г. Красноярск |
|
13 мая 2016 г. |
Дело N А33-15324/2014к22 |
Резолютивная часть постановления объявлена "04" мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "13" мая 2016 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Магда О.В.,
судей: Петровской О.В., Хабибулиной Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каверзиной Т.П.,
при участии:
от уполномоченного органа - Зосько Ю.Б., представителя по доверенности от 01.02.2016,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу административного управляющего государственного предприятия Красноярского края "Красноярское управление лесами" Рождественского Сергея Леонидовича
на определение Арбитражного суда Красноярского края
от "03" марта 2016 года по делу N А33-15324/2014к22, принятое судьёй Слесаренко И.В.,
установил:
31.07.2014 в Арбитражный суд Красноярского края поступило заявление государственного предприятия Красноярского края "Красноярское управление лесами" (ИНН 2465245021, ОГРН1102468052532, далее - ГПКК "Красноярское управление лесами", должник) о признании себя банкротом.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 29.08.2014 заявление принято к производству суда.
Определением арбитражного суда от 21.10.2014 заявление должника государственного предприятия Красноярского края "Красноярское управление лесами" о признании себя банкротом признано обоснованным, в отношении должника введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Рождественский Сергей Леонидович.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 08.04.2015 в отношении должника введено финансовое оздоровление сроком до 01.04.2016, административным управляющим должника утвержден Рождественский Сергей Леонидович.
31.07.2015 в арбитражный суд поступило требование Федеральной налоговой службы в лице ИФНС России по Советскому району г. Красноярска о включении в реестр требований кредиторов Государственного предприятия Красноярского края "Красноярское управление лесами" 5 386 270 рублей 08 копеек, в том числе пени - 1 737 рублей 28 копеек, штрафа - 5 384 532 рубля 80 копеек.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 07.08.2015 требование кредитора принято к производству, установлен процессуальный срок для предъявления возражений.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 03.03.2016 требование ФНС России в лице ИФНС по Советскому району г. Красноярска включено в третью очередь реестра требований кредиторов должника - государственного предприятия Красноярского края "Красноярское управление лесами" в размере 5 374 532 рублей 80 копеек, составляющую задолженность по исполнительскому сбору, которая подлежит отдельному учету в реестре требований кредиторов.
Не согласившись с данным судебным актом, административный управляющий государственного предприятия Красноярского края "Красноярское управление лесами" Рождественский С.Л. обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит определение арбитражного суда от 03.03.2016 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что суд первой инстанции необоснованно включил в реестр требований кредиторов должника требования в части пени в размере 1 737 рублей, поскольку в материалы дела представлены подтверждающие документы только на сумму 1 732 рубля, а также, должником заявленное требование частично оплачено в размере 1 648 рублей 42 копейки, в связи с чем, признает обоснованным требование о включении в реестр требований кредиторов задолженности по пени в размере 83 рубля 58 копеек.
Кроме того, апеллянт указывает, что судом первой инстанции неправомерно включены в реестр требований кредиторов требования уполномоченного органа по уплате штрафов по исполнительным производствам в размере 5 384 532 рубля, полагает, что включению в реестр требований кредиторов подлежат требования в размере 3 501 012 рублей, так как требования в размере 1 781 709 рублей 03 копейки ошибочно заявлены дважды, а на сумму 45 905 рублей 89 копеек в материалы дела не представлены подтверждающие документы.
От уполномоченного органа в материалы дела поступил отзыв, в котором отклонены доводы апелляционной жалобы, поскольку в материалы дела представлены все необходимые документы, подтверждающие размер заявленного требования, данные документы были исследованы судом первой инстанции. Также уполномоченным органом в представленном отзыве указано, что заявленное требование о включении в реестр требований кредиторов должника сумма исполнительского сбора подлежит включению в реестр требований кредиторов должника независимо от того, погашена ли основная задолженность в рамках исполнительного производства и подлежит удовлетворению в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 137 Закона о банкротстве.
Представителем уполномоченного органа заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов, приложенных к письменному отзыву, а именно: копия расчета суммы исполнительного сбора, подлежащая включению в реестр кредиторов должника на 5 листах; копия расшифровки задолженности, заявленной к включению в реестр требований кредиторов должника в размере 5 374 532 рублей 80 копеек на 2 листах; копия постановления N 7194/14/02/24 на сумму 45 905 рублей 86 копеек на 2 листах.
Руководствуясь статьей 262, пунктом 2 части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции определил удовлетворить ходатайство и приобщить к материалам дела дополнительные документы, приложенные к отзыву на апелляционную жалобу, а именно: копия расчета суммы исполнительного сбора, подлежащая включению в реестр кредиторов должника на 5 листах; копия постановления N 7194/14/02/24 на сумму 45 905 рублей 86 копеек на 2 листах, как представленные в обоснование возражений на доводы апелляционной жалобы, кроме расчета, который не подписан представителем уполномоченного органа.
В судебном заседании представитель уполномоченного органа отклонил доводы апелляционной жалобы, сослался на основания, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил определение арбитражного суда от 03.03.2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В материалы дела от административного управляющего государственного предприятия Красноярского края "Красноярское управление лесами" Рождественского Сергея Леонидовича поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в своё отсутствие.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, что подтверждается материалами дела, в том числе отчетом о публикации судебных актов в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/).
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие иных лиц, участвующих в деле.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав устные выступления, исследовав представленные доказательства и материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.
Как следует из материалов дела, уполномоченный орган 31.07.2015 обратился с требованием о включении в реестр требований кредиторов задолженности по исполнительскому сбору в размере 5 374 532 рубля 80 копеек (с учетом уточнения требований) - сумма исполнительского сбора.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 08.04.2015 в отношении должника введено финансовое оздоровление сроком до 01.04.2016.
Пунктом 5 статьи 81 Закона о банкротстве установлено, что требования кредиторов рассматриваются арбитражным судом в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Федерального закона.
В связи с чем, требование кредитора подлежит рассмотрению в процедуре финансового оздоровления.
В обоснование заявленного требования в материалы дела представлены:
- постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (в материалах дела);
- постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства (в материалах дела);
- постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора (в материалах дела).
От представителя административного управляющего в материалы дела поступили возражения в отношении суммы требования в размере 363 650 рублей 79 копеек, в связи с тем, что по постановлениям, указанным в таблице уполномоченного органа на данную сумму не включена сумма задолженности по основному долгу.
На основании статьи 4 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" размер денежных обязательств или обязательных платежей считается установленным, если он определен судом в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 (в последующей редакции) "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей). Таким образом, Федеральная налоговая служба, действующая в лице территориальных органов, является уполномоченным органом по смыслу Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и вправе предъявлять требования о включении в реестр как по суммам налогов, так и иных обязательных платежей.
В пункте 22 Постановления от 22.06.2006 N 25 Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации обратил внимание судов, что уполномоченным органом в обоснование предъявленных требований могут быть представлены документы, содержащие данные об основаниях, моменте возникновения и размере недоимки (например, налоговые декларации налогоплательщика, акты налоговых проверок, решения налогового органа по результатам рассмотрения материалов проверок).
При этом в качестве достаточных доказательств, подтверждающих наличие и размер недоимки, судом могут быть расценены подписанный налоговым органом и законным (уполномоченным) представителем должника акт сверки по лицевому счету налогоплательщика, а также требования налоговых органов об уплате налогов, решения о взыскании недоимки за счет денежных средств и иного имущества при условии, что в отношении требований по обязательным платежам, включенным в указанные документы, должником не заявлены соответствующие возражения по существу данных требований.
В силу пункта 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25, пункта 10 статьи 16, а также пунктов 3 - 5 статьи 71, пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве, проверка обоснованности и размера требований кредиторов, не подтвержденных вступившим в законную силу решением суда, осуществляется арбитражным судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны. При установлении не подтвержденных судебным решением требований уполномоченного органа по налогам в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности и возможность принудительного исполнения которых в установленном налоговым законодательством порядке на момент их предъявления уполномоченным органом в суд не утрачена.
Как следует из содержания требования (с учетом его уточнения), по сведениям уполномоченного органа должник имеет задолженность по обязательным платежам - исполнительскому сбору - в бюджет в сумме 5 374 532 рубля 80 копеек.
В подтверждение суммы задолженности уполномоченным органом в материалы дела представлены копии постановлений судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства; об окончании исполнительного производства; о взыскании исполнительского сбора.
Согласно частям 1, 3 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа; исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества. Порядок распределения денежных средств, взысканных с должника в процессе исполнения требований, установлен в статье 110 данного Закона. По общему правилу, предусмотренному в этой норме права, исполнительский сбор взимается судебным приставом-исполнителем из денежной суммы, взысканной судебным приставом-исполнителем с должника после удовлетворения требований взыскателя имущественного характера в полном объеме.
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод административного управляющего о том, что из заявленной ко включению суммы в размере 5 374 532 рубля 80 копеек - сумма 363 650 рублей 79 копеек не подлежит включению в реестр требований кредиторов в связи с тем, что требования взыскателей по исполнительным документам, за неисполнение которых наложено взыскание исполнительского сбора, не включены в реестр требований кредиторов, а потому в соответствии со ст. 110 ФЗ "Об исполнительном производстве" до их включения требования о взыскании исполнительского сбора включению в реестр кредиторов не подлежат, на основании следующего.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, содержащейся в абзаце третьем пункта 3 Постановления от 30.07.2001 N 13-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества "Разрез "Изыхский", сумма исполнительского сбора относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Данная мера представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В силу пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 59 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае возбуждения дела о банкротстве" исходя из определения понятия обязательного платежа, содержащегося в статье 2 Закона о банкротстве, исполнительский сбор относится к обязательным платежам.
Кроме того, исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Поскольку исполнительский сбор по своей правовой природе является штрафной санкцией, такие требования удовлетворяются в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 137 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Таким образом, отношения по взысканию исполнительского сбора возникают между должником и государством. Данная штрафная санкция является самостоятельной, она не связана с задолженностью, взыскиваемой с должника по исполнительному документу.
Сумма исполнительского взноса подлежит включению в третью очередь реестра требований кредиторов, причем независимо от того, погашена ли основная задолженность в рамках исполнительного производства, включен ли кредитор по основному требованию в реестр требований кредиторов.
Материалами дела подтверждено наличие задолженности в размере 5 374 532 рубля 80 копеек по исполнительскому сбору.
Доказательств оспаривания постановлений судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора не представлено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 137 Закона о банкротстве требования кредиторов третьей очереди по взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
В соответствии со статьей 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом.
В силу пункта 2.8.1. Методических рекомендаций по исполнению исполнительных документов при введении в отношении должника процедур банкротства (утв. ФССП РФ 30.06.2010 N 02-1) указано, что требования по взысканию исполнительского сбора, расходов по совершению исполнительных действий, штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, относятся к требованиям о взыскании текущих платежей и исполняются в порядке, предусмотренном Законом об исполнительном производстве. Требования по взысканию исполнительского сбора, расходов по совершению исполнительных действий, штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем, возникшие до даты принятия заявления о признании должника банкротом, должны быть включены в реестр требований кредиторов.
Судом первой инстанции правильно установлено, что заявленная к включению сумма не является текущим платежом.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, заслушав мнение сторон, учитывая фактические обстоятельства дела, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о том, что заявленное требование Федеральной налоговой службы в лице ИФНС России по Советскому району г. Красноярска в размере 5 374 532 рубля 80 копеек, исполнительского сбора, подлежит включению в 3 очередь реестра требований кредитов должника, которое подлежит отдельному учету в реестре требований кредиторов.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку опровергаются материалами дела и представленными в апелляционную инстанцию расчетом уполномоченного органа, в том числе расчетом суммы исполнительного сбора, подлежащей включению в реестр кредиторов должника, копией постановления от 10.07.2014 о взыскании исполнительского сбора на сумму 45905 рублей 86 копеек.
Остальные доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении заявления и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность определения суда, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции необоснованными и не могут служить основанием для отмены определения. Суд первой инстанции правильно применил к спорным правоотношениям нормы Закона о банкротстве (статьи 81, 100, пункт 3 статьи 137), а также разъяснения, данные в постановлениях Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 59 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Об исполнительном производстве" и от 22.06.2006 N25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве".
При таких обстоятельствах оснований для отмены определения Арбитражного суда Красноярского края от 03 марта 2016 года по делу N А33-15324/2014к22 не имеется.
В соответствии с положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, уплата государственной пошлины в случае подачи апелляционных жалоб на определения, не указанные в приведенном подпункте статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Красноярского края от 03 марта 2016 года по делу N А33-15324/2014к22 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший определение.
Председательствующий |
О.В. Магда |
Судьи |
О.В. Петровская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-15324/2014
Должник: государственное предприятие Красноярского края "Красноярское управление лесами"
Кредитор: государственное предприятие Красноярского края "Красноярское управление лесами"
Третье лицо: * ОАО Ростелеком, Агентсво по управлению государственным имуществом Красноярского края, ИФНС по Советскому району г. Красноярска, НП "МСРО ПАУ", ООО "Водоканал" г. Боготола, ООО Красноярская региональная энергитическая компания, ООО РеалСтрой, ООО Центр Сибири, Рождественский С. Л. (ГП КК "Красноярское управление лесами")
Хронология рассмотрения дела:
13.05.2016 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-1616/16
27.01.2016 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-7869/15
17.11.2015 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-6331/15
19.10.2015 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5410/15
23.07.2015 Определение Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4057/15
21.10.2014 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-15324/14