г. Самара |
|
30 апреля 2015 г. |
Дело N А55-20891/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 апреля 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Балакиревой Е.М., судей Романенко С.Ш. и Терентьева Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коноваловой Я.А. до перерыва и Поповой Т.В. после перерыва,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 - 28 апреля 2015 года в зале N 6 апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 11.02.2015, принятое по делу N А55-20891/2014 (судья Шабанов А.Н.),
по иску общества с ограниченной ответственностью "Виктор и Ко Мега-Логистик" (ОГРН 1066312052124), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области (ОГРН 1066315051824), г. Самара,
с участием третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области,
о взыскании 28 787 346 руб. 19 коп.,
с участием в судебном заседании:
от истца - представитель Пайгачова Н.В. по доверенности от 26.08.2014,
от ответчика - представитель Нескоромнов Н.Н. по доверенности от 30.12.2014,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Виктор и Ко Мега-Логистик" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - ответчик, Министерство) о взыскании неосновательного обогащения за период с 01.01.2013 по 13.04.2014 в размере 41 663 295 руб. 67 коп. (с учетом уточнения требований в порядке части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением суда от 10.11.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11.02.2015, в редакции определения об исправлении описок от 18.03.2015, исковые требования удовлетворены.
Ответчик с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик указывает, что расчет арендной платы производился в спорный период на основании Методики определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области и предоставляемых для целей, не связанных со строительством, утвержденной постановлением Правительства Самарской области N 308 от 06.08.2008, с применением правильных удельных показателей кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января расчетного года.
В судебном заседании 21.04.2015 представитель Министерства доводы апелляционной жалобы поддержал и просил ее удовлетворить. Заявил ходатайство о замене ответчика по делу Министерства имущественных отношений Самарской области на администрацию городского округа Самара, которой переданы полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области.
Представитель истца с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия, рассмотрев ходатайство Министерства о процессуальном правопреемстве, отказывает в его удовлетворении, поскольку требования истца в рамках настоящего дела заявлены за период с 01.01.2013 по 13.04.2014, когда уполномоченным органом по взысканию и администрированию платежей за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Самарской области было Министерство имущественных отношений Самарской области (в отношении земель, предоставленных не для строительства). Кроме этого, Министерством не предоставлены доказательства передачи полномочий в период до 01.03.2015.
21.04.2015 в судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 12 час. 50 мин. 28.04.2015. Сведения о месте и времени продолжения судебного заседания были размещены на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru и на доске объявлений в здании суда. После перерыва судебное заседание продолжено в прежнем составе суда.
В судебном заседании 28.04.2015 представители сторон поддержали ранее изложенные позиции.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц, которые судом апелляционной инстанции о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со ст.ст.266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе ответчика, отзыве истца, выступлении присутствующих в судебном заседании представителей сторон, арбитражный апелляционный суд установил.
Между Министерством имущественных отношений Самарской области (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Виктор и Ко Мега-Логистик" (арендатор) заключен договор аренды N 1330а-2008/2018 от 25.12.2009, по условиям которого арендодатель предоставил истцу в аренду земельный участок с кадастровым номером 63:01:0223001:553, площадью 142186,6 кв.м., отнесенный к категории земель населенных пунктов, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, 18 км, Московское шоссе, д. 27 В, Г, для использования под многофункциональный торгово-выставочный центр, на срок с 12.01.2008 по 10.01.2018.
Согласно пункту 2.2 договора, арендатор согласен с односторонним пересмотром величины арендной платы арендодателем на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления с даты, указанной в данном решении, при условии письменного уведомления арендатора об изменении величины арендной платы.
Расчет арендной платы по договору согласован сторонами в приложениях N 2, N 2.1 к договору, исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Истец, полагая кадастровую стоимость арендуемого земельного участка завышенной, 26.08.2013 обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости указанного земельного участка и установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Решением N 13/17С-2 от 16.09.2013 Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области кадастровая стоимость спорного земельного участка определена в размере его рыночной стоимости, равной 358 203 592 руб.
Уведомлением исх. N 01-28/5534 от 15.10.2013 Министерство сообщило истцу о том, что размер арендной платы на 2013 год составляет 53 378 237 руб. 03 коп.
Уведомлением исх. N 12/16380 от 01.11.2013 Министерство сообщило истцу, что размер арендной платы за 2013 год составляет 66 384 170 руб.05 коп., а ранее направленное уведомление от 15.10.2013 исх. N 01-28/5534 является недействительным в связи с технической ошибкой.
При этом размер арендной платы на 2013 год Министерством определен исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 1 512 973 485 руб. 81 коп. (удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка в размере 10640,76 руб. (на основании постановления Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473) х площадь земельного участка 142186,6 кв.м.), а на 2014 год - исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 1 426 033 489 руб. 25 коп. (на основании постановления Правительства Самарской области от 13.11.2013 N 610).
Истец неоднократно (14.10.2013, 31.03.2014, 07.04.2014) обращался в адрес Министерства с заявлениями об изменении размера арендной платы по договору с применением кадастровой стоимости земельного участка, установленной Решением N 13/17С-2 от 16.09.2013 Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области, однако Министерство отвечало отказом.
В связи с данными обстоятельствами, истец, полагая, что за период с 01.01.2013 по 13.04.2014 переплатил Министерству арендную плату на 41 663 295 руб. 67 коп., обратился в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании неосновательного обогащения.
При этом истец исходит из того, что за период с 01.01.2013 по 16.09.2013 при расчете арендной платы подлежит применению кадастровая стоимость земельного участка в размере 854 598 340 руб. 64 коп. на основании постановления Правительства Самарской области от 22.01.2013 N 9, за период с 17.09.2013 по 31.12.2013 - кадастровая стоимость земельного участка в размере 358 203 592 руб. на основании Решения N13/17С-2 от 16.09.2013 Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Самарской области, а за период с 01.01.2014 по 13.04.2014 - кадастровая стоимость земельного участка в размере 1 425 251 462 руб. 94 коп. на основании постановления Правительства Самарской области от 13.11.2013 N 610.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции согласился с расчетом переплаты арендной платы, составленным истцом, и применении им вышеназванной кадастровой стоимости земельного участка за соответствующие периоды, в связи с чем доводы Министерства о необходимости применения иных показателей кадастровой стоимости и отсутствии неосновательного обогащения на стороне ответчика отклонил как не обоснованные.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
Статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определяет, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В пункте 1 статьи 614 ГК РФ предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы, новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.03.2012 N 15117/11, от 17.04.2012 N 15837/11, от 25.02.2014 N 15534/13, регулирование арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
В силу пункта 3 статьи 65 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с абзацем 5 части 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, расчет долга по арендной плате в спорный период произведен Министерством правомерно на основании Методики определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области и предоставляемых для целей, не связанных со строительством, утвержденной постановлением Правительства Самарской области N 308 от 06.08.2008. Данное обстоятельство истцом не оспаривается.
Исходя из вышеназванной Методики, размер арендной платы за 1 кв. м земельного участка в год рассчитывается по формуле: А = Скад x Ка x Кпр x Кв х Ки, где Скад - удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, Ка - коэффициент категории арендатора, Кпр - коэффициент приближенности земельного участка к культурно-административному центру муниципального образования, Кв - коэффициент вида использование земельного участка, Ки - коэффициент инфляции.
Разногласия сторон основаны на различных удельных показателях кадастровой стоимости арендуемого земельного участка, применяемых при расчете арендной платы в спорный период.
По состоянию на 01.01.2013 кадастровая стоимость земель населенных пунктов Самарской области определялась в соответствии с кадастровой оценкой земель, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473, согласно которому удельный показатель кадастровой стоимости арендуемого истцом земельного участка составлял 10 640 руб. 76 коп.
При этом арендуемый истцом земельный участок согласно Постановлению Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 не попал в перечень земельных участков, сформированных для целей проведения государственной кадастровой оценки.
В соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 (в редакции Приказа минэкономразвития Российской Федерации от 17.11.2011 N 673, вступившего в законную силу 13.03.2012), кадастровая стоимость земельных участков, учтенных в государственном кадастре недвижимости на дату формирования перечня объектов недвижимости (земельных участков) для целей проведения государственной кадастровой оценки и не попавших в указанный перечень, определяется путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка. При этом кадастровая стоимость таких земельных участков определяется на дату определения кадастровой стоимости земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Самарской области от 31.07.2013 N 358 "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Самарской области", при определении размера арендной платы за земельные участки, относящиеся к категории земель населенных пунктов, значение Скад определяется по состоянию на 1 января расчетного года.
Указанное постановление вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2013 (пункт 5 постановления).
Следовательно, с даты вступления указанного постановления в силу у арендатора возникла обязанность оплатить арендную плату за период с 01.01.2013 и до окончания 2013 года из расчета кадастровой стоимости участка, установленной на 01.01.2013.
Поскольку по состоянию на 01.01.2013 кадастровая стоимость земель населенных пунктов Самарской области определялась в соответствии с кадастровой оценкой земель, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473, то применение Министерством при расчете арендной платы в 2013 году удельного показателя кадастровой стоимости арендуемого истцом земельного участка в размере 10 640 руб. 76 коп. является правомерным.
Таким образом, при расчете арендной платы кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная постановлением Правительства Самарской области от 22.01.2013 N 9, не применяется, а доводы истца в указанной части основаны на неправильном толковании норм материального права, поскольку изменение кадастровой стоимости земельного участка не может распространяться на прошедший период, о чем свидетельствует многочисленная правоприменительная судебная практика по данной категории дел.
Кроме того, с соответствии с пунктом 3 статьи 614 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год (при этом законом могут быть установлены иные минимальные сроки пересмотра размера арендной платы для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества).
Согласно пункту 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 (в редакции постановления N 13 от 25.12.2013) если в соответствии с законом или договором арендодатель имеет право в одностороннем порядке изменять размер арендной платы (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации), то по смыслу пункта 3 статьи 614 ГК РФ такое изменение может осуществляться им не чаще одного раза в год.
Следовательно, при заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитывается на основании кадастровой стоимости земельного участка, арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости, но не чаще одного раза в год.
По вышеизложенным основаниям суд апелляционной инстанции признает необоснованным применение истцом в расчете арендной платы за период с 17.09.2013 по 31.12.2013 кадастровой стоимости земельного участка в размере 358 203 592 руб. на основании Решения N 13/17С-2 от 16.09.2013 Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области.
Кроме того, согласно статье 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.
В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области от 16.09.2013 N 13/17с-2 не влияет на расчет арендной платы в 2013 году.
При расчете арендной платы в 2014 году Министерством правомерно применена кадастровая стоимость земельного участка в размере 1 426 033 489 руб. 25 коп. на основании Постановления Правительства Самарской области N 610 от 13.11.2013 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области", действующая по состоянию на 01.01.2014.
Доводы истца о необходимости применения при расчете арендной платы в 2014 году удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка в размере 10 023 руб. 81 коп. являются ошибочным, поскольку противоречат вышеназванному нормативному акту.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в период с 01.01.2013 по 13.04.2014 истец уплачивал арендную плату в соответствии с условиями договора и действующими в указанный период нормативными правовыми актами, принятыми Правительством Самарской области, в связи с чем неосновательное обогащение на стороне Министерства отсутствует.
Таким образом, решение суда первой инстанции в силу пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо отменить в связи с неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Согласно пункту 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Истец от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден.
Руководствуясь ст.ст.110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 11.02.2015, принятое по делу N А55-20891/2014, отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью "Виктор и Ко Мега-Логистик" отказать.
Расходы по уплате государственной пошлины по иску отнести на истца.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.М. Балакирева |
Судьи |
С.Ш. Романенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-20891/2014
Истец: ООО "Виктор и Ко Мега-Логистик"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Самарской области
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Самарской области, ФГБУ "ФКП ФСГРКК" в лице филила
Хронология рассмотрения дела:
08.07.2016 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-11629/16
11.04.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-669/16
15.09.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-132/15
30.06.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6734/15
30.04.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4055/15
11.02.2015 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-20891/14