город Ростов-на-Дону |
|
18 декабря 2015 г. |
Дело N А53-21788/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мируковой Я.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КвартираЮг"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.10.2015 по делу N А53-21788/2015, принятое судьёй Паутовой Л.Н.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КвартираЮг"
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "КвартираЮг" (далее - ООО "КвартираЮг", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу (далее - МРУ Росфинмониторинга, административный орган, заинтересованное лицо) от 13.07.2015 N 23-15/85 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В соответствии со статьей 226 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 14.10.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован доказанностью факта наличия в действиях общества состава вмененного ему правонарушения, отсутствием процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, а также оснований для квалификации правонарушения в качестве малозначительного.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило отменить решение и удовлетворить заявленные требования. В обоснование апелляционной жалобы общество указало, что суд ошибочно отнес его к организациям, подпадающим под действие Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ). Общество указало, что не выполняет посреднических услуг при совершении сделок купли-продажи недвижимого имущества по смыслу статьи 5 Закона N 115-ФЗ. Общество в рамках договорных отношений осуществляло действия, связанные с поиском юридических и физических лиц, желающих приобрести жилые и нежилые помещения в строящихся многоквартирных домах путем заключения договоров долевого участия в строительстве. Таким образом, заявитель ссылается на отсутствие в его действиях состава вмененного ему правонарушения, субъектом которого он не является. Также общество не согласно с нарушением, выразившимся в неприведении принятых в организации правил внутреннего контроля в соответствие с изменениями, внесенными Федеральным законом от 08.06.2015 N 140-ФЗ, вступившим в законную силу с 08.06.2015. По мнению общества, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 N 667 общество самостоятельно определяет срок внесения изменений во внутренние правила, если такой срок не указан в нормативно-правовом акте, которым внесены соответствующие изменения. Согласно программе организации внутреннего контроля общества такие изменения вносятся в течение 30 дней с момента вступления в законную силу нормативно-правового акта. Таким образом, обязанность по приведению в соответствие правил внутреннего контроля могла быть исполнена в срок до 09.07.2015. Однако документы, по итогам изучения которых выявлено вмененное нарушение, представлены на проверку до истечения указанного срока - 25.06.2015. Также общество ссылается на позднее направление в его адрес копии протокола об административном правонарушении, которая получена после вынесения оспариваемого постановления 14.07.2015. Вывод суда о назначении обществу минимального наказания является необоснованным, поскольку санкцией части 1 статьи 15.27 КоАП РФ в качестве минимального наказания предусмотрено предупреждение, а не штраф в размере 50 000 рублей. Вместе с тем общество считает неверным вывод суда о непредставлении в материалы дела доказательств устранения допущенных нарушений. Так, к заявлению, адресованному суду первой инстанции, были приложены изменения по форме 2КПУ, представленные в административный орган 03.07.2015, ответственный сотрудник на основании договора от 25.06.2015 N 2380 с ООО "Акцепт Групп" прошёл целевой инструктаж по теме "Организация процесса по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным путём".
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили, о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Квартира-Юг" зарегистрировано Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу-курорту Анапа Краснодарского края 29.05.2008 за основным государственным регистрационным номером 1082301002233, идентификационный номер налогоплательщика 2301067700, основной вид деятельности, указанный в сведениях о юридическом лице, внесенных в Единый государственный реестр юридических лиц - деятельность агентств по операциям с недвижимым имуществом, номер по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности - 70.31.
В ходе проведенной в период с 08.06.2015 по 30.06.2015 в отношении общества проверки МРУ Росфинмониторинга выявлены в деятельности юридического лица следующие нарушения законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма:
правила внутреннего контроля не соответствуют действующему законодательству (не учтены изменения, внесенные Федеральным законом от 08.06.2015 N 140);
специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля общества (директор ООО "КвартираЮг" Сарычев Константин Иванович) не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым законом;
в нарушение требований действующего законодательства не внесены изменения в сведения, содержащиеся в карте постановки на учет формы 2-КПУ;
обучение сотрудников проводилось лицом общества (директором общества Сарычевым К.И.), не соответствующим квалификационным требованиям;
не осуществляется идентификация клиентов, находящихся на обслуживании, на предмет их причастности к экстремистской деятельности, в форме анкетирования, предусмотренной действующим законодательством;
обществом не фиксируются данные об оценке степени (уровне) риска, дата и результат проверки клиента и выгодоприобретателей на предмет наличия/отсутствия информации о них в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, который доводится до сведения Росфинмониторингом.
По результатам проверки составлен акт проверки от 30.06.2014 N 38.
По факту выявленных нарушений в отношении общества 30.06.2015 составлен протокол N 23-15/85 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
Постановлением от 13.07.2015 N 23-15/85 общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии со статьей 2 Закона N 115-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Статьёй 3 Закона N 115-ФЗ установлены, в том числе, следующие основные понятия, используемые в законе:
операции с денежными средствами или иным имуществом - действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей;
внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;
организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля;
осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров;
идентификация - совокупность мероприятий по установлению определенных настоящим Федеральным законом сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах, по подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий;
фиксирование сведений (информации) - получение и закрепление сведений (информации) на бумажных и (или) иных носителях информации в целях реализации настоящего Федерального закона.
В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества (статья 5 Закона N 115-ФЗ).
Из материалов дела следует и судом установлено, что основным видом деятельности общества согласно выписке из ЕГРЮЛ является деятельность агентств по операциям с недвижимым имуществом (том 1, л.д. 16).
При этом общество согласно акту проверки от 30.06.2014 N 38 (том 1, л.д. 72) состоит на учёте в МРУ Росфинмониторинга по Южному федеральному округу (уведомление о постановке на учёт от 28.04.2009 N 05-09/1965).
Таким образом, на общество распространяется действие законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В силу п. 2 ст. 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля.
Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 N 667 утверждены требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации (далее - Требования).
Согласно пункту 2 указанных Требований правила внутреннего контроля разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 12 Федерального закона от 08.06.2015 N 140-ФЗ "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Закон N 115-ФЗ, согласно которым подпункт 1.1 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ изложен в новой редакции: "при приеме на обслуживание и обслуживании клиентов получать информацию о целях установления и предполагаемом характере их деловых отношений с данной организацией, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом, на регулярной основе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов, а также вправе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиентов".
Между тем судом установлено и по существу обществом не оспаривается, что на момент проверки обществом используются в работе правила внутреннего контроля в редакции от 01.01.2015, не учитывающие изменения, внесенные Федеральным законом от 08.06.2015 N 140-ФЗ. Таким образом, общество использует правила внутреннего контроля, не соответствующие действующему законодательству.
Общество не согласилось с указанным нарушением. По мнению общества, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 N 667 общество самостоятельно определяет срок внесения изменений во внутренние правила, если такой срок не указан в нормативно-правовом акте, которым внесены соответствующие изменения. Согласно программе организации внутреннего контроля общества такие изменения вносятся в течение 30 дней с момента вступления в законную силу нормативно-правового акта. Таким образом, обязанность по приведению в соответствие правил внутреннего контроля могла быть исполнена в срок до 09.07.2015. Однако документы, по итогам изучения которых выявлено вмененное нарушение, представлены на проверку до истечения указанного срока - 25.06.2015.
Указанный довод общества не принимается судом апелляционной инстанции. В соответствующем нормативно-правовом акте, на который ссылается заявитель, отсутствует положение, предусматривающее право организации самостоятельно определять срок приведения правил внутреннего контроля в соответствие с действующим законодательством. Изменения в Закон N 115-ФЗ внесены Федеральным законом от 08.06.2015 N140-ФЗ, вступившим в законную силу со дня официального опубликования (опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 08.06.2015). На момент проверки указанные изменения действовали, однако обществом в правилах внутреннего контроля не учтены.
В силу п. 2 ст. 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.
Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента (в том числе идентификации единоличного исполнительного органа как представителя клиента), выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 постановления Правительства РФ от 29.05.2014 N 492 к специальным должностным лицам организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, предъявляются следующие квалификационные требования:
- наличие высшего образования по специальностям, направлениям подготовки, относящимся к укрупненной группе специальностей, направлений подготовки "Экономика и управление", либо по направлению подготовки "Юриспруденция", а при отсутствии указанного образования - наличие опыта работы не менее 2 лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- прохождение в соответствии с настоящим постановлением обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Приказом от 01.01.2014 N 4 (том 1, л.д. 95) специальным должностным лицом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля в обществе, назначен директор Сарычев К.И., имеющий высшие юридическое и экономическое образования, однако не прошедший специальное обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Данный факт обществом не отрицается и подтвержден директором в своих объяснениях от 24.06.2015 (том 2, л.д. 61).
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ требования к подготовке и обучению кадров также определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 постановления Правительства РФ от 29.05.2014 N 492 требования к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу.
Организации в соответствии с Положением о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденным приказом Росфинмониторинга N 203 от 03.08.2010 (далее - Положение об обучении), обязаны предпринять ряд мер, а именно:
- утвердить перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- разработать программу обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма;
- организовать проведение/прохождение инструктажей сотрудников в соответствии с вышеуказанным приказом;
- проводить учет прохождения сотрудниками организации обучения.
В силу Положения об обучении кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, обучение надлежит проводить в следующих формах: вводный инструктаж; дополнительный инструктаж; целевой инструктаж; повышение уровня знаний в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Соответствующие мероприятия проводятся специальным должностным лицом, назначенным в организации.
МРУ Росфинмониторинга при проверке установлено, что обучение в форме вводных и дополнительных инструктажей в обществе осуществляется, однако, обучение сотрудников проводилось лицом, не соответствующим квалификационным требованиям (директором общества, не прошедшим специальное обучение).
В соответствии с п. 65 административного регламента предоставления Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной услуги по ведению учета организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденного приказом Росфинмониторинга от 06.08.2014 N 207, при изменении сведений, содержащихся в карте постановки на учет, организация или индивидуальный предприниматель в течение 5 рабочих дней представляет (направляет) в соответствующий территориальный орган Росфинмониторинга измененную карту постановки на учет, содержащую новые сведения.
Проверкой установлено, что согласно карте постановки на учет формы 2- КПУ, представленной обществом, в графе наименование организации указано: ООО "Риэлтерский центр"; адрес местонахождение юридического лица: г. Анапа, ул. Ленина, 134, кв. 225; адрес фактической деятельности: г. Анапа, ул. Астраханская, 90 "б", офис 3; руководитель организации: Доля А.А.; должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля: Гончарова О.Ю. Согласно сведениям на момент проверки специальным должностным лицом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля в организации, назначен Сарычев К.И. (приказ N 4 от 01.01.2014).
Таким образом, ООО "КвартираЮг" необходимо было представить измененные сведения не позднее 15.01.2014.
В нарушение указанных требований изменение сведений на момент проверки не представлены, что также свидетельствует о нарушении законодательства в части осуществления внутреннего контроля.
Согласно п. 10 ст. 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, приостанавливают соответствующую операцию, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на пять рабочих дней со дня, когда распоряжение клиента о ее осуществлении должно быть выполнено, в случае, если хотя бы одной из сторон является: юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем организации или физического лица, в отношении которых применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 настоящей статьи, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица; физическое лицо, осуществляющее операцию с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с подпунктом 3 пункта 2.4 статьи 6 настоящего Федерального закона.
Порядок определения и доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, перечня таких организаций и лиц установлен постановлением Правительства РФ от 18.01.2003 N 27 "Об утверждении положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом".
Федеральной службой по финансовому мониторингу предоставляется доступ к "Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности" при постановке организации на учет в Росфинмониторинге.
Вместе с тем с 01.02.2013 доступ организаций, поднадзорных МРУ Росфинмониторинга, к Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, осуществляется исключительно с помощью Личных кабинетов, размещенных на официальном портале Федеральной службы по финансовому мониторингу по адресу: https://portal.fedsfm.ru/, о чем до организаций доводилось Информационным письмом Росфинмониторинга от 17.01.2013 N 24, размещенным в открытом доступе в интернете на официальном сайте Росфинмониторинга - www.fedsfm.ru, а также в открытых информационно-справочных системах.
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом, обязаны идентифицировать лиц, находящихся на обслуживании на предмет их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.
Материалами административного дела установлено, что идентификация клиентов, находящихся на обслуживании, на предмет их причастности к экстремистской деятельности не осуществляется, что подтверждается пояснениями Сарычева К.И.
В силу п. 1 ст. 7 Закона N 115 -ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1, 1.2, 1.4 и 1.4-1 настоящей статьи, установив следующие сведения:
в отношении физических лиц - фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), а в случаях, предусмотренных пунктами 1.11 и 1.12 настоящей статьи, фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серию и номер документа, удостоверяющего личность, а также иную информацию, позволяющую подтвердить указанные сведения;
в отношении юридических лиц - наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения.
Приказом Росфинмониторинга от 17.02.2011 N 59 утверждено Положение о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
В силу п. 2.1 указанного положения, идентификация клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя включает в себя следующие мероприятия: установление определенных пп. 1 п. 1 ст. 7 Закона N 115-ФЗ сведений в отношении клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя; проверка наличия/отсутствия в отношения клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, получаемых в соответствии с п. 2 ст. 6 Закона N 115-ФЗ; определение принадлежности клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя к иностранному публичному должностному лицу; выявление юридических и физических лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в иностранном государстве (на указанной территории); оценка и присвоение клиенту степени (уровня) риска; обновление сведений, полученных в результате идентификации клиентов организации, установления и идентификации выгодоприобретателей.
Согласно п. 2.5 указанного положения, результаты проверки клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя на предмет наличия/отсутствия информации о них в Перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, а также дата проверки фиксируется организацией в анкете клиента либо иным способом, предусмотренным в правилах внутреннего контроля.
Из материалов дела следует, что идентификационные данные клиентов ООО "КвартираЮг" фиксируются в заключаемых договорах, однако анкетирование, предусмотренное правилами внутреннего контроля, не осуществляется, что подтверждается пояснениями Сарычева К.И.
Кроме того, данные об оценке степени (уровне) риска, дата и результат проверки клиента и выгодоприобретателей на предмет наличия/отсутствия информации о них в Перечне обществом не фиксируются.
Вышеуказанные нарушения свидетельствуют о несоблюдении обществом законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля в порядке исполнения обязанностей, возложенных Законом N 115-ФЗ.
Вина общества выражается в непринятии всех необходимых и предусмотренных законом мер для соблюдения вышеуказанных требований действующего законодательства при отсутствии доказательств наличия объективных и не зависящих от воли юридического лица обстоятельств, препятствующих осуществлению обязанностей, установленных Законом N 115-ФЗ надлежащим образом.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в действиях общества состава вмененного ему правонарушения.
Процессуальных нарушений, являющихся основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления, судом не установлены.
В целях извещения о времени и месте составления протокола в адрес общества направлялась телеграмма, которая согласно ответу отделения почтовой связи не была вручена в связи с неявкой адресата за извещением (том 2, л.д. 65 - 67). Вместе с тем факт осведомленности директора общества о времени и месте составления протокола подтверждается письменным ходатайством законного представителя юридического лица от 30.06.2015 (том 2, л.д. 69).
О времени и месте рассмотрения дела общество также извещено телеграммой, врученной менеджеру Перерва 09.07.2015 в 16 часов 05 минут (том 2, л.д. 94 - 95).
При таких обстоятельствах позднее направление обществу копии протокола об административном правонарушении не является существенным нарушением, повлекшим невозможность объективного и всестороннего рассмотрения дела. Общество надлежащим образом уведомлено о составлении протокола и рассмотрении дела, имело возможность обеспечить явку своего представителя для ознакомления с протоколом, дачи пояснений по существу вмененных нарушений, представить свои возражения по вменяемым нарушениям. Таким образом, общество имело возможность в полной мере реализовать свои процессуальные права, предоставленные КоАП РФ. При этом суд учитывает, что вменяемые нарушения, выявленные по результатам проведенной проверки, директору фактически были известны, что следует из его письменных объяснений (том 2, л.д. 61). Следовательно, позднее направление копии протокола не повлекло за собой существенное нарушение порядка привлечения к административной ответственности, являющееся основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления.
Ссылка общества на то, что судом не учтен факт устранения им допущенных нарушений до принятия оспариваемого постановления, в связи с чем к нему неправомерно не применена минимальная санкция части 1 статьи 15.27 КоАП РФ в виде предупреждения, не принимается судом апелляционной инстанции. Согласно материалам дела в адрес административного органа директором 10.07.2015 заявлено ходатайство о применении наказания в виде предупреждения со ссылкой на устранение допущенных нарушений (том 1, л.д. 96). Какие-либо документальные приложения в ходатайстве не указаны. Указанное ходатайство рассмотрено административным органом и мотивированно отклонено со ссылкой на непредставление документальных доказательств устранения выявленных нарушений. Результат рассмотрения данного ходатайства отражен в тексте оспариваемого постановления. При этом административный орган мотивированно, со ссылкой на существо совершенного обществом правонарушения, применило наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 14 октября 2015 года по делу А53-21788/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-21788/2015
Истец: ООО "КВАРТИРАЮГ"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ ПО ЮЖНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Хронология рассмотрения дела:
30.03.2016 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1499/16
18.12.2015 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-20135/15
30.10.2015 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19031/15
14.10.2015 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-21788/15