Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 сентября 2015 г. N 11АП-11890/15

 

гор. Самара

 

24 сентября 2015 г.

Дело N А72-11709/2013

 

Резолютивная часть постановления оглашена 17 сентября 2015 года.

В полном объеме постановление изготовлено 24 сентября 2015 года.

 

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Балакиревой Е.М., Пышкиной Н.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Трифонкиной Н.В., рассмотрев 17 сентября 2015 года в открытом судебном заседании в зале N 6 апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Ульяновск" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 08 июля 2015 года, принятое по делу N А72-11709/2013 (судья Абрашин С.А.),

по иску Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (ОГРН 1027301177749, ИНН 7303003740), гор. Ульяновск

к 1. Обществу с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Ульяновск" (ОГРН 1027301170093, ИНН 7303022447), гор. Ульяновск,

2. Акционерному обществу Монтажно-строительное управление-14 "Ульяновск" (ОГРН 1037301514183, ИНН 7328047235), гор. Ульяновск

об истребовании имущества из чужого незаконного владения,

и по встречному иску Общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Ульяновск" (ОГРН 1027301170093, ИНН 7303022447), гор. Ульяновск

к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (ОГРН 1027301177749, ИНН 7303003740), гор. Ульяновск

о признании права собственности отсутствующим,

с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора:

- Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области,

- Муниципального учреждения Администрация муниципального образования "Старомайнский район",

- Областного государственного казенного учреждения "Ульяновскоблстройзаказчик",

- Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии",

- Областного государственного унитарного предприятия "Имущество",

при участии в судебном заседании:

от Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области - Кузнецова И.С. представитель по доверенности N 73-ИОГВ-10.02.01.07/50 от 12.01.2015;

от ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" - Скрипкина Н.Ю. представитель по доверенности N 1583 от 31.12.2014;

от АО Монтажно-строительное управление-14 "Ульяновск" - не явились, извещены надлежащим образом;

от третьих лиц - не явились, извещены надлежащим образом,

Установил:

Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Ульяновск", к Закрытому акционерному обществу Монтажно-строительное управление-14 "Ульяновск" об истребовании из чужого незаконного владения Закрытого акционерного общества Монтажно-строительное управление-14 "Ульяновск" и Общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Ульяновск" (доля в праве по 1/2 соответственно) в пользу Ульяновской области газопровод высокого давления, II очередь газопровода от села Дмитриево-Помряскино до села Красная Река Г-4, Г-3 и среднего Г-2 от рабочего поселка Старая Майна до села Красная Река, установки ШРП N 1, ШРП N 2 и 1-ой станции ЭХЗ на газопроводе Г-4, Г-3, назначение: газопровод, протяженность 10 992,5 м, Инв. N 027664, лит. I-XIII, адрес объекта: Ульяновская область, Старомайнский район, р.п. Старая Майна - с. Красная Река.

В процессе рассмотрения дела Арбитражный суд Ульяновской области привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области; Муниципальное учреждение Администрацию муниципального образования "Старомайнский район"; Областное государственное казенное учреждение "Ульяновскоблстройзаказчик"; Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"; Областное государственное унитарное предприятие "Имущество".

Определением от 04 июня 2014 года Арбитражный суд Ульяновской области принял к производству встречное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Ульяновск" к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области о признании отсутствующим права собственности Ульяновской области на газопровод высокого давления, II очередь газопровода от села Дмитриево-Помряскино до села Красная Река Г-4, Г-3 и среднего Г-2 от рабочего поселка Старая Майна до села Красная Река, установки ШРП N 1, ШРП N 2 и 1-й станции ЭХЗ на газопроводе Г-4, Г-3, назначение: газопровод, протяженность 10 992,5 м, Инв. N 027664, лит. I-XIII, адрес объекта: Ульяновская область, Старомайнский район, р.п. Старая Майна - с. Красная Река.

Решением от 02 июля 2014 года суд оставил без удовлетворения исковые требования Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области к Обществу с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Ульяновск" и к Закрытому акционерному обществу Монтажно-строительное управление-14 "Ульяновск"; удовлетворил встречные исковые требования Общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Ульяновск" к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области; признал отсутствующим право собственности Ульяновской области на газопровод высокого давления.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 сентября 2014 года решение Арбитражного суда Ульяновской области от 02 июля 2014 года было оставлено без изменения, апелляционная жалоба Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области - без удовлетворения.

Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 03 февраля 2015 года решение Арбитражного суда Ульяновской области от 02 июля 2014 года и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 сентября 2014 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ульяновской области.

Дело передано на новое рассмотрение судье Абрашину Сергею Александровичу; определением от 13 февраля 2015 года дело N А72-11709/2013 принято к производству.

Определением от 14 апреля 2015 года суд удовлетворил ходатайство представителя ДГИЗО Ульяновской области об уточнении исковых требований, в котором заявитель просил суд истребовать из чужого незаконного владения ООО "Ульяновскоблгаз" и ЗАО МСУ-14 "Ульяновск" долю в размере 69/100 в праве собственности в пользу Ульяновской области в отношении объекта недвижимого имущества: Газопровод высокого давления, II очередь газопровода от села Дмитриево-Помряскино до села Красная Река Г-4, Г-3 и среднего Г-2 от рабочего поселка Старая Майна до села Красная Река, установки ШРП N 1, ШРП N 2 и 1-ой станции ЭХЗ на газопроводе Г-4, Г-3, назначение: газопровод, протяженность 10 992,5 м, инв. N 027664, лит. I-XIII, адрес объекта: Ульяновская область, Старомайнский район, р.п. Старая Майна - с. Красная Река.

Определением от 02 июля 2015 года суд удовлетворил заявление представителя ЗАО МСУ-14 "Ульяновск" об уточнении наименования ответчика. Считать наименованием ответчика Акционерное общество Монтажно-строительное управление-14 "Ульяновск".

Представитель ДГИЗО Ульяновской области заявил ходатайство об уточнении исковых требований, в котором просит суд истребовать из чужого незаконного владения ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" и АО МСУ-14 "Ульяновск" долю в размере 69/100 в праве собственности в пользу Ульяновской области в отношении объекта недвижимого имущества: газопровод высокого давления, II очередь газопровода от села Дмитриево-Помряскино до села Красная Река Г-4, Г-3 и среднего Г-2 от рабочего поселка Старая Майна до села Красная Река, установки ШРП N 1, ШРП N 2 и 1-ой станции ЭХЗ на газопроводе Г-4, Г-3, назначение: газопровод, протяженность 10 992,5 м, Инв. N 027664, лит. I-XIII, адрес объекта: Ульяновская область, Старомайнский район, р.п. Старая Майна - с. Красная Река.

Суд удовлетворил данное ходатайство, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 08 июля 2015 года суд исковые требования Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области к Обществу с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Ульяновск" и к Акционерному обществу Монтажно-строительное управление-14 "Ульяновск" удовлетворил частично. Истребовал у Общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Ульяновск" и Акционерного общества Монтажно-строительное управление - 14 "Ульяновск" в пользу Ульяновской области долю в размере 1731/10000 в праве собственности на объект недвижимого имущества: Газопровод высокого давления, II очередь газопровода от села Дмитриево-Помряскино до села Красная Река Г-4, Г-3 и среднего Г-2 от рабочего поселка Старая Майна до села Красная Река, установки ШРП N 1, ШРП N 2 и 1-ой станции ЭХЗ на газопроводе Г-4, Г-3, назначение: газопровод, протяженность 10 992,5 м, инв. N 027664, лит. I-XIII, адрес объекта: Ульяновская область, Старомайнский район, р.п. Старая Майна - с. Красная Река. В остальной части в удовлетворении исковых требований Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области отказал. Взыскал с Общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Ульяновск" в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 7 576 руб. 16 коп. Взыскал с Акционерного общества Монтажно-строительное управление - 14 "Ульяновск" в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 7 576 руб. 16 коп. Встречные исковые требования Общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Ульяновск" к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области удовлетворил. Признал отсутствующим право собственности Ульяновской области на газопровод высокого давления, II очередь газопровода от села Дмитриево-Помряскино до села Красная Река Г-4, Г-3 и среднего Г-2 от рабочего поселка Старая Майна до села Красная Река, установки ШРП N 1, ШРП N 2 и 1-й станции ЭХЗ на газопроводе Г-4, Г-3, назначение: газопровод, протяженность 10 992,5 м, инв. N 027664, лит. I-XIII, адрес объекта: Ульяновская область, Старомайнский район, р.п.Старая Майна - с.Красная Река. Взыскал с Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Ульяновск" 4 000 руб. - в возмещение расходов по госпошлине.

Заявитель - Общество с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Ульяновск", не согласившись с решением суда первой инстанции, подал в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда изменить в части определения долей и, соответственно, возложения судебных расходов, принять по делу новый судебный акт.

Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 августа 2015 года рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 17 сентября 2015 года на 12 час. 00 мин.

Представитель ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представитель Департамента возражал против отмены оспариваемого решения по основаниям, изложенным в письменных возражениях на апелляционную жалобу.

Представители Акционерного общества Монтажно-строительное управление-14 "Ульяновск" и третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Исполнительного комитета Старомайнского районного совета народных депутатов N 273 от 20 октября 1988 года отведен земельный участок под строительство межпоселкового газопровода от с. Дмитриево-Помряскино до с. Красная Река; заказчик - колхоз им.Чапаева Старомайнского района.

Согласно Акту выбора от 06 октября 1989 года земельный участок под строительство межпоселкового газопровода от с. Дмитриево-Помряскина до с. Красная Река был выделен на землях ОПХ "Заречное" совхоза "Старомайнский", совхоза "Кременковский", колхоза "Волга".

Решением общего отчетного собрания членов колхоза имени Чапаева Старомайнского района от 20 февраля 2001 года колхоз имени Чапаева был преобразован в сельскохозяйственный производственный кооператив.

14 января 2008 года на общем собрании членов СПК им. Чапаева Старомайнского района было принято решение о передаче полномочий по строительству газопровода высокого давления, II очередь газопровода от села Дмитриево-Помряскино до села Красная Река Г-4, Г-3 и среднего давления Г-2 от рабочего поселка Старая Майна до села Красная Река, установки ШРП N 2 и 1-й станции ЭХЗ на газопроводе Г-4, Г-3 Обществу с ограниченной ответственностью "Ульяновскоблгаз" (позднее переименованному в ООО "Газпром газораспределение Ульяновск").

14 января 2008 года между Сельскохозяйственным производственным кооперативом имени Чапаева (Сторона-1) и Обществом с ограниченной ответственностью "Ульяновскоблгаз" (Сторона-2) было заключено Соглашение, согласно которому СПК имени Чапаева передает Обществу с ограниченной ответственностью "Ульяновскоблгаз" полномочия по строительству газопровода высокого давления, 2 очередь газопровода от села Дмитриево-Помряскино до села Красная Река Г-4, Г-3 и среднего Г-2 от рабочего поселка Старая Майна до села Красная Река, установки ШРП N 1, ШРП N 2 и 1-й станции ЭХЗ на газопроводе Г-4, Г-3.

13 февраля 2008 года между Обществом с ограниченной ответственностью "Ульяновскоблгаз" (Сторона -1) и Закрытым акционерным обществом Монтажно-строительное управление - 14 "Ульяновск" (Сторона-2) было заключено Соглашение, где стороны договорились прикладывать совместные усилия в целях строительства газопровода высокого давления, 2 очередь газопровода от села Дмитриево-Помряскино до села Красная Река Г-4, Г-3 и среднего Г-2 от рабочего поселка Старая Майна до села Красная Река, установки ШРП N 1, ШРП N 2 и 1-й станции ЭХЗ на газопроводе Г-4, Г-3 Обществу с ограниченной ответственностью "Ульяновскоблгаз".

Пунктом 1.2 Соглашения от 13 февраля 2008 года стороны предусмотрели, что после окончания строительства и сдачи объекта в эксплуатацию за каждой стороной закрепляется соответствующая доля пропорционально участию в строительстве объекта. Доли, определенные сторонами после сдачи объекта в эксплуатацию, будут закреплены за каждой стороной в соответствующем соглашении о долевом участии.

Постановлением Главы администрации муниципального образования "Старомайнский район" Ульяновской области N 86 от 12 февраля 2008 года Обществу с ограниченной ответственностью "Ульяновскоблгаз" было разрешено строительство газопровода высокого давления, 2 очередь газопровода от села Дмитриево-Помряскино до села Красная Река Г-4, Г-3 и среднего Г-2 от рабочего поселка Старая Майна до села Красная Река, установки ШРП N 1, ШРП N 2 и 1-й станции ЭХЗ на газопроводе Г-4, Г-3.

Постановлением Главы администрации муниципального образования "Старомайнский район" Ульяновской области N 107 от 19 февраля 2008 года Обществу с ограниченной ответственностью "Ульяновскоблгаз" был разрешен ввод вышеуказанного объекта в эксплуатацию. Одновременно Обществу с ограниченной ответственностью "Ульяновскоблгаз" было выдано Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию "RU 73516000" N 2 от 19 февраля 2008 года газопровода высокого давления, 2 очередь газопровода от села Дмитриево-Помряскино до села Красная Река Г-4, Г-3 и среднего Г-2 от рабочего поселка Старая Майна до села Красная Река, установки ШРП N 1, ШРП N 2 и 1-й станции ЭХЗ на газопроводе Г-4 и Г-3, расположенного по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район.

По данным технической инвентаризации по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район р.п. Старая Майна - с. Красная Река расположен газопровод высокого давления, 2 очередь газопровода от села Дмитриево-Помряскино до села Красная Река Г-4, Г-3 и среднего Г-2 от рабочего поселка Старая Майна до села Красная Река, установки ШРП N 1, ШРП N 2 и 1-й станции ЭХЗ на газопроводе Г-4 и Г-3 общей протяженностью 10 992,5 м, в том числе 29,1 м надземной прокладки и 10 963,4 подземной прокладки, год ввода в эксплуатацию - 2008, инвентарный номер 27664, кадастровый номер 73:16:0276640000 (план недвижимого имущества, кадастровый паспорт).

По условиям Соглашения N 523-001-07/4 от 08 июня 2009 года ООО "Ульяновскоблгаз" и ЗАО МСУ-14 "Ульяновск" договорились считать равными доли в праве собственности на вышеуказанный газопровод, закрепив соответственно за ООО "Ульяновскоблгаз" право собственности на 1/2 доли газопровода, за ЗАО МСУ-14 "Ульяновск" - право собственности на 1/2 доли газопровода.

На основании вышеуказанных документов ООО "Ульяновскоблгаз" 25 ноября 2009 года зарегистрировало право общей долевой собственности (доля в праве 1/2) на газопровод высокого давления, 2 очередь газопровода от села Дмитриево-Помряскино до села Красная Река Г-4, Г-3 и среднего Г-2 от рабочего поселка Старая Майна до села Красная Река, установки ШРП N 1, ШРП N 2 и 1-й станции ЭХЗ на газопроводе Г-4 и Г-3 протяженностью 10 992,5 м, инв. N 027664, лит.I-XIII, по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район, с. Красная Река (с условным номером 73-73-07/040/2009-119, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 73-АТ N 955264 от 25 ноября 2009 года.

Ввиду исправления технической ошибки взамен свидетельства о государственной регистрации права серии 73-АТ N 955264 от 25 ноября 2009 года ООО "Ульяновскоблгаз" (правопредшественник ООО "Газпром газораспределение Ульяновск") было выдано свидетельство серии 73-АА N 214018 от 01 августа 2011 года, где в графе "адрес объекта" указано "Ульяновская область, Старомайнский район, р.п. Старая Майна - с. Красная Река".

Согласно приказу ЗАО МСУ-14 "Ульяновск" от 10 июня 2009 года N 93а и акту о приеме-передаче здания (сооружения) от 10 июня 2009 года объект - газопровод высокого давления от с. Дмитриево-Помряскино до с. Красная Река и среднего от р.п. Старая Майна до с. Красная Река в объеме выполненных ЗАО МСУ-14 строительных работ был принят на баланс предприятия.

29 июля 2011 года Закрытое акционерное общество МСУ-14 "Ульяновск" зарегистрировало право общей долевой собственности (доля в праве 1/2) на газопровод высокого давления, 2 очередь газопровода от села Дмитриево-Помряскино до села Красная Река Г-4, Г-3 и среднего Г-2 от рабочего поселка Старая Майна до села Красная Река, установки ШРП N 1, ШРП N 2 и 1-й станции ЭХЗ на газопроводе Г-4 и Г-3 протяженностью 10 992,5 м, инв. N 027664, лит. I-XIII, с условным номером 73-73-07/040/2009-119 по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район, р.п. Старая Майна - с. Красная Река, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 73-АА N 214436.

В тоже время, из материалов дела следует, что 29 августа 2006 года оформлен акт N 1 приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта - газопровод высокого давления р.п. Старая Майна - с. Красная Река протяженностью 10,92 км по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район, строительно-монтажные работы были осуществлены в сроки: октябрь 2004 года - декабрь 2005 года.

Распоряжением N 345-р от 04 сентября 2006 года Главы администрации муниципального образования "Старомайнский район" Ульяновской области утвержден акт приемки законченного строительством объекта и Областному государственному учреждению "Ульяновскоблстройзаказчик" разрешена эксплуатация законченного строительством объекта (газопровод высокого давления р.п. Старая Майна - с. Красная Река) по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район.

22 февраля 2011 года зарегистрировано право собственности Ульяновской области на газопровод высокого давления, 2 очередь газопровода от села Дмитриево-Помряскино до села Красная Река Г-4, Г-3 и среднего Г-2 от рабочего поселка Старая Майна до села Красная Река, установки ШРП N 1, ШРП N 2 и 1-й станции ЭХЗ на газопроводе Г-4 и Г-3 протяженностью 10 992,5 м и, инв. N 027664, лит. I-XIII, с условным номером 73-73-07/011/2011-255 по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район, р.п. Старая Майна - с. Красная Река, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 73-АА N 141658.

Согласно распоряжению N 1352-р от 06 августа 2007 года Министерство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (правопредшественник Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области) исключило из состава имущества, закрепленного на праве оперативного управления за Областным государственным учреждением "Ульяновскоблстройзаказчик", газопровод высокого и среднего давления от р.п. Старая Майна до с. Красная Река протяженностью 10 923,88 м и прекратило право оперативного управления ОГУ "Ульяновскоблстройзаказчик" на указанное имущество.

По акту приема-передачи ОГУ "Ульяновскоблстройзаказчик" передало вышеуказанное имущество в казну Ульяновской области.

Распоряжением N 1413-р от 154 августа 2008 года Министерство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области исключило из раздела "Казна Ульяновской области" государственное имущество, передав государственное имущество, указанное в пункте 1 настоящего распоряжения (в том числе спорный газопровод), по акту приема-передачи Областному государственному унитарному предприятию "Имущество" на праве хозяйственного ведения.

Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области от 14 октября 2011 года N 07/027/2011-494 следует, что 14 октября 2011 года по заявлению Областного государственного унитарного предприятия "Имущество" прекращена государственная регистрация права хозяйственного ведения данного лица на вышеуказанное имущество.

Как установлено судом и подтверждается представителями сторон, в натуре имеется один газопровод высокого давления, 2 очередь газопровода от села Дмитриево-Помряскино до села Красная Река Г-4, Г-3 и среднего Г-2 от рабочего поселка Старая Майна до села Красная Река, установки ШРП N 1, ШРП N 2 и 1-й станции ЭХЗ на газопроводе Г-4 и Г-3 протяженностью 10 992,5 м по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район, р.п. Старая Майна - с. Красная Река.

Следовательно, в данном случае на один и тот же объект недвижимого имущества - газопровод высокого давления, 2 очередь газопровода от села Дмитриево-Помряскино до села Красная Река Г-4, Г-3 и среднего Г-2 от рабочего поселка Старая Майна до села Красная Река, установки ШРП N 1, ШРП N 2 и 1-й станции ЭХЗ на газопроводе Г-4 и Г-3 протяженностью 10 992,5 м по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район, р.п. Старая Майна - с. Красная Река, зарегистрировано право Общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Ульяновск" (доля в праве - 1/2), Закрытого акционерного общества МСУ-14 "Ульяновск" (доля в праве - 1/2) и Ульяновской области.

Обосновывая решение, суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела подтверждается факт финансирования.

Обжалуя решение, заявитель указал, что суд сделал необоснованный вывод об определении размера долей, не учтя, что Ульяновская область внесла лишь 2 000 000 руб., тогда как заявитель - 5 533 621 руб. 05 коп.

Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей сторон и изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта.

Как было указано выше, судом первой инстанции установлено, что в натуре имеется один газопровод высокого давления, 2 очередь газопровода от села Дмитриево-Помряскино до села Красная Река Г-4, Г-3 и среднего Г-2 от рабочего поселка Старая Майна до села Красная Река, установки ШРП N 1, ШРП N 2 и 1-й станции ЭХЗ на газопроводе Г-4 и Г-3 протяженностью 10 992,5 м по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район, р.п. Старая Майна - с. Красная Река.

Как следует из письменных пояснений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области причиной двойной регистрации явилась техническая ошибка, допущенная в наименовании и адресе объекта недвижимости, не позволившая на момент регистрации права собственности Ульяновской области на указанный объект установить тождественность объектов при проведении правовой экспертизы.

По данным государственного кадастра недвижимости газопровод высокого давления был дважды поставлен на кадастровый учет под номерами 73:16:060401:132 и 73:16:060401:133.

Согласно пояснениям Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ульяновской области сведения об объектах капитального строительства (газопровод высокого давления, II очередь газопровода от села Дмитриево-Помряскино до села Красная Река Г-4, Г-3 и среднего Г-2 от рабочего поселка Старая Майна до села Красная Река, установки ШРП N 1, ШРП N 2 и 1-ой станции ЭХЗ на газопроводе Г-4) с кадастровыми номерами 73:16:060401:132 протяженностью 10 992 м и 73:16:060401:133, протяженностью 10 992 м, расположенных по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район, р.п. Старая Майна - с. Красная река внесены в государственный кадастр недвижимости 12 сентября 2013 года на основании сведений, поступивших в порядке информационного взаимодействия от органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Управление Росреестра по Ульяновской области.).

Арбитражный суд Поволжского округа, отменяя решение Арбитражного суда Ульяновской области от 02 июля 2014 года и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 сентября 2014 года по настоящему делу, в постановлении от 03 февраля 2015 года указал: "в случае установления факта создания объекта общей долевой собственности, исследовать и оценить в том числе документы о фактических затратах, понесенных в результате создания спорного объекта общей долевой собственности".

Из материалов дела следует, что фактически спорный участок газопровода был построен в 2005 - 2006 годах, а частично - возможно и ранее.

Газификация села Красная Река Старомайнского района Ульяновской области была включена в программу строительства, реконструкции и модернизации ООО "Ульяновскоблгаз" на период с 01 января 2005 года по 31 декабря 2006 года, утвержденную председателем Правительства Ульяновской области, с общей стоимостью объекта 5 337,1 тыс. руб., сроки строительства: начало - 2005 год, окончание - 2006 год.

Для осуществления строительства газопровода между ООО "Ульяновскоблгаз" (Заказчик) и ЗАО МСУ-14 "Ульяновск" (Подрядчик) был заключен договор подряда N 05-82/05-303/12 от 01 сентября 2005 года, согласно которому Заказчик поручает, а Подрядчик обязуется выполнить строительство межпоселкового газопровода высокого давления р.п. Старая Майна - с. Красная река Старомайнского района от ПК 17 до ПК 108+51 общей протяженностью 9 256 метров, цена договора - 4 995 995 руб. 05 коп.; составлена смета N 1609 от 24 августа 2005 года на проведение строительных работ на указанную сумму.

По заказу ООО "Ульяновскоблгаз" в соответствии с договором от 06 сентября 2005 года N 45/05-304/12 Производственным кооперативом проектного института "Ульяновскагропромпроект" были проведены проектные и изыскательские работы общей стоимостью 369 041 руб. с изготовлением проектной документации на газопровод высокого давления р.п. Старая Майна - с. Красная Река Старомайнского района (корректировка существующего проекта в связи с заменой стальных труб на полиэтиленовые) (договор, акт приемки научно-технической продукции, рабочий проект); осуществлена экспертиза промышленной безопасности Проекта, расходы на которую составили 7 080 руб.; ООО "Ульяновскоблгаз" приобретены газораспределительные установки (ГРПШ) на общую сумму 161 505 руб.

Работы по договору подряда N 05-82/05-303/12 от 01 сентября 2005 года были выполнены ЗАО МСУ-14 "Ульяновск" (Подрядчиком) в полном объеме и приняты Заказчиком (ООО "Ульяновскоблгаз") по актам о приемке выполненных работ N 1 от 31 октября 2005 года, N 2 от 31 октября 2005 года, N 1 от 30 ноября 2005 года, N 2 от 30 ноября 2005 года, N 3 от 30 ноября 2005 года, N 1 от 30 декабря 2005 года на общую сумму 4 995 995 руб. 07 коп. Работы оплачены Заказчиком в полном объеме, что подтверждается обеими сторонами договора.

В тоже время, судом установлено, что ЗАО МСУ-14 "Ульяновск", в целях строительства газопровода, помимо договора подряда N 05-82/05-303/12 от 01 сентября 2005 года, оформленного с ООО "Ульяновскоблгаз", заключило с ОГУ "Ульяновскоблстройзаказчик" (лицом, уполномоченным выступать заказчиком от имени Ульяновской области) аналогичный договор подряда N 05-2/05 от 25 мая 2005 года на выполнение работ по строительству спорного газопровода.

В судебном заседании суда первой инстанции представители АО МСУ-14 "Ульяновск" и ОГУ "Ульяновскоблстройзаказчик" подтвердили наличие между ними договорных отношений по строительству спорного газопровода. В то же время стороны пояснили, что данный договор у них не сохранился.

Кроме пояснений сторон, наличие между ОГУ "Ульяновскоблстройзаказчик" и АО МСУ-14 "Ульяновск" договорных отношений по строительству газопровода подтверждается актом N 1 от 25 августа 2005 года и справкой N 1 от 25 августа 2005 года, оформленных во исполнение договора подряда N 05-2/05 от 25 мая 2005 года.

Из данных документов следует, что ЗАО МСУ-14 "Ульяновск" были выполнены, а ОГУ "Ульяновскоблстройзаказчик" приняты работы по разработке грунта и укладке газопроводов на сумму 2 000 000 руб.

Из материалов дела следует, что в целях реализации программы "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов РФ (2002 - 2010 годы и до 2015 года)" между Министерством регионального развития РФ (Государственный Заказчик) и Правительством Ульяновской области (Получатель бюджетных средств) был заключен договор N 139 от 30 августа 2005 года, согласно которому в целях реализации программы осуществляется финансирование строек и объектов, указанных в Приложении N 1 к настоящему договору.

В Перечень объектов Ульяновской области, включенных в федеральные целевые программы на 2005 года, был включен межпоселковый газопровод в/д (р.п. Ст. Майна - с. Красная Река) Старомайнского района (пункт 17 Перечня) с предполагаемым объемом финансирования 2 000 000 руб.

ОГУ "Ульяновскоблстройзаказчик" по платежному поручению N 188 от 26 октября 2005 года перечислило ЗАО МСУ-14 "Ульяновск" денежные средства в размере 2 000 000 руб. в оплату работ, выполненных по договору подряда N 05-2/05 от 25 мая 2005 года.

В то же время, из материалов дела следует, что денежных средств, перечисленных заказчиками (ООО "Ульяновскоблгаз" и ОГУ "Ульяновскоблстройзаказчик") подрядчику (ЗАО МСУ-14 "Ульяновск") не было достаточно для завершения строительства спорного газопровода.

Ввиду отсутствия финансирования строительства и необходимости сдачи объекта в 2005 году ЗАО МСУ-14 "Ульяновск" завершило весь комплекс работ за счет собственных средств, затратив 4 018 683 руб. 00 коп.

Данные обстоятельства подтверждаются следующим:

Согласно акту о приемке выполненных работ N 1 от 26 марта 2009 года ЗАО МСУ-14 "Ульяновск" были выполнены строительные работы на сумму 4 018 683 руб.

Объект "газопровод с. Красная Река Старомайнского района Ульяновской области" в объеме выполненных ЗАО МСУ-14 "Ульяновск" строительных работ был поставлен предприятием на свой баланс и принят к учету в качестве объекта основных средств, что подтверждается вышеназванными приказом ЗАО МСУ-14 "Ульяновск" от 10 июня 2009 года N 93а и актом о приеме-передаче здания (сооружения) в эксплуатацию от 10 июня 2009 года, а также данными аналитического учета ЗАО МСУ-14 "Ульяновск".

Согласно справке ЗАО МСУ-14 "Ульяновск" N 233 от 07 апреля 2014 года по состоянию на 01 января 2006 года в бухгалтерском учете организации числилась стоимость незавершенного производства по объекту "Газопровод высокого давления, 2 очередь газопровода от села Дмитриево-Помряскино до села Красная Река Г-4, Г-3 и среднего Г-2 от рабочего поселка Старая Майна до села Красная Река, установки ШРП N 1, ШРП N 2 и 1-й станции ЭХЗ на газопроводе Г-4, Г-3" стоимостью 3 405 663 руб. 56 коп., не оплаченная Заказчиком (стоимость учитывается в учете без НДС, с НДС стоимость составляет 4 018 683 руб.). Данная сумма была погашена при вводе в эксплуатацию указанного объекта 10 июня 2009 года.

ЗАО МСУ-14 "Ульяновск" представило в материалы дела письма, из содержания которых усматривается следующее: "ЗАО МСУ-14 "Ульяновск" согласно графику строительства, утвержденному Департаментом газификации Ульяновской области, выполнило и сдало в эксплуатацию в декабре 2005 года газопровод высокого давления р.п. Старая Майна - с. Красная Река протяженностью 11,1 км.

Согласно утвержденной проектно-сметной документации, стоимость объекта составляет 12 941,499 тыс. руб.

Профинансировано:

- из ФЦП - 2 000 тыс. руб.;

- за счет инвестсоставляющей ООО "Ульяновскоблгаз" - 4 995,995 тыс. руб.;

- ранее выполнены объемы на сумму - 2 276,821 тыс. руб.

Всего профинансировано - 9 278,816 тыс. руб.

Для завершения работ по объекту необходимо было 4 018,683 тыс. руб. и на совещании от 14 декабря 2005 года решили:

1. ЗАО МСУ-14 "Ульяновск" сдает в эксплуатацию газопровод ВД от р.п. Старая Майна до с. Красная Река в срок до 25 декабря 2005 года.

2. ОГУ "Ульяновскоблстройзаказчик" гарантирует включение в бюджет Ульяновской области на 2006 год в строке "газификация" сумму 4 018,683 тыс. руб. для расчета с Подрядчиком_

_Газопровод эксплуатируется 18 месяцев, однако, затраты ЗАО МСУ-14 "Ульяновск" до настоящего времени не компенсированы.

Просим Вас предусмотреть компенсацию затрат в бюджете Ульяновской области по итогам 1-го полугодия 2007 года при передвижке бюджетных средств на газификацию".

Доказательства финансирования строительства газопровода на сумму 4 018 683 руб. из бюджета Ульяновской области в материалах дела отсутствуют. Представитель истца (ДГИЗО Ульяновской области) пояснил, что такое финансирование не осуществлялось.

Как установлено судом первой инстанции выше, ООО "Ульяновскоблгаз" (после переименования ООО "Газпром газораспределение Ульяновск") оплатило ЗАО МСУ-14 "Ульяновск" за работы по строительству спорного газопровода 4 995 995 руб. 05 коп.

Кроме того, ООО "Ульяновскоблгаз" оплатило:

- ПК Проектный институт "Ульяновскагропромпроект" 369 041 руб. за выполнение проектно-изыскательских работ;

- предприятию "СТН НИЦ ЭТПО" 7 080 руб. за экспертизу промышленной безопасности газопровода высокого давления р.п. Старая Майна - с. Красная Река Старомайнского района Ульяновской области;

- ООО "Теплый Дом и К" 161 505 руб. за приобретение для спорного объекта ГРПШ-13-1ВУ1 и ГРПШ-13-2ВУ1 по товарной накладной N 278 от 19 декабря 2005 года.

Таким образом, ООО "Ульяновскоблгаз" (после переименования ООО "Газпром газораспределение Ульяновск") осуществило расходы на строительство спорного газопровода на общую сумму 5 533 621 руб. 05 коп.

Данный размер расходов, понесенных ООО "Газпром газораспределение Ульяновск", сторонами не оспаривается.

Проанализировав вышеперечисленные документы в совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что строительство спорного газопровода осуществлено за счет средств Ульяновской области, ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" и ЗАО МСУ-14 "Ульяновск".

При этом фактические затраты каждой из сторон составили:

- Ульяновская область - 2 000 000 руб.;

- ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" - 5 533 621 руб. 05 коп.;

- ЗАО МСУ-14 "Ульяновск" - 4 018 683 руб.

Итого на сумму 11 552 304 руб. 05 коп.

В то же время в Разрешении на ввод объекта в эксплуатацию "RU 73516000" N "2" от 19 февраля 2008 года указано, что стоимость спорного газопровода составляет 12 941 499 руб.

На неоднократные предложения суда первой инстанции представить в материалы дела первичные документы, подтверждающие стоимость газопровода на сумму 12 941 499 руб., стороны, а также Администрация муниципального образования "Старомайнский район" (лицо, выдавшее Разрешение от 19 февраля 2008 года), истребованные документы не представили. При этом из пояснений данных лиц следует, что все имеющиеся у них документы были ранее представлены в материалы дела.

Согласно ч.ч. 2 - 4 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции обоснованно посчитал, что, исходя из размера документально подтвержденных фактических затрат сторон, стоимость спорного газопровода составляет сумму 11 552 304 руб. 05 коп.

В силу ст. 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. К безвозмездным поступлениям относятся, в том числе, субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии).

Согласно ст. 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. Цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации

Согласно постановлению Правительства РФ от 11 октября 2001 года N 717 "О Федеральной целевой программе "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002 - 2010 годы и до 2015 года)" предусматривалось выделение средств из федерального бюджета на финансирование мероприятий указанной Программы с учетом возможностей федерального бюджета. Реализация данной программы предполагала, наряду с прочим, строительство в субъектах Российской Федерации объектов линейной инженерной инфраструктуры, в том числе, за счет средств федерального бюджета путем предоставления субсидий регионам в порядке ст. 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Такие условия финансирования предусмотрены и в преамбуле договора N 139 от 30 августа 2005 года, заключенным между Министерством регионального развития РФ и Правительством Ульяновской области.

Как установлено судом первой инстанции, полученные во исполнение вышеуказанной Федеральной целевой программы в виде субсидии денежные средства в сумме 2 000 000 руб. были перечислены Ульяновской областью через уполномоченное лицо (ОГУ "Ульяновскоблстройзаказчик") подрядчику строительства спорного газопровода - АО МСУ-14 "Ульяновск".

При этом ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" и АО МСУ-14 "Ульяновск" не оспаривают, что строительство спорного газопровода было профинансировано Ульяновской областью на сумму 2 000 000 руб.

В материалы дела не представлены сведения о каком-либо порядке обращения в собственность Ульяновской области объектов недвижимости, построенных за счет межбюджетных субсидий.

В отсутствие данного порядка и, поскольку межбюджетные субсидии субъектам РФ из федерального бюджета при условии их целевого использования являются доходами бюджета субъекта РФ, следовательно, объекты недвижимого имущества, построенные за счет таких субсидий в рамках федеральных целевых программ, обращаются в собственность субъекта РФ.

Таким образом, право собственности на созданный за счет средств Ульяновской области, ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" и АО МСУ-14 "Ульяновск" газопровод принадлежит как Ульяновской области, так и ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" и АО МСУ-14 "Ульяновск".

При этом суд первой инстанции обоснованно указал, что поскольку судом установлено, что вышеперечисленные субъекты принимали участие в создании (строительстве) газопровода, соответственно, отсутствовали основания для государственной регистрации права собственности на весь газопровод в целом какой-либо одной из сторон спора (в данном случае Ульяновской области с одной стороны либо ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" и АО МСУ-14 "Ульяновск" с другой стороны).

В связи с чем, документы, указанные в свидетельствах о государственной регистрации права спорящих сторон, с учетом требований Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не могли являться основанием для возникновения права собственности каждой из сторон на весь спорный газопровод.

В свою очередь Администрация муниципального образования "Старомайнский район" Ульяновской области, привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, не представила пояснений о причинах подписания ею в августе 2006 году Акта приемки газопровода для ОГУ "Ульяновскоблстройзаказчик" (выступавшего от имени Ульяновской области в качестве заказчика строительства), а по прошествии полутора лет (в феврале 2008 года) разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию газопровода для ООО "Ульяновскоблгаз" и ЗАО МСУ-14 "Ульяновск".

Вместе с тем, поскольку газопровод является неделимой вещью, то есть не может быть разделен без изменения его назначения, в силу ст. 244 Гражданского кодекса Российской Федерации, он может принадлежать истцу и ответчикам на праве общей собственности.

В соответствии с пунктами 1, 2 и 5 статьи 244 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность). По соглашению участников совместной собственности, а при недостижении согласия по решению суда на общее имущество может быть установлена долевая собственность этих лиц.

В силу пункта 1 статьи 245 Гражданского кодекса Российской Федерации, если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными.

По смыслу данных норм права не исключается возможность любого из участников долевой собственности в судебном порядке оспорить равенство долей, исходя из вклада каждого в создании общего имущества.

Поскольку затраты Ульяновской области по строительству газопровода составили 2 000 000 руб., то в процентном отношении к общей стоимости газопровода размер вклада Ульяновской области в строительство газопровода будет составлять 17,31 % (= 2 000 000 руб. х 100 % / 11 552 304 руб. 05 коп.).

Следовательно, доля Ульяновской области в праве собственности на спорный газопровод должна составлять 1731/10000.

В свою очередь, общий размер вкладов ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" и АО МСУ-14 "Ульяновск" в процентном отношении к общей стоимости газопровода составляет 82,69 % (8269/10000).

При этом, суд первой инстанции обоснованно учел, что в соглашении N 523-001-07/4 от 08 июня 2009 года ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" и АО МСУ-14 "Ульяновск" договорились считать равными доли каждого из них в праве собственности на вышеуказанный газопровод, суд считает, что доля каждого из данных лиц в собственности на газопровод должна составлять 41345/100000 (8269/10000 : 2).

ООО "Газпром газораспределение Ульяновск", предъявив к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области встречный иск, просит суд признать отсутствующим право собственности Ульяновской области на газопровод высокого давления, II очередь газопровода от села Дмитриево-Помряскино до села Красная Река Г-4, Г-3 и среднего Г-2 от рабочего поселка Старая Майна до села Красная Река, установки ШРП N 1, ШРП N 2 и 1-й станции ЭХЗ на газопроводе Г-4, Г-3, назначение: газопровод, протяженность 10 992,5 м, Инв. N 027664, лит. I-XIII, адрес объекта: Ульяновская область, Старомайнский район, р.п. Старая Майна - с. Красная Река.

Как указано в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.

В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Судом установлено, что с момента ввода в эксплуатацию по настоящее время спорный газопровод эксплуатируется силами ООО "Газпром газораспределение Ульяновск". При этом ЗАО МСУ-14 "Ульяновск", на основании договоров аренды имущества, передало ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" во временное владение и пользование 1/2 доли газопровода.

Из материалов дела не усматривается, что Ульяновская область фактически владела либо владеет спорным газопроводом.

Принимая во внимание, что право собственности Ульяновской области на весь газопровод (объект недвижимости) в целом не возникло, и соответственно право собственности Ульяновской области на весь объект в целом зарегистрировано неправомерно, а ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" является одним из сособственников спорного объекта и вправе обращаться с таким иском, суд первой инстанции законно и обоснованно посчитал, что встречное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Ульяновск" следует удовлетворить и признать отсутствующим право собственности Ульяновской области на газопровод высокого давления, II очередь газопровода от села Дмитриево-Помряскино до села Красная Река Г-4, Г-3 и среднего Г-2 от рабочего поселка Старая Майна до села Красная Река, установки ШРП N 1, ШРП N 2 и 1-й станции ЭХЗ на газопроводе Г-4, Г-3, назначение: газопровод, протяженность 10 992,5 м, инв. N 027664, лит. I-XIII, адрес объекта: Ульяновская область, Старомайнский район, р.п. Старая Майна - с. Красная Река.

В свою очередь исковые требования Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области следует удовлетворить частично, исходя из следующего.

Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, ссылаясь на финансирование строительства спорного газопровода за счет бюджетных средств, считает, что данный газопровод является собственностью Ульяновской области.

В связи с чем, истец просит суд истребовать в пользу Ульяновской области из чужого незаконного владения акционерного общества Монтажно-строительное управление-14 "Ульяновск" и общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Ульяновск" долю в размере 69/100 в праве собственности ответчиков на спорный газопровод.

Как предусмотрено статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

В предмет доказывания по данному спору входит совокупность следующих фактов: наличие у истца права собственности на истребуемое имущество; владение ответчиками спорным имуществом; отсутствие у ответчиков законных оснований для такого владения.

На основании пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей содержание права собственности, собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В силу статьи 128 Гражданского кодекса Российской Федерации в понятие имущества входят не только вещи, но и иное имущество.

Глава 16 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает право общей долевой собственности, в том числе на неделимую вещь, допуская установление долей в праве соглашением сторон (пункт 4 статьи 244, пункт 2 статьи 245).

Спорный газопровод является неделимой индивидуально-определенной вещью.

Поскольку законодательство допускает такой вид имущества, как доля в праве собственности на неделимую вещь, при нарушении права на данный вид имущества его обладателю должна быть обеспечена защита. При этом под защитой нарушенного права имеется в виду не только возможность обращения в суд, но и возможность достижения в суде правового результата.

Поэтому, исходя из характера и последствий нарушения, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что заявленное истцом требование является иском о восстановлении права на долю с применением по аналогии правил статей 301, 302 Кодекса, которые обеспечивают стабильность гражданского оборота и гарантируют всем участникам спора в отношении такого имущества равные со всеми остальными собственниками и приобретателями права на защиту.

Возможность применения указанных правил для защиты права собственности на имущество, не относящееся в строгом смысле к вещам, признана в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 августа 2006 года N 1877/06, от 14 июля 2009 года N 5194/09, от 17 ноября 2009 года N 11458/09, от 09 февраля 2010 года N 13944/09 и от 13 сентября 2011 года N 3413/11.

В пункте 52 постановления N 10/22 разъяснено, что если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о возврате имущества во владение его собственника, то такое решение является основанием для внесения записи в ЕГРП.

Как было установлено выше, собственниками спорного имущества являются как Ульяновская область в лице Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, так и юридические лица - Акционерное общество Монтажно-строительное управление-14 "Ульяновск" и Общество с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Ульяновск".

При этом, судом первой инстанции обоснованно установлено, что доля Ульяновской области в собственности на спорный газопровод составляет 1731/10000 долей, которой фактически владеют Акционерное общество Монтажно-строительное управление-14 "Ульяновск" и Общество с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Ульяновск".

Ссылка жалобы на то, что доли в праве собственности определены неверно отклоняется судом апелляционной инстанции по вышеизложенным обстоятельствам.

Учитывая вышеизложенное, исковые требования Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области обоснованно удовлетворены частично в части истребования у Общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Ульяновск" и Акционерного общества Монтажно-строительное управление-14 "Ульяновск" в пользу Ульяновской области долю в размере 1731/10000 в праве собственности на объект недвижимого имущества: Газопровод высокого давления, II очередь газопровода от села Дмитриево-Помряскино до села Красная Река Г-4, Г-3 и среднего Г-2 от рабочего поселка Старая Майна до села Красная Река, установки ШРП N 1, ШРП N 2 и 1-ой станции ЭХЗ на газопроводе Г-4, Г-3, назначение: газопровод, протяженность 10 992,5 м, инв. N 027664, лит. I-XIII, адрес объекта: Ульяновская область, Старомайнский район, р.п. Старая Майна - с. Красная Река.

В остальной части в удовлетворении исковых требований Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области обоснованно отказано, поскольку данное лицо не доказало факт внесения вклада в создание спорного газопровода на сумму, превышающую 2 000 000 руб.

Довод Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области о том, что денежные средства, потраченные ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" на возведение спорного объекта были возмещены данному лицу за счет установления специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа и, соответственно, данное лицо не вправе претендовать на право собственности, обоснованно отклонен судом первой инстанции со следующей мотивировкой.

В материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие факт финансирования обществом с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Ульяновск" строительства газопровода за счет данной специальной надбавки.

Вместе с тем следует отметить, что статьей 17 федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" установлены правовые основы развития газификации территорий Российской Федерации. Согласно данной статье "для финансирования программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на территории субъектов Российской Федерации, могут быть введены специальные надбавки к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями. В этом случае органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за целевым использованием финансовых средств, полученных в результате введения указанных надбавок".

Постановлением Правительства РФ от 03 мая 2001 года N 335 "О порядке установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации" установлено, что органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с газораспределительными организациями утверждаются специальные надбавки к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям, предназначенные для финансирования программ газификации. Размер специальных надбавок определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по методике, утверждаемой Федеральной службой по тарифам. Для соответствующей газораспределительной организации средний размер специальной надбавки, рассчитываемый в соответствии с методикой, не может превышать 25% (включая налог на прибыль организаций, возникающий от применения специальной надбавки) среднего размера тарифа на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям для конечных потребителей, рассчитываемого в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.

Согласно Постановлению ФЭК РФ от 25 июля 2001 года N 47/2 "Об утверждении Методики определения размера специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации" специальные надбавки, рассчитанные в соответствии с Методикой, включаются в тарифы на транспортировку газа ГРО (газораспределительной организации) (плата за пользование распределительными газопроводами увеличивается на величину специальной надбавки) и применяются при расчетах за услуги по транспортировке газа по распределительным газопроводам, оказываемых ГРО потребителям транспортных услуг (п. 1.4.). Средства, полученные в результате применения специальных надбавок, имеют целевой характер и направляются на финансирование программ газификации (п. 1.5.)

Согласно п. 1.6. данной Методики, построенные на средства, полученные от использования специальных надбавок, в результате осуществления программ газификации объекты газоснабжения оформляются в собственность и принимаются ГРО на баланс в установленном порядке.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 15 августа 2006 года N 187-э/4 была утверждена Методика определения размера специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям для финансирования программ газификации, пункт 7 которой также твердо устанавливает, что объекты газоснабжения, построенные на средства, полученные от использования специальных надбавок, в результате осуществления программ газификации, оформляются в собственность ГРО.

Следует отметить, что Методика, утвержденная Постановлением ФЭК РФ от 25 июля 2001 года N 47/2 действовала на момент строительства спорного газопровода и была признана утратившей силу в связи с изданием в связи с изданием Приказа ФСТ РФ от 15 августа 2006 года N 187-э/4. В свою очередь Методика, утвержденная приказом ФСТ России от 15 августа 2006 года N 187-э/4, также действовала в период строительства спорного газопровода и была признана утратившей силу в связи с изданием Приказа ФСТ РФ от 21 июня 2011 года N 154-э/4.

При этом необходимо отметить, что указанная специальная надбавка не является субсидией, так как субсидия - это пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое за счёт государственного или местного бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным органам власти, другим государствам.

С учетом изложенного суд первой инстанции законно и обоснованно посчитал необоснованным отнесение Департаментом государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области суммы, потраченной ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" для строительства газопровода (5 533 621 руб. 05 коп.), к средствам областного бюджета. В связи с чем, требование истца об истребовании у ответчиков доли Ульяновской области в размере 69/100 является не правомерным.

Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемого решения. Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, доводы жалобы выражают несогласие с ними и в целом направлены на переоценку доказательств при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с чем, отклоняются судом апелляционной инстанции.

В связи тс вышеизложенным Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Ульяновской области от 08 июля 2015 года, принятого по делу N А72-11709/2013 и для удовлетворения апелляционной жалобы.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.

Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 08 июля 2015 года, принятое по делу N А72-11709/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Ульяновск" - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в суд кассационной инстанции.

 

Председательствующий

С.Ю. Николаева

 

Судьи

Е.М. Балакирева
Н.Ю. Пышкина

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Номер дела в первой инстанции: А72-11709/2013


Истец: Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области

Ответчик: ЗАО Монтажно-строительное управление-14 "Ульяновск", ООО "Газпром газораспределение Ульяновск"

Третье лицо: Муниципальное учреждение Администрация муниципального образования "Старомайнский район", Муниципальное учреждение Администрация муниципального образования "Старомайнский район", Областное государственное казенное учреждение "Ульяновскоблстройзаказчик", областное государственное унитарное предприятие "Имущество", ОГКУ "Ульяновскоблстройзаказчик", ОГУП "Имущество", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"