г. Ессентуки |
|
19 декабря 2017 г. |
Дело N А63-9377/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),
судей: Белова Д.А., Афанасьевой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Магомедовым У.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 22.09.2017 по делу N А63-9377/2016 (судья Аксенов В.А.)
по заявлению товарищества собственников жилья "Дом у парка" (г. Ставрополь, ОГРН 1042600291030, ИНН 2635072700),
к управлению Ставропольского края по строительному и жилищному надзору (г. Ставрополь, ОГРН 1082635013670, ИНН 2636055320),
Управлению Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю (г. Ставрополь, ОГРН 1042600329991, ИНН 2635329994),
о признании недействительным предписания,
третьи лица: администрация г. Ставрополя (г. Ставрополь, ОГРН 1022601931901, ИНН 2636019748),
комитет градостроительства администрации г. Ставрополя (г. Ставрополь, ОГРН 1052600294064, ИНН 2634064833),
общество с ограниченной ответственностью "Нивелир" (г. Ставрополь, ОГРН 1022601942879, ИНН 2635003657),
общество с ограниченной ответственностью управляющей компании "Эвилин" (г. Ставрополь, ОГРН 1042600284935, ИНН 2635075161),
в судебном заседании участвуют: от товарищества собственников жилья "Дом у парка" - Богомолов П.К. по доверенности от 05.08.2016; председатель Трихонюк Н.А.,
от управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору - Алексеева Т.А. по доверенности от 09.01.2017,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Дом у парка" (далее - заявитель, товарищество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к управлению Ставропольского края по строительному и жилищному надзору (далее - заинтересованное лицо, управление) о признании недействительным предписания N 1214 от 08.07.2016.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: администрация г. Ставрополя, комитет градостроительства администрации г. Ставрополя, общество с ограниченной ответственностью "Нивелир", общество с ограниченной ответственностью управляющей компании "Эвилин".
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 13.10.2016 г. заявленные требования товарищества к управлению о признании недействительным предписания N 1214 от 08.07.2016 оставлены без удовлетворения.
Определением суда апелляционной инстанции от 14.12.2016 г. жалоба товарищества возвращена.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.02.2017 г. решение суда первой инстанции от 13.10.2016 г. отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 22.09.2017 г. заявленные требования товарищества о признании недействительным предписания N 1214 от 08.07.2016 удовлетворены. Суд первой инстанции пришел к выводу, что обжалуемое предписание нарушает вышеперечисленные нормы Закона и права заявителя, возлагая на него обязанности, не предусмотренные законом.
Не согласившись с решением, управление подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новый судебный акт, об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, на основании поступившего обращения администрации Промышленного района г. Ставрополя от 10.06.2016 N 5510/01-14, по поручению исполняющего обязанности губернатора Ставропольского края от 17.06.2016 N 26126 по вопросу неудовлетворительного технического состояния общего имущества (фасада) в многоквартирном доме N 14 "б" по ул. 50 лет ВЛКСМ в г. Ставрополе, управлением вынесено распоряжение от 28.06.2016 N 2446, на основании которого должностным лицом управления 05.07.2016-08.07.2016 проведена внеплановая выездная проверка юридического лица ТСЖ "Дом у парка" с целью осуществления государственного контроля и надзора за содержанием общего имущества в многоквартирном доме N 14 "б" по ул. 50 лет ВЛКСМ в г. Ставрополе.
По результатам вышеуказанной проверки государственным инспектором управления при обследовании общего имущества дома (фасада) выявлены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), а именно: пунктов 4.2, 4.2.1.1, 4.2.1.3 - наличие разрушения, трещин, выпадения облицовочного кирпича на фасаде вышеуказанного многоквартирного дома, что отражено в акте проверки от 08.07.2016 N 2446-03/1.
Управлением выдано предписание от 08.07.2016 N 1214 об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения до 26.09.2016, акт и предписание получены лично председателем правления ТСЖ "Дом у парка" Трихонюком Н.А. 08.07.2016, что подтверждается его личной подписью в акте и предписании.
Считая предписание незаконным, товарищество обратилось в суд с заявлением.
Удовлетворяя требования товарищества, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Должностные лица органов государственного жилищного надзора управомочены на выдачу предписаний о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований (часть 5 статьи 20 ЖК РФ).
В соответствии со статьей 138 ЖК РФ, Правилами N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Правила N 416) товарищество собственников жилья обязано, в том числе осуществлять управление многоквартирным домом, вести претензионную и исковую работу, обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества многоквартирного дома; обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с долями в праве общей собственности на данное имущество.
В соответствии со ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме общее имущество принадлежит на праве общей долевой собственности.
В соответствии с пп.1, 2 ст. 138 ЖК РФ ТСЖ обязано осуществлять управление многоквартирным домом.
При этом в соответствии с п. 1 ст. 135 ЖК РФ, п. 1, 1.1 ст. 161 ЖК РФ в обязанности ТСЖ входит управление той частью имущества, которое составляет общую собственность жильцов, собственников квартир, помещений.
Пунктом 1.1 Правил N 170 определены требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности, а также выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В силу пунктов 10, 11 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее -Правила N 491), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в частности: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 Правил N 491 ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 Правил N 491, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Кроме того, при передаче зданий, сооружений п. 12 Инструкции Минфина СССР от 16.04.1980 N 75 (действует на основании Закона РСФСР от 24.10.1990 "О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР") требует обязательного проведения инвентаризации.
Того же требуют и Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина РФ от 13.06.1995 N 49.
В соответствии с Положением об управлении, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 18.06.2014 N 244-П, управление является органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим региональный государственный строительный надзор за строительством, реконструкцией объектов капитального строительства, за исключением объектов, указанных в части 3 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с законодательством Российской федерации о долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, региональный государственный жилищный надзор, контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Ставропольского края, соответствием жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
Согласно материалам дела, собственниками помещений в вышеуказанном многоквартирном доме избран способ управления путем образования товарищества собственников жилья.
ТСЖ "Дом у парка" является лицом, ответственным за содержание и ремонт общего имущества в указанном многоквартирном доме.
ТСЖ "Дом у парка" является организацией, выполняющей функции управления общим имуществом в многоквартирном доме и отвечающей за обеспечение технической эксплуатации, надлежащего содержания и ремонта строения, т.е. жилого многоквартирного дома.
По результатам проверки государственным инспектором управления при обследовании общего имущества дома (фасада) выявлены нарушения Правил N 170, а именно: п. 4.2, 4.2.1.1, 4.2.1.3 - наличие разрушения, трещин, выпадения облицовочного кирпича на фасаде вышеуказанного многоквартирного дома
Материалами дела подтверждается и судом первой инстанции с учетом постановления суда кассационной инстанции от 17.02.2017 после дополнительного исследования фактов по делу правильно установлено, что ТСЖ "Дом у парка" не имело возможности принять меры по устранению причин, из-за которых фасадный облицовочный кирпич отваливается. Они были допущенные при строительстве здания из-за нарушения проектной документации. У заявителя отсутствует обязанность по устранению нарушений, поскольку они не являются результатом нормальной эксплуатации здания и естественного износа, а вызваны иными причинами. Заявитель не вправе обязывать собственников недвижимости обеспечивать возможность осуществления капитального ремонта по проекту, предлагаемому ООО УК "Эвилин", поскольку это не основано на законе.
Ввиду отсутствия обязанности, основанной на законе, обжалуемое предписание неисполнимо.
Также установлено, что спорным имуществом, в отношении которого обжалуемым предписанием управления обязанности по устранению недостатков возлагаются на собственников квартир, помещений, являются общедомовые помещения (фасад дома), т.е. имущество, относящееся к общедомовой собственности, и не принадлежащее никому из конкретных лиц на праве индивидуальной (частной) собственности.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования заявителя.
Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы материалы дела, и им дана надлежащая оценка, в связи с чем подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 22.09.2017 по делу N А63-9377/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Параскевова |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-9377/2016
Истец: ТСЖ "Дом у парка"
Ответчик: Управление Ставропольского края по строительному и жилищному надзору
Третье лицо: Управление Ставропольского края по строительному и жилищному надзору
Хронология рассмотрения дела:
02.02.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-12074/20
03.11.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-5369/16
01.12.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10615/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10615/19
11.09.2019 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-5369/16
16.04.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2088/18
19.12.2017 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-5369/16
22.09.2017 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-9377/16
17.02.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-538/17
14.12.2016 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-5369/16
13.10.2016 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-9377/16