г. Красноярск |
|
28 июля 2016 г. |
Дело N А69-4183/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "21" июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "28" июля 2016 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Морозовой Н.А.,
судей: Белан Н.Н., Иванцовой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Елистратовой О.М.,,
при участии:
от заявителя (Государственного казенного учреждения Республики Тыва "Госстройзаказ") - Монгуш М.А., представителя по доверенности от 21.01.2016; Хайин С.С., представителя по доверенности от 31.03.2016,
от ответчика (ликвидационной комиссии Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва) - Доржукай А.А., представителя по доверенности от 01.06.2016 N 00-21/4,
от третьего лица (Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва) - Хаенок В.К., представитель по доверенности от 18.07.2016 N 64,
от прокуратуры Республики Тыва - Дажымба Б.Б., на основании служебного удостоверения,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Прокуратуры Республики Тыва, Государственного казенного учреждения Республики Тыва "Госстройзаказ"
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от "19" апреля 2016 года по делу N А69-4183/2015, принятое судьёй Павловым А.Г.,
установил:
Государственное казенное учреждение Республики Тыва "Госстройзаказ" (далее - учреждение, заявитель, ГКУ РТ "Госстройзаказ") обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва (далее - ответчик, ТУ Росфиннадзора, уполномоченный орган) о признании представления от 12.10.2015 N 112 недействительным.
Определением от 04.03.2016 к участию в деле привлечена Прокуратура Республики Тыва.
Определением от 04.03.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва, Государственное бюджетное учреждение Республики Тыва "Управление капитального строительства".
Определением от 21.03.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство строительства и модернизации коммунального хозяйства Республики Тыва.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от "19" апреля 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, Прокуратура Республики Тыва, Государственное казенное учреждение Республики Тыва "Госстройзаказ" обратились с апелляционными жалобами.
В обоснование своей апелляционной жалобы Прокуратура Республики Тыва ссылается на следующие обстоятельства.
- Из материалов дела следует, что представление ТУ Росфиннадзора адресовано и выдано исполняющему обязанности директора ГКУ РТ "Госстройзаказ" Монгушу Д.А., то есть должностному лицу в силу чего настоящий спор не подведомственен арбитражному суду.
- В нарушение требований статьи 170, части 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее - АПК РФ) суд первой инстанции, при рассмотрении настоящего дела, ограничился лишь установлением факта правомерности осуществления проверки истца и внесения представления о нарушении бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения от 12.10.2015 N 112 и не обеспечения достижения значения показателя результативности предоставленной субсидии в результате не подключения 153 домов к линиям электропередач и источника пресной воды в 74 домах, построенных для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством).
В обоснование своей апелляционной жалобы ГКУ РТ "Госстройзаказ" ссылается на следующие обстоятельства.
- Арбитражный суд Республики Тыва в решении от 19 апреля 2016 года по делу N А69-4183/2015 ссылается на Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.09.2014 N 999, которое вступило в силу 01 января 2015 года, тогда как Соглашение о предоставлении в 2014 году субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Тыва на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений N 01-01-06/06-206 было заключено 30 июля 2014 года (далее - Соглашение от 30.07.2014 N 01-01-06/06-206).
- ТУ Росфиннадзора при принятии спорного Представления никаких доказательств о надлежащей степени благоустроенности жилищного фонда городских поселений Республики Тыва г. Ак-Довурак, г. Шагопар, г. Турап не было представлено, где могли быть построены благоустроенные жилые дома с централизованным водопроводом и канализированными уборными.
- Проектной документацией на строительство жилых домов, на основании которого осуществляется строительство, не предусмотрены работы на централизованное инженерное обеспечение.
- По государственному контракту от 12.09.2014 N 64 на "Строительство жилых домов для на территории Республики Тыва для предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в специализированный жилищный фонд Республики Тыва для предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей передано 404 жилых помещения, что является показателем результативности предоставления субсидии.
- В условиях Подпрограммы "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, на 2014-2016 годы" нет обязательной нормы строительства именно благоустроенных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, главным условием является пригодность для проживания и соответствие санитарным и техническим требованиям.
- В проектно-сметной документации на строительство жилого дома для детей-сирот не предусмотрены работы и затраты па получение технических условий на электро-, тепло- и водоснабжение.
- В соответствии с разделом II "Технологическое присоединение к инженерным сетям" Плана мероприятий по оформлению земельных участков и осуществлению технологического присоединения жилых помещений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Тыва, утвержденного Распоряжением Правительства Республики Тыва N 164-р от 14.04.2015, технологическое присоединение и подписание договоров об осуществлении технологического присоединения с ресурсоснабжающими организациями относится к компетенции органов местного самоуправления.
ТУ Росфиннадзора в отзыве на апелляционную жалобу ГКУ РТ "Госстройзаказ" не согласилось с изложенными в ней доводами, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Прокуратура Республики Тыва в отзыве на апелляционную жалобу ГКУ РТ "Госстройзаказ" не согласилось с изложенными в ней доводами, просит оставить апелляционную жалобу общества без удовлетворения.
Государственное бюджетное учреждение Республики Тыва "Управление капитального строительства", Министерство строительства и модернизации коммунального хозяйства Республики Тыва, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о назначении судебного заседания лицам, участвующим в деле, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц.
Представитель Прокуратуры Республики Тыва в судебном заседании изложил доводы своей апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции.
Представитель заявителя в судебном заседании изложил доводы своей апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции.
Представитель ТУ Росфиннадзора доводы апелляционных жалоб не признал; просил суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица поддержал доводы апелляционной жалобы заявителя, просил отменить решение суда первой инстанции.
Представителем Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва в материалы дела представлено ходатайство о замене ненадлежащего ответчика.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 21.07.2016 представитель Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва пояснил, что не поддерживает указанное ходатайство.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с применением системы видеоконференц-связи в соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для дела, обстоятельства.
Как следует из материалов арбитражного дела, на основании пункта 101 плана контрольной работы на 2015 год ТУ Росфиннадзором в РТ в период с 09.02.2015 по 04.08.2015 проведена проверка по правомерности использования средств, источником которых является субсидия из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений).
В ходе проверки выявлено и отражено в акте от 25.09.2015 N 16 нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а именно:
1. Нецелевое использование средств федерального бюджета на общую сумму 79 925 488 рублей 35 копеек, в результате направления и расходования средств субсидии из федерального бюджета на цели и мероприятия, не соответствующие целям, определенным пунктом 3.1.6 Соглашения о предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, заключенное между Министерством финансов Российской Федерации (главным распорядителем средств федерального бюджета) и Правительством Республики Тыва (получателем субсидии) от 30.07.2014 N 01-01-06/06-206 (далее - Соглашение от 30.07.2014 N 01-01-06/06-206) и пункта 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N1203 (далее - Правила от 31.12.2009 N 1203), а именно строительства в городских поселениях Республики Тыва: г. Ак-Довуракк, г. Шагонар, г. Туран неблагоустроенных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, тогда как следовало обеспечить детей-сирот благоустроенными жилыми помещениями.
2. Нерезультативное использование средств федерального бюджета на сумму 149 245 340 рублей, выразившееся в не выполнении ГКУ РТ "Госстройзаказ" условий Соглашения по обеспечению достижения значения показателя результативности предоставленной субсидии (Правительство Республики Тыва обязалось обеспечить достижение значения показателя результативности предоставления субсидии - численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, обеспеченных благоустроенными жилыми помещениями - 385 человек, в 153 случаях дома к линиям электропередач не подключены, в 74 домах отсутствует источник пресной воды, или денежные средства на сумму 229 170 828 рублей использованы в полном объеме, тогда как заданный результат (обеспечение 385 детей-сирот благоустроенными жилыми помещениями) не достигнут. В данную сумму нарушений входит сумма нецелевого использования средств федерального бюджета 79 925 488 рублей, что является нарушением статьи 34 БК РФ, пункта 8 (1) Правил от 31.12.2009 N 1203, пункта 3.1.6 Соглашения от 30.07.2014 N 01-01-06/06-206.
Представлением от 12.10.2015 N 12-05-18/2276 ТУ Росфиннадзора по РТ предложило ГКУ РТ "Госстройзаказ" рассмотреть это представление и принять меры по устранению нарушений не позднее 30 дней с даты его получения и проинформировать о результатах рассмотрения не позднее 10 дней с даты его исполнения.
Не согласившись с указанным представлением от 12.10.2015 N 112, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив обстоятельства дела и исследованные по делу доказательства в их совокупности, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений статьи 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
При этом обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемых действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителя от доказывания нарушения прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями (бездействиями).
Согласно статье 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), Федерального казначейства (финансовых органов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований).
Статьей 166.2. Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что Федеральная служба финансово-бюджетного надзора обладает бюджетными полномочиями, установленными настоящим Кодексом и Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 269.2. Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля является контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. При осуществлении контрольных полномочий проводятся проверки, ревизии и обследования, направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания. Составление представлений при установлении нарушения бюджетного законодательства предусмотрено статьей 270.2. БК РФ.
Пунктом 24 постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" (вместе с "Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации") (вступило в силу с 01.01.2015) предусмотрено, что контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидий осуществляется главными распорядителями средств федерального бюджета и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.
Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2014 N 77, установлено, что Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, функции органа валютного контроля, а также функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" (пункт 1 Положения).
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения).
В соответствии с пунктом 5.1.1. Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 N 89н, территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора осуществляет контроль и надзор, в том числе за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности.
В силу пункта 5.14.1. Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности территориальное управление имеет право, в том числе проводить в установленном порядке ревизии и проверки, в ходе которых проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, в организациях - получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально- ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий.
Таким образом, представление от 12.10.2015 N 112 вынесено Управлением в пределах предоставленных полномочий.
В апелляционной жалобе Прокуратура Республики Тыва ссылается на то, что оспариваемое представление вынесено в отношении должностного лица, а не юридического лица, поэтому с учетом того, что арбитражному суду не подведомственны споры с участием физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и не относящиеся к специальной подведомственности, предусмотренной статьей 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, спор не должен был разрешиться по существу.
Апелляционный суд отклоняет данный довод Прокуратуры Республики Тыва на основании следующего.
Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Право на судебную защиту является абсолютным правом, предусмотренным Конституцией Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21.05.2013 N 10-П "По делу о проверке конституционности частей второй и четвертой статьи 443 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.А. Первова и запросом мирового судьи судебного участка N 43 города Кургана").
В силу взаимосвязанных положений статей 17, 18, 46 (части 1 и 2), 52, 118 (часть 1), 120 (часть 1) и 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации право на судебную защиту, будучи основным неотчуждаемым правом человека, одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод, оно признается и гарантируется согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и обеспечивается на основе закрепленных в Конституции Российской Федерации принципов правосудия, осуществляемого только судом (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.03.2014 N 8-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 401.3, 401.5, 401.8 и 401.17 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан С.С. Агаева, А.Ш. Бакаяна и других").
Признавая право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, Конституция Российской Федерации гарантирует каждому государственную, в том числе судебную, защиту его прав и свобод (статья 45; статья 46, части 1 и 2) (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27.06.2013 N 15-П "По делу о проверке конституционности положений частей 3 и 10 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пункта 3 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.В. Дубкова").
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал, что будучи универсальным правовым средством государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, конституционное право на судебную защиту является гарантией всех других прав и свобод человека и гражданина (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 04.04.2002 N 8-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с запросами Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Совета Республики Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея"; от 17.03.2009 N 5-П "По делу о проверке конституционности положения, содержащегося в абзацах четвертом и пятом пункта 10 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Варм"; от 26.05.2011 N 10-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 1 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации", статьи 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", пункта 1 статьи 33 и статьи 51 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"; от 08.11.2012 N 25-П "По делу о проверке конституционности положения части первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" в связи с жалобой открытого акционерного общества "Акционерная компания трубопроводного транспорта нефтепродуктов "Транснефтепродукт"; от 02.07.2013 N 16-П "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 237 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Республики Узбекистан Б.Т. Гадаева и запросом Курганского областного суда" и др.).
Конституционный Суд Российской Федерации так же указал, что обращение в суд за защитой нарушенного права как реализация неотчуждаемого права человека - права на судебную защиту, выступающего одновременно процессуальной гарантией всех других прав и свобод и наиболее действенным способом охраны достоинства личности, предполагает, как это следует из закрепляющей данное право статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 19 (часть 1), 47 (часть 1) и 123 (часть 3), возможность участия в судопроизводстве на основе принципов равенства всех перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон судопроизводства (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 N 18-П "По делу о проверке конституционности положений пунктов 1, 5 и 6 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Е.В. Крылова").
Согласно статье 6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность при рассмотрении дел арбитражным судом обеспечивается правильным применением законов и иных нормативных правовых актов, а также соблюдением всеми судьями арбитражных судов правил, установленных законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Согласно части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельностью.
На основании пункта 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судам подведомственны возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом подведомственность спора должна определяться на момент возникновения процессуальных отношений между истцом и ответчиком, исходя из характера спора и субъектного состава его участников
Согласно части 1 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, из совокупности изложенных норм следует, что арбитражному суду подведомственны дела по заявлениям об оспаривании предписаний органов, осуществляющих публичные полномочия, выданных юридическим лицам или лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими предпринимательской или иной экономической деятельности.
Судом апелляционной инстанции установлено, что оспариваемое представление выдано Управлением по результатам проверки, проведенной в отношении Государственного казенного учреждения Республики Тыва "Госстройзаказ" по вопросам правомерности использования средств в 2014 году, источником которых является субсидия из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения.
Из существа оспариваемого представления следует, что основанием для его принятия послужили выводы о нарушении учреждением требований бюджетного законодательства.
Указанным документом выставлено требование принять меры по устранению нарушений в срок до 30 дней со дня получения представления; о результатах исполнения представления проинформировать ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Республике Тыва в течение 10 дней со дня исполнения представления.
Учитывая, что проверка проведена, и акт проверки составлен в отношении учреждения, представление вынесено Управлением по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения и в связи с выявлением нарушения предприятием бюджетного законодательства, оспариваемое представление следует рассматривать как акт государственного органа, затрагивающий права и законные интересы ФКП "Аэропорт Кызыл" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, следовательно, спор о признании недействительным указанного предписания подведомствен арбитражному суду.
Тот факт, что оспариваемое представление адресовано не предприятию, а исполняющему обязанности директора Государственного казенного учреждения Республики Тыва "Госстройзаказ", не свидетельствует о не подведомственности дела арбитражному суду. В данном случае руководитель организации является органом управления учреждением, и адресованное ему предписание налагает обязанности на само предприятие, а не на руководителя, как физическое лицо.
Исходя из содержания представления Управления, суд апелляционной инстанции полагает, что названное представление вынесено в адрес юридического лица - учреждения, а не в адрес должностного лица.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 27, 29, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что заявление учреждения обоснованно рассмотрено судом первой инстанции, поскольку настоящий спор подведомствен арбитражному суду.
По существу заявленных Государственным казенным учреждением Республики Тыва "Госстройзаказ" требованиям о признании представления от 12.10.2015 N 112 недействительным апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов арбитражного дела, на основании пункта 101 плана контрольной работы на 2015 год ТУ Росфиннадзором в РТ в период с 09.02.2015 по 04.08.2015 проведена проверка по правомерности использования средств, источником которых является субсидия из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений).
В ходе проверки выявлено и отражено в акте от 25.09.2015 N 16 нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а именно:
1. Нецелевое использование средств федерального бюджета на общую сумму 79 925 488 рублей 35 копеек, в результате направления и расходования средств субсидии из федерального бюджета на цели и мероприятия, не соответствующие целям, определенным пунктом 3.1.6 Соглашения о предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, заключенное между Министерством финансов Российской Федерации (главным распорядителем средств федерального бюджета) и Правительством Республики Тыва (получателем субсидии) от 30.07.2014 N 01-01-06/06-206 (далее - Соглашение от 30.07.2014 N 01-01-06/06-206) и пункта 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N1203 (далее - Правила от 31.12.2009 N 1203), а именно строительства в городских поселениях Республики Тыва: г. Ак-Довуракк, г. Шагонар, г. Туран неблагоустроенных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, тогда как следовало обеспечить детей-сирот благоустроенными жилыми помещениями.
2. Нерезультативное использование средств федерального бюджета на сумму 149 245 340 рублей, выразившееся в не выполнении ГКУ РТ "Госстройзаказ" условий Соглашения по обеспечению достижения значения показателя результативности предоставленной субсидии (Правительство Республики Тыва обязалось обеспечить достижение значения показателя результативности предоставления субсидии - численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, обеспеченных благоустроенными жилыми помещениями - 385 человек, в 153 случаях дома к линиям электропередач не подключены, в 74 домах отсутствует источник пресной воды, или денежные средства на сумму 229 170 828 рублей использованы в полном объеме, тогда как заданный результат (обеспечение 385 детей-сирот благоустроенными жилыми помещениями) не достигнут. В данную сумму нарушений входит сумма нецелевого использования средств федерального бюджета 79925,488 тыс. руб., что является нарушением статьи 34 БК РФ, пункта 8 (1) Правил от 31.12.2009 N 1203, пункта 3.1.6 Соглашения от 30.07.2014 N 01-01-06/06-206.
Представлением от 12.10.2015 N 12-05-18/2276 ТУ Росфиннадзора по РТ предложило ГКУ РТ "Госстройзаказ" рассмотреть это представление и принять меры по устранению нарушений не позднее 30 дней с даты его получения и проинформировать о результатах рассмотрения не позднее 10 дней с даты его исполнения.
Согласно положениям статей 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является адресность и целевой характер бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
На основании пункта 1 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Пунктом 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.
Выделение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (за исключением субсидий за счет средств резервных фондов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации) на цели и (или) в соответствии с условиями, не предусмотренными федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, не допускается.
На основании статьи 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации и согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с Федеральным законом от 02.12.2013 N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015-2016 годов", постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2008 N 392 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа по договорам найма специализированных жилых помещений" между Министерством финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) и Правительством Республики Тыва, являющееся получателем субсидии (далее - Субъект Российской Федерации или Республика Тыва) заключено Соглашение о предоставлении в 2014 году субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Тыва на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений от 30.07.2014 N 01-01-06/06-206 (далее - Соглашение от 30.07.2014 N 01-01-06/06-206).
Согласно пункту 1.1. предметом Соглашения от 30.07.2014 г. N 01-01-06/06-206 является:
в соответствии с Соглашением Минфин России обязуется представить в 2014 году бюджету субъекта Российской Федерации субсидию на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, в размере 218 129 300 рублей по КБК глава 092 "Министерство финансов Российской Федерации", раздел 10 "Социальная политика", подраздел 04 "Охрана семьи и детства", целевая статья 0335082 "Субсидии на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в рамках подпрограммы "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей", вид расходов 521 "Субсидии, за исключением субсидий на софинанирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности", КОСГУ 251 "Перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации",
а субъект Российской Федерации обязуется
принять Субсидию,
использовать ее по целевому назначению, определенному Соглашением,
и обеспечить финансирование расходного обязательства Субъекта Российской Федерации по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного Фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, подлежащим обеспечению жилыми помещениями, установленного статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ), за счет средств бюджета Субъекта Российской Федерации в размере 204 601 900 рублей,
а также обеспечить выполнение условий настоящего Соглашения.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ закреплено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Аналогичные положения установлены статьей 8 Закона Республики Тыва от 26.11.2004 N 918 ВХ-1 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детям, оставшимся без попечения родителей".
В соответствии с пунктом 3.1 Соглашения от 30.07.2014 г. N 01-01-06/06-206 Субъект Российской Федерации обязан:
* обеспечить соответствие значений показателей, установленных региональной программой, значениям показателей результативности предоставления Субсидии, установленным Соглашением;
* обеспечить финансирование расходного обязательства Субъекта Российской Федерации в объеме, предусмотренном пунктом 1.1. Соглашения;
- осуществлять контроль за реализацией мероприятий по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма специализированных жилых помещений, а также обеспечить целевое, адресное и эффективное использование Субсидии.
* обеспечить достижение значения показателя результативности предоставления Субсидии - численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в Субъекте Российской Федерации, - 385 человек;
* обеспечить соблюдение уровня софинанирования расходного обязательства Субъекта Российской Федерации за счет средств бюджета Субъекта Российской Федерации на уровне 48,4 процентов исходя из уровня софинанирования указанного расходного обязательства за счет Субсидии 51,6 процентов.
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1203 (далее - Правила N1203), субсидии предоставляются в целях создания условий для роста благосостояния граждан - получателей мер социальной поддержки и софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно пункту 4 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 42, жилые помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду, должны быть пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации пунктом 37 Постановления от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации разъяснил, что критерий благоустроенности жилого помещения имеет локальный характер и зависит от условий соответствующего населенного пункта, поскольку качественные характеристики жилищного фонда в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях отличаются. При этом необходимо учитывать, что общие требования к благоустроенности жилого помещения определены Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (Далее - Положение от 28.02.2006 N 47).
Пунктом 12 Положения от 28.01.2006 N 47 закреплено, что благоустроенное жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
Пунктом 3.1.6 Соглашения от 30.07.2014 N 01-01-06/06-206 предусмотрено, что Правительство Республики Тыва обязано обеспечить достижение значения показателя результативности предоставления субсидии - численности детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных благоустроенными жилыми помещениями 385 человек.
На основании вышеизложенного, довод истца об отсутствии обязательной нормы строительства благоустроенных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и о том, что условие о предоставлении благоустроенных жилых помещений для детей-сирот носит рекомендательный характер применительно к возможностям муниципальных образований предоставить необходимые инженерные условия для благоустройства предоставляемых жилых помещений является несостоятельным.
В 2014 году между Госстройзаказом, в лице и.о.директора Монгуш Д.А. и ГБУ РТ "Управление капитального строительства", в лице и. о. начальника Илкина В.А. (далее Подрядчик) заключен государственный контракт от 12.09.2014 г. N 64 на "Строительство жилых домов на территории Республики Тыва для предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Контракт от 12.09.2014 N 64).
Согласно пункту 1.1. Подрядчик по заданию Заказчика обязуется выполнить работы по "Строительству жилых домов на территории Республики Тыва для предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - работы) в соответствии с условиями настоящего Контракта, Техническим заданием на выполнение работ (Приложение N 3 к Контракту), проектной документацией, утвержденной Заказчиком;
Пунктом 1.2. Подрядчик обязуется построить жилые дома и после завершения строительства и получения разрешения на ввод объектов в эксплуатацию в срок, установленный настоящим Контрактом, передать Заказчику жилые помещения (далее - квартиры), а Заказчик обязуется принять по акту приема передачи и уплатить обусловленную настоящим Контрактом цену;
Пунктом 1.3. Качество квартир должно соответствовать проектной документации, строительным, противопожарным и другим нормам и правилам (СНиП, ГОСТ, ТУ) в соответствии с действующим законодательством;
В 2014 году от Министерства строительства и модернизации коммунального хозяйства Республики Тыва (далее Минстрой РТ) на реализацию мероприятий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, на лицевой счет Госстройзаказа поступили бюджетные средства в общей сумме 249 961 568 рублей 15 копеек.
Бюджетные средства в общей сумме 249 961 568 рублей 15 копеек ГКУ "Госстройзаказ" перечислил подрядчику ГБУ РТ "Управление капитального строительства".
Согласно пункту 1.1. контракта Подрядчик по заданию Заказчика обязуется выполнить работы по строительству жилых домов на территории Республики Тыва для предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - работы) в соответствии с условиями настоящего Контракта, Техническим заданием на выполнение работ (Приложение N 3 к Контракту), проектной документацией, утвержденной Заказчиком;
Согласно п. 1.2 Контракта Подрядчик обязался построить жилые дома и после завершения строительства и получения разрешения на ввод объектов в эксплуатацию в срок установленный Контрактом, передать Заказчику жилые помещения, а Заказчик обязуется принять по акту приема-передачи и уплатить согласно Контракту.
Пунктом 1.3 контракта Качество квартир должно соответствовать проектной документации, строительным, противопожарным и другим нормам и правилам (СНиП, ГОСТ, ТУ) в соответствии с действующим законодательством.
Неотъемлемыми частями Контракта является приложенное Техническое задание на выполнение работ (приложение N 3 к контракту N 64 от 12.09.29014).
Согласно пункту 10 раздела 1 Технического задания цена Контракта включает в себя, в том числе расходы на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения (водопровода, водоотведения (канализации), отопления, электроснабжения и тп.).
В соответствии с пунктом 11 Технического задания каждое жилое помещение (квартира) в рамках условий документации об электронном аукционе должно подключено к наружным сетям электроснабжения, теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, канализации и должно соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2.264510 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 N 64 (далее - СанПиН 2.1.2.2645-10) и требованиям, установленные ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 4.1, 5.4, 8.1.1 Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях (СанПиН 2.1.2.2645-10), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 N 64, в жилых зданиях системы отопления должны обеспечивать допустимые условия микроклимата и воздушной среды помещений; все помещения жилых зданий должны быть обеспечены общим и местным искусственным освещением. В жилых зданиях следует предусматривать хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, а также канализацию и водостоки. В районах без централизованных инженерных сетей допускается предусматривать строительство 1 и 2-этажных жилых здании с неканализованными уборными.
Пунктами 12, 13, 14,15 раздела 2.1, 2.2 Технического задания установлено следующее инженерное обеспечение для жилых помещений (квартир) в соответствии с выданными техническими условиями -
в городских поселениях:
отопление: централизованное,
холодное водоснабжение: централизованное,
горячее водоснабжение: централизованное,
электроснабжение: централизованное,
канализация: централизованная,
установка нового сантехнического оборудования в соответствии с проектной документацией: ванная, унитаз со смывным бачком с арматурой, умывальник сл смесителем, раковина на кухне со сместителем;
в сельских поселениях:
отопление: индивидуальное,
холодное водоснабжение: водяная скважина,
электроснабжение: централизованное,
канализация: для каждой квартиры будет построен туалет,
установка нового сантехнического оборудования: раковина со смесителем.
В соответствии со статей 4 Закона о статусе муниципальных образований Республики Тыва принятым Верховным Хуралом (парламентом) Республики Тыва от 22.12.2010 N 268 ВХ-1 наделены статусом "городского округа" следующие муниципальные образования:
1) город Кызыл, в состав территории которого входит населенный пункт город Кызыл,
2) город Ак-Довурак, в состав территории которого входит населенный пункт город Ак-Довурак;
статусом "городского поселения" - следующие муниципальные образования:
1) город Чадан (Чадаана) в Дзун-Хемчикском кожууне, в состав территории которого входят населенные пункты город Чадан (Чадаана) и арбан Кирсарай в составе городского поселения,
2) город Шагонар (Шагаан-Арыг) в Улуг-Хемском кожууне, в состав территории которого входит населенный пункт город Шагонар (Шагаан-Арыг),
3) город Туран в Пий-Хемском кожууне, в состав территории которого входят населенные пункты город Туран, арбаны Билелиг, Шивилиг, Найырал в составе городского поселения,
4) поселок городского типа Каа-Хем в Кызылском кожууне, в состав территории которого входят населенные пункты поселок городского типа Каа-Хем и Арбан Уш-Белдир в составе городского поселения.
Таким образом, в 2014 году подрядчиком ГБУ РТ "Управление капитального строительства" Госстройзаказу предъявлены к оплате за строительство жилых помещений в городских поселениях Республики Тыва справок о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) на общую сумму 79 925 488,35 рублей, Актов о приемке выполненных работ (форма КС-2) на общую сумму 79 925 488 рублей 35 копеек, в том числе:
* г. Ак-Довурак на общую сумму 18 804 645 рублей,
* г. Шагонар на общую сумму 29 140 914 рублей;
* г. Туран на общую сумму 31 979 929 рублей 35 копеек.
Таким образом, согласно Техническому заданию к государственному контракту от 12.09.2014 N 64 ГКУ Госстройзаказом на момент передачи жилого помещения (квартиры) в городских округах и городских поселениях они должны быть подключены к системам инженерного обеспечения по постоянной схеме, обладать всеми потребительскими свойствами, необходимыми без проведения дополнительных работ.
Как следует из материалов дела, в рамках выездной проверки контролером ревизором Доможаковым Е.А. (руководитель проверочной группы), в составе старшего контролера-ревизора Очур-оол А.П. проведены обследования по фактическому строительству в 2014 году жилых домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) и технического присоединения к электрическим сетям, водоснабжению в отношении администраций Улуг-Хемского, Чаа-Хольского, Сут-Хольского, Дзун-Хемчикского, Барын-Хемчикского, Бай-Тайгинского, Овюрского, Монгун-Тайгинского, Тандинского, Каа-Хемского, Тоджинского, Кызылского, Тес-Хемского, Эрзинского, Пий - Хемского кожуунов, г.Ак-Довурак и Государственном бюджетном учреждении Республики Тыва "Управление капитального строительства".
В ходе обследования фактического строительства жилых домов для детей-сирот старшим контролером-ревизором Очур-оол А.П., контролером-ревизором Доможаковым Е.А., в присутствии Заказчика - главного специалиста ПТО Госстройзаказа Салчак А.Д. проведен осмотр наличия построенных жилых домов для детей-сирот и технического присоединения их к электрическим сетям, водоснабжению.
В ходе выездной проверки Госстройзаказом представлены Акты приемки законченного строительства объектов (форма N КС - 11) по завершению строительства домов детей-сирот подписанные и.о.директора Госстройзаказ Монгуш ДА. и начальником ГБУ РТ "УКС" Биче-кыс О.П.: от 24.02.2015 по Дзун-Хемчикскому кожууну, от 21.01.2015 по Пий-Хемскому кожууну, от 01.06.2015 г.Ак-Довурак, от 20.01.2015 по Улуг-Хемскому кожууну, от 28.02.2015 по Чеди-Хольскому кожууну, от 10.02.2015 Бай-Тайгинскому кожууну, от 28.12.2014 по Чаа-Хольскому кожууну, от 10.02.2015 по Барын-Хемчикскому кожууну, от 28.12.2014, от 03.04.2015 по Овюрскому кожууну, от 27.02.2015 Сут-Хольскому кожууну, от 27.02.2015 по Тандинскому кожууну, от 26.05.2015 Монгун-Тайгинскому кожууну, от 12.01.2015 по Тес-Хемскому кожууну, от 12.01.2015 по Эрзинскому кожууну, от 30.06.2015 по Тоджинскому кожууну, от 08.07.2015 по г.Кызылу.
Таким образом, на момент обследования (осмотра) строительство домов для детей-сирот 167 (320 квартир) из 209 (404 квартир) в основном завершилось, и фактически в построенных домах проживали дети-сироты. Зафиксировано, что из 167 построенных домов, в котором проживали дети-сироты в 153 случаях дома не подключены к линиям электропередач, в 74 домах нет источника пресной воды, на строительство которых профинансировано 229 170 828 рублей 35 копеек.
Таким образом, проведенной ТУ Росфиннадзором в Республике Тыва проверкой правомерности использования субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей установлено, что в нарушение статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 8(1) Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1203, пункта 3.1.6 Соглашения от 30.07.2014 N 01-01-06/06-206, заявителем (ГКУ "Госстройзаказ") не выполнено условие Соглашения по обеспечению достижения значения показателя результативности предоставленной субсидии, что является нерезультативным использованием средств федерального бюджета в результате направления и расходования средств субсидии из федерального бюджета на цели и мероприятия, не соответствующие целям, определенным пунктом 2 Правил от 31.12,2009 N 1203, пунктом 3.1.6 Соглашения от 30.07.2014 N 01-01-06/06-206, а именно на строительство в городских поселениях Республики Тыва: г. Ак-Довурак - 15, г. Шагонар - 22 двухквартирных, г. Туран - 15 двухквартирных жилых помещений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, не являющихся благоустроенными жилыми помещениями, тогда как в соответствии с пунктом 2 Правил, пунктом 3.1.6 Соглашения от 30.07.2014 N 01-01-06/06-206 следовало обеспечить детей-сирот благоустроенными жилыми помещениями.
В этой связи не обоснован довод истца о недоказанности Росфиннадзором условия о строительстве благоустроенных жилых помещений для детей-сирот в городских поселениях Республики Тыва г. Ак-Довурак, г. Шагонар, г. Туран с централизованным водопроводом и канализированными уборными.
Поскольку заявитель взял на себя обязательства по обеспечению достижения значения показателя результативности предоставления субсидии в виде указания числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей именно благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилого фонда, то, как верно указал Росфиннадзор, строительство и предоставление помещений, не отвечающих критериям благоустроенности, свидетельствует именно о нерезальтативном использовании средств федерального бюджета - заданный результат не достигнут, так как в 153 случаях дома не подключены к линиям электропередач, в 74 домах нет источника пресной воды.
Поскольку ГКУ РТ "Госстройзаказ" допущено направление и расходование средств субсидии из федерального бюджета на цели и мероприятия, не соответствующие целям, определенным пунктом 2 Правил от 31.12.2009 N 1203, пунктом 3.1.6 Соглашения от 30.07.2014 N 01-01-06/06-206, а именно на строительство в городских поселениях Республики Тыва (г. Ак-Довурак, г. Шагонар, г. Туран) жилых помещений для детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а так же детей, находящихся под опекой (попечительством) не имеющих закрепленного жилого помещения помещений, которые не соответствуют критериям благоустроенных, то расходование на это денежных средств в общей сумме 79 925 488 рублей 35 копеек обоснованно квалифицировано Росфиннадзором как нецелевое использование субсидий.
Часть 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В пункте 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" указано, что конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
О неэффективности расходования бюджетных средств в данном случае свидетельствует так же то обстоятельство, что дети из числа указанных в случае предоставления им помещения, не соответствующего критериям благоустроенности, вправе требовать предоставления иного помещения, что подтверждается многочисленной судебной практикой (апелляционные определения Смоленского областного суда от 22.03.2016 по делу N 33-986/2016, Свердловского областного суда от 03.03.2015 по делу N 33-3078/2015, и т.д.).
Как пояснил представитель Прокуратуры Республики Тыва в судебном заседании суда апелляционной инстанции, похожие споры имеются и в Республике Тыва вследствие предоставления неблагоустроенных помещений.
Доводы ГКУ РТ "Госстройзаказ" о том, что организация подключения к сетям инженерно-технического обеспечения (водопровода, водоотведения, отопления, электроснабжения и тд.) в границах муниципального района является полномочием органа местного самоуправления муниципального района не исключает ответственности самого учреждения за расходование денежных средств не в соответствии с требованиями законодательства; тот факт что какой либо субъект, взаимодействовать с которым заявитель должен был при выполнении Соглашения не исполняет, как полагает учреждение, своих обязанностей, не может служить обоснованием для неисполнения ГКУ РТ "Госстройзаказ" своих обязательств и не снимает с него ответственности за надлежащее выполнение Соглашения.
В рамках принятых на себя Правительством Республики Тыва обязательств по обеспечению детей-сирот благоустроенным жильем, с учетом того, что указанные мероприятия были полностью профинансированы, а также принимая во внимание, что на месте будущей постройки домов отсутствовала какая-либо инфраструктура, ГКУ "Госсройзаказ" обязано было предусмотреть в проектной документации и техническом задании вопросы технологического присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения (водопровода, водоотведения, отопления, электроснабжения и тд.)
В соответствии с частями 1, 7 статьи 37 и части 2 статьи 41 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными органами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 4 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района отнесена организация в границах муниципального района электроснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 12 плана мероприятий по оформлению земельных участков и осуществления технологического присоединения жилых помещений для детей-сирот, утвержденного распоряжением Правительства Республики Тыва от 14.01.2015 N 161-р предусмотрено, что подача заявки ресурсоснабжающие организации на осуществление технологического присоединения, подписание договоров об осуществлении технологического присоединения, непосредственное выполнение работ по присоединению, подготовке актов технологического присоединения и актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон будет осуществляться органами местного самоуправления по согласованию.
В нарушение статьи 65 АПК РФ доказательств того, что администрации городских поселений Республики Тыва взяли на себя обязательства по технологическому присоединению строящихся домов к сетям инженерно-технического обеспечения (водопровода, водоотведения, отопления, электроснабжения и тд.) и финансирования местного бюджета на перечисленные мероприятия заявителем в материалы дела не представлено.
Учитывая то, что Заказчиком проекта согласно Контракту является ГКУ Гостройзаказ и пунктом 1.9 Контракта источником финансирования является средства федерального бюджета, выделенные бюджету Республик Тыва в качестве субсидий и республиканский бюджет, кроме этого согласно пункту 10 Технического задания к Контракту, цена контракта включает в себя расходы на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения (водопровода, водоотведения, отопления, электроснабжения и т.д.), обязанность подключения построенных жилых домов к сетям инженерно-технического обеспечения (водопровода, водоотведения, отопления, электроснабжения и т.д.) возложена на ГКУ РТ Госстройзаказ.
Кроме того, согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
Непринятие ГКУ РТ Госстройзаказ мер по подключению построенных жилых домов к сетям инженерно-технического обеспечения (водопровода, водоотведения, отопления, электроснабжения и тд.) не соответствуют целям, определенным пунктом 2 Правил от 31.12.2009 N 1203, пунктом 3.1.6 Соглашения от 30.07.2014. N 01-01-06/06-206 и нарушают права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на своевременное обеспечение благоустроенными жилыми помещениями с условиями, пригодными для проживания.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что представление от 12.10.2015 N 112 является законным и обоснованным.
Указание Прокуратуры республики Тыва на то, что в нарушение требований статьи 170, части 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации суд первой инстанции, при рассмотрении настоящего дела, ограничился лишь установлением факта правомерности осуществления проверки истца и вынесения представления о нарушении бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения от 12.10.2015 N 112 не является безусловным основанием для отмены судебного акта, предусмотренным частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Применение судом первой инстанции Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.09.2014 N 999, которое вступило в силу 01 января 2015 года, к правоотношениям между сторонами в рамках Соглашения о предоставлении в 2014 году субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Тыва на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений N 01-01-06/06-206, которое было заключено 30 июля 2014 года, является ошибочным, однако не привело к принятию неправильного.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Учитывая, что решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения расходы по оплате государственной пошлины относятся на заявителей апелляционной жалобы.
Прокуратура Республики Тыва освобождена от уплаты государственной пошлины.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы учреждения по оплате государственной пошлины в сумме 1500 рублей, уплаченных по платежному поручению от 17.05.2016 за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на Государственное казенное учреждение Республики Тыва "Госстройзаказ".
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от "19" апреля 2016 года по делу N А69-4183/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Судьи |
Н.Н. Белан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-4183/2015
Истец: ГКУ РТ "Госстройзаказ", ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА "ГОССТРОЙЗАКАЗ", Министерство строительства и модернизации муниципального хозяйства
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва, Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в РТ, ТУ ФС ФБН в РТ
Третье лицо: Агентство по делам семьи и детей РТ, ГБУ РТ "Управление Капитального Строительства", Государственное бюджетное учреждение РТ "Управление капитального строительства", Прокуратура Республики Тыва, Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кр. кр., Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае, Управление Федерального казначейства в Республике Тыва