г. Красноярск |
|
28 декабря 2017 г. |
Дело N А33-21209/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена "27" декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен "28" декабря 2017 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Радзиховской В.В.,
судей: Споткай Л.Е., Хабибулиной Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лизан Т.Е.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Восточно-Сибирского промышленного железнодорожного транспорта" (ИНН 2466021909, ОГРН 1022402649059) на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 09 октября 2017 года по делу N А33-21209/2016, принятое судьёй Бычковой Л.К.,
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295, далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к акционерному обществу "Восточно-Сибирского промышленного железнодорожного транспорта" (ИНН 2466021909, ОГРН 1022402649059, далее - ответчик) о взыскании 238455 рублей 58 копеек платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования.
Определением суда от 15.09.2016 года исковое заявление принято к производству суда в порядке упрощенного производства.
Определением суда от 07.11.2016 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Определением суда от 17.01.2017 по делу N А33-21209/2016 произведена замена судьи Трубачева И.Г. на судью Бычкову Л.К.
Ответчик заявил встречный иск к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" о взыскании пени в сумме 429452 рубля 17 копеек.
Определением суда от 23.01.2017 на основании статьи 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации встречный иск принят к рассмотрению совместно с первоначальным иском.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 16.02.2017 первоначальный и встречный иски удовлетворены в полном объеме, произведен зачет встречных требований, в результате чего с ОАО "РЖД" в пользу АО "В-Сибпромтранс", взыскано 190 996 рублей 59 копеек пени.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.07.2017 решение Арбитражного суда Красноярского края от 16.02.2017 по делу N А33-21209/2016 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.
Распоряжением Арбитражного суда Красноярского края от 14.08.2017 дело N А33-21209/2016 передано на новое рассмотрение судье Бычковой Л.К.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 09.10.2017 иск открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к акционерному обществу "Восточно-Сибирского промышленного железнодорожного транспорта" о взыскании 238455 рублей 58 копеек платы удовлетворен. С акционерного общества "Восточно-Сибирского промышленного железнодорожного транспорта" в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" взыскано 238455 рублей 58 копеек платы, 7769 рублей судебных расходов по оплате государственной пошлины. Встречный иск акционерного общества "Восточно-Сибирского промышленного железнодорожного транспорта" к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" о взыскании 429452 рубля 17 копеек пени удовлетворен частично. С открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу акционерного общества "Восточно-Сибирского промышленного железнодорожного транспорта" взыскано 167784 рубля 73 копейки пени, 4527 рублей 82 копейки судебных расходов по оплате государственной пошлины. В остальной части в удовлетворении встречного иска отказано. Произведен зачет встречных требований. В результате произведённого зачета с акционерного общества "Восточно-Сибирского промышленного железнодорожного транспорта", г. Красноярск в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" взыскано 70670 рублей 85 копеек платы, 3241 рубль 18 копеек судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с данным судебным актом, акционерное общество "Восточно-Сибирского промышленного железнодорожного транспорта" обратилось с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы указал, что в заключенном между истцом и ответчиком договоре N 47 не был согласован размер платы за пользование вагонами, не принадлежащим ОАО "РЖД". Ответчик считает, что порожние вагоны простаивали по причинам, не зависящим от владельца, что является основанием в соответствии с частью 18 статьи 39 УЖТ РФ для освобождения его от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования. Акты общей формы не содержат указания на основания простоя вагонов. Также заявитель жалобы ссылается на нарушение части 2 статьи 16 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте утв. Приказом МПС России 18.06.2003 N 29. АО "В-Сибпромтранс" ссылается на отсутствие причин в неприеме вагонов зависящих от него. На приемо-отправочных железнодорожных путях АО "В-Сибпромтранс" простаивали готовые к уборке вагоны по вине ОАО "РЖД". Основанием для составления акта общей формы в данном споре является момент невозможности перевозчику подать вагоны на пути необщего пользования по причине, зависящей от владельца путей необщего пользования, то есть момент получения от владельца отказа в приеме вагонов, а также о составлении актов общей формы не в момент обнаружения нарушения, послужившего основанием для его составления, а уже по факту прибытия поезда на пути необщего пользования. Вагоны находились на путях общего пользования в период нормативного срока доставки. Расчет встречных исковых требований АО "В-Сибпромтранс" произвел исходя из позиции ВАС РФ, определенной в Постановлении от 13.11.2012 N 8377/12.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 17.11.2017 апелляционная жалоба принята к производству, ее рассмотрение назначено на 27.12.2017.
Учитывая, что лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о назначении судебного заседания лицам, участвующим в деле, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб в разделе Картотека арбитражных дел официального сайта Арбитражные суды Российской Федерации Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (http://kad.arbitr.ru/) и в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается без участия лиц, участвующих в деле, в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении настоящего дела в порядке апелляционного производства арбитражным судом установлены следующие обстоятельства.
19.08.2005 между открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД") (перевозчик) и открытым акционерным обществом "Восточно-Сибирского промышленного железнодорожного транспорта" (владелец) заключен договор N 47 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Сибпромтранс", примыкающего к станции Ачинск-2 Красноярской железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги".
Согласно пункту 1 договора осуществляется эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к 1 пути станции Ачинск-2 Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" через стрелку 4 по перегону Ачинск-2 - Предзаводская, к 4 пути станции Пригородный входным светофором по перегону Пригородный - Предзаводская, обслуживаемого локомотивами Владельца.
В соответствии с пунктом 5 договора подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению. Уведомление передает приемосдатчик станции Ачинск-2 представителю владельца - приемосдатчику не позднее чем за 2 часа до подачи вагонов по телефону с записью в книгу уведомлений о подаче вагонов.
Согласно пункту 6 договора сдаваемые на железнодорожный подъездной путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на приемоотправочные пути: станции Заводская - при подаче угольных и рудных маршрутов, станции Предзаводская - при подаче прочих вагонов и порожних под погрузку, дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца с расстановкой по местам погрузки, выгрузки. Приемосдатчик перевозчика сообщает приемосдатчику владельца о начале проведения приемосдаточных операций. При возврате вагонов приемосдатчик владельца сообщает приемосдатчику перевозчика о начале проведения приемосдаточных операций. Вагоны подаются: а) только подгруппированные по грузополучателям, не подгруппированные вагоны владельцем не принимаются; б) исправные, внутри и снаружи очищенные от остатков ранее перевозимых грузов, в необходимых случаях промытые, годные для перевозки конкретных грузов; в случаях передачи владельцу с согласия обслуживаемого предприятия, владельца вагонов, в состоянии непригодном для перевозки конкретных грузов, перевозчиком предоставляется на подготовку их до пригодного состояния время, которое подтверждается актом общей формы, подписываемым обеими сторонами. Угольные и рудные маршруты подаются локомотивом перевозчика на приемоотправочные пути 6, 8 и 10 станции Заводская без остановки на станции Предзаводская.
Пунктом 7 договора установлено, что в случае непринятия владельцем вагонов по причинам, не зависящим от перевозчика, вагоны зачисляются на ответственный простой владельца на основании акта общей формы с обязательным подписанием его уполномоченными представителями обеих сторон.
В соответствии с пунктом 12 договора на железнодорожном пути необщего пользования устанавливается технологический срок оборота вагонов для летнего периода 21,0 час, для зимнего периода - 22,0 час.
Пунктом 17.1 договора предусмотрено, что владелец уплачивает перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами за время их нахождения у владельца и контрагентов в соответствии со статьями 39, 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Дополнительным соглашением от 03.04.2012 N 27-12 пункт 15 договора от 19.08.2005 N 47 пункт 15 указанного договора дополнен контрагентом - общество с ограниченной ответственностью "Ачинский Цемент" (ООО "Ачинский Цемент", ИНН 2443030350).
В соответствии с дополнительным соглашением от 14.04.2015 N 29-15 срок действия договора от 19.08.2005 N 47 продлен до 07.06.2016.
На станции Ачинск-2 Красноярской железной дороги составлены акты общей формы 1/1530, 1/1590, 1/1607, 1/1638, 1/1668, 1/1701, 1/1733, 1/1734, 1/1735, 1/1736, 1/1737, 1/1794, 1/1801, 1/1807, 1/1830, 1/1832, 1/1900, 1/1934, 1/1981, 1/2007, 1/2108, 1/2109, 1/2125, 1/2144, 1/2195, 1/2196 согласно которых, вагоны, перечисленные в данных актах, в марте -апреле 2016 простаивали на станции Ачинск-2 по неприему ветвевладельца ОАО "Востоксибпромтранс".
На основании части 12 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, в соответствии с Тарифным руководством N 2 согласно ведомостям подачи и уборки вагонов N 041128, 040002, 040003, 040004, 043173, 043174, 043175, 043176, 043177, 044182, 044410, 044187, 044192, 044191, 046214, 046213, 046212, 046220, 046219, 046224 начислена плата за нахождение вагонов, указанных в актах общей формы 1/1530, 1/1590, 1/1607, 1/1638, 1/1668, 1/1701, 1/1733, 1/1734, 1/1735, 1/1736, 1/1737, 1/1794, 1/1801, 1/1807, 1/1830, 1/1832, 1/1900, 1/1934, 1/1981, 1/2007, 1/2108, 1/2109, 1/2125, 1/2144, 1/2195, 1/2196 на железнодорожных путях общего пользования в сумме 238455 рублей 58 копеек (с учетом НДС - 18 %).
Акты общей формы и ведомости подачи и уборки вагонов подписаны со стороны ОАО "В-Сибпромтранс" с возражениями, что подтверждается соответствующими отметками в данных документах.
В материалы дела представлены выписки из книг уведомлений о времени и подачи вагонов под погрузку или выгрузку, в которых отражены дата и время подачи уведомлений, планируемое время подачи вагонов, кто принял уведомление - ФИО, должность (место ведения книг - Предзаводская).
АО "В-Сибпромтранс" в материалы настоящего дела представлены акты общей формы N N 11846, 11298, 11297, 11303, 1852, 11305, 11300, 11299, 11595, 11390, 11374, 11373, 11507, 11456, 11461, 11455, 10595, 10596, 10593, 10594, 10615, 10613, 11436, 11435, 1102, 10968, 10952, 10951, 10972, 10971, 10799, 10800, 10668, 10667, 10679, 10687, 10373, 10372, 10394, 10513, 10148, 10147, 10158, 10236, 9965, 9966, 9978, 10223, 10073, 9975, 9981, 9974, 10003,10004,10014, 10045,9962, 9977, 9961,9985, 9738, 9491, 9488, 9487, 9739, 9572, 9586, 9571, 9387, 9388, 9392, 9737, 9569, 9570, 9587, 9740, 9308, 9309, 9749, 9316, 9738, 9491, 9488, 9487, 9739, 9572, 9586, 9571, 9387, 9388, 9392, 9737, 9569, 9570, 9587, 9740, 9308, 9309, 9749, 9316, 9553, 9390, 9380, 9379, 9433, 9314, 9294, 9293, 9433, 9314, 9294, 9293, 9320, 9105, 9106, 9112, 9181, 9137, 9120, 9121, 9181, 9137, 9120, 9121, 9073, 9072, 9097, 9082, 8400, 8382, 8381,8 832.
Ответчиком в материалы дела представлен перерасчет платы за занятие инфраструктуры согласно которому размер платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования АО "В-Сибпромтранс" составляет 65738 рублей.
Претензией от 29.06.2016N 10/172-ТЦмю ОАО "РЖД" обратилось к ОАО "В-Сибпромтранс" с просьбой в течение 10 (десяти) дней оплатить сумму начисленной платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования в сумме 238455 рублей 58 копеек. В ответном письме от 19.07.2016 N0305 ОАО "В-Сибпромтранс" отклонило претензию.
ОАО "РЖД", ссылаясь на то, что плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования АО "В-Сибпромтранс" до настоящего времени не оплачена, обратилось в арбитражный суд с первоначальным иском.
В рамках настоящего дела АО "В-Сибпромтранс" обратилось в арбитражный суд со встречными исковыми требованиями о взыскании с ОАО "РЖД" пени за нарушение срока доставки вагонов по транспортным железнодорожным накладным:
ЭН486185 (вагонN 52140597; срок доставки - 21.03.2016; дата получения фактически - 04.04.2016; просрочка дней - 14; размер пени - 138418 рублей);
ЭН738513 (вагонN 28082279; срок доставки - 25.03.2016; дата получения фактически - 30.03.2016; просрочка дней - 5; размер пени - 62288 рублей 10 копеек);
ЭН748823 (вагонN 618181167; срок доставки - 22.03.2016; дата получения фактически - 30.03.2016; просрочка дней - 8; размер пени - 16686 рублей 72 копейки);
Э0833746 (вагонN 52046190; срок доставки - 17.04.2016; дата получения фактически - 24.04.2016; просрочка дней - 7; размер пени - 87203 рубля 34 копейки);
ЭО942056 (вагонN 52147980; срок доставки - 20.04.2016; дата получения фактически - 28.04.2016; просрочка дней - 8; размер пени - 99660 рублей 96 копеек);
Э0411154 (вагонN 29158490; срок доставки - 10.04.2016; дата получения фактически - 12.04.2016; просрочка дней - 2; размер пени - 24915 рублей 24 копейки);
ЭО525082 (вагонN 56970882; срок доставки - 04.04.2016; дата получения фактически - 07.04.2016; просрочка дней - 1; размер пени - 279 рублей 81 копейка).
Всего: 429452 рубля 17 копеек.
Транспортные железнодорожные накладные ЭН486185, ЭН738513, ЭН748823, Э0833746, ЭО942056, Э0411154, ЭО525082 и памятки приемосдатчика: 2819, 2649, 3527, 3675, 3127, 2966 представлены в материалы дела.
Претензией N 0487/1 от 07.11.2016 АО "В-Сибпромтранс" обратилось к ОАО "РЖД" с просьбой оплатить неустойку, начисленную за нарушение сроков доставки вагонов.
Письмом N 16/545-ТЦмю от 12.12.2016 ОАО "РЖД" отклонило претензию АО "В-Сибпромтранс" в связи с несоблюдением претензионного порядка.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не установил оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В соответствии со статьями 307, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства, возникшие из договоров, должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от обязательств не допускается.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что между сторонами сложились правоотношения по перевозке, регулируемые главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В силу статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
В силу статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Согласно статье 1 Устава железнодорожного транспорта, данный Закон регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность.
В силу статьи 58 Устава железнодорожного транспорта договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования должны учитывать технологию функционирования железнодорожной станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, и технологию функционирования железнодорожного пути необщего пользования, а в соответствующих случаях единые технологические процессы (далее - ЕТП), порядок разработки и утверждения которых устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Указанными договорами устанавливаются порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования. Порядок разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Согласно части 11 статье 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени:
ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров;
нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций. Если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику (часть 12 вышеуказанной статьи).
Размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
При ожидании погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования определяется по ставкам таблицы N 1 Тарифного руководства, утвержденного Приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения" (Тарифное руководство).
В рассматриваемом случае применение ответственности за задержку вагонов на путях общего пользования связано с обстоятельством наличия вины ветвевладельца-ответчика (владельца железнодорожных путей необщего пользования).
В материалы дела представлены акты общей формы 1/1530 (т.2 л.д. 123), 1/1590, 1/1607, 1/1638, 1/1668, 1/1701, 1/1733, 1/1734, 1/1735, 1/1736, 1/1737, 1/1794, 1/1801, 1/1807, 1/1830 (т.1 л.д. 173), 1/1832, 1/1900, 1/1934, 1/1981, 1/2007, 1/2108, 1/2109 (т.1 л.д. 90), 1/2125, 1/2144, 1/2195 (т.1 л.д. 33), 1/2196 подтверждающие факт того, что готовые к подаче на пути необщего пользования вагоны простояли на путях общего пользования на станции Ачинск-2 в связи с неприемом ветвевладельцем ОАО "Востоксибпромтранс".
Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 разработаны и утверждены Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (далее - Правила), согласно пункту 3.1 которых факт задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, удостоверяется актом общей формы.
Пунктом 3.2.2 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45, предусмотрено, что при составлении акта общей формы для взимания с грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования и других юридических и физических лиц штрафов, сборов и других платежей, перевозчиком составляется акт общей формы.
Согласно пункту 3.2.4 Правил в случае, если акт общей формы составляется перевозчиком при отказе или уклонении грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, других юридических и физических лиц от подписания документов, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, подписываемых перевозчиком и грузополучателем, в строке документа "подпись" перевозчиком делается отметка о составлении акта общей формы, с указанием его номера и даты составления. При этом ни перевозчик, ни грузополучатель не имеет право отказаться от подписания акта общей формы. При несогласии с содержанием акта общей формы перевозчик или грузополучатель вправе изложить свое мнение. В этом случае необходимо в акте общей формы напротив подписи указать: "С разногласиями" или "С возражением". Имеющиеся разногласия или возражения должны быть направлены перевозчику в день составления акта общей формы, либо не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы.
ОАО "РЖД" в подтверждение обстоятельств, послуживших основанием для начисления ответчику платы за нахождение вагонов на путях общего пользования, представлены акты общей формы, составленные по причине простоя готовых к подаче вагонов по их неприему ответчиком. Акты подписаны представителем АО "В-Сибпромтранс" с возражениями.
Довод апелляционной жалобы относительно того, что акты общей формы не содержат указания на основания простоя вагонов, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку опровергается самими актами, в которых отражено, что вагоны простояли по неприему ветвевладельца АО "В-Сибпромтранс". В актах общей формы указаны даты подачи уведомления, время нахождения вагонов на путях общего пользования, следовательно, в актах общей формы перечислены все имеющие значение обстоятельства.
Оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, арбитражный апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что акты оформлены в соответствии со статьей 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, распоряжением ОАО "РЖД" от 22.03.2012 N 558р Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45.
В данном случае довод АО "В-Сибпромтранс" о ненадлежащем составлении актов общей формы несостоятелен. На основании данных актов общей формы ОАО "РЖД" оформлены ведомости подачи и уборки спорных вагонов.
Довод апелляционной жалобы о недоказанности обстоятельств, послуживших основанием для начисления платы, отклоняются судом апелляционной инстанции на основании следующего.
В соответствии с частью 12 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, если вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату. Плата начисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком о готовности их к подаче.
Согласно п. 4 Приказа МПС РФ от 18.06.2003 N 28 "Об утверждении Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом" о времени подачи грузоотправителю вагонов, контейнеров под погрузку перевозчик уведомляет грузоотправителя не позднее чем за два часа до подачи с одновременной регистрацией такого уведомления в книге уведомлений о времени подачи вагонов, контейнеров под погрузку.
Кроме того, в пункте 5 заключенного сторонами договора от 19.08.2005 N 47 согласован порядок такого уведомления.
В соответствии с пунктом 3.5. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26, порядок передачи уведомлений о времени подачи вагонов устанавливается договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов. Для записи уведомлений перевозчиком ведется книга уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку. Для регистрации передачи уведомления о времени завершения грузовой операции на железнодорожном пути необщего пользования, передаваемого владельцем, пользователем или контрагентом, перевозчиком ведется книга уведомления о времени завершения грузовой операции.
В материалы дела представлены выписки из книг уведомлений о времени и подачи вагонов под погрузку или выгрузку, планируемое время подачи вагонов, кто принял уведомление - ФИО, должность. Факт уведомления также зафиксирован в актах общей формы, на основании чего, в ведомостях подачи и уборки вагонов истцом начислена плата.
Таким образом, суд первой инстанции верно установил, что ОАО "РЖД" доказан факт уведомления ответчика о времени подачи вагонов на железнодорожные пути.
Довод апелляционной жалобы о нарушении части 2 статьи 16 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте утв. Приказом МПС России 18.06.2003 N 29 является несостоятельным.
Частью 2 пункта 16 Правил N 29 предусмотрено, что перевозчик уведомляет грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования о времени подачи вагонов, контейнеров с грузами к месту их выгрузки грузополучателем или на железнодорожные выставочные пути при обслуживании грузополучателя локомотивом владельца железнодорожного пути необщего пользования или пользователя не позднее чем за два часа до объявленной подачи вагонов, контейнеров, если иное не предусмотрено соглашением между ними.
При подаче вагонов с опозданием против срока, указанною в уведомлении, не более двух часов, вагоны считаются поданными с момента фактической подачи. Если опоздание превышает два часа, то перевозчик обязан вновь уведомить грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования или пользователя, обслуживающего грузополучателя своим локомотивом, о предстоящей подаче.
ОАО "РЖД" пояснило, что АО "В-Сибпромтранс" в установленный пунктом 16 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 срок не дал распоряжение на открытие входного светофора и въезд состава поезда на выставочные пути, как закреплено в пункте 1 Приложения N 3 Инструкции по движению поездов, маневровой работе и сигнализации на железнодорожном транспорте РФ (утв. Приказом Минтранса России от 04.06.2012 N 162). Достоверные доказательства обратного в материалы дела не представлены.
Положениями частью 2 пункта 16 Правил N 29 предусмотрено, что перевозчик уведомляет грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования о времени подачи вагонов, контейнеров с грузами к месту их выгрузки грузополучателем или на железнодорожные выставочные пути при обслуживании грузополучателя локомотивом владельца железнодорожного пути необщего пользования или пользователя не позднее чем за два часа до объявленной подачи вагонов, контейнеров, если иное не предусмотрено соглашением между ними.
Факт уведомления перевозчиком владельца железнодорожного пути необщего пользования о времени подачи вагонов, контейнеров с грузами к месту их выгрузки грузополучателем материалами дела подтверждён.
Представленными в материалы дела актами общей формы ГУ-23 подтверждается, что вагоны простаивали па путях станции Ачинск-2 по неприему ветвевладельца - АО "В-Сибпромтранс", следовательно, повторное уведомление со стороны ОАО "РЖД" не требуется.
При данных обстоятельствах не подлежит принятию довод АО "В-Сибпромтранс" о содержащихся в актах общей формы возражениях о том, что подача вагонов в указанное истцом время не произведена, несмотря на то, что пути необщего пользования и места погрузки, выгрузки, свободны. Из материалов дела следует, что перевозчик готов был подать вагоны на выставочные пути, однако АО "В-Сибпромтранс" не давал распоряжение принятие вагонов, тем самым препятствовал ОАО "РЖД" выполнить обязательства по подаче вагонов на выставочные пути станции.
АО "В-Сибпромтранс" ссылается на отсутствие причин в неприеме вагонов зависящих от него, при этом доказательств, о том, что входной светофор был открыт и имелось разрешение на заезд на выставочные пути, не представлено.
Довод апелляционной жалобы о том, что на приемо-отправочных железнодорожных путях АО "В-Сибпромтранс" простаивали готовые к уборке вагоны по вине ОАО "РЖД" является неподтвержденным документально.
Согласно пункту 9 договора N 47 готовые к сдаче с железнодорожных путей необщего пользования вагоны убираются перевозчиком в течение 5-ти часов с момента передачи уведомления о готовности вагонов к сдаче.
Представленные ОАО "РЖД" уведомления за спорный период подтверждают факт того, что спорные вагоны перевозчиком убирались вовремя, без нарушений.
Довод апелляционной жалобы о том, что основанием для составления акта общей формы в данном споре является момент невозможности перевозчику подать вагоны на пути необщего пользования по причине, зависящей от владельца путей необщего пользования, то есть момент получения от владельца отказа в приеме вагонов, а также о составлении актов общей формы не в момент обнаружения нарушения, послужившего основанием для его составления, а уже по факту прибытия поезда на пути необщего пользования, отклоняется судом апелляционной жалобы.
Перевозчик уведомляет грузополучателя, владельца о готовности к подаче вагонов, контейнеров к месту их погрузки, выгрузки не менее чем за два часа до объявленной подачи, указанный порядок, в том числе установлен пунктом 5 договора N 47 от 19.08.2005. Плата по настоящему исковому заявлению начислена именно за период, когда было подано уведомление о готовности вагонов к подаче и ответчиком через два часа вагоны не были забраны с путей общего пользования.
Довод АО "В-Сибпромтранс" о злоупотреблении истцом правом конкретными обстоятельствами не обоснован, документально не подтвержден.
Довод апелляционной жалобы относительно того, что вагоны находились на путях общего пользования в период нормативного срока доставки, также не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку в рассматриваемом случае истцом предъявлены требования о взыскании платы за нахождение вагонов на путях общего пользования не в связи с задержкой вагонов в пути следования, а в ожидании подачи вагонов на путь необщего пользования.
Судом первой инстанции установлено и как следует из материалов дела, ОАО "РЖД" представлены доказательства исполнения им требований законодательства об уведомлении грузополучателя о прибытии вагонов на станцию назначения, поэтому в рассматриваемом случае, несмотря на прибытие вагонов ранее срока, указанного в железнодорожной накладной, простой вагонов на путях общего пользования зависел от АО "В-Сибпромтранс".
Оценив по правилам статей 67, 68 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела акты общей формы, которыми подтверждается факт нахождения вагонов на путях общего пользования в ожидании их подачи и приема, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии у ОАО "РЖД" оснований, для взимания с ответчика платы за простой вагонов в связи с задержкой по зависящим от него причинам.
Учитывая вышеизложенное, судом апелляционной инстанции также не установлена вина перевозчика в задержке вагонов.
Перевозчик требования закона и условия договора исполнил, однако, АО "В-Сибпромтранс" в нарушение условий договора не своевременно забирало вагоны готовые к подаче, о чем свидетельствуют акты общей формы, представленные в материалы дела и справка о наличии вагонов на станции, которые не были приняты владельцем в спорный период.
Расчет платы произведен ОАО "РЖД" исходя из периода простоя вагонов на основании актов общей формы и расчетных размеров платы за время нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, не принадлежащих ОАО "РЖД", по причинам, не зависящим от перевозчика, в соответствии с Тарифным руководством, утвержденным Приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения".
Расчет платы повторно проверен судом апелляционной инстанции, признан верным.
Таким образом, первоначальные требования ОАО "РЖД" подлежат удовлетворению в заявленном размере 238455 рублей 58 копеек.
В рамках настоящего дела АО "В-Сибпромтранс" обратилось в арбитражный суд со встречными исковыми требованиями о взыскании с ОАО "РЖД" 429452 рубля 17 копеек пени за нарушение срока доставки вагонов по транспортным железнодорожным накладным N N ЭН486185, ЭН738513, ЭН748823, Э0833746, ЭО942056, Э0411154, ЭО525082 (т.3 л.д. 97-104).
В силу части 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации, общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно статье 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную этим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Пунктом 1 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груз лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Пунктом 2 настоящей статьи предусмотрено, что заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
В соответствии со статьей 792 Гражданского кодекса Российской Федерации, перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
Согласно статье 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов.
Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей. Грузы считаются также доставленными в срок в случае их прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока их доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, контейнеров с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.
За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части первой статьи 29 настоящего Устава случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 настоящего Устава.
Согласно расчету встречных исковых требований, размер пени за задержку доставки вагонов по транспортным железнодорожным накладным ЭН486185, ЭН738513, ЭН748823, Э0833746, ЭО942056, Э0411154, ЭО525082 составил 429452 рубля 17 копеек.
Согласно статье 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором. Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (статья 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Порядок исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом определяется Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС Российской Федерации от 18.06.2003 N 27 (до 26.03.2016 с учетом приказа Министерства транспорта РФ от 07.08.2015 N 245 "Об утверждении Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом" - далее Правила), разработанными в соответствии со статьей 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Согласно абзацу 1 статьи 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" установлено, что при взыскании пеней за просрочку доставки груза необходимо установить были ли определены в накладной сроки доставки груза с учетом пункта 5 Правил исчисления сроков доставки. В случае, если срок доставки груза не был увеличен, ответственность перевозчика наступает только по истечении указанного в накладной срока, дополнительно увеличенного на соответствующее количество суток.
В соответствии с пунктом 2 Правил исчисление срока доставки груза начинается с 00.00 часов дня, следующего за днем документального оформления приема груза для перевозки, указанного в оригинале накладной и в дорожной ведомости в графе "Календарные штемпеля", в корешке дорожной ведомости и в квитанции о приеме груза в графе "Календарный штемпель перевозчика на станции отправления". Нормативные сроки доставки грузов, в том числе порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководств и с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов.
Вместе с тем, с учетом представленных в материалы данного дело актов общей формы (от 30.03.2016 N 1/1530, от 24.04.2016 N 1/2109, от 28.04.2016 N 1/2195, от 12.04.2016 N1830) (т.1 л.д. 33,90,173, т.2 л.д. 123), книг уведомлений о времени передачи вагонов, судом апелляционной инстанции также установлен факт простоя не принадлежащих перевозчику вагонов на путях общего пользования в связи с их не приемом станцией Ачинск-2 по причинам, зависящим от АО "В-Сибпромтранс".
Поскольку наличие вины перевозчика (ОАО "РЖД") за просрочку доставки грузов готовых к подаче вагонов по транспортным железнодорожным накладным N N ЭН486185, ЭН738513, ЭН748823, Э0833746, ЭО942056, Э0411154, ЭО525082 не подтверждается материалами дела, доводы встречного иска по данному требованию не подлежат удовлетворению. Оснований для возложения на перевозчика ответственности и удовлетворения встречного иска в указанной части не имеется.
АО "В-Сибпромтранс" также предъявлено встречное требование о взыскании с ОАО "РЖД" 167784 рубля 73 копейки за нарушение сроков доставки вагонов по транспортным железнодорожным накладным N ЭН486185, NЭО525082.
Поскольку факт задержки доставки вагонов N 52140597, N 56970882 подтверждается материалами данного дела, доказательства оплаты пени ОАО "РЖД" в материалы дела не представлены, встречное требование АО "В-Сибпромтранс" о взыскании пени заявлено правомерно на общую сумму 167784 рубля 73 копейки.
ОАО "РЖД" заявило о применении статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и снижении размера обоснованно предъявленной неустойки.
ОАО "РЖД" в качестве оснований несоразмерности неустойки указало на чрезмерно высокий процент неустойки, непредставление АО "В-Сибпромтранс" в материалы дела доказательств наступления отрицательных последствий ввиду допущенной просрочки доставки вагонов.
Оценив представленные в материалы дела документы и обстоятельства дела, судом первой инстанции правомерно сделан вывод об отсутствии оснований для применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации ввиду следующего.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.
Основанием для применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации может служить только явная несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательств.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 7) если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника, которое может быть сделано в любой форме (пункт 71 Постановления).
В соответствии с пунктом 73 Постановления Пленума ВС РФ N 7 бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика.
Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки (часть 1 статьи 56 ГПК РФ, часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявляя ходатайство о снижении размера неустойки, ответчик должен представить суду доказательства исключительности обстоятельств, при которых подлежат применению положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также доказательства явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, в частности, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки. Кредитор для опровержения такого заявления вправе представить доводы, подтверждающие соразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства.
Положение части первой статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации в системе действующего правового регулирования по смыслу, придаваемому сложившейся правоприменительной практикой, не допускает возможности решения судом вопроса о снижении размера неустойки по мотиву явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства - без представления ответчиком доказательств, подтверждающих такую несоразмерность.
Учитывая компенсационный характер гражданско-правовой ответственности, под соразмерностью суммы неустойки последствиям нарушения обязательства Гражданский кодекс Российской Федерации предполагает выплату кредитору такой компенсации его потерь, которая будет адекватна и соизмерима с нарушенным интересом.
Признание несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства является правом суда, принимающего решение. При этом, в каждом конкретном случае суд оценивает возможность снижения санкций с учетом конкретных обстоятельств дела и взаимоотношений сторон.
Предъявленный истцом размер штрафа нормативно предусмотрен с целью надлежащего исполнения грузоотправителями своих обязательств в части указания сведений о грузе и недопущения перегруза вагонов, что объясняется спецификой перевозочных отношений в Российской Федерации, а также возможностью тяжелых последствий невыполнения ими установленных требований.
В рамках настоящего дела, ходатайствуя о применении статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, ответчик не представил надлежащих доказательств несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательств
Отсутствие у истца убытков, каких-либо иных неблагоприятных последствий вследствие нарушения ответчиком своих обязательств, не может быть признано безусловным основанием для применения судом статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку неустойка (штраф, пени) в соответствии с действующим законодательством носит кроме компенсационной, также и штрафную функцию, и наличие у ответчика неблагоприятных последствий в связи с нарушением им обязательств является следствием применения к нему данного вида гражданско-правовой ответственности.
Кроме того, при определении размера неустойки, пени, подлежащей взысканию, необходимо учитывать специфику связанных с перевозкой грузов железнодорожным транспортом правоотношений, а также оправданность дифференциации в имущественной ответственности перевозчиков и грузоотправителей (грузополучателей) в процессе железнодорожных перевозок, отмеченную Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 02.02.2006 N 17-О.
Процент пени, начисляемых за просрочку доставки груза, установлен законом (статья 97 Устава железнодорожного транспорта) в связи с чем, не принят довод ответчика о чрезмерно высоком проценте неустойки.
Учитывая вышеизложенное, рассмотрев материалы дела, ходатайство ответчика об уменьшении штрафа, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что ответчик не представил доказательства того, что возможный размер убытков истца, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленного штрафа и размер штрафа явно несоразмерен последствиям допущенного ответчиком нарушения обязательства.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции правомерно отклонил ходатайство ответчика о применении положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, и удовлетворил в полном объеме исковое требование о взыскании с ответчика неустойки.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела, дал им правильную оценку (с учетом их достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и не допустил нарушения норм материального и процессуального права.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Красноярского края от 09 октября 2017 года по делу N А33-21209/2016.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы и уплачены им при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 09 октября 2017 года по делу N А33-21209/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
В.В. Радзиховская |
Судьи |
Л.Е. Споткай |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-21209/2016
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: АО "ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА"
Хронология рассмотрения дела:
28.12.2017 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-6895/17
09.10.2017 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-21209/16
28.07.2017 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2706/17
20.04.2017 Определение Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-2339/17
16.02.2017 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-21209/16