г. Москва |
|
12 декабря 2014 г. |
Дело N А40-87298/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 12 декабря 2014 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Банина И.Н., Судей: Сазонова Е.А., Юрковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Казьминой О.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца - Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Екатеринбургский метрополитен" на решение Арбитражного суда города Москвы
от 22.09.2014 г. по делу N А40-87298/2013
принятое единолично судьей Дубовик О.В. (шифр судьи 55-740)
по иску Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Екатеринбургский метрополитен"
(ОГРН 1026602326068, г. Екатеринбург, ул. Володарского, д. 3)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
(ОГРН 1037739085636, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9)
и Свердловской области в лице Министерства финансов Свердловской области
(ОГРН 1026605256589, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, д. 34)
с участием ОАО "Информационная сеть" в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора о взыскании 102 550 044 руб.
при участии представителей:
от истца - Семикин Д.С. по доверенности от 09.01.2014 г. от 1-го ответчика - Чупина В.А. по доверенности от 21.08.2013 г.
УСТАНОВИЛ:
Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие "Екатеринбургский метрополитен" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 102 550 044 руб. убытков.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 27.08.2013 г. привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Муниципальное образование "город Екатеринбург" в лице Администрации города Екатеринбурга, в качестве соответчика к участию в деле привлечена Свердловская область в лице Министерства финансов Свердловской области
Определением Арбитражного суда города Москвы от 16.12.2013 г. привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора открытое акционерное общество "Информационная сеть".
Определением арбитражного суда города Москвы от 21.01.2014 г. к участию в деле привлечен соответчик Муниципальное образование "города Екатеринбурга" в лице Администрации города Екатеринбурга.
Определением от 19.08.2014 г. выделены из материалов дела А40-87298/2013 в отдельное производство с присвоением номера дела требования ЕМУП "Екатеринбургский метрополитен" к Муниципальному образованию "город Екатеринбург" в лице Администрации города Екатеринбурга за счет казны города Екатеринбурга о взыскании убытков в размере 33 937 129 руб. 61 коп., выделенное требование ЕМУП "Екатеринбургский метрополитен" к Муниципальному образованию "город Екатеринбург" в лице Администрации города Екатеринбурга за счет казны города Екатеринбурга о взыскании убытков в размере 33 937 129 руб. 61 коп. направлено по подсудности в Арбитражный суд Свердловской области.
В рамках настоящего дела рассматриваются требования Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Екатеринбургский метрополитенк Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ИНН 7710168360), Свердловской области в лице Министерства финансов Свердловской области о взыскании денежных средств в сумме 102 550 044 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22.09.2014 г. по делу N А40-87298/2013 в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец не согласился с принятым решением, обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Истец полагает, что при вынесении оспариваемого решения судом первой инстанции были неправильно применены нормы материального права, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы.
Министерство финансов Свердловской области не согласилось с доводами апелляционной жалобы, направило письменный отзыв, в котором опровергло доводы истца. В судебное заседание представитель Министерства финансов Свердловской области не явился, каких либо заявлений и ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, не направил.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение без изменения.
ОАО "Информационная сеть", надлежащим образом извещённое о времени и месте проведения судебного заседания, своего представителя для участия в заседании не направило, каких либо заявлений и ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, от третьего лица не поступило.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы в отсутствие представителей 2-го ответчика - Министерства финансов Свердловской области и третьего лица - ОАО "Информационная сеть" в порядке ст.ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда города Москвы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец является муниципальным унитарным предприятием, предметом деятельности которого являются перевозки пассажиров метрополитеном на городских маршрутах.
В 2010-2012 годах при реализации проводимых органами государственной и муниципальной власти Российской Федерации и Свердловской области мероприятий по обеспечению федеральным льготникам равной с областными и муниципальными льготниками доступности услуг общественного транспорта истец предоставлял федеральным, областным и муниципальным льготникам, проживающим в городе Екатеринбурге, право проезда на своем транспорте в городском пассажирском сообщении на основании льготных электронных проездных документов.
Согласно федеральному закону N 122-ФЗ от 22.08.2004 г. (преамбула и ст. 153) "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесений изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Такой механизм был введен в Российской Федерации путем проведения мероприятий по обеспечению гражданам льготных категорий равной доступности услуг общественного транспорта, суть которых состояла в том, что проживающий на территории участвующего в мероприятиях субъекта Российской Федерации федеральный льготник должен был иметь одинаковый с областным (муниципальным) льготником объем прав по пользованию услугами общественного транспорта, будь то право льготного или бесплатного проезда, но за счет средств федерального бюджета.
С 2005 по 2009 годы в Свердловской области сохранение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан в сфере транспортных услуг обеспечивалось путем бесплатной выдачи гражданам льготных категорий единых социальных проездных билетов либо предоставления права бесплатного проезда на общественном транспорте на основании документа льготника.
22.12.2009 г. Екатеринбургской городской Думой было принято решение N 72/15 "О социальной транспортной карте", согласно которому отдельным категориям граждан федерального, областного и муниципального регистров льготников, зарегистрированных по месту жительства или по месту пребывания в муниципальном образовании город Екатеринбург предоставлена мера социальной поддержки в виде права льготного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта общего пользования (автобус, трамвай, троллейбус, метрополитен) на основании персональной бесконтактной микропроцессорной пластиковой карты "Социальная транспортная карта".
Постановлением Главы Екатеринбурга от 29.12.2009 г. N 5922 "О реализации Решения Екатеринбургской городской Думы от 22.12.2009 г. N 72/15 "О "Социальной транспортной карте" утверждено положение о порядке обеспечения отдельных категорий граждан социальными транспортными картами.
Пунктом 4 указанного постановления было установлено, что стоимость транспортной услуги по перевозке пассажиров, предоставляемой на основе социальной транспортной карты с использованием тарифного плана "Месячный проездной билет", составляет 300 руб. (с 01.01.2011 г. - 320 руб., с 01.04.2012 г. - 340 руб.), а стоимость транспортной услуги по перевозке пассажиров, предоставляемой на основе социальной транспортной карты с использованием тарифного плана "10 поездок", составила 120 руб. (140 руб. - с 11.03.2011 г., 150 руб. - с 01.04.2012 г.).
Стоимость обычного не льготного разового проезда в городе Екатеринбурге была установлена Региональной энергетической комиссией Свердловской области и составляла 14 руб. за поездку с 01.09.2009 г. согласно постановлению N 101-ПК от 28.08.2009 г., 18 руб. за поездку с 15.10.2010 г. согласно постановлению N 118-ПК от 24.09.2010 г., и 23 руб. за поездку с 01.10.2012 г. согласно постановлению N 150-ПК от 18.09.2012 г.
Процессинговые услуги по учету пассажиропоездок по социальным транспортным картам, распределению денежных средств от продажи или пополнения социальных транспортных карт между перевозчиками в городе Екатеринбурге в 2010-2012 годах оказывало ОАО "Информационная сеть".
Истец осуществлял перевозку пассажиров-льготников по социальным транспортным картам с января 2010 года, в связи с чем, ему были распределены денежные средства от продажи льготных электронных проездных документов согласно данным электронного учета пассажиропоездок.
В связи с предоставлением права льготного проезда по социальным транспортным картам на своем транспорте истец недополучил от пассажиров-льготников плату за проезд в сумме 102 550 044 руб.
Исковые требования связаны с взысканием убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей.
Разрешая спор по существу, Арбитражный суд города Москвы пришёл к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что показатели расчета иска об объеме оказанных истцом услуг, стоимость которых предъявлена ко взысканию в качестве возмещения убытков (выпадающих доходов), истцом не доказаны.
Требования истца о компенсации убытков соответствии со статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ не основаны на законе.
Следовательно, Российская Федерация и Свердловская область не должны компенсировать убытки от продажи билетов льготным категориям граждан по дополнительным мерам поддержки, введенным муниципальными органами власти.
Арбитражный апелляционный суд находит такой вывод суда первой инстанции законным и обоснованным.
Убытки, связанные с перевозками в 2010-2012 годах льготных категорий граждан по "Социальной транспортной карте", введенной органами местного самоуправления, необоснованно предъявлены к Российской Федерации и Свердловской области.
С 1 февраля 2009 года органами государственной власти Свердловской области осуществлена монетизация льгот по проезду. Произведена замена мер социальной поддержки льготных категорий граждан по проезду в натуральной форме на денежную выплату (пособие).
В целях реализации полномочий Свердловской области в сфере социальной поддержки граждан, предусмотренных подп. 24 п.2 ст. 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", и с учетом требований Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" законами Свердловской области с 1 февраля 2009 года были установлены для всех льготников, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению субъектов РФ, проживающих на территории Свердловской области, единые меры социальной поддержки по проезду в городском и пригородном транспорте на территории Свердловской области, в виде ежемесячного пособия на проезд в размере 275 рублей (размер пособия ежегодно индексируется и в 2013 году составил 361 руб.)
В Законы Свердловской области от 25.11.2004 г. N 190-ОЗ "О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области" (ст.ст. 9 и 11), от 25.11.2004 г. N 191-ОЗ "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области" (ст. 2) были внесены соответствующие изменения о замене мер социальной поддержки граждан льготных категорий в натуральной форме денежным пособием.
Также пособие на проезд установлено Законом Свердловской области от 20.11.2009 г. N 100-ОЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области" (ст. 2).
Постановлением Правительства Свердловской области от 30.12.2008 г. N 1428-ПП (ред. от 11.03.2013 г.) "О размере, порядке и условиях назначения и выплаты ежемесячного пособия на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов и порядке его индексации" установлен размер пособия.
Постановлением Уставного суда Свердловской области от 14.05.2009 г., Определением Верховного Суда Российской Федерации от 19.08.2009 г. N 45-Г09-21 была признана правомерность замены льгот в натуральной форме денежной компенсацией и достаточность размера компенсации.
Судебными решениями установлено, что органами государственной власти Свердловской области выполнены требования статьи 153 Федерального закона N 122-ФЗ, согласно которым "при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены".
Из областного бюджета на выплату льготникам пособия на проезд ежегодно выделяется свыше 2 млрд. рублей (справка имеется в материалах дела).
Таким образом, нормативными правовыми актами Российской Федерации и Свердловской области дополнительная мера социальной поддержки в виде льготного проезда граждан, включенных в федеральный и областной регистры, на всех видах городского пассажирского транспорта общего пользования (автобус, трамвай, троллейбус, метрополитен) по территории Свердловской области не устанавливалась; государственные полномочия по предоставлению названной меры социальной поддержки органам местного самоуправления в установленном порядке не передавались и на истца как на перевозчика обязанность по предоставлению данной льготы не возлагалась.
Заявленные ко взысканию расходы понесены предприятием в результате льготного проезда отдельных категорий граждан на основании персональной бесконтактной микропроцессорной пластиковой карты "Социальная транспортная карта", установленной Решением Екатеринбургской городской Думы от 22.11.2009 г. N 72/15 "О социальной транспортной карте" и введенной наряду с другими электронными проездными билетами для проезда на городском общественном транспорте г.Екатеринбурга актом муниципального образования - постановлением Главы Екатеринбурга от 29.12.2009 г. N 5922 "О реализации Решения Екатеринбургской городской Думы от 22.12.2009 г. N 72/15".
В преамбуле названного Решения Екатеринбургской городской Думы сделана ссылка на Федеральный закон от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", мера социальной поддержки установлена в качестве дополнительной.
Введение муниципальным образованием различных по видам, цене, потенциальным правообладателям проездных билетов производится в процессе реализации полномочий органов местного самоуправления по организации транспортного обслуживания населения и установлению тарифов для муниципальных унитарных предприятий.
Согласно ст. 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов и исполняются за счет соответствующего местного бюджета.
Согласно ст. 126 Гражданского кодекса РФ Российская Федерация и субъекты Российской Федерации не отвечают по обязательствам муниципальных образований.
С учетом изложенного правовые основания для взыскания на основании ст.ст. 16, 790, 1069 Гражданского кодекса РФ убытков с Российской Федерации и Свердловской области отсутствуют. Размер убытков является недоказанным.
Расчет убытков произведен по данным коммерческой организации ОАО "Информационная Сеть". Деятельность организации не урегулирована нормативными правовыми актами и осуществляется в рамках договорных отношений с перевозчиками.
Коммерческая организация осуществляет выдачу социальных транспортных карт льготникам федерального и областного регистра, при этом не имеет законного доступа к соответствующим регистрам. Уполномоченными государственными органами не подтверждено включение граждан, которым выданы социальные транспортные карты, в соответствующие регистры.
Отсутствует реестр выданных социальных транспортных карт со ссылкой на номера удостоверений и нормативные правовые акты, устанавливающие статус льготника.
ОАО "Информационная Сеть" не уполномочена органами государственной власти на реализацию мер социальной поддержки.
В расчете убытков не указано ни количество выданных социальных проездных билетов, ни стоимость льготного и нельготного проездного билета.
Решением Управления ФАС России по Свердловской области по делу N 46 от 03.04.2012 г. установлено нарушение органами местного самоуправления МО город Екатеринбург ст. 15 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившихся в наделении хозяйствующего субъекта (ОАО "И-Сеть") функциями и правами органов местного самоуправления по учету фактов использования меры дополнительной социальной поддержки в виде права льготного проезда, эксплуатации информационной системы "Транспортная карта города Екатеринбурга", в том числе в части формирования единой общегородской базы категорий граждан, имеющих право на предоставление мер дополнительной социальной поддержки.
Ссылка истца в апелляционной жалобе на Федеральный закон от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации..." применительно к спорным правоотношениям является необоснованной.
Федеральный закон N 122-ФЗ не содержит положений, предоставляющих органам местного самоуправления право устанавливать меры социальной поддержки отдельных категорий граждан за счет средств федерального или областного бюджетов.
Согласно ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы социальной защиты. В соответствии со ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
Органам местного самоуправления МО город Екатеринбург в установленном порядке государственные полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по проезду отдельных категорий граждан, относящихся к федеральному и региональному регистру, не передавались.
По данной категории дел (введение органами местного самоуправления города Екатеринбурга "Социальной транспортной карты" для льготников федерального и регионального регистров) имеется судебная практика об отказе в удовлетворении требований перевозчиков к Российской Федерации и субъекту Российской Федерации. Например, постановления ФАС Московского округа от 05.05.2014 г. по делу N А40-60910/13, от 18.08.2014 г. по делу N А40-51603/2013, от 02.10.2014 г. А40-98414/2013 (в том числе по искам ЕМУП "Муниципальное объединение автобусных предприятий", ЕМУП "Трамвайно-троллейбусное управление"), постановления ФАС Уральского округа от 20.02.2014 г. по делу N А60-13682/2013, от 22.04.2014 г. по делу N А60-24708/2013.
Определениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.06.2014 г. N ВАС-7052/14 и от 25.06.2014 г. N ВАС-8250/2014 отказано в передаче в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора дел по искам екатеринбургских перевозчиков ООО "Екатеринбургавтотранс", ИП Семенихина, заявленных за аналогичный период и по тем же правовым основаниям к Российской Федерации и Свердловской области.
Определением Верховного Суда РФ от 15.09.2014 г. N 305-ЭС14-1434 отказано в передаче кассационной жалобы ЕМУП "Муниципальное объединение автобусных предприятий" по делу N А40-60910/2013 для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Ссылка истца в апелляционной жалобе на постановления Президиума ВАС РФ N 2992/09 и 5481/11 применительно к обстоятельствам настоящего дела является необоснованной.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации рассматривал иные правоотношения по обеспечению органами государственной власти субъекта РФ равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, и соответственно установлению органами государственной власти субъектов РФ мер социальной поддержки по льготным перевозкам (на основании ЕСПБ).
В данном случае по решению органов местного самоуправления МО город Екатеринбург отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов РФ, на территории отдельного муниципального образования предоставляется больший объем прав и льгот, чем таким же льготникам, проживающим на территориях иных муниципальных образований Свердловской области, что не соответствует принципу равной доступности и не соответствует статье 19 Конституции Российской Федерации, согласно которой государство гарантирует равенство прав граждан независимо от места жительства.
При указанных обстоятельствах, арбитражный апелляционный суд полагает, что при принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции на основе всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимной связи и установления существенных обстоятельств настоящего дела, при правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права, пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда города Москвы.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ и относятся на истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 22.09.2014 г. по делу N А40-87298/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Екатеринбургский метрополитен" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
И.Н. Банин |
Судьи |
Е.А. Сазонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-87298/2013
Истец: Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие Екатеринбургский метрополитен, ЕМУП "Екатеринбурский метрополитен"
Ответчик: Муниципальное образование г. Екатеринбург, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, РФ в лице Минфин РФ, Сведловская область - в лице Минфин Свердловской области
Третье лицо: ОАО "Информационная сеть"
Хронология рассмотрения дела:
07.04.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-2277/15
12.12.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-49627/14
22.09.2014 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-87298/13
09.07.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-29393/14