г. Москва |
|
22 декабря 2017 г. |
Дело N А41-44057/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 декабря 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Старчиковым А.В.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "ТМР импорт" - извещено, представитель не явился,
от Курской таможни - извещено, представитель не явился,
от Центральной оперативной таможни - Кочетков О.Н. по доверенности от 14.12.2016, Малахова С.Е. по доверенности от 04.12.2017,
от общества с ограниченной ответственностью "Торгово-производственная фирма "Семиона" - извещено, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТМТ импорт" на решение Арбитражного суда Московской области от 03.10.2017 по делу N А41-44057/17, принятое судьей Обарчуком А.А., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТМР импорт" к Курской таможне, Центральной оперативной таможне об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении, третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Торгово-производственная фирма "Семиона",
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ТМР импорт" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Курской таможне, Центральной оперативной таможне о признании незаконными и отмене постановления от 23.12.2016 N 10108000-530/2016, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а также решения от 10.05.2017 N 10119000/17ю/46А.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03.10.2017 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "ТМТ импорт" просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, перейти к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, и удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представитель заявителя и Курской таможни в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания.
Представители Центральной оперативной таможни в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Во исполнение Контракта от 20.02.2015 N 2015-DWC-111, заключенного между компанией "EMEX DWC-LLC" (Объединенные Арабские Эмираты) и заявителем на территорию Российской Федерации ввезен товар "запасные части для автомобилей".
В целях таможенного оформления товара обществом подана ДТ N 10108060/140915/0001026.
В графе N 44 "Дополнительная информация/Представленные документы" по ДТ N 10108060/140915/0001026 в качестве документа, подтверждающего соблюдение мер технического регулирования обществом заявлены сведения о Сертификате соответствия NC-JP.AГ80.B.01457, сроком действия с 21.11.2014 по 20.11.2015, выданном органом по сертификации ООО "Семиона".
С целью проверки правомерности получения обществом вышеуказанного сертификата соответствия таможенным органом были направлены запросы в адрес правообладателей товарных знаков "SKODA AUTO a.s", "RENAULT S.A.S.", "KIA Motors Corp.", "Nissan", "KYB Corporation", "Daimler AG", "MAZDA MOTORS CORPORATION" относительно производства товаров, маркированных товарным знаком "EMEX".
Согласно ответам, поступившим в адрес Курской таможни (письма от 02.11.2016 N ЗИС-759/2016, 31.10.2016 N DS-06/274, 27.10.2016 N 1027/12, от 02.11.2016 N 284, от 09.11.2016 N 2419-1607706/VS), компании "SKODA AUTO a.s", "RENAULT S.A.S.", "KIA Motors Corp.", "Nissan", "KYB Corporation", "Daimler AG", "MAZDA MOTORS CORPORATION" не производят товары, маркированные товарным знаком "EMEX".
В ходе проведения камеральной таможенной проверки по вопросу соблюдения запретов и ограничений на ввезенные товары таможенным органом установлено, что в Реестре сертификатов соответствия на продукцию, подлежащую обязательной сертификации, отсутствуют сведения о Сертификате соответствия N C-JP.AГ80.B.01457, Сертификат соответствия N C-JP.AГ80.B.01457 содержит недостоверные сведения о предприятиях-изготовителях сертифицируемой продукции и оформлен на бланках, которые органу по сертификации ООО "Семиона" не выдавались.
По факту выявленного нарушения в отношении заявителя в установленном порядке составлен Протокол об административном правонарушении от 06.12.2016 N 10108000-530/2016.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 23.12.2016 N 10108000-530/2016 заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
15.02.2017 общество обратилось в Центральную оперативную таможню с жалобой на постановление делу об административном правонарушении с требованием отменить вынесенное постановление.
Решением Центральной оперативной таможни от 10.05.2017 N 10119000/17ю/46А в удовлетворении жалобы заявителя отказано.
Не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении и решением по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, заявитель обратился в Арбитражный суд Московской области с требованием о признании их незаконными.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции признал его необоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться в силу основанием для отмены оспариваемого постановления согласно пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", судом не установлено и на наличие таковых обществом не указывалось. Апелляционная жалоба также не содержит доводов о нарушении порядка привлечения заявителя к административной ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Согласно примечанию 2 к статье 16.1 КоАП РФ для целей применения главы 16 КоАП РФ под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
В силу пункта 1 статьи 179 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом.
Объектом вменяемого обществу правонарушения является установленный таможенным законодательством порядок декларирования товаров.
В качестве объективной стороны правонарушения обществу вменяется представление при декларировании товаров недействительного Сертификата соответствия от 21.11.2014 NC-JP.AГ80.B.01457, не имеющего юридической силы документа.
Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации (пункт 3 статьи 179 ТК ТС).
В соответствии с частью 1 статьи 111 ТК ТС таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при совершении таможенных операций, с целью установления достоверности сведений, подлинности документов и (или) правильности их заполнения и (или) оформления.
Согласно требованиям статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений.
Согласно пункту 2 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденным решением коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 294 (далее - Положение о порядке ввоза) к продукции (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которой при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукция (товары), которая:
а) включена в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 N 526 "О Едином перечне продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза", и в отношении которой законодательством государств - членов Таможенного союза (далее - государства-члены) установлены обязательные требования;
б) включена в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 N 620 "О новой редакции Единого перечня продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года N 319" (далее - Единый перечень);
в) включена в перечни продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании) для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" установлен единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 года N 877 утвержден технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), согласно которого подтверждение соответствия осуществляется путем представления сертификата соответствия.
Как следует из материалов дела, обществом при подаче ДТ N 10108060/090615/0000647 осуществлено таможенное оформление товара "запасные части для автомобилей", производитель "Tozai Tsusho Co.Ltd".
В качестве документа, подтверждающего соблюдение установленных таможенным законодательством запретов и ограничений, таможенным представителем приложен Сертификат соответствия N C-JP.AГ80.B.01457, выданный ООО "Семиона".
Между тем, согласно письму Росаккредитации от 01.12.2016 N 09775/02КК сведения о сертификате соответствия в федеральной информационной системе на официальном интернет-сайте www.fsa.gov.ru не опубликованы, т.е. его выдача в установленном порядке не была завершена.
Как указано в пункте 2 статьи 25 Закона о техническом регулировании срок действия сертификата соответствия определяется соответствующим техническим регламентом и исчисляется со дня внесения сведений о сертификате соответствия в единый реестр сертификатов соответствия.
Поскольку в настоящем случае, сертификат соответствия в установленном порядке опубликован и внесен в единый реестр не был, срок его действия исчисляться еще не начал, т.е. на момент обращения в таможенный орган документ не приобрел свою юридическую силу, что само по себе свидетельствует о наличии объективной стороны вменяемого правонарушения. Из содержания Сертификата от 22.03.2013 N C-JP.АГ40.B.10758 следует, что запасные части для ремонта автомобилей под торговой маркой и по каталогу "ЕМЕХ" произведены компанией "Tozai Tsusho Со,. Ltd" (Япония), перечисленные в приложении предприятия-изготовители входят в состав транснациональной компании изготовителя "Tozai Tsusho Со,. Ltd.".
В качестве предприятий-изготовителей поименованы общеизвестные, самостоятельные производители автомобилей и запасных частей для производимых ими автомобилей, в том числе, "SKODA AUTO a.s", "RENAULT S.A.S.", "KIA Motors Corp.", "Nissan Motors Corp. LTD", "KYB Corporation", "Daimler AG", "Mazda Motors Corporation", которые согласно ответов на официальные запросы Курской таможни не входят в одну группу компаний с "Tozai Tsusho Со,. Ltd" (письмо от 02.11.2016 N ИС-759/2016, от 31.10.2016 N DS-06/274, от 27.10.2016 N 1027/12, от 02.11.2016 N 284, от 09.11.2016 N 2419-1607706 и от 09.11.2016 N 2419-1607706/VS, от 27.10.2016 б/н, 03.11.2016 б/н).
В силу общих положений статьи 2 Закона о техническом регулировании под заявителем понимается физическое или юридическое лицо, которое для подтверждения соответствия принимает декларацию о соответствии или обращается за получением сертификата соответствия, получает сертификат соответствия.
В качестве "заявителя" в сертификате соответствия отражена компания "Tozai Tsusho Со,. Ltd" (Япония)", которая таковым быть не могла.
Применительно к конкретной продукции, которая подлежала ввозу обществом, Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 утвержден Технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", в пункте 89 которого дается конкретизация заявителей при осуществлении процедур сертификации.
В соответствии с названной нормой права заявителями могут выступать лишь изготовитель компонентов или его уполномоченный представитель, действующий от его имени.
Однако, в ходе административного расследования таможенным органом установлено, что автомобильные запчасти, поставляемые для автомобилей марок "Шкода", "Рено", "КИА", "Нисан", "Мерседес-Бенц", "Мазда", официальными производителями данных автомобилей, вопреки указания в сертификате соответствия, не производились.
Согласно письму ФБУ "КВФ "ИНТЕРСТАНДАРТ" от 29.11.2016 N 6/1077 бланк сертификата соответствия был выдан 27.06.2012 органу по сертификации продукции ООО "Центр регистрации и сертификации "СтандартЭксперт", а бланки приложений 20.02.2012 - органу по сертификации продукции ООО "ГОСТЭКСПЕРТСЕРВИС".
В то же время, в силу Порядка выдачи, получения и использования бланков сертификатов соответствия, утвержденного Приказом Госстандарта России от 05.09.2001 N 290, передача бланков сертификатов соответствия между органами по сертификации не предусмотрена.
Таким образом, орган по сертификации использовать спорные бланки не имел права, а выдача их заявителю также подтверждает факт оформления недействительного сертификата соответствия, что в свою очередь может являться основанием для предъявления заявителем процедуры сертификации иска о взыскании убытков к ней.
В ходе анализа вышепоименованных норм права таможенным органом сделан вывод о наличии объективной стороны вменяемого правонарушения и данный вывод, отраженный в оспариваемых постановлениях, признается судом обоснованным, поскольку представление сертификата соответствия, полученного с нарушением установленного порядка, а равно представление сертификата, относящегося к другим товарам, или сертификата, не имевшего юридической силы, образует объективную сторону правонарушения по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Возможность признания сертификата соответствия недействительным лишь в части товаров, которые не представлялись органу по сертификации для исследования (товары известных производителей автомобилей и запасных частей к ним), действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
Поскольку по спорной декларации на товары, как утверждает общество, ввозились только товары, произведенные компанией "Tozai Tsusho Co.Ltd", а представленные суду сертификаты (т. 1 л.д. 96-164, т. 2 л.д. 1-86) оформлялись на продукцию, изготовленную компаниями "Honda Motors Co., Ltd", "Hyundai Mobis", "Ford-Werke GmbH", "SKODA AUTO a.s", "Nissan International SA", "RENAULT S.A.S." и "Daimler AG", в настоящем случае, как правильно указал суд первой инстанции, нельзя говорить о таможенном оформлении товаров, ранее сертифицированных.
Субъектом вменяемого правонарушения может выступать любое лицо, осуществляющее декларирование товаров, т.е. как декларант, так и его таможенный представитель, действующий от его имени и по его поручению.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 21 Положения о формировании и ведении единого реестра сертификатов соответствия, предоставлении содержащихся в указанном реестре сведений и об оплате за предоставление таких сведений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2006 N 201, Федеральная служба по аккредитации размещает на официальном интернет-сайте www.fsa.gov.ru сведения о сертификатах, которые являются общедоступными.
Таким образом, заявитель мог беспрепятственно проверить наличие информации о сертификате соответствия в едином реестре сертификатов соответствия и убедиться, что сведений о данном сертификате соответствия в единый реестр сертификатов соответствия не внесены, чего заявителем сделано не было.
Более того, исходя из имеющейся в распоряжении общества информации лицо имело возможность удостовериться в надлежащем оформлении как самого сертификата соответствия, так и статусе органа по сертификации, который спустя месяц после его оформления прекратило деятельность в качестве органа по сертифкации, соответственно, не имело возможности проводить инспекционный контроль сертифицированной продукции.
Как следует из материалов административного дела и обоснованно указано в решении суда первой инстанции, ООО "ТМР импорт" при таможенном декларировании товаров представило недействительный сертификат соответствия, что послужило основанием для несоблюдения установленных TP ТС 018/2011 запретов и ограничений, чем совершило правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах апелляционный суд отклоняет доводы апелляционной жалобы и приходит к выводу о наличии в деянии общества события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Ввиду правомерности вынесенного в отношении общества постановления по делу об административном правонарушении, у Центральной оперативной таможни не имелось оснований для его отмены и удовлетворения жалобы общества, что и послужило причиной для принятия решения от 10.05.2017 N 10119000/17ю/46А.
На основании изложенного, оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении и решения вышестоящего таможенного органа по жалобе обоснованно оставлены судом первой инстанции без изменения, как соответствующие требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
Доводы, приведенные ООО "ТМР импорт" в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению в виду их несостоятельности, поскольку они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили правильную правовую оценку, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта доводов, апелляционная жалоба не содержит.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судом обстоятельств по делу не свидетельствует о неисследованности материалов дела судом и не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено, оснований для рассмотрения дела по правилам, установленным для рассмотрения дел судом первой инстанции, апелляционным судом не установлено.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 03.10.2017 по делу N А41-44057/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-44057/2017
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 7 мая 2018 г. N Ф05-2669/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ТМР ИМПОРТ"
Ответчик: Курская таможня
Третье лицо: ООО Торгово-производственная фирма "СЕМИОНА", ООО Торгово-производственная фирма "Семиона", КУРСКАЯ ТАМОЖНЯ, Сосов М.А., Центральная оперативная таможня
Хронология рассмотрения дела:
22.06.2018 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-2669/18
07.05.2018 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-2669/18
07.05.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-2669/18
22.12.2017 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-16974/17
03.10.2017 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-44057/17