г. Москва |
|
17 января 2018 г. |
Дело N А41-51432/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 января 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иевлева П.А.,
судей Диаковской Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Колесниковой Е.А.,
при участии в заседании представителей:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Сатурн"- Рыбай А.С. (по доверенности от 22.06.2017), Рогатин Д.О. (по доверенности от 09.01.2018), Рогатин С.О. (по доверенности от 01.12.2016), Лахин А.В. (по доверенности от 07.04.2017),
от заинтересованного лица по делу - Министерства строительного комплекса Московской области - Шамсутдинова Э.Х. (по доверенности от 20.11.2017),
от третьего лица по делу - Комитета лесного хозяйства Московской области - Разумак М.А. по доверенности от 20.12.2017),
от третьего лица по делу - администрации Щелковского муниципального района - не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица по делу - ТУ ФАУГИ в Московской области - Гуляева К.О. (по доверенности от 21.08.2017),
от третьего лица по делу - Министерства имущественных отношений Московской области - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Министерства строительного комплекса Московской области и Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 02.10.2017 по делу N А41-51432/17, принятое судьей Кузьминой О.А., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сатурн" к министерству строительного комплекса Московской области, о признании незаконным отказа, третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области, администрация Щелковского муниципального района, Комитет лесного хозяйства Московской области, ТУ ФАУГИ в Московской области,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Сатурн" (далее - заявитель, общество) обратилось в суд с заявлением к Министерству строительного комплекса Московской области (далее - заинтересованное лицо, министерство) со следующими требованиями:
1. Признать незаконным отказ Министерства строительного комплекса Московской области, изложенный в уведомлении от 05.05.2017 года, в выдаче обществу с ограниченной ответственностью "Сатурн" разрешения на строительство объекта "Магазин "Сад и огород" с площадкой для торговли сельскохозяйственной и дачной продукцией" на земельном участке с кадастровым номером 50:14:0030515:374.
2. Обязать Министерство строительного комплекса Московской области выдать обществу с ограниченной ответственностью "Сатурн" разрешение на строительство объекта "Магазин "Сад и огород" с площадкой для торговли сельскохозяйственной и дачной продукцией" на земельном участке с кадастровым номером 50:14:0030515:374.
Решением Арбитражного суда Московской области от 02.10.2017 заявленные требования удовлетворены.
Министерство строительного комплекса Московской области, Комитет лесного хозяйства Московской области не согласились с выводами суда, обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобах.
Представители Министерства строительного комплекса Московской области, Комитета лесного хозяйства Московской области доводы своих апелляционных жалоб поддержали, просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционные жалобы удовлетворить.
Представитель ТУ ФАУГИ в Московской области в судебном заседании поддержал доводы апелляционных жалоб министерства строительного комплекса Московской области и комитета лесного хозяйства Московской области, просил обжалуемый судебный акт отменить, апелляционные жалобы удовлетворить.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Сатурн" в судебном заседании возражал против доводов апелляционных жалоб, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Судебное заседание проведено в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителей Администрации Щелковского муниципального района, Министерства имущественных отношений Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционные жалобы и отзывы на них, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что заявитель является арендатором земельного участка с кадастровым номером 50:14:0030515:374 площадью 2000 кв. м, для размещения магазина "Сад и огород" с площадкой для торговли сельскохозяйственной и дачной продукции, категория земель - земли населенных пунктов, адрес: Московская область, Щелковский район, Анискинское сельское поселение, дер. Райки, рядом с домом N 66.
Право аренды земельного участка принадлежит заявителю на основании соглашения от 19.04.2016 г. об уступке прав и обязанностей по договору аренды N 05-281/12 от 17.09.2012 г. (л.д. 19-35). Соответствующие записи об обременении внесены в ЕГРН, что подтверждается выпиской от 31.03.2017 г. (л.д. 57).
07.07.2014 г. ООО "Тектон" (прежнему арендатору по договору N 05-281/12 от 17.09.2012 г.) выдан градостроительный план земельного участка NRU50510305-GРU000913 (т. 1, л.д. 37). В качестве описания местоположения проектируемого объекта указан магазин "Сад и огород" с площадкой для торговли сельскохозяйственной и дачной продукции, в местах допустимого размещения зданий, строений, сооружений.
27.04.2017 г. заявитель обратился в адрес заинтересованного лица за разрешением на строительство указанного магазина (л.д. 60-69).
05.05.2017 г. Министерство строительного комплекса Московской области издало уведомление об отказе в выдаче разрешения на строительство (л.д. 70). Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что земельный участок с кадастровым номером 50:14:0030512:374 имеет пересечение с землями лесного фонда.
Считая отказ незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, последний обратился в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными.
Рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.
Частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ установлено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления.
В соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ к указанному заявлению прилагаются необходимые документы, в том числе:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации: а) пояснительная записка; б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; г) схемы, отображающие архитектурные решения; д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; е) проект организации строительства объекта капитального строительства; ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта;
7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
Частью 7.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1, 2 и 5 части 7 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в абзаце первом части 7 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.
В силу части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган власти отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Отказывая в выдаче разрешения на строительство, Министерство строительного комплекса Московской области указало на то, что земельный участок с кадастровым номером 50:14:0030512:374 имеет пересечение с землями лесного фонда. В материалы дела представлена схема наложения на земли лесного фонда, общая площадь наложения составляет 1821,06 кв. м.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что заинтересованным лицом не было учтено то, что информация о пересечении с земельным участком, принадлежащим на праве аренды обществу, носила предположительный характер и подлежала проверке со стороны Министерства строительного комплекса Московской области.
В силу статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (п. 3 ст. 6 ЛК РФ).
Согласно части 4 статьи 4.2 Федерального закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (ред. от 29.06.2015 N 24) сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 7, пунктом 2 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков, лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 Лесного кодекса Российской Федерации, а именно по материалам лесоустройства и данных государственного кадастрового учета лесных участков.
Согласно статье 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Таким образом, исходя из приведенных норм, данные о государственном кадастровом учете лесных участков в составе земель лесного фонда должны содержаться не только в лесоустроительной документации, но и в государственном кадастре недвижимости.
Комитет лесного хозяйства Московской области указал на то, что спорный земельный участок имеет пересечения с лесным участком, находящимся в собственности Российской Федерации, на основании свидетельства N 50 НГ N 529293 от 24.04.2009 г., адрес: Московская область, Щелковский район, Московское учебно-опытное лесничество, Щелковское сельское участковое лесничество квартал N 1, лесотаксационный выдел 1-29; квартал N 2, л/т выдел 1-34; квартал N 3 л/т выдел 1-70; квартал N 4 л/т выдел 1-28; квартал N 5 л/т выдел 1-41; квартал N 6 л/т выдел 1-47; квартал N 7 л/т выдел 1-15; квартал N 8 л/т выдел 1-29; квартал N 9 выдел 1-47; квартал N 10 л/т выдел 1-19; квартал N 11 л/т выдел 1-17; квартал N 12 л/т выдел 1-60.
Данный лесной участок поставлен на кадастровый учет, однако, как следует из выписки из ЕГРН от 05.07.2017 г., его границы в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены.
При этом земельный участок с кадастровым номером 50:14:0030515:374, согласно сведениям из ЕГРН, каких-либо пересечений с землями лесного фонда не имеет. Сведений о наличии каких-либо ограничений в обороте земельного участка с кадастровым номером 50:14:0030515:374 в ЕГРН также не содержится.
В материалы дела представителем комитета представлены выписки из государственного лесного реестра о лесных кварталах и о лесотаксационных выделах от 25.09.2017 г., а также карту-схему, из которых, по его мнению, можно сделать вывод о границах лесного участка.
В соответствии с п. 1 ст. 69.1 ЛК РФ и п. 58 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516 (зарегистрировано в Минюсте РФ 06.03.2012 N 23413) таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.
Согласно п. 92 Лесоустроительной инструкции каждый лесотаксационный выдел характеризуется его таксационным описанием и изображается на лесоустроительном планшете, плане лесонасаждений участкового лесничества. В силу п. 191 Лесоустроительной инструкции таксационные описания лесотаксационных выделов должны иметь картографическое сопровождение в виде лесоустроительных планшетов, планов лесонасаждений.
В силу ст. 69.1 ЛК РФ и ч. VI Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12 декабря 2011 г. N 516 (далее - Лесоустроительная инструкция), под таксацией лесов понимаются работы по выявлению, учету и оценке количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляется установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
Суд первой инстанции правомерно указал, что при проведении таксации не определяются границы лесничеств либо лесных участков, материалы таксации лесов основаниями для определения и изменения соответствующих границ не являются (п. 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016).
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Таксационное описание не является лесоустроительными документами, а относится к таксационным материалам, носящий технический характер.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что представленная комитетом карта-схема, а также схема наложения земельного участка с кадастровым номером 50:14:0030515:374 не являются надлежащими доказательствами, свидетельствующими о пересечении спорного земельного участка с землями лесного фонда.
Довод Комитета лесного хозяйства Московской области о наличии спора о праве обоснованно отклонен судом первой инстанции в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 56 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в порядке производства по делам, возникающих из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
Спор о праве на недвижимое имущество может быть разрешен только путем предъявления исковых требований в порядке гражданского судопроизводства.
В рамах настоящего спора ООО "Сатурн" просит признать незаконным отказ о выдаче разрешения на строительство в связи с выявленным пересечением земельного участка с землями лесного фонда.
Поскольку в материалы дела не представлено доказательств того, что земельный участок с кадастровым номером 50:14:0030515:374 налагается на земли лесного фонда, не имеется и оснований полагать, что между сторонами существует спор о праве.
Поскольку документов, свидетельствующих о пересечении спорного земельного участка с землями лесного фонда, не имеется, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при рассмотрении настоящего спора надлежит руководствоваться положениями Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" ("Закон о лесной амнистии").
В частности, указанным законом внесены изменения в Федеральный закон от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и в Федеральный закон от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Так, в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в новой редакции, в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Согласно части 6 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки:
- расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия;
- земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
- земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (в редакции Федерального закона N 280-ФЗ), границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее также - реестровая ошибка), в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что права аренды на земельный участок 50:14:0030515:374 возникли до 01.01.2016 г., в связи с чем в силу указанных выше норм он не может быть отнесен к землям лесного фонда.
Иных оснований, препятствующих выдаче разрешению на строительства, судом не установлено. Заявителем представлен необходимый пакет документов для выдачи соответствующего разрешения.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заинтересованное лицо неправомерно отказало в выдаче разрешения на строительство.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании ч. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться, в том числе указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В целях восстановления нарушенных прав суд первой инстанции обоснованно обязал Министерство строительного комплекса Московской области выдать ООО "Сатурн" разрешение на строительство объекта "Магазин "Сад и огород" с площадкой для торговли сельскохозяйственной и дачной продукцией" на земельном участке с кадастровым номером 50:14:0030515:374.
Доводы апелляционных жалоб не могут быть приняты во внимание.
Ссылки комитета на цитаты из письма федерального агентства лесного хозяйства от 16.09.2014 N ВЛ-03-54/11079 нельзя признать обоснованными, поскольку согласно п. 7 Постановления Правительства РФ от 23.09.2010 г. N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства" (вместе с "Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства"): "Федеральное агентство лесного хозяйства не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, установленных указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации".
Указанное письмо не является нормативным правовым актом, не имеет юридического значения и не может порождать правовых последствий, в том числе в рамках рассмотрения настоящего дела. Данное письмо носит рекомендательный характер и может восприниматься как не обязательные к исполнению публикации работников агентства.
Приведенные доводы ООО "Сатурн" также соответствуют правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 31 марта 2015 года N 6-П.
Суд первой инстанции в строгом соответствии с законодательством РФ и с разъяснениями, изложенными в разделе III п. 11 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2016) (утв. Президиумом ВС РФ от 20.12.2016 г.), применил следующие положения.
Границы лесничеств и лесных участков определяются при лесоустройстве, которое в соответствии с положениями ст. 68 ЛК РФ наряду с другими работами включает в себя в том числе проектирование лесничеств, лесопарков, лесных участков и таксацию лесов.
В силу ст. 69.1 ЛК РФ и ч. VI Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12 декабря 2011 г. N 516 (далее - Лесоустроительная инструкция), под таксацией лесов понимаются работы по выявлению, учету и оценке количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляется установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
Таким образом, при проведении таксации не определяются границы лесничеств либо лесных участков, материалы таксации лесов основаниями для определения и изменения соответствующих границ не являются.
Определение местоположения, границ, площади и иных характеристик лесничеств и отдельных лесных участков в соответствии с положениями Лесного кодекса РФ, чч. II и III Лесоустроительной инструкции проводится при проведении таких видов лесоустройства, как проектирование лесничеств и лесопарков, лесных участков.
Вместе с тем в материалах дела отсутствуют доказательства проведения таких работ в отношении земельного участка, принадлежащего на праве аренды ООО "Сатурн".
Доказательств того, что ООО "Сатурн" обратилось за выдачей разрешения на строительство объекта, расположенного на земельном участке, имеющем пересечения с землями лесного фонда, апеллянтом представлено не было. На земельный участок, принадлежащий на праве аренды ООО "Сатурн", выдан градостроительный план земельного участка, оформленный в установленном законодательством Российской Федерации порядке и утвержденный Постановлением Администрации сельского поселения Анискинское Щелковского муниципального района Московской области от 07.07.2014 года N 105.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.05.2012 г. N 16576/11 сами по себе материалы лесоустройства и таксационные описания не являются доказательствами принадлежности земельного участка к землям лесного фонда при наличии документов, свидетельствующих об отнесении земельного участка к землям иной категории. При этом надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
В данном случае были предоставлены сведения из ЕГРН, в отношении арендуемого ООО "Сатурн" земельного участка с кадастровым номером 50:14:0030515:374, согласно которым отсутствует указание на наличие пересечения границ, в том числе, с землями лесного фонда. Земельный участок, арендуемый ООО "Сатурн", был поставлен на государственный кадастровый учет как земли населенных пунктов, и было зарегистрировано право аренды на указанный земельный участок, в то время, как государственный кадастровый учет лесного участка не осуществлялся, межевые работы по выносу в натуре поворотных точек границ лесного участка не проводились.
Доказательств того, что были проведены обмер и установление границ в государственном кадастре недвижимости участка лесного фонда на территории земельного участка, арендуемого ООО "Сатурн", в материалы дела представлено не было; в ГКН и/или в ЕГРН не содержатся сведения о местоположении границ земельных участков лесного фонда по адресу местонахождения земельного участка, арендуемого ООО "Сатурн".
Сами по себе материалы лесоустройства не являются достаточными доказательствами принадлежности арендуемого ООО "Сатурн" земельного участка именно к землям лесного фонда, так как в соответствии с ч. 1 ст. 67 и ч. 3 ст. 23 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
Арендуемый ООО "Сатурн" земельный участок с кадастровым номером 50:14:0030515:374 отнесен к категории "земли населенных пунктов" и не является земельным участком лесного фонда в какой-либо части. Сведения о земельном участке как об объекте недвижимости, в том числе не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер, описание местоположения его границ, сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах, расположенных в его границах, категория земель, к которой он отнесен, его разрешенное использование, характеристики, позволяющие определить это имущество в качестве индивидуально-определенной вещи содержатся в едином государственном реестре недвижимости (ранее - государственном кадастре недвижимости).
Постановка на кадастровый учет арендуемого ООО "Сатурн" земельного участка в заявленных границах незаконной признана не была, договор аренды указанного земельного участка никем не оспаривался.
Комитетом лесного хозяйства Московской области не представлены доказательства включения арендуемого ООО "Сатурн" земельного участка либо его части в состав земель лесного фонда.
Апелляционный суд не может согласиться с доводами министерства строительного комплекса Московской области в силу следующего.
В силу абз. 2 п. 2 ст. 3 ЗК РФ к земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством РФ.
Согласно п. 5 ст. 214 ГК РФ отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
В соответствии с п. 6 ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" орган, осуществляющий ведение государственного лесного реестра, в срок не более чем пять рабочих дней со дня внесения в такие реестры сведений о лесах направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения), необходимые для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
В данном случае указанных выше действий совершено не было.
В данном случае были предоставлены сведения из ЕГРН, в отношении арендуемого ООО "Сатурн" земельного участка с кадастровым номером 50:14:0030515:374, согласно которым отсутствует указание на наличие пересечения границ, в том числе, с землями лесного фонда. Земельный участок, арендуемый ООО "Сатурн", был поставлен на государственный кадастровый учет как земли населенных пунктов, и было зарегистрировано право аренды на указанный земельный участок, в то время, как государственный кадастровый учет лесного участка не осуществлялся, межевые работы по выносу в натуре поворотных точек границ лесного участка не проводились.
Доказательств того, что были проведены обмер и установление границ в государственном кадастре недвижимости участка лесного фонда на территории земельного участка, арендуемого ООО "Сатурн", в материалы дела представлено не было; в ГКН и/или в ЕГРН не содержатся сведения о местоположении границ земельных участков лесного фонда по адресу местонахождения земельного участка, арендуемого ООО "Сатурн".
В суде первой инстанции и в суде апелляционной инстанции ходатайство о проведении экспертизы, не заявлялось.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 02.10.2017 по делу N А41-51432/17 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-51432/2017
Истец: КОМИТЕТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "САТУРН"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Комитет Лесного Хозяйства Московской Области, Администрация Щелковского муниципального района МО, Мигистерство имущественых отношений МО, МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Территориальное кправление Федерального агенства по управлению государственным имущестовм в МО
Хронология рассмотрения дела:
25.02.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-4353/18
15.01.2019 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-4353/18
22.11.2018 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-18693/18
05.06.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-4353/18
17.01.2018 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-18107/17
02.10.2017 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-51432/17