г.Самара |
|
08 декабря 2015 г. |
Дело N А55-19404/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 декабря 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Семушкина В.С., Драгоценновой И.С., при ведении протокола судебного заседания Лаврской Е.В., с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Поволжские торговые ряды" - представитель не явился, извещено,
от министерства имущественных отношений Самарской области - представителя Вирт О.И. (доверенность от 30.12.2014),
от третьих лиц: государственного бюджетного учреждения Самарской области "Региональный центр недвижимости" - представитель не явился, извещено,
правительства Самарской области - представителя Вирт О.И. (доверенность от 31.12.2014),
рассмотрев в открытом судебном заседании 02 декабря 2015 года по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для суда первой инстанции, заявление общества с ограниченной ответственностью "Поволжские торговые ряды" (ИНН 6312038434, ОГРН 1026300772937), г.Самара, к министерству имущественных отношений Самарской области, г.Самара, третьи лица: государственное бюджетное учреждение Самарской области "Региональный центр недвижимости" (ОГРН 1106315001154, ИНН 6315856438), г.Самара, правительство Самарской области, г.Самара,
о признании незаконными приказа от 11 июня 2014 года N 1280, действий,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Поволжские торговые ряды" (далее - ООО "ПТР", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом изменения предмета требований, принятого судом в соответствии со ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным приказа министерства имущественных отношений Самарской области (далее - министерство, минимущество) от 11 июня 2014 года N 1280; о признании незаконными действий министерства имущественных отношений Самарской области, выраженных в отказе о предоставлении ООО "ПТР" в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г.Самара, Кировский район, в красных линиях ул.Ставропольской/ пр.Кирова, площадью 147,00 кв.м, с кадастровым номером 63:01:0229002:2006, под установку временного павильона без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией; об обязании министерства имущественных отношений Самарской области по вступлении в законную силу решения суда по делу устранить допущенные нарушения прав ООО "ПТР" путем принятия к рассмотрению заявления ООО "ПТР", расположенного по адресу: Самарская область, г.Самара, Кировский район, в красных линиях ул.Ставропольской/пр.Кирова, площадью 147,00 кв.м, с кадастровым номером 63:01:0229002:2006, под установку временного павильона без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией, обеспечить проведение оценки земельного участка в порядке, установленном законодательством об оценочной деятельности, и публикацию в газете "Волжская коммуна" о предоставлении в аренду земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное бюджетное учреждение Самарской области "Региональный центр недвижимости" (далее - ГБУ СО "РЦН").
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15 декабря 2014 года заявление удовлетворено, приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 11 июня 2014 года N 1280 признан незаконным. Действия министерства имущественных отношений Самарской области, выраженные в отказе о предоставлении ООО "ПТР" в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г.Самара, Кировский район, в красных линиях ул.Ставропольской/ пр. Кирова, площадью 147,00 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0229002:2006, под установку временного павильона без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией признаны незаконными. На министерство имущественных отношений Самарской области возложена обязанность по вступлении в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "ПТР" путем принятия к рассмотрению заявления ООО "ПТР" о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г.Самара, Кировский район, в красных линиях ул.Ставропольской/пр.Кирова, площадью 147,00 кв.м, с кадастровым номером 63:01:0229002:2006, под установку временного павильона без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией, обеспечения проведения оценки земельного участка в порядке, установленном законодательством об оценочной деятельности, и публикации в газете "Волжская коммуна" о предоставлении в аренду земельного участка. С министерства имущественных отношений Самарской области в пользу ООО "ПТР" взысканы расходы по уплате государственной пошлине в сумме 4000 рублей.
В апелляционных жалобах министерство имущественных отношений Самарской области и правительство Самарской области просили решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что размещение торгового объекта, принадлежащего заявителю, на испрашиваемом земельном участке схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара, утвержденной постановлением главы городского округа Самара от 19.04.2013 N 377, не предусмотрено. Кроме того, испрашиваемый земельный участок находится в собственности Самарской области, в связи с чем на основании п.2.8 Порядка предоставления земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением правительства Самарской области от 26.12.2007 N 280, полномочия по распоряжению им принадлежат правительству Самарской области.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06 апреля 2015 года решение Арбитражного суда Самарской области от 15 декабря 2014 года оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 30 июля 2015 года постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06 апреля 2015 года отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд.
После принятия апелляционной жалобы лица, не участвовавшего в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции определяет, затрагивает ли принятый судебный акт непосредственно права или обязанности заявителя, и, установив это, решает вопросы об отмене судебного акта суда первой инстанции, руководствуясь пунктом 4 части 4 статьи 270 Кодекса, и о привлечении заявителя к участию в деле. Если после принятия апелляционной жалобы будет установлено, что заявитель не имеет права на обжалование судебного акта, то применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Кодекса производство по жалобе подлежит прекращению.
Суд кассационной инстанции указал, что суд апелляционной инстанции, рассматривая апелляционную жалобу правительства Самарской области, должен был установить, затрагиваются ли права и обязанности Самарской области решением суда первой инстанции.
В случае если решение Арбитражного суда Самарской области от 15 декабря 2014 года не принято о правах и обязанностях Самарской области, суду апелляционной инстанции необходимо было прекратить производство по апелляционной жалобе правительства Самарской области применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если обжалуемый судебный акт принят о правах и обязанностях Самарской области, суд апелляционной инстанции должен был вынести определение о переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции в соответствии с пунктом 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлечь уполномоченный орган к участию в деле, в постановлении указать об отмене судебного акта.
Однако в нарушение вышеуказанных норм права, суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу правительства Самарской области по существу, оставил решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу правительства Самарской области без удовлетворения.
При новом рассмотрении дела судом апелляционной инстанции были учтены указания суда кассационной инстанции.
На основании ч.5 ст.158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 23 сентября 2015 года рассмотрение дела было отложено на 16 час 30 мин 21 октября 2015 года в связи с необходимостью представления лицами, участвующими в деле, дополнительных документов.
На основании ч.5 ст.158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 21 октября 2015 года рассмотрение дела было отложено на 12 час 05 мин 11 ноября 2015 года, поскольку определением от 23 сентября 2015 года суд предложил правительству Самарской области представить мотивированное дополнение к апелляционной жалобе, в котором следует обосновать, каким образом принятое арбитражным судом решение затрагивает права и обязанности Самарской области (в лице правительства Самарской области), с доказательствами направления данного дополнения лицам, участвующим в деле. Однако данные документы в суд апелляционной инстанции представлены не были. Непредставление правительством Самарской области вышеуказанного обоснования обращения с апелляционной жалобой препятствует рассмотрению дела по существу. Кроме того, министерство имущественных отношений Самарской области отзыв на апелляционную жалобу правительства Самарской области не представило.
Определением суда от 10 ноября 2015 года в составе суда, рассматривающего данное дело, произведена замена судьи Поповой Е.Г. на судью Драгоценнову И.С. в связи с ее нахождением в очередном ежегодном отпуске, после чего рассмотрение дела было начато заново.
Судом апелляционной инстанции во исполнение указаний кассационного арбитражного суда были истребованы у правительства Самарской области пояснения относительно прав и обязанностей Самарской области, затронутых обжалуемым решением арбитражного суда.
Определением суда от 18 ноября 2015 года суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, и привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, правительство Самарской области.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей заявителя и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель министерства и правительства Самарской области поддержал доводы апелляционных жалоб, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления общества.
Согласно статье 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" земельные участки, предоставленные некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся к собственности субъектов Российской Федерации, соответственно в данном случае земельный участок принадлежит на праве собственности Самарской области.
В отношении спорного земельного участка 05 августа 2014 года зарегистрировано право собственности Самарской области, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (ь.1, л.д.159).
Исходя из статьи 5.1 Закона Самарской области от 11 марта 2005 года N 94-ГД "О земле" полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в собственности Самарской области, осуществляет правительство Самарской области.
В соответствии с Порядком предоставления земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, для целей, не связанных со строительством, утвержденным постановлением правительства Самарской области от 26 декабря 2007 года N 280, действовавшим на момент принятия оспариваемого решения, граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подавали в правительство Самарской области заявление о предоставлении земельного участка. Заявление о предоставлении земельного участка регистрировалось в управлении делопроизводства и документооборота аппарата правительства Самарской области и не позднее следующего дня передавалось в министерство для его проверки на соответствие требованиям, установленным пунктом 2.2 настоящего Порядка. При этом решение о предоставлении земельного участка, проведении торгов в отношении земельного участка или об отказе в его предоставлении принималось правительством Самарской области. Министерство впоследствии лишь заключало договор купли-продажи либо договор аренды земельного участка.
Таким образом, на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции, министерство утратило полномочия по распоряжению вышеуказанным земельным участком, в связи с чем не уполномочено продолжать работу по рассмотрению заявления ООО "ПТР" о предоставлении в аренду указанного земельного участка.
Однако суд первой инстанции не принял во внимание указанные обстоятельства и вынес решение об обязании министерства устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "ПТР" путем принятия к рассмотрению заявления ООО "ПТР" о предоставлении указанного участка, обеспечения проведения оценки земельного участка и публикации в газете информации о предоставлении указанного участка.
При этом уполномоченный на распоряжение указанным земельным участком орган - правительство Самарской области к участию в деле судом первой инстанции не привлечено.
Кроме того, в настоящее время в соответствии с действующей редакцией Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 5.1 Закона Самарской области от 11 марта 2005 года N 94-ГД "О земле" заключение договора аренды земельного участка осуществляется правительством Самарской области.
Согласно ч.4 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
В силу части 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. О переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции выносится определение с указанием действий лиц, участвующих в деле, и сроков осуществления этих действий.
Исходя из разъяснений, данных в пункте 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 года N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", о переходе к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции, суд апелляционной инстанции выносит определение. Возражения в отношении данного определения в силу частей 1, 2 статьи 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могут быть заявлены только при обжаловании судебного акта, которым завершается рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
С учетом вышеизложенного арбитражный апелляционный суд привлек к участию в деле правительство Самарской области в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, и перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Рассмотрев дело по правилам рассмотрения дела в суде первой инстанции, арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, распоряжением департамента строительства и архитектуры г.о.Самара от 22 июля 2009 года N РД-180 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в красных линиях ул.Ставропольской и пр.Кирова в Кировском районе г.Самары под установку временного павильона, принадлежащего ООО "Поволжские торговые ряды" (т.1, л.д.34).
Участок был поставлен на временный кадастровый учет с номером 63:01:0229002:511. ООО "Поволжские торговые ряды" 19 мая 2009 года обратилось с заявлением N 12-2/0107/09 о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г.Самара, в красных линиях ул.Ставропольской/ пр.Кирова в Кировском районе г.Самары, площадью 146,90 кв.м, под установку временного павильона без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией.
В соответствии с пунктом 2.12 Порядка предоставления министерством имущественных отношений Самарской области был принят приказ от 01 апреля 2010 года N 491 о проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды указанного земельного участка под установку именного павильона без устройства фундамента с дальнейшей эксплуатацией по реализации продуктов питания сроком на один год. Главным управлением организации торгов Самарской области 20 мая 2010 года был проведен аукцион, по результатам которого составлен протокол об итогах аукциона. На основании данного протокола аукционной комиссией к участию в аукционе допущены ООО "ПТР" и ООО "Адмирал". Поскольку наиболее высокий размер годовой арендной платы предложило ООО "ПТР", указанное общество было признано комиссией победителем аукциона.
В министерство имущественных отношений Самарской области 25 мая 2010 года поступило заявление ООО "ПТР" об отказе заключить с министерством договор аренды земельного участка с кадастровым номером: 63:01:0229002:511 в связи с завышенной арендной платой.
ООО "ПТР" 12 ноября 2013 года повторно обратилось с заявлением N 12-1/3032/2013 о предоставлении в аренду указанного земельного участка. Письмом от 27 ноября 2013 года 12-2/3032/2013 министерство отказало ООО "ПТР" в предоставлении земельного участка площадью 146,90 кв.м, расположенного по адресу: г.Самара, в красных линиях ул.Ставропольской/ пр.Кирова в Кировском районе г.Самары, в связи с тем, что согласно схеме размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением главы городского округа Самара от 19 апреля 2013 года N377, размещение торгового объекта, принадлежащего заявителю, на испрашиваемом земельном участке не предусмотрено. Земельный участок был 28 ноября 2013 года повторно поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером: 63:01:0229002:2006.
ООО "ПТР" 12 декабря 2013 года обратилось с заявлением N 12-1/3213/13 о предоставлении земельного участка в аренду, по результатам рассмотрения которого письмом от 19 декабря 2013 года N 12-1/3213/13 был направлен отказ в предоставлении заявителю земельного участка по аналогичным основаниям (т.1, л.д.96-97).
Как следует из представленных документов, в период с осени 2009 года по 2013 год на участке находился принадлежащий ООО "ПТР" торговый павильон, который был демонтирован.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21 февраля 2014 года и постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 апреля 2013 года по делу N А55-24325/2013 были признаны незаконными действия департамента потребительского рынка и услуг администрации г.о.Самара и администрации Кировского района г.о.Самара по демонтажу и вывозу принадлежащего ООО "ПТР" торгового павильона, располагавшегося по адресу: г.Самара, ул.Ставропольская, 198/пр.Кирова.
Вышеуказанным постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 апреля 2014 года на администрацию Кировского района г.Самары и департамент потребительского рынка и услуг администрации г.о.Самара возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов ООО "ПТР", в результате действий по демонтажу и вывозу принадлежащих ему объектов, путём восстановления и приведения демонтированных объектов в первоначальное состояние.
ООО "ПТР" 02 июля 2014 года обратилось в министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением N 12-1/1698/14 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером: 63:01:0229002:2006.
Письмом от 15 июля 2014 года министерство имущественных отношений Самарской области отказало в предоставлении земельного участка (т.1, л.д.73-74).
Как следует из текста оспариваемого отказа, спорный земельный участок был предоставлен ГБУ СО "РЦН" на основании приказа министерства имущественных отношений Самарской области от 11 июня 2014 года N 1280.
На основании приказа минимущества от 11 июня 2014 года N 1280 между заинтересованным лицом и ГБУ СО "РЦН" заключен договор N 129п-2014/2015 от 18 июня 2014 года безвозмездного срочного пользование земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара, для целей, не связанных со строительством.
На момент вынесения министерством приказа N 1280 от 11 июня 2014 года и заключения с ГБУ СО "РЦН" вышеозначенного договора права третьих лиц на указанный земельный участок отсутствовали. Процедура предоставления земельного участка была произведена на основании статей 20, 24 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 17.1 Федеральный закон от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", статьи 5.1 Закона Самарской области "О земле", разделв 3 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением правительства Самарской области от 21 июня 2014 года N 74.
Из материалов дела следует, что 05 августа 2014 года произведена государственная регистрация права Самарской области на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение временного объекта, общая площадь 147 кв.м, адрес объекта: Самарская область, г.Самара, Кировский район, в красных линиях улицы Ставропольской/проспекта Кирова, что подтверждается представленным в материалы дела свидетельством о государственной регистрации права N 63-АН N 336014.
Считая отказ в предоставлении земельного участка незаконным и нарушающим его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Как отметил суд кассационной инстанции, порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, на момент возникновения спорных правоотношений регулировался статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с постановлением правительства Самарской области от 13 июня 2006 года N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (в том числе занимаемыми зданиями, строениями, сооружениями), а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, с 01 июля 2006 года осуществляет министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением правительства Самарской области от 21 июня 2006 года N 74 с учетом требований статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации утвержден Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара (далее - Порядок).
Согласно пункту 2.1 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков, для целей, не связанных со строительством, подают в минимущество заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, минимущество направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка минимущество в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
Установлено, что на момент подачи обществом заявления от 02 июля 2014 года N 12-1/1698/14 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 63:01:0229002:2006, данный земельный участок был предоставлен в безвозмездное срочное пользование ГБУ СО "РЦН" по договору безвозмездного срочного пользование земельным участком от 18 июня 2014 года N 129п-2014/2015, заключенным на основании приказа минимущества от 11 июня 2014 года N 1280.
Таким образом, на момент подачи обществом заявления и на момент принятия оспариваемого отказа от 15 июля 2014 года спорный земельный участок был обременен правами третьего лица и не мог быть выставлен на торги. В этой связи приказ от 11 июня 2014 года N 1280 не нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку на момент издания данного приказа спорный земельный участок не был обременен его правами, и в отношении данного земельного участка отсутствовало заявление о его предоставлении от общества.
Ссылка ООО "ПТР" о том, что приказ от 11 июня 2014 года N 1280 противоречит действующему законодательству, поскольку спорный земельный участок был обременен, так как на нем находился, принадлежащий обществу торговый павильон, который был незаконно демонтирован и судебными актами по делу N А55-24325/2013 суд обязал органы местного самоуправления восстановить нарушенные права заявителя, несостоятельны.
Судебными актами по делу N А55-24325/2013 были признаны незаконными действия администрации Кировского района г.Самары и департамента потребительского рынка и услуг администрации г.о.Самара по демонтажу торгового павильона, принадлежавшего обществу, ввиду нарушения Регламента действий органов местного самоуправления городского округа Самара и иных участников отношений в сфере выявления, вывоза и хранения самовольно установленных нестационарных объектов потребительского рынка на территории городского округа Самара, утвержденного постановлением администрации городского округа Самара от 19 октября 2011 года N 1282.
Из указанных судебных актов следует, что торговый павильон установлен на спорном земельном участке самовольно.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2015 года N 306-КГ14-4695 по делу N А55-24325/2013 разъяснено, что из указания судов на восстановление и приведение демонтированных объектов в первоначальное состояние не следует, что демонтированное имущество как нестационарный объект должно быть установлено на прежнем земельном участке, незаконно занятом обществом.
Кроме того, судебными актами по делу N А55-2159/2014, вступившими в законную силу, установлено, что ООО "ПТР" самовольно разместило на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0229002:2006 торговый павильон.
Таким образом, на момент принятия минимуществом приказа от 11 июня 2014 года N 1280 о предоставлении вышеуказанного земельного участка в безвозмездное срочное пользование ГБУ СО "РЦН", данный земельный участок не был обременен правами ООО "ПТР", поскольку наличие на земельном участке самовольно установленного временного объекта не обременяет его правами лица, установившего такой временный объект, вследствие отсутствия у этого лица законных оснований для использования земельного участка. При этом общество не обладало правом на предоставление спорного земельного участка без проведения торгов в соответствии с пунктом 3.1 Порядка.
Между тем спорный земельный участок был предоставлен ГБУ СО "РЦН" в безвозмездное срочное пользование на основании пункта 3.1 Порядка, которым предусмотрено, что земельный участок под временные объекты предоставляется без торгов, в случае если земельный участок испрашивается заявителем в безвозмездное срочное пользование в случаях, установленных действующим законодательством.
Кроме того, на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции право собственности на спорный земельный участок было зарегистрировано за Самарской областью, о чем 05 августа 2014 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, для целей, не связанных со строительством, утвержденным постановлением правительства Самарской области от 26 декабря 2007 года N 280.
Однако суд первой инстанции в порядке восстановления нарушенных прав общества обязал минимущество совершить действия, предусмотренные Порядком распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, утвержденным постановлением правительства Самарской области от 21 июня 2006 года N 74.
При таких обстоятельствах требования заявителя удовлетворению не подлежат.
На основании п.4 ч.4 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда от 15 декабря 2014 года следует отменить; принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления ООО "ПТР" отказать.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу заявления и апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями ч.6.1 ст.268-269, ч.3, п.4 ч.4 ст.270, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 15 декабря 2014 года по делу N А55-19404/2014 отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Поволжские торговые ряды" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
В.С. Семушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-19404/2014
Истец: ООО "Поволжские Торговые ряды"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Самарской области
Третье лицо: ГБУ СО "Региональный центр недвижимости", ООО "Поволжские торговые ряды", Мировому судье Хуриной Е. В. Судебный участок N12 Кировского судебного района г. Самаре, Правительство Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
04.04.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7428/16
17.02.2016 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6840/16
08.12.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11772/15
30.07.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-25090/15
06.04.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1027/15
15.12.2014 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-19404/14