Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 июля 2017 г. N Ф01-2100/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владимир |
|
15 февраля 2017 г. |
Дело N А39-1522/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2017 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Большаковой О.А., судей Мальковой Д.Г., Устиновой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гусейновой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Габибова Руслана Гумбатовича на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 27.09.2016 по делу N А39-1522/2016, принятое судьей Пономаревой Н.Н.,
по иску индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Габибова Руслана Гумбатовича к администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия и товариществу на вере "ООО "Комсомолец" и Компания",
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия, Прокуратура Республики Мордовия,
о признании недействительным договора аренды земельных участков, применении последствий недействительности сделки, обязании вернуть земельные участки,
без участия представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
установил.
Индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Габибов Руслан Гумбатович обратился в Арбитражный суд Республики Мордовия с иском к администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия, товариществу на вере "ООО "Комсомолец" и Компания" о признании недействительным договора аренды земельных участков около п.Липки в Ромодановском районе Республики Мордовия с кадастровыми номерами 13:16:0410005:19, 13:16:0410005:20, 13:16:0410005:21, 13:16:0410005:22, заключенным администрацией Ромодановского района Республики Мордовия с товариществом на вере "ООО "Комсомолец" и Компания", применении последствий недействительности сделки - обязании Товарищества вернуть Администрации земельные участки с кадастровыми номерами 13:16:0410005:19, 13:16:0410005:20, 13:16:0410005:21 и 13:16:0410005:22.
Исковые требования основаны на статье 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, пункте 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", статьях 166-168 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что Администрация незаконно предоставила спорные земельные участки в аренду Товариществу. Действия Администрации нарушают права Предпринимателя владеть и пользоваться землей, в том числе, права в сфере предпринимательской деятельности (производство сельскохозяйственной продукции). Администрация не позволяет приобрести интересующие Предпринимателя земельные участки, чем создает препятствия в осуществлении деятельности фермерского хозяйства.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия, Прокуратура Республики Мордовия.
Решением от 27.09.2016 Арбитражный суд Республики Мордовии в иске отказал.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Габибов Руслан Гумбатович обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права.
Заявитель жалобы не согласен с выводом суда о том, что спорные земельные участки с кадастровыми номерами 13:16:0410005:19, 13:16:0410005:20, 13:16:0410005:21, 13:16:0410005:22 находятся в фонде перераспределения земель и на основании пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и статьи 7.1 Закона Республики Мордовия от 07.07.2003 N 32-З "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предоставляются без проведения торгов на льготных условиях.
Заявитель отмечает, что совхоз "Вырыпаевский" (в состав земель которого входят спорные земельные участки) имел особый статус, как плодопитомническое хозяйство относился к ведению треста "Плодопром" и не участвовал в приватизации земель гражданам (пункт 2 Перечня сельскохозяйственных предприятий, не подпадающих под действие постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 N 86 "О порядке реорганизации колхозов совхозов", утвержденного Госкомимуществом и Минсельхозом РФ от 23.01.1992). Считает, что на земли указанного совхоза не распространяются положения пункта 5 Указа Президента Российской Федерации N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформ в РСФСР", согласно которому земли, остающиеся после бесплатной передачи земель коллективам сельскохозяйственных организаций, включаются в фонд перераспределения земель.
В подтверждении указанного довода заявитель ссылается также на письмо Департамента земельной политики, имущественных отношений и госсобственности от 29.09.2016.
Кроме того, заявитель полагает, что с 01.03.2015 Законом N 101-ФЗ (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ) предоставление земельных участков без торгов предусмотрено только для невостребованных земель, оформленных муниципалитетом (пункт 5.1 статьи 10 и пункт 4 статьи 12 Закона), а также в случае участия крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных организаций в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства (пункт 8 статьи 10 Закона).
Прокуратура Республики Мордовия и Администрация в отзывах на апелляционную жалобу решение арбитражного суда считают законным и обоснованным, в удовлетворении жалобы просят отказать.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия в отзыве на апелляционную жалобу просит жалобу удовлетворить, решение суда первой интенции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в нем материалам.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 13.02.2017 до 11 час. 45 мин.
Определением от 20.01.2017 рассмотрение дела в апелляционной инстанции было отложено в порядке статьи 158 Арбитражного кодекса Российской Федерации.
Результаты рассмотрения заявлений и ходатайств, поступивших от лиц, участвующих в деле, отражены в протоколах судебных заседаний.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 06.11.2014 истец обращался к Администрации с заявлением о предоставлении земельных участков: площадью 235 951 кв.м с кадастровым номером 13:16:0410005:19, площадью 30 5620 кв.м с кадастровым номером 13:16:0410005:20, площадью 640 609 кв.м с кадастровым номером 13:16:0410005:21, площадью 898 180 кв.м с кадастровым номером 13:16:0410005:22, из земель сельскохозяйственного назначения, в аренду для осуществления фермерским хозяйством своей деятельности сроком на 10 лет.
В связи с подачей двух заявлений на предоставление в аренду земельных участков Администрацией было принято постановление N 999 от 29.12.2014 о предоставлении в аренду испрашиваемых истцом земельных участков, путем проведения открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды участков, о чем истцу было сообщено письмом от 29.12.2014 N 2557.
Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду испрашиваемых земельных участков, выраженного в письме N 2557.
Определением Арбитражного суда Республики Мордовия от 06.03.2015 по делу N А39-1116/2015 Администрации запрещено проводить 10.03.2015 в 13 час. 30 мин. открытый аукцион по продаже права заключения договора аренды указанных выше земельных участков для сельскохозяйственного использования.
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 06.07.2015 по делу N А39-1116/2015 отказал Предпринимателю в удовлетворении заявления. Решение суда первой инстанции вступило в законную силу (постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2015).
11.12.2015 в газете Ромодановского муниципального района Республики Мордовия "Победа" N 50 (10793), являющейся источником официального опубликования нормативных правовых актов Ромодановского муниципального района Республики Мордовия, Администрацией опубликовано сообщение о включении в фонд перераспределения земель в составе земель сельскохозяйственного назначения, сформированный за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков с кадастровыми номерами 13:16:0410005:19, 13:16:0410005:20, 13:16:0410005:21, 13:16:0410005:22.
16.12.2015 в Администрацию поступило заявление товарищества на вере "ООО "Комсомолец" и "Компания" (от 16.12.2015) о предоставлении Товариществу в аренду сроком на 10 лет вышеуказанных земельных участков из фонда перераспределения земель для сельскохозяйственного использования.
Постановлением Администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия от 31.12.2015 N 1163 Товариществу предоставлены из фонда перераспределения земель в аренду земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 7-1 Закона Республики Мордовия от 07.07.2003 N 32-З "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Республике Мордовия", пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
На основании указанного Постановления между Администрацией (арендодатель) и Товариществом (арендатор) подписан договор аренды от 31.12.2015 N 803 сроком действия с 31.12.2015 по 30.12.2025.
По акту приема-передачи от 31.12.2015 земельные участки с кадастровыми номерами 13:16:0410005:19, 13:16:0410005:20, 13:16:0410005:21, 13:16:0410005:22 переданы от арендодателя арендатору для сельскохозяйственного использования.
29.12.2015 истец направил Администрации заявление о предоставлении земельных участков в аренду для осуществления фермерским хозяйством своей деятельности. Заявление поступило в администрацию Ромодановского района 11.01.2016.
Рассмотрев заявление, Администрация сообщила Предпринимателю о предоставлении земельных участков 31.12.2015 товариществу на вере "ООО "Комсомолец" и "Компания". На основании пункта 2 части 1 статьи 39.18, пункта 2 статьи 36.16 Земельного кодекса Российской Федерации принято постановление об отказе в предоставлении испрашиваемых участков от 26.01.2016 N 57 (письмо от 26.01.2016 N 130).
Указывая на то, что Администрация предоставила земельные участки Товариществу без торгов, в нарушение земельного законодательства, а также положений пункта 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено, в частности, земельным законодательством, специальными федеральными законами (пункт 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации).
По смыслу статей 7, 9 и 10 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель в Российской Федерации обусловлено их целевым назначением и формой собственности.
Так, среди земель по целевому назначению выделяют земли сельскохозяйственного назначения.
Данная категория земель, находящихся за границами населенного пункта и предоставленных для нужд сельского хозяйства, может использоваться, как и земли фонда перераспределения, формируемого в ее составе, для ведения сельскохозяйственного производства и иных связанных с ним целей (статьи 77, 78 и 80 Кодекса).
Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" регулирует отношения, связанные, в частности, с распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту, - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав, - на такие участки, определяет условия их предоставления из земель государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 3 статьи 1 N 101-ФЗ одним из принципов оборота земель сельскохозяйственного назначения является сохранение целевого использования земельных участков.
Из статьи 10 Закона N 101-ФЗ усматривается, что в порядке предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков в аренду либо в собственность из земель сельскохозяйственного назначения государственной или муниципальной собственности имеются различия, связанные как с характеристиками предоставляемого участка, так и с титулом приобретателя относительно участка.
По общему правилу названные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах), организуемых и проводимых в соответствии со 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации. Исключение составляют земельные участки, указанные в пункте 2 указанной статьи, в том числе передаваемые (подпункт 12) крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В соответствии с пунктом 11 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в фонд перераспределения земель включаются все земли, находившиеся на день введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" фондах перераспределения земель.
Согласно пункту 5 данного Указа в фонды перераспределения земель подлежали включению участки, остающиеся после бесплатной передачи земель коллективах колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерным обществам, в том числе созданным на базе государственных сельскохозяйственных предприятий.
Фонд перераспределения земель, в силу пункта 1 статьи 80 Земельного кодекса Российской Федерации, создается в составе земель сельскохозяйственного назначения, в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, осуществления крестьянскими (фермерскими) хозяйствами их деятельности, расширения такой деятельности, создания и расширения личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота.
Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 80 Кодекса).
Сведения о наличии земель в фонде перераспределения земель являются общедоступными (пункт 4 статьи 80 Кодекса).
С учетом системного толкования приведенных норм права, земля, не распределенная на земельные паи и остающаяся в неразграниченной государственной собственности, находится в фонде перераспределения земель. Законодательством не предусмотрена необходимость принятия специальных решений об отнесении таких земель к этому фонду.
Учитывая, что земли, из которых были сформированы земельные участки с кадастровыми номерами 13:16:0410005:19, 13:16:0410005:20, 13:16:0410005:21, 13:16:0410005:22 в соответствии с названным выше Указом никому бесплатно не передавались, в силу указанных норм данные земельные участки находятся в фонде перераспределения земель.
Представленные истцом доказательства (в том числе в суд апелляционной инстанции) не свидетельствуют об обратном.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В силу пункта 4 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
При этом, вопреки утверждениям истца, закрепляя в качестве бланкетной нормы основания для предоставления земельных участков, находящихся в фонде перераспределения земель, пункт 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ не регламентирует процедуру их предоставления (на торгах или без торгов), а отсылает к закону субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 7-1 Закона Республики Мордовия от 07.07.2003 N 32-З "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Республике Мордовия" земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, предоставляются в аренду без проведения торгов юридическим лицам, относящимся к категории сельскохозяйственных товаропроизводителей, крестьянским (фермерским) хозяйствам в случае использования ими иных земельных участков сельскохозяйственного назначения не менее трех лет надлежащим образом.
Как указывает Администрация, рассмотрев заявление Товарищества, а также приложенные к нему документы, подтверждающие факт использования последним иных земельных участков сельскохозяйственного назначения не менее трех лет надлежащим образом, Администрацией было принято постановление от 31.12.2015 N 1163, на основании которого был заключен спорный договор аренды.
Указанный факт истцом не оспорен.
При таких обстоятельствах правомерны выводы суда первой инстанции о том, что поскольку на момент предоставления Товариществу спорных земельных участков они не были обременены правами третьих лиц, находились в свободном обороте, т.е. в фонде перераспределения земель, действия Администрации по их предоставлению основаны на законе. Процедура заключения оспариваемого договора аренды не нарушена, а потому сделка является законной.
На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно отклонил исковые требования.
Ссылки Предпринимателя на нарушение Администрацией при заключении оспариваемой сделки пункта 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", неосновательны.
Согласно части 2 статьи 17.1 названного Закона, порядок заключения договоров, указанный в части 1 данной статьи, не применяется в отношении имущества, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодекса Российской Федерации.
Решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 27.09.2016 является законным и обоснованным. Оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы, по приведенным в ней доводам, не имеется.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств и иное толкование положений закона не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке.
Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 27.09.2016 по делу N А39-1522/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Габибова Руслана Гумбатовича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
О.А. Большакова |
Судьи |
Д.Г. Малькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-1522/2016
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 июля 2017 г. N Ф01-2100/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ИП Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Габибов Руслан Гумбатович
Ответчик: Администрация Ромодановского муниципального района Республики Мордовия, Товарищество на вере " Общество с ограниченной ответственностью "Комсомолец и Компания"
Хронология рассмотрения дела:
19.07.2017 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2100/17
15.02.2017 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2993/16
25.07.2016 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2993/16
25.04.2016 Определение Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2993/16