г. Вологда |
|
30 октября 2015 г. |
Дело N А05-6614/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2015 года.
В полном объёме постановление изготовлено 30 октября 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Потеевой А.В., судей Моисеевой И.Н. и Тарасовой О.А.
при ведении протокола секретарём судебного заседания Леоновой А.В.,
при участии от истца Дербина Д.В. по доверенности от 29.06.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Онежский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 01 сентября 2015 года по делу N А05-6614/2015 (судья Филипьева А.Б.),
установил:
министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (место нахождения: 163000, г. Архангельск, ул. Выучейского, д.18, ОГРН 1102901001356, далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к акционерному обществу "Онежский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат" (место нахождения: 164840, Архангельская обл., г. Онега, ул. Гутина, д. 2, ОГРН 1022901174394, далее - Общества) о расторжении договора от 10.04.2013 N 1319 аренды лесных участков, предоставляемых для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов.
Решением от 01 сентября 2015 года заявленные требования удовлетворены.
Общество, не согласившись с судебным актом, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и в иске отказать. Доводы жалобы обосновывает тем, что истцом не соблюдён досудебный порядок урегулирования спора.
Министерство в отзыве и его представитель в судебном заседании возражали против удовлетворения жалобы.
Ответчик надлежащим образом извещён о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направил, в связи с этим разбирательство по делу произведено без его участия в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419 "О приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов" Министерством издан приказ от 10.01.2012 N 1 о включении инвестиционного проекта ответчика в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Министерством (арендодатель) и Обществом (арендатор) 10.04.2013 заключён договор N 1319 аренды лесных участков, предоставляемых для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, по условиям которого на основании заявления арендатора от 13.03.2013 N 01-1201 об объединении в один договор договоров от 15.03.2012 N 1274 и 1276 аренды лесных участков арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду лесной участок, находящийся на землях лесного фонда, сроком действия договора по 14.03.2061, местоположение: Архангельская область, муниципальное образование "Плесецкий муниципальный район", Приозерное лесничество, Кенозерское участковое лесничество, часть квартала N 2, кадастровый номер: 29:15:190101:81, Кенозерское участковое лесничество, часть квартала 2, кварталы N 3,4, кадастровый номер 29:15:190101:82, Янгорское участковое лесничество кварталы N 1-11, кадастровый номер 29:15:090101:22, Ундозерское участковое лесничество, квартал N 61, части кварталов N 85-91, кадастровый номер 29:15:090201:26; Ундозерское участковое лесничество, части кварталов N 85-90, кадастровый номер 29:15:090201:27; Ундозерское участковое лесничество, части кварталов N 90, 91, кадастровый номер 29:15:090201:28; Ундозерское участковое лесничество, кварталы N 109-112, 132, 133, кадастровый номер 29:15:090401:11; Ундозерское участковое лесничество, квартал N 137, кадастровый номер 29:15:090401:8; Ундозерское участковое лесничество, квартал N 174, часть квартала N 175, кварталы N 176, 177, кадастровый номер 29:15:100101:17; Ундозерское участковое лесничество, части кварталов N 188, 189, 190, 213, кадастровый номер 29:15:090401:9; Ундозерское участковое лесничество, части кварталов N 188, 189, 190, квартал N 191, часть квартала N 213, кадастровый номер 29:15:090401:10; Приозерное лесничество: Ундозерское участковое лесничество, кварталы N 1-9, 15-20, 26-28, 33-38, 173, 178-187, 192-201, 207-209, 211, 212, 214-213, Ягорское участковое лесничество, кварталы N 19-23, 33-37, 42, 43, 102-108, 143, 144, 192-194, 215, 216, 218, 236, 237, Кенозерское участковое лесничество, кварталы N 33-40, 50-58, 75-79, 82-85, 93-96, 98-105, 108-115, 126; МО "Плесецкий муниципальный район", Приозерное лесничество, кварталы N 98-101, условный номер 11:250:20:1654; общая площадь лесного участка 172 169 га, для заготовки древесины в объёмах согласно приложению N 3.
Договор аренды зарегистрирован 06.05.2013 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за номером 29-29-12/011/2013-334.
В соответствии с пунктом 3.4.25 договора арендатор обязался осуществлять мероприятия по созданию и (или) модернизации объектов лесной инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов и др.) и (или) лесоперерабатывающей инфраструктуры, инвестиции в машины, транспортные средства и оборудование, необходимые для ведения лесного хозяйства и лесозаготовительных работ на лесном участке, в объёмах капитальных сложений и сроки, предусмотренные календарным планом реализации инвестиционного проекта.
Разделом VI договора предусмотрены основания прекращения его действия, в том числе в случае нарушения арендатором сроков реализации инвестиционного проекта более чем на 1 год (абзац 5 пункта 6.3).
В соответствии с календарным планом реализации инвестиционного проекта "Модернизация лесопильного производства ОАО "Онежский ЛДК" (приложение N 7 к договору аренды) сроком окончания реализации проекта установлен третий квартал 2012 года, при этом в 2011 году инвестиции должны составить 147 846 тыс. руб., в первом квартале 2012 года - 21 199 тыс. руб., во втором квартале 2012 года - 70 739 тыс. руб., в третьем квартале - 70 639 тыс. руб., общий размер инвестиций 310 723 тыс. руб.
Согласно отчётам о ходе реализации инвестиционного проекта, предоставленным Обществом Министерству, на 1-й квартал 2012 года привлечено 33 651 тыс. руб. инвестиций, на 3-й квартал 2013 года аванс в размере 33 651 тыс. руб. поставщиком возвращён.
Министерством в связи с выявленными нарушениями в адрес ответчика направлено предписание от 23.05.2013 N 204-02/1961 о необходимости устранения нарушений календарного плана реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов "Модернизация производства ОАО "Онежский ЛДК" в срок до 01.10.2013. Этим же письмом арендодатель проинформировал арендатора о том, что если нарушения не будут устранены в установленный срок, он инициирует процедуру исключения инвестиционного проекта из перечня приоритетных и расторжение договоров аренды лесных участков, представленных для его реализации.
Предписанием от 13.02.2014 N 204-02/784 Министерство вновь указало ответчику на необходимость устранения нарушения календарного плана реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, установив срок до 01.03.2014.
В установленный срок предписание Обществом не исполнено, в результате чего Министерство издало распоряжение от 03.03.2014 N 104р "Об исключении инвестиционного проекта "Модернизация производства ОАО "Онежский ЛДК" из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и расторжении договоров аренды лесного участка" об осуществлении досрочного расторжения договоров аренды лесных участков и о направлении в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации заявления об исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 09.04.2014 N 662 "Об исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов" инвестиционный проект ОАО "Онежский ЛДК" "Модернизация производства ОАО "Онежский ЛДК" исключён из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 18 августа 2014 года по делу N А05-6488/2014, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09 декабря 2014 года, Обществу отказано в удовлетворении требования о признании недействительными пунктов 1, 2, 3, абзаца 2 пункта 4, пункта 5 распоряжения Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 03.03.2014 N 104р.
Министерство в адрес Общества направило письмо от 08.05.2015 N 204-01/3820 с просьбой расторгнуть договор аренды от 10.04.2013 N 1319.
Поскольку Общество письмо оставило без ответа, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно статье 22 ЛК РФ инвестиционная деятельность в области освоения лесов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений". Объектами капитальных вложений в области освоения лесов являются объекты создаваемой и (или) модернизируемой лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры. Подготовка перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и его утверждение осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 19 Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (далее - Положение N 419), утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419, установлено, что в случае появления предусмотренных подпунктом "д" пункта 11 Положения N 419 оснований для досрочного расторжения договора аренды лесного участка, включённого в перечень лесных участков, (в том числе нарушение арендатором графика реализации инвестиционного проекта более чем на 1 год) заинтересованный орган направляет инвестору предписание о необходимости устранения нарушений с указанием срока их устранения.
В случае если такие нарушения были устранены в указанный в предписании срок, заинтересованный орган информирует об этом Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в течение 10 дней с даты получения такой информации.
В случае если такие нарушения не были устранены в указанный в предписании срок, заинтересованный орган в течение 10 дней с момента истечения указанного в предписании срока устранения нарушений принимает решение о направлении в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации заявления об исключении инвестиционного проекта из перечня. Последнее в течение 14 рабочих дней со дня получения указанного заявления принимает решение об исключении соответствующего инвестиционного проекта из перечня и направляет его копию заинтересованному органу для принятия решения о расторжении договора аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков.
К числу оснований для досрочного расторжения договора аренды лесного участка, включённого в перечень лесных участков, отнесено нарушение арендатором сроков реализации инвестиционного проекта более чем на один год (подпункт "д" пункта 11 Положения).
В данном случае материалами дела подтверждается наличие основания для расторжения договора, предусмотренного пунктом 6.3 договора, и для обращения с данным требованием в суд.
Таким образом, в связи с установлением факта нарушения ответчиком сроков реализации приоритетного инвестиционного проекта "Модернизация производства ОАО "Онежский ЛДК" сроком более чем на 1 год суд правомерно удовлетворил заявленные требования.
Довод ответчика о несоблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора проверен судом первой инстанции и получил надлежащую правовую оценку. У суда первой инстанции отсутствовали основания для оставления искового заявления без рассмотрения на основании пункта 2 части 1 статьи 148 АПК РФ.
Материалами дела подтверждается, что истец в порядке соблюдения положений статей 452, 619 ГК РФ направил в адрес ответчика предписания от 23.05.2013 N 204-02/1961 и от 13.02.2014 N 204-02/784 с предложением устранить нарушения календарного плана реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов.
Вместе с этим Министерство направило в адрес Общества семь писем, в которых предлагало расторгнуть договоры аренды лесных участков: от 08.05.2015 за N 204-01/3816 по договору аренды от 15.03.2012 N 1273; от 08.05.2015 N 204-01/3815 по договору аренды от 15.03.2012 N 1272; от 08.05.2015 N 204-01/3820 по договору аренды от 10.04.2013 N 1319; от 08.05.2015 N 204-01/3817 по договору аренды от 15.03.2012 N 1274; от 08.05.2015 N 204-01/3819 по договору аренды от 15.03.2012 N 1276; от 08.05.2015 N 204-01/3818 по договору арены от 15.03.2012 N 1275; от 07.05.2015 N 204-01/3753 по договору аренды от 15.03.2012 N 1271.
Указанные письма ответчиком получены, допущенные нарушения договора в разумный срок не устранены. Более того, проект ответчика исключён из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, что влечёт невозможность осуществления целевого (для реализации инвестиционного проекта) использования арендованного лесного участка.
На основании изложенного, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные в материалы дела доказательства, правильно применил нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 01 сентября 2015 года по делу N А05-6614/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Онежский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Потеева |
Судьи |
И.Н. Моисеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-6614/2015
Истец: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: АО "ОНЕЖСКИЙ ЛЕСОПИЛЬНО-ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩИЙ КОМБИНАТ", ОАО "Онежский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат"
Третье лицо: ООО "СОЛОМБАЛЬСКАЯ ЛЕСНАЯ КОМПАНИЯ"
Хронология рассмотрения дела:
08.02.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3316/15
04.02.2016 Определение Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2184/16
24.12.2015 Определение Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3084/15
30.10.2015 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-8518/15
06.10.2015 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-8124/15
01.09.2015 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-6614/15