г. Чита |
|
24 июля 2015 г. |
Дело N А78-13001/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июля 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гречаниченко А.В.,
судей Скажутиной Е.Н., Юдина С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бальжинимаевой Ч.И., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИП Поцейко Т.П. на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 20 марта 2015 года по делу N А78-13001/2014 по иску индивидуального предпринимателя Поцейко Татьяны Петровны к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае об определении выкупной стоимости земельного участка (суд первой инстанции: судья Фадеев Е.А.),
при участии в судебном заседании:
от истца ИП Поцейко Т.П. (ОГРН 304381227900069, ИНН 381201005151, г.Иркутск): не явился, извещен;
от ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае (ОГРН 1097536005775, ИНН 7536104170, 672000, КРАЙ ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ, ГОРОД ЧИТА, УЛИЦА АМУРСКАЯ (КАЛИНИНА),68): Васильева Е.А. - представитель по доверенности от 06.10.2014;
установил:
индивидуальный предприниматель Поцейко Татьяна Петровна (далее - истец, ИП Поцейко Т.П., предприниматель) обратился в арбитражный суд с исковыми требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае (далее - ответчик, ТУ Росимущества России в Забайкальском крае) об обязании определить выкупную стоимость земельного участка площадью 52182 кв.м с кадастровым номером 75:04:160206:8, расположенного по адресу: Забайкальский край, Борзинский район, г.Борзя, ул. Победы, 10, в сумме 97671,66 руб.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 20 марта 2015 года в удовлетворении иска отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для предоставления земельного участка по льготной стоимости истцу ввиду прекращения права постоянного (бессрочного) пользования участком ФГКУ "СибТУИО" только 07.12.2012 - после принятия соответствующего приказа Минобороны РФ, - то есть после истечения периода для льготного предоставления участков (истекшего 01.07.2012).
Истец, не согласившись с решением суда, обжаловал его в апелляционном порядке. Считает выводы суда необоснованными, ссылаясь на приобретение истцом в собственность объектов недвижимости на спорном участке 26.01.2008 и на наличие у него права на приобретение земельного участка по льготной стоимости ввиду обращения в полномочный орган - ТУ Росимущества в Забайкальском крае - до истечения периода для льготного предоставления участков.
Стороны о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, в ходе рассмотрения апелляционной жалобы представители сторон поддержали свои позиции по делу, ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором полагает обжалуемое решение подлежащим оставлению без изменения. В судебное заседание 14.07.2015 представитель истца не явился.
Руководствуясь частью 1 статьи 123, частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенного представителя истца.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы апелляционной жалобы, материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что на основании постановления главы муниципального образования "Город Борзя и Борзинский район" от 29.07.2004 N 566, от 11.10.2005 N 663 в собственность Российской Федерации и в постоянное бессрочное пользование Квартирно-эксплуатационной части Борзинского района Сибирского военного округа передан земельный участок 75:04:160206:0008, расположенный по адресу: Читинская область, г.Борзя, ул.Победы, площадью 52182 кв.м, назначение - земли населенных пунктов, для нужд обороны (свидетельства от 04.08.2007 - л.д.149,150, т.1).
12.11.2004 (с учетом дополнительного соглашения от 31.05.2006) по итогам аукциона между обществом с ограниченной ответственностью "АВИС" и Сибирским межрегиональным отделением Специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" заключен договор купли-продажи высвобождаемого военного имущества - 14 объектов недвижимости по адресу: Читинская область, г.Борзя, ул.Победы,10: здания казармы (инв.N 253), конторы(инв.N 243), гаража(инв.N 242), хранилища(инв.N 251, литер А5), склада(инв.N 197), склада(инв.N 231), склада(инв.N 232), хранилища(инв.N 245, литер А), хранилища(инв.N 247, литер А1), хранилища(инв.N 248, литер А2), склада-навеса(инв.N 256), склада(инв.N 258), слесарной мастерской(инв.N 241), здание магазина/котельной/контрольно-пропускного пункта (инв.N 244, литер А3) - л.д.2-4, т.2.
25.08.2007 между ООО "АВИС" и истцом заключен договор N Д-019/07 купли-продажи объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу Читинская область, Борзинский район, г.Борзя, ул.Победы, 10, военный городок N 53, и принадлежащих продавцу на основании договора купли-продажи от 12.11.2004 (л.д.15-19, т.1).
Право собственности истца на приобретенные объекты недвижимости зарегистрировано в установленном порядке 26.01.2008 (л.д.20-33, т.1).
17.12.2008, 29.07.2009, 01.12.2009 ИП Поцейко Т.П. обращалась в ТУ Росимущества в Забайкальском крае с заявлением о выкупе земельного участка, расположенного под объектами недвижимого имущества (л.д.34, т.1).
ТУ Росимущества в Забайкальском крае в ответе от 26.01.2009 указало на наличие права постоянного (бессрочного) пользования участком у Квартирно-эксплуатационной части Борзинского района Сибирского военного округа; в ответе от 17.09.2009 - на необходимость предоставления документов, необходимых для принятия решения о приватизации земельного участка, в том числе кадастрового паспорта земельного участка; в ответе от 18.03.2010 (ответ на обращение от 05.03.2010 - в дело не представлено) - на необходимость проведения кадастровых работ по формированию земельного участка и на нахождение земельного участка в пользовании у структурного подразделения Минооброны РФ (л.д.35, 37, 38, т.1).
18.05.2010, 08.07.2010, 11.08.2011 предприниматель обращалась в подразделения Минобороны РФ в целях приобретения земельного участка.
В ответах предпринимателю Департамент имущественных отношений Минобороны РФ в предоставлении земельного участка отказал: 18.05.2010 - с указанием на необходимость выполнения в отношении участка кадастровых работ (л.д.39, т.1), 05.07.2011 - с указанием на необходимость предоставления схемы раздела участка (л.д.42, 45 т.1), 24.12.2012 - с указанием на необходимость обращения в ТУ Росимущества.
В соответствии с приказом Министра обороны РФ от 07.12.2012 N 3667 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ "СибТУИО" (правопреемник Квартирно-эксплуатационной части Борзинского района) на земельный участок, площадью 52182 кв.м с кадастровым номером 75:04:160206:8, расположенный по адресу: Забайкальский край, Борзинский район, г. Борзя, ул. Победы, 10.
14.01.2013 предприниматель обратился с соответствующим заявлением в ТУ Росимущества по Забайкальскому краю, в ответе на которое предпринимателю рекомендовано заказать кадастровый паспорт на земельный участок (л.д.48-53, т.1).
14.05.2014 года Территориальным управлением Росимущества в Забайкальском крае принято распоряжение N 902 о предоставлении земельного участка в собственность индивидуальному предпринимателю Поцейко Т.П. (л.д.82).
Данным распоряжением установлена цена выкупаемого участка в размере 9428243,76 руб., истцу представлен договор купли продажи находящегося в государственной собственности земельного участка N 2-2014 от 30.05.2014.
Истец, не согласившись с выкупной стоимостью земельного участка, обратился в арбитражный суд с иском об обязании определить стоимость земельного участка по льготной цене.
Суд апелляционной инстанции полагает ошибочным вывод суда первой инстанции о невозможности предоставления земельного участка своевременно обратившемуся в краевое управление Росимущества лицу по льготной цене в связи с прекращением права постоянного (бессрочного) пользования участком учреждения Минобороны РФ только 07.12.2012 - после принятия соответствующего приказа Минобороны РФ, - то есть после истечения периода для льготного предоставления участков (истекшего 01.07.2012).
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в данной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок (пункт 5 статьи 36 Кодекса).
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 этого Кодекса.
В рассматриваемом случае отчуждение недвижимого имущества (14 объектов) из федеральной собственности в связи с их продажей предпринимателю повлекло прекращение прав прежнего собственника этого имущества на земельные участки, на которых они расположены (пункт 2 статьи 235 ГК РФ). Поскольку право пользования спорным земельным участком прекратилось в результате продажи объекта недвижимости, участок фактически выбыл из владения учреждения, подведомственного Минобороны России.
Аналогичная позиция приведена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.03.2013 N 14773/12.
Кроме того, документов, из которых усматривается предназначение данного участка для нужд обороны и безопасности в период после приобретения его предпринимателем, не имеется, на указанное обстоятельство ответчик не ссылался.
Таким образом, предприниматель обоснованно обращался в ТУ Росимущества в Забайкальском крае с заявлением о представлении ему земельного участка под приобретенными в собственность объектами в период до 01.07.2012, и дата приказа Минобороны РФ о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования участком ФГКУ "СибТУИО" (07.12.2012) в данном конкретном случае не значима.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Согласно абзацу 2 пункта 35 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 (в редакции от 10.11.2011) "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" в случае несогласия суда только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения, суд апелляционной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть.
Пунктом 1.1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 9 постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснил, что, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Статьей 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) предусмотрены особенности продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности. Так, до 01.07.2012 указанные лица приобретаю такие земельные участки по цене, установленной субъектом Российской Федерации, в пределах:
- двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
- двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Предприниматель обращался в ТУ Росимущества в Забайкальском крае 17.12.2008, 29.07.2009, 01.12.2009, то есть в пределах срока, установленного статьей 2 Закона N 137-ФЗ, что позволяет отнести истца к категории лиц, на которых распространяется льготный порядок определения цены выкупа земельного участка.
Организационно-правовой порядок обращения граждан и юридических лиц по поводу приобретения прав на находящиеся в государственной собственности земельные участки, на которых расположены здания, строения и сооружения, установлен Земельным кодексом Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ (в редакции, действовавшей в период обращения предпринимателя с заявлением в ТУ Росимущества в Забайкальском крае) предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
До октября 2011 года действовал Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденный Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 (далее - Перечень документов).
Согласно пункту 6 Перечня документов к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности, прилагается кадастровый паспорт земельного участка.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 2011 года N ГКПИ11-761 отклонено заявление о признании недействующим пункта 6 Перечня документов с указанием на соответствие оспариваемого положения о необходимости предоставления кадастрового паспорта федеральному законодательству.
Из представленных в материалы дела заявлений от 17.12.2008, 29.07.2009, 01.12.2009 не усматривается предоставление заявителем кадастрового паспорта земельного участка.
Кроме того, в письме от 17.09.2009 ТУ Росимущества в Забайкальском крае указало предпринимателю на необходимость предоставления определенных документов, в том числе кадастрового паспорта земельного участка.
В перечне приложенных документов к заявлению от 01.12.2009 предпринимателем указан кадастровый паспорт земельного участка (л.д.5-6, т.2).
Ответчик в суде апелляционной инстанции ссылался на отсутствие у него названного заявления, предоставив журнал входящей корреспонденции за 2009 год, в котором не имеется записи о регистрации заявления предпринимателя от 01.12.2009 за номером 11205.
Вместе с тем, с учетом предоставления истцом оригинала такого заявления с подлинным входящим штампом ответчика, суд апелляционной инстанции полагает факт обращения предпринимателя с заявлением 01.12.2009 установленным.
Вместе с тем, в материалы дела истцом в порядке статьи 65 АПК РФ не представлен кадастровый паспорт участка, прилагаемый к названному заявлению, а представлена только кадастровая выписка о земельном участке от 05.11.2008 (л.д.9, т.2).
Учитывается, что и в ответах на последующие обращения предпринимателя в другой орган - Минобороны РФ - последним предлагалось провести кадастровые работы в отношении земельного участка.
Помимо этого, к последнему заявлению в ТУ Росимущества по Забайкальскому краю от 26.06.2014 предприниматель также прикладывал именно кадастровую выписку о земельном участке за 2008 год (л.д.88, т.1).
Кадастровый паспорт, оформленный на спорный земельный участок, и представленный в дело, датирован только 01.04.2014 и подготовлен по запросу от 27.03.2014 (л.д.84-85, т.1). Кроме того, в указанный период (с января 2012 года, с учетом новой редакции пункта 5 статьи 36 ЗК РФ) Росимущество уже реализовывало полномочие на самостоятельный запрос находящихся у других органов документов, в частности, - кадастрового паспорта земельного участка.
Вместе с тем, ЗК РФ и Перечень документов предусматривают приложение к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности, именно кадастрового паспорта земельного участка.
Так, на основании частей 3 и 4 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровая выписка об объекте недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую запрашиваемые сведения об объекте недвижимости. Если в соответствии с кадастровыми сведениями объект недвижимости, сведения о котором запрашиваются, прекратил существование, любая кадастровая выписка о таком объекте наряду с запрашиваемыми сведениями должна содержать кадастровые сведения о прекращении существования такого объекта.
Кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об описании местоположения границ земельного участка, кадастровые номера расположенных в пределах участка зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства. Кадастровый паспорт земельного участка должен содержать разделы В1, В2, В3, В4 с описанием всех частей участка (при наличии соответствующих сведений в государственном кадастре недвижимости), в которых должны быть указаны сведения о наличии на земельном участке всех зданий, строений, сооружений, объектов незавершенного строительства. Данные сведения необходимы для того, чтобы органы государственной власти или местного самоуправления могли выявить наличие или отсутствие на испрашиваемом в собственность участке зданий, строений, сооружений, принадлежащих третьим лицам, поскольку только в случае отсутствия на испрашиваемом земельном участке объектов, принадлежащих иным правообладателям, заявитель вправе в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования приватизировать этот участок.
Кроме того, кадастровый паспорт содержит сведения о кадастровой стоимости земельного участка, которая должна быть актуальной на дату обращения.
Таким образом, непредставление предпринимателем при обращении в ТУ Росимущества в Забайкальском крае в период действия льготного режима приобретения земельного участка в собственность (до 10.07.2012) кадастрового паспорта земельного участка являлось достаточным и правомерным основанием для отказа предпринимателю в приобретении земельного участка в собственность.
В настоящее время оснований для предоставления земельного участка с использованием льготного режима не имеется, поскольку с 01 июля 2012 года цена продажи земельного участка, рассчитываемая от кадастровой стоимости земельного участка, определяется на основании сведений о кадастровой стоимости земельного участка, выдаваемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости по запросу исполнительного органа государственной власти, органа местного самоуправления, направленному после даты поступления обращения - гражданина или юридического лица о предоставлении земельного участка в собственность.
Соответственно, оснований для удовлетворения иска об обязании определить выкупную стоимость земельного участка площадью 52182 кв.м с кадастровым номером 75:04:160206:8, расположенного по адресу: Забайкальский край, Борзинский район, г.Борзя, ул. Победы, 10, в сумме 97671,66 руб. не имеется.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 20 марта 2015 года по делу N А78-13001/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.В. Гречаниченко |
Судьи |
Е.Н. Скажутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-13001/2014
Истец: Поцейко Татьяна Петровна
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае
Хронология рассмотрения дела:
18.08.2017 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1984/15
29.11.2016 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6282/16
11.08.2016 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1984/15
27.05.2016 Решение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-13001/14
23.11.2015 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6072/15
24.07.2015 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1984/15
20.03.2015 Решение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-13001/14