г. Москва |
|
20 января 2016 г. |
Дело N А40-78882/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.01.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.01.2016.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лящевского И.С., судей Панкратовой Н.И., Сумароковой Т.Я.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Петровой В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
Департамента городского имущества г. Москвы и Правительства Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы
от 12.10.2015 по делу N А40-78882/14,
принятое судьей Дудкиным В.В. (шифр судьи 135-655) по иску ООО "Вектор-М" (127238, г. Москва, Сущевский Вал, д. 5, стр. 22) к Правительству Москвы (125032, г. Москва, ул. Тверская, д. 13) об обязании внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости
третьи лица: 1) ФГБУ "ФКП Росреестра"; 2) Управление Росреестра по г. Москве; 3) Департамент городского имущества г. Москвы
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Галкин В.А. по доверенности от 01.06.2015 г.;
от ответчика: не явился, извещен;
от третьих лиц: не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
ООО "Вектор-М" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы к Правительству Москвы об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:02:0024009:18 площадью 563 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. Сущевский вал, вл.5, стр.22, в размере равном его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2013 г., а именно 31 432 975 руб. 62 коп.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 10.09.2014 гг. в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением АС МО от 24.03.2015 г. решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.09.2014 г. и Постановление Девятого апелляционного арбитражного суда от 10.12.2014 г. по делу N А40-78882/2014 отменены, дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением суда иск удовлетворен.
На указанное решение суда Правительством Москвы и Департаментом городского имущества города Москвы подана апелляционная жалоба, в которой заявители просят решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявители ссылается на нарушение норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционного суда представитель процессуального оппонента против доводов жалобы возражал.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы (в том числе, с учетом правил п.п.4-16 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12), явку представителей в судебное заседание не обеспечили, дело рассмотрено в порядке п.5 ст.156, ст.266 АПК РФ в их отсутствие.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке ст.ст.268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого решения, исходя из следующего.
Согласно материалам дела, истцу на праве аренды принадлежит земельный участок общей площадью 563 кв.м. с кадастровым номером 77:02:24009:0018, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Сущевский Вал, вл. 5, стр.22, что подтверждается договором о долгосрочной аренде земельного участка от 29.12.2001 г. N М-02-018026 и дополнительным соглашением к договору от 29.09.2006 г.
По условию п. 3.4. договора аренды N М-02-018026 от 29.12.2001 г. размер ежегодной арендной платы изменяется и подлежит обязательной уплате арендатором в каждом случае централизованного изменения (введения) ставок арендной платы и/или коэффициентов к ставкам арендной платы полномочным органом государственной власти РФ и/или г. Москвы без согласования с арендатором и без внесения соответствующих изменений в договор. При этом, в случае принятия таких актов исчисление и уплата арендатором арендной платы осуществляется на основании договора и письменного уведомления арендатора об изменении ставок арендной платы, в том числе коэффициентов индексации и/или уведомления с расчетом платежей либо с указанием коэффициентов, начиная с момента введения этих ставок, коэффициентов в действие правовым актом и без внесения изменений в договор.
По результатам государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость принадлежащего истцу на праве аренды земельного участка с кадастровым номером 77:02:24009:0018 на момент заключения дополнительного соглашения к договора аренды установлена в размере 4 878 395 руб. 00 коп.
По результатам государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость принадлежащего истцу на праве аренды земельного участка с кадастровым номером 77:02:24009:0018 на 01.01.2013 г. установлена в размере 61 484 092 руб. 74 коп.
В обоснование исковых требований истцом представлен отчет ООО "Дойче Бевертунг Немецкая Оценка" N DB11408 от 31.07.2015 г. об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:02:0024009:18, общей площадью 563 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. Сущевский Вал, вл. 5, стр.22, согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2013 г. составляет 31 432 975 руб. 62 коп.
Согласно ст. 17.1 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" силами экспертов Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" Экспертный совет была осуществлена проверка отчета об оценке N DB11408 от 31.07.2015 г, подготовленного ООО "Дойче Бевертунг Немецкая Оценка". Целью работы экспертов явилась проверка соблюдения оценщиком требований законодательства РФ об оценочной деятельности и договора об оценке объекта недвижимости, а также достаточности и достоверности использованной информации.
Результатом экспертизы представленного отчета явилось положительное экспертное заключение N 3972/2015 от 13.08.2015 г. В соответствии с положительным экспертным заключением N 3972/2015 от 13.08.2015 г. итоговая величина рыночной стоимости объекта - земельного участка с кадастровым номером 77:02:0024009:18 с адресными ориентирами г. Москва, ул. Сущевский вал, вл. 5 стр.22 общей площадью 563 кв.м. составляет 31 432 975 руб. 62 коп.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, пришел к выводу о том что, нарушение своих прав истец усматривает в том, что завышенная кадастровая стоимость влечет необоснованное увеличение арендных платежей, исчисляемых от кадастровой стоимости.
По мнению судебной коллегии, данные выводы суда первой инстанции основаны на нормах действующего законодательства, соответствуют сложившейся судебной практике и является правомерными в силу следующего.
Постановлением Президиума ВАС РФ от 15.12.2011 N 12651/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота, поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Требования истца по настоящему спору направлены на установление рыночной стоимости спорных земельных участков, которая после ее установления будет внесена в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости данных земельных участков. При таких обстоятельствах суд рассматривает заявленные требования в соответствии с порядком, установленным для рассмотрения дел в исковом производстве, с учетом установленного ст.65 АПК РФ порядка распределения между лицами, участвующими в деле, бремени доказывания обстоятельств, на которые они ссылаются.
В соответствии с п.1 ст.65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно п.5 ст.65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 ст.66 Земельного кодекса РФ установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п.3 ст.66 Земельного кодекса РФ. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земли утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее по тексту также - Правила), в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п.4).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно п.8 Правил в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории.
Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков.
В зависимости от территориальной величины оценочных зон их границы совмещаются с границами земельных участков с учетом сложившейся застройки и землепользования, размещения линейных объектов (улиц, дорог, рек, водотоков, путепроводов, железных дорог и др.), а также границами кадастровых районов или кадастровых кварталов.
По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
Пунктом 10 Правил установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Постановлением N 687-ПП от 21.11.2014 г. утверждены результаты оценки по состоянию на 01.01.2014 г., в том числе в отношении спорного земельного участка.
Данное постановление действует по состоянию на дату рассмотрения спора по существу.
Согласно п.1 ст.66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
При этом п.3 ст.66 Земельного кодекса РФ установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, п.3 ст.66 Земельного кодекса РФ допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно- правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010 разъяснено, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Президиум ВАС РФ исходил из того, что кадастровая и рыночная стоимость объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной только методом ее проведения (массовым характером).
При этом закон не ограничивает возможность обращения с подобными требованиями арендаторов земельных участков.
Определение рыночной стоимости земельного участка путем заключения договора на проведение оценки с целью последующих действий по изменению кадастровой стоимости является правом лица, обязанного уплачивать за использование земли те или иные платежи (земельный налог, арендную плату).
Согласно п.1 ст.41 Земельного кодекса РФ лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные ст.40 Земельного кодекса РФ, за исключением прав, установленных подпунктом 2 п.2 ст.40 Земельного кодекса РФ.
В этой связи арендатору земельного участка принадлежат права собственника земельного участка, предусмотренные ст.40 Земельного кодекса РФ, в том числе, осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством (пп.4 п.1).
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что истец как арендатор вправе заключать договор с оценщиком на проведение оценки и оспаривать результаты определения кадастровой стоимости наряду с собственником земельного участка.
Данный вывод соответствует позиции ВАС РФ, изложенной, в частности, в Определении от 29.07.2014 N ВАС-13336/13, позиции Арбитражного суда Московского округа, изложенной, в частности, в постановлении от 27.08.2014 N Ф05-7824/2014 по делу N А40-74697/13, позиции Девятого арбитражного апелляционного суда, изложенной, в частности в постановлениях от 27.08.2014 N 09АП-29812/2014 по делу N А40-22260/14, от 15.09.2014 N 09АП-33343/2014-ГК по делу N А40- 55800/2014.
Исходя из того, что Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в редакции, действовавшей на момент подачи искового заявления - 21.07.2014, предусматривал возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости или в арбитражный суд, или в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, суд полагает, что для данной категории споров на момент подачи искового заявления не был предусмотрен обязательный досудебный порядок.
При этом суд первой инстанции учитываел, что Федеральный закон от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"", которым ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Обоценочной деятельности в Российской Федерации" была дополнена оговоркой о том, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, вступил в законную силу 22.07.2014, то есть после подачи настоящего искового заявления.
Между тем, в материалы дела истцом, представлен отчет оценщика ООО "Дойче Берертунг Немецкая Оценка" N 11408 от 31.07.2015 г., которым установлена рыночная стоимость спорного земельного участка.
Истцом также представлено положительное экспертное заключение Некоммерческого партнерства Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" Экспертный совет N 3972/2015 от 13.08.2015 г. на вышеуказанный отчет оценщика о соответствии его действующему законодательству, в том числе положениям Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ".
Сравнение рыночной стоимости земельного участка, определенной оценщиком, свидетельствует о том, что рыночная стоимость значительно меньше его кадастровой стоимости, установленной на основании Постановления N 687-ПП.
Наличие существенного расхождения между кадастровой стоимостью спорных земельных участков и их рыночной стоимостью, установленной в отчете, обусловлено тем, что при определении кадастровой стоимости применяется метод массовой оценки без учета уникальных характеристик конкретного земельного участка.
В рассматриваемом случае рыночная стоимость спорного земельного участка определялась экспертом по состоянию на дату установления его кадастровой стоимости (01.01.2013), что соответствует правовой позиции ВАС РФ, сформулированной в Постановлении Президиума от 25.06.2013 N 10761/11.
В ст.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" закреплено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Оценив представленный отчет, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что данный документ составлен в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, при этом правовых оснований для непринятия рыночной стоимости спорного земельного участка, установленной экспертным заключением, у суда не имеется.
При этом суд первой инстанции учитывал наличие положительного экспертного заключения Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" Экспертный совет N 3972/2015 на вышеуказанный отчет.
С учетом изложенного требования истца по заявленному основанию удовлетворены обоснованно.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к данному выводу, подробно изложены в решении суда и оснований не согласиться с ними апелляционный суд не усматривает.
Согласно ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для удовлетворения иска подлежат отклонению, поскольку не нашли своего документального подтверждения.
Абзацем 37 ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции, действующей на дату вынесения (решения) установлено, что результаты кадастровой оценки могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Поскольку арендная плата арендуемого у города Москвы земельного участка зависит от его кадастровой стоимости, то и обязательства арендатора такого земельного участка напрямую зависят от того, какова кадастровая стоимость арендуемого им земельного участка.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда первой инстанции и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьями 110, 266-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 12.10.2015 по делу N А40-78882/14 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.С. Лящевский |
Судьи |
Н.И. Панкратова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-78882/2014
Истец: ООО "Вектор-М"
Ответчик: Управление Росреестра г. Москвы, Управление Росреестра по г. Москве, ФГБУ "ФКП Росреестра"
Третье лицо: ДГИ г. Москвы, Департамент городского имущества города Москвы, ООО "Дойче Бевертунг Немецкая оценка", ООО "Дойче Беверунг Немецкая Оценка", Правительство Москвы
Хронология рассмотрения дела:
11.04.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-2282/15
20.01.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-55779/15
28.09.2015 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-78882/14
24.03.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-2282/15
10.12.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-47357/14
11.09.2014 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-78882/14