФ N 36 от 28.05.2009 основания для отмены решения суда от 16.07.2014 отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16 июля 2014 года по делу А32-12931/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-12931/2014
Истец: ООО "Аскона"
Ответчик: Главное управление министерства внутренних дел по Краснодарскому краю Отдельный батальон дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения
Третье лицо: ГУ МВД России по КК ОБ ДПС ГИБДД (г. Краснодар) ГУ МВД России по КК
Хронология рассмотрения дела:
04.02.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-13/16
02.12.2015 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-18833/15
24.09.2015 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-12931/14
03.03.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-382/15
09.12.2014 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-18673/14
15.09.2014 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-16907/14
25.08.2014 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-15216/14
24.07.2014 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10310/14
16.07.2014 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-12931/14