Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 1 июня 2017 г. N Ф10-1900/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Воронеж |
|
09 февраля 2017 г. |
Дело N А14-5317/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 февраля 2017 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.
судей Семенюта Е.А.
Донцова П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Выборновой И.В.,
при участии:
от Администрации городского округа города Нововоронеж: Палагин Д.С., представитель по доверенности от 21.06.2016 N 22, выдана сроком до 21.06.2017;
от Нововоронежской городской думы: Авилова Н.И., представитель по доверенности от 30.12.2016 N 4, выдана до 31.12.2017;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев апелляционные жалобы Администрации городского округа города Нововоронеж и Нововоронежской городской думы на решение Арбитражного суда Воронежской области от 22.08.2016 по делу N А14-5317/2016 (судья Ловчикова Н.В.) по заявлению Администрации городского округа город Нововоронеж о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области N 33-р от 01.03.2016 "О безвозмездной передаче федерального недвижимого имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, в муниципальную собственность городского округа город Нововоронеж Воронежской области",
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа город Нововоронеж (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области (далее - ТУ Росимущества в Воронежской области) N 33-р от 01.03.2016 "О безвозмездной передаче федерального недвижимого имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, в муниципальную собственность городского округа город Нововоронеж Воронежской области".
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 22.08.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация городского округа города Нововоронеж и Нововоронежской городская дума обратились в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами и просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Администрация городского округа города Нововоронеж указывает на то, что не соблюдена процедура согласования и учета волеизъявления органа местного самоуправления по передаче имущества в муниципальную собственность с ТУ Росимущества, указывает, что спорные дороги относятся к Нововоронежской атомной электростанции.
Нововоронежская городская дума считает, что у администрации городского округа город Воронеж не имелось полномочий дачи согласия на принятие спорных объектов недвижимости в собственность городского округа. Вопрос о принятии указанных объектов в муниципальную собственность относится к компетенции Нововоронежской городской Думы.
В судебном заседании объявлялся перерыв до "10" часов "25" минут "2" февраля 2017 года.
Представитель Администрации городского округа города Нововоронеж поддержал доводы апелляционной жалобы, просит суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебное заседание Нововоронежская городская дума, ТУ Росимущества в Воронежской области явку своих представителей не обеспечили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В материалах дела имеется заявление ТУ Росимущества в Воронежской области о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
ТУ Росимущества в Воронежской области вынесено распоряжение от 01.03.2016 N 33-р "О безвозмездной передаче федерального недвижимого имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, в муниципальную собственность городского округа город Нововоронеж Воронежской области".
Согласно приложению к Распоряжению N 33-р в муниципальную собственность городского округа город Нововоронеж из федеральной собственности безвозмездно подлежали передачи следующие объекты недвижимого имущества:
- сооружение - велодорожка, лит.194А, длина - 3010,0 м., кадастровый номер:36:33:0000000:391, расположенное по ул. Южная промзона, г. Нововоронеж, Воронежская область;
- сооружение - дороги вокруг котельной, лит. 1А, площадь замощения: 1562, 4 кв.м., кадастровый номер:36;33:0003504:360;
- сооружение - автодорога Нововоронеж - ГРЭС, лит. 193А, длина: 3900,0 м., кадастровый номер: 36:33:0000000:396.
Письмом от 18.03.2016 N 101-12-515 администрация сообщила ТУ Росимущества, что объекты в муниципальную собственность будут приняты при условии проведения капитального ремонта.
По истечении установленного законом срока передаточный акт не был подписан Администрацией, ТУ в одностороннем порядке утвердило указанный акт 24.03.2016.
Письмом от 24.03.2016 N ВШ-7/1831 ТУ Росимущества направило в адрес Администрации утвержденный в одностороннем порядке, во исполнение Распоряжения N 33-р, передаточный акт от 24.03.2016 о приеме-передаче в собственность городского округа город Нововоронеж спорных объектов недвижимого имущества согласно перечню, указанному в приложении к данному передаточному акту.
Не согласившись с указанным распоряжением, Администрация городского округа города Нововоронеж обратилась в суд с заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт. решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
В силу пункта 5.13 указанного нормативного правового акта Федеральное агентство по управлению государственным имуществом приобретает в установленном порядке имущество в федеральную собственность, осуществляет передачу имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность.
Порядок безвозмездной передачи недвижимого военного имущества предусмотрен ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Пунктом 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ установлено, что органы государственной власти, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании решения в соответствии с передаточным актом.
Во исполнение положений ч. 11 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ Минэкономразвития Российской Федерации принят приказ от 13.07.2009 N 270, которым утвержден Административный регламент Федерального агентства по управлению государственным имуществом по исполнению государственной функции "Осуществление передачи имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность, принятие имущества из собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность", которым регламентирована процедура и порядок передачи имущества, находящегося в федеральной собственности в муниципальную собственность.
Согласно п. 1.5 Административного регламента в правоотношениях с Росимуществом при исполнении им государственной функции по передаче имущества, находящегося в федеральной собственности в муниципальную собственность в соответствии с ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ заявителями могут выступать органы государственной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3.1 Административного регламента при поступлении в Росимущество письменного обращения органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о передаче имущества, находящегося в федеральной собственности, в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность ответственный исполнитель осуществляет проверку поступивших документов на соответствие перечню документов, указанному в пункте 2.4.2 настоящего Регламента.
Пунктом 3.2 Административного регламента предусмотрено, что по результатам рассмотрения поступившего обращения и прилагаемых к нему документов Росимуществом принимается одно из следующих решений:
- письменное поручение соответствующему территориальному органу Росимущества рассмотреть и принять решение по существу;
- распоряжение Росимущества о передаче имущества, находящегося в федеральной собственности, в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность;
- письмо заявителю об отказе в передаче имущества, находящегося в федеральной собственности, в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность.
Если поступившее обращение заявителя и прилагаемые к нему документы соответствуют предъявляемым требованиям и имеются основания для передачи, Росимущество (или по его поручению территориальный орган Росимущества) осуществляет подготовку соответствующего проекта распоряжения (п. 3. 3 Административного регламента).
В случае поручения территориальному органу Росимущества принять решение о передаче имущества территориальный орган в месячный срок со дня поступления документов издает распоряжение, осуществляет подготовку и утверждение акта приема-передачи соответствующего имущества, обеспечивает внесение соответствующих изменений в реестр федерального имущества и представляет копию распоряжения и информацию о внесении изменений в реестр федерального имущества в Росимущество (пункт 3.4 Административного регламента).
Передаточный акт в 3-недельный срок подписывается уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего принятие имущества, или уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего принятие имущества, и представляется на утверждение в Росимущество, если утверждение акта приема-передачи не поручено территориальному органу Росимущества (пункт 3.7 Административного регламента).
Согласно пунктам 3.8, 3.9 Административного регламента после поступления в Росимущество подписанного уполномоченным органом государственной власти передаточного акта ответственный исполнитель в 3-дневный срок обеспечивает в установленном порядке его утверждение.
Утвержденный акт приема-передачи имущества направляется Росимуществом в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления, осуществляющий принятие имущества, для исключения передаваемого имущества из реестра федерального имущества, который в недельный срок с даты утверждения Росимуществом передаточного акта обеспечивает мероприятия по исключению имущества из реестра федерального имущества.
В силу части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Вышеуказанный перечень документов утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность или собственность субъекта Российской Федерации".
Пунктом 5 установлено, что в целях внесения изменений в реестр государственного имущества и реестр муниципального имущества при принятии решений Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом в указанных решениях должно быть определено, что право собственности на передаваемое имущество возникает с момента утверждения передаточного акта.
В безвозмездное пользование федеральное имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации, за исключением имущества, указанного в пункте 4.1.13 настоящего Положения, в силу пункта 4.2.13 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, территориальный орган вправе осуществлять только по поручению Федерального Агентства.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 N 8-П, по смыслу положений части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ, безвозмездная передача государственной собственности предполагает необходимость согласованных действий соответствующих органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Тем самым обеспечивается исполнение предписаний Конституции Российской Федерации баланс интересов Российской Федерации и интересов ее субъектов, исключается возможность принятия решения о безвозмездной передаче имущества, в одностороннем порядке.
В Определении от 4 декабря 2007 года N 828-О-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что передача в муниципальную собственность имущественных объектов, находящих в федеральной собственности, в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления требует учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий органов местного самоуправления и соответствующих органов государственной власти Российской Федерации, а также учета финансово-экономических интересов муниципального образования и его фактической заинтересованности в соответствующем объекте государственной собственности для решения вопросов местного значения, включая возможность финансовой поддержки местного бюджета в случае недостаточности в нем средств на содержание передаваемого имущества.
В названном Определении подчеркнута недопустимость принятия такого рода решений в одностороннем порядке с игнорированием волеизъявления органов местного самоуправления, а также без учета наличия объективной необходимости в передаче имущества для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.
Таким образом, по смыслу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ, процесс безвозмездной передачи в муниципальную собственность имущества, находящегося в федеральной собственности, предполагает необходимость учета финансово-экономических интересов муниципального образования и его фактической заинтересованности в соответствующем объекте государственной собственности для решения вопросов местного значения, включая возможность финансовой поддержки местного бюджета в случае недостаточности в нем средств на содержание передаваемого имущества.
Согласно абзацу 1 ч. 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ в федеральной собственности может находиться:
имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства Российской Федерации к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти;
имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации;
имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.
Согласно абзацу 6 части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ имущество, находящееся в федеральной собственности, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае:
1) если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается;
2) если указанное имущество используется органами местного самоуправления, муниципальными унитарными предприятиями, муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В соответствии со статьей 6 Закона N 257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
В силу части 2 статьи 6 Закона N 257-ФЗ к федеральной собственности относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения или перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального значения, утверждаемые соответственно Правительством Российской Федерации, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
В части 9 статьи 6 Закона об автомобильных дорогах к собственности городского округа отнесены автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Статьей 71 Конституции РФ установлено, что в ведении РФ федеральная государственная собственность и управление ею; федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе.
В материалы дела представлены документы, из которых видно, что спорные объекты примыкают к Нововоронежской атомной электростанции.
Письмом от 18.03.2016 N 101-12-515 администрация сообщила ТУ Росимущества, что считает возможной передачу из федеральной собственности в муниципальную собственность объектов недвижимости, при условии проведения их капитального ремонта.
Данный ответ, по мнению суда, не может расцениваться как согласие.
Проверяя наличие оснований для издания оспариваемого акта, судом апелляционной инстанции определением от 25.10.2016 было предложено представить доказательства соблюдения процедуры передачи, в соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, Административным регламентом Федерального агентства по управлению государственным имуществом по исполнению государственной функции "Осуществление передачи имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность, принятие имущества из собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность", постановлении Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность или собственность субъекта Российской Федерации".
ТУ Росимущества в Воронежской области предложено доказать соблюдение требований указанных нормативных актов, документально обосновать наличие оснований для издания спорного распоряжения, критерии отнесения объектов к муниципальной собственности; сведения о характеристиках спорных объектов из Реестра дорог (по значению и применительно к частям 5 и 6 статьи 5 Закона N 257-ФЗ, в том числе их номера); сведения о дороге, конструктивным элементом которой является велодорожка; обосновать отнесение к муниципальной собственности спорных объектов с учетом их места нахождения относительно ГРЭС; составляет ли указанная протяженность целое сооружение или является частью включенных в Реестр дорог объектов.
Указанные документы и доказательства не были представлены ТУ ФА.
Исходя из положений пункта 4.2.13 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 01.11.2008 N 374, территориальный орган вправе осуществлять передачу в безвозмездное пользование федерального имущества только по поручению Агентства.
Доказательств того, что такое поручение Агентством было дано, в материалах дела также не имеется.
Не было представлено документов, определяющих, подлежат ли объекты передаче в казну либо на баланс какому-либо муниципальному предприятию или учреждению, иному хозяйствующему субъекту.
При издании распоряжения Росимущество не располагало сведениями из Реестра автомобильных дорог о значении передаваемых объектов, об их использовании, состоянии.
Согласно дополнительно представленным в суде апелляционной инстанции документам, распоряжение было издано лишь на основании переписки Администрации городского округа город Нововоронеж и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области, выписки из ЕГРП на недвижимое имущества и сделок с ним, паспортов на производственные сооружения N 1067, N 1112, выписок из реестра федерального имущества.
Документы, на основании которых издано распоряжение не свидетельствуют о том, что спорные объекты не используются объектом атомной энергетики, не могут находиться в федеральной собственности, подлежат обязательной передаче в муниципальную собственность в связи с использованием спорного имущества муниципальным предприятием, учреждением, муниципальным образованием для целей, установленных статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ.
Таким образом, оспариваемое распоряжение издано в отсутствие поручения Агентства, в отсутствие установленных законом документов, рассмотрение которых обязательно и необходимо для решения вопроса о безвозмездной передаче федерального имущества в муниципальную собственность.
Само по себе направление адрес Администрации предложения о принятии имущества в муниципальную собственность, без положительного ответа муниципального образования на данное предложение, не свидетельствует о соблюдении процедуры согласования и учета волеизъявления органа местного самоуправления по передаче имущества в муниципальную собственность.
Из материалов дела не усматривается, что спорные объекты используются исключительно для муниципальных нужд.
Кроме того, Территориальное Управление приняло оспариваемое распоряжение и произвело передачу спорных объектов в муниципальную собственность без учета волеизъявления Администрации, не установив объективную необходимость передачи в муниципальную собственность имущества для его использования в целях реализации функций местного самоуправления, хотя их ремонт и содержание предполагают бремя содержания, дополнительные бюджетные расходы.
Отказ Администрации от принятия в муниципальную собственность спорных объектов жилого фонда не является произвольным, он мотивирован необходимостью приведения объектов в надлежащее техническое состояние. Однако, возможность финансовой поддержки местного бюджета в случае недостаточности в нем средств на содержание передаваемого имущества не рассматривалась.
Учитывая, отсутствие поручения Агентства о передаче имущества, издание распоряжения без рассмотрения необходимых документов, перечень которых установлен нормативно, отсутствие согласия органа муниципального образования на принятие имущества в муниципальную собственность, суд пришел к выводу о нарушении процедуры принятия распоряжения.
Наличие условий и оснований, предусмотренных частью 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ для безвозмездной передачи имущества, находящегося в федеральной собственности, в собственность муниципального образования ТУ ФА УГИ не доказано.
Суд проверяет законность оспариваемого ненормативного акта, и не может подменять иные государственные органы.
По мнению суда апелляционной инстанции ТУ Росимущества не доказало соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
Исходя из изложенного, оспариваемый ненормативный правовой акт противоречит закону и нарушает права заявителя.
В связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
В силу статьи 257 АПК РФ лица, участвующие в деле, а также иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ, вправе обжаловать в порядке апелляционного производства решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу.
Часть 1 статьи 42 АПК РФ предусматривает, что лица, не участвовавшие в деле, о правах и обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, вправе обжаловать этот судебный акт по правилам, установленным АПК РФ.
При этом для возникновения права на обжалование судебных актов у лиц, не привлеченных к участию в деле, необходимо, чтобы оспариваемые судебные акты не просто затрагивали права и обязанности этих лиц, а были приняты непосредственно о правах и обязанностях этих лиц.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что право на обжалование судебных актов в порядке апелляционного производства имеют как лица, участвующие в деле, так и иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ. К иным лицам в силу части 3 статьи 16 и статьи 42 Кодекса относятся лица, о правах и об обязанностях которых принят судебный акт. В связи с этим лица, не участвующие в деле, как указанные, так и не указанные в мотивировочной и/или резолютивной части судебного акта, вправе его обжаловать в порядке апелляционного производства в случае, если он принят об их правах и обязанностях, то есть данным судебным актом непосредственно затрагиваются их права и обязанности, в том числе создаются препятствия для реализации их субъективного права или надлежащего исполнения обязанности по отношению к одной из сторон спора.
Если после принятия апелляционной жалобы будет установлено, что заявитель не имеет права на обжалование судебного акта, то применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 КоАП РФ производство по жалобе подлежит прекращению.
Исходя из смысла ч. 11 ст.154 Закона N 122-ФЗ вопросы принятия имущества в муниципальную собственность отнесены к компетенции органа местного самоуправления полномочного в области распоряжения имуществом, отнесенным к муниципальной собственности, то есть органа исполнительной власти муниципального образования.
В силу действующего законодательства на Администрацию городского округа город Воронеж возложена обязанность по принятию в муниципальную собственность спорных объектов.
Проверка процедуры принятия оспариваемого распоряжения, как обстоятельства, имеющего значение для рассмотрения настоящего спора, может быть проверена без участия Думы, а результат рассмотрения спора непосредственно не влияет на объем ее прав и обязанностей как органа местного самоуправления в процедуре перераспределения имущества по уровням собственности.
Оснований полагать, что судебный акт, которым завершится рассмотрение дела по существу, повлияет на права или обязанности Нововоронежской городской Думы по отношению к одной из сторон в споре, также, не имеется.
Таким образом, суд не усматривает оснований для перехода к рассмотрению дела по правилам рассмотрения дела в суде первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах доводы Нововоронежской городской Думы не свидетельствуют о наличии оснований для рассмотрения апелляционной жалобы по существу, и в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 150 КоАП РФ подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь п.2 ст. 269, ст. 271, ст. 42, п. 1 ч. 1 ст. 150, ст.ст. 184 - 188, 265 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 22.08.2016 по делу N А14-5317/2016 отменить.
Признать недействительным распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области N 33-р от 01.03.2016 "О безвозмездной передаче федерального недвижимого имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, в муниципальную собственность городского округа город Нововоронеж Воронежской области".
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Производство по апелляционной жалобе Нововоронежской городской думы на решение Арбитражного суда Воронежской области от 22.08.2016 по делу N А14-5317/2016 прекратить.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-5317/2016
Истец: Администрация ГО г. Нововоронеж, Нововоронежская городская Дума
Ответчик: ТУ Росимущества в ВО