Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 13 июля 2016 г. N Ф10-1912/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконным акта органа власти, о признании незаконным отказа в регистрации в отношении недвижимого имущества, в отношении нежилых помещений
Вывод суда: жалоба возвращена, жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
05 апреля 2016 г. |
Дело N А83-3922/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 апреля 2016 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Приваловой А.В., судей Омельченко В.А., Полынкиной Н.А., при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Букуевой М.А., при участии представителя общества с ограниченной ответственностью "Южная Дистрибьюторская компания" - Волковой М.И., по доверенности от 11.08.2015 N 11/08; в отсутствие Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Государственного регистратора Козловой Карины Маратовны, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Южная Дистрибьюторская компания" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 26 января 2016 года по делу N А83-3922/2015 (судья Титков С.Я) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Южная Дистрибьюторская компания" к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Государственному регистратору Козловой Карине Маратовне о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Южная Дистрибьюторская компания" (далее - ООО "Южная Дистрибьюторская компания", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным решения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее - Комитет, орган регистрации) об отказе в государственной регистрации права собственности на нежилое здание, расположенное по адресу: Россия, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Генерала Васильева, дом 44-В, кадастровый (условный) номер: 90:22:010110:21, изложенное в сообщении государственного регистратора Козловой Карины Маратовны об отказе в государственной регистрации от 30.07.2015 N 90/016/982/2015 - 601; возложении на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обязанности зарегистрировать право собственности за ООО "Южная Дистрибьюторская компания" на нежилое помещение литера Ж" (здание склада общей площадью 3890,1 кв.м.), расположенное по адресу: ул. Генерала Васильева, 44-В в г. Симферополе Республики Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 26 января 2016 года в удовлетворении требований заявления отказано.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, исходил из того, что оспариваемое решение соответствует закону и не нарушает законных прав и интересов общества, поскольку у заявителя отсутствуют правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором находится здание литер "Ж" общей площадью 3890,1 кв.м. по ул. Генерала Васильева, 44-В в г. Симферополе, сведения о принадлежности заявителю земельного участка государственному регистратору не представлены, кроме того указанное имущество является собственностью Республики Крым в силу постановления Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым".
ООО "Южная Дистрибьюторская компания" не согласилось с принятым решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение судом закона, подлежащего применению. В частности, заявитель жалобы полагает, что отсутствие сведений в договоре купли-продажи недвижимого имущества относительно земельного участка, на котором расположен отчуждаемый объект, не может быть основанием для отказа в государственной регистрации перехода права собственности от продавца к покупателю. Относительно вывода суда о принадлежности объекта недвижимого имущества Республике Крым, заявитель указывает на ошибочность такого вывода, поскольку данный объект недвижимости стал учитываться как имущество Республики Крым после внесения изменений в постановление Госсовета Республики Крым от 27.02.2015 N 501-1/15 постановлением от 25.11.2015 N 869-1/15 и на момент отказа в регистрации права собственности таких изменений еще не существовало. Кроме того полагает, что склад не являлся ни имуществом Украины, ни бесхозяйным имуществом, а потому никак не может быть учтенным как имущество Республики Крым, чему суд первой инстанции не дал надлежащей правовой оценки. Более подробно доводы общества содержатся в апелляционной жалобе, которые представитель общества поддержала в заседании суда апелляционной инстанции.
От Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на необоснованность доводов апелляционной жалобы и правомерность выводов суда первой инстанции.
Государственный регистратор Козлова Карина Маратовна отзыв на апелляционную жалобу не представила, своего представителя в судебное заседание не направила.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей заинтересованных лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. При этом оснований для его отмены, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из материалов дела следует, что ООО "Южная Дистрибьюторская компания" обратилось 04.03.2015 с заявлением в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество (нежилое здание), расположенное по адресу: Россия, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Генерала Васильева, дом 44-В, кадастровый (условный) номер: 90:22:010110:21.
К заявлению, в качестве документа, подтверждающего основание возникновения у общества права собственности на объект недвижимого имущества, обществом был приложен договор купли-продажи от 04.03.2015, заключенный с ООО "Каскад Инвест" (юридическое лицо Украины).
Управление приостановило, а впоследствии отказало сообщением от 30.07.2015 N 90/016/982/2015-601 в государственной регистрации со ссылкой на абзацы 7, 10, 13 пункта 1, пункт 1.2 статьи 20 Закона N 122-ФЗ. Отказ мотивирован тем, что в представленном заявителем договоре купли-продажи недвижимого имущества от 04.03.2015 отсутствуют сведения относительно земельного участка, на котором расположен отчуждаемый объект, тогда как отчуждение здания проводится вместе с земельным участком. Кроме того, в целях подтверждения наличия зарегистрированного права собственности, а также подтверждения того, что право собственности не было прекращено в порядке перехода права к другому лицу государственным регистратором был направлен запрос в ФГУП РК "Крым БТИ" в г. Симферополе. В ответ на запрос ФГУП РК "Крым БТИ" в г. Симферополе сообщило, что в материалах инвентаризационного дела имеется письмо Министерства внутренней политики, информации и связи Республики Крым от 27.03.2015 N 16/01-52/334, согласно которому Государственным Советом Республики Крым от 27.02.2015 N 501-1/15 "О внесении изменений в постановление Государственного Совета республики Крым от 30.04.2014 N2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым" к собственности Республики Крым отнесено нежилое здание литер "Ж" общей площадью 3890,1 кв.м. по ул. Генерала Васильева, 44-В в г.Симферополе, во исполнение постановления N 501-1/15 распоряжения Совета министров Республики Крым от 11.03.2015 N 210-р "О закреплении имущества" указанное имущество закреплено за подведомственным Министерству внутренней политики, информации и связи Республики Крым государственным унитарным предприятием Республики Крым "Издательство и типография "Таврида", в связи с чем Министерство просило не производить никаких регистрационных действий по регистрации права собственности на данный объект недвижимого имущества.
Считая указанный отказ регистрирующего органа незаконным и нарушающим права общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции было отказано.
Изучив материалы дела, оценив доводы заявителя жалобы, суд апелляционной инстанции находит изложенные доводы несостоятельными в силу следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
При отсутствии указанной совокупности условий не подлежат удовлетворению требования о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.
Частью 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с положениями статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости покупателю подлежит государственной регистрации.
В силу статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно статье 9 Закона N 122-ФЗ в компетенцию регистрирующего органа входит проверка действительности поданных заявителем документов, наличия зарегистрированных и ранее заявленных прав.
При осуществлении государственной регистрации в соответствии с порядком, установленным статьей 13 Закона N 122-ФЗ, проводится правовая экспертиза документов и проверка законности сделки, устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона N 122-ФЗ. Так, в соответствии с абзацами 10, 13 пункта 1 в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по предоставлению таких документов возложена на заявителя; если ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона N 122-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В частности, в соответствии со статьей 17 Закона N 122-ФЗ основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Как следует из материалов дела, отчуждение нежилого здания (склад литер "Ж") общей площадью 3890,1 кв.м. по ул. Генерала Васильева, 44-В в г. Симферополе ООО "Каскад Инвест" осуществляло после вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации, в связи с чем сделка по переходу права собственности ООО "Южная Дистрибьюторская компания" на данный объект должна соответствовать требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования, в частности, имущественных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В развитие указанной нормы был принят Закон Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК), в пункте 2 статьи 2 которого закреплено, что право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, на территории Республики Крым у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым.
При этом в пункте 1 статьи 2-1 Закона N 38-ЗРК установлено, что право собственности на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, прекращается у прежнего правообладателя и возникает у Республики Крым со дня включения такого имущества в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденный постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 года N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым".
Пунктом 1 Постановления Государственного Совета Республики Крым N 2085-6/14 от 30.04.2014 "О вопросах управления собственностью Республики Крым" (далее - Постановление N 2085-6/14) установлено, что до разграничения собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью, но не позднее, чем до 01 января 2015 года, все государственное имущество (государства Украина) и бесхозяйное имущество, находящееся на территории Республики Крым, учитывается как собственность Республики Крым.
Постановлением Государственного Совета Республики Крым N 2474-6/14 от 03.09.2014 "О внесении изменений в Постановление Государственного Совета Республики Крым N 2085-6/14 от 30.04.2014 "О вопросах управления собственностью Республики Крым" внесены изменения в Постановление N 2085-6/14, пункт 1 Постановления N 2085- 6/14 после слов "на территории Республики Крым" дополнен словами: "а также имущество, указанное в приложении к настоящему постановлению".
Таким образом, как собственность Республики Крым стало учитываться также имущество, указанное в приложении к Постановлению N 2085-6/14.
Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 27.02.2015 N 505-1/15 в постановление Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым" внесены изменения. В частности, Приложение к данному постановлению дополнено пунктом 236, в котором указано, что к перечню имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, относятся нежилые помещения, расположенные по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Генерала Васильева, 44: литер "А", первый этаж (NN 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 48, 49 общей площадью 95,9 кв.м.) (NN 45, 46, 47 общей площадью 43,6 кв.м.); литер "В", первый этаж (NN 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 общей площадью 282,3 кв.м.) (NN 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70 общей площадью 109,8 кв.м.); литер "Ж" (здание склада общей площадью 3890,1 кв.м.); литер N1 (склад площадью 7,2 кв.м.).
При этом здание склада литер "Ж", расположенное по адресу: г. Симферополь, ул.Генерала Васильева, 44, учтенное как собственность Республики Крым на основании вышеназванного постановления N 505-1/15 от 27.02.2015, и здание склада литер "Ж", расположенное по адресу: г. Симферополь, ул. Генерала Васильева, 44-В, указанное в договоре купли-продажи от 04.03.2015, является одним и тем же объектом недвижимого имущества - зданием склада общей площадью 3890,1 кв.м.
Указанное подтверждается принятым впоследствии Государственным Советом Республики Крым постановлением N 869-1/15 от 25.05.2015, которым устранена допущенная техническая ошибка в указании правильного адреса данного объекта имущества, включенного в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым.
Из названных выше правовых норм следует, что с 27.02.2015 здание склада литер "Ж" общей площадью 3890,1 кв.м. по ул.Генерала Васильева, 44-В в г.Симферополе учитывается как собственность Республики Крым, то есть с этого дня право собственности на указанное имущество возникло у Республики Крым и прекратилось у прежнего правообладателя.
В силу положений статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права возникают, в том числе, из актов государственных органов, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей. В данном случае возникновение права собственности Республики Крым не обусловлено необходимостью совершения каких-либо процедур, направленных на приобретение таких прав. Право собственности возникает из прямого указания закона и принятых в его исполнение нормативно-правовых актов Республики Крым.
Следовательно, при заключении договора купли-продажи от 04.03.2015 указанное имущество не могло быть предметом данной сделки, поскольку право собственности на него с 27.02.2015 возникло у Республики Крым и прекратилось у ООО "Каскад Инвест" в силу прямого указания закона.
При установленных обстоятельствах апелляционный суд пришел к выводу о том, что ООО "Южная Дистрибьюторская компания" не приобрело каких-либо прав в отношении данного имущества, являющегося собственностью Республики Крым.
Согласно правовой позиции Арбитражного суда Центрального округа, изложенной в постановлении от 10.03.2016 по делу N А83-1035/2015, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и действий должностных лиц государственных органов суд не связан доводами заинтересованного лица об основаниях принятия таких актов и совершения оспариваемых действий. При этом суд обязан проверить в целом и дать оценку оспариваемому акту, действиям (бездействию) на предмет их соответствия действующему законодательству. Такой правовой подход к оценке оспариваемых в судебном порядке ненормативных правовых актов и действий должностных лиц государственных органов мотивирован тем, что признание их недействительными (незаконными) возможно только при условии нарушения прав и законных интересов заявителя данными актами, действиями (бездействием) должностных лиц.
Таким образом, независимо от иных оснований отказа в государственной регистрации, указанных в оспариваемом решении, наличие права собственности у Республики Крым на заявленное к регистрации имущество препятствует государственной регистрации перехода права собственности на него, в связи с чем оснований для проведения государственной регистрации за заявителем у регистрирующего органа не имелось.
В связи с изложенным решение об отказе в государственной регистрации права собственности общества на здание склада литер "Ж" общей площадью 3890,1 кв.м. по ул. Генерала Васильева, 44-В в г. Симферополе, кадастровый (условный) номер 90:22:010110:21, соответствует Закону N 122-ФЗ, основания для удовлетворения заявления общества отсутствуют.
Доводы заявителя о том, что имущество стало учитываться как имущество Республики Крым после внесения изменений в вышеупомянутое постановление Госсовета Республики Крым от 27.02.2015 N 501-1/15 постановлением от 25.11.2015 N 869-1/15 отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку постановление об исправлении допущенной ошибки в адресе объекта недвижимого имущества само по себе не является актом, на основании которого возникло право собственности Республики Крым на данное имущество, таким актом является постановление Госсовета Республики Крым от 27.02.2015 N 501-1/15.
Относительно довода жалобы о том, что склад не являлся ни имуществом Украины, ни бесхозяйным имуществом, а потому никак не может быть учтенным как имущество Республики Крым, апелляционный суд считает необходимым указать, что вопрос законности принятого Государственным Советом Республики Крым постановления от 27.02.2015 N 501-1/15 был предметом рассмотрения Арбитражным судом Республики Крым по заявлению ООО "Каскад Инвест" в рамках дела N А83-1643/2015, решением которого от 27.07.2015, оставленным без изменений постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2016, указанное постановление признано законным.
Учитывая изложенное, суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований. Законный отказ регистрирующего органа не нарушает права и законные интересы заявителя. Следовательно, в данном случае отсутствуют предусмотренные законом основания, необходимые для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
В силу вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции по доводам, приведенным в апелляционной жалобе.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью, в том числе, в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой.
Как следует из материалов дела, обществом с ограниченной ответственностью "Южная Дистрибьюторская компания" при подаче апелляционной жалобы была уплачена госпошлина в сумме 3 000,00 рублей по платежному поручению N 16 от 09 февраля 2016 года через филиал АО "Генбанк" в г.Симферополь, тогда как в соответствии с подпунктами 3 и 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации следовало уплатить государственную пошлину в сумме 1 500,00 рублей.
Таким образом, излишне уплаченная государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в сумме 1 500,00 рублей подлежит возврату обществу с ограниченной ответственностью "Южная Дистрибьюторская компания" из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 26 января 2016 года по делу N А83-3922/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Южная Дистрибьюторская компания" (ИНН 9102000302, ОГРН 1149100000444) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500, 00 рублей (одна тысяча пятьсот руб. 00 коп.), излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы платежным поручением от 09.02.2016 N 16 через филиал АО "Генбанк" в г.Симферополь.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Привалова |
Судьи |
В.А. Омельченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-3922/2015
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 13 июля 2016 г. N Ф10-1912/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Южная Дистрибьюторская компания"
Ответчик: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым
Третье лицо: Государственный регистратор Козлова Карина Маратовна, ГУП РК "Крым БТИ" в г. Симферополь