10 августа 2015 г. |
А39-1354/2015 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Мальковой Д.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сырф К.Г.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Явасского городского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 13.05.2015
по делу N А39-1354/2015,
принятое судьей Хващевской Т.Н.
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия о признании незаконным решения администрации Явасского городского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия от 02.03.2015 N 258,
при участии в судебном заседании представителей:
Федерального казенного учреждения "Центр инженерно-технического обеспечения и вооружения Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Мордовия" - Балашовой Т.И. по доверенности от 31.07.2015 сроком действия один год,
и установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия (далее - ТУ Росимущества в РМ, Управление, уполномоченный орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании незаконным изложенного в письме от 02.03.2015 N 258 решения администрации Явасского городского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия (далее - администрация Явасского городского поселения, орган местного самоуправления) об отказе принять в муниципальную собственность здание общежития площадью 268 кв.м, расположенного по адресу: Республика Мордовия, Зубово-Полянский район, р.п. Явас, ул.Косарева, д.16. Одновременно заявитель просил суд обязать администрацию Явасского городского поселения принять в муниципальную собственность указанное здание общежития.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное казенное учреждение "Центр инженерно-технического обеспечения и вооружения Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Мордовия" (далее - Учреждение, ФКУ "Центр инженерно-технического обеспечения и вооружения Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Мордовия", ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Республике Мордовия).
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 20.05.2015 заявленные требования удовлетворены; признано незаконным изложенное в письме от 02.03.2015 N 258 решение администрации Явасского городского поселения об отказе в принятии в муниципальную собственность здания общежития площадью 268 кв.м, расположенного по адресу: Республика Мордовия, Зубово-Полянский район, р.п.Явас, ул.Косарева, д.16. Одновременно суд обязал орган местного самоуправления в месячный срок с момента вступления судебного решения в законную силу принять в муниципальную собственность Явасского городского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия здание общежития площадью 268 кв.м, расположенного по адресу: Республика Мордовия, Зубово-Полянский район, р.п.Явас, ул.Косарева, д.16.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация Явасского городского поселения обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
По мнению органа местного самоуправления, безвозмездная передача федерального имущества в муниципальную собственность должна осуществляться с учетом волеизъявления муниципального образования.
ТУ Росимущества в РМ и ФКУ "Центр инженерно-технического обеспечения и вооружения Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Мордовия" в отзывах на апелляционную жалобу указывают на законность обжалуемого судебного акта, просят оставить его без изменения.
Управление и администрация Явасского городского поселения ходатайствуют о рассмотрении дела без участия своих представителей.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу, просил суд оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что 21.02.2014 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано (запись N 13-13-03/003/2014-182) право собственности Российской Федерации на объект недвижимости - здание общежития, площадь 268 кв.м, расположено по адресу: Республика Мордовия, Зубово-Полянский район, р.п. Явас, ул.Косарева, д.16.
Согласно представленным в материалы дела документам за ФКУ "Центр инженерно-технического обеспечения и вооружения Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Мордовия" зарегистрировано право оперативного управления на вышеуказанный объект недвижимости.
Письмом от 27.02.2014 N 14/ТО/71-153 ФГУ "Центр инженерно-технического обеспечения Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия" обратилось в ТУ Росимущесмтва РМ с заявлением о рассмотрении вопроса о передаче здания общежития в муниципальную собственность.
Согласие Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации на вышеуказанные действия изложено в письме 17.03.2014 N 16-10510.
ТУ Росимущества РМ обратилось в администрацию Явасского городского поселения (письмо от 31.03.2014 N 1879) по вопросу передачи объекта недвижимости в муниципальную собственность городского поселения.
Орган местного самоуправления информировал Управление (письмо от 18.04.2014 N 220) об отказе принять объект недвижимости в муниципальную собственность.
Письмом от 26.01.2015 N 253 ТУ Росимущества РМ повторно обратилось в администрацию Явасского городского поселения по вопросу передачи объекта недвижимости в муниципальную собственность.
Письмом от 02.03.2015 N 258 администрация Явасского городского поселения информировала ТУ Росимущества РМ о том, что она не планирует принять в муниципальную собственность обозначенное здание общежития ввиду его непригодности для проживания, что влечет невозможность его использовать для решения вопросов местного значения, а также бремя несения дополнительных расходов на содержание данного имущества.
Полагая, что, изложенное в письме 02.03.2015 N 258 решение администрация Явасского городского поселения и допущенное ею бездействие по принятию объекта недвижимости в муниципальную собственность, являются незаконными, нарушающими законные интересы ТУ Росимущества РМ в сфере экономической деятельности, оно обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, Информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 и исходил из того, что орган местного самоуправления не доказал законность и обоснованность оспариваемого решения.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение решением государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) принят в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оптимизации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также с учетом закрепленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами вопросов местного значения.
В соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ в федеральной собственности может находиться:
имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства Российской Федерации к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти;
имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации;
имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.
Согласно пункту 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) и Приложения N 3 к нему, жилищный и нежилой фонд подлежат передаче в муниципальную собственность.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в Приложении N 3 к постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Абзацем 2 пункта 1 Приложения N 3 к Постановлению N 3020-1 к объектам муниципальной собственности отнесен жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроено-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.
Таким образом, право собственности на жилищный фонд, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения возникло у муниципальных образований с момента разграничения государственной собственности.
Следовательно, не включенный в состав приватизируемого имущества рассматриваемый объект недвижимости отнесен законом к муниципальной собственности, в связи с чем орган местного самоуправления обязан его принять.
Основания и порядок передачи имущества, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность установлены частью 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ.
В силу вышеуказанного, находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий", объекты, указанные в Приложении N 3 к Постановлению N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона, то есть в силу положений названного постановления и должны рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном законом порядке.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе вопросы обеспечения проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создания условий для жилищного строительства, осуществления муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (пункт 6).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Федерального закона N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, в силу пункта 5.13 которого Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет передачу имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность.
Установлено по делу, что здание общежития по адресу: Республика Мордовия, Зубово-Полянский район, р.п.Явас, ул.Косарева, д.16, расположено на территории Явасского городского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия и в силу вышеприведенных положений Федерального закона N 131-ФЗ должно находиться в собственности муниципального образования.
ТУ Росимущества РМ неоднократно обращалось (письма от 31.03.2014 N 1879, от 26.01.2015 N 253) в администрацию Явасского городского поселения по вопросу приема в муниципальную собственность здания общежития площадью 268 кв.м, расположенного по адресу: Республика Мордовия, Зубово-Полянский район, р.п.Явас, ул.Косарева, д.16.
Рассматриваемое здание общежития должно быть передано в муниципальную собственность и принято администрацией Явасского городского поселения, поскольку такая обязанность возникла у органа местного самоуправления в силу закона.
Доводы администрации Явасского городского поселения о том, что передаваемое здание общежития не отвечает требованиям, предъявляемым к жилому фонду, а также об отсутствии в бюджете средств на проведение мероприятий, связанных с принятием указанного объекта недвижимости в муниципальную собственность, его содержание и ремонт, являются несостоятельными, поскольку в силу положений Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления должны формировать местный бюджет таким образом, чтобы обеспечивать решение всех вопросов местного значения.
Утверждение администрации Явасского городского поселения о ненадлежащем состоянии жилого фонда (общежития) и стоимости необходимых ремонтных работ документально не подтверждено, а представленные справка-акт Зубово-Полянского отделения филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" от 08.05.2015 N 6 и акт обследования здания общежития от 06.05.2015 содержат противоречивую информацию.
Кроме того, суд первой инстанции установил, что в настоящее время в здании общежития постоянно проживают граждане; в установленном законом порядке здание общежития аварийным не признано (Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
Вопреки требованиям статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления не доказал законность и обоснованность оспариваемых решения и бездействия.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение по делу, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному заключению о том, что бездействие администрации Явасского городского поселения и изложенное в письме 02.03.2015 N 258 решение об отказе принять в муниципальную собственность здание общежития площадью 268 кв.м, расположенного по адресу: Республика Мордовия, Зубово-Полянский район, р.п.Явас, ул.Косарева, д.16, не соответствуют положениям Федерального закона N 122-ФЗ, Федерального закона N 131-ФЗ и Постановлению N 3020-1 и нарушают права и законные интересы Управления в сфере экономической деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований.
Арбитражный суд Республики Мордовия правомерно удовлетворил заявление ТУ Росимущества РМ.
Руководствуясь частью 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно возложил на орган местного самоуправления обязанность устранить допущенное нарушение прав ТУ Росимущества РМ.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено
Апелляционная жалоба администрации Явасского городского поселения признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд полагает, что решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 20.05.2015 по делу N А39-1354/2015 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьями 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган и орган местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 20.05.2015 по делу N А39-1354/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Явасского городского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
И.А. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-1354/2015
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия
Ответчик: Администрация Явасского городского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия
Третье лицо: Федеральное казенное учреждение "Центр инженерно-технического обеспечения и вооружения Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия"