Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 декабря 2017 г. N Ф03-4485/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
31 июля 2017 г. |
А80-459/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 июля 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.
при участии в заседании:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чукотскому автономному округу: представитель не явился;
от общества с ограниченной ответственностью "Полигон": представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Полигон"
на решение от 17.03.2017
по делу N А80-459/2015
Арбитражного суда Чукотского автономного округа
принятое судьей Дерезюк Ю.В.
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чукотскому автономному округу
к обществу с ограниченной ответственностью "Полигон"
о взыскании суммы задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2015 года в размере 893202,64 руб.
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чукотскому автономному округу (далее - заявитель; Управление; Управление Росприроднадзора по ЧАО) обратилось в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Полигон" (далее - ООО "Полигон"; общество) суммы задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2015 года в размере 893202,64 руб.
Решением суда от 27.01.2016, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2016, заявление Управления удовлетворено: с общества в доход соответствующего бюджета, с зачислением в соотношении, установленном статьями 51, 57 раздела 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), взыскана плата за негативное воздействие на окружающую среду за период 2 квартал 2015 года в размере 893202, 64 руб., в доход федерального бюджета с общества взыскана государственная пошлина в размере 20864 руб.
Постановлением от 28.09.2016 Арбитражный суд Дальневосточного округа решение суда первой инстанции от 27.01.2016 и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции от 12.05.2016 отменил и направил вопрос на новое рассмотрение в Арбитражный суд Чукотского автономного округа.
Суд кассационной инстанции указал, что не исследованы условия договоров, во исполнение которых общество оказывает услуги по вывозу ТБО, и не проверено судом была ли возложена обязанность на общество по внесению в бюджет платы, порядок ее внесения и размер, была ли возложена на общество обязанность по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и по какой причине она не исполнена.
Решением суда первой инстанции от 17.03.2017 заявление Управления удовлетворено: с общества в доход соответствующего бюджета, с зачислением в соотношении, установленном статьями 51, 57 раздела 2 БК РФ, взыскана плата за негативное воздействие на окружающую среду за период 2 квартал 2015 года в размере 893202, 64 руб., в доход федерального бюджета с общества взыскана государственная пошлина в размере 20864 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить указанный судебный акт полностью, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления Управления.
Заявитель жалобы утверждает следующее: судом первой инстанции не был исследован вопрос о возложении на общество обязанности по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в отношении отходов населения, предусмотренной муниципальным контрактом, а статья 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденный Приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 (далее - Порядок, утвержденный Приказом Минприроды России N 50; Порядок N 50), Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденный Приказом Минприроды Российской Федерации от 16.02.2010 N 30 (далее - Порядок, утвержденный Приказом Минприроды РФ N 30; Порядок N 30) распространяются на лиц, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы - собственники отходов, в рассматриваемом случае, обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по отходам населения лежит на Администрации Провиденского муниципального района; на общество возложена лишь обязанность вести учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; судом первой инстанции не исследован вопрос о том, какой размер платы за негативное воздействие на окружающую среду учтен в тарифе на услуги общества; изменение порядка расчета платежа за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе применение пятикратного повышающего коэффициента за сверхлимитное размещение отходов привело к тому, что размер платы за вывозимые обществом ТБО по результатам трех кварталов 2015 года значительно превысил сумму самого заключенного контракта; судом необоснованно отклонено ходатайство Управления об уменьшении испрашиваемой суммы задолженности платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2015 года, в связи с учетом произведенной обществом оплаты задолженности на момент повторного рассмотрения заявления Управления судом; судом первой инстанции неправомерно отклонено ходатайство общества о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица Администрацию Провиденского муниципального района, так как именно на данном лице лежит обязанность по определению нормативов образования отходов населения и лимитов на их размещение, а также - обязанность по уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2017 апелляционная жалоба общества возвращена последнему на основании п. 3 ч. 1 статьи 264 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 23.06.2017 определение Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2017 отменено, с направлением вопроса о принятии апелляционной жалобы общества в Шестой арбитражный апелляционный суд.
Определением Шестого арбитражного апелляционной суда от 05.07.2017 апелляционная жалоба общества принята к производству, дело назначено к судебному разбирательству на 19.07.2017 на 12 час. 35 мин.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
От Управления в суд поступило ходатайство о рассмотрении настоящего дела в отсутствие его представителя, здесь же содержится позиция заявителя - просит отказать в удовлетворении требований общества.
Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, согласно статье 156 АПК РФ.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 АПК РФ объявлен перерыв до 26.07.2017 до 10 час. 55 мин.
До начала судебного заседания от общества в суд поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя ООО "Полигон".
После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, проверив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В соответствии с Уставом общества, основным видом его деятельности является удаление и обработка твердых отходов; последнее также осуществляет и дополнительные виды деятельности, связанные с обращением с отходами.
В рассматриваемый период ООО "Полигон" осуществляло свою деятельность на объекте размещения отходов - санкционированная свалка, оборудованная в соответствии с установленными требованиями, находящаяся по адресу: п. Провидения, Набережная Дежнева, 15 (район бухты "Ткачен"); 24.07.2015 обществом представлен в Управление расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2015 года, согласно которому сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2015 года составила 909520,64 руб. - плата за сверхлимитное размещение отходов, объем размещения отходов по расчету составил 135,676 т, из которых 135,124 т. составили отходы из жилищ несортированные; по разделу 4 расчета, обществом фактическое размещение отходов производства и потребления отражено по графам 15 и 17, как размещение сверх установленного лимита; в графе 27 раздела 4 расчета сумма платы исчислена в размере 909520,64 руб. (за размещение отходов); 30.07.2015 платежным поручением N 192 на сумму 16318 руб., перечислена плата за сверхлимитное размещение отходов за 2 квартал 2015 года.
На основании данных, полученных от общества, Управлением 08.10.2015 составлен контрольный расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2015 года, согласно которому размер платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2015 года по плате за размещение отходов составил 909520,64 руб., т.е. сумму, указанную самим обществом, и с учетом произведенной обществом частичной оплаты, задолженность в бюджет по плате за негативное воздействие на окружающую среду составила 893202,64 руб.
Поскольку такая задолженность уплачена обществом не была, Управление направило в адрес ООО "Полигон" претензию от 08.10.2015 на вышеуказанную сумму, и в связи с тем, что требование заявителя исполнено не было, данное обстоятельство послужило основанием для обращения Управления в настоящим заявлением в арбитражный суд.
Управление действует на основании Положения об Управлении, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.06.2011 N 496, согласно п. 4.1.6, п. 4.7 и п. 5.9 которого Управление осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами (за исключением радиоактивных); Управление осуществляет администрирование поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в установленной сфере деятельности; Управление для осуществления своих полномочий имеет право заявлять в установленном порядке иски о возмещении ущерба (вреда), причиненного окружающей среде в установленной сфере деятельности, о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Следовательно, Управление является органом наделенным полномочиями по обращению в суд с требованием о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Положениями статей 1, 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) предусмотрено, что негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
По статье 16 Федерального закона N 7-ФЗ, негативное воздействие на окружающую среду является платным; формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами, а порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 10.12.2002 N 284-О, по смыслу статьи 16 Федерального закона N 7-ФЗ, плата за негативное воздействие на окружающую среду представляет собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия и взимается лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку; к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
По смыслу статьи 16 Федерального закона N 7-ФЗ платежи являются необходимым условием получения юридическими лицами права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, носят индивидуально- возмездный и компенсационный характер, призваны обеспечить возмещение ущерба и затраты государства на охрану и восстановление окружающей среды; порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 21 Федерального закона N 89-ФЗ одним из основных принципов экономического регулирования в области обращения с отходами является платность размещения отходов.
Плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 23 Федерального закона N 89-ФЗ).
В силу статьи 8 Федерального закона N 7-ФЗ на Правительство Российской Федерации возложены полномочия по проведению единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Порядок определения размеров платы установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (далее - Порядок определения платы), согласно пункту 1 которого предусмотрено, что он распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, и предусматривает за это взимание платы.
На основании пункта 2 Порядка определения платы определено два вида базовых норматива платы: а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов; б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
В соответствии со статьей 22 Федерального закона N 7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются, в том числе нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий; за превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.
Положениями статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Согласно Порядку, утвержденному Приказом Минприроды России N 50 проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг; нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг; нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Следовательно, деятельность по размещению отходов (обращению с отходами) подлежит обязательному нормированию, поскольку данное действие направлено на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду; инициатором обращения в территориальный орган Росприроднадзора с заявлением об установлении нормативов должно выступать лицо в результате хозяйственной и иной деятельности которого образуются отходы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в том числе расчетом платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2015 года, ООО "Полигон", являясь организацией, оказывающей своей деятельностью негативное воздействие на окружающую среду, размещает отходы, как свои собственные, так и отходы организаций и населения (отходы из жилищ), что в силу вышеприведенных положений Федерального закона N 7-ФЗ, Федерального закона N 89-ФЗ, Порядка, утвержденного Приказом Минприроды России N 50, является основанием для вывода о том, что общество - организация, в результате деятельности которой образуются отходы, следовательно, данная организация обязана утверждать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, вместе с тем, общество в период 2015 года в уполномоченный орган за утверждением нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не обращалось, разрешение на выброс, сброс загрязняющих веществ, на размещение отходов у общества отсутствует.
В силу пункта 6 Порядка определения платы при отсутствии у природопользователя разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов, вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная; плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка, согласно которому плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
По приказу Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду" плата за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода вносится не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом; отчетным периодом признается календарный квартал.
В рассматриваемом случае, срок уплаты испрашиваемой к взысканию задолженности наступил 21 июля 2015 года, при этом расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, выполненный Управлением, произведен с учетом пункта 6 Порядка определения платы, то есть с учетом пятикратного повышающего коэффициента из-за отсутствия утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Как следует из условий договора от 12.01.2015 N 79, заключенного между обществом и МП "Провиденское жилищно-коммунальное хозяйство" Провиденского муниципального района, общество приняло на себя обязательства оказать услуги по вывозу ТБО в установленном объеме (приложение N 1 к договору) от многоквартирных жилых домов п. Провидения; тариф на оказанные услуги утверждает директор общества (пункт 2.1. Договора), а согласно муниципального контракта от 17.03.2015 N 0188300002115000008-0151905-01, заключенного между Администрацией Провиденского муниципального района и обществом, последнее приняло на себя обязательства оказывать услуги по утилизации (захоронению) ТБО, вывозимых от населения, проживающего в многоквартирных домах городского поселения Провидения в соответствии с техническим заданием; объем работ на 2015 год составил 2300 м3, тариф на утилизацию 1 м3 ТБО с 01.01.2015 по 30.06.2015 - 691,11 руб., с 01.07.2015 по 31.12.2015 - 726,35 руб., всего цена по контракту (без НДС) - 1630102 руб., которая включает в себя стоимость всех услуг, в том числе расходы на страхование, транспортные расходы, налоги и сборы, другие обязательные платежи, связанные с исполнением контракта (пункт 2.5).
Поскольку Общество занимается реализацией возложенных на него функций по организации сбора и утилизации отходов, образовавшихся от жизнедеятельности населения, с учетом подхода, изложенного в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 5-П, в тарифы, устанавливаемые на услуги населению по утилизации, обезвреживанию и захоронению ТБО уполномоченным органом включается плата за негативное воздействие на окружающую среду.
Постановлением Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 19.11.2013 N 27-к/9 "Об установлении тарифов на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, оказываемые ООО "Полигон", на 2014-2016 годы" обществу согласована производственная программа в сфере утилизации обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, а также установлены тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов на 2014-2016 годы с календарной разбивкой согласно приложению 2 к Постановлению, а из приложения N 42 к протоколу заседания правления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа и письма председателя Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 14.04.2016 N 346/05-06 следует, что при установлении тарифов в расчёт необходимой валовой выручки на 2014-2016 годы по статье "прочие расходы" включены затраты, в том числе плата за негативное воздействие на окружающую среду на 2015 год в объеме 161,9 тыс. руб.
С учетом установленных вышеизложенных обстоятельств, суд первой инстанции посчитал обоснованным заявление Управления о взыскании с общества платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2015 года.
Доводы общества о том, что: обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по отходам населения лежит на Администрации Провиденского муниципального района; при расчете рассматриваемой платы за негативное воздействие на окружающую среду не должен применяться пятикратный повышающий коэффициент, были исследованы судом первой инстанции и получили надлежащую оценку, не согласиться с которой, у арбитражного суда апелляционной инстанции правовых оснований нет.
Таким образом, как правильно установил суд, общество является надлежащим субъектом платы за негативное воздействие на окружающую среду за осуществление деятельности по утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов населения, соответственно заявление Управления о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду предъявлено в суд правомерно.
Кроме того, суд первой инстанции принял во внимание разрешение аналогичного спора между теми же лицами по периоду - 3 квартал 2015 года, где требования Управления о взыскании с общества платы за негативное воздействие на окружающую среду признаны обоснованными (решение Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 20.04.2016 по делу А80-32/2016, оставлено без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2016, постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 09.11.2016).
Судом первой инстанции на основании статьи 51 АПК РФ рассмотрено и правомерно отклонено ходатайство общества о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица Администрации Провиденского муниципального района по мотиву отсутствия возможного влияния принятого по итогам рассмотрения спора судебного акта на права или обязанности Администрации.
Вместе с тем, арбитражный суд апелляционной инстанции не может согласиться с отклонением судом ходатайства Управления об уточнении (уменьшении) размера заявленных требований, в связи с частичной оплатой обществом платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2015 года.
Так, суд первой инстанции пришел следующим выводам: удовлетворение заявленного ходатайства Управления об уменьшении предъявленной к взысканию суммы платы может повлечь нарушение прав бюджета, учитывая правовую природу взыскиваемого платежа; в назначении оплаты по платежному поручению от 14.02.2017 N 31 (л. д. 44, том 3) указано об оплате за сверхлимитное размещение отходов 2 кв. 2015 по исполнительному производству N 2568/16/87006-ИП, возбужденному на основании исполнительного листа от 20.06.2016 N ФС 006568608, выданного арбитражным судом во исполнение его решения от 27.01.2016, отмененного впоследствии постановление кассационной инстанции от 28.09.2016 (то есть, с 28.09.2016 исполнительный лист не подлежал исполнению, но обществом мер, направленных на приостановление либо прекращение исполнительного производства не принималось).
Кроме того суд первой инстанции указал о том, что по вступлении в законную силу настоящего судебного акта, общество вправе применить положения о повороте исполнения судебного акта в порядке статьи 325 АПК РФ.
В силу положений частей 1, 5 статьи 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции, до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, в том числе уменьшить размер исковых требований; арбитражный суд не принимает, в том числе уменьшение размера исковых требований, если это противоречит закону и нарушает права других лиц.
Вместе с тем, каким образом удовлетворение ходатайства Управления об уменьшении размера предъявленной к взысканию задолженности (первоначально предъявленная сумма задолженности 893202,64 руб., уточненная сумма предъявленной к взысканию задолженности -711298,51 руб.), при произведенной 14.02.2017 обществом фактической уплате задолженности за 2 квартал 2015 года в размере 181904,13 руб., может повлечь нарушение прав бюджета, и чему противоречит уменьшение Управлением размера предъявленной к взысканию суммы задолженности в рассматриваемом случае, судом первой инстанции не указано.
Отражение в платежном поручении N 31 от 14.02.2017 (сумма 181904,13 руб. списана со счета плательщика в тот же день) того, обстоятельства, что оплата произведена по исполнительному производству N 2568/16/87006-ИП, не отменяет факта поступления суммы частичной оплаты задолженности в бюджет (получатель платежа - УФК по ЧАО (Управление Росприроднадзора по ЧАО).
Кроме того, указывая на возможность общества воспользоваться правом на применение положения о повороте исполнения судебного акта в порядке статьи 325 АПК РФ, судом первой инстанции не учтено, что и решением суда от 27.01.2016 и обжалуемым решением суда от 17.03.2017, требования Управления удовлетворены в полном объеме - с общества в доход соответствующего бюджета взыскана сумма задолженности в размере 893202,64 руб., что не согласуется с содержанием положений статьи 325 АПК РФ (новый судебный акт принимается, в том числе о полном или частичном отказе в иске).
При установленных обстоятельствах, арбитражный суд апелляционной инстанции, полагая, что частичная уплата предъявленной Управлением к взысканию задолженности, состоялась 14.02.2017 на сумму 181904,13 руб., считает ошибочными выводы суда, приведшие к отказу удовлетворения ходатайства Управления об уменьшении до 711298,51 руб. предъявленной к взысканию с общества суммы задолженности, в связи с чем, считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ, с принятием нового судебного акта о взыскании общества в доход соответствующего бюджета, платы за негативное воздействие на окружающую среду за период 2 квартал 2015 года в размере 711298,51 руб., и согласно положений статьи 110 АПК РФ, о взыскании с общества в доход федерального бюджета государственной пошлины в размере 17226 руб.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 17 марта 2017 года по делу N А80-459/2015 отменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Полигон" (место нахождения 689251, Чукотский автономный округ, п. Провидения, ул. Набережная Дежнева, 15, ОГРН 1098709000136, дата государственной регистрации 06.05.2009, ИНН 8705002178) в доход соответствующего бюджета, с зачислением в соотношении, установленном статьями 51, 57 раздела 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, плату за негативное воздействие на окружающую среду за период 2 квартал 2015 года в размере 711298,51 руб.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Полигон" (место нахождения 689251, Чукотский автономный округ, п. Провидения, ул. Набережная Дежнева, 15, ОГРН 1098709000136, дата государственной регистрации 06.05.2009, ИНН 8705002178) государственную пошлину в доход федерального бюджета - 17226 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд
Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А80-459/2015
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 сентября 2016 г. N Ф03-4107/16 настоящее постановление отменено
Истец: Управление Росприроднадзора по Чукотскому автономному округу
Ответчик: ООО "Полигон"
Хронология рассмотрения дела:
06.12.2017 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4485/17
31.07.2017 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3950/17
23.06.2017 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2334/17
10.05.2017 Определение Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-2550/17
17.03.2017 Решение Арбитражного суда Чукотского автономного округа N А80-459/15
28.09.2016 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4107/16
12.05.2016 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-2049/16
27.01.2016 Решение Арбитражного суда Чукотского автономного округа N А80-459/15