город Москва |
|
22 мая 2015 г. |
Дело N А40-215465/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.05.2015.
Постановление в полном объеме изготовлено 22.05.2015.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Румянцева П.В.,
судей: Мухина С.М., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тер-Акопян Г.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционной жалобы ООО "ПРОМЭКС" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.03.2015 по делу N А40-215465/2014, принятое судьей Корогодовым И.В.,
по заявлению ООО "ПРОМЭКС" (650021, г. Кемерово, ул. Невьянская, 8) к Федеральной службе по экологическому, техническому и атомному надзору (105066, Москва, ул. А. Лукьянова, д. 4, стр. 1)
о признании недействительным решения об отказе в предоставлении лицензии
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Гаврилов А.В. по дов. от 24.12.2014; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ПРОМЭКС" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, в котором просит признать решение Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору, оформленного уведомлением от 09.12.2014 N 00-06-05/1300 (далее - Ростехнадзор) об отказе в предоставлении лицензии, обязании выдать лицензию.
Решением от 10.03.2015 арбитражный суд отказал в удовлетворении заявленных требований полностью.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.
В письменных пояснениях на апелляционную жалобу Ростехнадзор просит оставить судебный акт без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Ростехнадзора в заседании суда на своих доводах, изложенных в письменных пояснениях на апелляционную жалобу, настаивал.
Заявитель не явился, извещен надлежащим образом, в связи с чем суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть дело без его участия.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы и письменных пояснениях на апелляционную жалобу, заслушав представителя Ростехнадзора, считает, что оснований для отмены судебного акта не имеется.
Как следует из материалов дела, ООО "ПРОМЭКС"обратилось с заявлением (исх. N 1 от 30.09.2014 г.) в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности.
09.12.2014 Ростехнадзор Уведомлением об отказе в предоставлении лицензии N 004740 отказал заявителю в предоставлении лицензии.
В Уведомлении об отказе указано, что "у эксперта ООО "ПРОМЭКС" А.Б. Желтышева отсутствует аттестация на знание общих требований промышленной безопасности (А) с учетом изменений, внесенных в Федеральный закон N 116-ФЗ, а также аттестация на знание вступивших в силу Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления", "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения" и т.д., что является нарушением п. 4 Положения о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2012 г. N 682".
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Так, в соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов подлежит лицензированию.
Согласно части 1 статьи 7 Закона о лицензировании должностные лица лицензирующих органов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при осуществлении лицензирования запрашивают у органов государственной власти, органов местного самоуправления, соискателей лицензий и лицензиатов, получать от них сведения и документы, которые необходимы для осуществления лицензирования и представление которых предусмотрено законодательством Российской Федерации; проводят проверки соискателей лицензий и лицензиатов.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В части 1 статьи 6 Закона N 116-ФЗ указано, что к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях. Отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В части 1 статьи 2 названного Закона определено, что опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Закону.
В приложении 1 к Закону N 116-ФЗ указано, что к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества - воспламеняющиеся, окисляющие, взрывчатые, горючие, токсичные, высокотоксичные, вещества, способные возгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, в их числе газы.
Из статьи 13 этого Закона следует, что для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии с приложением необходимых документов.
В статье 14 Закона N 99-ФЗ предусмотрено, что в срок, не превышающий сорока пяти рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений, в том числе проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, в порядке, установленном статьей 19 настоящего Закона, и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.
В пункте 7 указанной статьи определено, что основанием отказа в предоставлении лицензии является: наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации; установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям; представление соискателем лицензии заявления о предоставлении лицензии на указанный в пункте 38 части 1 статьи 12 настоящего Закона вид деятельности и прилагаемых к этому заявлению документов, если в отношении соискателя лицензии имеется решение об аннулировании ранее выданной лицензии на такой вид деятельности.
Согласно части 9 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) эксперт в области промышленной безопасности обязан определять соответствие объектов экспертизы промышленной безопасности требованиям промышленной безопасности. Аналогичные нормы установлены Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности" (утв. приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 N 538; зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2013 N 30855) (далее -Правила проведения экспертизы): экспертиза проводится с целью определения соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности (пункт 13 Правил); заключение экспертизы содержит один из выводов о соответствии, неполном соответствии или несоответствии требованиям промышленной безопасности (ст. 27 Правил).
Пунктом 5 Положения о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности (утв. Постановлением Правительства РФ от 04.07.2012 N 682) (далее - Положение о лицензировании) установлены лицензионные требования к лицензиату, в том числе требование о проведении экспертизы экспертами, аттестованными в установленном порядке на знание специальных требований промышленной безопасности, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами, в соответствующей области аттестации.
Согласно статье 1 Закона 116-ФЗ экспертиза промышленной безопасности - определение соответствия объектов экспертизы промышленной безопасности, указанных в пункте 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, предъявляемым к ним требованиям промышленной безопасности.
Частью 1 статьи 3 Закона N 116-ФЗ установлено, что требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в данном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Из системного толкования приведенных выше норм законодательства следует, что в рамках осуществления своей деятельности эксперт обязан устанавливать соответствие объектов экспертизы действующим в текущий период времени нормативно-правовыми документам в области промышленной безопасности.
В соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании одним из лицензионных требований к соискателю лицензии является наличие в штате соискателя лицензии как минимум одного эксперта, аттестованного на знание специальных требований промышленной безопасности, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами, по заявляемым работам (услугам).
Пунктом 3 Положения о лицензировании установлено, что лицензируемая деятельность предусматривает выполнение следующих работ и услуг: проведение экспертизы промышленной безопасности документации на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта; проведение экспертизы промышленной безопасности документации на техническое перевооружение опасного производственного объекта; проведение экспертизы промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений на опасном производственном объекте, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий; проведение экспертизы промышленной безопасности декларации промышленной безопасности, разрабатываемой в составе документации на техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, или вновь разрабатываемой декларации промышленной безопасности; проведение экспертизы промышленной безопасности обоснования безопасности опасного производственного объекта, а также изменений, вносимых в обоснование безопасности опасного производственного объекта.
Разграничений по перечню опасных производственных объектов, в отношении которых может проводиться экспертиза при получении лицензии, Положение о лицензировании не устанавливает.
В соответствии со статьей 2 Закона N 116-ФЗ опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, на которых: получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в определенных законом количествах определенные опасные вещества; используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля: пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии); воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия; иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля; используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры; получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более; ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых; осуществляется хранение или переработка растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться, возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также осуществляется хранение зерна, продуктов его переработки и комбикормового сырья, склонных к самосогреванию и самовозгоранию.
Приказом Ростехнадзора от 06.04.2012 N 233 утверждены соответствующие области аттестации (проверки знаний) руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Ростехнадзору, в том числе: А. Общие требования промышленной безопасности Б. Специальные требования промышленной безопасности; Б1. Требования промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности; Б2. Требования промышленной безопасности в нефтяной и газовой промышленности; БЗ. Требования промышленной безопасности в металлургической промышленности; Б4. Требования промышленной безопасности в горнорудной промышленности; Б5. Требования промышленной безопасности в угольной промышленности; Б6. Требования по маркшейдерскому обеспечению безопасного ведения горных работ; Б7. Требования промышленной безопасности на объектах газораспределения и газопотребления; Б8. Требования промышленной безопасности к оборудованию, работающему под давлением; Б9. Требования промышленной безопасности к подъемным сооружениям; Б. 10. Требования промышленной безопасности при транспортировании опасных веществ; Б11. Требования промышленной безопасности на объектах хранения и переработки растительного сырья; Б12. Требования промышленной безопасности, относящиеся к взрывным работам.
Из акта проверки от 20.11.2014 N 15-03/55-14 следует, что состоящий в штате ООО "ПРОМЭКС" эксперт Желтышев А.Б. аттестован только в области аттестации А1, Б4, Б5, БЗ, Б7, Б8, Б9. В областях аттестации Б1, Б2, БЗ, Б6, Б11 эксперт не аттестован, что является нарушением лицензионных требований к соискателю лицензии.
Кроме того, как было указано в уведомлении об отказе в предоставлении лицензии, эксперт Желтышев А.Б. не аттестован на знание Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности" (утв. приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 N 538, зарег. в Минюсте России 26.12.2013 N 30855), "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления" (утв. приказом Ростехнадзора от 15.11.2013 N 542, зарег. в Минюсте России 31.12.2013 N 30929), "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения" (утв. приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 N 533, зарег. в Минюсте России 31.12.2013 N 30992).
В соответствии с пунктом 2 части 7 статьи 14 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям является основанием для отказа в предоставлении лицензии.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что решение об отказе в предоставлении лицензии на осуществление деятельности на осуществление деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности, соответствует требованиям подпункта 2 пункта 7 статьи 14 Закона N 99-ФЗ, п. 4 Положения о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности (утв. Постановлением Правительства РФ от 04.07.2012 N 682) статьям 6, 7, 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебной коллегией не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.03.2015 по делу N А40-215465/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ООО "ПРОМЭКС" из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 500 рублей, как излишне уплаченную.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
П.В. Румянцев |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-215465/2014
Истец: ООО "ПРОМЭКС"
Ответчик: Ростехнадзор