г. Чита |
|
11 августа 2016 г. |
Дело N А78-13001/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 11 августа 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бушуевой Е.М., судей Макарцева А.В., Юдина С.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хайбрахмановой Е.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Поцейко Татьяны Петровны на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 27 мая 2016 года по делу N А78-13001/2014 по иску индивидуального предпринимателя Поцейко Татьяны Петровны (ОГРН 304381227900069, ИНН 381201005151) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае (ОГРН 1097536005775, ИНН 7536104170) об определении выкупной стоимости земельного участка
(суд первой инстанции: Фадеев Е.А.)
при участии в судебном заседании (после перерыва):
от истца - представитель не явился, извещен,
от ответчика - Епифанцева С.Ю., представитель по доверенности от 30.11.2015
установил:
индивидуальный предприниматель Поцейко Татьяна Петровна (далее - истец, Поцейко Т.П., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Забайкальского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае (далее - ответчик, ТУ Росимущества России в Забайкальском крае) об определении выкупной стоимости земельного участка площадью 52 182 кв.м. с кадастровым номером 75:04:160206:8, расположенного по адресу: Забайкальский край, Борзинский район, г. Борзя, ул. Победы, 10 в размере 235 706, 09 руб.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 20 марта 2015 года в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 июля 2015 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 ноября 2015 года указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 27 мая 2016 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе истец ссылается на то, что представил в материалы дела оригинал заявления от 01.12.2009 с подлинным входящим штампом ответчика о выкупе спорного земельного участка, расположенного под объектами недвижимого имущества, а также путевой лист и командировочное удостоверение, подтверждающие нахождение предпринимателя в указанную дату в Чите, ответчик же, в свою очередь, не представил в дело доказательств того, что истец не обращался к нему 01.12.2009 с таким заявлением.
Кроме этого, заявитель жалобы обращает внимание на то, что в судебном акте не дана оценка документам, представленным истцом в ходе рассмотрения дела суду первой инстанции, а именно - кадастровому паспорту на спорный земельный участок за 2008 год и ответам филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю".
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 27 июля 2016 года был объявлен перерыв до 15 часов 45 минут 03 августа 2016 года, о чем в порядке, предусмотренном Информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19 сентября 2006 года N 113 "О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", сделано публичное объявление, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражных судов http://kad.arbitr.ru.
О месте и времени судебного заседания участвующие в деле лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако истец явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил (после перерыва).
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва ТУ Росимущества России в Забайкальском крае на нее, изучив материалы дела, оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании постановлений Главы муниципального образования "Город Борзя и Борзинский район" от 29.07.2004 N 566, от 11.10.2005 N 663 в собственность Российской Федерации и в постоянное бессрочное пользование Квартирно-эксплуатационной части Борзинского района Сибирского военного округа передан земельный участок, кадастровый номер 75:04:160206:0008, расположенный по адресу: Читинская область, г. Борзя, ул. Победы, площадью 52 182 кв. м, назначение - земли населенных пунктов, для нужд обороны.
12.11.2004 (с учетом дополнительного соглашения от 31.05.2006) по итогам аукциона между обществом с ограниченной ответственностью "АВИС" (далее - ООО "АВИС" и Сибирским межрегиональным отделением Специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" заключен договор купли-продажи высвобождаемого военного имущества - 14 объектов недвижимости по адресу: Читинская область, г. Борзя, ул. Победы,10.
25.08.2007 между ООО "АВИС" и предпринимателем заключен договор N Д-019/07 купли-продажи объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: Читинская область, Борзинский район, г. Борзя, ул. Победы, 10, военный городок N 53, и принадлежащих продавцу на основании договора купли-продажи от 12.11.2004.
Право собственности предпринимателя на приобретенные объекты недвижимости зарегистрировано в установленном законом порядке 26.01.2008.
17.12.2008, 29.07.2009, 01.12.2009 Поцейко Т.П. обращалась в ТУ Росимущества России в Забайкальском крае с заявлением о выкупе спорного земельного участка, расположенного под объектами недвижимого имущества.
ТУ Росимущества России в Забайкальском крае в ответе от 26.01.2009 указало на наличие права постоянного (бессрочного) пользования участком у Квартирно-эксплуатационной части Борзинского района Сибирского военного округа; в ответе от 17.09.2009 - на необходимость предоставления документов, необходимых для принятия решения о приватизации земельного участка, в том числе кадастрового паспорта земельного участка; в ответе от 18.03.2010 (ответ на обращение от 05.03.2010 - в дело не представлено) - на необходимость проведения кадастровых работ по формированию земельного участка и на нахождение земельного участка в пользовании у структурного подразделения Минобороны Российской Федерации.
18.05.2010, 08.07.2010, 11.08.2011 предприниматель обращалась в подразделения Минобороны Российской Федерации в целях приобретения земельного участка.
В ответах предпринимателю департамент имущественных отношений Минобороны Российской Федерации в предоставлении спорного земельного участка отказал: 18.05.2010 - с указанием на необходимость выполнения в отношении участка кадастровых работ; 05.07.2011 - с указанием на необходимость предоставления схемы раздела участка; 24.12.2012 - с указанием на необходимость обращения в ТУ Росимущества.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 07.12.2012 N 3667 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ "СибТУИО" (правопреемник Квартирно-эксплуатационной части Борзинского района) на земельный участок, площадью 52 182 кв. м, с кадастровым номером 75:04:160206:8, расположенный по адресу: Забайкальский край, Борзинский район, г. Борзя, ул. Победы, 10.
14.01.2013 предприниматель обратился с соответствующим заявлением в ТУ Росимущества России в Забайкальском крае, в ответе на которое предпринимателю рекомендовано заказать кадастровый паспорт на земельный участок.
14.05.2014 ТУ Росимущества России в Забайкальском крае принято распоряжение N 902 о предоставлении земельного участка в собственность Поцейко Т.П.
Данным распоряжением установлена цена выкупаемого участка в размере 9 428 243, 76 руб., истцу представлен договор купли-продажи находящегося в государственной собственности земельного участка от 30.05.2014 N 2-2014.
Не согласившись с выкупной стоимостью земельного участка, истец обратился в арбитражный суд с иском об обязании ответчика определить выкупную стоимость земельного участка по льготной цене.
Суд первой инстанции, принимая оспариваемый судебный акт, руководствовался статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и Перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370.
Суд апелляционной инстанции полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения отношений) исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в данной статье, совместно обращаются в исполнительный орган 5 государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок (пункт 5 статьи 36 Кодекса).
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 этого Кодекса.
В рассматриваемом случае отчуждение недвижимого имущества (14 объектов) из федеральной собственности в связи с их продажей предпринимателю повлекло прекращение прав прежнего собственника этого имущества на земельные участки, на которых они расположены (пункт 2 статьи 235 ГК РФ).
Поскольку право пользования спорным земельным участком прекратилось в результате продажи объекта недвижимости, участок фактически выбыл из владения учреждения, подведомственного Минобороны России.
Таким образом, предприниматель обоснованно обращался в ТУ Росимущества в Забайкальском крае с заявлением о представлении ему земельного участка под приобретенными в собственность объектами в период до 01.07.2012, и дата приказа Минобороны РФ о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования участком ФГКУ "СибТУИО" (07.12.2012) в настоящем деле не имеет правового значения.
Указанные выводы суда признаны обоснованными постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 ноября 2015 года по настоящему делу.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:
1) земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6).
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 7).
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Как указано выше, распоряжением ТУ Росимущества России в Забайкальском крае от 14.05.2014 N 902 спорный земельный участок с кадастровым номером 75:04:160206:8 общей площадью 52 182 кв.м., расположенный по адресу: г. Борзя, ул. Победы, д. 10 передан в собственность Поцейко Т.П.
ТУ Росимущества России в Забайкальском крае направило в адрес предпринимателя проект договора купли-продажи находящегося в государственной собственности земельного участка от 30.05.2014 N 2-2014, содержащий условие о стоимости земельного участка в размере 9 428 243, 76 руб.
По мнению ответчика, предоставление к заявлению о приобретении в собственность испрашиваемого земельного участка не полного пакета документов (без предоставления кадастрового паспорта, а предоставлением кадастровой выписки) в срок до 01.07.2012 лишает истца права на приобретение в собственность земельного участка по льготной цене.
Суд апелляционной инстанции полагает соответствующие доводы ответчика и выводы суда первой инстанции не обоснованными, противоречащими нормам гражданского и земельного законодательства.
До 14.10.2011 действовал Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденный Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 (далее - Перечень документов).
При этом суд апелляционной инстанции полагает, что закрепление законодателем в нормативно-правовых актах перечня документов для предоставления в собственность земельного участка направлено на установление конкретного лица, которому подлежит передаче в собственность земельный участок, индивидуальных характеристик земельного участка, оснований для льготного приобретения земельного участка.
При этом не предоставление полного пакета документов не может являться основанием для отказа в льготном предоставлении земельного участка, поскольку такое право уполномоченного органа не предусмотрено гражданским и земельным законодательством Российской Федерации.
Верховный суд Российской Федерации в определении от 30.06.2009 N 18-В09-32 указал, что из пунктов 1 и 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что вопросы приватизации земельных участков относятся к ведению Российской Федерации, и отказ в приватизации земельного участка возможен только по основаниям, установленным федеральным законодательством.
Поскольку предпринимателю на праве собственности принадлежат объекты недвижимости на спорном земельном участке, которые являются бывшей государственной собственностью, предприниматель обратилась с заявлением о приобретении в собственность спорного земельного участка, ответчик, установив все необходимые условия для передачи земельного участка в собственность Поцейко Т.П., вынес соответствующее распоряжение и направил ей проект договора купли-продажи, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для приобретения истцом земельного участка по льготной цене.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает правовую позицию Верховного суда Российской Федерации, выраженную в определении N 310-ЭС16-1609 о том, что лицо при приобретении на основании гражданско-правовой сделки недвижимого имущества, которое ранее было отчуждено в процессе приватизации, также является субъектом права выкупа земельного участка по льготной цене на основании абзаца 2 пункта 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ.
Требование о предоставлении кадастрового паспорта установлено в целях установления его границ, поскольку при отсутствии таких границ земельных участок не может являться объектом гражданских прав в силу статьи 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Материалами настоящего дела подтверждается установление уполномоченным кадастровым органом границ спорного земельного участка (государственный реестр земель кадастрового района, раздел "Земельные участки" по форме Ф.1.1, утвержденной Приказом Росземкадастра от 15.06.2001 N П/119, т. 3, л.д. 49-56, кадастровый паспорт земельного участка от 05.11.2008 N 75/04/08-1-2081, т. 3, л.д. 116).
Выводы суда первой инстанции о невозможности оценки кадастрового паспорта земельного участка от 05.11.2008 N 75/04/08-1-2081 в качестве достоверного доказательства в связи с не предоставлением подлинника такого паспорта противоречат положениям части 6 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку суд не может считать доказанным факт, подтверждаемый только копией документа, если утрачен или не передан в суд оригинал документа, а копии этого документа, представленные лицами, участвующими в деле, не тождественны между собой и невозможно установить подлинное содержание первоисточника с помощью других доказательств.
Поскольку ответчиком в материалы дела не предоставлялся кадастровый паспорт спорного земельного участка от 05.11.2008, оснований считать представленный истцом в материалы дела кадастровый паспорт не достоверным доказательством у суда не имелось.
С учетом того, что г. Борзя имеет численность менее 3 000 000 человек, кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена в размере 9 428 243, 76 руб. (т. 3, л.д. 92), льготная стоимость земельного участка для предпринимателя составляет 235 706, 09 руб. (9 428 243, 76 * 2,5%).
При таких фактических обстоятельствах и правовом регулировании решение суда первой инстанции подлежит отмене как постановленное при неправильном применении норм материального права и несоответствии выводов суда обстоятельствам настоящего дела (пункты 3 и 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе судебных расходов (часть 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом того, что апелляционная жалоба истца удовлетворена, решение суда первой инстанции отменено, исковое требование удовлетворено в размере 100%, истец уплатил государственную пошлину за рассмотрение дела в суде первой инстанции 4000 руб. (т. 1, л.д. 10), за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции дважды - 6 000 руб., за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции - 3 000 руб., расходы истца в сумме 13 000 руб. подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 27 мая 2016 года по делу N А78-13001/2014 отменить, принять новый судебный акт.
Исковые требования удовлетворить полностью.
Определить стоимость земельного участка 52 182 кв.м. с кадастровым номером 75:04:160206:8, расположенного по адресу: Забайкальский край, Борзинский район, г. Борзя, ул. Победы, 10, передаваемого в собственность Поцейко Татьяны Петровны по договору купли-продажи находящегося в государственной собственности земельного участка от 30.05.2014 N 2-2014, в размере 235 706 руб. 09 коп.
Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае (ОГРН 1097536005775, ИНН 7536104170) в пользу индивидуального предпринимателя Поцейко Татьяны Петровны (ОГРН 304381227900069, ИНН 381201005151) судебные расходы в размере 13 000 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Бушуева |
Судьи |
А.В. Макарцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-13001/2014
Истец: Поцейко Татьяна Петровна
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае
Хронология рассмотрения дела:
18.08.2017 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1984/15
29.11.2016 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6282/16
11.08.2016 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1984/15
27.05.2016 Решение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-13001/14
23.11.2015 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6072/15
24.07.2015 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1984/15
20.03.2015 Решение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-13001/14