Требование: о взыскании пени, о взыскании штрафа
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Санкт-Петербург |
|
24 января 2017 г. |
Дело N А21-4091/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 января 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Верещагиным С.О.,
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31272/2016) ГБУЗ Калининградской области "Неманская центральная районная больница" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.10.2016 по делу N А21-4091/2016 (судья Кузнецова О.Д.), принятое
по иску ТФОМС Калининградской области
к ГБУЗ Калининградской области "Неманская центральная районная больница"
о взыскании
установил:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Калининградской области (ОГРН 1023900598150, ИНН 3904006756, место нахождения: 236022, Калининградская обл., г. Калининград, ул. Космонавта Леонова, д.49, далее - ТФОМС, Фонд, истец) обратился в Арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением о взыскании с государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области "Неманская центральная районная больница" (ОГРН 1023901956902, ИНН 3909010570, место нахождения: 238710, Калининградская обл., г. Неман, ул. Победы, д.25, далее - Больница, ответчик) о взыскании 6 798 276 руб. 60 коп. нецелевого расхода, штрафа и пени (с учетом уточнения размера исковых требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Решением суда от 04.10.2016 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование своей позиции Больница указывает, что нарушение требований, предъявляемых к медицинской организации, как субъекту экономической деятельности, при условии соблюдения таким субъектом цели использования предоставленных ему бюджетных средств не может быть квалифицировано как нарушение требований бюджетного законодательства и условий получения средств из бюджета или как нецелевое использование.
Как считает ответчик, фактически указанные денежные средства израсходованы на выплату заработной платы за оказание медицинской помощи населению, выполнение работ медицинским персоналом ответчика в отсутствие сертификата специалиста является только нарушением пункта 1.1. статьи 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), который не представляет право ТФОМС наложения и взыскания денежных средств с учреждения здравоохранения.
Как указывает ответчик, в актах проверок отсутствуют сведения о том, что денежные средства, выделяемые на реализацию Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на территории Калининградской области, израсходованы на не предусмотренные программами статьи расходов. То обстоятельство, что медицинские работники несвоевременно проходили повышение квалификации, не свидетельствует об отсутствии у них соответствующей квалификации и отсутствии возможности выполнения возложенных на них обязанностей. Доказательств осуществления указанными в акте специалистами иных функций, не направленных на оказание дополнительной медицинской помощи, проведение диспансеризации работающих граждан, реализацию программы по модернизации здравоохранения, Фондом не представлено. Кроме того, отказ ответчика в оказании гражданам неотложной медицинской помощи противоречил бы положениям статьи 41 Конституции Российской Федерации и статьям 4 - 7, 10, 11 Закона N 323-ФЗ. По мнению ответчика, ТФОМС не опровергнут факт расходования ответчиком средств ОМС на оказание скорой специализированной медицинской помощи, выводы Фонда основаны на формальном факте отсутствия у Больницы лицензии.
Кроме того, ответчик полагает неправомерным неприменение судом последствий пропуска срока исковой давности.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 АПК РФ в их отсутствие.
От ТФОМС поступил отзыв, в котором просит оставить решение суда без изменения, считая его правильным.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, обоснованно исходил из следующего.
Как следует из материалов дела, на основании обращения и.о. министра здравоохранения Калининградской области В.В. Карташовой от 07.10.2013 вход.N 2606 и на основании приказа директора ТФОМС от 07.10.2013 N 302 проведена внеплановая комплексная проверка деятельности Больницы за период:
- с 01.10.2011 по 30.09.2013 - по территориальной программе ОМС;
- с 01.10.2011 по 30.09.2013 - по средствам национального проекта "Здоровье";
- с 01.01.2013 по 30.09.2013 - по средствам целевой программы Калининградской области "Программа модернизации здравоохранения Калининградской области на 2011-2012 годы".
В ходе проверки за период с октября 2011 года по сентябрь 2013 года выявлены следующие нарушения.
В нарушение приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07.07.2009 N 415н "Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения" (с изменениями и дополнениями) при отсутствии послевузовского профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "Детская хирургия" оказаны амбулаторно-поликлинические медицинские услуги по детской хирургии врачом-хирургом Кацуро В.И. на сумму -1 130 232 руб. 20 коп. (октябрь-декабрь 2011 года - 159 461 руб. 17 коп.; январь-декабрь 2012 года -529 585 руб. 51 коп.; январь-сентябрь 2013 года - 441 185 руб. 52 коп.).
В нарушение пункта 3 Порядка организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 10.05.2007 N 323 (с изменениями от 23.01.2009 и 09.09.2009), при отсутствии лицензии на осуществление амбулаторно-поликлинической помощи по детской стоматологии оказано медицинских услуг на сумму - 113 535 руб. 13 коп. (январь-декабрь 2012 года - 34 366 руб. 18 коп.; январь-июнь 2013 года - 79 168 руб. 95 коп.).
При отсутствии лицензии на осуществление доврачебной медицинской помощи по медицинской статистике, диетологии и лечебному делу (фельдшер школы N 1, приложение N 20 к лицензии от 26.12.2012 N ЛО-39-01-000814) приняты на работу для выполнения вышеуказанных работ (услуг):
- диетическая медицинская сестра - Кудрявцева Н.И. (приказ о приеме на работу от 01.10.1996 N 54); начислена заработная плата на сумму - 313 974 руб. 77 руб., из них: заработная плата - 239 861 руб. 58 коп., страховые взносы - 74 113 руб. 19 коп. (октябрь-декабрь 2011 года зарплата - 41 875 руб. 05 коп., страховые взносы (34,2%) - 14 321 руб. 26 коп.; январь-декабрь 2012 года - 106 631 руб. 31 коп., страховые взносы (30,2%) - 32 202 руб. 65 коп.; январь-сентябрь 2013 года - 91 355 руб. 22 коп.., страховые взносы (30,2%) - 27 589 руб. 28 коп.);
- медицинский статистик - Гончарова Г.И. (приказ от 05.11.2002 N 262-К о переводе медстатистиком; приказ от 10.06.2012 N 12-К - перевод с 18.06.2013 оператор); начислена оплата труда - 417 934 руб. 41 коп. из них: заработная плата -319 288 руб. 71 коп., страховые взносы - 98 645 руб. 70 коп. (октябрь-декабрь 2011 года зарплата - 55 512 руб. 82 коп., страховые взносы (34,2%) - 18 985 руб. 38 коп.; январь-декабрь 2012 года зарплата - 167 561 руб. 81 коп., страховые взносы (30,2%) - 50 603,67 руб.; январь-май 2013 года зарплата - 96 214 руб. 08 коп., страховые взносы (30,2%) - 29 056 руб. 65 коп.);
- фельдшер школы N 1 - Назаренко Н.П. (приказ главного врача от 15.12.2000 N156-К); начислена оплата труда - 370 983 руб. 91 коп. из них: заработная плата-282 792 руб. 79 коп., страховые взносы - 88 191 руб. 12 коп. (октябрь-декабрь 2011 года зарплата - 69 692 руб. 40 коп., страховые взносы (34,2%) - 23 834 руб. 80 коп.; январь-декабрь 2012 года зарплата - 213 100 руб. 39 коп., страховые взносы (30,2%) - 64 356 руб. 32 коп.).
При отсутствии лицензии на осуществление специализированной медицинской помощи по патологической анатомии и при отсутствии морга, как структурного подразделения Больницы, в проверяемом периоде осуществляли указанный вид деятельности следующие сотрудники:
- врач патологоанатом Ермаков В.Г. (приказ о приеме работника на работу по совместительству на 0.25 ставки от 01.06.2011 N 30-к; о прекращении трудового договора - от 23.05.2013 N 26-К/у - уволен 18.06.2013); начислена оплата труда - 77 082 руб. 38 коп. из них: заработная плата - 58 969 руб. 06 коп., страховые взносы -18 113 руб. 32 коп (октябрь-декабрь 2011 года зарплата - 7 616 руб. 70 коп., страховые взносы (34,2%) -2 604 руб. 91 коп.; январь-декабрь 2012 года зарплата - 31 289 руб. 63 коп., страховые взносы (30,2%) - 9 449 руб. 47 коп.; январь-июнь 2013 года зарплата - 20 062 руб. 73 коп., страховые взносы (30,2%)- 6 058 руб. 94 коп.);
- врач патологоанатом Муту П.И. (приказ о приеме работника на работу по совместительству на 0,25 ставки от 01.01.2008 N б/н; о прекращении трудового договора - от 23.05.2013 N 25-К/у - уволен 18.06.2013); начислена оплата труда -59 671 руб. 38 коп. из них: заработная плата - 45 641 руб. 85 коп., страховые взносы - 14 029 руб. 53 коп. (октябрь-декабрь 2011 года зарплата 6 142 руб. 50 коп., страховые взносы (34,2%) - 2 100 руб. 73 коп.; январь-декабрь 2012 года зарплата - 25 097 руб. 26 коп., страховые взносы (30,2%) -7 579 руб. 37 коп.; январь-июнь 2013 года зарплата - 14 402 руб. 09 коп., страховые взносы (30,2%) - 4 349 руб. 43 коп.);
- лаборант патологоанатомической службы Манчук Е.А. (приказ о приеме работника на работу по совместительству на 0,5 ставки от 23.05.2011 N 27-К; о прекращении трудового договора - от 23.05.2013 N 25-К/у - уволена 18.06.2013); начислена оплата труда - 113 125 руб. 17 коп. из них: заработная плата - 86 538 руб. 45 коп., страховые взносы - 26 586 руб. 72 коп. (октябрь-декабрь 2011 года зарплата - 11 302 руб. 76 коп., страховые взносы (34,2%) - 3 865 руб. 54 коп.; январь-декабрь 2012 года зарплата - 49 098 руб. 63 коп., страховые взносы (30,2%) - 14 827 руб. 79 коп.; январь-июнь 2013 года зарплата - 26 137 руб. 06 коп., страховые взносы (30,2%) - 7 893 руб. 39 коп.).
Кроме того, проверкой установлен нецелевой расход денежных средств в отсутствие лицензии на осуществление доврачебной медицинской помощи по медицинской статистике, диетологии и лечебному делу, на осуществление амбулаторно-поликлинической помощи по детской стоматологии, специализированной медицинской помощи по патологической анатомии в отсутствие послевузовского профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "Детская хирургия", на общую сумму - 2 596 539 руб. 35 коп. (за октябрь-декабрь 2011 года на сумму - 417 316 руб. 02 коп.; январь - декабрь 2012 года на сумму - 1 335 749 руб. 99 коп., январь-сентябрь 2013 года на сумму - 843 473 руб. 34 коп.).
Проверкой также установлено выполнение работ по замене оконных блоков из ПВХ за период январь-июнь 2012 года на сумму - 364 237 руб. 43 коп., оплаченных за счет средств ОМС, в то время как оплата указанных работ не входит в структуру тарифа на текущее содержание медицинской организации (подстатья 225), что является нецелевым использованием средств ОМС.
Указанные нарушения отражены в акте проверки от 25.10.2013.
Иные суммы нецелевого расхода, указанные в акте, не вошли в сумму иска, поскольку возмещены ответчиком добровольно.
Таким образом, по акту проверки от 25.10.2013 сумма средств, использованных не по целевому назначению и не погашенная по состоянию на 26.05.2016, составила - 2 960 776 руб. 78 коп.
ТФОМС в адрес Больницы выставлено требование N 2122 от 25.10.2013 о необходимости в соответствии с частью 9 статьи 39 Закона 326-ФЗ в срок до 08.11.2013 перечислить на счет ТФОМС сумму нецелевого использования бюджетных средств и штрафные санкции, что ответчиком не исполнено.
На основании приказа директора ТОФМС В.Д. Анохина от 27.10.2015 N 250 проведена плановая комплексная проверка Больницы за период с 01.10.2013 по 30.09.2015. Проверены фактически оказываемые виды медицинской помощи.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения.
В нарушение Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.03.2013 N 121н, при отсутствии лицензии на оказание первичной доврачебной медицинской помощи в амбулаторных условиях по вакцинации (проведению профилактических прививок), дезинфектологии, медицинскому массажу приняты на работу для выполнения вышеуказанных работ (услуг) с начислением заработной платы:
- медицинская сестра прививочного кабинета поликлиники Колосей Т.Н. (приказ о приеме на работу от 01.14.2013 N 23-К/прием, трудовой договор от 01.04.2013 N28); начислено 363 448 руб. 57 коп., из них: заработная плата - 279 842 руб. 23 коп., страховые взносы - 83 606 руб. 34 коп. (октябрь - декабрь 2014 года зарплата - 37 649 руб., страховые взносы (30,2%) - 11 369 руб. 99 коп.; январь-декабрь 2014 года -125 788 руб. 62 коп., страховые взносы (30,2%) - 37 988 руб. 16 коп.; январь-сентябрь 2015 года -116 404 руб. 61 коп., страховые взносы (30,2%) - 34 248 руб.19 коп.);
- медицинская сестра прививочного кабинета детской поликлиники Пермякова Н.В. (дополнительное соглашение к трудовому договору от 18.01.2012 0,5 ставки); начислено 413 993 руб.78 коп., из них: заработная плата - 317 967 руб. 58 коп., страховые взносы - 96 026 руб. 20 коп. (октябрь - декабрь 2014 года зарплата - 94 124 руб. 23 коп., страховые взносы (30,2%) - 28 425 руб. 51 коп.; январь-декабрь 2014 года - 119 945 руб. 14 коп., страховые взносы (30,2%) - 36 223 руб. 43 коп.; январь-сентябрь 2015 года - 103 898 руб. 21 коп., страховые взносы (30,2%) - 31 377 руб. 26 коп.);
- дезинфектор структурного подразделения "Общебольничный медицинский персонал" Назарова И.Н. (приказ от 16.01.2009 N 04-К на должность дезинфектора 0,75 ставки; по тарификации 1,0 ставки) - начислено из средств ОМС 605 790 руб. 35 коп., из них: заработная плата - 465 276 руб. 83 коп., страховые взносы -140 613 руб. 52 коп. (октябрь-декабрь 2013 года - 46 751 руб. 92 коп., страховые взносы (30,2%) - 14 119 руб.; январь-декабрь 2014 года - 232 542 руб. 70 коп., страховые взносы (30,2%) -70 227 руб. 90 коп.; январь-сентябрь 2015 года - 185 982 руб. 21 коп., страховые взносы (30,2%) - 56 166 руб. 62 коп.);
- дезинфектор кабинета врача фтизиатра Александрова В.Д. (приказы главного врача о приеме работника на работу N 28-К/прием от 15.05.2013 на время отпуска по беременности и родам основного работника; N 10-К-перевод от 14.10.2015 постоянно) начислена заработная плата из средств ОМС на сумму - 311 279 руб. 90 коп., из них: заработная плата - 239 078 руб. 25 коп., страховые взносы - 72 201 руб. 65 коп. (октябрь-декабрь 2013 года - 28 998 руб. 60 коп., страховые взносы (30,2%) - 8 757 руб. 59 коп.; январь-декабрь 2014 года - 116 290 руб. 45 коп., страховые взносы (30,2%) - 35 119 руб. 72 коп.; январь-сентябрь 2015 года - 93 789 руб. 20 коп., страховые взносы (30,2%) - 28 324 руб. 34 коп.);
- медицинская сестра по массажу Егорова Н.Ю. (приказ о приеме работника на работу от 24.10.2014 N 46-К/прием - 1,0 ставки, до 24.10.2014 работала по ежемесячным трудовым договорам, оплата производилась из средств от предпринимательской деятельности). Начислена заработная плата из средств ОМС на сумму - 163 993 руб. 11 коп., из них: заработная плата - 128 258 руб. 92 коп., страховые взносы -35 734 руб. 19 коп. (октябрь-декабрь 2014 года - 22 805 руб. 05 коп., страховые взносы (30,2%) - 3 887 руб. 12 коп.; январь-сентябрь 2015 года - 105 453 руб. 87 коп., страховые взносы (30,2%) - 31 847 руб. 07 коп.);
- при оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях по диетологии медицинская сестра диетическая структурного подразделения "Общебольничный медицинский персонал" Кудрявцева Н.И. (приказ о приеме на работу от 01.10.1996 N 54); начислена заработная плата на сумму - 316 052 руб. 97 коп., из них: заработная плата -242 744 руб. 22 коп., страховые взносы - 73 308 руб. 75 коп. (октябрь-декабрь 2013 года зарплата - 27 436 руб. 94 коп., страховые взносы (30,2%) - 8 285 руб. 95 коп.; январь-декабрь 2014 года -120 606 руб. 07 коп., страховые взносы (30,2%) - 36 423 руб. 03 коп.; январь-сентябрь 2015 года - 94 701 руб. 21 коп., страховые взносы (30,2%) - 28 599 руб. 77 коп.).
На основании выявленных нарушений составлен акт проверки от 30.11.2015, которым установлено нецелевое использование денежных средств в сумме 2 174 558 руб. 68 коп.
В нарушение части 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) (далее - Закон N 326-ФЗ) приобретено основное средство стоимостью свыше ста тысяч за единицу на общую сумму - 293 800 руб. Из средств ОМС платежным поручением от 06.05.2014 N285238 было оплачено КлнФ ФГУП "ЦентрИнформ" за приобретение основных средств (КОСГУ 310) Криптошлюз тип 1 Программно-аппаратный комплекс VipNet-координатор HW1000 2 штуки стоимостью 146 900 руб. за единицу.
Согласно инвентарным карточкам учета нефинансовых активов N 1637002382, N163702383 (материально ответственное лицо Шлыков Е.Ю.), по которым сумма начисленной амортизации по каждому комплексу составила 77 530 руб. 64 коп., остаточная стоимость одной единицы составляет 69 369 руб. 36 коп.
Данные расходы не входят в структуру расходов на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС, установленные Порядком и способом оплаты медицинской помощи, установленным территориальной программой обязательного медицинского страхования Калининградской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годы (приложение N 1 к Тарифному соглашению на оплату медицинской помощи в системе ОМС Калининградской области от 26.01.2015), что является нецелевым использованием средств ОМС.
ТФОМС выставил требование об устранении нарушений законодательства N 2412 от 02.12.2015 о перечислении в срок до 16.12.2015 на счет ТФОМС 2 479 570 руб. 96 коп. и уплатить штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств - 247 957 руб. 10 коп.
Данное требование Больницей не исполнено.
Часть средств возмещена, что не вошло в размер настоящего иска. Всего по акту проверки от 30.11.2015 выявлены расходы, не включенные в структуру тарифа по ОМС и, следовательно, использованные не по целевому назначению в не возмещенной Больницей части составили 2 468 358 руб. 68 коп.
Ответчик в своих суждениях не учитывает следующее.
Согласно положениям статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Пунктами 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.
В соответствии с положениями Закона N 326-ФЗ средства ОМС, направляемые в медицинские организации на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, являются государственными целевыми средствами.
Статьей 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии со статьей 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением ОМС, с 01.01.2011 регулирует Закон N 326-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 15 Закона N 326-ФЗ для целей этого Закона к медицинским организациям в сфере ОМС относятся имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, организации любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы.
Частью 5 указанной статьи определено, что медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере ОМС на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой ОМС.
В силу статьи 3 Закона N 326-ФЗ ОМС - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств ОМС в пределах территориальной программы ОМС и в установленных указанным Федеральным законом случаях в пределах базовой программы ОМС.
Территориальная программа ОМС содержит перечень видов и объемов медицинской помощи, финансируемых за счет средств ОМС, а также перечень медицинских учреждений, работающих в системе ОМС, условия и порядок предоставления медицинской помощи в них.
Учитывая изложенное и в соответствии с положениями статей 9, 20, 37, 38, 39 Закона N 326-ФЗ, пунктами 110, 123 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н, Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2010 N 782, и Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2011 N 856, речь идет о медицинских организациях, получивших лицензию на право оказания определенных видов медицинской помощи, и включенных в перечень органом государственной власти субъекта Российской Федерации, к полномочиям которого это отнесено законом.
Установление указанных ограничений связано с особым режимом формирования и расходования денежных средств в системе ОМС граждан.
В соответствии с пунктом 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Подпункт 15 пункта 9 Положения о ТФОМС устанавливает, что территориальный фонд ОМС в рамках своих полномочий предъявляет к медицинской организации требования о возврате в бюджет территориального фонда средств, перечисленных медицинской организации по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, использованных не по целевому назначению.
Пунктом 27 Положения предусмотрено, что возврат (возмещение) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплата штрафов медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
В соответствии с частью 2 статьи 28 Закона N 326-ФЗ медицинской организации направляются целевые средства на оплату медицинской помощи по договорам на оказание и оплату медицинской помощи в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой ОМС.
Существенным условием получения целевых средств медицинской организацией является наличие у получателя средств лицензии, то есть специального разрешения, дающего право на осуществление конкретного вида медицинской деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности.
Согласно названому Положению медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи.
Приложением к Положению утвержден Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность. Согласно данному перечню работы (услуги) по вакцинации (проведению профилактических прививок), дезинфектологии, медицинскому массажу, диетологии подлежат лицензированию.
ТФОМС обоснованно квалифицировал как нецелевые расходы и расходы на оказание амбулаторно-поликлинических услуг по детской хирургии при отсутствии послевузовского профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "Детская хирургия" у врача-хирурга Кацуро В.И.
Данный вывод истца обоснован приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07.07.2009 N 415н "Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения" (действовал в проверяемом периоде), устанавливающим различные требования к врачам, оказывающим медицинские услуги по специальности "Хирургия" и специальности "Детская хирургия", заключающиеся в том, что врач по детской хирургии должен пройти обучение в интернатуре или ординатуре по специальности "Детская хирургия" в отличие от врача - специалиста по хирургии, обучившегося в интернатуре или ординатуре по специальности "Хирургия" и повышающего квалификацию по дополнительному профессиональному образованию по должности "Врач - детский хирург" в отличие от повышающего квалификацию по дополнительному профессиональному образованию по должности "Врач-хирург".
Таким образом, врач-хирург, не имеющий послевузовского профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "Детская хирургия", не имел права оказывать медицинские услуги по детской хирургии.
Вывод суда и Фонда о том, что Больницей незаконно приняты на работу с начислением заработной платы работники, оказывающие первичную доврачебную медицинскую помощь в амбулаторных условиях по вакцинации (проведению профилактических прививок), дезинфектологии, медицинскому массажу, при отсутствии лицензии на соответствующие виды медицинской деятельности, правомерен и в силу следующего.
Данный вывод подтверждается Требованиями к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.03.2013 N 121н.
Таким образом, указанное является нецелевым использованием средств ОМС.
Учитывая изложенное, выплата заработной платы специалистам, не имеющим действующих сертификатов по соответствующей специальности, не предусмотрена структурой тарифа на оплату медицинской помощи по ОМС, следовательно, так же является нецелевым использованием средств ОМС.
Материалами дела подтверждается отсутствие у ответчика лицензии на спорные виды медицинской деятельности.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 10605/12 указано, что негативные последствия несоблюдения медицинскими учреждениями законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности возлагаются в соответствии с действующим законодательством непосредственно на эти учреждения.
Утрата права на осуществление медицинской деятельности связана в большинстве случаев с истечением срока действия лицензии, прекращением или приостановкой лицензии, поскольку медицинские учреждения имеют право осуществлять деятельность при условии наличия лицензии, в приложении к которой поименованы виды оказываемых медицинских услуг. Это условие согласуется с нормой пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) о том, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридические лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Из части 1 статьи 39 Закона N 326-ФЗ следует, что отношения между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы ОМС и которым решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств ОМС, и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы ОМС, урегулированы договором на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС.
В соответствии с таким договором медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы ОМС, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой ОМС (часть 2 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
Статьей 39 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что в договоре на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС должны содержаться положения, предусматривающие следующие обязанности страховой медицинской организации:
1) получение от медицинских организаций сведений, необходимых для осуществления контроля за соблюдением требований к предоставлению медицинской помощи застрахованным лицам, информации о режиме работы, видах оказываемой медицинской помощи и иных сведений в объеме и порядке, которые установлены договором на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, обеспечение их конфиденциальности и сохранности, а также осуществление проверки их достоверности;
2) проведение контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в медицинских организациях в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, установленным Федеральным фондом;
3) организация оказания медицинской помощи застрахованному лицу в другой медицинской организации в случае утраты медицинской организацией права на осуществление медицинской деятельности (часть 3).
Одновременно указано, что при приостановлении или прекращении действия лицензии, ликвидации страховой медицинской организации или утрате медицинской организацией права на осуществление медицинской деятельности договор на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС считается расторгнутым с момента приостановления действия лицензии или ее отзыва у страховой медицинской организации либо утраты медицинской организацией права на осуществление медицинской деятельности (часть 10 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии с пунктом 17.1 Положения о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73, проверка использования средств, полученных медицинскими организациями на финансовое обеспечение территориальной программы ОМС, включает, в том числе, проверку обоснованности получения средств медицинской организацией на оплату медицинской помощи по ОМС, при которой, среди прочего, проверяется наличие лицензии медицинской организации на право осуществления ею определенных видов медицинской деятельности, сроки ее действия и виды медицинской помощи и услуг, указанные в лицензии и сертификатах аккредитации, и фактически оказываемые виды медицинской помощи по данным статистической документации и сводных учетных документов, составленных на основе счетов, предъявляемых медицинской организацией на оплату за оказанную медицинскую помощь.
Согласно подпункту "в" подпункта 3 пункта 9 Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01.12.2010 N 230 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 28.01.2011 N 19614), при медико-экономическом контроле проводится контроль всех случаев оказания медицинской помощи по ОМС в целях проверки соответствия оказанной медицинской помощи действующей лицензии медицинской организации на осуществление медицинской деятельности.
Таким образом, следует признать, что условием оплаты оказанных медицинских услуг является наличие соответствующей лицензии у медицинской организации и сертификатов у специалистов, оказывающих медицинскую помощь.
Указанные выводы соответствуют и сложившейся судебно-арбитражной практике (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.03.2015 по делу N А21-8243/2012).
В проверяемые периоды у Больницы отсутствовала лицензия на осуществление медицинской помощи по медицинской статистике, диетологии, патологической анатомии, по вакцинации, дезинфектологии, медицинскому массажу. Надлежащих, допустимых доказательств того, что по указанным видам медицинской помощи оказывалась именно экстренная или неотложная медицинская помощь, податель жалобы не представил. Ответчиком не представлено и доказательств, подтверждающих, что в период проверки он функционировал в ожидании получения (по поданным документам) либо продления срока действия, переоформления лицензии на осуществление спорных видов услуг.
Доводы ответчика о пропуске срока исковой давности по акту от 25.10.2013 подлежат отклонению в связи со следующим.
Статьями 195 и 196 ГК РФ установлено, что исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ.
По спорному замечанию ответчика проверка проведена за период с 01.10.2011 по 30.09.2013, по результатам чего составлен акт проверки от 25.10.2013, требование об уплате с установлением срока возврата денежных средств выставлено 25.10.2013, истец обратился в арбитражный суд с заявлением 27.05.2016, то есть в пределах установленного законом срока исковой давности.
Ответчик не учитывает, что нарушения выявлены в ходе проверки составлением указанного акта, позиция ответчика не учитывает специфику рассматриваемых отношений, глубину и порядок выявления нарушений расходования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов.
Кроме того, ТФОМС обоснованно квалифицировал как нецелевые расходы расходы на оплату работ по капитальному ремонту, а именно на оплату расходов по замене оконных блоков.
В соответствии с пунктом 3.11 Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000. утвержденному постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279, к капитальному ремонту производственных зданий и сооружений относятся такие работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной смены или замены основных конструкций, срок службы которых к зданиях и сооружениях является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий и сооружений, все виды стен зданий, все виды каркасов стен, трубы подземных сетей, опоры мостов и др.).
Таким образом, замена оконных блоков относится к капитальному ремонту.
Структура тарифа на оплату медицинской помощи в подстатье "работы, услуги по содержанию имущества" не предусматривает расходы медицинской организации по оплате договоров на капитальный ремонт, а включает только оплату за оказание услуг, связанных с содержанием (обслуживанием), ремонтом (за исключением капитального ремонта), нефинансовых активов, находящихся в собственности, оперативном управлении или аренде, в целях обеспечения собственных нужд для выполнения территориальной программы ОМС.
Данный вывод подтверждается Соглашением о тарифах на оплату медицинской помощи в системе ОМС Калининградской области от 07.02.2012, которым утвержден Порядок организационного и финансового взаимодействия субъектов и участников обязательного медицинского страхования при реализации Программы государственных гарантий оказания населению Калининградской области бесплатной медицинской помощи на 2012 год.
Согласно пункту 3 Порядка этот Порядок распространяется на все медицинские организации, включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющие деятельность в сфере ОМС Калининградской области.
Договоры были заключены в период действия норм о запрете расходования средств ОМС на капитальный ремонт, оплата по ним производилась тоже в этот период. Таким образом, у Больницы отсутствовало правовое основание для расходования средств ОМС на проведение капитального ремонта, а именно замену оконных блоков.
С данным основанием взыскания ответчик в апелляционной жалобе не спорит.
Также ТФОМС верно квалифицировал как нецелевое использование средств ОМС на приобретение оборудования стоимостью свыше 100 тыс. руб. за единицу.
Расходы, которые медицинская организация может осуществлять в рамках договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, установлены частью 7 статьи 35 Закона 326-ФЗ.
Подпункт 1 пункта 157 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011, тариф на оплату медицинской помощи включает в себя наряду с перечнем иных расходов, включаемых в тариф, и оплату расходов на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу в соответствии с частью 7 статьи 35 Федерального закона.
Согласно пункту 78 главы 9 Порядка организационного и финансового взаимодействия субъектов и участников ОМС при реализации Программы государственных гарантий оказания населению Калининградской области бесплатной медицинской помощи на 2014 год, утвержденного Тарифным соглашением на оплату медицинской помощи в системе ОМС Калининградской области от 31.01.2014, не подлежат оплате за счет средств территориальной программы ОМС расходы государственных медицинских организаций в части капитального ремонта и проектно-сметной документации для его проведения, приобретения основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью свыше 100 тыс. руб. за единицу.
Пунктом 2.2 Тарифного соглашения от 31.01.2014 установлено, что документы, принятые в рамках настоящего Соглашения, являются обязательными к исполнению на территории Калининградской области.
В соответствии с нормами законодательства, осуществляющего правовое регулирование ОМС, расходование средств ОМС в нарушение структуры тарифа, установленной частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ и Тарифным соглашением, является нецелевым использованием средств.
С данным основанием взыскания ответчик в апелляционной жалобе не спорит.
Согласно статье 39 Закона N 326-ФЗ начислены пени:
-по акту проверки от 25.10.2013 в сумме 756 783 руб. 83 коп.;
- по акту проверки от 30.11.2015 в сумме 110 054 руб. 14 коп.
Размер штрафа произведен верно и соответствует положениям пункта 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ. Расчет пени проверен судами и признан обоснованным.
С правильностью самого расчета взыскиваемых сумм нецелевого расхода, штрафа и пени ответчик не спорит.
При таких обстоятельствах решение суда является правильным, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем оснований для отмены либо изменения решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.10.2016 по делу N А21-4091/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-4091/2016
Истец: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Калининградской области, Фонд Территориальный обязательного медицинского страхования Калининградской области
Ответчик: ГБУЗ К/о "Неманская центральная районная больница"