г. Ессентуки |
|
30 января 2017 г. |
Дело N А61-802/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 января 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Афанасьевой Л.В., Семенова М.У.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Макаровым О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Ардонская центральная районная больница" Министерства здравоохранения РСО - Алания на решение Арбитражного суда РСО-Алания от 02.11.2016 по делу N А61-802/2016 (судья С.Б. Харченко)
по заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования РСО - Алания (ОГРН 1021500511834, ИНН 1501002385)
к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Ардонская центральная районная больница" Министерства здравоохранения РСО - Алания (ОГРН 1021500859093, ИНН 1506003061)
о взыскании 5883620 рублей 31 копейки,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования РСО - Алания обратился в Арбитражный суд РСО-Алания с исковым заявлением к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Ардонская центральная районная больница" Министерства здравоохранения РСО - Алания о взыскании средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению в общей сумме 5348745 рублей 31 копейка и штраф в размере 534875 рублей, а всего 5883620 рублей 31 копейка.
Решением от 02.11.2016 исковые требования удовлетворены.
ГБУЗ "Ардонская центральная районная больница" Министерства здравоохранения РСО - Алания не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда от 02.11.2016 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу Территориальный фонд обязательного медицинского страхования РСО - Алания просит оставить решение суда от 02.11.2016 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.
Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 16.11.2015 по 14.12.2015 на основании приказа директора Территориального фонда обязательного медицинского страхования N 189 от 10.11.2015 контрольно-ревизионным отделом Территориального фонда обязательного медицинского страхования РСО-Алания была проведена плановая документальная комплексная проверка целевого расходования средств обязательного медицинского страхования ГБУЗ "Ардонская центральная районная больница" Министерства здравоохранения РСО - Алания за период с 01.01.2013 по 30.09.2015.
По результатам проверки был составлен Акт от 16.12.2015, в соответствии с которым рабочая группа фонда выявила нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования в размере 5348754 рубля 31 копейка, из них: в 2013 году в размере 5000105 рублей 20 копеек, из них:
- покупка отбойного молотка на сумму 21 460 рублей; - покупка кухонного инвентаря на сумму 23 894 рублей;
- покупка торговых весов на сумму 11 700 рублей;
- покупка саженцев многолетних насаждений на сумму 99 400 и 99 900 рублей;
- покупка бензокосилки на сумму 30 370 рублей;
- покупка кухонной мебели на сумму 43 000 рублей;
- покупка пластиковых окон на сумму 99 060 и 99 650 рублей;
- оплата за оказанные услуги (разработка проектно-сметной документации по капитальному ремонту кровли) на сумму 60 000 рублей;
- покупка кондиционеров на сумму 27 500 и 67 000 рублей.
- проведение ремонтных работ во врачебной амбулатории с. Кадгарон в размере 1229844 рубля 76 копеек;
- проведение ремонтных работ в фельдшерско-акушерском пункте с. Нарт в размере 1 979156 рублей 98 копеек;
- проведение ремонтных работ в фельдшерско-акушерском пункте с. Кирово в размере 1108178 рублей 46 копеек.
В 2014 году в размере 348640 рублей 11 копеек, из них:
- погашение кредиторской задолженности по техническому обслуживанию оборудования в 2012 году на сумму 30370 рублей;
- погашение кредиторской задолженности по исполнительным листам на сумму 170187 рублей и 135919 рублей (задолженность по налогу на имущество за 2,3,4 кварталы 2011 года и за 2012 год);
- погашение пени по исполнительным листам на сумму 11284 рубля 88 копеек и 879 рублей 23 копейки.
Ответчик направил в адрес Территориального фонда ОМС РСО-Алания возражения N 15 от 15.01.2016 в отношении акта плановой документальной комплексной проверки от 16.12.2015.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования РСО-Алания направил в адрес ГБУЗ "Ардонская центральная районная больница" Министерства здравоохранения РСО - Алания требование от 29.02.2015 перечислить на счет Фонда 534875 рублей денежных средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, а также штрафа в размере 534875 рублей.
Однако указанное требование было оставлено ответчиком без рассмотрения и удовлетворения, в связи с чем истцом было предъявлено в суд настоящее исковое заявление.
Взыскание средств ОМС, использованных в соответствии с актом от 16.12.2015 не по целевому назначению, а также штрафных санкций является предметом иска Территориального фонда ОМС РСО-Алания.
Отношения в области обязательного медицинского страхования урегулированы Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
В силу статьи 37 указанного Закона право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию реализуется на основании заключенных в его пользу между участниками обязательного медицинского страхования договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования и договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Из содержания статьей 38, 39 названного Закона также следует, что территориальный фонд заключает со страховой медицинской организацией договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования. По условиям названного договора страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств, в связи с чем, страховая медицинская организация заключает с медицинской организацией договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. По условиям договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь. Оплата медицинской помощи осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями).
Пунктами 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.
Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичная норма закреплена в статье 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 14 ст. 251 Налогового кодекса РФ средства, получаемые медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц, являются средствами целевого финансирования.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами.
Как следует из материалов дела, Учреждение оказывало медицинские услуги в сфере обязательного медицинского страхования на основании договоров, заключенных Учреждением со страховыми медицинскими организациями в соответствии с Главой 8 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", в связи с чем ответчик обязан был использовать полученные денежные средства в соответствии с программой обязательного медицинского страхования.
Финансирование капитального ремонта медицинского учреждения, погашение кредиторской задолженности учреждения, а также расходы, связанные с приобретением бытовой техники, мебели, приобретение услуг по замене оконных блоков, не входили в состав тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовых программ обязательного медицинского страхования на 2012-2014 годы.
Согласно Федеральному закону от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Положению о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования РСО-Алания (далее - Положение), утвержденному постановлением Правительства РСО-Алания от 28.03.2011 N 67, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования РСО-Алания (далее - ТФ ОМС РСО-Алания) является некоммерческой организацией, созданной для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территории РСО-Алания.
В соответствии с п. 12 ч. 7 ст. 34 Закона N 326-ФЗ, пунктом 8.12 Положения о ТФ ОМС РСО-Алания, ТФОМС РСО-Алания осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии. К полномочиям ТФОМС РСО-Алания также относится предъявление к медицинской организации требования о возврате в бюджет Территориального фонда средств, перечисленных медицинской организацией по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, использованных не по целевому назначению (п. 8.15 Положения).
Абзацем 2 ч. 4 Указа Президента РФ от 25.07.1996 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" установлено, что средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля.
В силу ч.9 ст. 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Из содержания пунктов 27, 29, 30 Положения о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 следует, что в случае выявления фактов нарушения законодательства об обязательном медицинском страховании, требующих незамедлительных мер по их устранению, в случае неисполнения медицинской организацией требований территориального фонда о возврате (возмещении) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) об уплате штрафов, пеней, а также в случае неустранения выявленных нарушений в установленные сроки территориальный фонд вправе направить соответствующую информацию и материалы проверки в правоохранительные и судебные органы для привлечения виновных лиц к ответственности.
Таким образом, в системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, должны обеспечить их целевое использование.
При этом право фонда на обращение в арбитражный суд с соответствующими требованиями вытекает из наличия у него полномочий по контролю за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями, а также обусловлено тем, взысканные денежные средства подлежат зачислению в бюджет фонда и в дальнейшем используется на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Иного, внесудебного порядка возврата в бюджет обязательного медицинского страхования средств, использованных медицинскими организациями не по целевому назначению, действующее законодательство не предусматривает.
Из смысла статьи 9 АПК РФ следует, что судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Судом первой инстанции установлен и материалами дела подтвержден факт нецелевого использования ответчиком средств обязательного медицинского страхования в размере 5348745 рублей 31 копейки.
Довод ответчика о том, что требование Истца о возврате средств использованных не по целевому назначению и уплате в связи с этим штрафа принято за пределами полномочий, так как между истцом и ответчиком не заключены договора, в связи с чем у ответчика отсутствуют денежные обязательства перед истцом, судом первой инстанции правомерно отклонен по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов относятся к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно статье 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств закреплен в статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Под нецелевым использованием бюджетных средств согласно статье 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Закон N 326 предусмотрел, в частности, что объем гарантированного бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования определяется путем принятии базовой программы обязательного медицинского страхования и территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также установил порядок организации и гарантии финансового обеспечения бесплатного оказания медицинской помощи в соответствии с указанными программами (часть 1 статьи 4, статья 35, статья 36).
Одной из таких гарантий, обеспечивающих как строго целевое использование средств обязательного медицинского страхования, так и учет прав и интересов его участников (страховых медицинских организаций и медицинских организаций), выступает установление тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с определенной Законом N 326 структурой тарифа, которая включает в себя перечень расходов медицинских организаций, которые они несут в связи с оказанием медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования (статья 30 и часть 7 статьи 35).
Согласно Закону N 326 деятельность в сфере обязательного медицинского страхования осуществляется медицинской организацией на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключенного со страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, на основании такого договора медицинская организация вправе получать средства за оказанную медицинскую помощь в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и несет корреспондирующую этому праву обязанность использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (часть 5 статьи 15, пункт 1 части 1 и пункт 5 части 2 статьи 20, часть 2 статьи 28).
Соответственно, в силу приведенных законоположений медицинская организация вправе получать средства обязательного медицинского страхования исключительно за оказание медицинской помощи в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Таким образом, в системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, вне зависимости от формы собственности и организационно-правовой формы должны обеспечить их целевое использование. В связи с чем направленное истцом согласно части 9 статьи 39 Закона N 326 требование об устранении нарушений, а также возврате средств использованных не по целевому назначению и уплате соответствующего штрафа, является правомерным (аналогичная позиция указана в определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 октября 2013 года N 1648-О и в постановление Федерального арбитражного суда Западно - Сибирского округа Дело N А03-11627/2012).
Довод ответчика о том, что проведенные во врачебных амбулаториях с. Кирово, с. Кадкарон и с. Нарт ремонтные работы не могут быть квалифицированы истцом как капитальный ремонт, так как в соответствии с размещенным техническим заданием и проектно - сметной документацией, был заключен государственный контракт на текущий ремонт в вышеназванных врачебных амбулаториях, о чем также указано в письме Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, правомерно отклонен судом первой инстанции по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 170 гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях, ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа и содержания сделки применяются относящиеся к ней правила.
Как указывалось выше, медицинская организация получает целевые средства по договорам на оказание и оплату медицинской помощи в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования и обязана использовать полученные средства в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (часть 5 статьи 15, пункт 1 части 1 и пункт 5 части 2 статьи 20, часть 2 статьи 28).
Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 1 февраля 2013 года N 18 "О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Северная Осетия- Алания на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" и Соглашением о тарифах на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на территории Республики Северная Осетия - Алания от 22 апреля 2013 года (далее - Тарифное соглашение) установлено, что расходы медицинских организаций в части капитального ремонта и проектно-сметной документации для его проведения, осуществляются за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов и не входят в средний подушевой норматив финансирования (пункт 14 раздела 3 и пункт 7 раздела 4 глава IX Территориальной программы, пункт 3.15 Тарифного соглашения, письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25 декабря 2012 года N11-9/10/2-5718 "О формировании и экономическом обосновании Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"), (аналогичные выводы указаны в определениях Верховного суда Российской Федерации от 1 февраля 2016 года N 302-КГ15- 18604, от 18 января 2016 года N 303-КГ15-17611).
Исходя из положений пункта 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации капитальный ремонт объектов капитального строительства - это "Замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно- технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов".
Также исходя из определений указанных в пункте 3.8 постановления Госстроя России от 5 марта 2004 года N 15/1 "К капитальному ремонту зданий и сооружений относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели.
К капитальному ремонту наружных инженерных коммуникаций и объектов благоустройства относятся работы по ремонту сетей водопровода, канализации, теплогазоснабжения и электроснабжения, озеленению дворовых территорий, ремонту дорожек, проездов и тротуаров и т.д.
Предупредительный (текущий) ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей".
Перечень основных работ, выполняемых в ходе текущего и капитального ремонта, для объектов социально-культурной сферы определен в Ведомственных строительных нормах ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально- культурного назначения", утвержденных Приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 года N 312 (далее - ВСН 58-88 (р), Положение).
На основании пунктов 1.1 и 1.2 ВСН 58-88 (р), данное Положение является обязательным для всех организаций, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности и распространяются на объекты коммунального и социально-культурного назначения независимо от формы собственности.
Согласно Приложению В к СП 118.13330.2012 "Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", утвержденному приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года N 635/10, к общественным зданиям относятся, в том числе здания и помещения учреждений здравоохранения.
Приложение 1 к ВСН 58-88 (р) включает основные термины, определяя, текущий ремонт здания как восстановление исправности конструкций; а капитальный ремонт включает замену при необходимости конструктивных элементов. При этом, элементами зданий, являются конструкции и технические устройства. Исходя из положений Приложения N 3 - крыша, стены, фундамент, пол, потолок, окна, двери и т.д. являются элементами зданий.
Приложение N 7 к ВСН 58-88 (р) содержит исчерпывающий Перечень основных работ по текущему ремонту зданий и объектов, не включающий полную замену оконного или дверного блока, полную замену штукатурки стен и потолков, устройству подвесных потолков, полную замену полов и т.д.
Кроме того, аналогичные понятия и определения содержит Положение о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13- 14.2000, утвержденное Постановлением Госстроя СССР от 29 декабря 1973 года N 279.
Таким образом, на основании вышеизложенного, проведенные ответчиком ремонтные работы - являются капитальным ремонтом. И, следовательно, не подлежат оплате за счет средств обязательного медицинского страхования.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, о том что полученные истцом денежные средства за оказанную медицинскую помощь могли быть израсходованы исключительно на исполнение текущих обязательств перед поставщиками коммунальных услуг и бюджетных обязательств, в связи с чем погашение кредиторской задолженности учреждения на основании исполнительных листов, финансирование капитального ремонта медицинского учреждения, а также расходы, связанные с приобретением бытовой техники, мебели, приобретение услуг по замене оконных блоков, является в силу статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым расходованием средств.
Суд, исследовав материалы дела в их совокупности и взаимосвязи, учитывая правила статей 70, 71 АПК РФ, установил, что требование истца о взыскании с ответчика средства ОМС в размере 5348745 рублей 31 копейка, использованных не по целевому назначению, является законным и обоснованным, в связи с чем правомерно удовлетворены.
Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчика штрафа в размере 534875 рублей.
Согласно статье 330 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Требование истца о применении к ответчику штрафных санкций соответствует положениям статьи 330 ГК РФ, ч.9 ст. 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Расчет штрафа проверен судом, признан верным.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что исковые требования о взыскании с ответчика штрафа в размере 534875 рублей являются законными и обоснованными, подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного судом первой инстанции правомерно удовлетворены заявленные требования.
Доводы ГБУЗ "Ардонская центральная районная больница" Министерства здравоохранения РСО - Алания, изложенные в апелляционной жалобе, судом отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства, противоречат материалам дела и сложившейся в Российской Федерации судебной практике, а также опровергнуты приведенными выше правовыми нормами.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда РСО-Алания от 02.11.2016 по делу N А61-802/2016.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда РСО-Алания от 02.11.2016 по делу N А61-802/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-802/2016
Истец: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования по РСО-А
Ответчик: ГУ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ АРДОНСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
Хронология рассмотрения дела:
30.01.2017 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-5381/16