Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 января 2018 г. N Ф08-10635/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
21 сентября 2017 г. |
дело N А01-2261/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 сентября 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Карнауховой В.В.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Котилеев А.В., директор; представитель по доверенности от 01.04.2017 Рытьков В.Г.;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
от третьего лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СК-Фасад" на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 15.06.2017 по делу N А01-2261/2016 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СК-Фасад",
заинтересованное лицо: Администрация муниципального образования "Тахтамукайский район", третье лицо: Администрация муниципального образования "Яблоновское городское поселение", принятое в составе судьи Нефедова В.Н.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СК Фасад" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением о признании незаконным отказа Администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" (далее - администрация, заинтересованное лицо) от 05.09.2015 N 01-5-26.59 в предоставлении в собственность за плату в размере 300427 рублей 22 копеек ООО "СК "Фасад" земельного участка, расположенного по адресу Республика Адыгея, Тахтамукайский район, пгт.Яблоновский, 2, ул.Восточная, 61/1, кадастровый номер 01:05:02000163:649, площадью 16 338 кв.м. не соответствующим требованиям закона и обязании в течение четырнадцати дней с момента вступления в законную силу решения суда составить проект договора купли-продажи на указанный земельный участок (уточненные требования).
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 15.06.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с ограниченной ответственностью "СК-Фасад" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что на момент подготовки договора действовала кадастровая стоимость в размере 12 017 089 руб., в связи с чем, льготная выкупная стоимость составляет 300 427, 22 руб.
В отзыве на апелляционную жалобу Администрация муниципального образования "Яблоновское городское поселение" просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд, проверив наличие доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, определил рассмотреть апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей заинтересованного лица и третьего лица.
Представители ООО "СК-Фасад" поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с государственным актом на право собственности РА-2 N 001159, утвержденным решением администрации Республики Адыгея N 484 от 09.09.1994. АООТ "Краснодарское опытно-экспериментальное управление по повышению нефтеотдачи пластов и капитальному ремонту скважин" (далее - "КОЭ УПНП и КРС") предоставлен в бессрочное постоянное пользование земельный участок по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, пгт. Яблоновский, ул. Восточная, 61/1.
20 сентября 2006 года между ОАО "КОЭ УПНП и КРС" (преобразованное ранее из АООТ ""КОЭ УПНП и КРС") и администрацией МО "Тахтамукайский район" был заключен договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, пгт. Яблоновский, ул.Восточная, 61/1.
8 октября 2013 года между ОАО "КОЭ УПНП и КРС" и администрацией МО "Тахтамукайский район" договор аренды земельного участка N 1166, расположенного по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, пгт. Яблоновский, ул. Восточная, 61/1, был перезаключен.
9 января 2014 году между ООО "СК-Фасад" и ОАО "КОЭ УПНП и КРС" был заключен договор купли-продажи семи объектов недвижимости (свидетельство о государственной регистрации права: 01-АА 561832 от 22.01.2014 г.; 01-АА 561816 от 22.01.2014 г; 01-АА 561833 от 22.01.2014 г.; 01-АА 561829 от 22.01.2014 г.; 01-АА 561831 от 22.01.2014 г; 01-АА 561828 от 22.01.2014 г.), а также подъездных путей и коммуникаций на земельный участок, расположенный по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, пгт.Яблоновский, ул.Восточная, 61/1.
9 января 2014 года между ООО "СК-Фасад" и ОАО "КОЭ УПНП и КРС" заключен договор уступки права аренды по договору N 1166 от 8 октября 2013 года на земельный участок, расположенный по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, пгт.Яблоновский, ул. Восточная, 61/1.
24 января 2014 года ООО "СК-Фасад" обратилось в МО "Тахтамукайский район" с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 01:05:02000163:649, общей площадью 16 338 кв.м, расположенный по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, пгт.Яблоновский, ул.Восточная, 61/1.
На указанном земельном участке находятся здания, принадлежащее на праве собственности ООО "СК-Фасад" (свидетельство о государственной регистрации права:01-АА 561832 от 22.01.2014 г.; 01-АА 561816 от 22.01.2014 г; 01-АА 561833 от 22.01.2014 г.; 01-АА 561829 от 22.01.2014 г.; 01-АА 561831 от 22.01.2014 г; 01-АА 561828 от 22.01.2014 г.).
30 января 2014 года администрацией МО "Тахтамукайский район" вынесено постановление о предоставлении ООО "СК-Фасад" на возмездной основе земельного участка, расположенного по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, пгт. Яблоновский, ул.Восточная, 61/1.
Администрацией МО "Тахтамукайский район" подготовлен проект договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, пгт. Яблоновский, ул. Восточная, 61/1, с выкупной стоимостью 6 789 092 рубля, что составляет 20% от его кадастровой стоимости.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2014 по делу N А01-712/2014, оставленным без изменения постановление суда кассационной инстанции от 02.04.2015 за ООО "СК Фасад" признано право приобретения указанного земельного участка из расчета 2,5% от кадастровой стоимости, суд обязал МО "Тахтамукайский район" предоставить в двухнедельный срок проект договора купли-продажи спорного земельного участка.
Администрация МО "Тахтамукайский район" письмом исх. N 01-05-1872 от 28.04.2016 г. направила в адрес ООО "СК Фасад" проект договора купли-продажи земельного участка N 562 от 10.04.2015 г., расчет выкупной цены земельного участка, акт приема-передачи.
Общество, полагая, что в предоставленном договоре купли-продажи указана неверная кадастровая стоимость в размере 33 945 462 рублей 60 копеек, поскольку действительная кадастровая стоимость составляет 12 017 089 рублей, обратилось в администрацию с письмом о внесении изменений в договор купли-продажи в части размера выкупной стоимости с учетом действительной кадастровой стоимости и установить ее в размере 300 427 рублей 22 копеек.
Администрация МО "Тахтамукайский район" письмом от 05.09.2015 г. N 01-5-2659 отказала в изменении кадастровой стоимости спорного земельного участка, поскольку на момент исполнения судебного акта, кадастровая стоимость составляла 33 945 462 рубля, в связи с чем, расчет выкупной стоимости произведен от указанной кадастровой стоимости.
Общество считает, что установленная решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреетсра от 06.02.2012 N П\46, в Республике Адыгея при Управлении Росреестра по Республике Адыгея" N 41 от 27 ноября 2015 года, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 01:05:02000163:649 по состоянию на 23 декабря 2013 года составляет 12 017 089 рублей. Общество требует установления выкупной стоимости земельного участка с кадастровым номером 01:05:02000163:649 в размере 300 427 рублей 22 копеек.
В связи с полученным отказом администрации, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который его принял.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установление в совокупности двух обстоятельств: несоответствие обжалуемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение данным актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Общество оспаривает отказ администрации о внесении изменений в договор купли-продажи спорного земельного участка, в части выкупной цены, установленной в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
В силу части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей в период спорных правоотношений, юридические лица, имеющие в собственности здания, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.
В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" содержится следующее разъяснение. Определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Вводным законом, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Размер выкупной цены земельного участка определяется на дату подачи заявления о приватизации земельного участка с приложением необходимых для его рассмотрения по существу документов, так как согласно пунктам 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации право требовать заключения договора купли-продажи возникает у заявителя именно с момента подачи такой заявки. Уполномоченный орган обязан в месячный срок со дня поступления такого заявления совершить действия необходимые для оформления земельного участка в собственность.
Федеральным законом от 18.07.2011 N 214-ФЗ "О внесении изменений в статьи 13 и 14 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные 6 законодательные акты Российской Федерации" пункт 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ дополнен абзацем четвертым, предусматривающим возможность выкупа земельных участков юридическими лицами, являющимися собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по льготной цене.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" органом кадастрового учета вносятся сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов. В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая представляет собой одну из характеристик такого объекта недвижимости, в том числе земельного участка.
В статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно имеющейся в материалах дела кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым номером 01:05:020063:649, площадью 16 338 +/- 274 кв.м, по состоянию на 23.01.2014 кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере 33 945 462 рубля 60 копеек.
Исходя из указанной кадастровой стоимости, в договоре купли-продажи земельного участка N 562 от 10.04.2015 г., определена выкупная цена земельного участка в размере 848 636 рублей 56 копеек.
В силу абзаца 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-Ф) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 названного Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что общество инициировало процедуру установления новой кадастровой стоимости значительно позже направления администрацией проекта-купли продажи земельного участка, после вступления в силу судебного акта по делу N А01-712/2014, при этом в течение длительного времени не подписывая направленный администрацией проект договора-купли продажи земельного участка в соответствии с условиями, установленными судебным актом по делу N А01-712/2014.
Так, ООО "СК-Фасад" обратилось в ООО "Арктика" за оказанием услуг по оценке рыночной стоимости спорного земельного участка (договор на оказание услуг от 06.07.2015 N 02-07.15).
Отчетом об оценке рыночной стоимости от 07.07.2015 рыночная стоимость земельного участка определена в размере 12 017 089 руб.
Новая кадастровая стоимость земельного участка, установленная решением комиссии по рассмотрению кадастровой стоимости N 41 от 27.11.2015 г., определена в размере рыночной стоимости объекта недвижимости, установленной в отчете об оценке по состоянию на 23.12.2013 г., в размере 12 017 089 рублей.
В кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 16.09.2016 г., указано, что применение кадастровой стоимости, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда, подлежит с 01.01.2015 г.
Поскольку новые сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка в государственный кадастр недвижимости внесены 11.12.2015 г., на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости N 41 от 27.11.2015 г. по заявлению общества о пересмотре кадастровой стоимости от 05.11.2015 г., то кадастровая стоимость в размере 12017089 рублей подлежит применению с 01.01.2015 г.
При этом, сведения о новой кадастровой стоимости земельного участка распространяются только на будущее время и не могут быть использованы при расчете выкупной цены на дату подачи обществом заявления о выкупе земельного участка. Выкупная цена должна быть определена в порядке, предусмотренном законодательством, которое действовало в период подачи обществом заявления о предоставлении в собственность за плату земельного участка, что соответствует принципу равенства участников гражданских правоотношений, которым законодатель предоставил право выкупить земельный участок по специальной льготной цене при условии обращения с заявлением о выкупе до 01.01.2015.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2014 по делу N А55-24946/2013.
В рассматриваемом случае процессуальное поведения заявителя явствует о злоупотреблении им своими правами.
Кроме того, судом апелляционной инстанции установлено, что фактически между обществом и администрацией сложились разногласия по установления размера выкупной цены земельного участка.
Согласно пунктам 4 и 5 части 2 статьи 125, части 1 статьи 168, части 1 статьи 199, части 4 статьи 200 и статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса рассмотрение дела в арбитражном суде происходит исходя из предмета и основания, заявленных в иске (заявлении, поданном в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса). При этом под предметом иска понимается материально-правовое требование истца к ответчику, в основание иска входят юридические факты, с которыми нормы материального права связывают возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей субъектов спорного материального правоотношения (абзац второй пункта 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.10.1996 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции", постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.10.2012 N 5150/12).
Поэтому данный вопрос подлежит согласованию сторонами при заключении договора купли-продажи земельных участков и такие требования не подлежат удовлетворению в рамках рассматриваемого в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса заявления, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Аналогичные выводы содержатся в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.05.2017 по делу N А63-3523/2016.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на общество.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 15.06.2017 по делу N А01-2261/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Республики Адыгея.
Председательствующий |
Г.А. Сурмалян |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-2261/2016
Истец: ООО "СК Фасад"
Ответчик: Администрация мунициального образования "Тахтамукайский район"
Третье лицо: Администрация Муниципального образования "Яблоновское городское поселение"
Хронология рассмотрения дела:
27.01.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11549/20
12.11.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-17067/20
24.07.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5109/20
19.02.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-129/20
24.01.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10635/17
21.09.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12670/17
15.06.2017 Решение Арбитражного суда Республики Адыгея N А01-2261/16