Постановление Верховного Суда РФ от 3 октября 2016 г. N 308-АД16-7268
Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г.,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "КвартираЮг" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.10.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2015 по делу N А53-21788/2015 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КвартираЮг" о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу от 13.07.2015 N 23-15/85 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
общество с ограниченной ответственностью "КвартираЮг" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу (далее - административный орган) от 13.07.2015 N 23-15/85 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 14.10.2015, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой, в которой просит об отмене обжалуемых судебных актов, считая их незаконными.
При изучении доводов жалобы и обжалуемых судебных актов оснований для отмены судебных актов не установлено.
Как следует из судебных актов, 30.06.2015 в ходе проведенной проверки административным органом установлено, что общество при осуществлении риелторской деятельности (деятельность агентств по операциям с недвижимым имуществом) не выполняет требования Федерального закона от 07.08.2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в части нарушения обществом организации и (или) осуществления внутреннего контроля:
правила внутреннего контроля не соответствуют действующему законодательству (не учтены изменения, внесенные Федеральным законом от 08.06.2015 г. N 140-ФЗ, вступившим в законную силу с 08.06.2015);
специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля общества (директор общества Сарычев К.И.) не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым законом; обучение сотрудников проводилось должностным лицом общества (директором общества Сарычевым К.И.), не соответствующим квалификационным требованиям (пункт 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ, пункты 1 и 3 постановления Правительства РФ от 29.05.2014 г. N 492);
в нарушение требований действующего законодательства не внесены изменения в сведения, содержащиеся в карте постановки на учет формы 2-КПУ;
не осуществляется идентификация клиентов, находящихся на обслуживании, на предмет их причастности к экстремистской деятельности, в форме анкетирования, предусмотренной действующим законодательством; обществом не фиксируются данные об оценке степени (уровне) риска, дата и результат проверки клиента и выгодоприобретателей на предмет наличия/отсутствия информации о них в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, который доводится до сведения Росфинмониторингом (пункт 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ, пункты 2.1, 2.5 Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утвержденного Приказом Росфинмониторинга от 17.02.2011 г. N 59).
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 30.06.2015 протокола и вынесения 13.07.2015 оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2-4 настоящей статьи.
Оценив представленные доказательства, руководствуясь положением Федерального закона от 07.08.2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", суды пришли к выводу о доказанности административным органом состава вмененного заявителю правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Общество полагает, что не является субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку осуществляет деятельность агентств по операциям с недвижимым имуществом, не является непосредственной стороной сделок, целью которых являлось возникновение у участников долевого строительства права собственности на объекты недвижимости.
Между тем, суды, установив при рассмотрении спора, что общество при заключении договоров долевого участия в строительстве оказывало именно посреднические услуги при осуществлении купли-продажи недвижимого имущества (поиск участников долевого строительства, организация заключения и регистрации договоров долевого участия), исходя из положений статьи 5, пунктов 2, 9 статьи 7 Закона N 115-ФЗ признали, что заявитель является организацией, для которой установлены требования о постановке на учет, разработке правил внутреннего контроля и программ его осуществления.
Приведенные в жалобе доводы относительно использования обществом в работе правил внутреннего контроля в редакции от 01.01.2015, не учитывающих изменения, внесенные Федеральным законом от 08.06.2015 г. N 140-ФЗ, а также о ненадлежащем извещении о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, о времени и месте рассмотрения дела, о не применении минимальной санкции, были предметом рассмотрения судов и им дана соответствующая правовая оценка применительно к установленным обстоятельства дела.
В настоящем случае общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, по каким-либо независящим причинам заявителем не представлено.
Несогласие общества с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.10.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2015 по делу N А53-21788/2015 оставить без изменения, а жалобу общества с ограниченной ответственностью "КвартираЮг" - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
А.Г. Першутов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 3 октября 2016 г. N 308-АД16-7268 по делу N А53-21788/2015
Текст постановления официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
30.03.2016 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1499/16
18.12.2015 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-20135/15
30.10.2015 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19031/15
14.10.2015 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-21788/15